Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Георгий, иконописец кон. XVII - 1-й трети XVIII в., свящ. ц. ап. Марка в Новгороде, имел сына иконописца Димитрия. В 1699 г. А. писал иконы для иконостаса Троицкого собора Александрова Свирского мон-ря вместе с отцом, иконописцем и монахом Тихвинского Большого Успения Богородицы мон-ря Аароном. В 1706 г. «повелением преосвященного Иова митрополита» А. «нанимался» «починивать и олифить» иконы «местные, и около столпов, и в приделах» в Софийском соборе Новгорода, после завершения там ремонтных работ (Новгородская III летопись). В 1712 г. он расписывал паперть Успенского собора Тихвинского Большого муж. мон-ря. В 1726-1727 гг. писал иконы для ц. Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Подписанные А. 1722 и 1728 гг. иконы Божией Матери «Знамение» находились в ц. Рождества Богородицы в Елатьме Тамбовской губ. и в ц. Спаса Преображения в Тихвине. Художественную манеру иконописца определило, очевидно, его обучение в артели тихвинских мастеров, отличавшихся архаичностью стиля. Сохранилось неск. произведений А.: 2 иконы Новгородских чудотворцев, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); икона Божией Матери «Знамение», 1727 г. (ЦАК МДА); икона-список «в меру и подобие» с новгородского чудотворного образа Божией Матери «Знамение», 1727 г. (Крестовоздвиженская церковь с. Татаринцева под Москвой). Иконы Богоматери написаны темными плавями, повторяющими потемневший от времени лик новгородского образа «Знамение». В подписях к ним мастер называет себя «новгородский поп Георгий», что, вероятно, обусловлено исполнением заказа для др. епархии. В иконах Новгородских чудотворцев (подобно «Древу государства Российского» Симона Ушакова ) прочитывается задача прославления Дома Софии - Новгорода. Иконография восходит к композиции «Древо Иессеево» . С документальной точностью передан Новгородский кремль - Детинец. Само Древо помещено в панораму владычного двора, причем немного переставлены архитектурные постройки. Замысел композиции мог быть связан с деятельностью Иова , митр. Новгородского. Ист.: Новгородская III летопись под 1706 г.//ПСРЛ. Т. 12. С. 276. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 25; Русская живопись XVII-XVIII вв.: Кат. выставки. Л., 1974. С. 98; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собрания Государственной Третьяковской галереи//Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация. М., 1984. Вып. 9 (39). С. 91-95; Колесникова Л. А. Тихвинские иконописцы XVII - начала XVIII в.//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 73. Л. А. Колесникова Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/64512.html

Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

XVIII в. придел во имя И. был освящен в соборе Николо-Теребенской пуст.). Нередко образ И. помещался на особенно распространившихся в кон. XVII-XVIII в. иконах Новгородских чудотворцев. Наиболее ранняя икона с 18 святыми и изображениями новгородских чудотворных икон, происходящая из дер. Слотина близ Сергиева Посада (СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альб.-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 314-315), представляет И. в верхней части правой группы (в основном включающей фигуры преподобных) в молении, с препоясанием; его облик контрастирует с внешностью симметрично изображенного блж. Николая Кочанова, одетого в шубу. В традиц. иконографии, с воздетыми или со скрещенными руками, И. представлен на 2 иконах Новгородских чудотворцев письма свящ. Георгия Алексеева , к-рый использовал в качестве образца изображения древа Киево-Печерских святых и образ Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1668 г. На миниатюрной иконе с 28 святыми 1726 г. (из собрания П. И. Щукина, ГИМ) И. (ранее неверно определялся как прав. Иаков Менюжский - Кочетков. Словарь иконописцев. С. 38) представлен в правом нижнем ряду между блгв. кн. Мстиславом Храбрым и прав. Артемием Веркольским. На иконе 1728 г. (ГТГ - Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 189, 329. Кат. 160) с более сложной композицией и 75 образами святых И. изображен слева в 3-м ряду сверху среди преподобных, симметрично ему представлен прав. Артемий (в разных частях композиции присутствуют фигуры др. блж. и прав. мирян, в т. ч. св. братьев Иоанна и Иакова Менюжских). Сопоставление И. и прав. Артемия Веркольского в таких композициях образовало особую традицию, отразившуюся на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 Новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н.

http://pravenc.ru/text/200241.html

соседствует с блж. Феодором. На иконе 75 новгородских чудотворцев 1728 г. (ГТГ), исполненной свящ. Георгием Алексеевым, к-рый в качестве образца использовал изображение древа Киево-Печерских святых и икону Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1663 г., Н. вместе с блж. Феодором представлен слева, во 2-м ряду сверху, на одном уровне с новгородскими князьями и яренгскими святыми, а праведные отроки изображены в др. рядах ( Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 160. С. 189). На близкой по композиции иконе работы того же мастера из собрания П. И. Щукина с 28 святыми (1726, ГИМ) новгородские юродивые уже не представлены; нет их и на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н. Н. Померанцева, НГОМЗ), где тема юродивых и праведных мирян представлена образами святых Иакова Боровичского, Артемия Веркольского, а также Михаила Клопского (в монашеских одеждах). Тем не менее и в XIX в. Н. и блж. Феодор включались в состав новгородских святых, и такие изображения имели довольно широкое распространение (ср. также композицию с древом новгородской святости под названием «Описание новгородских чудотворцев» (рубеж XVIII и XIX вв., НГОМЗ), на к-ром не показаны сами образы святых, но приводятся их имена в кругах: Геров Г. П. Рисунок древа новгородской святости кон. XVIII - нач. XIX в.//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. СПб., 2015. Вып. 6. С. 214, 216). На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) они показаны слева вверху, рядом с прав. девой Гликерией и прп. Харитиной Новгородской (длинная седая борода блж. Феодора и короткая русая борода Н. позволяют предположить, что иконописец перепутал внешность этих святых, изображавшихся в одинаковых одеяниях). На хромолитографии «Собор всех святых Новгородских угодников» 1902 г., изданной Е. И. Фесенко в Одессе, оба юродивых представлены в верхней части композиции, в центре, рядом со св.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.). Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон. К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы. Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197. И. Л. Бусева-Давыдова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562456.html

И. Фесенко в Одессе (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 2015. Л. 100, 101, 105в, 105е; экземпляры 1915 г. в СГИАПМЗ). В составе Собора Новгородских святых И. и Л. писались на относительно ранних иконах расширенного извода, напр. в верхнем ряду на «старинной» иконе с образом Софии Премудрости Божией «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Они изображены в правой группе крайними в 3-м ряду, рядом с преподобными, на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54). Полуфигуры И. и Л. представлены на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. работы свящ. Георгия Алексеева (ГТГ; см.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95). На прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399) оплечные образы Яренгских святых помещены в 5-м ряду левой группы среди благоверных князей и праведников. В композиции «Собор русских святых» И. и Л. представлены (слева в верхнем ряду, как правило между праведными Артемием Веркольским и Иаковом Боровичским) на выговских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52), 1814 г. письма П. Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной в С.-Петербурге и XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея/ГРМ; сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70). Образы святых-средовеков типологически близки, борода И. немного длиннее, с разделением на пряди. Яренгские святые (старцы в клобуках) введены в группу подвижников XVI в.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. СПб., 1856; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 343-353; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 249, 264-265; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519. Ил. 417; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-399, 456-457; Т. 2. С. 132, 306-307; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 24. Кат. 4. М. А. Маханько, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/text/578254.html

рядов, обратившись к иконе Софии Премудрости Божией, святые. Л. замыкает 1-й ряд слева, на нем святительские ризы, омофор, белый клобук; борода длинная, сужающаяся. Подобные иконы, на к-рых изображены многие Новгородские святители, писали в Новгороде в XIX и в нач. XX в. Фигура святителя не всегда может быть отождествлена из-за утраты надписи (напр., на иконе 1-й трети XIX в. из частного собрания). Образ Л. есть также на 2 иконах кон. XIX в. (с поновлениями, в т. ч. имен святых, 2-й пол. XX в.). Он изображен обычно в 3-м ряду, имеет нек-рые особенности. Как и др. Новгородские святители, Л. облачен в крещатые ризы, но голова не покрыта, поэтому видны длинные волосы. В руках он держит одноглавый храм, условное обозначение новгородского Софийского собора, как на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. (все - в ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде); почти идентичное изображение Л. воспроизведено на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в Одессе (1902), только Св. София здесь изображена как 5-главый храм, с фасадом, разделенным пилястрами. Подпись на нимбе именует святого его историческим прозвищем - Жидята. Схожий тип лика святого написан на иконе (60-е гг. XX в.) из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Л. стоит во 2-м ряду рядом со свт. Никитой (в центре), его руки не видны, в подписи он назван как «Ст. епкпъ Лука». Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 198. С. 399, 618-619; Т. 2. С. 156-157. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

В предреволюционные годы Н. вернулся к созданию большой картины на тему судьбы рус. Православия и написал полотно «Душа народа» («Христиане», «На Руси») (1914-1916, ГТГ), на к-ром представлен обобщенный образ русского народа, идущего по берегу реки в поисках Бога и правды. Впереди шествия изображен крестьянский мальчик, символизирующий душевную чистоту («Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф 18. 3); на первоначальных эскизах рядом с ним присутствовал образ Христа, однако в окончательном варианте Н. отказался от букв. истолкования, оставив на картине лишь икону Спасителя в руках участников крестного хода. Среди изображенных персонажей присутствуют как собирательные образы - царь, духовенство, юродивые, простонародные крестьянские и городские типажи, так и реальные фигуры - напр. портреты современников - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва. После Октябрьской революции Н. стал более активно заниматься портретной живописью, перенеся в этот жанр как лучшие художественные качества своих сюжетных картин, так и задачу поиска духовно-нравственного идеала. Н. писал портреты людей либо близких по духу, либо способных заинтересовать художника силой личности. Писатели и мыслители запечатлены Н. в момент философских раздумий - портреты Л. Н. Толстого (1907, ГМТ), П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917, ГТГ), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921-1922, ГРМ). Архиеп. Антония (Храповицкого) Н. изобразил произносящим проповедь в церкви московского Петровского монастыря («Архиерей», 1917, ГТГ). Среди портретов Н. есть тонкие и поэтические жен. образы: жены художника Е. П. Нестеровой (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда», 1923, ГТГ) - дочерей художника. Людей искусства Н. изображал в момент творческого или духовного напряжения - портреты В. М. Васнецова (1925, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930, ГТГ), И. Д. Шадра (1934, ГТГ), Е. С. Кругликовой (1938, ГТГ), В. И. Мухиной (1940, ГТГ), А. В. Щусева (1941, ГТГ). Принцип портретирования Н., показывающего модель за работой, часто в окружении профессиональных атрибутов, оказался близок ранней советской эстетике: в 1941 г. художник получил Сталинскую премию за портрет физиолога И. П. Павлова (1935, ГТГ), который отличает внутренняя сосредоточенность изображенного ученого. В апр. 1935 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом состоялась персональная выставка Н. В 1942 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

С сер. 70-х гг. XIX в. в творчестве К. заметно увлечение искусством Запада. Он интересуется современной ему франц. живописью, античной классикой, изучает наследие старых европ. мастеров: А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Харменса ван Рейна Рембрандта. В портретах В. Н. Третьяковой (1879, ГТГ), С. Н. Крамской (1879, ГТГ), В. В. Самойлова (1881, ГТГ) К. обращается к традиции старой испанской живописи. Портрет А. Д. Литовченко отличает свободное энергичное письмо, что позволяет говорить об определенном влиянии искусства Э. Мане и Э. Дега. В кон. 70-х - 80-х гг. XIX в. в жизни К. наступил период тяжелого кризиса. Он болезненно реагировал на происшедшую в обществе утрату близких ему идеалов; тяжело пережил смерть Ф. М. Достоевского, был не удовлетворен ходом работы над картиной «Хохот». Отношения К. с членами Товарищества обострились, его идеи о необходимости обновления организационных форм выставочного объединения не нашли у них понимания и привели к конфликту. В эти годы К. получил славу модного портретиста. Он писал портреты императора, императрицы, представителей великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. Однако в письмах он признавался, что устал от публики и тяготится работой на заказ. Несмотря на депрессию и болезнь, К. продолжал много работать, не прекращал творческих поисков и создал ряд необычайно выразительных образов, среди которых - портреты И. И. Шишкина (1880), А. С. Суворина (1881), дочери С. И. Крамской (1882), Вл. С. Соловьёва (1885, все - в ГРМ). В 80-х гг. XIX в. К. написал несколько значительных картин. Полотно «Лунная ночь» (1880, ГТГ), главной темой к-рого стало преображение человека под воздействием сил природы, было воспринято многими как красивый, но поверхностный образец салонного искусства. Еще более резкой критике подверглась картина «Неизвестная» (1883, ГТГ). Картина «Неутешное горе» (1884, ГТГ) написана К. под впечатлением от смерти 2 младших сыновей и воплощает драму человека, ищущего опору при столкновении с трагическими обстоятельствами. Облик матери в трауре выражает безмолвное отчаяние, глухую боль, но в то же время - огромную внутреннюю силу, готовность противостоять судьбе. В 1884 г. К. приступил к написанию последней большой картины на евангельский сюжет «Иродиада перед головой Иоанна Крестителя» (1884-1886, не окончена, ГТГ), к-рая стала своеобразной предсмертной исповедью художника. Небольшой по размеру автопортрет с дочерью (1884, ГТГ) пронизывает сознание неумолимого движения жизни.

http://pravenc.ru/text/2458927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010