Кто этот Палама и почему ему такое внимание? Вряд ли многим из нас по силам одолеть книги святителя, но часть изречений вполне может быть усвоена 14 марта, 2020 Вряд ли многим из нас по силам одолеть книги святителя, но часть изречений вполне может быть усвоена Целую неделю Церковь отвела памяти Григория Паламы. Эта важнейшая неделя расположилась в середине Великого поста. Кто этот Палама и почему ему такое внимание? Размышляет священник Константин Камышанов. В глазах ученого монаха из Калабрии, Варлаама, Григорий Палама – одичавший ромей, усвоивший молитвенные практики Востока с их медитацией и выходом в небезопасный астрал. В то время Греция в самом деле дичала и дышала на ладан. Угасла военная мощь последней провинции Рима. Увяли искусства. Византийцы разучились делать большие храмы и дворцы. Ромеи перестали увлекаться инженерным искусством. Забросили богословие, привели в беспорядок философию. Порок процветал в императорских дворцах и в обществе. Византия понимала близость своего конца, страшилась гибели от рук ислама и уже была готова признать превосходство Запада и принять унию. Тысячу лет Византия превосходила Запад, и Запад восхищенно смотрел на Константинополь как на город своей мечты. Но вот, прошла тысяча лет и все изменилось. Фома Аквинский навел порядок в христианской философии. Католики определились с аксиомами, догматами, правилами и расставили понятия по полочкам, как в библиотеке. Все учтено. Все подсчитано. Обо всем подумано. Одно только место христианского мира вызывало их недоумение – Афон. Там творилось нечто странное и не укладывающееся в голове: смесь безумия с соблазном. Монахи Святой горы стали утверждать, что им в массовом порядке является Фаворский свет. В Грецию отправился умнейший Варлаам из Калабрии – узнать на месте, что же происходит в столице христианского монашеского делания. То, что он увидел, его поразило и возмутило. Греки поставили медитативный опыт выше философии. Афонские простецы рассказали ему о том, как они научились быть в нетварном свете. Варлаам был потрясен. Это не укладывалось в голове.

http://pravmir.ru/kto-etot-palama-i-poch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Омилии Большая часть своих омилий Палама произнёс с фессалоникийской кафедры, будучи её предстоятелем. Святитель затрагивает аскетико-нравственные, социальные и богословские вопросы. Палама не снижает уровня ни своих тем, ни их изложения. т. к. ««лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИИ ПАЛАМА БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ) ОГЛАВЛЕНИЕ Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники. Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее. Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. Омилия VII. Иная о Посте. Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы. Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений. Омилия XI. О честном и животворящем Кресте. Омилия XII. В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов. Омилия XIII. В Пятую Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Омилия XV. В Неделю Ваий. Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Глава XII. Опытное богосолвие Богословие святого Григория Паламы – это богословие Православной Церкви. Святитель не вводил новое учение о Боге, но он выразил свой опыт церковной жизни и жизни на Святой Горе. Мы знаем, что православное богословие является эмпирическим. Это означает, что святые отцы богословствовали не на основании домыслов и философских умопостроений, но исходя из собственного опыта и откровения. Бог открывал истину пророкам, апостолам и святым, а они, руководствуясь этим откровением, направляли народ Божий. Святой Григорий Богослов пишет, что святые говорят о Боге, как рыбаки, по-апостольски, а не по-аристотелевски. Такой же подход мы видим и в богословии святого Григория Паламы . Источником его богословия было божественное откровение, и поэтому все его богословие является эмпирическим. Характерны два его высказывания на эту тему. В первом случае Григорий Палама говорит о том, что все ереси рождаются от философии и основаны на философских принципах. «Если рассмотришь внимательно, увидишь, что все или большинство страшных ересей берут начало там же» 708 . Действительно, между философией и богословием существует огромная разница. Святой Григорий несколько раз называет Варлаама богословом, потому что тот рассуждает о Боге, но в конце святитель говорит, что «богословие» – это одно, а «боговидение» ( θεοπτ α) – это другое. В другом случае Григорий Палама пишет о терминах, которыми пользуются и философы, и отцы Церкви. Святые отцы используют некоторые философские термины, но в другом значении. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, некоторые люди путают понятия и отождествляют богословие и философию. Святой Григорий замечает: «И даже если кто из отцов говорит то же, что внешние философы, совпадение только в словах, в смысле же разница велика: у одних, по Павлу, ум Христов, а другие вещают от человеческого рассудка, если не хуже» 709 . Святитель имеет в виду, что даже в употреблении терминов существует разница между святыми отцами и философами и что философы вещают или от человеческого рассудка, или от бесов. Предпосылки богословия святого Григория

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 24.03.2008 299 Время на чтение 23 минут Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Портал Богослов.Ru публикует статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: " И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы " . Несмотря на все это Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г. в возрасте 20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Привыкать к великим подвигам он начал еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Святитель Григорий Палама и повседневная жизнь простого христианина марта 2016 Праздник святителя Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста словно призван отрезвить тех " великих постников " , которые считают, что чем суровее ограничения в пище, тем лучше. " Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества - потому что в теле Христове " телесно живет вся полнота Божества " (Кол. 2:9), - пишет святитель Григорий Палама. - Неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе? Тогда Господне тело, еще не смешавшееся с нашими телами и носившее в себе источник благодатного света, внешне освещало окружавших Его достойных учеников и внедряло в их душу просвещение через чувственные глаза; теперь, смешавшись с нами и живя в нас, оно тем более должно озарять душу изнутри " . А ведь этого не достигнешь трудами постными. Нельзя допоститься до того, что Христос Бог придет к тебе и озарит твою душу. Нельзя заставить Его это сделать. Нельзя понудить Бога к общению с тобой - постником и соблюдателем устава. Но не есть ли само это общение - то, чего ждет человеческое сердце? Чтобы сам Бог утешил и отер всякую слезу? Чтобы Христос был близок к нам и мы опытно знали, что Ему есть дело до нашей боли и нашей нужды? Но насильно не выдавишь из своих постнических психофизических недр Нетварный Свет. Конечно, человек - бездна, созданная Богом, великий мир в мире малом, как говорил многими столетиями раньше другой святой Григорий - Григорий Богослов, под " миром малым " подразумевая всю огромную вселенную. И в этих недрах есть все - радость, восторг, видения. Все, кроме Бога. " Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые - порождения злых духов) " , - учил преподобный Серафим Саровский, близкий по духу к исихастам-паламитам.

http://mitropolia.spb.ru/docs/svyatitel-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Об исхождении Святого Духа Собрание антилатинский сочинений Паламы по вопросу исхождения Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка». Упомянем лишь, что Григорий Палама видел ересь «латинян» не в «слове, а в мысли». Григорий Палама прекрасно знал (чего не скажешь о многих современных православных богословах), что множество великих Отцов говорили о Духе как исходящем «и от Сына». Сама формулировка вполне православна — дело не в ней, а в её понимании. Иже во святых отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, АНТИЛАТИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ПРОТИВ ВЕККА   Библиотека Свято–Ильинского Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра « Абхазский благовестник » при храме Преображения Господня г. Сухума.   Издательский проект «Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара» осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского. Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ) Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария (Яшунского) © Архимандрит Нектарий (Р. В. Яшунский) — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   В фигурных скобках указывается начало страницы. Содержание От переводчика 5 Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына 13 Его же Второе Слово об исхождении Святого Духа, показывающее, что оно не совершается и от Сына, и на приводимое латинянами из божественного Писания якобы в оправдание себе 82 Его же Контраргументы , написанные в форме комментариев к комментариям Векка в защиту латинян на полях собранных им цитат из Писаний, показывающие нечестие этих комментариев и их противоречие собранным речениям святых 173 От переводчика

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Трактаты В том вошли: «О божественном соединении и разделении», «О божественных энергиях и их причастии», «О божественном и боготворящем причастии», «Собеседование православного с варлаамитом», «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами», диалог «Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ТРАКТАТЫ     Библиотека Свято–Ильинского Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма города Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.     Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 О божественном соединении и разделении 6 О божественных энергиях и их причастии 39 О божественном и боготворящем причастии 90 Собеседование православного с варлаамитом 121 Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом или О божественности и о том,что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо 183 О том, что Варлаам и Акиндин — дихотомиты 234 ПРЕДИСЛОВИЕ Редакция, продолжая начатую работу по публикации новых переводов творений святителя Григория Паламы на русский язык, считает своей главной и первостепенной задачей ознакомление читателя с самими произведениями святителя, то есть руководствуется прежде всего не научным интересом, а чаянием духовной пользы от чтения трудов святителя. Поэтому мы сочли возможным не сопровождать публикацию большой вступительной статьей и ограничиться минимумом комментариев в тексте. В качестве предисловия нами использован фрагмент статьи прот. Валентина Асмуса и M. М. Бернацкого.  В силу того, что, начиная с 1334/35 года и до самой смерти, Григорий Палама вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско–полемического характера. В данный том включены следующие богословско–полемические трактаты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Глава 9. Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама (1296–1359(7?) годы) принадлежит к позднейшему византийскому периоду. Но для того чтобы должным образом оценить его место в развитии богословской мысли, необходимо представлять себе основные тенденции, царившие в богословии и философии того времени, тенденции, восходящие к незапамятным временам раннего христианства. Речь идет о соотношении между богословием и античной философией, о знакомой уже проблеме Афины – Иерусалим, которая с давних времен, на протяжении всей византийской истории волновала, да и сейчас снова волнует умы. В византийский период античное наследие хотя и изучалось, но считалось опасным, а монашество в большинстве своем было в разной степени враждебно классической культуре, считая ее пережитком язычества. С другой стороны, отцы-каппадокийцы (в частности, Василий Великий ) утверждали, что классическое образование полезно для молодых людей. В средневековой Византии христианская мысль противопоставляла себя античной философии, но интерес к последней все же сохранился, и обе традиции продолжали сосуществовать, примером чего служат такие личности, как патриарх Фотий и Иоанн Итал. Основа конфликта состояла в том, что взгляд и понимание природы божества в греческой философии были несовместимы с библейской интуицией. В то же время христианское богословие успешно пользовалось целым рядом идей, заимствованных у Платона. Поучительным примером искушения, которым греческая мысль грозила христианским богословам, был Ориген , в учении которого обе традиции так и не нашли примирения. Следует заметить, что строгой поляризации между «гуманистами» и монашеством не было, хотя среди тех и других существовали радикальные группы. Среди интеллигенции «гуманизм» спокойно уживался с христианством и, как правило, приводил к богословскому консерватизму. Исповедуя христианство в его традиционных формах и в то же время будучи ценителями классического наследия, такие люди, как, например, Фотий и позднее Михаил Пселл , жили как бы в двух мирах, не делая никаких попыток согласовать, связать их в едином мировоззрении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава VII. Сущность православного монашества Молитва монаха, особенно умная сердечная молитва, свидетельствует о том, что сердце такого монаха очистилось от всех помыслов; что ум его освободился от мечтаний, умствований и страстей, возвратился в сердце и соединился с ним в Святом Духе. Таким образом творится молитва, и энергия ума ( νοερ νργεια) поселяется в сердце. Это просвещение ума, о котором много писали святые отцы. Однако умная молитва неотделима от православного Предания и православного подвижничества. Мне приходится говорить об этом, потому что иногда рассматривают умную молитву в отрыве от всей аскетической традиции Церкви и представляют ее как христианскую йогу. В действительности же, когда молитва оторвана от покаяния и плача о своих грехах, от соблюдения Христовых заповедей, от церковных таинств, тогда, с православной точки зрения, такая молитва теряет свою ценность, она превращается в механическое, внешнее упражнение, напоминающее практику буддийских монахов. Святой Григорий Палама в своих трудах показывает нам, что молитва связана со всей аскетической жизнью Церкви. Кратко он излагает свое учение в послании «Ко всечестной во инокинях Ксении», в котором он говорит «о страстях и добродетелях и о плодах умного делания». В этом послании Григорий Палама раскрывает сущность православного монашества и показывает, чем оно отличается от любого другого «монашества». Цель православного монашества – в исцелении человека, а не в спасении Церкви или подборе подходящих людей для миссионерской работы. Конечно, мы не отрицаем того, что, исцелившись, христианин может стать миссионером, но все-таки главная цель православного монашества – в исцелении человека. Монахи в Православной Церкви стремятся к спасению своей души, а это означает, прежде всего, что они возвращают ум в сердце и оттуда возносят его к Богу, после чего ясно и чисто воспринимают все творение. С этой точки зрения можно сказать, что монастыри являются лечебницами души. Таков опыт Святой Горы. Афонские монахи живут простой жизнью. Они отказываются от всего, принимают на себя обет послушания настоятелю, чтобы их сердце могло очиститься от страстей, они претерпевают скорби и в результате становятся причастными очищающей, просвещающей и обоживающей энергии Бога. Этот путь, который ведет к истинной жизни, – не выдумки, не логические измышления, а плод покаяния, послушания и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу об отличии Православного Возрождения от Западного Ренессанса 12.05.2023 2649 Время на чтение 44 минут Фото: Икона св.Григория Паламы. XV в. Византия Профессор Г.М Прохоров (ИРЛИ РАН), руководитель моей докторской диссертации указывал на то, что «в Византии в XIV века-корни двух параллельных Возрождений, вдохновлявших Европу в XIV-XV вв.-Западноевропейского Ренессанса и восточноевропейского Православного Возрождения» . В лаврской келье святого Саввы, во время Пятидесятницы 1337 года свт Григорий Палама прочел трактаты калабрийского монаха Варлаама, в которых содержались неверные с богословской точки зрения положения об исхождении Духа Святого и от Сына. В Константинополе и Фессалониках Варлаам обвинял исихастов, называя их заблудшими и омфалоскопами. Позднее ставший Константинопольским Патриархом святой Исидор Вухирас присылает из Фессалоник в пустынь к Григорию писания, содержащие их ошибки и еретические отклонения с приглашением его прийти, предвидя, что Церковь потрясет новая ересь. Григорий покинул Афон и прибыл в Фессалоники, где продолжил изучать варлаамитские сочинения и начал полемическую борьбу против сторонников теологического рационализма .Дальнейшая его жизнь оказалась сопряженной с полемической борьбой против сторонников Варлаама. Григорий Палама посвятил свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь, угрожала самому сердцу веры – общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Выполняя роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, Паламе блестяще удалось показать как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях - главная тема святителя. Яркая личность Григория Паламы затмевала всех его соратников, отмечает Г.М. Прохоров, и наиболее соответствовала этапу теоретического обоснования и диспутального утверждения исихастского учения. Как отмечает прот. Иоанн (Мейендорф): «вся история византийской мысли начиная с IX в. отмечена более или менее открытым противоборством между сторонниками светского гуманизма и монахами. В XIV в. это противоборство становится тем более ощутимым, что оба течения византийской мысли начинают развиваться с новой силой: дух Возрождения и традиционная монашеская аскетика становятся двумя полюсами, к которым тяготеют лучшие умственные силы и самые деятельные личности христианского Востока».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010