18. Страстная седмица. Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник. Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу: «Во время оно, свидетельствоваше народ, сый со Иисусом...» (конец в зач. 43-м «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»). Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца. По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 4-й: «Паче блудницы...», и икос, глас тот же: «Яже первее блудница жена...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Грешная тече к миру...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруженная грехом...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...». Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину. На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-01/

И. Н. Д. род. в К-поле. Его родителями были Петр Каппадокиец (возможно, он был придворным сановником) и Феодосия. Когда И. Н. Д. было ок. 20 лет, т. е. в 790-795/6 гг., его брат Агапий вместе с семьей - женой, дочерью и 2 сыновьями - принял монашеский постриг. Последовав примеру родственников, И. Н. Д. также ушел в мон-рь ап. Иоанна Богослова, называемый Ксирокипий. Такие семейные пострижения в Византии часто имели место, когда тот или иной знатный род попадал в опалу. Через 3 месяца игум. Ксирокипия Иоанн попросил Григория, настоятеля Далматского мон-ря и архимандрита, постричь И. Н. Д. (у свт. Димитрия Ростовского Григорий ошибочно отождествлен с прп. Григорием Декаполитом ). Проведя в Ксирокипии 2 года, И. Н. Д. с согласия игумена перешел в Далматский мон-рь, поскольку там был общежительный устав. В мон-ре преподобный терпеливо сносил прещения настоятеля, насмешки братии. Упражняясь в молчании, он тем не менее часто подбадривал насельников, к-рые впадали в уныние. Вскоре И. Н. Д. было вверено попечение о монастырском саде, на этой службе он провел 18 лет. В это время преподобный совершил 1-е чудо, изгнав беса из некоего раба Петра, «скифа» (по-видимому, славянина). До 806 г. И. Н. Д. по инициативе архим. Григория был рукоположен во диакона свт. Тарасием , патриархом К-польским. Между 31 окт. 806 и 31 окт. 807 г. (в 5-й год правления имп. Никифора I) архим. Григорий умер, и на его место братия единодушно избрала И. Н. Д. Избегая мирской славы, тот удалился из мон-ря на гору Олимп Вифинский в мон-рь Пресв. Богородицы (Кафары) к своему другу, настоятелю и буд. исповеднику Иоанну. Стремившиеся вернуть И. Н. Д. монахи попросили помощи у свт. Никифора I , патриарха К-польского, который в свою очередь обратился к императору. И. Н. Д. был вызван в столицу, где принял рукоположение во игумена, пресвитера и архимандрита (настоятель Далматского мон-ря в это время номинально считался первенствующим среди к-польских игуменов). При этом рукоположении присутствовал прп. Феодор Студит ( Theod. Stud. Magna Catechesis. Cat. 89. P. 631-633), к-рый высоко отзывался о добродетелях И. Н. Д. Должность архимандрита преподобный исполнял 8 лет (806/7-815).

http://pravenc.ru/text/389225.html

прот. Владимир Рыбаков III. Жизнь св. Иосифа Место и время рождения прп. Иосифа. Родители. Семейная атмосфера. Детские наклонности Иосифа. Варварское нашествие и переселение в Пелопоннес и Солунь. Принятие монашества и монашеские подвиги. Иосиф-пресвитер. Встреча с Григорием Декаполитом . Пребывание в Константинополе и общественная деятельность Преподобного в иконоборчестве Феофила. Посольство в Рим. Плен и тюрьма на Крите. Освобождение и возвращение в Константинополь. Жизнь на месте подвигов Григория Декаполита . Жизнь у храма св. Иоанна Златоустог о. Свой монастырь и получение песнотворческого дара. Изгнание при Варде. Возвращение при Патр. Игнатии. Иосиф-скевофилакс. Патр. Фотий. Его отношение к Преподобному. Иосиф-духовник. Кончина Иосифа. Родиною преподобного Иосифа был один из городов Сицилии. Первый биограф Иосифа его ученик Феофан не называет по имени родного города Преподобного, но отмечает его как город знаменитый, дававший и прежде немало даровитых и знаменитых людей. 37 Может быть, это были Сиракузы – центр тогдашней культурной жизни Сицилии. Может быть, поэтому некоторые из последующих жизнеописателей Преподобного и прилагали к его имени эпитеты Сицилийца-Сиракузянина, определенно называя местом рождения Сиракузы. 38 Но ни Феофан, ни диакон Иоанн не дают подобной подробности. Время рождения Преподобного точно неизвестно и может быть определено только приблизительно. Если мы постараемся восстановить его на основании указанных выше житий, то получим такую дату, которая с данными позднейших историков и исследователей расходится почти на полстолетия. Такая большая разница заставляет нас рассмотреть вопрос более подробно. Самую позднейшую дату времени рождения преподобного Иосифа указывает Георгий Παπαδπουλο, говоря, что Иосиф γεννθη τ 840 ν Σικελ. 39 На каком основании Г. Παπαδπουλο придерживается этой даты – неизвестно. Равным образом он не сообщает никаких исторических данных из жизни преподобного Иосифа, чтобы по ним можно было хотя бы сколько-нибудь проверить его хронологию. Но принять эту дату встречаются самые решительные препятствия. Несомненно известно, что преподобный Иосиф скончался в 883 году и, как увидим, в почтенном возрасте, в глубокой старости. 40 Какой же почтенный возраст в 43 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой предпразднства Введения и службой прп. Григория Декаполита (по Марковой главе Типикона под 20 ноября: «Подобает ведати: яко аще случится предпразднство Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю»). Примечание. «Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх» (Типикон, 20 ноября, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, предпразднства, глас тот же – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 1-й: «Да радуется днесь Небо...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и прп. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й, кондак прп. Григория, глас 3-й: «Светлое тя солнце...». «Слава» – седален прп. Григория, глас 4-й: «Божественною светлостию озаряемь...», «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Восхвалите, девы...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-03/

Москва. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище В год начала строительства храма Спаса Нерукотворного хозяином здешних земель стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев - один из первых русских «западников», европеизировавший свой быт. В его доме воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I. После возведения церкви село было переименовано в Спасское-Манухино или Спас-Сетунь. В 1809 г. к основному объему храма был пристроен южный придел. В 1812-м храм был разорен французами, но вскоре восстановлен. Свой современный облик церковь приобрела в 1902г., когда по проекту архитектора В.Г. Жигардловича трапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных придела (Григория Декаполита и Николая Чудотворца), а по оси с храмом сооружена трехъярусная колокольня. Престолы: Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, Прп. Григория Декаполита, Свт. Николая Чудотворца. Храм представляет собой двухсветный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой, завершённый двумя рядами кокошников и пятиглавием. Выделяется чрезвычайно редким в каменном зодчестве завершением полукружий апсид «бочками», воспроизводящими в кирпиче формы деревянной архитектуры. Барабаны глав декорированы рельефной аркатурой и широкими фризами из полихромных изразцов. Тонкие полуколонки на углах четверика храма, развитый карниз, проходящий по верху его стен, а также оконные обрамления с навершиями- " корунами " (на апсиде наличники имеют килевидные навершия) и перспективные порталы в центрах боковых фасадов представляют собой элементы, широко распространённые в строительной практике XVII в. Пластичность и тонкость в трактовке их форм позволяют предполагать участие в сооружении храма одного из ведущих зодчих своего времени — царского мастера Ивана Кузнечика. Храм был закрыт с 1940 по 1989 г. , здание занял гальванический цех завода цветного литья. Во время войны здесь изготавливались мины. После войны в здании обосновалась артель по изготовлению штампованных кастрюль и ложек. Тогда же произошел пожар, в котором сгорел иконостас, в котором первоначально помещались иконы, написанные Симоном Ушаковым – лучшим мастером своего времени. Верх колокольни и пятиглавие было разрушено. Обширное древнее кладбище в дальнейшем было уничтожено. Уцелело только фамильное захоронение Сабашниковых, знаменитых московских издателей - просветителей. В 70-е гг. «проводилась реставрация памятника архитектуры» - здание окружили строительными лесами, которые по естественному ходу вещей потихоньку сгнили, – вот и все работы. Первое собрание возрожденной общины храма состоялось 31 марта 1989 года. К 1990 году восстановлены главы храма и верх колокольни, освящен главный престол.

http://sobory.ru/article/?object=03278

20. Вторник. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры свт. Прокла, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я . Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Григория на 4 и свт. Прокла на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона свт. Прокла. По 3-й песни – кондак прп. Григория, глас 3-й, кондак свт. Прокла, глас 4-й; седален прп. Григория, глас тот же. «Слава» – седален свт. Прокла, глас 3-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ...», и о кондаке свт. Прокла, глас 8-й: «Всечестнаго святителя...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) эти тексты также отсутствуют.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-03/

20. Суббота. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм…» , «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры свт. Прокла, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите, вси вернии…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Григория на 4 и свт. Прокла на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона свт. Прокла. По 3-й песни – кондак прп. Григория, глас 3-й, кондак свт. Прокла, глас 4-й; седален прп. Григория, глас тот же. «Слава» – седален свт. Прокла, глас 3-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ...», и о кондаке свт. Прокла, глас 8-й: «Всечестнаго святителя...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую».

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-03/

Пятница. 20. Пятница. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры свт. Прокла, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите, вси вернии…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я . Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Григория на 4 и свт. Прокла на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона свт. Прокла. По 3-й песни – кондак прп. Григория, глас 3-й, кондак свт. Прокла, глас 4-й; седален прп. Григория, глас тот же. «Слава» – седален свт. Прокла, глас 3-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ...», и о кондаке свт. Прокла, глас 8-й: «Всечестнаго святителя...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) эти тексты также отсутствуют.

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-03/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 3 декабря 2024 года 20. Вторник. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита . Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). На вечерне кафизма 6я (которая не была прочитана на утрене понедельника). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, стихословится кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1й – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «Днесь Боговместимый храм…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры свт. Прокла, глас 4й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите, вси вернии…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4й: «Боже отец наших…». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших…», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 7я и 8я . Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Григория на 4 и свт. Прокла на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона свт. Прокла. По 3й песни – кондак прп. Григория, глас 3й, кондак свт. Прокла, глас 4й; седален прп. Григория, глас тот же. «Слава» – седален свт. Прокла, глас 3й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 1й. Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ…», и о кондаке свт. Прокла, глас 8й: «Всечестнаго святителя…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) эти тексты также отсутствуют.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПАЛЕОЛАВРИТ [Иоанн Ветхопещерник; греч. Ιωννης Παλαιολαυρτης] (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 19 апр.; пам. греч. 20 апр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 26 июля содержится краткое сказание об И. П., согласно к-рому он был пресвитером Древней (Старой) лавры прп. Харитона (сир. Сука, ныне Хирбат-Хурайтун) в Иудейской пустыне. В юном возрасте, желая послужить Богу, И. П. оставил родину. Посетив св. места Палестины, он поселился в лавре прп. Харитона, где и провел всю жизнь в аскетических подвигах. Это сказание приводится в некоторых греч. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1587, XII в.) под 19 апр., вероятно в результате ошибочного отождествления И. П. с Иоанном , учеником прп. Григория Декаполита , краткая заметка о к-ром находится в Синаксаре К-польской ц. под этим же числом с добавлением фактов из биографии И. П. Относительно времени жизни И. П. в синаксарном сказании нет никаких сведений. Известна служба И. П., сохранившаяся в 2 рукописях XI-XII вв. (Hieros. Sab. 71, 72; изд.: Vailh é , P é trid è s. 1904. P. 499-511), к-рая содержит кафизму, 3 стихиры и канон, написанный прп. Феофаном Начертанным (Граптом) ( 845), из чего следует, что И. П. жил не позднее нач. IX в. В каноне говорится, что И. П. занимался гимнографией. На основании данного указания С. Петридис предположил, что И. П. мог составить канон в честь прп. Харитона (пам. 28 сент.), в нек-рых рукописях приписываемый Иоанну Монаху, и, т. о., время жизни И. П. следует датировать не ранее чем 2-й пол. VIII в.- периодом формирования и развития жанра канона (Ibid. P. 496). Помимо 19 апр. и 26 июля память И. П. встречается в визант. Синаксарях под др. числами: 18 апр. в рукописи XII в. (Mess. 103) отмечено как день успения И. П.; 20 апр., 27 июля и 4 авг. в стишных Синаксарях XII в. (напр., Paris. gr. 1575, 1589; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 53) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1603) упоминаются как дни памяти И. П. В греч. стишных Синаксарях XI-XIV вв. (напр., Paris. gr. 1617, 1624; Paris. Suppl. gr. 152; Vindob. Theol. gr. 300) под 11 и 18 апр. помещена память некоего Иоанна без к.-л. объяснений, к-рая, по мнению некоторых исследователей (PMBZ, N 3225), также относится к И. П. В греч. печатной Минее (Венеция, 1588) 4 мая отмечается как память «Иоанна пресвитера».

http://pravenc.ru/text/471422.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010