- В моей жизни, - говорил владыка, - было три человека, которые сыграли огромную роль в моем становлении. Всю свою жизнь я стремлюсь в чем-то походить на них. Первым стал архиепископ Виталий (Введенский) . Второй - митрополит Антоний (Марценко) , человек архисложной судьбы. Я долгое время иподиаконствовал при нем, был его личным секретарем и вторым келейником. Владыку Антония обвинили в антисоветской деятельности, арестовали и отправили в «места не столь отдаленные» на 25 лет, а ему в ту пору было 67. Он погиб в лагерях. Я очень переживал, именно тогда впервые и подумал о том, чтобы принять монашество. За то, что я был связан с митрополитом Антонием, меня целый месяц держали, если так можно выразиться, «под домашним арестом». В девять часов утра я являлся в органы государственной безопасности, где меня «мариновали» до двух часов ночи, а в два часа начинался допрос. Потом меня отпускали домой поспать, а с утра все повторялось снова. Тульский епископ от меня отказался, даже написал в Священный синод, чтобы в Тулу меня священником не присылали, и тогда третий важный человек в моей жизни - владыка Вологодский Гавриил (Огородников) - не побоялся и принял меня вопреки всему. Вот документ, свидетельствующий об отношении властей к молодому епископу: «Определенную озабоченность вызывает деятельность молодых правящих архиереев, которые в разное время привлекались к зарубежной работе, а внутри страны нередко проявляют религиозную активность, не считаясь с рекомендациями уполномоченных совета и местных органов власти. К их числу относятся архиереи Николай Владимирский, Владимир Иркутский... и другие». Он перенес два инфаркта, врачи ограничили его рабочее время, он все равно продолжал принимать до последнего человека: - Я старая лошадка, коли запрягли, то буду тянуть, пока не упаду. Тяжелее всего ему было переносить необходимость лечения. Чуть становилось полегче - владыка уже на ногах: «Не могу больше, все бока отлежал». Ему всегда можно было дозвониться в кабинет или домой. Он никогда не прятался за спины секретарей и келейников (их, кстати у него не было), мог даже дать нагоняй за то, что его постеснялись побеспокоить вечером, решая какой-нибудь важный вопрос.

http://drevo-info.ru/articles/1323.html

Следует отметить, что, к сожалению, в сборнике материалов научной конференции 20–21 июня 2000 года в докладах О.А. Наумовой и С.Н. Цветкова упомянуты только номера фондов, описей и дел, на которые они ссылаются, без названия дел. Это несколько осложняет анализ, выявление точной информации. Так, в докладе О.А. Наумовой приводится статистика обращений с просьбой об открытии новых церквей по годам: 1944 – 93 обращения; 1945 – 92; 1946 – 49; 1947 – 59; 1948 – 37; 1949 – 20 . В отчетах уполномоченного Совета И.М. Игнатова другие цифры: 1944 – 122 обращения; 1945 – 109; 1946 – 71; 1947 – 76; 1948 – 66; 1949 – 33 и 1950 – 22 . Далее, исследователь пишет об открытии храмов, что «с 1948 года не было удовлетворено ни одного ходатайства» . Располагая более достоверными данными, мы вынуждены внести поправку: в 1948 году был открыт один храм . Более того, в 1948–1950 годах шла тяжба за открытие храмов в Вытегорском и Мяксинском (теперь – Череповецком) районах. Отметим, что поскольку материалы Государственного архива Российской Федерации по тематике нашей работы публикуются впервые, то ошибки и разночтения неизбежны. Много ошибок содержится и в самих материалах. Например, И.М. Игнатов жаловался в Совет, что не располагает точными сведениями о количестве церквей в области, постоянно исправлял свои же ранее отосланные в Москву отчеты. Характер ошибок разнообразный: неверное название церкви или населенного пункта, неправильно указана дата постройки или закрытия церкви, ошибочные сведения по количеству церквей в районе, под какие учреждения они приспособлены и т.д. Обладая архивными сведениями XIX – начала ХХ века, мы взяли на себя ответственность, по возможности, поправлять уполномоченного, вставлять ясность в то, что вышло из-под его пера. Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Документальные материалы, хранящиеся в ГАРФ, по сравнению с ГАВО и ВОАНПИ, имеют несколько важных преимуществ. Во-первых, преимущество для исследователя – можно смотреть архив Совета целиком . Это выявляет особые условия, в которых жила Вологодская епархия. О них писал епископ Вологодский и Череповецкий Гавриил (Огородников) в годовом отчете за 1953 год следующее:

http://pravoslavie.ru/31666.html

Кое-кто из служащих жаловался на батюшку: мол, Исаия в прелести Спустившись с гор, о. Исаия прибыл в Ташкент, где 9 марта 1967 года в Свято-Успенском соборе архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил (Огородников) рукоположил иеродиакона Исаию в иеромонахи. Вернувшись в Грузию, о. Исаия служил в Тбилиси. Однажды, рассказывал автору этих строк, уезжая на сутки из дома, где обитал, осенил по обычаю крестным знаменем входные двери, а закрыть позабыл. Соседка потом поведала, как посреди ночи к дому подошли воры, пытаясь пробраться: дергали окна, другие двери. А входные — будто не видели, так и ушли восвояси. Святейший Патриарх Грузии как-то узнал, что о. Исаия не берет денег за требы, а все деньги складывает в церковную копилку. Кое-кто из служащих жаловался на батюшку: мол, это все показуха, Исаия в прелести, прикидывается святошей, завоевывает дешевый авторитет и проч. Патриарх вызвал будущего старца для беседы, в конце которой снял с себя нагрудный крест и надел на о. Исаию со словами: «Иди, служи. А если будут вопросы у отцов, покажи им этот патриарший крест». Духовник Почаевской лавры Свято-Успенская почаевская Лавра В конце 1970-х Исаия в сане игумена возвращается на Украину, поселяется в Почаевской лавре. Выполняя послушание духовника, он привлек внимание молодой братии, которая стремилась услышать нечто новое от «кавказского пустынника». Как всегда, о. Исаия творит молитву Иисусову и обучает этому искусству молодых иноков и послушников. Вот как об этом вспоминает один из тогдашних почаевских послушников: «…Батюшка Исаия практиковал деятельную Иисусову молитву с поклонами… Также требовал произносить имя Иисусово с особым благоговением, даже с каким-то чуть чувственным, я бы сказал, преподнесенным придыханием, с растяжкой гласных звуков — «Иисуусее!» Высочайшая степень благоговения! Но тем не менее это было нам настолько интересно, что мы собирались после трудового дня, богослужений и положенного лаврского правила. Подходил и благочинный, архимандрит Алипий (Шинкарук), внимательно слушал и — что странно для нас, послушников, было — начальствующий в монастыре позади нас тоже поклоны бил.

http://pravoslavie.ru/104127.html

Так изменился весь путь моей жизни, совсем по-иному пошел. Когда вернулись в Курск, мама повела меня на благословение к Владыке, Епископу Гавриилу (Огородникову), который временно управлял тогда Курско-Белгородской епархией, срок его управления подходил к концу. Он позвал меня к себе, благословил. Это было в Сергиево-Казанском соборе, в верхнем храме Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея России Чудотворца. Я приложился ко всем иконам, особенно запомнилась икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная. «А хочешь, я тебя к себе возьму?» – спросил меня Владыка. Сердце во мне так и затрепетало, смотрю на него снизу вверх: «Хочу…» Мама оставила Епископу наш почтовый адрес, и вскоре он прислал мне письмо из Вологды, куда Патриарх Алексий I его направил на служение: «Дорогой Ванюша, приезжай ко мне через Москву, будешь у меня послушником»… Мама помолилась, собрала меня в дорогу, положила земной поклон перед деревенскими образами и заплакала… Много десятилетий я не был в Курске. И только в прошлом году Господь удостоил меня побывать на могилке моей благодетельницы, матушки Мисаилы, в селе Муравлево под Курском, отслужить ей панихиду, побывать в том самом Сергиево-Казанском соборе, где когда-то Господь призвал меня на служение Святой Церкви… А потом Владыка Гавриил направил меня на учебу в Московскую Духовную семинарию, – тихо промолвил он, – каждые каникулы я к своему Владыке ездил, иподиаконом у него служил, с посохом стоял у Царских врат… Отца, воистину благодетеля Господь мне послал. После окончания семинарии меня направили служить во вновь открывшемся храме Московской Духовной Академии, здесь же, в Лавре, под покровом Игумена Сергия. В Академию я не пошел, старцы позвали меня пономарить в Храме. Будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен был тогда наместником Троице-Сергиевой Лавры. Старцы его попросили за меня. И вот с двадцати трех лет так и живу здесь. По молитвам за меня, грешного, схимонахини Мисаилы, Господь отца мне дал, великого отца. Отец мой духовный – это… Преподобный Сергий Радонежский. С его-то храма в Курске началась моя дорога…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Маша молчит, глядит на Москва-реку, где Денис. А он все глядит, как мы уползаем в горку. Вот уж и «дача» кончилась, гремит по камням полок, едут извозчики. А Денис все стоит и смотрит. Н. И. и Н. К. Кульман Крестный ход «Донская» Завтра у нас «Донская». Завтра Спас Нерукотворный пойдет из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах. И поклонятся Ей все Святые и Праздники, со всех хоругвей. У нас готовятся. Во дворе прибирают щепу и стружку, как бы пожара не случилось: сбежится народ смотреть, какой-нибудь озорник-курильщик ну-ка швырнет на стружку! а пожарным куда подъехать, народ-то всю улицу запрудит. Горкин велел поставить кадки с водой и швабры, — Бог милостив, а поберечься надо, всяко случается. Горкин почетный хоругвеносец, исконный, от дедушки. У него зеленый кафтан с глазетовой бахромой серебряной, а на кафтане медали. Завтра он понесет легкую хоругвь, а Василь-Василич тяжелую, в пуд, пожалуй. А есть, говорят, и под три пуда, старинные, из Кремля; их самые силачи несут, которые овсом торгуют. У Горкина нога стала подаваться, отец удерживает его, но он потрудиться хочет. — В последний, может, разок несу… — говорит он, вынимая из сундука кафтан. — Ну, притомлюсь маленько, а радость-то какая, косатик… встретятся у донских ворот, Пречистая со Спасителем! и все воспоют… и певчие чудовские, и монахи донские, и весь крестный ход — «Царю Небесный…» а потом — «Богородице Дево, радуйся…»! И все-то хоругви, и Святые, и Праздники, в золоте-серебре, в цветочках… все преклонятся пред Пречистой… Цветочки-то почему? А как же, самое чистое творение, Архангел Гавриил с белым цветочком пишется. Завтра сестрицы срежут все цветы в саду на ваши казанские хоругви: георгины, астры, золотисто-малиновые бархатцы. Павел Ермолаич, огородник на нашей земле у бань, пришлет огромных подсолнухов и зеленой спаржи, легкий, в румяных ягодках, — будет развеваться на хоругвях. Горкин с Василь-Василичем сходили в баню, чистыми чтобы быть. Горкину хочется душу на святом деле положить, он все «Спасы» носил хоругви, кремлевские ходы ночные были, — в чем только душенька держится. Отец шутит — «как тебе в рай-то хочется… напором думаешь, из-под хоругви прямо! да ты под кремлевскую вступи, сразу бы и…». А он отмахивается — «куда мне, рабу ленивому… издаля бы дал Господь лицезреть».

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/2...

В 1947 году Михаил возвратился в Ленинград, закончил аспирантуру Котлотурбинного института, а в 1953 году, получив степень кандидата технических наук, стал доцентом Ленинградского горного института, где до 1957 года преподавал теплотехнику. Жизнь наконец-то была налажена: достаток, уважение коллег, не за горами профессорство... Что еще желать? Но впереди было главное — осуществление «мечты детских лет» — принятие священного сана. Еще в 1955 году он получил на это благословение митрополита Ленинградского Григория (Чукова), но лишь в 1958 году епископ Вологодский Гавриил (Огородников) осмелился рукоположить доцента Михаила Николаевича во священника, что вызвало большой шум в ленинградской прессе. С 1958 года отец Михаил служил в храмах Вологды и Устюжны, а в 1964 году, окончив академию со степенью кандидата богословия, был оставлен преподавателем латинского языка, истории и разбора западных исповеданий. С 1966 года он — доцент и декан факультета африканской христианской молодежи. Осенью 1966 года протоиерей Михаил по инициативе митрополита Никодима (Ротова) был утвержден в должности ректора Ленинградских Духовных школ, 31 октября принял постриг (жена умерла в 1963 году) и уже 6 ноября того же года был возведен в сан епископа Тихвинского. По разным причинам ректорство было недолгим. В июле 1968 года владыку перевели на Астраханскую и Енотаевскую кафедру (с сентября 1977 года — архиепископ); а с декабря 1979 и до выхода в феврале 1993 года на покой он возглавлял Вологодскую и Великоустюжскую кафедру. Все это время (и по оставлении кафедры) владыка Михаил преподавал в ЛДА и других учебных заведениях, выступал на радио и общался с многочисленными посетителями... Господь дал ему меньше лет жития, чем маме, и владыка покинул этот мир 28 февраля 2000 года, оставшись верным сыном своего столетия. Богослов, профессор, человек Ко времени преподавания в ЛДА отец Михаил был уже сложившимся ученым в добрых старых традициях. Как-то на международной богословской конференции зазвучал доклад римского кардинала на латинском языке. Возникло замешательство: кто может переводить «с ходу»? Ситуацию спас русский архиерей Михаил с «непроизносимым» титулом...

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/2/70...

Семь вершин есть ангельских, золотом горящих, Семеро Архангелов, духов высочайших: Первый – Михаил, меч на супостатов, Богоборцам всем – грозная расплата; Гавриил – как вестник Божья воплощенья, И пречудный таинник нашего спасенья; Рафаил – свет солнечный, Троицы служитель, Всех людских недугов верный исцелитель; Уриил – сияние тихое Господне Просветитель душ древле и сегодня; И Селафиил – молитвенник усердный, За людей пред Господом ходатай милосердный; Иегудиил Бога прославляет, Человека вольного к славе воздвигает; И Варахиил – благости податель, Кою людям дарует вечный их Создатель. 2. Священномученик Ириней, епископ Сремский (Сирмийский) . Полагают, что он был славянином и до принятия епископства был женат и имел детей. Пострадал за Христа в правление Максимиана. Во время тяжких истязаний его родственники стояли вокруг него, плача и прося его пощадить себя и их (то есть отречься от Христа). Но сей дивный священномученик возлюбил язвы за Христа паче всех благ сего. Одновременно с ним от рук игемона Проба пострадал в Среме и некий огородник Серен, а в Регии – Афр. Так как святой Ириней никак не хотел отречься от веры, то игемон повелел сбросить его с моста в реку Саву, где сей пастырь Христова стада скончался и переселился в среду граждан небесных. Благочестно пострадал он в 304 году. 3. Преп. Малх . Малх был земледельцем из окрестностей Антиохии. С самой юности устремлял он весь свой дух к Богу. Пленили его сарацины и в рабстве заставили взять себе в жены негритянку. Но он ее привел к вере Христовой, живя с ней, как брат с сестрой. Решили они вместе бежать из плена. Сарацины едва их не нагнали. Они укрылись в одной пещере, где увидели львицу с детенышами, и очень испугались. Но Бог сохранил их. Львица не сделала им никакого вреда, но растерзала одного араба, когда тот захотел войти в пещеру, чтобы схватить беглецов. Вернувшись на родину, Малх пристроил свою супругу в женский монастырь, а сам ушел в мужской. Прожив много лет в подвиге, переселился он в небесное отечество. Было это в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Панорама монастыря, который в буквальном смысле касается неба, поражает с первого взгляда. Когда же паломник, поднявшись от пристани, приближается к нему вплотную, то замирает в восхищении от дерзновенной отваги строителей. И в безмолвии недоумевает, вперяя взор то в заоблачную высь, то в разверзшуюся под ногами бездну: как созидалось все это с невероятным риском для жизни? Да, по-человечески подобное предприятие кажется и впрямь неосуществимым. Но, когда сила человеков изнемогает, а сердечное расположение их колеблется, в дело вступает Сам Бог, сверхъестественно творящий волю Свою. По преданию, преподобный Симон, задумав устроить монастырь, несколько ночей кряду видел над местом его безмолвия светозарную звезду, напоминавшую о приближении Рождества Христова. Когда святой старец призвал строителей осмотреть скалу, они устрашились высоты и думали уже отказаться от работы, не слушая его уверений, что дело сие от Бога. Тогда преподобный, по вдохновению свыше, обратился к бывшему при нем иноку: «Ступай, чадо, принеси немного вина, дабы нам угостить братий сих, утружденных восхождением». Тот повиновался и принес вина в глиняном сосуде, но, прежде чем успел предложить угощение, незримая сила низвергла его в расселину глубиною свыше пятидесяти саженей. Однако по промыслу Божию инок нимало не пострадал, и даже хрупкий сосуд в руках его остался цел, не потеряв ни капли. При виде такого чуда строители воспрянули духом и решили, невзирая ни на что, возвести здесь монастырь. Так создалась, и притом без единого смертного случая, обитель, которую первоначальник ее называл «Новый Вифлеем». Но и теперь многие посетители Симонопетры, страдающие головокружениями, опасаются выходить на балконы ее корпусов, привычно именуемые здесь сушильнями. Стоя над трехсотпятидесятиметровым обрывом, всякий человек познаёт Божие всемогущество и свою малость. А паломник-монах благословляет приснопамятных строителей, чье создание уже много веков выдерживает разрушительное действие времени, и безмерно смиряется сердцем, вспоминая сына сербского деспота Иоанна Углеши 161 , который подвизался здесь послушником и терпеливо сносил поношения старца-огородника за то, что по неопытности выпалывал фасоль и оставлял сорняки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всех беглопоповцев в епархии, по собранным сведениям, насчитывается 21850 человек (м.п. 10705 и ж.п. 11145). В виду, вероятно, того, что жизнь беглопоповщинских обществ в разных селениях Черниговской области течет вяло и мало заметно, о них в доставленных о.о. благочинными сведениях сообщается весьма немногое. Более видными центрами беглопоповщины в Стародубском крае являются: пос. Климов (Новоз. у.), пос. Лужки (Старод. у.), Злынка (Новоз. у.), г. Новозыбков, Тимошкин Перевоз (Новоз. у.), Святск (Сураж. у.), Добрянка (Городн. у.), Воронок (Стар. у.), Новомлынка (Стар. у.), Елионка (Стар. у.), Шеломы (Новоз. у.), Родионовка (Глух. у.). В пос. Климове существует беглопоповская моленная, находящаяся на Стаой ул., в доме Ивана Шведова, прихожанами в которой состоят м.п. 1890 чел. и ж.п. 2000 чел. Наставником Климоских беглооповцев состоит мещ. Федор Матвеев Гридин. Более видными руководителями секты и заведующими хозяйственною частью ее являются мещане – Иван Петров Шведов, Иван Андреев Огородников и Григорий Николаев Дебельский. В пос. Лужках беглопоповцев насчитывается м.п. 2000 чел. и ж.м. 1822 чел. Они подразделяются здесь на две партии – диаконовскую и ветковскую, которые по числу своих последователей почти совершенно равны. Как та, так и другая партии имеют отдельную моленную. В диаконовской моленной наставником состоит мещ. Иосиф Бобров, а более видным начетчиком и руководителем секты является мещ. Иаков Новиков; в Вятковской моленной наставником состоит Власий Богомолов, а начетчиками и главарями состоят мещане Петр Дебельский и Гавриил Лужков. Значительная часть раскольников пос. Лужков (по крайней мере третья часть) занимается торговлей и проживает на сторонах по паспортам, как-то: на Кавказе в Бессарабии, на Дону и др. местах. Проживающие же в посаде раскольники занимаются хлебопашеством и плотничеством. Вообще же, раскол в п. Лужках, как видном центре беглопоповщины, очень силен и крепко держит своих последователей. В пос. Злынке всех раскольников насчитывается обоего пола 6240 чел., из них к беглопоповщине принадлежат 3400 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Маша молчит, глядит на Москва-реку, где Денис. А он все глядит, как мы уползаем в горку. Вот уж и «дача» кончилась, гремит по камням полок, едут извозчики. А Денис все стоит и смотрит. Н. И. и Н. К. Кульман Крестный ход «Донская» Завтра у нас «Донская». Завтра Спас Нерукотворный пойдет из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах. И поклонятся Ей все Святые и Праздники, со всех хоругвей. У нас готовятся. Во дворе прибирают щепу и стружку, как бы пожара не случилось: сбежится народ смотреть, какой-нибудь озорник-курильщик ну-ка швырнет на стружку! а пожарным куда подъехать, народ-то всю улицу запрудит. Горкин велел поставить кадки с водой и швабры, — Бог милостив, а поберечься надо, всяко случается. Горкин почетный хоругвеносец, исконный, от дедушки. У него зеленый кафтан с глазетовой бахромой серебряной, а на кафтане медали. Завтра он понесет легкую хоругвь, а Василь-Василич тяжелую, в пуд, пожалуй. А есть, говорят, и под три пуда, старинные, из Кремля; их самые силачи несут, которые овсом торгуют. У Горкина нога стала подаваться, отец удерживает его, но он потрудиться хочет. — В последний, может, разок несу… — говорит он, вынимая из сундука кафтан. — Ну, притомлюсь маленько, а радость-то какая, косатик… встретятся у донских ворот, Пречистая со Спасителем! и все воспоют… и певчие чудовские, и монахи донские, и весь крестный ход — «Царю Небесный…» а потом — «Богородице Дево, радуйся…»! И все-то хоругви, и Святые, и Праздники, в золоте-серебре, в цветочках… все преклонятся пред Пречистой… Цветочки-то почему? А как же, самое чистое творение, Архангел Гавриил с белым цветочком пишется. Завтра сестрицы срежут все цветы в саду на ваши казанские хоругви: георгины, астры, золотисто-малиновые бархатцы. Павел Ермолаич, огородник на нашей земле у бань, пришлет огромных подсолнухов и зеленой спаржи, легкий, в румяных ягодках, — будет развеваться на хоругвях. Горкин с Василь-Василичем сходили в баню, чистыми чтобы быть. Горкину хочется душу на святом деле положить, он все «Спасы» носил хоругви, кремлевские ходы ночные были, — в чем только душенька держится. Отец шутит — «как тебе в рай-то хочется… напором думаешь, из-под хоругви прямо! да ты под кремлевскую вступи, сразу бы и…». А он отмахивается — «куда мне, рабу ленивому… издаля бы дал Господь лицезреть».

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/?...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010