В 1898 г. выходит в свет заметка В. В. Болотова по поводу издания Б. А. Тураева «Часослов эфиопской церкви» 1067 (рукопись: ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 80. 7 л. 30 декабря 1897 г.). Прежде чем издать этот памятник, Тураев неоднократно обращался к Болотову за советами относительно конкретных мест текста. В архиве Б. А. Тураева , находящемся в Государственном Эритаже, хранится несколько писем Василия Васильевича, в которых обсуждается подготовка издания. «Вы находитесь в диковинном заблуждении, если предполагаете, что я действительно знаю толк в эфиопских службах. Больше того, что Вы теперь об этом знаете, конечно, в Европе не знает никто. Может быть... Ваш материал, когда Вы его издадите, поможет нашим литургистам – на западных надежды плохи – начать разбираться в этом деле», – так оценивает Болотов предпринятый Тураевым труд (письмо от 14 ноября 1894 г.: Архив ГЭ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 120. Л. 1–1 об.). Для суждения об эфиопских литургических книгах, по мнению Болотова, «может быть, неизлишне иметь в виду основные черты армянского богослужения – не потому, что я расположен приписывать (возможность allerdings допустима) прямое влияние со стороны «народа хайканского» на богослужебный тип эфиопов, но потому, что точкою отправления для армянской литургии служила конечно – задавленная потом Византией – литургика каппадокийская IV в.» (Там же. Л. 5 об.). В этом же письме речь идет и о журнале, в котором следует напечатать исследование Тураева. «Вопрос об органе, в котором Вы издадите Ваши тексты, кажется, прежде всего связан с вопросом об их количестве. Эфиопский шрифт в тип. Ак. Н. есть, но на много ли полос его хватит? Мне приходилось видеть только строки – не страницы – печатанные в СПб по-эфиопски» (Там же. Л. 11). 1068 В письме от 26 ноября 1897 г. Болотов предстает перед нами как пасхалист, специалист по хронологии: «Пасхалистическая прибавка в ркп. ОЛДП печатанию не подлежит – и во-первых потому, что за исключением нескольких строк этот текст (allerdings с вариантами) напечатал уже Scaliger MDXCIII (1), а во-вторых потому, что потребовался бы очень длинный комментарий к переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Египтолог Владимир Семенович Голенищев, хранитель Эрмитажа, справляется у Ернштедта, дал ли он где-либо описание деревянных табличек с греческими надписями 1138 и 1139 ГЭ и известен ли ему греческий папирус 1123, перешедший в Эрмитаж от Тишендорфа; приводит латинское описание этого папируса Тишендорфом (письмо от 23 февраля 1890 г. Д. 55). Ернштедт предполагал издавать папирусы из собрания Голенищева (см.: РНРВ. С. 87), но ранняя смерть помешала этим замыслам. Такие же консультации получают и зарубежные ученые. В письмах из Флоренции Джироламо Вителли (Vitelli J.), профессора греческой литературы, обсуждаются (на итал. и нем. яз.) некоторые палеографические вопросы, упоминаются Церетели, Наук, Крумбахер (3 письма, 3 открытки за 1885–1902 гг. Д. 47, 7 л.). Оскар Леопольд Гебгардт (Gebhardt Oscar Leopold), профессор книговедения и документации в Лейпцигском университете, просит в своей корреспонденции (3 открытки на нем. яз. – 1897, 1899 и 1901 гг.) узнать о рукописи Витрувия «Об архитектуре» в ИПБ или БАН и прислать краткие аннотации о содержании и древности. Профессор также благодарит Ернштедта за присылку Эзопа (Д. 51). 1668 Рихард Ферстер (Foerster Richard), профессор классической филологии в Бреслау, предлагает сравнить Codex Petropolit., 174, fol. 339–844 с Либанием, изданным Reiske, vol. IV, 447– 459 (открытка на нем. яз. от 19 мая 1895 г. Д. 208). Н. Феста (Festa N.), профессор греческой филологии в Риме, просит помочь интерпретировать греческую надпись (открытка на итал. яз. от 3 мая 1903 г. 1669 Д. 209). Датский филолог-классик И. Л. Уссинг (Ussing I. L.), профессор Копенгагенского университета, отправивший Ернштедту 5 писем и 1 открытку (на нем. и франц, яз.) за 1885–1902 гг. (Д. 205. 8 л.), интересуется папирусом из Мукдена, который появился в Петербурге, 1670 а также московскими греческими рукописями для Corpus medicorum. В последнем письме в ответ на вопросы Виктора Карловича Уссинг сам объясняет, как были найдены во Владивостоке эти мукденские рукописи, и пишет, что уже официально списался с директором Владивостокского института. В одном из писем Уссинг благодарит коллегу за присланные «Порфирьевские отрывки» – восстановление его впечатлило.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надписи – последний штрих в создании священного образа. Это не только тексты на свитках пророков и праотцев, но наименование самого изображаемого, а для икон Спасителя также три греческие буквы в крещатом нимбе “? ??”, что переводится как “Сущий”, и интерпретирует ветхозаветную священную тетраграмму, свидетельствуя о наличии во Христе, наряду с человеческой, Его божественной природы. Канонизация святых, появление новых праздников – это всегда повод для формирования композиций, прежде не бывших, но которые, безусловно, должны иметь основания во всей предшествующей иконографической традиции. Предметы церковного искусства малых форм также подлежат систематизации Назовём такие их группы, как антиминсы и священные сосуды, светильники и кадила, кресты, панагии и походные иконки, облачения и ткани, оклады престолов и икон, богослужебные книги с окладами и книжными миниатюрами. Наиболее ответственными группами в данной составляющей церковного искусства следует считать антиминсы, богослужебные сосуды и книги. Основные виды сосудов: дискосы (δισκος, patena — сохранились образцы, начиная с IV в, например, из стекла — в ГЭ), чаши — потиры (ποτηρ), а в древности также кратиры (κρατηρ – более широкая чаша), копия, лжицы, тарели, звездицы, ковши, дарохранительницы (“сионы”, в прошлом выносившиеся на великий вход), дароносицы, мирницы (крестильные ящички), крещальные купели, водосвятные чаши, литийные блюда и панагиары, разнообразные мощевики (реликварии), а в древности также ампулы, алавастры и пиксиды. От раннехристианского времени сохранилось большое количества фрагментов стеклянных сосудов, как правило – их донца с изображениями. Из книг, являющих собой комплекс искусств (живописного и ”прикладного”) следует особо упомянуть Напрестольные Евангелия (“апракос”- лекционарии с литургическими чтениями и “тетр”- с текстом четвероевангелия), апостолы, псалтири, так называемые изборники и другие. Важны также светильники: напрестольные и другие лампады, семисвечники, паникадила и хоросы (светильники в центре храма, в отличие от паникадила – в виде горизонтально подвешенного гранёного или круглого обруча) архиерейские трикирии и дикирии, выносные и стационарные подсвечники, пасхальные трисвечники и канунные столики. Есть интересные примеры небольших раннехристианских керамических и бронзовых светильников, аналогичных античным, закрытых, с двумя отверстиями и маленькой ручкой сбоку. На них бывают христограммы или другие свойственные времени изображения. Ладанницы и кадила – на цепочках или в виде кацеи (с ручкой, они по сей день распространены на Афоне).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Общие работы по нумизматике. Лит.: Grierson Ph. Monnaies et monnayage: Introd. à la numismatique. P., 1976; Doty R. G. The Macmillan Encyclopedic Dictionary of Numismatics. N. Y., 1982; Потин В. М. Введ. в нумизматику//Тр. ГЭ. Л., 1986. Вып. 26. С. 69-161; Беляков А. С. Нумизматика//Введ. в спец. ист. дисциплины. М., 1990. С. 81-146; Burnett A. Coins. L., 1991. (Interpreting the Past). Античная нумизматика. Лит.: Mattingly H., Carson R. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. L., 1923-1962, 2005r. 6 vol.; The Roman Imperial Coinage/Ed. H. Mattingly e. a. L., 1923-1994. 10 vol.; Mattingly H. Roman Coins: from the Earliest to the Fall of the Western Empire. L., 1928 (пер. на рус. яз.: Мэттингли Г. Монеты Рима: с древнейших времен до падения Зап. империи. М., 2005); Зограф А. Н. Античные монеты. М.; Л., 1951. (МИА; 16); Казаманова Л. Н. Введ. в античную нумизматику. М., 1969; Crawford M. Roman Republican Coinage. Camb., 1974. 2 vol.; Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса. К., 1977; он же. Монетное дело Боспора. К., 1986; он же. Античные монеты Сев. Причерноморья. К., 2011; Plant R. J. Greek Coin Types and their Identification. L., 1979; Rutter N. K. Greek Coinage. Aylesbury, 1983; idem, ed. Historia nummorum: Italy. L., 2001; Карышковский П. О. Монеты Ольвии. К., 1988; он же. Монетное дело и денежное обращение Ольвии (VI в. до н. э.- IV в. н. э.). Од., 2003; Burnett A. e. a. Roman Provincial Coinage. N. Y., Vol. Sear D. R. The History and Coinage of the Roman Imperators, 49-27 BC. L., 1998; idem. Roman Coins and their Values. L., 2000-2014. 5 vol.; Sayles W. G. Ancient Coin Collecting II: Numismatic Art of the Greek World. Iola, 20072; Hoover O. D. The Handbook of Greek Coinage Series. L., Vol. Metcalf W. E. The Oxford Handbook of Greek and Roman Coinage. Oxf., 2012; Callatay F., de. Problèmes de terminologie en numismatique grecque//Revue belge de numismatique et de sygillographie. Brux., 2013. T. 159. P. 1-32. Византийская нумизматика. Лит.: Wroth W. Catalogue of the Imperial Byzantine Coins in the British Museum.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Таврики. Л., 1979; Goldschmidt A. , Weitzmann K. Die byzant. Elfenbeinskulpturen des X.-XIII. Jh. B., 1979. Bd. 1-2; Metzger C. Les ampoules à eulogie du musée du Louvre//Notes et Documents des musées de France. P., 1981. N 3; Miljkovitch-P é p é k P. Splendeur de Byzance: Europalia 82. Hellas-Grèce. 2 oct.- 2 dec. 1982//Musées royaux d " Art et d " Histoire. Brux., 1982; The Anatolian Civilisations: Greek, Roman, Byzantine. Istanbul. May 22 - Oct. 30, 1983. Istanbul, 1983; Залесская В. Н. Визант. белоглиняная расписная керамика: Кат. выст./ГЭ. Л., 1985; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв.: Опыт атрибуции. СПб., 1997; Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite//Byzantine Vindobonensia. W., 1985. Vol. 15/1; Randall R. H. Masterpieces of Ivory from the Walters Art Gallery. N. Y.; Baltimore, 1985; Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Koraon and related Treasures. Baltimore, 1986; Harden D. B. Glass of the Caesars. Mil., 1987; Th é ocharis M. Pavement brodes d " or: Patmos: Les trésores du monastère. Athènes, 1988; Пуцко В. Г. Прикладное искусство Византии XIII-XV вв.//Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 509-527; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова. М., 1991; Афонские древности/Авт.-сост. В. Н. Залесская, Ю. А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992; Eclesiastical Silver Plate in VIth Cent. Byzantium: Papers of the Symp. (May 16-18, 1986, Walters Art Gablery)/Ed. S. A. Boyd, M. Mundell Mango. Wash., 1993; Cutler A. The Hand of the Master: Craftsmanship, Ivory and Society in Byzantium (Ixth-XIth cent.). Princeton (N. J.), 1994; Греч. документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний/Сост. и отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1995; Die Artuqiden-Schale im Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum Innsbruck: Mittelalterliche Emailkunst zwischen Orient and Occident/Wiss. Konzeption und Katalogred.: Th. Steppan. Münch., 1995; The Medieval Treasury: The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum: Cat./Ed.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Все атрибуты К. А. (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе ордена кларисс (напр., гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим). В нарративных циклах святая представлена без атрибутов. Наряду с изображениями К. А. в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1325) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним следует считать образ К. А. на склоне оконного проема справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (худож. С. Мартини, 1318). Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) К. А. часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в ц. св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), худож. В. Карпаччо, 1518). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (худож. П. ди Буонагвида, 1305 - ок. 1310, Галерея Академии, Флоренция) К. А. представлена коленопреклоненной, со свитком. Примеры житийных циклов К. А. немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в ц. Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: К. А. получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от еп. Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресв. Богородицы умирающей К. А.; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращенный вариант житийного ряда известен по росписи (с ранней условной датировкой) в ц. Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с сер. XIII до сер. XVI в. принадлежавшей ордену кларисс. По мнению нек-рых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда К. А. была канонизирована. Нач. XIV в. датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте ц. Санта-Кьяра в Ассизи (сохр. сцены смерти и погребения К. А.). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария) (ок. 1360, ГЭ) представлены сцены из Жития К. А.: ее решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы.

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Соборную Апостольскую Церковь, в к-рую входит крещаемый. Ниже располагается фриз в виде чередующихся портиков и экседр, где четырехкратно изображены церковные престолы с раскрытыми книгами и Этимасии - Престолы уготованные, перемежающиеся фантастическими растениями - образ Небесного Иерусалима. Поверхность стен баптистерия покрыта орнаментами в виде побегов аканфа, между его завитками в медальонах изображены пророки. Крещение Господне. 12 апостолов. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. Сер. V в. Крещение Господне. 12 апостолов. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. Сер. V в. В искусстве IV-V вв. значительное место принадлежало скульптуре. Известно, что для украшения улиц К-поля в город было привезено большое число античных статуй ( Dagron G. Naissance d " une capitale. P., 1974; Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn, 1988. (ΠΟΙΚΙΛΑ ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ; 8); сохранялась рим. традиция устанавливать монументальные скульптурные портреты императоров. По описаниям известно скульптурное изображение имп. Константина с 7-лучевым нимбом вокруг головы, к-рое венчало колонну Константина (форум Константина, ныне пл. Чемберлиташ, Стамбул). Среди немногих сохранившихся памятников - мраморная голова имп. Аркадия (кон. IV в., Археологический музей, Стамбул) и бронзовая статуя имп. Маркиана (Валентиана I?) (V(IV?) в., Барлетта, Италия). В скульптуре нашла отражение и новая тематика - таковы скульптуры юного Христа (III в., Национальный музей, Рим) и Христа Доброго Пастыря с овцой на плечах (V в., ГЭ). Самым распространенным и сохранившимся в большом числе памятников видом скульптуры были рельефы саркофагов. Тематика рельефов аналогична живописи того времени: сцены сбора винограда (саркофаги Констанции и Трех пастырей, оба - IV в., Музеи Ватикана), «Христос и апостолы», «Поклонение волхвов», многосюжетные фризы на евангельские и библейские темы (саркофаг IV в., Латеранский музей, Рим) и отдельные сцены в архитектурном обрамлении, вырезанные в высоком рельефе, как на саркофаге Юния Басса (359, Музей " Сокровищница Св. Петра " ). Для скульптуры IV-V вв. характерно сочетание реалистических принципов рим. скульптурного портрета с символическими христ. темами. Позже художественная обработка камня упростилась, рельеф сделался более плоским, трактовка фигур схематичной. Изысканная пластика перешла в искусство малых форм и особенно ярко проявилась в резных произведениях из слоновой кости (см. разд. «Прикладное искусство В. и.»).

http://pravenc.ru/text/387113.html

В XVII в. повышенный накал религ. жизни проявлялся в многочисленных религ. праздниках и процессиях, в проповедях, собиравших толпы людей, а также в необыкновенной популярности театрального жанра «ауто сакраменталь», когда в спектаклях затрагивались сложнейшие богословские проблемы (напр., свободы воли). Книги религ. содержания с рассказами о чудесах, небесных видениях и пророчествах, и прежде широко распространенные, издавались в еще большем количестве. Однако Церковь, как правило, сдержанно относилась к крайним проявлениям религиозности. Тридентский Собор способствовал развитию почитания святых, что нашло воплощение в испан. живописи. Были канонизированы нек-рые религ. деятели предшествующего столетия, а в 1622 г.- Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий и Тереза Авильская. Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) При кор. Карле II изменилась внешняя политика гос-ва. Стремясь сохранить владения в Европе, Америке, Азии и Африке, И. в поисках союзников против Франции сблизилась с Англией и Республикой Соединённых провинций. Однако каждая война приводила страну к территориальным потерям: в 1668 г. по Ахенскому миру И. утратила ряд крепостей в Испанских Нидерландах, в 1678-1679 гг. по Нимвегенскому миру - Франш-Конте. За пределами Европы И. утратила М. Антильские о-ва, Ямайку, территории в устье р. Ориноко, Молуккские о-ва. При Карле II впервые были установлены прямые дипломатические отношения с Россией. В 1667-1668 гг. И. посетило посольство П. И. Потёмкина, за ним последовали др. посольства. Однако из-за удаленности и отсутствия на тот момент серьезных общих интересов 2-сторонние связи не получили развития. Карл II, физически и психически слабый человек, всю жизнь серьезно болел; среди современников утвердилось мнение, что на короля наложено заклятие, в историю он вошел с прозванием Околдованный. Король не мог управлять гос-вом, политику страны определяли наиболее влиятельные придворные, группировавшиеся вокруг королевы-матери Марианны Австрийской и ее фаворитов (сначала австр. иезуита Нитарда, а позже придворного Фернандо Валенсуэлы). Оппозицию возглавил внебрачный сын кор. Филиппа IV дон Хуан Хосе Австрийский (1629-1679), талантливый полководец и гос. деятель. После серии конфликтов с королевой-матерью и ее министрами в 1677 г. он пришел к власти, но вскоре умер, успев лишь начать свою программу реформ. Карл II не мог иметь детей, и уже при его жизни появились претенденты на «испанское наследство», в т. ч. Филипп Анжуйский, внук франц. кор. Людовика XIV, и эрцгерц. Карл, сын имп. Леопольда I. В результате начавшейся после смерти короля войны за «испанское наследство» (1701-1714) на престоле в И. утвердилась франц. династия Бурбонов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Христ. искусство внесло вклад в формирование общей культуры Центр. Азии: иконографическими образцами служили евлогии святых мест ( ампулы св. Мины, стеклянные сосуды из Египта VI-VII вв. и др.); влияние на монетное дело оказали визант. монеты IV-VIII вв.; оформление саркофагов (крест под аркой; с гирляндами; двустворчатые врата) воспроизводилось на оссуариях. Долго сохранялась христ. иконография (каменный сосуд XI-XII вв. с христ. символами из городища Торткуль-Тобе; поливная чаша с изображением 12 апостолов с оз. Иссык-Куль; серебряные сосуды клада 1923 г. из городища Новопокровское в Чуйской долине). Литургическая утварь по торговым путям распространялась далеко за пределы зоны влияния христиан, вплоть до Закамья (дискос из Закамья с рельефными композициями «Распятие», «Жены-мироносицы», «Вознесение», «Даниил во рву львином», «Отречение ап. Петра», «Кустодия» и сир. надписями). Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Значительные открытия сделала А. х. в Италии, Франции, Германии и Англии, где в эпоху романтизма (кон. XVIII - 1-я пол. XIX в.) шла усиленная работа по изучению «темных веков» (V-X вв.). Рождение А. х. во Франции связано с именем Э. Ф. Леблана, к-рый в 1886 г. опубликовал свод саркофагов (295 экз.) христ. Галлии, ставший классическим. Христианизацию Франции изучали также по обряду погребения V-VIII вв., в XVII в. начались публикации сочинений Григория Турского и трудов болландистов , С. Тильмона, Ж. Мабильона, мавристов . Открытия в 40-50-х гг. XVII в. погребений знати и первых королей франков в Турне и Париже (ц. Сен-Жермен-де-Пре) стали стимулом к изучению меровингских гипсовых саркофагов. Затем последовали раскопки наполеоновской эпохи (нач. XIX в.), непрофессиональные массовые вскрытия некрополей во время дискуссий о происхождении франц. нации (70-80-е гг. XIX в.), в ХХ в.- находки в Сен-Дени и Кёльнском соборе. Ключевой фигурой в изучении некрополей Парижа был Т. Ваке, за 40 лет описавший ок. 2 тыс. саркофагов VI-VIII вв. В 1913 г. в Париже была открыта первая раннехрист. церковь - Сен-Бертран-де-Комманж. Исследования погребальных памятников эпохи Меровингов суммировали работы Э. Салена. Новую эпоху в А. х. Франции составили труды группы во главе с П. А. Феврье (П. Перен и др.), изучавшей церковные памятники во всей полноте, включая археологический контекст «вплоть до керамики». Итоги их деятельности отразил «Атлас раннехристианских памятников Франции» ( Perin P. , Young B. [ed. ] Naissance des arts chrétiens: Atlas des monuments paléochrétiens de la France. P., 1991).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 г., когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить. Сохранился текст его рескрипта на имя префекта Сабина, в к-ром предписывалось «не обижать жителей» и привлекать «к вере в богов больше лаской и убеждением» (текст: Euseb. Hist. eccl. IX 9). В провозглашенную императором терпимость христиане не верили, с тревогой наблюдая за новой политикой прежнего жестокого гонителя, пока он не сошел с исторической сцены, разгромленный Лицинием в 313 г. Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) В том же году в Медиолане императоры Константин и Лициний, разделившие власть в империи, провозгласили эдикт, предоставлявший полную свободу христианству. «Таким образом, закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой для новой религии и позором для язычества» ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 167). Несмотря на сокрушительное поражение язычества, в IV в. произошло еще 2 кратковременных рецидива прежней антихрист. политики. Имп. Лициний (308-324) правивший Востоком империи и с 312 г. заключивший союз с имп. Константином и поддержавший Миланский эдикт, по неясным причинам ок. 320 г. открыл Г. против Церкви в своих владениях. Оно прекратилось после его разгрома Константином Великим при Хрисополе и низложения в 324 г. Жертвами Г. Лициния среди проч. стали вмч. Феодор Стратилат (319; пам. 8 февр., 8 июня), мч. Евстафий Анкирский (пам. 28 июля), еп. Василий Амасийский (26 апр.), Фока Вертоградарь Синопский (пам. 22 сент.); 40 Севастийских мучеников (пам. 9 марта), а также Севастийские мученики Аттик, Агапий, Евдоксий и др. (пам. 3 нояб.); мученики Илия, Зотик, Лукиан и Валериан Томские (Фракия; пам. 13 сент.). Имп. Юлиан Отступник (361-363) стал последним гонителем Церкви в Римской империи. Предприняв отчаянную попытку возродить язычество, он не мог преследовать христиан открытым судом. Объявив всеобщую веротерпимость, Юлиан запретил христианам преподавать грамматику и риторику. Возвратив из ссылок епископов, император провоцировал конфликты между догматическими противниками, арианами и православными, или даже поддерживал нек-рых еретиков (крайних ариан - аномеев). В период его краткого правления во мн. городах Востока империи происходили антихрист. погромы, в результате к-рых неск. христиан стали мучениками. Гибель Юлиана в 363 г. положила конец последней попытке язычества возобладать над христианством.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010