Честнейшего и мудрейшего монаха господина Давида история вкратце, как получила начало лукавая ересь Варлаама и Акиндина 202 Варлаам, приверженный эллинским учениям, полагал, что не существует иного Божественного света, кроме знания и пустой философии эллинских наук. Поэтому он не верил, что существует свет Божественный и вечное озарение 203 , причаствуемое и созерцаемое только теми, кто посредством заповедей Божиих очистил свои сердца. Итак, он услышал от старцев 204 о Божественном осиянии и о многих иных богоявлениях, и особенно об озарении, бывшем на горе Фавор во время того божественного преображения Господа, услышал о том, что тот свет они называли Божественным и вечным, раз «просияло лице Его, как солнце, – как гласит священное Евангелие, – и одежды Его сделались белыми, как свет» 205 . Тогда он отошел к опровержению монахов и написал слова против такового Божественного света 206 , желая доказать, что он материальный и тленный, заявляя, что этот свет не был вечным, но только тогда возник, дабы ученики, простые люди, видели и удивлялись, и снова пропал, исчез и обратился в не-сущее 207 . Монахи, увидев эти сочинения, умолили Паламу беседовать с ним, и подать ему совет, и отвести его от таковых речей и писаний, дабы не хулил сей единый Божественный свет и не поносил бы святых, воспевающих его 208 . Ибо писал Варлаам в словах своих, что всякий, кто об этом свете мнит нечто иное, нежели он сам пишет, есть еретик, нечестивец и безбожник. Палама видел его и часто беседовал с ним: и умолял его, и обличал, и одолевал устами, но нисколько не сумел убедить его, но тот еще больше устремлялся к таковой хуле и к поношениям святых. Итак, Палама вынужден был наконец написать против него 209 , и, сведя из святых все то, что они писали о Божественном свете преображения, доказал из слов святых, что этот свет Божественный и неприступный, вне времени, нетварен и вечен, что он есть озарение и благодать, и блистание Бога, и Божество, – по тому, как называют его святые. Поскольку и великий Григорий Богослов говорит, что «свет есть переданное на горе ученикам Божество» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 58  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Апостол Андрей Святой апостол Андрей Первозванный родился и рос в Вифсаиде галилейской – городе на берегу Генисаретского озера. Имя его имеет греческое происхождение: νδρας – мужественный, храбрый. Отца его звали Иона, брата - Симон Петр, до призвания в апостолы он был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Святой Андрей не был женат и еще в юности решил... Тест: Заупокойное богослужение 1. Как иначе называются каноны об усопших, помещённые в субботних службах Октоиха в чине утрени? 1 Мертвенные 2 Смертные 3 Упокойные Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Октоих Комментарий: Среди канонов, входящих в состав православных заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны 6-го и 8-го гласов из Октоиха. «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах... Правила Многие из нас в Церкви уже не первый год. И в какой-то момент начинает казаться, что все основное о вере тебе уже известно. Настоящий проект замечателен тем, что он показывает, насколько мы на самом деле ориентируемся в православном вероучении. Без тоскливой дидактичности, а иногда даже с добрым юмором, мы охватываем своими вопросами все значимые темы... Литургия Преждеосвященных Даров 1. Как именуют святого Григория, предполагаемого автора Литургии Преждеосвященных Даров? 1 Григорий Нисский 2 Григорий Великий 3 Григорий Богослов 4 Григорий Двоеслов 5 Григорий Палама Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Литургия Преждеосвященных Даров Комментарий: Предполагаемым автором Литургии Преждеосвященных Даров является Григорий I Великий, Двоеслов (ок. 540-604), папа... Тест: Молитва «Отче наш» 1. Иное название молитвы «Отче наш»: 1 Кирие элейсон 2 Молитва Господня 3 Молитва верных 4 Иисусова молитва Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: «Отче наш» Комментарий: Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому что этой молитве научил Своих учеников сам Господь Иисус Христос. Ответить Пройти весь тест 2. Евангелисты, у которых мы...

http://azbyka.ru/test/page/9

Преподобный Григорий Синаит – учитель «умного делания» Много путей ведет в вечные Небесные Обители, различная и слава – по мере подвига в вере и добрых делах – ждет всех идущих по ним. Ина слава солнцу, – говорит Апостол, – и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и Воскресение мертвых ( 1Кор. 15, 41–42 ). Один из таких путей в святоотеческом богословии указуется в «умном делании». Выразителем этого пути и опытным его насадителем-учителем был преподобный Григорий Синаит . В своих наставлениях он раскрывает одну из важнейших форм подвижничества – непрерывное очищение души в совершенном безмолвии помыслов, непрестанном богомыслии, в глубокой умной молитве. «Умное делание» преподобный Григорий неразрывно соединяет с деятельной любовью к Богу и человеку. Свое учение он обращает, по преимуществу, к опытным подвижникам (особенно когда касается высшего созерцания), но оно с пользой может быть принято всеми ищущими спасения. «Умное делание» самим названием показывает, что речь идет не столько о внешнем аскетизме, деятельном подвижничестве, сколько о внутреннем устроении православного христианина – непрерывном очищении души в совершенном молчании, в безмолвии и помыслов, и чувств, в преисполнении всего внутреннего человека богомыслием. Объединяющей безмолвие и богомыслие духовной силой служит постоянное упражнение в умной молитве – молитве, не замечаемой неопытным глазом, невидимой или непонятной для «внешнего» человека. Это «делание» нашло свое яркое выражение в исихазме – духовном движении, окончательно сформировавшемся в XIV веке. (Известны исихастские споры между «паламитами» и «варлаамитами».) Преподобный Григорий сам лично не принимал участия в исихастских спорах, так как жил немного раньше (лишь последние годы его жизни падают на это время), но стоявший у их истоков преподобный Григорий Палама (с именем которого и соединяются исихастские споры) был его прямым последователем. Житие Сведения о жизни святого Григория на русском языке имеются в двух редакциях его жития: в «Афонском патерике», где дается перевод с греческого жития, написанного Никодимом Агиоритом (Святогорцем), и житие преподобного, описанное его учеником святым Каллистом, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Учитель безмолвия Так называют святителя Григория Паламу 29 марта, 2016 Так называют святителя Григория Паламу Второе воскресенье Великого поста посвящено в традиции Православной Церкви святителю Григорию Паламе. Этот день является логическим продолжением праздника Торжества Православия, отмечавшегося за неделю до того, – ведь именно учение святителя Григория систематизировало представления по столь важному для православного вероучения вопросу – о возможности реального богопознания. Святителя Григория называют учителем безмолвия, однако ему часто приходилось не только не молчать, но и возвышать свой голос в защиту истин православной веры. Годы аскезы Святитель Григорий родился в 1296 году, в семье с крепкими религиозными устоями. Отец святого — Константин Палама — был сенатором при дворе императора Андроника II. Сохранился рассказ о том, что иногда во время заседаний сената Константин так глубоко уходил в молитву, что не слышал обращенных к нему слов императора. Мальчик потерял отца, когда ему было всего семь лет. Заботу о воспитании юного Григория взял на себя сам император Андроник. По всей видимости, святителя готовили к административной карьере. Григорий показал блестящие способности в изучении философии, однако в возрасте семнадцати лет принял решение следовать монашескому призванию и решительно порвал с «гуманистическим» образованием, основанным на трудах языческих философов. В возрасте двадцати лет намерение принять постриг и встать на стезю монашеского подвига стало окончательным. Однако Григорий был старшим в многочисленной семье, и на нем лежала серьезная ответственность перед близкими. Святитель решил эту проблему необычным способом: примером своей жизни постепенно склонил всех родных — мать, двух сестер и двух младших братьев — также принять монашество. Так начались для будущего святителя годы незаметного для посторонних глаз духовного подвига на Горе Афон, затем он подвизался в Фессалониках, а позже — в небольшом городке Верии, где предался суровой аскезе: пять дней в неделю проводил в полном одиночестве, молчании и непрестанной молитве, и лишь в субботу и воскресенье выходил из затвора, чтобы участвовать в Литургии. Все эти годы святитель Григорий никак не обнаруживал своего выдающегося богословского и полемического таланта, сохраняя внутреннюю тишину. Спор о возможности богопознания

http://pravmir.ru/uchitel-bezmolviya/

Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского 24 марта, 2019. Новостная служба Труды святителя Григория – богословская и философская база для объяснения такого феномена, как христианская святость. Значение этого святого для православного богословия невозможно переоценить. 4 марта. ПРАВМИР. Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Труды святителя Григория – богословская и философская база для объяснения такого феномена, как христианская святость. Значение этого святого для православного богословия невозможно переоценить. Житие Родился будущий святитель в 1296 г ., образование получил в Константинополе. После ранней смерти своего отца,  сенатора Константина, происшедшей в 1301 г ., Григорию выпало находиться под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша жил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Несмотря на все это, Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру.  Около 1316 г ., в возрасте 20 лет, он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Он начал привыкать к великим подвигам, еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г ., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Защитник безмолвия 31 марта - Неделя 2-я Великого поста, Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского Анастасия Михалос   04:00 30.03.2024 597 Время на чтение 14 минут Отстаивая безмолвие, ни в коем случае нельзя было промолчать Святитель Григорий Палама был выдающимся практиком и теоретиком умного делания. Он защищал учение о Фаворском свете от латинствующих Богословов, претерпел гонения от духовных и светских властей, попал в плен к туркам и закончил жизнь епископом Фессалоникийским, чудотворцем и целителем. У истоков умного делания Будущий святитель родился 1296 году и был старшим сыном благочестивого сенатора Константина Паламы, которому император Андроник Второй доверил воспитание своего внука Андроника Младшего. Отец Григория усердно занимался умной молитвой и последние годы жизни провел в монастыре. Григорий вырос при дворе, получил хорошее среднее образование, обязательное для всякого знатного интеллигента. Один из ученейших людей эпохи, великий логофет Федор Метохит очень высоко оценил его познания в области логики Аристотеля. Но продолжать столь блестяще начатый путь юноша не стал. Он уже дано находился под влиянием афонских монахов и известного учителя безмолвия святителя Филадельфийского Филолепта. И даже подвергал себя разнообразным аскетическим испытаниям, желая понять, сможет ли он стать достойным монахом. В возрасте около 20 лет он склоняет всех членов своей семьи избрать равноангельский путь. Мать и две его сестры принимают постриг в женском монастыре, а сам Григорий с двумя младшими братьями отправляется на Афон, предварительно раздав имущество бедным. По дороге на Святую Гору он останавливается в монастыре на горе Папикион, находящейся на полпути между Константинополем и Фессалоникой, и там у него происходит дискуссия с богомилами о молитве и о почитании Креста. Спор получился столь горячим, что его попытались отравить. Однако юноше удалось убедить их главаря присоединиться к Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/01/...

Алексей Нестерук Библиография А. Классическая литература и патристика Августин Блаженный Исповедь. М.: Renaissance, 1991. О Граде Божием. В двадцати двух книгах. T. II, кн. 8–13. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1994. Enchiridion. Английский перевод (далее – ET [English Translation]): The Library of Christian Classics, vol. 7. L.: SCM Press, 1955. Epistolae 120, ed. A. Goldbacher, в Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 34. Vienna: Tempsky, 1895. Letter to Consentius. ET: цит. в D. Lindberg, Science and the Early Church. The Literal Meaning of Genesis. ET: J. H. Taylor, St. Augustine: The Literal Meaning of Genesis. N. Y.: Newman, 1982. On Christian Doctrine. ET: Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers [NPNF]. Translated into English with prolegomena and explanatory notes. Second series. Edinburgh: T & T Clark; Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1996, series 1, vol. 2. On the Trinity. ET: NPNF, series 1, vol. 3; или The Essential Augustine, ed. V. J. Bourke. Indianapolis: Hacket, 1975. Афанасий Александрийский I Великий На ариан слово третье, в Творения в четырех томах, т. II. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. Слово на язычников, в ibid., т. I. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии его к нам во плоти, в ibid., т. I. De Decretis, в Patrologiae cursus completes [PG], ed. J. P. Migne. Series Graeca. 161 vols. P.: Migne, 1857–1866, 25.411c. ET: цит. в T. F. Torrance, The Relation of the Incarnation to Space in Nicene Theology. Василий Великий , св. Беседы на Шестоднев. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Letters. ET: NPNF, series 2, vol. 8. Григорий Богослов (Назианзин), св. Слова. Собрание творений в двух томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Letters. ET: NPNF, series 2, vol. 7. Григорий Нисский , св. Об устроении человека. СПб.: AXIOMA, 1995. De anima ressurectione. ET: C. P. Roth, The Soul and the Resurrection. N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1993. Григорий Палама , св . The Declaration of the Holy Mountain in Defence of Those Who Devoutly Practise a Life of Stillness. ET: The Philokalia, eds. G. E. H. Palmer et al., vol. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика и культура Раздел 2. Разум и мистика 10.05.2013 1146 Время на чтение 36 минут Противостояние христианства и гностицизма в культуре. Введение Раздел 1. Искусство и мистика. Аскетика и музыкальная культура Раздел 1. А.Н. Скрябин - композитор или религиозный мистик? Раздел 1. Мистический смысл повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Раздел 1. Метафизика грехопадения в драме Лермонтова «Маскарад» Раздел 1. О таланте и природных способностях человека Раздел 2: Разум и мистика. Наука и псевдонаучные стереотипы Раздел 2. Тайна телевидения «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»» (Притч. 9,6) О разуме в святоотеческом богословии и аскетической традиции Сегодня у нас появилась какое-то странное отношение к уму. Часто с амвона или в беседах можно услышать: «Диавол действует через ум, поэтому уму доверять нельзя - им оправдывается любая ложь. Доверять надо, поэтому, только сердечному чувству, а уму ни в коем случае. Ум вообще надо в Церкви отложить - он только мешает нам молиться и спасаться». Принято считать, что именно так учили святые отцы. Но так ли это? Если обратиться непосредственно к текстам святых отцов, то можно увидеть, что у них возражений против ума нигде не встречается. Напротив, уму отводится очень важная роль в аскетическом подвижничестве. Святитель Григорий Палама писал: «Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию... «Образ» находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого естества. Если бы в человеке было что-нибудь еще более высокое, тогда «образ» находился бы там» Его поддерживает святитель Григорий Богослов: он считает, что «душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше или вся или правитель ее - Преподобный Макарий Великий называет ум «кормчим сердца», а преподобный Антоний Великий величает его «органом духовного зрения». «Божественность есть ум и слово... - говорит святитель Григорий Нисский, - Видишь в себе самом и слово, и разумение, подражание истинному уму и слову» Ум, по мнению отцов «до некоторой степени родственен Богу, он служит умственным образом Его, и именно поэтому может знать кое-что о природе Божества» (Ориген)

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

инок Всеволод (Филипьев) III период. Середина IX века – середина XV века. Церковная письменность на закат Византийской империи Глава первая. Обзор церковной письменности заката Византийской империи Период с середины IX века до середины XV веков – это время постепенного упадка греко-византийской империи. Но если красив рассвет, то есть своя красота и в закате, хотя бы и исполненная некоторого трагизма. Вопреки всем законам упадка, как бы под звон мечей гибнущей Византии, явилась в этот период аскетическая письменность восточных мистиков. Ее представляют преподобные Симеон Новый Богослов , Петр Дамаскин , Григорий Синаит , святитель Григорий Палама и другие. Среди начинавшегося государственного и церковного упадка Византии, появление преп. Симеона Нового Богослова – носителя исихастической традиции – явление жизнеспособности Православия. Преп. Симеон как бы был послан, дабы всколыхнуть сонную атмосферу духовно костеневшей империи и напомнить о высоком и неизменном аскетическом идеале. Он передал эстафету Афону в лице преп. Григория Синаита и свят. Григория Паламы . Особенно важна богословская деятельность свят. Григория Паламы , способствовавшая соборно-догматическому оформлению и утверждению исихазма, который до того времени сохранялся в монашеском предании. Для рассматриваемого периода характерна деятельность ряда писателей-полемистов, антилатинян, самыми видными здесь являются свят. Фотий Константинопольский и свят. Марк Ефесский . При бесспорной важности полемического богословия, приходится признать, что если в предшествующие периоды мы видели как бы рост и расцвет идей, то в рассматриваемый период в догматико-полемической области происходит постепенное замыкание прежних идей на самих себя. Именно с этим связан интерес многих полемистов к форме и букве, а не к духу и содержанию. Открывает данный период энциклопедическая деятельность свят. Фотия. По своей культуре этот святитель был классическим эллинистическим византийцем. Византия в IX веке из последних сил сохраняла положение мировой державы, и эллинистические византийцы зачастую смотрели на прочие народы, как на варваров, причем латиняне не составляли исключения. Будучи византийцем, свят. Фотий, например, для своей широкой ученой и общественной деятельности довольствовался всего одним родным греческим языком, других языков он мог себе позволить не знать. В итоге, свят. Фотий возглавил не только церковное, но и национальное движение византийцев против Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ (мирское имя - Бернардо Массари) (ок. 1290, Семинара, Калабрия - 1348, Авиньон?), визант. писатель, философ и богослов, еп. Джераче. Воспитывался в правосл. вере, хотя и в лат. окружении, посещал лат. школу (Калабрия с VIII в. была номинально подчинена К-польскому Патриархату, но со времени завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. там господствовали лат. обычаи). В юные годы поступил в один из мон-рей устава св. Василия (см. ст. Василиане) и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском мон-ре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь В. К. изучал греч. и лат. словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о лат. схоластике. Без сомнения, ему были известны сочинения Фомы Аквинского (не в полном объеме, но только в виде избранных цитат - Fyrigos. 1980); однако предположение о его знакомстве с трудами Иоанна Дунса Скота и тогдашних номиналистов недостаточно обосновано. Характеризуя образование калабрийского философа в диалоге «Флорентий, или О мудрости», визант. эрудит Никифор Григора дает общую оценку лат. науки того времени, подчеркивая, что В. К. приобрел свою мудрость «не в Калабрии, но в глубине Италии, однако его образование, неполное и неразнообразное, ограничивается исключительно знанием Аристотеля, да и то только его сочинений, посвященных природным явлениям и силлогизмам, что в особенности занимает тамошних латинян и италиотов; да и ту мудрость он усвоил не на языке Аристотеля, но так, как она была перенесена в древности на их сокращенный язык» (Niceph. Greg. Fiorenzo. P. 70). Ок. 1328 г. В. К. отправился в Арту в Эпире и вскоре перебрался в Фессалонику; в 1330 г. он появился в К-поле уже в ореоле славы эрудита и философа. По прибытии В. К. в столицу придворный философ Никифор Григора обратился к нему с письмом, предложив свою дружбу. Однако ответа он не получил и в нач. 1331 г. написал 1-й диалог против В. К.- «Антилогия», где осуждалось высокомерие людей, искушенных в светских науках. Григора считал главной целью приезда калабрийца изучение в подлиннике произведений Аристотеля. В диалоге «Флорентий» он иронично описывает желание В. К. обучиться «языку Эллады» и изображает его как «любителя прекрасного по природе», к-рый решил «непосредственно и чисто приобщиться к мышлению мудреца» (т. е. Аристотеля), смысл сочинений к-рого был искажен в лат. переводах; для этого он изменил «и язык, и бороду, и платье, и наружность, и обычай», стремясь слиться с эллинами (Ibidem). Свт. Григорий Палама считал, что В. К. оставил родную землю «из-за тяги к строгому благочестию (κριβος εσεβεας πθ)» ( Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. 1. Σ. 206).

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010