В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

В православной философии спасение – истинный смысл существования всякого смертного, хоть немного задумывавшегося над своей трагической участью. Преп. Иустин не устает повторять: «Жуть быть человеком», «опасно быть человеком», «трагично быть человеком». В таком же духе говорит и русский философ Николай Федоров, поставивший спасение через воскресение главной целью, общим делом всего человечества. Вот где духовная, метафизическая, онтологическая близость мировоззрения, роднящая православные народы. Спасение, сотериология, а не приспособление, борьба за существование. С глубочайшей любовью и сочувствием говорит преп. Иустин и о Митрофане Воронежском, как о том святом, которым строится рай души русской, ставя его в один ряд «лучших и высших представителей славян». В ряду «славянских бессмертных», «главных зодчих православной культуры» преп. Иустин называет имена «святого Саввы Сербского и святого Сергия Радонежского, святого Симеона Мироточивого и святого Димитрия Ростовского, святого Прохора Пчиньского и святого Тихона Задонского, святого Гавриила Лесновского и святого Серафима Саровского, святого Иоанна Рыльского и святого Иоакима Осоговского, исповедника Тихона, Патриарха Всероссийского, и исповедника Варнавы, Патриарха Сербского, митрополита Антония Храповицкого и епископа Николая Орхидско-Жичского, святого Иоанникия Девичского и преподобного Иоанна Кронштадского, Гоголя и Достоевского, Хомякова и Флоренского». Вот эти люди, образцы-Образы, герои-подвижники, мудрецы-пророки, духовидцы-страстотерпцы, составляют рай русской и сербской души. Содружество святых – вечное дружество народов, подтвердивших свое духовное родство перед Всевышним. Преп. Иустин является как бы ходатаем перед Господом за неразрывно-кровную и духовно-душевную родственность наших народов. Общность заданий философии коренится в общности православных святынь, подтвердивших в течении долгой исторической жизни общность переживания духовной Реальности и духовных ценностей. Единое понимание соборной молитвенной практики, единое чувство и переживание Бога, единая, выражаясь современным языком, ценностно-смысловая картина мира, осознание глубокой чужеродности иных религиозных культурных традиций – все это является знаком и гарантом глубинного духовно-исторического родства и единства.

http://pravicon.com/info-2617

Древняя служба Г. Л. находилась в дополнении к Минее служебной (Л. 230-233) серб. извода на сент.-дек., переписанной в 1342 г. в Лесновском мон-ре для вел. воеводы Иоанна Оливера (т. н. Оливерова минея) тем же дьяком Станиславом, к-рый написал Лесновский Пролог 1330 г. Рукопись входила под 62 в состав старого собрания НБС (см.: Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1903. (1982р. 4. С. 58-59, 191). Кроме того, память Г. Л., возможно сопровождавшаяся песнопениями (см.: Там же. С. 62, 209), читалась в болг. пергаменной Минее праздничной на дек.-февр. XIV в. того же собрания 15. Л. 204-204 об.). Оба кодекса пропали во время австро-венг. оккупации Сербии в 1915 г. (Поговор// Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1982р. С. 10). Текст службы не исследован и не опубликован. Служба Г. Л. сопровождает пространное житие в списке 1868 г. (Л. 5-31 об.; частично опубл.: Иванов Й. Северна Македония. София, 1906. С. 105). Похвала Г. Л. («Звезде просиявше в Болгарской земли») и Илариону Мегленскому, Иоанну Рильскому, Максиму Средопольскому, Прохору Пшинскому, Петру Коришскому, Иоанникию Девичскому и царю Урошу содержится в серб. сборнике XVII в. ( Каталог рукописа и старих штампаних Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. С. 5, 3; Култови лица. 1965. С. 33) и завершает цикл тропарей и кондаков серб. святым в рукописном Молитвослове XIX в. (НБКМ. 1000. Л. 49; Стоянов, Кодов. Опис. С. 157). Иконография Ранние изображения Г. Л. сохранились в росписях ц. арх. Михаила Лесновского мон-ря (1346): фигура в рост - в диаконнике и сцена погребения - в наосе. На них Г. Л. изображен фронтально в преподобнических одеждах, с длинной, темной бородой, сужающейся книзу. Изображения Г. Л. имеются также в росписи паперти соборов: Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (1570), Ораховице в Славонии (1596) и Журче близ Битолы (1617) (см.: Култови лица. С. 33). На ростовой миниатюре, сопровождающей службу и житие Г. Л. в списке 1868 г. (Л. 4 об.), он изображен в рясе и клобуке, держащим в правой руке большой крест, а в левой - развернутый свиток (см.: Поповска-Коробар .

http://pravenc.ru/text/161373.html

Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Прп. Стефан Дечанский, с житием. Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Реже встречаются Ж. и. нек-рых святых, создававшиеся как храмовые по особому заказу («Прп. Антоний, с житием» кисти Эммануила Цанеса, 1645, ц. Панагии тон Ксенон, г. Керкира; «Св. Иоанн Пустынник, с житием», мастер Иеремия Палладас, сер. XVII в., Византийский музей в ц. Панагии Антивуниотиссы, г. Керкира; «Святые Косма и Дамиан, с житием», 1673-1674, Печская Патриархия). Существуют также единичные примеры Ж. и.: «Прп. Стефан Дечанский, с житием», мастер Лонгин (1577, мон-рь Дечаны). Следует особо отметить создание Ж. и. слав. святых, напр. прп. Иоанна Рильского (XVII в., Рильский мон-рь), прп. Гавриила Лесновского (2 иконы: ок. 1626 с 13 клеймами и 1808 с 14 клеймами, обе - в Лесновском мон-ре). В поствизант. иконографии получили особое развитие циклы деяний архангелов, преимущественно арх. Михаила (примеры см. в кн.: С. Buзahmujcku и nocmbuзahmujcku циклуси XI-XVIII век. Београд, 2004). В искусстве Греции и Балканских стран XVIII-XIX вв., в период т. н. национального возрождения, житийная иконография обогатилась за счет появления новых сюжетов в традиц. циклах и расширения круга святых, чьи Жития активно иллюстрировались. Значительно чаще в этот период встречаются Ж. и. св. жен, напр. св. Параскевы Тырновской (1728, ризница Печской Патриархии, Косово и Метохия), вмц. Марины (мастер К. Шпатараку, сер. XVIII в., Галерея икон, Охрид). По-прежнему распространены житийные циклы свт. Николая Чудотворца, иногда в среднике он изображался на троне, как на иконе из мон-ря Филантропинон на острове оз. Янина (1801). В этот период также известны уникальные примеры Ж. и. святых (напр., «Св. Александр Воин, с житием», XVIII в., мон-рь Богородицы Прусиотиссы, Греция): композиционное построение клейм традиционно, но сюжеты могут располагаться рядом с фигурой святого на фоне. В Др. Руси Ж. и. была чрезвычайно популярна. Богатство идей и смысловых оттенков, разнообразие изобразительных вариантов позволяют рассматривать этот жанр иконописи как особое явление в национальной культуре.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Преподобный Гавриил Лесновский (день памяти – 15/28 января). Избегая славы людской, он менял места подвига. Сначала подвизался в Лесновском монастыре, где и покоятся его мощи. Был чудотворцем при жизни и после смерти. Преподобный Иоаким Осоговский. Родился, вероятно, близ современного города Вранье в Сербии. Подвизался в Осоговских горах, недалеко от города Крива-Паланка (ныне – территория Македонии). Жил в пещере, в местности под названием Сарандопор. Сейчас там находится монастырь. От мощей преподобного происходит множество чудес. XII – XIII века Святой Савва, первый архиепископ Сербский Родился около 1169 года. Принял монашество в русском монастыре Русик на Святой Горе Афон. Всю свою жизнь святой Савва был распят на кресте двуединой любви: любви к молитвенному уединению и любви к духовному просвещению своего народа. О его жизни в молитве и уединенном молитвенном безмолвии свидетельствуют Карейская, Студеническая, Милешевская кельи. О его подвигах на Святой Горе житие повествует так: «Хлеба и воды вкушал скудно; понемногу вина и елея, изнуряя молодые силы. Во все часы дня и ночи непрестанно молился Богу, а в воскресные дни никогда не смыкал глаз для сна вплоть до рассвета. Носил лишь худую власяницу, только чтобы прикрыть наготу тела, и терпел холод. Всегда ходил босой, так что кожа на его ногах настолько отвердела, что он не чувствовал острых камней». Святой Савва постоянно возвращался на Святую Гору и к колыбели восточного монашества: в Палестину, Египет и Синай. Упокоился в Тырнове в 1236 году. Архиепископ Даниил II (день памяти – 20 декабря/2 января). Родился около 1270 года. Игумен Хиландарского монастыря на Святой Горе, впоследствии – архиепископ Сербский. Несомненно, он был того же духа, что и святой Савва. Под его руководством строились монастыри Баня и Дечаны. Обладал особым даром слёз. Упокоился в 1338 году. Его мощи находятся в Богородичной церкви, которую он и построил, в монастыре Печской патриархии. XIV – XV века – расцвет исихазма в Сербии и на Балканах

http://pravoslavie.ru/68383.html

Но не любовь к родителям, а любовь к Богу явилась торжествующей в сердце Иоанна и по возвращении его к родительскому дому Иоанн решился не открывать себя родителям. В рубище нищего возвратился он в Царьград и три года жил в убогой палатке или куще, лёжа пред вратами дома отеческого, как бедный Лазарь или Иов в гноище, получая пищу от трапезы родителей, которые из сострадания к бесприютному нищему, претерпевающему стужу, зной и дождь, посылали ему милостыню, ради Христа. За три дня перед кончиной своей преподобный Иоанн, страдавший на одре болезни предсмертной, испросил позволение видеть госпожу дома и принесён был к ней на одре. Закрыв лицо своё, больной говорит своей матери: «уже совершилось человеколюбивое служение ваше ко мне нищему, и за милостыню вашу готово вам воздаяние от Господа, Который говорит в Евангелие понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе ( Мф.25:46 ). Но и я нищий хочу оставить тебе некоторое благословение; только прошу тебя и заклинаю Господом исполнить моё последнее желание: прошу тебя, чтобы ты велела меня погребсти на том же самом месте, где теперь куща моя, и покрыть меня сим же рубищем, в котором теперь меня видишь». В заключение слов своих, он подал матери Евангелие и сказал: «это да будет вам в настоящей жизни утешением, а к будущей жизни добрым путём – для тебя и твоего мужа». Это было то самое Евангелие, которое дано было родителями Иоанну в его юности; и теперь оно послужило к открытию сына пред родителями. Но как скоро отец и мать узнали своё Евангелие, а потом – в больном нищем оплакиваемого ими сына, святой Иоанн отошёл от них к Отцу Небесному. На месте кущи Иоанна, по смерти его, родители построили церковь , и сами завещали похоронить себя в ней. Память преп. Гавриила Лесновского и Прохора Пшинского Св. преп. Гавриил Лесновский и Прохор Пшинский (Пчинский) По Болгарскому синаксарю 1340 г. преп. отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжному учению и помощью Божьей хорошо успел в нём. Когда пришёл в возраст, обручили его с невестой хорошего рода; но он, не коснувшись её, ушёл в монастырь и стал монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бодуэном и графом Луи де Блуа, племянником франц. кор. Филиппа II Августа. Луи погиб, а Бодуэн попал в плен и впосл., вероятно, был убит в Тырнове. Однако после битвы половецкая конница ушла, и К. был вынужден привлечь в качестве союзников против крестоносцев еретиков-богомилов крупнейшего города Фракии - Филиппополя (ныне Пловдив). Но после разграбления города этот союз распался. В 1206 г., несмотря на уговоры папы Римского, к-рый в письмах называл его не императором, как главу Латинской империи, а «королем» Болгарии и призывал заключить мир, К. продолжил военные действия против крестоносцев. При этом он переселял жителей захваченных фракийских и македонских городов за Балканские горы, что спровоцировало переход местных греков на сторону крестоносцев. В 1207 г., вновь получив поддержку половцев, К. вторгся во Фракию и двинулся на Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), но не смог взять город. Его следующей целью стала Фессалоника. Но во время ее осады К. внезапно умер или, как сообщает Георгий Акрополит, от болезни, или, как считают мн. историки, в результате заговора. Военные походы К. и др. представителей династии (Иоанна I и Иоанна II Асеней) сопровождались перенесением в качестве трофеев с завоеванных территорий в Тырново мощей местночтимых святых (как слав., так и греч. происхождения), составивших в XIII-XIV вв. собор святых, почитаемый в Болгарии и в наст. время. Из Меглена (Моглены) были перенесены мощи еп. Илариона Могленского (1205), из Мосинополя - св. Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского (ок. 1206), из Потуки - мч. Михаила Воина (1205), из р-на г. Памфил близ Адрианополя - прп. Филофеи Тырновской (между 1204 и 1206), и, возможно, из Лесновского монастыря - мощи прп. Гавриила Лесновского . 21 окт.- дата принесения мощей еп. Илариона Могленского в Тырново, указанная в повести, посвященной этому событию. С 1-й пол. XIV в. повесть сохранилась во мн. списках Стишного Пролога, и эта дата стала днем памяти преподобного. Весьма вероятно, что дни памяти и др. упомянутых святых, кроме прп.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Пространное житие, написанное, по всей вероятности, в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., добавляет к биографии Г. Л. много подробностей: Осечко-Поле названо местом рождения, о родителях сказано, что они «близ царских советник бяше», что могло бы указывать на рождение Г. Л. либо не позднее 1017 г. в западноболг. царстве комитопулов, либо не ранее кон. XII в. (после 1185), в начальный период Болгарского царства. Но это известие, не вызывающее доверия, относится к числу «общих мест», призванных для контраста повысить социальный статус героя до пострижения, и возникло, вероятно, под влиянием жития св. Алексия человека Божия , к-рому здесь постоянно уподобляется Г. Л. Сообщается, что не названная по имени жена Г. Л. происходила «из царского рода», а ее душу после смерти встретил арх. Михаил. Умолив родителей, Г. Л. отправился в странствие. На пути ему явился во сне архистратиг и повелел создать «на поле Осиче» ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Г. Л. вернулся домой, рассказал о видении родителям и на полученные от них деньги построил храм. Затем в Лесновском мон-ре, уже существовавшем, принял постриг и удалился в скит близ Злетова. Многие за помощью приходили к нему, но Г. Л., избегая славы, удалился в безлюдное урочище близ Лукова. Там его нашел пастух и пожаловался, что его стадо коз поразила «огненная болезнь». Г. Л. освятил дождевую воду, собравшуюся в углублении на камне, и окропил ею стадо, после чего козы исцелились. Следующие 30 лет Г. Л. провел в пещере на труднодоступной горной вершине Облов-Врв. Вскоре после кончины, а не 30 лет спустя, как в проложном житии, святой трижды являлся рус. монаху, названному Иосифом, в Софии и повелел перенести его мощи в Лесновский мон-рь, братия к-рого ничего не знала о кончине святого. После долгих поисков мощи были найдены и перенесены в обитель вместе с братией не названными по имени Софийским митрополитом, Злетовским епископом, местными вельможами («князьями»). От мощей получили исцеление сухорукая дочь богатого армянина из Кратова и бесноватый отрок некоего «князя». Самое большое из чудес связано с именем «великого болгарского князя» Михаила, к-рому святой помог в борьбе с греч. вельможей Мавраганом (или Мавраном). После победы греков Г. Л. явился князю во сне, ночью провел его и 2 воинов мимо стражи в палату Маврагана и, стоя за спиной Михаила, направил его копье в сердце противника. Прообразами «князя» можно считать болг. царей как Михаила II Асеня (1246-1256), так и Михаила III Шишмана (1323-1330). Завершают житие рассказ о постройке в Лесновском мон-ре серб. вельможей Иоанном Оливером каменного собора и известие о перенесении мощей Г. Л. в Тырнов. Почитание

http://pravenc.ru/text/161373.html

При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 169-173; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 123-127; М. Enuckonuje и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 123-127; Српски jepapcu. С. 20, 224, 240, 497; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145-170. Н. В. Радосавлевич Архитектура и росписи Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей. Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Архиерей. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Для лучшего «прочтения» текста библиографии небесполезно вкратце напомнить исторический контекст. Начало мистико-аскетической традиции Православия в Болгарии связано с трудами и подвигами преп. Иоанна Рыльского. В дошедшем до нас его «Завещании» (спорным является вопрос, принадлежит ли оно самому св. Иоанну, либо записано позднее на основе устного предания) начертана своеобразная программа для последующего развития монашества и подвижничества в Болгарии. В числе важнейших наставлений преп. Иоанна – указание следовать «первообразам» монашества, примерам преп. Антония и преп. Феодосия, а также и указание о творении непрестанной Иисусовой молитвы. «Золотой век» болгарской культуры – Х век – тесно связан с быстрым ростом и распространением монашества и аскезы. Пример преп. Иоанна находит последователей в лице преподобных Прохора Пшинского, Гавриила Лесновского, Иоакима Осоговского и др. основателей обителей в юго-западной Болгарии. В царствование императора Льва VI Философа (886–912), по всей вероятности, в 898 г., тремя братьями родом из г. Охрида основывается монастырь Зограф («Живописный») на Афоне. В дальнейшем Зограф становится одним из главнейших центров болгарского монашества и подвижничества. Имея тесные связи с другими обителями на Афоне (надо отметить, что немало болгарских монахов было и в других афонских монастырях – в Великой Лавре, Хиландаре и др.), он также служит необходимым и незаменимым посредствующим звеном между Византией и Болгарией, между греческим Богомыслием и Богоделанием и духовной культурой славянства. В эпоху исихастского Возрождения XIV в. подобным же посредствующим звеном становится обитель преп. Григория Синаита Парория. Как хорошо известно, среди ближайших и любимых учеников св. Григория были преп. Феодосий Тырновский (ок. 1300 – 27.ХI.1362/3), преп. Ромил Видинский (ум. ок. 1385) 70 , Каллист I (ум. 1363), патриарх Константинопольский (1350–1354 и 1355–1363). При посредничестве Феодосия болгарский царь Иван Александр (1331–1371) стал одним из ктиторов монастыря. После блаженной кончины преп. Григория Синаита (1346) монашеское братство пригласило Феодосия стать игуменом, однако тот уклонился. Патриарх Каллист I, сыгравший активную роль на Влахернском Константинопольском соборе (май-июнь 1351), написал жития и Григория Синаита , и Феодосия Тырновского (см. публ. 11 .131–133; 6 .1583–1585), вскоре после написания переведенные по-славянски. Нелишне отметить, что греческий подлинник жития Феодосия не сохранился и оно известно лишь в переводе, причем в единственном списке Владислава Грамматика в его Рильском панегирике 1479 г. (л. 290а-302б) 71 . В конце XVIII – начале XIX в. иеросхимонах Спиридон, будучи в Рильском монастыре, сделал список, опубликованный О. М. Бодянским 72 ; список же Владислава Грамматика впервые опубликован В. Златарским (см. публ. 11 .132).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006