«История Армении», написанная М. Х. по заказу Саака Багратуни (традиц. дата ок. 480), является одним из интереснейших и в то же время сложнейших источников по истории Армении ( Новосельцев. 1980. С. 34). Этот труд состоит из 3 книг: 1. Родословная великих армян (иногда переводится как «Родословие Великой Армении») охватывает исторический период от легендарного праотца армян Айка Нахапета до основания династии Аршакидов (149 г. до Р. Х.). 2. «Изложение средней истории наших предков» повествует о событиях, происшедших в период от 149 г. до Р. Х. до смерти св. Григория Просветителя в 326 г. 3. «Заключение истории нашего отечества» заканчивается падением Аршакидов в 428 г. и разделением Армении. Некоторые эксперты считают, что существовала и несохранившаяся 4-я книга. О ее наличии судят, интерпретируя отрывок из сочинения Товмы Арцруни (кон. IX - нач. X в.). Для написания труда М. Х. использованы разнообразные источники: Свящ. Писание, арм. народный эпос, работы мн. авторов: грекоязычных (Александр Полиистор, Абиден, Берос, Юлий Африкан , Аристон из Пеллы, Иосиф Флавий , свт. Фирмилиан Кесарийский , Евсевий Памфил и др.), сирийских (Мар Абас Катина, Лерубна, Бардесан и др.), арм. дохристианских (Олюмп, жрец храма Арамазда из Ани, нач. II в. по Р. X.). «История Армении» М. Х. является первым опытом всеобъемлющего изложения истории этой страны и народа. Она содержит богатейший и зачастую уникальный материал по мифологии, народному творчеству, языческой религии Др. Армении, охватывает различные стороны внутренней жизни Армении христ. эпохи, образование, переводческую деятельность, начавшуюся в V в. почти сразу после создания арм. алфавита (особенно этап перевода Библии на арм. язык), отношения с др. странами, о к-рых в труде М. Х. также имеются многочисленные сведения. Историографическая позиция М. Х. близка позиции ранневизант. церковных историков. Об этом свидетельствуют присутствующие в его труде разграничение начала и конца работы, четкое описание тематики и стоящих перед автором задач, частые отступления от основной темы, точная дифференциация своего труда и использованных источников (насколько это было возможно в те времена), наличие отчетливой авторской программы, использование риторических приемов. Произведение М. Х. отличается гармоничностью построения, яркими описаниями деятелей и событий, образным и лаконичным языком. Особо примечателен финальный раздел труда, «Плач», в к-ром автор бичует общечеловеческие пороки, характерные для любой эпохи и страны.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

27. Из статей «Армяне-халкидониты» и «Армянская Апостольская Церковь »; «Православная энциклопедия». Т.3. М., 2001. 28. Лазарь Парбский. История Армении. (V в.), Тифлис, 1904, (на древнеарм. яз). 29. Г.П. Хомизури. Армянская Апостольская Церковь . Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры. Словарь. Москва, (2002 г.). 30. Михаил Сабинин. Сад святой Нины. Москва, 2003. 31. Езник Петросян. Армянская Апостольская Святая Церковь . III-e издание, «Краснодар», 1998, ч. I, г. I. 32. В.А. Арутюнова-Фиданян. Повествование о делах армянских. (VII в.), «Индрик», 2006. На обложке: святой Григорий Армянский, архиепископ и просветитель Великой Армении. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. 1 Линия армянских царей Аршакидов, как известно, происходила от знаменитой парфянской царской династии. Армянские Аршакиды правили в Великой Армении с начала II века до Р.Х. по 428 г. по Р.Х. Такие княжеские роды, как Камсараканы и Пахлавуни всё те же Аршакиды лишь в разных ответвлениях этой династии. Представители этого славного рода правили в Персии, Великой Армении, Мидии-Атропатене, Иверии, Албании Кавказской, Месопотамии, Индии и в других мелких государствах, и, разумеется, в самой Парфянской державе, тем самым их правление охватило огромную территорию, чем, кстати, и подтверждается обетование Божие, данное Аврааму: «От тебя произойдут цари народов» ( Быт. 17, 6 ), о чём и свидетельствует в своей «Истории» св. Моисей Хоренский (кн. II, гл. 1). Представителями этого славного рода были также и первые святые архиепископы Великой Армении св. Григорий Просветитель (Аршакуни), его сыновья и внуки, а также некоторые из их святых преемников. 3 Эдесса древний халдейский город, затем эллинизированный в IV в. до Р.Х. (при Александре Македонском), но после, обретший независимость в качестве столицы Осроэнского государства, основанного по инициативе селевкидского правителя персидского происхождения Осроя в 137 г. До Р.Х.. Эдесса с прилегающими землями Северной Месопотамии (Низибией, Адиабеной и др.) в прошлом входила в состав Парфии и также в состав южных областей Великой Армении и находилась в сфере их политического влияния, из-за чего Северную часть Месопотамии стали иногда называть «Парфянской», а иногда «Армянской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распространение и утверждение христианства в Закавказье а) в Армении Специальный источник: Агафангел. История св. Григория Просветителя в армянском и греческом переводе. Критические исследования памятника (фон-Гутшмид, Тумаян, де-Лагард). Результат: поздние интерполяции (история свв. рицсимьян: акты св. Григория [превращение Трдата в вепря]), но верная историческая, отчасти эпическая основа. Связь истории просвещения Армении христианством с политическою историей эпохи. Династия сасанидов в Персии. Войны между римскою империей и первыми сасанидами. Трдат и св. Григорий. Успехи христианства в Армении: проповедь на народном языке: естественный ход распространения христианства (от юго-запада на северо-восток); первая генерация духовенства (жрецы и дети жрецов; духовенство – естественный и бесспорный наследник исторических привилегий жреческого сословия): борьба с языческими обрядами (христианские праздники св. Иоанна Крестителя и священномуч. Афиногена взамен армянских языческих). Церковная зависимость Армении от Кесарии каппадокийской (по 378 г.): от кого св. Григорий получил хиротонию? Опасность отпадения в язычество: христианская нравственность и нравственные недостатки второй генерации христиан в Армении; политическая организация Армении (феодальная система; персофильское и ромеофильское направление); император Юлиан и персидская политика. Успехи просвещения в Армении. Сахак Великий и Месроп Маштоц: история изобретения армянского алфавита; заграничные ученые путешествия армян (факт сношений с Египтом). «Эпоха переводчиков» и ее видные представители. Отношение греков к успехам национального просвещения в Армении. Христианская Армения в борьбе с персидским магизмом: св. Варданьян († 2 июня 451 г.). Совращение армянской церкви в монофиситство: политическая подкладка факта (догматические течения в Византии в последние годы Феодосия II; политика императора Маркиана; униональные стремления последующих византийских императоров). Соборы в Вагаршапате 491 г. при Бабкене и в Двине 527 г. при Нерсесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так все благоустроив, св. Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь . Царь же Тиридат жил в таких подвигах добродетели и воздержания, что равен был в этом с иноками. Вместо св. Григория в Армению был взят сын его Аростан — муж, отличавшийся высокою добродетелью. С юности проводил он иноческую жизнь и в Каппадокии был рукоположен во священника для устроения в Армении церквей Божиих. Царь посылал его на Вселенский Собор в Никее, собранный для обличения арианской ереси, где он присутствовал в числе трехсот восемнадцати святых отцов. Так уверовала Армения во Христа и служила Богу в течение долгого времени, процветая всеми добродетелями и смиренно о Христе Иисусе, Господе нашем, восхваляя Бога, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя Григория, всемирнаго светильника и поборника: Христу бо молится, еже спастися нам. Рейтинг: 9.9 Голосов: 278 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Армения  — горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата — была населена армянами, названными так по царю Араму и управлялась царями из своего племени от II в. до Р. Х. до V в по Р. Х. Она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении — области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р. Х. — в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате (Быт.8:4), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, напр.: Эривал («явление») — место, где Ной впервые увидал землю; Акорри — «насаждение виноградной лозы» (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон — «при ногах Ноя», то есть место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни Иисуса Христа и апостолов Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.).

http://pravoslavie.ru/86690.html

Уделяя особое внимание укреплению межцерковных отношений и связей с Церквами-сестрами, Г. неоднократно посещал и принимал в Св. Эчмиадзине Предстоятелей различных Церквей, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встречался с духовным главой мусульман Азербайджана. Во время этих миротворческих встреч подчеркивалось, что карабахское противостояние не имеет религ. основы и должно быть разрешено путем мирных переговоров. В торжествах, посвященных 1700-летию со дня принятия христианства как гос. религии в Армении, участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, К-польский Патриарх Варфоломей I, папа Римский Иоанн Павел II, первоиерархи и представители др. братских Церквей. В марте 2000 г. состоялось подписание «Меморандума согласия» между правительством Республики Армении и Армянской Апостольской Церковью, к-рый стал основополагающим документом во взаимоотношениях гос-ва и Церкви. В сент. того же года было подписано соглашение о сотрудничестве между Св. Эчмиадзином и Мин-вом Вооруженных сил Армении, разъясняющее основные положения духовной службы священников в армии. В сент. 2001 г. Г. благословил первый в новом тысячелетии св. елей и освящение крупнейшего арм. храма - собора во имя св. Григория Просветителя в Ереване. В соответствии с подписанным в авг. 2002 г. соглашением между Г. и премьер-министром Армении А. Маркаряном с янв. 2003 г. в программу всех общеобразовательных школ Армении включен предмет «история Армянской Церкви». Г. является почетным членом Национальной АН Армении, Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН. Награжден высшими знаками отличия Иордании («Вифлеем - 2000», янв. 2000), Румынии («Звезда Румынии», сент. 2000), Украины («Князь Ярослав Мудрый» 5-й степени, 2001), орденом Командора Почетного легиона Франции (2001), высшей наградой РПЦ орденом св. ап. Андрея Первозванного (16 окт. 2004). В. Деврикян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/161682.html

Григорий, просветитель Великой Армении Биография: Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви . Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.). Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел. Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном. Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»). Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

http://patriarchia.ru/db/text/1115591.ht...

Невозможно представить себе историю христианства в Армении без имени святого Григория Просветителя. Этот величественный кафедральный собор, построенный в 2001 году по случаю 1700-летия Крещения Армении, освящен в честь великого просветителя Армении. Весьма символично, что один из престолов знаменитого храма Василия Блаженного на Красной площади также освящен в честь равноапостольного Григория Армянского. История Армении знала не только эпохи расцвета. Ваша страна прошла и через тяжкие испытания. Веками лишенные собственного государства и подчиненные двум мощным империям, армяне подвергались притеснениям и гонениям. Тогда Церковь была единственным стержнем, вокруг которого объединился армянский народ. Именно Церковь представляла интересы армянского народа перед персидскими шахами и османскими султанами. Появление русских на Кавказе внушило большие надежды на перемены. Поэтому армяне встретили русских воинов как освободителей и братьев по вере. Об этом свидетельствуют дневники русских офицеров, воевавших на Кавказе, а также замечательные страницы из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. С благословения и при поддержке священноначалия Армянской Церкви многие армяне записывались добровольцами в русские войска. Памятник русским воинам, павшим в защиту Эчмиадзина в Ошакане, Холм Чести в Гюмри и другие памятные знаки в вашей стране свидетельствуют о благодарности армянского народа русским православным братьям. Когда я говорю «русские братья», я имею в виду всех тех, кто жил и трудился в наследии святого князя Владимира — в исторической Руси, объединявшей многие народы под сенью Православной Церкви. В результате кавказских кампаний, а затем русско-персидских и русско-турецких войн, Восточная Армения оказалась в составе Российской империи. Появление «Русской Армении» означало выход армянского народа из исторической изоляции. Впервые с XI века восточным армянам была возвращена возможность дышать полной грудью, свободно исповедовать свою веру в христианской державе. После революции 1917 года армянский народ и все народы исторической Руси оказались вместе перед новым испытанием. В течение десятилетий советской истории Русская и Армянская Церкви разделили горькую участь гонений со стороны безбожной власти. Мы познали и страшные репрессии против духовенства и верующих, и осквернение храмов, и целый ряд иных преследований и унижений. Но силой Божией наши Церкви выстояли.

http://patriarchia.ru/db/text/1116780.ht...

Католикос всех армян отметил большой вклад Святейшего Патриарха Кирилла в дело укрепления духовных ценностей, христианского воспитания нового поколения, развития межцерковного диалога, защиты прав людей и народов, а также высоко оценил активное участие Русской Православной Церкви в миротворческой деятельности. «В знак выражения братской любви, глубокого уважения и признательности распростертого по миру армянского народа» Католикос Гарегин II вручил Его Святейшеству орден святого Григория Просветителя. «Позвольте мне выразить глубокую благодарность за вручение мне высшей награды Армянской Апостольской Церкви, — сказал в ответном слове Святейший Патриарх Кирилл. — Получая ее из рук Вашего Святейшества, я расцениваю ее как знак братской любви верующего армянского народа к верующему народу Русской Православной Церкви». «Невозможно представить себе историю христианства в Армении без имени святого Григория Просветителя. Этот величественный кафедральный собор, построенный в 2001 году по случаю 1700-летия Крещения Армении, освящен в честь великого просветителя Армении. Весьма символично, что один из престолов знаменитого храма Василия Блаженного на Красной площади также освящен в честь равноапостольного Григория Армянского», — отметил Предстоятель Русской Церкви. «История Армении знала не только эпохи расцвета. Ваша страна прошла и через тяжкие испытания. Веками лишенные собственного государства, армяне подвергались притеснениям и гонениям. Тогда Церковь была единственным стержнем, вокруг которого объединился армянский народ», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Армяне встретили русских воинов как освободителей и братьев по вере, — напомнил Предстоятель. — Появление " Русской Армении " означало выход армянского народа из исторической изоляции. Впервые с XI века восточным армянам была возвращена возможность дышать полной грудью, свободно исповедовать свою веру в христианской державе». «В течение десятилетий советской истории Русская и Армянская Церкви разделили горькую участь гонений со стороны безбожной власти, — продолжил Святейший Владыка. — Мы познали и страшные репрессии против духовенства и верующих, и осквернение храмов, и целый ряд иных преследований и унижений. Но силой Божией наши Церкви выстояли».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отход от Православия по национальным мотивам. Отпадение Армении А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Споры ο Халкидонском соборе подготовили церковное отпадение армян. Β данном случае дело шло ο территории вне Византийской империи. Но более внимательная политика императоров к чужой национальности могла бы предупредить и эти религиозные отчуждения и отпадения. Армении политически приходилось ориентироваться на две стороны: на византийскую и персидскую. Смотря по моменту, приходилось угождать то одному, то другому из двух сильных соседей. Получая своего архиепископа от начала из Кесарии Каппадокийской, Армения имела своим представителем на I Вселенском соборе сына св. Григория Просветителя, архиепископа Аристакеса (по-армянски — Редакеса). Но со времени блестящего и често- любивого архиепископа Нерсеса I (ум. в 374 г.), (который стал прозываться, ссылаясь на происхождение армянской церкви от апостола Фомы) католикосом , была выдвинута при дворе мысль об автокефалии. И преемника Нерсеса, Иусика, армянский царь Пап уже не посылал посвящаться в Кесарию Каппадокийскую, a провозгласил архиепископом y себя дома. Так автокефалия армянской церкви была установлена самочинным порядком. Это произошло в момент дружбы с персами, в пику грекам. Кесария бессильно протестовала. На II Вселенский собор греки армян не пригласили, и вести ο постановлениях собора дошли до Армении лишь впоследствии. Национализация армянской церкви естественно возрастала и укреплялась. С 397 по 448 г. (51 год!) ею правил последний потомок св. Григория Просветителя, знаменитый Сахак (Исаак) Великий, реформатор своей церкви и переводчик Священного Писания на армянский язык. Β это время греки владели одной половиной армянского царства, a персы — другой. Затем греки сдали всю Армению персам. Император Феодосий II опять вернул греческую половину Армении под свою власть. Но за все это время греки раздражали армян, и симпатии армян склонились на персидскую сторону. Вскоре освободились от персидской власти и мечтали об освобождении и от греков. Исаак Великий временно оказался и светским правителем Армении. К грекам поэтому относился, как к национальным врагам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435272/

Так все благоустроив, святой Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь. 6160 Царь же Тиридат жил в таких подвигах добродетели и воздержания, что равен был в этом с иноками. Вместо святого Григория в Армению был взят сын его, Аростан, муж, отличавшийся высокою добродетелью; с юности проводил он иноческую жизнь и в Каппадокии был рукоположен во священника для устроения в Армении церквей Божиих. Царь посылал его на Вселенский Собор, в Никее, собранный для обличения арианской ереси, где он присутствовал в числе трехсот восемнадцати святых отцов. Так уверовала Армения во Христа и служила Богу, в течение долгого времени, процветая всеми добродетелями и смиренно о Христе Иисусе, Господе нашем, восхваляя Бога, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Благославного и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя Григория, всемирного светильника и поборника: Христу бо молится, еже спастися нам. 6153 Армения – горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата; была населена армянами, названными так по царю Араму, и управлялась царями из своего племени от II в. до Р. Х. до V в. по Р. Х.; она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р. Х. – в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате ( Быт.8:4 ), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, например: Эривал «явление», – место, где Ной впервые увидал землю; Акорри – «насаждение виноградной лозы» (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон – «при ногах Ноя», т.е. место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни Иисуса Христа и Апостолов: Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым Апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010