Итак, к улучшению содержания причтов окружных церквей не представляется другого средства, как увеличить их оклады положением столовых денег священникам по примеру Петропавловских и Охотских и прибавкой жалованья дьячкам. Первого требует и самая справедливость; ибо если Петропавловские и Охотские священники, имея возможность покупать для себя вещи из первых рук и не имея никакой надобности тратиться на доставку оных из лавок домой, получают столовые деньги сверх жалованья и провиантских, то тем необходимее выдавать столовые священникам окружных церквей, долженствующим или покупать дома несравненно дороже тех, или тратить значительные суммы за доставку вещей к ним из портов. Здесь также может быть вопрос: так как в Камчатке приходы вообще очень немноголюдны; то для соблюдения пользы казне при положении новых окладов, – нельзя ли число церквей уменьшить? Правда, по числу жителей Камчатки, там сравнительно с Американскими и Охотскими много церквей и причтов, т.е. на 5878 жителей 9 церквей и 11 священников. Но, сколько большое расстояние одного селения от другого и одной церкви от другой, а более всего трудность в сообщении не только не позволяют, без важного вреда духовной пользе жителей, уменьшить число церквей, но напротив надлежало бы еще увеличить; ибо есть селение, отстоящее от своих церквей в 150, 200, 250 верстах и даже (в Лесновском и Дранкинском) в 335 и 345 верстах, где сообщение может быть только зимой и то при изобилии рыбы. Но при настоящих обстоятельствах Камчатке, об умножении церквей и помышлять нельзя. И если ныне, для соблюдения экономии можно уменьшить число церквей, то не более, как только одной и именно Нижнекамчатской – имеющей 237 душ обоего пола прихожан и от ближайшей церкви, отстоящей в 84 верстах, сообщение между ними всегда возможное. Можно также при Камчатском соборе вместо двух священников при протоирее иметь одного, и даже не иметь диакона с одним причетником, и закрыть Духовное Правление (последнее всего удобнее, особливо если Епархиальное Управление перенесется в Аян); но все таковые меры будут уже, можно сказать, чрезвычайные, – но впрочем не неудобные и не безвыгодные, если только оставить без уважения то, что в главном порте не будет круглого собора, священнослужителей, и Нижнекамчатские жители будут лишены церкви, которая притом устроена прежде всех Камчатских и при которой была миссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

и кроме того настоит необходимость отселить из острожков всех болящих в особые места и больницы, о чем он ныне же представит высшему начальству, и следовательно чрез это народонаселение еще уменьшится. Что же касается до того, какую дать прислугу священникам, он, г. исправляющий должность военного Губернатора, полагает дать им денщиков на тех же основаниях, на каких даются полковым священникам. Вполне соглашаясь с мнением г. Губернатора, что, при таком жалком состоянии жителей Камчатки, возложить па них обязанность давать священникам работников из среды их, совершенно невозможно; а так, как в Камчатке пока еще нет даже и слухов о каких-либо похищениях, – я, дав знать всем священникам Камчатки, что я об этом предмете представлю Св. Синоду, ныне же предписал им, между прочим, впредь до решения сего дела, не требовать от прихожан другого сторожа для церкви, или для себя работника, ни под каким видом; но если кто не может обойтись без того, то пусть нанимает желающих или просит о том прихожан. О чем Святейшему Правительствующему Синоду долг имею донести и нижайше представить. Священники Камчатских церквей, имея обширнейшие приходы, простирающиеся от одного края до другого, от 200 до 300 и даже более 500 верст, по необходимости должны по обязанности своей отлучаться от домов своих нередко и на долгое время, особенно когда устроятся по селениям часовни, где жители будут в известное время исполнять свои обязанности очищения совести и, следовательно, священники должны проживать не менее недели в каждом; к тому надобно присовокупить еще и то, что в зимнее время бывающей пурги надолго могут задерживать в пути, и потому очевидно, что священники Камчатские никак не могут обойтись без прислуги; то же надобно сказать и о священниках Америки и Охотской области. А такт, так в Камчатке священники не имеют никакой возможности нанять для себя прислугу, сколько по недостаточности своих окладов, а более по недостатку здоровых людей и потому, что крайне трудно найти желающих из них наняться в работники, и потому я полагал бы: 1) в тех приходах, где число прихожан более, как, то: в Ключевском селе, в Дранкинском и Лесновском селениях, давать прислугу священникам от прихожан на прежнем основании, 2) а там, где находятся казачьи команды, как то: в Гижиге;, Тигиле, Нижнекамчатске и Большерецке, давать из казаков, живущих там и 3) и затем в прочих двух приходах Мильковском и Ичинском, а также и протоиерею, двум священникам и одному старшему закону в Петропавловске, давать прислугу из тех команд, из каких тамошнее начальство признает за удобное, а что касается до священников, служащих при церквах в Охотской области, то я полагал бы Удского священника причислить ко второму разряду, а также Анадырского Миссионера, которому бывшее Охотское начальство давало (и нынешнее дает) казака с самого начала учреждения миссии, а священников Охотской, Тауйской и Ямской церквей причислить к первому разряду, включив в число прихожан и живущих там казаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Здешнему священнику и прихожанам так же, как и в других церквах, сказано научать детей обязанностям их. Но здесь священник должен учить не иначе, как чрез толмача, ибо еще очень многие не знают Русского языка. Корякский язык есть главный из всего здешнего края языков. Им говорят, кроме Коряк самих, Камчадалы, Олюторцы, Чукчи и даже частью Тунгусы; а потому необходимо изучить язык сей и сделать его хотя несколько книжным. С сей целью я уводил из Камчатского училища, кончившего там курс ученика (сына священника здешней церкви) Вениаминова, 10 лет, с тем намерением, чтобы он научился говорить по-Корякски (а здешние говорят этим языком), и это для него не будет трудно, и легче, чем для всякого другого ученика, ибо он здесь жил от З до 7 лет своего возраста и уже в то время он очень хорошо говорил по-Корякски; к тому же у него есть и способности. Когда же он узнает язык сей и составит словарь под руководством отца своего, тогда будет взять в Ситхинское Училище для дальнейшего образования его. 24 вечером отправились из Лесновского селения и 26 после полудня прибыли в Дранкинское селение, находящееся на восточном берегу Камчатки и против Карагинскаго острова и отстоящее от Петропавловска в 1100 верстах. От Лесновского до Дранки считается 150 верст, и на сем расстоянии нет ни одного селения, кроме двух, по ту и другую сторону хребта находящихся, простых юрт для приюта в случае пурги (метели). 27 утром был в церкви и по обычном приветствии отправлял молебен Святителю Иннокентию. 28. Отправлял литургии, и в свое время поучал народ существенным обязанностям христианина. Вечером двое певчих из свиты моей отправились обратно в Петропавловск с тем, чтобы они на первом судне имеющем идти оттуда, пришли в Охотск, и затем остался я сам петь. Дранкинская церковь , 12-я Церковь здешняя построена в 1835 г. на казенную сумму и под надзором светского начальства; престол в ней один во имя Святителя Иннокентия; иконостас писан на холсте, и кистью очень искусной; утварью и ризницей достаточна; стены внутри церкви обиты парусиной и выкрашены.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

27 ноября отправились из Большерецка, и 3-го декабря прибыли в Ичинское селение, проехав 7 селений Камчадальских. 6 декабря отправлял литургию и после оной поучал народ. Дела церкви, хранящиеся в архиве, приходорасходные книги и проч., при осмотре их оказались в должном порядке. Церковь здешняя начинает ветшать, и прихожане предполагают приступить к постройке новой церкви. Священник здешний, будучи стар и слаб здоровьем, подал просьбу об увольнении его за штат, исполнение просьбы оставлено до прибытия его сына, кончившего курс в Иркутской семинарии и находящегося учителем в Якутском Духовном училище. 8 ч. После литургии, отправленной священником, отправились далее, и, проехав 7 селений, 14-го прибыли в Тигиль. 15. Отправлял литургию и после оной поучал народ. По делам церкви найдена полная исправность во всем. Священник, произведенный мной в 1843 году из дьячков, несмотря на то, что не обучался в семинарии, действует по своей обязанности весьма хорошо и благоразумно. Сколько по желанию его, столько и по обстоятельствам, он впоследствии переведен к Палланской церкви, на место священника Стефана Вениаминова, а к здешней Тигильской церкви определен новопроизведенный Иона Никифоров. 17 в 7 часов вечера, отправились далее и проехав церковь , три селения, 19 вечером прибыли в селение Паллан, где находится церковь , перенесенная из Лесновского селения. Здание церкви построено из березового нового леса, а полы, потолки, крыши и прочее сделаны из разобранной Лесновской церкви. Не достает еще крыльца и места для колоколов. Здание построено прочно и довольно красиво. Перенесением церкви из Лесновского селения в Паллан довольны все прихожане, выключая Лесновских, которые чувствуют, что чрез перенесение от них церкви, они лишились многого, и в утешение свое хотят непременно на том месте, где стояла церковь , выстроить часовню. По делам церкви во всем найдена совершенная исправность. Доходы церкви, несмотря на то, что здесь промыслов менее, чем в других местах Камчатки, достаточны более, чем на содержание церкви; и здешний приход относительно существования причта со временем будет одним из лучших; ибо некоторые из Камчадалов имеют стада оленей и кроме того, в пределах сего прихода кочуют оленные Коряки и Тунгусы, пришедшие из Гижиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле Смедеревац] (XVI в.), митр. Смедеревский (не позднее 1531-1532). Источники сообщают о П. лишь начиная с 1531 г. в связи с его попыткой восстановить автономию Печской Патриархии (см. в ст. Сербская Православная Церковь ), после османского завоевания серб. земель в сер. XV в. переданной в юрисдикцию Охридской архиепископии . Самым ранним документом, посвященным П., является послание К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) от сент. 1531 г., список к-рого обнаружил проф. МГУ А. С. Павлов в составе греч. Минология XVII в. (см.: Грамата. 1905; Снегаров. 1932. С. 511-512). В этом послании патриарх Иеремия по просьбе архиеп. Охридского Прохора (1523-1550) подтвердил, что действия П. угрожают положению Охридской архиепископии. Вначале патриарх отметил, что Печская Церковь ранее относилась к Охридской архиепископии и была от нее отторгнута насильно. Особо он подчеркнул, что эта Церковь не имела разрешения К-польского Собора на автономию, в то время как статус Охридской архиепископии является каноничным. Далее патриарх говорил о «некоем Павле» (т. е. о П.), который «имеет лик пастыря, а в действительности является волком» и уподобляется не ап. Павлу, а ересиарху Павлу Самосатскому (ок. 260-268/9), т. к. благодаря подкупу со стороны светских властей вывел Печскую Церковь из юрисдикции Охридской архиепископии. В завершение он советовал Собору охридских архиереев, согласно 30-му апостольскому канону, отлучить П. и всех его последователей от Церкви. П. также посвящено послание патриарха Александрийского Иоакима I († 1565(1567)), который узнал о его деятельности от афонского иером. Германа Сербина во время пребывания в пасхальные дни в Иерусалиме (см.: Документи о буни. 1922. С. 34). За то, что П. пожелал сравниться со своим архиепископом, патриарх Иоаким предал анафеме его и всех его последователей. Данные документы свидетельствуют о том, что после возникновения конфликта с П. архиеп. Прохор заручился поддержкой вост. патриархов. В 1530 г. архиеп. Прохор созвал Собор в Охриде. Акты этого Собора не сохранились, но из решений Собора, состоявшегося в Охриде в 1532 г., известно, что на нем П. попросил прощения за свои действия (см.: Там же. С. 37). Но, несмотря на это, в дальнейшем он продолжил добиваться автономии Печской Церкви, о чем свидетельствуют решения Собора 1532 г., на к-ром П. был осужден за учинение раскола в Церкви, а особенно за именование себя архиепископом. В тех же документах в качестве его последователя упоминается еп. Зворникский Феофан (Там же). Следов., П., опираясь на епископов, вероятно глав епархий, располагавшихся севернее Печа (в которых сохранялась память о самостоятельности Сербской Церкви), в 1532 г. не подчинился решениям Собора и впосл. совершил хиротонии иерархов на кафедры, находившиеся южнее Печа: Неофита - во епископа Лесновского и Пахомия - во епископа Кратовского.

http://pravenc.ru/text/2578503.html

Нынешнюю же церковь, когда возведены будут стены новой церкви и покрыты, приказано разобрать, и все, что может быть пригодно и удобно перевезено, употребить для новой церкви, а из остатков выстроить часовню на том же месте, где стоит нынешняя церковь . При перемещении церкви на Паллан встречаются одни следующие невыгоды, 1) и главное: два дальние северные острожка или селения, отстоящие ныне от церкви, первый в 150, а второй в 250 верстах, в таком случае будут еще далее от своей церкви и 2) то, что строевой лес на Паллане находится далеко, и доставка оного затруднительна. Более сего не представляется никаких невыгод. Но и сии невыгоды не важны, ибо последнее, т. е. доставка леса может быть не ежегодная, но временная, и при настоящем случать прихожане с усердием и охотой дали мне обещание, если можно, то нынешней же весной доставить половину леса, следовательно, эта невыгода в настоящее время устранена и будет опять чувствуема не ранее как, когда нужно будет строить вторую церковь . В рассуждение же первого, т. е. что дальние селения сделаются еще дальше от церкви, должно сказать, что для жителей сих селение все равно, где бы ни была церковь , лишь бы только приезжал к ним священник; ибо они и ныне не имеют возможности приезжать сами в церковь, а к ним ездит священник. И для священника тоже почти все равно, что ехать 250 верст, что 330; ибо в здешних поездках берется в рассуждение не столько расстояние места, сколько корм для собак; когда нельзя найти корм на пути, тогда трудно проехать и 100 верст, а в этом отношении перенесение церкви на Паллан не только не уменьшит, но даже увеличить средства к тому, ибо с перенесением церкви уменьшатся люди и при них собаки, и тогда в Лесновском селении корма будет изобильнее. Постройка церкви и исполнение по плану и фасаду поручено священнику, как уже опытному в сем деле и имеющему по сей части достаточные практические сведения, и как священник Стефан Вениаминов давно уже желает и ныне просить меня об увольнении его от сей церкви, то это-то самое более и заставило меня дать разрешение приступить скорее к постройке новой церкви; иначе если священник Вениаминов выедет (а он уже давно имеет право), то надобно будет искать и нанимать мастера, и следовательно просить пособия от казны; теперь же, если Господь благословит дело сие, то не потребуется никаких пособий.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Все сие устроено также на казенные деньги. Здание церкви построено самым нехозяйственным образом и из самого тонкого ветлового леса, тогда как была возможность построить из лучшего леса; и оттого стены во многих местах уже гнилы, так что со всеми возможными поправками, оно более пяти лет существовать не может. И потому необходимо приступить к постройке новой церкви, к чему изъявляют желание и все прихожане. Нынешний храм есть первый от времени крещения здешних жителей. Первоначально он здесь так же, как и в Лесновском селении, быль устроен на необитаемом месте. Причт здесь положен одноприходный и весь на лицо. Священник и дьячок заезжие из Сибири, а пономарь Камчатский уроженец. Дом у священника общественный, а у прочих свои. Содержание причта весьма недостаточно – самое бедное по всей Камчатской епархии, потому что: 1) Церковь сия весьма удалена от Петропавловска и от других мест, откуда бы можно достать хлеба. 2) Так как прихожане здешние очень небогаты произведениями здешними, то торгующие сюда ездят весьма редко, и оттого причт, не имея средств получать необходимое для себя вовремя и по обыкновенным камчатским ценам, остается или без всего, или если получает, то за непомерные цены, (табак черкасский 6 руб. фунт, чай 18 руб. и проч.). 3) В здешнем приходе очень нередко бывает неулов рыбы, так как и ныне. И потому необходимость требует здешнему причту сверх ныне получаемых окладов производить еще паек хлеба натурой и дать средства доставлять оный на место. Вот положение, в каком я нашел священника Дранкинского; у него нет нисколько ни чая, ни сахара, ни круп, также ни табаку, ни водки (на которую обыкновенно покупаются олени от Коряк). Хлеба всего не более трех пудов, и то не его собственный, а церковный, оставшийся от посланного ему на просфоры. Запасов местных, как-то рыбы и жиру при всей экономии достанет не более как на два месяца. Прихожане его, при всем их желании и помочь ему не могут ничем, ибо и сами терпят крайний недостаток. Г. Начальник Камчатки помочь им почти не имеет никаких средств, ибо запасных магазинов нет нигде в Камчатке, в Петропавловске хлеба не достаточно, а в Тигиле нет совсем; притом и ближайшие селения к Дранке также рыбой не богаты: остается одна надежда на Коряк; но Коряки кочуют более нежели за 400 верст, и притом чтобы ехать к ним и от них, надобно не иначе как на собаках, а собак кормить надобно той же самой пищей, которою питаются люди, и потому очень возможное дело, что поехавший к Корякам за оленями, если на обратном пути задержит его пурга, может приехать домой ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И новому священнику Тигильскому, и прихожанам, как и везде, сказано учить детей обязанностям и проч. и даны приличные и нужные к тому советы, между прочим поставлено ему в обязанность всегда пред тем временем, как хочет он беседовать с детьми, принес бы усердную молитву к Богу-Слову. В Тигиле находится казенная больница с аптекой и с надлежащими чиновниками. Я был в ней. Больных было трое; больница все – в лучшем порядке, при управлении нынешнего лекаря (из духовного звания). Но и здесь больница, стоящая казне больших сумм, далеко не соответствует цели, для которой она устроена, т. е. для пользования окольных жителей – Камчадалов; но в ней пользуются почти одни только жители Тигиля, но и те не все; ибо был пример, как это я видел из дела Правления, что бывший до сего лекарь не хотел лечить дьячка здешней церкви. _____________ 13 числа отправляясь из Тигиля и проехав пять селений, из коих одно принадлежит к Тигильской церкви, 15 в полночь проехали в Лесновское селение, отстоящее от Петропавловска в 1280 верстах. 16 числа в обыкновенное время быль в церкви и отправлял молебен благодарственный Господу Богу, благоволившему совершить первую половину пути нашего. Пред начатием молебна по обычаю приветствовал народ, а после молебна спрашивал жителей о священнике; и похвалил их за их усердие к церкви и добрую перемену в жизни. Здесь в первый раз надобно было говорить чрез толмача, ибо не все понимают русский язык. 17-го отправлял литургию и поучал народ прямым обязанностям христианина. Сколько для решен бумаг, поступивших ко мне в проезд по Камчатке, столько и для приготовления к предлежащему в Гижигу пути –- продолжительному и в средине совершенно по пустым местам – рассуждено здесь остановиться и прожить до 24-го числа. Лесновская церковь , 11-я Церковь деревянная, без колокольни, построена в 1837 году, на счет казны, из ветлового леса (как и большая часть церквей); и хотя лес в здании еще крепок, но здание, будучи высоко, (против Фасада еще убавлено) от урагана, бывшего в 1841 году 4 декабря, очень много склонилось на северную сторону; и хотя при пособии от г. Начальника Камчатки по возможности исправлено, но без подпор стоять не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

ч. образа имп. равноап. Константина с моделью К-поля в руке на мозаике в соборе Св. Софии К-польской ( Джурич. 2000. С. 410). Традиция такого изображения К. О. сохранялась и в XV в.: в ц. Спаса в с. Лескоец (1461-1462) возле алтаря на юж. стене наоса - правой рукой он благословляет, в левой держит модель Охрида. Усвоение К. О. 2 функций - защитника города и святого целителя встречается в памятниках Охрида неоднократно. Связь К. О. со св. целителями идет от почитания им целителя вмч. Пантелеимона. Так, в ц. вмч. Димитрия в Охриде (3-я четв. XIV в.) святитель изображен на сев. стене наоса среди св. воинов; фигуры св. целителей предположительно находились на несохранившейся зап. половине юж. стены ( Грозданов. 1980. С. 156), на юж. стене в парекклисионе вмч. Григория в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364-1365) К. О. представлен вместе со святыми Пантелеимоном и Дамианом, а на юж. стене пещерной ц. Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани) близ Охрида (ок. 1370) - со святыми Космой, Дамианом и Пантелеимоном. Равноап. Климент Охридский. Роспись ц. во имя равноап. Климента в Охриде (Климента Старого). 1378 г. Равноап. Климент Охридский. Роспись ц. во имя равноап. Климента в Охриде (Климента Старого). 1378 г. Необычны росписи (1345-1347) храма Лесновского монастыря: на столбах, представляя в духовном смысле столпы правосл. Церкви, находятся фигуры особо почитаемых святых на Балканах - К. О. (на внутренней стороне юж. предалтарного столба, атрибуция С. Габелич; см.: 1998. С. 72), сщмч. Еразма, еп. Формии, равноап. Кирилла Философа и св. Ахиллия Ларисского. Вместе со св. Ахиллием Ларисским К. О. также изображен в церкви в Поганово (1499, вероятно, работа мастеров из Кастории) и в храме Преображенского мон-ря в Метеорах (1483). В ряду погрудных образов святых К. О. представлен на юж. стене наоса в росписи монастырской ц. Всех святых в с. Лешани близ Охрида (1451-1452). Парное изображение К. О. и равноап. Кирилла Философа находится в люнете на сев. стене ц. Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Священник здешний, брат мой родной, сверх своих обязанностей, в 1843 году, по просьбе начальника Камчатки, принял на себя, и исполняет обязанность сельского (простого) лекаря; для сего ему даны от докторов наставления и присылаются лекарства. Приятно было видеть, как он, во время прожития моего здесь, после исполнения обязанности приходского священника, тотчас принялся за исполнение должности лекаря, составляя лекарство для одной женщины, которое и отнес ей сам и дал наставление, как употреблять его. Г. Начальник Камчатки (новый), обозревавший вверенную ему область, отозвался мне о всех священниках (кроме Большерецкого) весьма с хорошей стороны, а о здешнем отозвался отлично и просил меня форменно представить его к награде 54 . 22, 25 и 26 отправлял литургию и в последние два дня поучал народ. В последний же день я, между прочим, в церкви благодарил прихожан за их усердие, оказанное ими при перенесении церкви из Лесновского селения и при построении новой на Паллане, а старшин их, кроме того, угощал у себя обедом. Этой награды по мнению моему им достаточно, ибо хотя из тоэнов одни усерднее других, и потому можно бы было их представить и к медалям, но это может произвести зависть в прочпх. 27 декабря, отправясь из Палланского селения, 30 по полудни прибыли в Дранкинское селение, где встретил меня уже новопроизведенный к здешней церкви священник Лев Попов. Дранкинская церковь приходит в ветхость, прихожане приступают к построению новой; заготовлено ими уже более 100 лесин. На построение церкви будет употреблена оставшаяся от прежней постройки сумма, также несколько церковной суммы, скопившейся от продажи свечей и пожертвованной от разных. Но если бы прихожане сами не изъявили своего и желания построить новую церковь , то всей ныне имеющейся суммы на наем рабочих было бы весьма недостаточно и потребовалось бы новое ассигнование от казны. Но несмотря на то, что прихожане берутся выстроить церковь без всякой платы, я приказал рабочим, которые будут при построении, платить табаком на 50 коп. ассигнациями за каждый рабочий день, так как это делалось и при перенесении Лесновской церкви, и они приняли это с благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010