ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Беседа на праздник введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский См. также: Церковный год > > Введение во храм Богородицы Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, - для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм - во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла - змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть - родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

http://zavet.ru/kalendar/bm/vved-001pala...

Заключение из книги “Св. Григорий Палама и православная мистика” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 С XIV по XX вв. традиция “чистой молитвы” удивительным образом доказала свою непрерывность на христианском Востоке. Разные учителя могли придавать ей ту или иную форму, но сам принцип непрестанной молитвы, сосредоточенной на имени воплотившегося Бога, молитвы, совершаемой всем человеком в его целом, с того времени, как интеллектуализм Евагрия был раз и навсегда поглощен христоцентрической мистикой таинств, никогда уже не подвергался сомнению. Эта в высшей степени “интимная” и индивидуальная набожность вместо того, чтобы отъединять человека от церковного общества, превратилась чудесным образом в способ его непрерывной с этим обществом связанности. Христос, Которого молящийся ищет в собственном своем сердце, Божественное Имя, Которое он призывает, действительно могут пребывать в человеке лишь постольку, поскольку Крещением и Евхаристией он привит к Церковному Телу. В понимании Отцов молитва Иисусова никогда не возмещает искупительной благодати таинств: она лишь ищет совершенного ее исполнения. Таким образом традиция исихастов уравновешивает разрешение той проблемы, которая так часто встает перед духовниками: как согласовать личную набожность с литургическим благочестием. Если учителя исихазма нашли это равновесие, то несомненно нашли они его благодаря тому понятию о человеке, которое унаследовали от Библии. Нет более опустошительной доктрины для христианского благочестия, чем дуализм Платона, видящий в человеке духа (или “душу”), заключенного в материю, духа, по своей природе бессмертного и чающего некоего над-материального существования, бледным отображением которого и является Церковь. В таком случае ни Воплощение, ни воскресение мертвых, ни созданная на земле Иисусом реальная община, ни материальность евхаристического приобщения — не представляют уже подлинного религиозного интереса: здесь откровение Божие по существу обращено только к разуму, воображению, чувству, иначе говоря, к некоторым непреходящим функциям человека, как бы не исчезающим со смертью, а являющимся атрибутами нематериального существования.

http://pravmir.ru/zaklyuchenie-iz-knigi-...

Митрополит Иларион: Всеправославный Собор должен стать фактором единства Церкви 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не допустим того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей Святой Православной Церкви 18 марта. ПРАВМИР. 16 марта 2014 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В предыдущее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, связанное с победой над иконоборцами, и задумывались о том, что значат для нашей Церкви икона и ее почитание. Во вторую же неделю Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, – человека, с именем которого связано еще одно торжество Православия в жизни Церкви. Оно произошло на Константинопольских Соборах середины XIV века, когда святитель Григорий Палама и его сподвижники выступили против ереси Варлаама Калабрийца, который утверждал, что Бога невозможно увидеть не только человеческими физическими очами, но и духовным взором через созерцание Фаворского света. А ведь опыт созерцания Бога в Божественном свете был известен афонским монахам на протяжении многих столетий, и именно его защищал святитель Григорий Палама на Константинопольских Соборах. Церковь придала этому опыту большую значимость, прославив святителя Григория и установив празднование его памяти во вторую неделю Великого поста вслед за Торжеством Православия. В прошлое воскресенье вместе со Святейшим Патриархом Кириллом я находился в древнем Константинополе, где мы участвовали в собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Оно было посвящено разным вопросам, в том числе предстоящему Всеправославному Собору, который намечен на 2016 год, если тому не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Свт. Григорий Палама, Слово на Житие прп. Петра Афонского ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРИЯ [ПАЛАМЫ] ЧУДОТВОРЦА И АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО И НОВОГО БОГОСЛОВА СЛОВО НА ДИВНОЕ И РАВНОАНГЕЛЬНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ПЕТРА, НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОНСКОЙ ПОДВИЗАВШЕГОСЯ     Публикуем это Слово с особой радостью как шедевр гомилетики и один из важный исихастских текстов. Это Слово в любом случае достойно вашего внимания, хотя перевод нужно было бы подправить, потому что ученые по сути украли у нас этот шедевр и сделали из него реставрационный полигон... - Святая Гора Афон   1. Несправедливо, так по крайней мере мне думается, что у нас ревностно прославляются те, кто совершил нечто достойное памяти [где-либо] в иных краях земли. О них мы выслушиваем сочинения, изложенные одновременно точно и красиво, которые внушают душе величайшее устремление к стяжанию добродетели. А вот тем образцом всяческого блага, который имеем [у себя] дома2 — я разумею жизнь Петра, — им мы как-то пренебрегаем, хотя Петр почти ни в чём не уступает [иным людям], знаменитым добродетелью в каждом веке. Все вы, несомненно, знаете, о ком я говорю, если только кто-то [из вас] не пребывает в [полном] неведении касательно этой прославленной горы Афон и Петра, зовущегося Афонитом по имени этой горы, — [нашего] земляка, коренного жителя и первого подвижника этого края, который в борьбе одолел врага всей земли, и воздвиг здесь первый трофей [победы] над его неистовством против нас, и тем самым в добрый час бросил [в почву] семя добра. С тех пор оно проросло и, будучи заботливо взрощенным, принесло обильный плод, в чём теперь легко всякому убедиться, оглядевшись [вокруг]. 2. Поэтому все согласятся, что будет справедливо, если кому-либо всё-таки удастся достойно отблагодарить похвальными речами столь славного основателя [монашеского жительства на Афоне] и нашего путеводца к добродетелям. Мне же кажется почти невозможным изложить на словах все [деяния] этого мужа и достойно воздать [хвалу] каждому из них. Ибо [столь великое] состязание3, которое и подобает ему, было ради «воздаяний, обещанных праведным пред Богом»4, и явило [нам] словно некое соразмерное совершенство [человеческой] жизни, которое превосходит [всё то, что можно] выразить словом или воспринять слухом. Тем не менее полагаю, что не следует от этого отказываться, чрезмерно усердствуя в подвиге молчания. Ведь мы не удаляемся из пределов моря и земли, где нам надлежит путешествовать по воде и посуху, только потому, что далекие страны не всюду удобны для путешествий водных и сухопутных. Те, кто прежде вел о них (подвигах прп. Петра) повествование5, располагали не всеми [сведениями] и не могли всё с точностью изложить, однако же и таковым, по справедливости, показалось правильным рассказать всё, что они знали, и так, как могли6.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Группа Вконтакте Facebook группа Великая суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косьма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Кассия Константинопольская. «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу) «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), " Волною морскою… " . Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской/Пер. с древнегреч. и комм.//Τχνη γραμματικ (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481.) Песнь 1, глас 6 Скрывшего некогда волною морскою гонителя мучителя под землёй скрыли спасённых дети; но мы, подобно отроковицам, Господу да воспоём, ибо Он славно прославился. Безумный старец, ненасытный ад, разверзшись, принимаешь всех Жизнью Погллощая же , извергаешь души праведных, которые поглотил прежде; разрушает тебя Господь, ибо Он славно прославился. Иисусе, Боже мой, воспеваю Твои страдания, ибо Ты добровольно умер за жизнь всех и удостоил быть погребенным в плащанице и в смирне; гроб прославляю Твой, воспеваю и Твое воскресение. Песнь3. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, видя висящего на лобном месте, тварь содрогалась от многого ужаса, «нет святого, кроме Тебя, Господи», взывая.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

О спасении города Лемноса от эпидемии Скачать epub pdf 1. По каким причинам мы рассказываем об этом чудесном избавлении? У нас было 2 причины, чтобы рассказать о спасении города Лемноса от смертельной инфекции, перед которой опустило руки медицинское сообщество того времени – врачи не могли найти способ для её излечения. Болезнь была настолько ужасной, что врачи боялись даже приблизиться к зараженному городу, поэтому его жители, страшившиеся нависшей над ними угрозы, в конце концов, обратились к временно пребывавшему на этом острове архиепископу Фессалоникийскому, св. Григорию Паламе , По молитвам святого, эпидемия чудесным образом прекратилась, и он спас не только город, но и весь остров от смертоносного воздействия этой инфекционной болезни. Первая причина объясняется близостью к нам праздника святителя Григория Паламы , который сейчас особенно актуален. Ведь совсем недавно, в прошлое воскресенье (Вторая неделя Великого поста), мы отмечали память этого великого или, правильнее сказать, величайшего святого и богослова Православной Церкви. В первый раз мы празднуем память святителя Григория Паламы 14 ноября, в день его блаженного успения (†1359). А второй праздник в его честь был введен Церковью, т. к. Она признает, что св. Григорий Палама своим исповедничеством и своим учением во второй раз защитил Православие от заблуждений и ереси. В первый же раз это произошло тогда, когда Православие было спасено от ужасной, многолетней ереси иконоборчества, которая пришла с Востока и пыталась внедрить в Церковь взгляды иудеев и мусульман, враждебно относившихся к святым иконам. Таким образом, удалось избежать опасности уклонения христианства в иудаизм, как это во многих аспектах произошло с мусульманством. Благодаря св. Григорию Паламе и решениям соборов, на которых было провозглашено его учение (1341, 1347, 1351), были разоблачены ереси западного монаха Варлаама Калабрийского, которые свойственны и папизму, например, учение о том, что благодать Божия якобы имеет сотворенный («тварный») характер, т. е. что не существует нетварной божественной благодати и энергии, которая воздействует на творения. Православная Церковь избежала опасности вестернизации, латинизации и сохранила Евангельское учение неповрежденным от восточного и западного влияния, Она шествовала «царским путем», не уклоняясь ни на Восток, ни на Запад. Св. Григорий Палама открыл для нас безграничный мир нетварной благодати Божией и Божественного просвещения, который остается закрытым для тех, кто не познал его на практике и движется только в ограниченном пространстве, насколько им позволяют посредственные возможности гуманистического рационализма и западного Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/o...

От издателя Наследие свт. Григория Паламы и поныне остается мало освоенным и не в достаточной мере исследованным. Это касается в первую очередь греческого текста, ибо издание П. К. Христу (PS) во многом несовершенно. Хронология сочинений Паламы в PS достаточно условная: ученый не выявил множество святоотеческих и иных цитат и аллюзий в ткани текста. Им не было проведено исследование и сличение реестра творений святителя в тех или иных собраниях, а также не был проведен анализ «фона» этих сочинений, то есть текстов, которые включены в кодексы с трудами Паламы. Кроме того, и в отношении apparatus criticus, и эдиционно издание П. Христу не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время на Западе готовится новое издание всех текстов свт. Паламы и проводится «ревизия» монументального труда П. Христу, что, вероятно, займет годы, если не десятилетия. Не лучше обстоит дело и с русскими переводами. С 60-х годов прошлого века свт. Григорий Палама переводился на русский спорадически: Гомилии, Триады в защиту священ нобезмолвствующих, Сто пятьдесят глав и некоторые другие писания 1 . Между тем наиболее ценные, глубокие и сложные полемико-богословские трактаты, такие как Ан тирретики к Акиндину 2 , Четыре слова против Григоры, оставались в тени внимания переводчиков и исследователей. Такая же участь постигла и уникальный агиографический «бестселлер» свт. Паламы, который читали и читают ныне монахи-святогорцы. Слово на дивное и равноангель ское житие преподобного и богоносного Отца нашего Пе тра, на Святой горе Афонской подвизавшегося было одним из самых известных на Афоне житийных текстов, но на славянский язык так и не было переведено. Эта книга восполняет пробел и представляет вниманию читателя первый русский перевод Слова (выполнен А. Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой). Слово на дивное и равноан гельское житие преподобного Петра предваряет статья итальянского исследователя Антонио Риго (Rigo 1995, перевод А. Ю. Волчкевич), которая послужила sui generis синтезом его многолетних исследований, посвященных древнейшей традиции почитания прп. Петра. Текст перевода Слова был откомментирован нами при участии А. Ю. Виноградова, А. В. Маркова и А. С. Егорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Антирретики против Акиндина Возможно лучшее изложение богословия обожения (по слову ап. Павла ««Бог будет всяческая во всем»). Несмотря на полемическую заостренность, прекрасно излагают учение о соединении с Богом, в связи с христологией и практикой священного безмолвия. СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА   Редактор перевода: О. А. Родионов Редактор: М. А. Шахбазян Редакция выражает искреннюю благодарность Д. А. Поспелову и А. В. Маркову за помощь, оказанную ими в переводе.   Нумерация страниц проставлена в фигурных скобках (в начале каждой страницы)   СОДЕРЖАНИЕ   Предисловие ( О. А. Родионов) 3 Первое из слов возражения к Акиндину, содержащее в себе перечень ересей, впасть в которые подвергся опасности он, а также и те, кто заодно с ним говорит, что сущность и энергия применительно к Богу — одно и то же и совершенно не различаются друг от друга 5 Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого 41 Третье слово возражения на написанное Акиндином против Божией божественной благодати и ею божественно облагодатствованных 101 На написанное Акиндином против света божественной благодати и ею облагодатствованных божественно слово возражения четвертое 162 Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров — слово возражения пятое 198 Еще на написанное Акиндином против божественного света и общих божественных деятельностей Отца, Сына и Святого Духа слово возражения шестое 267 На написанное Акиндином против света благодати и тех, кто им в различные времена был просвещен, слово возражения седьмое 330 ПРЕДИСЛОВИЕ «Антирретики», то есть «Слова возразительные», в которых опровергается учение Григория Акиндина, — одно из самых интересных полемических сочинений святителя Григория Паламы и самые объемное его произведение. В нем мы находим продолжение полемики, с которой читатель настоящей серии имел возможность познакомиться в томе, посвященном избранным трактатам св. Григория.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Почитание Преображения Господня на Руси Преображение Господне Не только среди двунадесятых, но и среди Господских праздников особое место принадлежит воспоминанию Преображения Господня. Это один из самых значительных праздников Православной Церкви, издревле отмечаемый 6 (19) августа. Незадолго до того, как претерпеть страдания на Голгофе, Иисус Христос поднялся с тремя своими учениками на гору Фавор: «…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2; ср.: Лк. 9: 28–29; Мк. 9: 2–8). В память этого события и был установлен праздник. Выдающиеся богословы восточно-христианской Церкви, такие как Иоанн Златоуст († 407) и Григорий Палама († 1359), отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Свою Божественную сущность (как пишет святитель Григорий Палама, ученики были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять). Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос – не просто долгожданный пророк, Мессия, но, более того, всемогущий Господь. Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 750) замечает по данному поводу: «Ныне бездна неприступного света, ныне неописуемая струя Божественного сияния озарила апостолов на горе Фавор. Ныне познается Владыка Ветхого и Нового Завета – Иисус Христос…» В широком смысле Преображение Господне – призыв ко всякому христианину изменить себя в лучшую сторону, приблизиться к Богу и, по словам апостола Павла, вместе со Христом преобразиться от славы в славу (см.: 2 Кор. 3: 18). Не случайно, что само Православие называют религией преображения. Именно поэтому митрополит Московский Платон (Левшин) писал, обращаясь к пастве, что Христос «и воскрес для нашего воскресения, и преобразился для преображения нашего». Корни особенного почитания Преображения Господня на Руси уходят еще в эпоху равноапостольного князя Владимира. Древнейшее указание на это сохранилось в источниках под 996 годом.

http://pravoslavie.ru/1397.html

Протопресвитер Иоанн Мейендорф одну из своих работ, посвящённых свт. Григорию Паламе , завершает следующими словами: «В заключение мы приведём отрывок из рождественской проповеди величайшего православного богослова XIX века Московского митрополита Филарета. Выражения его очень похожи на слова учителя исихазма, и это свидетельствует о постоянном пребывании этого богословия в восточной Церкви» 1 . За сим следует отрывок из Рожественской проповеди свт. Филарета 1821 г., посвящённой раскрытию понятия славы Божией. Приняв пока утверждение о. Иоанна о сходности богословских концепций свт. Филарета и свт. Григория за рабочую гипотезу, заметим, что рассмотрение её должно подразумевать под собой рассуждение о том: 1) насколько свт. Филарет был знаком с трудами свт. Григория; 2) насколько учение свт. Филарета о славе сопоставимо с учением свт. Григория об энергиях; 3) какие области применения затрагивают названные учения у обоих святителей. 1 Вопрос об известности и востребованности в России XIX столетия учения и сочинений свт. Григория до сих пор не прояснён до конца. В.М. Лурье, например, считает, что догматические сочинения свт. Григория привлекают к себе внимание русских богословов только во времена имяславческих споров, объясняя это тем, что ещё прп. Паисий исключил из переводившихся им святоотеческих сочинений всю «высокую догматику», в которой не имела тогда нужды славяноязычная среда: «Усиленная заинтересованность афонских исихастов в догматических творениях св. Григория Паламы не передавалась через учеников пр. Паисия ни в Румынию, ни в Россию» 2 . Тот же автор указывает на первое исследование богословского наследия свт. Григория – изданный в Киеве в 1860 г. труд игумена Модеста «Святый Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и действиях божиих» 3 . Нельзя, однако, сказать, что сочинения свт. Григория вовсе не были известны и не переводились до тех пор. Хотя славянское «Добротолюбие» прп. Паисия, действительно, не включало их в себя, уже в XVIII в. появляется первое издание Бесед святителя, вышедшее в 1785 г. в типографии Лопухина . В него входили следующие Омилии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010