С. Древнерусская живопись в собр. Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика XII - нач. XVII в. СПб., 1992; Лицевые рукописи XI - нач. XVII в.: Кат. [ГТГ]/Сост.: Н. В. Розанова и др. М., 2006), научные конференции, монографические исследования манускриптов (Конференция в ГТГ 2014 - Лицевые рукописи X-XVII вв.: Проблемы и аспекты изучения: памятники визант. Лицевых миниатюр). Продолжаются исследования М., напр. принадлежащих визант. рукописям разных эпох, к-рые позволяют обогатить историю развития художественной традиции ( Попова, Захарова, Орецкая. 2012). Совр. исследования построены на комплексном подходе к изучению М., в них используется иконографический и стилистический анализ, дополнения и замечания источниковедов, палеографов, историков. Изучению различных вопросов, связанных с лицевыми рукописями, М. и книжностью, посвящены сборники статей (Хризограф. М., 2003. Вып. 1; 2005. Вып. 2; 2009. Вып. 3), труду реставраторов М.- специальные серии ВХНРЦ, напр. «Исследование и реставрация одного памятника» или «Юбиляры ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря», в т. ч. отдельное издание было посвящено Г. З. Быковой, реставратору Хлудовской Псалтири сер. IX в. Музейными исследователями были осуществлены издания-факсимиле нек-рых важнейших средневек. лицевых рукописей, напр. Хлудовской Псалтири сер. IX в. ( Щепкина. 1977), Киевской Псалтири . Щепкиной принадлежат монографии, посвященные искусству М. в средневек. Болгарии ( Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование Псалтири Томича. М., 1963). Факсимильные издания вводили в научный оборот труднодоступные лицевые рукописи, делали возможным разностороннее изучение М. Одним из самых сложных для осуществления проектов можно считать издание многотомного хранящегося в разных собраниях Москвы и С.-Петербурга комплекса М. Лицевого летописного свода - не только в печатном, но и в электронном виде. Издания, представляющие научные исследования лицевых рукописей, соединяют материалы многих дисциплин, в т. ч. и изучение М. (Остромирово и Мстиславово Евангелия, Морозовское Евангелие из Успенского собора Московского Кремля).

http://pravenc.ru/text/2563264.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Феномен Православного Возрождения в сравнении с Западным Ренессансом 06.10.2023 949 Время на чтение 15 минут Фото: Донская Богоматерь, припис. Ф.Греку.1380 год. ГТГ Донская Богоматерь, припис. Феофану Греку.1380 год. ГТГ В советский период искусствоведы написали много книг, где Западный Ренессанс был поставлен на пьедестал и стал эталоном и образцом в Мировой культуре. Но куда делась наша Православная Цивилизация и ее культура? Почему Византийской культуре и Древнерусской, сохранившейся хуже, чем Западный Ренессанс, уделено незначительное место на фоне супергиганта? Причина связана с атеизмом и идеологией марксизма-ленинизма в нашем искусствоведении, в подавлении всего яркого и духовного в Православии. Только теперь открывается новая страница в изучении и понимании: что такое Православная Культура Византии и Московской Руси. Эта культура, при всем обилии исследований, до сих пор изучена мало... И только небольшой круг специалистов может отличить византийское письмо от древнерусского. К пониманию приходят спустя десятилетий изучения. Искусства изучаемого периода Православного Возрождения 14-первой половины 15 вв. осталось очень мало. Турки уничтожили почти все этого периода в Малой Азии, где была центральная часть Византийской Империи с Константинополем и на Балканах, затем искусство Московской Руси 14-16 вв. уничтожалось набегами монголо-татар, реформами 17-18 вв., затем в большевистский период. Западный Ренессанс сохранился, поскольку там не было монголо-татар, погромов 18 века, не было большевиков. Приходится изучать культуру Православного Возрождения по редким памятникам, чудом сохранившимся в России, на Балканах, в Италии. Карта Византийской Империи 1280 год. В XIV веке православный мир переживал состояние духовного подъема, который нашел выражение во всех сферах церковной культуры и искусства Византии и славянских стран. «В XIV веке Афон становится центром духовного Возрождения всего православного монашества. Это был интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек», – пишет прот.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/06/...

Уголь представляет собой палочки, получаемые обжигом тонких древесных веток; обладает бархатистым, немного сероватым оттенком, используется при исполнении как больших рисунков, так и эскизных работ и беглых набросков. Углем работали темпераментные, динамичные рисовальщики, особенно в Венеции, в кругу Тициана и Я. Тинторетто. Во 2-й пол. XIX в. в России интересно работали углем на холсте И. Е. Репин и Серов, создавшие особый жанр портрета-картины. Сангина, или «красный мел»,- продукт минерального происхождения, глинистое вещество разнообразных тонов - от светло-красного (в эпоху Возрождения) до почти коричневого, иногда с фиолетовым оттенком. Сангину ввел в употребление Леонардо да Винчи, ею увлекались А. Корреджо, П. П. Рубенс, А. Ватто. Сангину часто применяли в работе над обнаженной натурой, иногда вместе с итал. карандашом и обычным мелом (т. н. техника 3 карандашей). Дальнейшим развитием этой техники стало появление пастели, самой хрупкой и легко осыпающейся из графических техник. Исходные материалы для ее изготовления - пигмент, глина, клей, мел. Пастель отличает живописность, чистота и звучность цвета, большое колористическое разнообразие, этим она ближе к живописи, чем к Г. Расцвет пастели пришелся на эпоху рококо. В этой технике работали в XVIII в. в Италии Розальба Каррьера, во Франции Ватто, Ф. Буше, Ж. Б. С. Шарден, во 2-й пол. XIX в. Э. Дега и О. Ренуар, в России О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов, Врубель, Серов. К. П. Брюллов. Лобзание Иуды. 1843-1847 гг. (ГТГ) К. П. Брюллов. Лобзание Иуды. 1843-1847 гг. (ГТГ) Соус, одна из разновидностей пастели, стал известен в кон. XVIII - нач. XIX в. Он изготавливается из порошка угля или сажи с добавлением растительного клея. Этот мягкий и жирный материал с бархатистой поверхностью имеет черный цвет, необычайно глубокий по тону, отличающийся большим тональным диапазоном. Применяли «сухой» и «мокрый» соус (рисунок наносили его водным раствором с помощью кисти). Особое распространение он получил во 2-й пол. XIX в. в России в творчестве И. Н. Крамского, Репина.

http://pravenc.ru/text/166397.html

В. И. Иванов. Рис. К. А. Сомова. 1907 г. (ГТГ) В. И. Иванов. Рис. К. А. Сомова. 1907 г. (ГТГ) И. с женой (женился в 1886 на Д. М. Дмитревской, 1864-1933) обосновался в Берлине, где продолжил учебу, занимаясь экономико-юридическими аспектами рим. истории; становлением И. как ученого руководили О. Гиршфельд и Т. Моммзен ; об ученичестве у последнего И. всегда вспоминал с гордостью (О Моммзене//Весы. 1904. 11. С. 46-48; Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 16-21; Альтман. 1995. С. 30-31). По окончании курса (1891) И. принялся за диссертацию о рим. откупах. Он жил в Париже, побывал в Лондоне, позже перебрался в Италию. Странствия по Европе означали для И. продолжение и углубление образования: он изучал памятники культуры, прежде всего античности,- нарабатывалась восхищавшая и часто подавлявшая его современников гуманитарная эрудиция И., прекрасно структурированная классической нем. школой и философски осмысленная. Круг общения И. в это время - молодые рус. ученые, работавшие за границей (И. М. Гревс, С. А. Котляревский, М. И. Ростовцев , М. Н. Сперанский ), нем. филолог-византинист К. Крумбахер и др. (в Берлине Ивановы сдружились также с ученым свящ. Алексеем Мальцевым ). Со многими из них устанавливаются на долгие годы дружеские отношения, особенно близкие - с историком Гревсом. В мире академической интеллигенции И. навсегда останется «почти своим». Еще в школьные годы И. испытывает «страсть к Достоевскому» (Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 14). «Как только я очутился за рубежом,- писал позже И.,- забродили во мне искания мистические и пробудилась потребность сознать Россию в ее идее. Я принялся изучать Вл. Соловьева и Хомякова» (Там же. С. 18). С нач. 90-х гг. XIX в. И. захватывает изучение Ф. Ницше . Скоро, однако, увлечение нем. философом превратилось в многолетний внутренний спор с ним, в к-ром ницшеанскому антихристианству, индивидуализму, культу самоутверждающейся силы И. в конце концов противопоставил христ. ценности самопожертвования во имя спасительного единения человечества; «кристаллизованы... Да и Нет ницшеанству» ( Брюсов. 1976. С. 442) только в 1903 г. в ст. «Ницше и Дионис» (Весы. 1904. 5). В ницшеанских терминах И. сознал свой самый значительный жизненный кризис (Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 19): в 1894 г. он встретил Л. Д. Зиновьеву (лит. псевдоним - Л. Д. Зиновьева-Аннибал), ради к-рой в 1895 г. оставил жену и дочь («Я развелся с Дмитревской, очень сурово и жестоко это было, но я тогда был ницшеанцем, и это мне помогло. Теперь я это воспринимаю как убийство, ибо жизнь Дмитревской оказалась совершенно разбитой, а наша дочь сошла с ума» - Альтман. 1995. С. 48).

http://pravenc.ru/text/200479.html

выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ). ЦАРЬ ЦАРЕЙ/The King of Kings, Сесиль Де Миль, США, 1927, 112 мин 22 января, воскресенье 17-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ). ГОЛГОФА/Golgotha, Жюльен Дювивье, Франция, 1935, 95 мин. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 октября, 2023 10 октября, 2023 6 марта, 2024 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 24 октября, 2023 10 октября, 2023 6 марта, 2024 8 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/neterpimost-kolybel-ly...

Лит.: Eissfeldt O. Jahwe Zebaoth//Miscellania Academica Berolinensia. B., 1950. Bd. 2. H. 2. S. 128-150; Fallon F. T. The Enthronement of Sabaoth: Jewish Elements in Gnostic Creation Myths. Leiden, 1978. (NHS; 10); Johnson S. E. Sabaoth/Sabazios: A Curiosity in Ancient Religion//Lexington Theol. Quarterly. 1978. Vol. 13. P. 97-103; Cazelles H. Sabaot//Dictionnaire de la Bible. Suppl. P., 1985. Vol. 10. Col. 1123-1127; Zobel H. -J.    //ThWAT. 1989. Bd. 6. Sp. 876-892; Seow C. L. Hosts, Lord of//ABD. CD-ROM-Version. А. А. Ткаченко Иконография Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. В визант. искусстве с именем Г. С. не связывается к.-л. иконография. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в рус. искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми : Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах, складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий - зеленой, волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы, встречающиеся в изображении Ангела-Софии (напр., фигурки, сопровождающие евангелистов в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (80-е гг. XIV в., разрушена), на тверских царских вратах (XIV в., ГТГ), называют «софийные»). Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ): Г. С. изображен неск. раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» - спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» - поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» - Г. С. со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св.

http://pravenc.ru/text/166347.html

Эскизы к предполагаемым росписям образуют огромную серию набросков, полузавершенных и завершенных рисунков, акварелей и таблиц со схемами размещения композиций, где вокруг одного сюжета сгруппированы изображения соответствующих событий в др. мифологиях и версиях. Воображаемое здание должно было стать чем-то средним между «храмом искусства» - музеем и «храмом философии», где будут демонстрировать совр. выводы, касающиеся «эпохических предметов» в истории человечества, связанных с историей веры: «Иконостас, вследствие самых строгих историч[еских] сведений, составлен будет соверш[енно] во вкусе визант[ийском].- Живопись превосходна до безымянности художника. На стенах храма вмешивается История евангельская и библейская на фасаде,- и выходит помаленьку из апотеозического стиля. Внутренняя ограда храма украшена мозаич[ескими] изоб[ражениями] всех важнейших происш[ествий] нашей Истории до сего времени. Наружная сторона ограды украшена всемирными эпохическими предметами, где входит ужас раскола католического и его казнь в лютеранизме» (из «Мыслей при чтении Библии», записанных И. в 1846 - см.: Зуммер. 1929. С. 395). Через устроение такого здания искусство, по понятиям И., «должно процвести в самую высокую и последнюю свою степень, увенчав все усилия ученых и антиквариев». После прочтения кн. Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», франц. перевод которой попал к И. ок. 1851 г., изучение им первоначальной иконографии библейских сюжетов стало тем, чем для историка является работа с первоисточниками. Представить некое событие Свящ. истории в том виде, каким его мог видеть первосвидетель, было невозможно, не постаравшись «узнать корень иконной живописи русской» (А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях/Сост.: И. А. Виноградов. М., 2001. С. 359). Благовещение. Акварель из цикла «Библейские эскизы». 50-е гг. XIX в. (ГТГ) Благовещение. Акварель из цикла «Библейские эскизы». 50-е гг. XIX в. (ГТГ) «Иконы до сложения иконографии» - так характеризовал эскизы И. исследователь его творчества В. М. Зуммер; «не субъективное исповедание художника передают они, но исторически воссоздают как нечто объективное и извне данное веру первоначальной христианской общины... будучи продуктом не религиозного вдохновения, но религиозной стилизации» ( Зуммер. 1914. С. XXIII).

http://pravenc.ru/text/200471.html

Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 97-99, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 3. С. 113, 114, 116, 120, 126; Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до кон. XVII в.//ЗРАО. 1856. Т. 8. С. 149, 169-170; он же. Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. [СПб.,] 1903. С. 154; Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1883. Вып. 2: 1613-1725. С. 442, 444; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 1. С. 194-195; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С.124-125; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 391-395. 892-896; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 177-178. 338; Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 47; Полякова О. А. Новооткрытые иконы царских изографов из собр. музея «Коломенское»//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 213-221; Bianco Fiorin M. Icone della Pinacoteca Vaticana. Vat., 1995. 89. P. 71-72; Балакин П. П. Древнерусское искусство Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1999. С. 59; Кочетков. Словарь иконописцев. 20032. С. 219-222, 811; Ковтырева Л. В. Никита Павловец - иконописец Оружейной палаты//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 283-290; она же. «Написа многогрешною рукою Никиты Павловца»: К атрибуции иконы из собр. ГТГ//Там же. 2005. Вып. 9. С. 213-223; она же. К истории образа «Богоматерь Жировицкая» Никиты Павловца//Там же. 2009. Вып. 11. С. 413-420; она же. Приношение Богоматери [об иконе Никиты Павловца «Богородица Вертоград заключенный»]//Рус. искусство. 2009. 1(21). С. 98-105; она же. Царский изограф Никита Павловец: Опыт осмысления творческого наследия: Дис. М., 2012; Турцова Н. М. Иконографический вариант «Богородица вертоград заключенный»: проблема интерпретации//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 635-653; Козлова Ю. А. Об иконе «Предста Царица» 1676 г. из колл. ГТГ: Попытка истолкования//IX науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2005. С. 156-158; Николаева М. В. Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты: 1630-1690-е гг. М., 2012. С. 218-220; Суворова Е. Ю. Образ Богоматери «Вертоград заключенный» в контексте иконографии «Immaculata Concepio» (Непорочное Зачатие)//XXII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2018. С. 188-198.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Зрители ходят по залам Третьяковской галереи с умными и восторженными глазами и не хотят расходиться... Смотрят и смотрят эти огромные эпические полотна. Завтра выставка в выставочных залах 41-42 ГТГ на Крымском валу работает последний день. Низкий поклон художнику, автору исторических, с любовью к Господу написанных полотен. Упокой Господи его душу...Спаси Господи, нас, грешных. Спасибо за сохранённое историческое наследие родным художника П.В.Рыженко. С благодарностью от почитателей таланта художника-патриота России хочу выразить ГТГ и Министерству культуры РФ при содействии которых выставка работала в Третьяковской галерее с 19 декабря 2014 по 25 января 2015. М.В.Удальцова, искусствовед. Павел 11 сентября 2014, 09:59 Помяни тебя Господи во Царствии Своём... Будем помнить тебя, раб Божий Павел, по твоим работым и славить Господа за Его пребывание в твоём таланте! Спаси и сохрани! Галина Сергеева 21 июля 2014, 12:59 Павел Рыженко - человек вечности,и других готовит для неё своими холстами. андрей 20 июля 2014, 16:54 искренне говорил человек. очень это ценно в наше время тотального лицемерия. Валерий 20 июля 2014, 03:29 мечтал увидеть еще много великолепных полотен этого Мастера... Царствия Небесного рабу Божьему. nina varlamova 19 июля 2014, 17:46 Царство Небесное ! Вечный покой ! Какая невосполнимая утрата !Соболезнование родным и близким ! Анна 19 июля 2014, 15:39 Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Павлу!!! Нужно обязательно просить у властей Москвы выделить место для постоянной экспозиции замечательнейших картин прекрасного русского художника ПАВЛА РЫЖЕНКО. Софья 18 июля 2014, 18:18 Не православная. Но разрешите высказаться. Удивительный, не похожий на других был человек. Простите нас Павел Викторович. Знала лично, видела как писал.Соболезную. Евгений 18 июля 2014, 17:39 Царствие Небесное рабу Божьему Павлу! наталия 18 июля 2014, 17:05 Прекрасные картины!царствие небесное р.Б.Павлу. ТаняСем 18 июля 2014, 09:32 Не знакома,к сожалению с творчеством этого НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА,но прочитала интервью и поняла,что ЕСТЬ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ РУССКИЕ!!!!И стать им можно только по собственному желанию и с Божьей помощью!Очень жаль,что так рано ушел из жизни Павел Рыженко,но смею надеятся,что Господь примет его душу,царствие небесное рабу Божьему Павлу,искреннее соболезнование его родным и близким....

http://pravoslavie.ru/45325.html

Ближе всего к инографическому замыслу псковских икон композиция «Успения Богоматери» с изображениями ангельского воинства над мандорлой Христа. Но по смыслу им ближе миниатюры лицевых Апокалипсисов, аналогичные изображения которых соотносятся со словами Откровения о небесном жертвеннике ( Откр. 5:1–5 ) 822 . Еще больше сходства псковская иконография обнаруживает с композициями «Страшного Суда», где за сидящим в Славе Христом, окружая мандорлу, представлено все Его воинство. Сходство еще более усилится, если принять во внимание коленопреклоненные фигуры Адама и Евы у подножия Спасителя (ср. икону «Страшный Суд» из ГЭ 823 и псковское «Сошествие» из ГТГ). Псковские иконы «Сошествия во ад» отличаются подробно разработанными сценами адской бездны с разрушенными вратами ада. Ад мыслится в них как царство сатаны, «сень смертная», град, окруженный высокими каменными стенами и башнями (Остров, ГТГ, Псковский музей). Изгибающаяся вокруг бездны золотая лента – деталь, известная лишь по псковским памятникам. Ее значение не может быть определено достоверно, поскольку существовало несколько близких по смыслу понятий, связанных с представлениями об аде. Это мог быть библейский образ «червя неумирающего, грызущего тела грешников в аду» ( Ис. 66:24 ; Мк. 9:44, 46–48 ); причем его золотая окраска воспринимается как печать иного царства: с золотом, как известно, ассоциировался потусторонний мир вообще 824 . Можно думать, что желтый цвет червя есть отблеск «огня неугасимого», адского пламени, «где червь не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:46 ). В образе змея, олицетворявшего все зло человечества, его падение и смерть, русская иконография представляла и ад как таковой, и первородный грех , в композициях «Страшного Суда» начинавшийся прямо «от пяты Адама» 825 . Золотая лента здесь может быть символом «огненной реки», известной как по библейским текстам ( Дан. 7:10 ), так и по древнерусским космологическим представлениям. Образ «огненной реки» был неразрывно связан с представлениями о преисподней. Полагали, что она потекла в том месте, где «пал сатана». «Провалившись в преисподню», огненная река стала местом мучений грешников 826 . Тексты сказаний и апокрифов представляют ее как своеобразную границу загробного мира 827 . Поэтому переход через реку ассоциировался с переходом от бытия к небытию – от жизни к смерти. Перевозчики человеческих душ – по сказаниям, в их качестве выступают разные святые: то архангелы Михаил и Гавриил, то Никола и Петр, – доставляют их на Суд Господень 828 . Упругая линия «огненной реки» на псковских иконах, как арка или врата повисшая над картиной ада, отделяет «совоскресших со Христом» праведников от черной «сени смертной», покрывшей Сатану и грешников. Ее жгучая красно-желтая окраска – символ «огня неугасимого» – служит напоминанием о мучениях и смерти. Следует отметить, что на иконах «Страшного Суда» изображение «первородного греха» часто заменялось образом «огненной реки», что говорит о взаимозаменяемости этих символов 829 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010