Для этого я собрал коллекцию надгробных надписей Ташкентского кладбища и после надписей в катакомбах и пейзажных снимков привел их в этом альбоме вместе с наиболее красивыми памятниками Ташкентского кладбища». Фото из альбома иеромонаха Иоанна На первой и последней страницах фотоальбома отец Иоанна разместил пасхальный тропарь на церковнославянском языке: «Хрїстосъ воскресе изъ мертвыхъ, Смертїю смерть поправъ, и сущимъ во гробхъ животъ даровавъ!» Из многочисленных надписей в катакомбах он для примера выбрал несколько: «Душа возвращена Христу», «Ты будешь жить в Боге», «Констанция, вечно верная, отошла к Богу», «Вечный мир тебе, Тимофей, во Христе». И прокомментировал их словами: «Какая святая и возвышенная простота в надгробных надписях древних христиан. И как далеки от этой простоты наши многоречивые и широковещательные эпитафии, изобретаемые недостойною христианина и, в особенности, неуместною – в данном случае – суетностью и тщеславием» (возможно, это чья-то цитата). Фотографии в альбоме систематизированы по группам, названия которым дал сам составитель: пейзажи кладбища; упокоение в Боге; памятники, свидетельствующие о вечной жизни; о земной деятельности; могилы воинов; армянские могилы; еврейские могилы; могилы неверующих и пр. На фотографиях – распятия, мраморные ангелы, скорбящие женские фигуры, воинские захоронения («Венгерские офицеры погибшим венгерским солдатам»). Есть и такие надписи: «Здесь покоится честное и многотрудное тело старицы Божией Наталии Яковлевны Соколовой, чистою душею отошедшей ко Господу ее призвавшему. Годы жизни 1870–1948». Получается, что могилка старицы совсем свежая. Первые захоронения на Боткинском кладбище, получившем имя по названию улицы, на которой оно находилось, появились в 1870-х годах в связи со строительством европейской части города. Тогда же была построена и часовня «Всех скорбящих Радость». Могилы православных в Узбекистане Возле часовни – а это центр кладбища – могилы православных. Здесь похоронены митрополит Никандр (Феноменов), митрополит Арсений (Стадницкий), архиепископ Гавриил (Огородников), архимандрит Борис (Холчев), жена и дочь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

http://pravoslavie.ru/157758.html

и кит. правосл. духовенством. Прот. Сергий Чан не признал назначение Синода РПЦЗ главой миссии архиеп. Симона и обратился за поддержкой к гоминьдановскому правительству. Правительство Китайской Республики утвердило начальником П. д. м. кит. священника. Сергий Чан доказывал, что основная задача миссии - проповедь Православия среди китайцев, а не забота о рус. эмигрантах, чем, по его мнению, только и занимались рус. миссионеры. В стране в это время набрало силу движение за создание «китайской церкви», часть правосл. китайцев поддержала это движение. После смерти архиеп. Симона (Виноградова; † 24 февр. 1933) главой 20-й миссии (1933-1956) стал Виктор (Святин), официально назначенный ее начальником в авг. того же года, и рукоположенный во епископа Шанхайского 6 нояб. 1932 г. Еп. Виктор, представитель рус. беженцев, не был достаточно подготовлен к миссионерской деятельности среди китайцев. Прот. Сергий Чан не признавал нового главу П. д. м. и при помощи митр. Токийского и Японского Сергия (Тихомирова) установил связь с РПЦ, представляя себя в качестве наследника митр. Иннокентия (Фигуровского). Заместитель Патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) принял Сергия Чана в юрисдикцию Московского Патриархата (МП) и поручил ему заботу о правосл. епархиях в Китае. Тем не менее еп. Виктор (Святин) добился признания своих полномочий со стороны правительства Китайской Республики. Панорама Пекинской духовной миссии. Фотография. 1948 г. Панорама Пекинской духовной миссии. Фотография. 1948 г. 10 июня 1934 г. в Белграде был рукоположен во епископа Шанхайского иером. Иоанн (Максимович). В 1935 г. в Шанхае учреждено Китайское православное братство, которое возглавил известный бизнесмен Андрей Павлович Юй (Юй Цяцин), его заместителями стали адвокат Петр Чжан и свящ. Илья Вэнь. Наместником П. д. м. в Шанхае был архим. Гавриил (Огородников ; впосл. архиепископ). В годы второй мировой войны П. д. м. продолжала работать, преодолевая возникшие трудности.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А потом в Москве я познакомился с матушками, которые приняли его из зоны, когда он освободился из заключения. Он у них там долго лежал: потому что был гонимым, был без прихода, вообще без всего. И они его тогда содержали, очень его любили. Я с ними потом очень близко познакомился, они впоследствии и меня даже стали опекать, эти две родные сестры... Помню еще, что, когда я был рядом с отцом Иоанном, мне даже нечего сказать было, потому что я просто как бы балдел! Не могу иного слова подобрать!.. А он - он говорил мне всё то, что именно мне было необходимо. Причем это не было таким вот научением: «так и так поступай!» Нет, ни в коем случае! Это всё было именно в беседе, словно он был равным мне! Как будто это была беседа двух равных, хотя я-то к нему шел, чтобы он поддержал меня, чтобы мне обратиться к его опыту! И он приобщал меня, но - очень тактично. И потом, когда я выйду из заключения и меня к нему не будут пускать (и вообще выгонят из монастыря как диссидента), я буду лезть ночью к нему в окно, как вор в ночи. Мне иноки скинут тогда веревку, и я по веревке буду подниматься в окно его кельи (это уже после того, как меня освободят из заключения). Отец Гавриил (Стеблюченко) (тогда наместник монастыря) меня, конечно, жестко не любил. И его присные, которые его тогда окружали, вывели меня за руки из монастыря. И вот я ночью лез в окно к отцу Иоанну. И он меня так принимал, что я плакал, просто как ребенок! Плакал, как ребенок!.. И только единственный раз он сказал мне: «Александр, ты должен понять, что на тебя смотрят люди! Ты должен делать то-то и то-то...» Это было только один раз - уже после моего освобождения. Он мне сказал: «Ты понимаешь, что у тебя сейчас ответственность большая? Потому что ты пострадал за Христа и люди смотрят на тебя!» Я уже не помню дословно, но смысл был таков. И, конечно, это прикосновение к такому старческому опыту очень пригодилось. Я понял, чем Православие особенно сильно. Мы, например, можем что-то говорить о патриархе, быть с ним в чем-то несогласным и пр. Но Православие сильно тем, что рядом с патриархом есть подобная ему, а в чем-то даже более духовно мощная фигура - фигура старца. И я вспоминал это уже в советское время, когда мы, например, после службы в Елоховском соборе выходим и слышим, как бабушки говорят: «Опять патриарх что-то не то говорил и т.д.». Они, конечно, понимали положение патриарха, но все-таки высказывались. А вместе с тем, конечно, в нашей Церкви оставались старцы, которые и представляли собой полноту: благодатную полноту Православия.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/05/otec...

11 . Прародители наши чрез грех лишились блаженства; и мы, их потомки не блаженствуем; но назначение Божие человека к блаженству пребывает неизменным: потому что Бог, по милосердию Своему, и уклонившегося от блаженства человека предназначил к блаженству чрез Сына Своего, Иисуса Христа, Спасителя мира. 12 . Слово Божие так говорит об этом: Бог избрал нас в Нем (в Сыне Своем) прежде создания мира, т. е. еще прежде сотворения мира всеведущий Бог положил спасти нас чрез Иисуса Христа ( Еф.1:4 ). 13 . Но к блаженству Бог предопределил только тех, которые веруют в Спасителя и идут указанным Им путем к блаженству. Тех же, кто не верует и живет не по Закону Божию, Бог осудил на вечные мучения. В деле спасения Бог не стесняет свободы человека: свободно человек пал, только свободою может и восстать от падения. Бог своею помощью (благодатью) только наклоняет человека к добру и отклоняет от зла, не делая однако принуждения его свободе 18 . д) Промысл Божий о мире и человеке 14 . В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть на небе и на земле, Он содержит в Своей силе и воле, т. е. над всем владычествует и всем управляет. Слово Вседержитель – то же, что Промыслитель . Сотворив мир, Бог не оставил его без своего попечения или, по-славянски, промышления. Он сохраняет все твари, особенно человека, направляет их ко благу, всякому добру помогает, а возникающее зло пресекает или обращает к добрым последствиям, например, разные беды, болезни и т.п. 15 . О Промысле Божием в отношении к миру и в особенности к человеку так говорит Сам Иисус Христос: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф.6:26 ). Весь 90-й Псалом царя Давида „Живый в помощи Вышняго“ есть изображение Промысла Божия о человеке 19 . 16 . Пример на Промысл Божий о человеке представляет собою в Житиях Святых (в Прологе) некто огородник. Живя трудом, он, в надежде на Промысл Божий, весь свой избыток раздавал бедным и – пользовался благоденствием. Злой дух внушил ему следующую мысль: Злой дух внушил ему следующую мысль: „Не имея ничего в запасе, чем он будет жить, если захворает?“ И огородник перестал помогать бедным, а начал копить деньги. И действительно случилось, что он скоро заболел; стал лечиться, и все пролечил, а выздороветь, не выздоровел. Тогда он раскаялся в своем грехе и Бог исцелил его, и он снова начал благотворить бедным, ничего не оставляя для себя, и прожил до смерти благополучно . О втором члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

— «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе — апостолат мирян. Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: “Хорошо?” — “Очень хорошо”, — ответил мулла. — “А почему же вы не обращаетесь к Христу?” — “Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, — ответил мулла. — делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский вы разил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие» Ог ромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9.22). Этот завет первоверховного апостола ярко сумел во плотить святитель Иннокентий (Вениаминов). По зову Божиему он проехал тысячи километров с семьей и поселился в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учил алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им   книгам и детей, и взрослых. Ему приходилось объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей, он защищал их от произвола чиновников и купцов, учил вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечил алеутов и т.д. Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любв и, и через десять лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

http://pravmir.ru/chto-takoe-missionerst...

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется – чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца – святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника – преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:1–2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Созерцание Да созерцаю чудесное знамение, явленное Богом Гедеону (Суд. гл. 6), а именно: 1) как в одну ночь только на шерсти была роса, а прочая земля оставалась сухой; и как в другую ночь роса покрыла всю землю, а на шерсти не было ни росинки; 2) как означало это сперва (до Христова пришествия) израильский народ среди языческого а затем (после Христова пришествия) – языческий осеняемый благодатью, и безблагодатный Израиль. Проповедь об отсрочке Судного дня – по милости Божией Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет. 3:9 Милость Божия, братья, отодвигает день – по слову пророческому, пылающий, как печь ( Мал. 4:1 ). Итак, да посрамятся ругатели, насмехающиеся над Божиими словами и вопрошающие: « Где обетование пришествия Его? » ( 2Пет. 3:4 ). Не Бог запамятовал о Своем обетовании, а грешники забыли о самих себе. А Бог, по безмерной Своей милости, ждет, пока грешники одумаются, и покаются, и подготовят себя к тому дню, который не повторяется. Ибо день оный не таков, как прочие дни, подаваемые людям на покаяние и приуготовление к встрече с Богом. День оный – единственный в своем роде, уникальный; он отличается от всех остальных дней, ибо наступит он не для покаяния, а для суда. Как един и неповторим Страшный Суд, так един и неповторим и оный день. Бог не желает, чтобы кто-либо из людей погиб. Не на погибель создал Он человеков, а на спасение. Есть ли такой огородник, который, сажая овощи, хочет, чтобы они у него засохли и погибли? А [ведь] Бог премудрее и сострадательнее всех людей. Одно желание у Бога, а именно: чтобы все люди покаялись и отвратились от зла. Как веселится виноградарь, если увядшая было виноградная лоза вновь оживет, и зазеленеет, и принесет плод! Какова же тогда радость Бога и Божиих Ангелов, если души человеческие, зачахшие во грехе, обратятся [на путь истины] и в слезах покаяния обретут [утраченную] молодость и принесут плод душевной чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010