преподобные X-XII вв., являвшиеся основателями Рильского, Пшинского (Пчиньского), Лесновского и Осоговского мон-рей, из-за пограничного местоположения этих обителей почитались также и сербами. Еще до распространения в XIV в. сборников с метафрастовскими житиями о каждом из них были написаны отражавшие местные предания пространные жития, однако ни одно из них не вошло в староизводные Минеи-Четьи и Торжественники. Из всех предполагаемых текстов житий западноболг. преподобных до наст. времени сохранились сравнительно ранние списки (нач. XV в.) только Житий Иоанна Рильского и Иоакима Осоговского (последнее было написано не ранее XIII в.). О времени и месте создания «древнейшего» («народного» или «безымянного») Жития прп. Иоанна Рильского, как и о дате перенесения мощей святого из Рилы в Средец (ныне София), высказывались разные гипотезы. В результате последних исследований можно предположить, что оно было написано в XII в. рильским иноком, но скорее всего не в самом Рильском мон-ре, а в обители святого в Средеце. К XII в. текст можно отнести, учитывая не только отсутствие в нем рассказа о перенесении мощей в Венгрию, но и особенности композиции: болг. книжник, оставаясь в рамках провинциальной модели жития, рассказывает о святом и восхваляет его непривычным для жития образом, вводя в текст избранные тропари из службы ему. Кроме того, автор находится под влиянием Патериков и рассказов о пустынниках (напр., о прп. Макарии Великом ). Образный строй данного Жития тесно связан с ветхозаветными реминисценциями, что указывает на влияние болг. эсхатологических текстов XII в. Житие прп. Иоакима Осоговского возникло после Жития прп. Иоанна Рильского и подражает ему, что отразилось на композиции и стиле. В XIII в. в отдельных списках южнослав. (гл. обр. серб.) Прологов содержатся краткие Жития преподобных Иоанна Рильского, Прохора Пшинского и Гавриила Лесновского. Списки пространных Житий преподобных Прохора и Гавриила неизвестны до кон. XVIII в. В XIX в. в Лесновском и Пчиньском мон-рях были написаны житийные произведения, посвященные этим святым.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Миссия нашей Церкви: богочеловеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом – спасение души от мира, от всех его душепагубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Культурному атеизму и политизированному людоедству современной цивилизации необходимо противопоставить сонм христоносных подвижников, которые будут агнчей кротостью побеждать разъяренные волчьи страсти и голубиным незлобием спасать народную душу от культурного и политического злосмрадия. Подвижничество во имя Христа нужно противопоставить культурному героизму во имя человека, во имя истлевшего и обезображенного европейца, во имя атеизма, во имя цивилизации, во имя антихриста. Поэтому самая главная обязанность нашей Церкви – возращать христоносных подвижников. Правилом ее современности должно быть: идти к христоносным подвижникам – к святым отцам! Подвизаться подвигами святых отцов! Идти вслед подвигов святого Саввы, святого Прохора Пчиньского, святого Гавриила Лесновского, Василия Острожского, диакона Аввакума! Ибо только эти богочеловеческие подвиги из Саввы создали святого Савву, из Прохора – святого Прохора, из Гавриила – святого Гавриила и т. д. И сегодня только эти православные подвиги могут соделать каждую душу святой, только они и могут освятить, привести к святости душу нашего народа. Ибо богочеловеческая цель вечна и неизменна, и средства к ее достижению вечны и неизменны, потому что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). В этом различие между всем человеческим и Христовым: человеческое изменяемо и временно, Христово неизменно и вечно. Православие как единственный носитель и хранитель совершенного и пресветлого образа Богочеловека Христа осуществляется исключительно богочеловеческо-православными средствами – подвигами, а не средствами, заимствованными от римо-католицизма и протестантизма, ибо там христианство проникнуто духом гордого европейца, а не смиренного Богочеловека. Это бремя нашей Церкви облегчено Самим Богом, ибо в народе существует целое подвижническое движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2. Преп. Иоанн Кущник . Родился в Царьграде в правление императора Льва I. Родители его были богаты и знамениты. Преподобный Иоанн был единственным ребенком в семье. Увлекаемый наклонностью к духовной жизни, юный Иоанн тайно ушел с неким иноком в один из монастырей в Малой Азии. Там провел он 6 лет в чрезвычайном воздержании, молитве и послушании игумену. После этого приступил к нему диавол с искушением, нашептывая ему оставить обитель, вернуться к своим родителям и жить у них, как подобает аристократу. Он и впрямь вернулся в родительский дом, одетый, как нищий; увидел своих родителей, однако не захотел открываться им как сын, но, точно нищий, поселился во дворе и жил, так сказать, от крупиц, бросаемых ему слугами, претерпевая от каждого из них много поношений. Так провел он три года, молясь Богу о спасении душ его отца и матери. Занедужив и почувствовав приближение смерти, он открылся своим родителям, узнавшим его по драгоценному Евангелию, которое они подарили ему в детстве и которое он хранил у себя как единственное свое достояние. Так сей юноша, хотя и очень богатый, спас и свою душу, и души своих родителей, победил диавола и упокоился в Господе около 450 года. Иоанн был вьюнош младый, Младый и весьма богатый, Но, однако, не польстился Ни на младость, ни на злато. Был отец его – вельможа, Мать – госпожа пригожая, Но обоих он оставил Ради Сына Божия. Был Христос ему, убогому, И богатством, и красой, Возлюбил он Христа Бога Паче жизни молодой. Родителей сердобольных От погибели избавил, Нищетою добровольной И себя, и их прославил. И поныне людям многим, Что себя богатством душат, Помогает Иоанн убогий, Грешные их спасая души. 3. Преп. Гавриил Лесновский . Славянин и товарищ преподобного Прохора Пчиньского и преподобного Иоанна Рыльского. Подвизался в X веке близ Кратова на Лесновской горе, где построил храм святому Архангелу Михаилу. Чудотворец и при жизни, и по смерти. Ныне стоящий на этом месте величественный храм воздвиг воевода [царя] Душана – Иоанн Оливер. Преподобный Гавриил упокоился в Господе в конце X столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Почти в одно с ним время подвизались Прохор, Гавриил и Иоаким. Прохор пшинский, расставшись с Иоанном, удалился в пустыню Брянскую, на р. Пшин, и здесь скончался. На месте его подвигов построен был Прозоровский Пшинский монастырь в Приштинском округе. Гавриил 30 лет провел в посте, молитве и трудах на горе Лесновской, и здесь построил Лесновский монастырь св. Архангела Михаила, разоренный турками, но в 1805 г. возобновленный. Св. мощи его перенесены были отсюда в Тернов. Иоаким подвизался в последней половине XI в. в пещере Осоговской горы, при р. Скупище, в местности Бабинь, и почил около 1105 г. Здесь также монастырь 479 . 6. Параскева Терновская (Петка или пятница), благоговейно чтимая болгарами и сербами, родилась в южной Фракии, в местечке Епивате, в конце X или в начале XI века. Еще в юных летах она отличалась таким со страданием к бедным, что часто отдавала им свою одежду, за что не раз слыхала упреки от своих родителей. По смерти же их, она, раздав все имущество бедным, отправилась путешествовать по святым местам, потом подвизалась в иорданской пустыне, а незадолго до своей кончины возвратилась на родину, и здесь жила, умерла и погребена была, как неведомая странница. Близь места её подвигов впоследствии подвизался какой-то столпник. Случилось, что тут же брошено было без погребения тело какого-то умершего моряка. Когда, по просьбе столпника, стали рыть могилу для умершего, то при рытии нашли гроб Параскевы, – и вместе с нею, по неведению, зарыли и умершего. Но св. Параскева явилась в сонном видении благочестивым жителям Епивата, Георгию и Евфимии, и велела вынуть тело её из могилы. Вырытое тело найдено было нетленным и торжественно положено было в Епиватском храме св. апостол. Отсюда мощи её перенесены были (1238 г.), по желанию болгарского царя Иоанна Асени II, в Тернов, в построенный во имя её храм. По взятии же Тернова турками, – валахийский господарь перенес их в свою столицу. Когда же и Валахия взята была (1396 г.) турками, – сербская княгиня Милица перенесла их в Сербию, но впоследствии они опять были перенесены (1641 г.), в Яссы, где и доселе почивают в соборном храме трех святителей 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Стратоник же, когда в тюремное окно увидал ангела, разговаривающего с Ермилом, уверовал во Христа и стал другом Ермила. Ермил, выведенный из тюрьмы, был принуждаем поклониться идолам и не согласившись на то был бит палками и потом терзаем был крючьями по чреву и груди. – Видя это, Стратоник не мог удержаться от слез. Узнанный по этому и он был мучим. Оба, наконец, брошены были в р. Дунай и так скончались37). «В третий же день обретена быша святая телеса их на брезе и погребоша я вернии честно за осмьнадесять стадий от града Сингидона, во едином положивше гробе»38). По римскому мартирологу, они страдали в Сингидоне, в верхней Мизии, в 315 г. Сингидон, или Сингидом – жилище чеха-славянина, нынешний Белград. По такой местности и по званию страника-воина, эти мученики – славяне39).   37) Menologium Basilii ad 13 Iannuarii. 38) Четь-Минея 13 янв. 39) Вершинского месяцеслов стр. 9. О древнем Сигиндоне, нынешнем Белграде, исследование в Гласнике V, 113-211. О Сигах, Сигинах Геродота, Савельева Славянский сборник стр. 99-106. Чертков во Временнике XVI, 76. В 885 г. Сигиндон-Белград славянский: так по житию св. Климента. 15 ч. Память о преподобных ГАВРИИЛ лесновском и ПРОХОРЕ пшинском. По болгарскому синаксарю 1340 г. «преп. отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжному учению и помощию Божиею хорошо успел в нем. Когда пришел в возраст: обручили его с невестою хорошего рода; но он, не коснувшись ее, ушел в монастырь и стал монахом. – Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут все свое имущество, а сам отошел в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. – Так провел он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов и, придя в монастырь, тут преставился. – Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. – Тот, придя на место, устроил ковчег и в нем положил мощи. – При них совершалось много чудес; - слепые прозирали, хромые оздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

   В моих выводах о европейской культуре есть много катастрофического, но это и неудивительно, ибо я говорю о самом катастрофическом периоде человеческой истории, об апокалипсисе Европы, ужасы которого раздирают и ее тело, и ее дух. Несомненно, вся Европа заминирована вулканическими противоречиями, которые, если их не устранить, вскоре могут разорваться окончательным уничтожением европейской культуры.    Судьба Европы — это одна из главных славянских тем. Когда же настоящий славянин мыслит о судьбоносных, вечных темах, он забывает обо всем преходящем и временном. Посмотри, разве дивный Растко, самый лучший и самый типичный славянин в нашем народе, не отрекся от царского престола, только бы разрушить мучительную проблему жизни? Разве он не спал двадцать лет на земле с камнем вместо подушки под головою? Разве он двадцать лет не питался только растениями и травою? Разве он двадцать лет день и ночь не молился чудесному Господу Иисусу, чтобы Он разрешил его вековечные проблемы?    Воздвигнутую на опасном водоразделе между двух культур зеницу нашей души жжет огненный вопрос: европейский человек или святосаввский Богочеловек? От ответа на этот вопрос зависит судьба нашей народной души и во времени, и в вечности. Если вы желаете, чтобы душа нашего народа заблистала неугасимым светом, если вы желаете, чтобы она из бренной стала непреходящей, из бесславной — славной, из смертной — бессмертной, из временной — вечной, из человеческой — богочеловеческой, тогда изберите святосаввского Богочеловека. Если вы выберете Его, что вам сотворит человек? Что смерть? «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1 Кор 15:55). Выбрав Его, вы станете в ряду славянских бессмертных, в ряду лучших и высших представителей славян, в ряду главных зодчих православной культуры: святого Саввы Сербского и святого Сергия Радонежского, святого Симеона Мироточивого и святого Димитрия Ростовского, святого Прохора Пчиньского и святого Тихона Задонского, святого Гавриила Лесновского и святого Серафима Саровского, святого Иоанна Рыльского и святого Иоакима Осоговского, исповедника Тихона, Патриарха Вероссийского, и исповедника Варнавы, Патриарха Сербского, митрополита Антония Храповицкого и епископа Николая Охридско-Жичского, святого Иоанникия Девичского и преподобного Иоанна Кронштадтского, Гоголя и Достоевского, Хомякова и Флоренского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3459...

В мае 1654 г. приехал в Москву Сербский патриарх Гавриил для вечного житья в России, но в 1656 г. он отпросился на богомолье в Иерусалим, получил на прощание соболями на 400 рублей и в Россию уже более не возвращался 190 . В 1641 г. выехал в Россию на государево имя сербский скопийский митрополит Симеон, но в 1644 г. он отпросился на богомолье в Иерусалим, при чем получил на дорогу соболями на 70 рублей и деньгами 50 рублей 191 . В октябре 1615 г. приехал на вечное житье в Россию сербский кратовский или колоссейский митрополит Михаил, бежавший от насилий и грабежа турецкого софийского паши. Он был милостиво принят государем, получил, помимо обычной дачи, панагию, облачение, митру, напрестольное Евангелие, а приехавший с ним его племянник принят был на царскую службу. В 1654 г. он отправился в Иерусалим на поклонение Святым Местам и воротился в сентябре 1657 г., а в сентябре 1660 г. он просил государя отпустить его на его обещание в монастырь близ Кратова архистратига Михаила, называемый Лесновский, где почивают мощи Гавриила Лесновского чудотворца, «прешедша-го от русские земли и устроивша монастырь архистратига Михаила, давнее строение, последи же бысть строение царя Степана Сербского, а нынеча, государь, тот монастырь обнищал от насилия турецкаго», почему он просит дать в Лесновский монастырь жалованную грамоту. Грамота была дана, и митрополит был отпущен на свое обещание 192 . Другие же греческие иерархи, приехав в Россию с тем, чтобы навсегда поселиться в ней, и будучи приняты правительством, однако не проживали в ней и нескольких месяцев, но сейчас же просились назад. Так, например, в 1653 году выехал было на государево имя афинский архиепископ Иезекииль, который милостиво был принят в Москве, но вскоре стал просить об отпуске и был, действительно, отпущен 193 . В ноябре 1657 г. приехал в Москву на вечное жительство варнский митрополит Даниил. Он был милостиво принят государем, сверх обычной милостыни получил полное архиерейское облачение, но вскоре стал проситься с Москвы и был отпущен 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В моих выводах о европейской культуре есть много катастрофического, но  это и неудивительно, ибо я говорю о самом катастрофическом периоде человеческой истории, об апокалипсисе Европы, ужасы которого раздирают и ее тело, и ее дух. Несомненно, вся Европа заминирована вулканическими противоречиями, которые, если их не устранить, вскоре могут разорваться окончательным уничтожением европейской культуры. Судьба Европы – это одна из главных славянских тем. Когда же настоящий славянин мыслит о судьбоносных, вечных темах, он забывает обо всем преходящем и временном. Посмотри, разве дивный Растко, самый лучший и самый типичный славянин  в нашем народе, не отрекся от царского престола, только бы разрушить мучительную проблему жизни? Разве он не спал двадцать лет на земле с камнем вместо подушки под головою? Разве он двадцать лет не питался только растениями и травою? Разве он двадцать лет день и ночь не молился чудесному Господу Иисусу, чтобы Он разрешил его вековечные проблемы? Воздвигнутую на опасном водоразделе между двух культур зеницу нашей души жжет огненный вопрос: европейский человек или святосаввский Богочеловек? От ответа на этот вопрос зависит судьба нашей народной души и во времени, и в вечности. Если вы желаете, чтобы душа нашего народа заблистала неугасимым светом, если вы желаете, чтобы она из бренной стала непреходящей, из бесславной – славной, из смертной – бессмертной, из временной – вечной, из человеческой – богочеловеческой, тогда изберите святосаввского Богочеловека. Если вы выберете Его, что вам сотворит человек? Что смерть?  Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор 15: 55)? Выбрав Его, вы станете в ряду славянских бессмертных, в ряду лучших и высших представителей славян, в ряду главных зодчих православной культуры: святого Саввы Сербского и святого Сергия Радонежского, святого Симеона Мироточивого и святого Димитрия Ростовского, святого Прохора Пчиньского и святого Тихона Задонского, святого Гавриила Лесновского и святого Серафима Саровского, святого Иоанна Рыльского и святого Иоакима Осоговского, исповедника Тихона, Патриарха Вероссийского, и исповедника Варнавы, Патриарха Сербского, митрополита Антония Храповицкого и епископа Николая Охридско-Жичского, святого Иоанникия Девичского и преподобного Иоанна Кронштадтского, Гоголя и Достоевского, Хомякова и Флоренского. И когда вы будете с ними и с их незаменимым Господом Иисусом Христом, тогда вас никто не сможет победить ни в этом мире, ни в ином, тогда в станете непобедимыми победителями в любой битве, тогда вы душу свою и душу нашего народа воздвигнете из смерти в жизнь вечную, туда, где царит и господствует Своей бессмертной Истиной и милостивою Правдою чудесный Господь Иисус. Пасха и сербские бессмертные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Весьма почитается также уже упоминавшийся выше св. Евфимий, Патриарх Тырновский, все служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа, усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации перед опасностью османских завоеваний. В Болгарии почитаются и новомученики (так названы святые, пострадавшие во время турецкого завоевания) – св. мученики Иоанн Новый Тырновский, Константин Софийский, Рада Пловдивская, Милян, Мишо и Гаджо, Хадиджа-Мария, Ореховские новомученики, Виевские новомученики, и другие. Особо почитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний, епископ Врачанский. Важное место в истории Болгарской Православной Церкви занимают монастыри. В монастырях свято исповедовалась православная вера и воплощался дух восточного аскетизма. В первое время своего возникновения и существования болгарские монастыри, основываемые царями и владетелями, играли большую роль в христианском просвещении своего народа и в создании христианской культуры. Период Первого и Второго Болгарского царств, начиная с царя Петра, можно назвать «золотым веком» болгарского монашества. В это время христианские истины воплощаются в жизни лучших представителей Болгаской Церкви: преп. Иоанна Рыльского, преп. Иоакима Осоговского, преп. Прохора Пшинского, преп. Гавриила Лесновского. Монастыри в это время возводятся не только владетелями, но и трудами и молитвами самих насельников. Вокруг монастырей в это время кипит бурная христианская жизнь. В XIV в. болгарское монашество в лице преп. Феодосия Тырновского и святителя Евфимия Тырновского и их школы имеет влияние не только внутри страны, но и на весь православный славянский мир. Во время турецкого завоевания почти все монастыри пострадали, многие из них пришли в запустение. В это тяжелое время, когда для всего болгарского народа и его культуры остро стоял вопрос о выживании, монастыри были духовными твердынями и местом сохранения народности. Монастыри являлись хранителями священных книг, старинных рукописей, свидетельствовавших о славном прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006