(посл. четв. XII - сер. XIII в.). Хронологические рамки явления обусловлены, с одной стороны, возникновением южнослав. гос-в, независимых от Византии (Сербии - в 70-х гг. XII в., Болгарии - в 1185), которые нуждались в организации регулярного богослужения на слав. языке, с другой - монголо-татар. нашествием на Русь в 1237-1241 гг. и позднейшим владычеством, в результате чего резко сократилось число русских паломников в К-поль, на Афон и в Св. землю, а с течением времени (скорее всего к нач. XIV в.) нарушились устойчивые связи афонского мон-ря св. Пантелеимона с Русью и уменьшилась активность рус. колонии в столице Византийской империи. Косвенным свидетельством того, что активная фаза 1-го восточнослав. влияния (переход корпуса текстов с Руси на слав. Балканы) завершилась не позднее 30-х гг. XIII в. (возможно, ранее), служит полное отсутствие в южнослав. традиции XIII-XV вв. ранних рус. послемонг. памятников: поучений свт. Серапиона , еп. Владимирского, Жития св. кн. Михаила Черниговского, «Иудейского хронографа» и др. Древнерус. книжно-лит. корпус, ставший известным в это время болг. и серб. книжникам, не содержит сочинений и переводов, возникших позднее кон. XII в., при-том что известны случаи работы восточнослав. книгописцев в южнослав. странах и во 2-й пол. XIII в. Для 1-го восточнослав. влияния характерно почти полное отсутствие прямых известий письменных источников о русско-южнослав. связях (в частности, не сохранилось свидетельств болг. и серб. писцов о копировании восточнослав. оригиналов). Известия ограничиваются отрывочными свидетельствами Жития св. Саввы Сербского (о рус. иноке, прибывшем в числе др. афонских монахов ко двору серб. правителя Стефана Немани, о пострижении св. Саввы в рус. мон-ре св. Пантелеимона на Афоне и о посещении им рус. «монастыря» в лавре св. Саввы Освященного во время 2-й поездки в Св. землю) и Жития прп. Гавриила Лесновского (о рус. иноке в Средеце (совр. София), к-рому явился преподобный). Основным источником для изучения и реконструкции явления служат косвенные, но надежные свидетельства, содержащиеся в болг. и серб. рукописях, восходящих к древнерус. оригиналам.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Этот полет внутреннего делания, отразившийся в личности преподобного Симеона Нового Богослова, будет подхвачен Никифором Исихастом (XIII век), Григорием Синаитом (XIII–XIV век) и продлится до святого Григория Паламы и прочих святогорских и балканских исихастов. Все эти упомянутые подвижники и мыслители (богословы) на Православном Востоке и в Византии, а затем на Балканах и во всем православном мире являли уже завершенный синтез молитвенной «практики» и «теории» раннехристианского жития и мышления. Сербские исихасты Конечно, невозможно упомянуть в коротком обзоре всех подвижников исихазма, в течение столетий подвизавшихся на канонической территории Сербской Православной Церкви, ибо их – известных и неизвестных – великое множество. Отметим также, что, хотя о многих из них доподлинно известно, что они подвизались на канонической территории СПЦ, в остальном, к сожалению, исторические сведения о них чрезвычайно скудны, а их жития – весьма кратки. Как правило, память о них осталась в церковно-народном предании какой-либо конкретной местности или связана с теми монастырями или храмами, где они подвизались, либо которые были ими основаны. Итак, нашей целью является не перечислить всех подвижников исихазма в СПЦ, а показать в своем докладе, что они присутствуют в нашей Церкви и среди нашего народа с самых первых веков христианства в Сербии и до сегодняшнего дня. То есть мы хотим сказать, что сербский народ, как и другие христианские народы, в каждом поколении старается исполнить святую заповедь апостола о непрестанной молитве (1 Фес. 5, 17). XI век Преподобный Прохор Пчиньский (день памяти – 19 октября/1 ноября). Современник преподобных Иоанна Рыльского и Гавриила Лесновского. Родился в начале XI века в овчепольском крае – на нынешней территории Македонии, одной из бывших югославских республик. Его вымолили у Бога престарелые бездетные супруги – Иоанн и Анна. Получив хорошее образование, он удалился в пустыню. До самой своей смерти преподобный подвизался в пещере близ реки Пчинь. Он предсказал Диогену, что тот станет византийским императором. В знак признательности император Роман IV Диоген построил церковь, из которой впоследствии вырос монастырь Прохора Пчиньского. Мощи святого мироточивы.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Свернуть 22  Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  23  кротость, воздержание. На таковых нет закона.  24  Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25  Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.  26  Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 1  Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  2  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий День памяти святых Преподобномученик Пансофий Александрийский (249–251) Святой Пансофий был сыном александрийского проконсула Нила. После смерти отца он раздал нищим все имущество и удалился в пустыню. Здесь он подвизался около 30 лет. Когда царь Декий воздвиг гонение на христиан, его схватили и засекли прутьями до смерти. Преподобный Павел Фивейский (341) Краткое житие святого, который 90 лет подвизался в пустыне, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Иоанн Кущник (V) Рассказ о святом, который очень тосковал по родителям, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Прохор Пшинский, Мироточивый, Сербский (X) Представитель сербского исихазма , вел очень строгую жизнь. От его мощей уже более 1000 лет изливается миро. Преподобный Гавриил Лесновский, Сербский (XI) Житие самого почитаемого святого Лесновской обители в Северной Македонии слушайте на радио «Вера» . Святитель Герасим II (Палладас), патриарх Александрийский (1714) Святитель Герасим получил образование в Венеции, знал греческий, латинский и еврейский. После захвата турками родного ему Крита ушел в Пелопоннес, затем в Касторию, где стал проповедовать. Был избран Александрийским патриархом. Отличался ревностной и святой жизнью, отмеченной чертами юродства Христа ради. Управлял Православною Церковью в Египте в течение 22 лет. В конце жизни отказался от патриаршества и удалился на Афон. Новомученики и исповедники Российские Священномученик Михаил Самсонов (1867–1942)

http://foma.ru/nedelja-tridcat-chetverta...

В Москве М. прожил до Пасхи 1654 г., когда получил разрешение вернуться на «прежний престол». В челобитной от 20 марта он просил выделить 12 подвод, чтобы вывезти книги, иконы и служебники (Там же. Л. 58). Судя по рассказу М. в Посольском приказе 11 дек. 1657 г., в епархию он не вернулся, а через Валахию и «мутьянские земли», не заезжая в К-поль, проехал на Афон, где прожил 2 года. Через Египет и Синай на 1-й неделе Великого поста 1656 г. он прибыл в Иерусалим и в Великую субботу хотел вместе с Иерусалимским патриархом войти внутрь Гроба Господня во время сошествия благодатного огня. Хотя он заплатил турку, в Кувуклию его не пустили, и он не смог увидеть, как сходит огонь. Но в рассказе М. отметил, что зажженные от благодатного огня свечи обжигали, «как и от прочего вещественного огня». После он побывал в К-поле, где встретился с некими серб. иерархами, и через Афон, сербские, «мутьянские» и валашские земли вновь прибыл в Москву (Там же. 1658 г. Д. 3. Л. 10-12, 17-18). В янв. 1658 г. М. лично преподнес царю и его близким святыни со Св. земли: деревянные кресты, свечи от Гроба Господня, «древа» с Синайской горы и от дуба Мамврийского, землю из Вифлеемского вертепа, а также митру прп. Симеона Сербского (Там же. Д. 4. Л. 38-45). В кон. дек. 1658 г. по разрешению царя М. снова посетил Троице-Сергиев мон-рь (Там же. 1659 г. Д. 2. Л. 6). В Москве М. прожил до 1660 г. В челобитной от 29 сент. он просил отпустить его в «свою землю» и дать жалованную грамоту монастырю Лесново с правом каждые 5 лет приезжать за милостыней (при этом он писал, что основатель обители прп. Гавриил Лесновский пришел «от русские земли»). Царь пожаловал ему милостыню и деньги на проезд, 31 окт. 1661 г. в Посольском приказе выписали грамоту для Лесновской обители (Там же. 1661 г. Д. 3. Л. 1-1 об., 2-8). М. поселился в хиландарской испоснице свт. Николая на Афоне (в костнице хранится его череп). Во время долгого отсутствия М. управлял ли кто-нибудь в этот период епархией от его имени, неизвестно. Ист.: Записи. 1. Бр. 1487, 1494, 1547, 1563, 1568. 4. Бр. 6848, 6850, 6852, 6853, 6855, 6880; Москва-Сербия, Белград-Россия: Сб. док-тов и мат-лов. Белград; М., 2009. Т. 1: Обществ.-полит. связи XVI-XVIII вв. С. 261-263, 265-271, 273-275, 280-281, 292-294, 296-299, 301-302, 455-457, 462.

http://pravenc.ru/text/2563626.html

Лесновски ман-р. 2000. Оборот обложки). В Лесновском мон-ре находятся 2 житийные иконы Г. Л.: ок. 1626 г. с 13 клеймами и 1808 г. с 14 клеймами (Там же. Кат. 7, 12). Г. Л. изображен на них (на ранней - по пояс, на поздней - в рост) с крестом и со свитком. 1-я, датируемая по стилистическим признакам (по аналогии с монастырскими образами «Спас на престоле с деяниями архангелов в клеймах» и «Богородица Троеручица» - обе 1626; Там же. Кат. 4, 5), находится в руинированном состоянии, но сюжеты клейм надежно определяются по 2-й, написанной в стиле позднего барокко. Сюжеты клейм, идущих на иконах сверху вниз по левому полю, затем слева направо по нижнему и снизу вверх по правому (наверху в центре помещена Троица Новозаветная с предстоящими архангелами), в основном соответствуют пространному житию. На ранней иконе это: 1) рождение; 2) обучение грамоте; 3) бракосочетание; 4) смерть жены; 5) прощание с родителями; 6) встреча с диак. Фомой; 7) приход в Лесновский мон-рь; 8) кончина; 9) явление мон. Иосифу; 10) обретение мощей; 11) исцеление сухорукой дочери армянина; 12) исцеление бесноватого отрока; 13) помощь кн. Михаилу в поражении Маврагана. Икона 1808 г. в основном совпадает по сюжетам с ранней, отличия составляют клейма: 7 (Г. Л. видит во сне храм Рождества Богородицы), 8 (уход на гору Облов-Врва), 9 (мон. Иосиф сообщает о местонахождении мощей), 11 (перенесение мощей с Облов-Врва в мон-рь), 13 (исцеление сына боярыни); клейма 12-е и 14-е соответствуют здесь 11-му и 13-му на 1-й. До второй мировой войны в Лесновском мон-ре хранились 2 гравированные на меди доски для печатания гравюр (с единоличным изображением Г. Л. и вместе с арх. Михаилом), изготовленные, согласно надписям, в 1812 г. «молером» Димитрием Иоанновичем Зозурой из Сечиште, очевидно, по рисунку «молера» Димитрия Попгеоргиевича «настоянием и подщанием государа Димитрия Филипповича» из Кратова ( Записи. 1936. С. 135, 22-24); к 1941 г. они были переданы в Церковный музей в Скопье ( С. Старине Црквеног мyзeja у 1941.

http://pravenc.ru/text/161373.html

18) Прохор пшинский. 19) Гавриил лесновский. 20) Иоаким сарандапорский или осоговский. По житию Иоакима сарандапорского, написанному неизвестным и напечатанному в статье В. Ламанского «О некоторых рукописях в Белграде, Загребе и Вене», приложенной к VI книжке Записок Акад. Наук, стр. 123, 1864 г., и в Гласнике XXII, 242; «четверица» святых – Иоанн рыльский, Прохор пшинский, Гавриил лесновский и сей Иоаким сарандапорский были современники и соревнители в подвигах пустынного жития. Прохор подвизался в пустынях вранянских на реке Пшине, которая ниже Спокии впадает с левой стороны в Вардар (см. в Reise von Belgrad nach Salonik Гана 1-ю карту, приложенную к 1-му изданию, -в епархии скопской, прибавляет Паисий); Гавриил – в Лесновской горе, которая недалеко от Кратова, в области овчепольской, в хоре злетовской (см. Даничича Речник под словом Лесьново, Гласн. ХШ, 296 и у Ламанского ibid. стр. 19, – в епархии истибской или щибской, по Паисию); Иоаким – в стране овчепольской, в месте называемом Сарандапорь, в подкрылии горы Осоговские, в потоке называемом Бабин дол, при реке Скупице. Память Гавриила и Прохора 15 января, Иоакима 16 августа (Филар.) Весьма краткое житие Гавриила лесновского, сообщающее, что мощи его после перенесесы были в град Тернов и положены «в трапезици у святых апостол», у Ламанского ibid. стр: 120. 21) Иоанникий девический. Святый не болгарский, а сербский (см. ниже); по словам Паисия, подвизался в горе Девиче, на пределе Сербии и Болгарии, в епархии грачаницкой, на Белом поле, и мощи его, источая миро, находятся в монастыре Девиченском. 22) Феодосий терновский, подвизавшийся в первой половине XIV века. Родом был из окрестностей Бдина или Виддина; приняв пострижение монашеское в бдинском монастыре Арчар, отсюда переселился в Тернов, в монастырь так-называемый Святая гора (о котором Гласн. IX, 253), а из сего последнего в Червены или Рущук, в неизвестный по имени монастырь; из Червен отошел в гору Сливенскую, в монастырь Епикернев, а отсюда перешел в Параорский монастырь 368 к Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Господь смирил себя самым величайшим смирением: воплотился, стал человеком. Если ты Христов, то смири себя до червя: воплоти себя в страдание всякого страдальца, в мучение каждого животного и птицы. Смири себя ниже всех: будь всем все, во Христе, по Христу. Когда ты один, молись: Смиренный Господи, смири меня Твоим смирением. Пятый подвиг богочеловеческий подвиг терпения. Терпеть, претерпевать зло, не воздавать злом за зло; всемилостиво прощать обиды, клевету, раны. Христово есть: чувствовать себя постоянно как бы распятым в мире, быть гонимым от мира, оплеванным и поруганным. Мир не терпит Христоносцев, как не терпел и Христа. В страдании христианин лучше всего успевает этому нужно учить народ. Для православных страдание очистительно. Христианин должен не только радостно переносить страдания, но и всемилостиво прощать тем, которые нам их причиняют, всемилостиво за них Богу молиться, как Господь Иисус и ангелоподобный архидиакон Стефан. Поэтому ты и молись: Долготерпеливый Господи, дай мне долготерпение, великодушие и кротость. Миссия нашей церкви: богочеловеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом спасение души от мира, от всех его душегубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Культурному атеизму и политизированному людоедству современной цивилизации необходимо противопоставить христоносные личности, которые будут кротостью агнца побеждать разъяренные волчьи страсти и голубиным незлобием спасать народную душу от культурного и политического злосмрадия. Подвижничество во имя Христа нужно противопоставить культурному героизму во имя человека, во имя истлевшего и обезображенного европейского человека, во имя атеизма, во имя цивилизации, во имя антихриста. Поэтому самая главная обязанность нашей церкви: создавать христоносных подвижников. Правилом ее современности должно быть: идти к христоносным подвижникам к святым отцам! Подвизаться подвигом святых отцов! Идти за подвигами святого Саввы, святого Прохора Пчиньского, святого Гавриила Лесновского, Василия Острожского, дьякона Аввакума! Ибо только эти богочеловеческие подвиги из Саввы создали святого Савву, из Прохора святого Прохора, из Гавриила святого Гавриила и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/266/...

А о том, какова была мать Благое – Анастасия – оставил нам свидетельство сам ее сын. Это свидетельство, записанное спустя несколько месяцев после ее блаженного преставления, лучше привести здесь полностью. На полях своего толкования Святого Евангелия от Иоанна (в пасхальные дни 1945 г.) отец Иустин под заглавием «Физическое ощущение бессмертия» отметил следующее: «Я сам пережил это чувство возле мертвой матери. Она, любезная мне, уснула в Господе в день св. Гавриила Лесновского (15/28 января 1945 г.), в воскресенье, в 22 ч. 30 мин. Погребена на следующий день в 16 часов. По ее лицу была разлита бесконечно умилительная благость и доброта. Расставаясь с ее иссохшим от постов телом, душа оставила на ее лице свою бессмертную благость и красоту. Поистине лишь бессмертная благость и бессмертная красота могут быть так умилительны. И то, и другое преисполнено бессмертной добротой. И все это постоянно усиливало мое молитвенное состояние. Просто некое физическое ощущение бессмертия разливалось от этого по моему существу. И я сам действительно возле мертвой матери пережил самое очевидное доказательство ее бессмертия – физическое (опытное) доказательство. Это парадоксально, но по-евангельски истинно: “Зерно пшеничное, если не умрет – останется одно, а умрет – принесет много плода”. На смертном лице – такое очевидное бессмертие! Бессмертие души, бессмертие всего существа моей милой матери... И я плакал от скорби и умиления, и до сих пор те чувства обладают всем моим существом. Ее чудесное лицо было таким естественным физическим переходом в ее бессмертие. А что же я? С тех пор я всегда думаю о ней с молитвой: каждое чувство, каждая мысль о ней незаметно претворяются в умиленную молитву... Мои мысли источают слезы и преисполняются молитвами. Какое блаженство – быть человеком с ощущением, с опытным ощущением бессмертия. Это последний дар, который моя матушка, моя бессмертная дарительница оставила мне на земле... По возбужденной душе проносится сладкое дамаскиновское веяние вечной истины: “Образ есмь неизреченный Твоея славы...” Искры воскресных сил преизобильно источаются из благого и милого лица моей уснувшей матушки, чтобы в день Конечного Суда радостно слиться в свет воскресения, и тогда в вечном слиянии заблистает она – послушница Божия Анастасия-Воскресение...»

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О. (древнейшие из к-рых относятся к периоду после восстановления Печской Патриархии в 1557) представлены в стенописях многочисленных церквей в Сербии, Македонии и Болгарии, напр. собора мон-ря Ораховица близ Пакраца (1594), на паперти собора Печской Патриархии, собора Благовещенского Овчарско-Кабларского мон-ря (1632), церкви мон-ря Журче близ Битолы (1617). «География» изображений свидетельствует о широком распространении почитания И. О. в позднем средневековье ( 1965. С. 30). Древнейшее из известных изображений И. О. в станковой живописи находится (вместе с изображениями прп. Гавриила Лесновского и архидиак. Стефана) в нижней части иконы «Деисус со святыми» (кон. XV - нач. XVI в., Музей искусства Македонии, Скопье). В русских иконописных подлинниках с XVII в. засвидетельствована иконография святого, отличная от южнославянской (хотя чаще содержится только память), с вариантами: «Преподобнаго отца нашего Иоакима Сардипольского чюдотворца - сед аки Варлаам Хутынский, брада покороче, схима на плечах» (РНБ. Погод. 1927, нач. XVIII в.; Там же. 1930, кон. XVII - нач. XVIII (?) в.); «...брада со Власиеву, посреди шире, на конец поуже» (Там же. 1931, 1-я пол. XIX в.). Лит.: Маринов Д. Религиозни разкази. 1896. 5/6; он же. Избр. произв.: В 5 т. София, 2003. Т. 1. Ч. 2: Религиозни народни обичаи; Иванов Й. Северна Македония. София, 1906; В. Православно монаштво и ман-ри у Cepбuju. Сремски Карловци, 1920. Горни Милановац, 2002р; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлob. анахоретима: Етнопсихолошки оглед//ГСНД. 1925. 1. С. 215-233; С. Joakuм Осоговски и дело. 1941. Св. 1; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 28-31; Иванова-Константинова К. Два неизвестни азбучни акростиха с глаголическа подредба на буквите в среднобълг. празничен миней//Константин-Кирил Философ: Доклади от симп., посветен на 1100-годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 343; В. Од xaruorpaфujama на Joakuм Осоговски//Ucmopuja. Ckonje, 1973. Кн. 2; Кожухаров С. Към въпроса за обема на понятието «старобълг.

http://pravenc.ru/text/468939.html

С. 86-87. 91-92). Настоящее их местонахождение неизвестно. Изображения Г. Л. имеются также на крышках чеканных серебряных ковчегов-реликвариев XVIII в. и рубежа XVIII-XIX вв., находящихся в музее Лесновского мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р... 2000. С. 87-88; кат. 23, 24). Изд. житий: Ламанский В. И. О нек-рых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филол. и ист. примечаниями//ЗИАН. 1864. Т. 6. 1. С. 120-122 [проложное]; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлobehckuм анахоретима//ГСНД. 1925. 1/1. С. 232-233; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 395 [проложное]; 396-400 [пространное]; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. на И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 61, 223-224 [новоболг. перевод проложного жития, коммент.]; Велев И. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со кратка peдakцuja//Спектар. Ckonje, 1990. 15. С. 21-38; он же. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со опширна peдakцuja//Там же. С. 49-66; Миловска Д. , Таковски J. Македонска жumujha лит-ра IX-XVIII в. Ckonje, 1996. С. 109-113 [македон. перевод]; Павлова Р. Пролог Рс 705 от Нар. б-ката на Сръбия в Белград//Palaeobulgarica. 1996. 2. С. 120-121; Павлова Р. , Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 133. Лит.: В. Правосл. монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; Милановац, 2002р. С. 27-29; Г. Записи и натписи//Зб. за ucmopujy jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1. С. 253-254; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 31-33; В. Локални хагиографии во Makeдohuja. Ckonje, 1977. С. 42; Георгиев Е. Литература на Втора българска държава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в. С. 162-163; Янкова В. Циклътъ български аскетични жития и търновска агиографска традиция от XIII-XIV вв.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Кн. 5: Паметници. Поетика. Историография. С. 187, 188-191; Велев И. Свети Гаврил Лесновски во книжевната mpaдuцuja. Ckonje, 1996; М. М. Житиска икона на Свети Гаврил Лесновски//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19-21. С. 165-191; Поп-Атанасов , Велев И. , М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145, 156-157; С. Ман-р Лесново. Београд, 1998. С. 23-25; Поповска-Коробар В. Лесновски ман-р Св. Архангел Михаил и Св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 7-8, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40-42, 49, 52, 54, 67-70, 78-79, 82-83, 84-85; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mimmelalmers in Bulgarien und Serbien (865-1459). Мüпсн., 2000. S. 107, 120, 293-294.

http://pravenc.ru/text/161373.html

   001    002   003     004    005    006