«История Армении», написанная М. Х. по заказу Саака Багратуни (традиц. дата ок. 480), является одним из интереснейших и в то же время сложнейших источников по истории Армении ( Новосельцев. 1980. С. 34). Этот труд состоит из 3 книг: 1. Родословная великих армян (иногда переводится как «Родословие Великой Армении») охватывает исторический период от легендарного праотца армян Айка Нахапета до основания династии Аршакидов (149 г. до Р. Х.). 2. «Изложение средней истории наших предков» повествует о событиях, происшедших в период от 149 г. до Р. Х. до смерти св. Григория Просветителя в 326 г. 3. «Заключение истории нашего отечества» заканчивается падением Аршакидов в 428 г. и разделением Армении. Некоторые эксперты считают, что существовала и несохранившаяся 4-я книга. О ее наличии судят, интерпретируя отрывок из сочинения Товмы Арцруни (кон. IX - нач. X в.). Для написания труда М. Х. использованы разнообразные источники: Свящ. Писание, арм. народный эпос, работы мн. авторов: грекоязычных (Александр Полиистор, Абиден, Берос, Юлий Африкан , Аристон из Пеллы, Иосиф Флавий , свт. Фирмилиан Кесарийский , Евсевий Памфил и др.), сирийских (Мар Абас Катина, Лерубна, Бардесан и др.), арм. дохристианских (Олюмп, жрец храма Арамазда из Ани, нач. II в. по Р. X.). «История Армении» М. Х. является первым опытом всеобъемлющего изложения истории этой страны и народа. Она содержит богатейший и зачастую уникальный материал по мифологии, народному творчеству, языческой религии Др. Армении, охватывает различные стороны внутренней жизни Армении христ. эпохи, образование, переводческую деятельность, начавшуюся в V в. почти сразу после создания арм. алфавита (особенно этап перевода Библии на арм. язык), отношения с др. странами, о к-рых в труде М. Х. также имеются многочисленные сведения. Историографическая позиция М. Х. близка позиции ранневизант. церковных историков. Об этом свидетельствуют присутствующие в его труде разграничение начала и конца работы, четкое описание тематики и стоящих перед автором задач, частые отступления от основной темы, точная дифференциация своего труда и использованных источников (насколько это было возможно в те времена), наличие отчетливой авторской программы, использование риторических приемов. Произведение М. Х. отличается гармоничностью построения, яркими описаниями деятелей и событий, образным и лаконичным языком. Особо примечателен финальный раздел труда, «Плач», в к-ром автор бичует общечеловеческие пороки, характерные для любой эпохи и страны.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отход от Православия по национальным мотивам. Отпадение Армении А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Споры ο Халкидонском соборе подготовили церковное отпадение армян. Β данном случае дело шло ο территории вне Византийской империи. Но более внимательная политика императоров к чужой национальности могла бы предупредить и эти религиозные отчуждения и отпадения. Армении политически приходилось ориентироваться на две стороны: на византийскую и персидскую. Смотря по моменту, приходилось угождать то одному, то другому из двух сильных соседей. Получая своего архиепископа от начала из Кесарии Каппадокийской, Армения имела своим представителем на I Вселенском соборе сына св. Григория Просветителя, архиепископа Аристакеса (по-армянски — Редакеса). Но со времени блестящего и често- любивого архиепископа Нерсеса I (ум. в 374 г.), (который стал прозываться, ссылаясь на происхождение армянской церкви от апостола Фомы) католикосом , была выдвинута при дворе мысль об автокефалии. И преемника Нерсеса, Иусика, армянский царь Пап уже не посылал посвящаться в Кесарию Каппадокийскую, a провозгласил архиепископом y себя дома. Так автокефалия армянской церкви была установлена самочинным порядком. Это произошло в момент дружбы с персами, в пику грекам. Кесария бессильно протестовала. На II Вселенский собор греки армян не пригласили, и вести ο постановлениях собора дошли до Армении лишь впоследствии. Национализация армянской церкви естественно возрастала и укреплялась. С 397 по 448 г. (51 год!) ею правил последний потомок св. Григория Просветителя, знаменитый Сахак (Исаак) Великий, реформатор своей церкви и переводчик Священного Писания на армянский язык. Β это время греки владели одной половиной армянского царства, a персы — другой. Затем греки сдали всю Армению персам. Император Феодосий II опять вернул греческую половину Армении под свою власть. Но за все это время греки раздражали армян, и симпатии армян склонились на персидскую сторону. Вскоре освободились от персидской власти и мечтали об освобождении и от греков. Исаак Великий временно оказался и светским правителем Армении. К грекам поэтому относился, как к национальным врагам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435272/

Спустя несколько лет после обращения к христианству Армении последовало и обращение Грузии. Просветительницею последней судил Господь быть одной благочестивой жене родом из Каппадокии по имени Нонне, или Нине. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению и из которых тридесять и седмь замучены были здесь Тиридатом . В это время с одною из спутниц своих Нина, избегши меча гонителева, поспешила укрыться в соседственной Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение . Вскоре дарованное ею именем Иисуса Христа разрешение неплодства одной жене, исцеление тем же именем от болезни сына одной вдовы, потом самой царицы и царя послужили началом важнейшего переворота в судьбе грузинского народа. Это случилось в 318 г. Наставленный святою Ниною в вере во Христа Спасителя мира, Мириан (так назывался тогдашний царь Грузии) немедленно повелел собраться в свою столицу Мцхет всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей. По воле Константина Великого вскоре прибыл в Грузию из Цареграда случайно находившийся там Антиохийский патриарх Евстафий с частию своего клира, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев . Сей-то архипастырь с подручными ему священнослужителями, протекая из края в край землю Иверскую, окончательно обратил ее к христианству, освятил в ней храмы, рукоположил пастырей и, давши ей первосвятителя в лице архиепископа Иоанна, возвратился на свою патриаршую кафедру, к которой отселе и причислена новоустроенная им Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435777/

Совместная декларация глав Русской Православной Церкви и Армянской Апостолькой церкви 19 марта, 2010. Редакция " Правмира " В условиях глобализации мы призываем наших священнослужителей умножить труды по распространению христианской веры и ценностей, утверждаемых на ее основании. В ответ на рост в современном мире новых религиозных течений считаем необходимым осуществлять совместные усилия, нацеленные на предотвращение вредоносной и деструктивной деятельности различных сект и псевдорелигиозных организаций. 18 марта 2010 года в тронном зале главной резиденции Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II подписали совместную декларацию. Совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II Первопрестольный Святой Эчмиадзин, 18 марта 2010 года Возносим благодарение Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, даровавшему нам возможность с 16 по 18 марта 2010 года, в дни Великого Поста, когда весь христианский мир готовится к Святому Празднику Пасхи, встретиться в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. Мы поклонились мощам святого равноапостольного Григория Просветителя, покровителя Армянской Апостольской Церкви, почитаемого в лике святых и Русской Православной Церковью. Мы почтили память русских воинов, павших в 1827 году при защите христианской веры и святынь Армянской Апостольской Церкви на подступах к Святому Эчмиадзину. Мы помянули жертв Геноцида армян 1915-1923 годов. Мы посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Патриарх Кирилл и члены делегации Русской Православной Церкви присутствовали за богослужением в Кафедральном соборе святого Григория Просветителя в Ереване, построенном к 1700-летию обращения Армении в христианство. Католикос Гарегин II вручил Патриарху Кириллу высшую награду Армянской Апостольской Церкви — орден Святого Григория Просветителя. В присутствии Католикоса всех армян Гарегина II Патриарх Кирилл совершил закладку строящегося в Ереване русского православного храма, посвященного Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Предстоятели двух Церквей посетили Ереванский государственный университет, передали Патриаршие благословения студентам, представителям интеллигенции и общественности Армении. Там же состоялась презентация перевода двух книг Патриарха Кирилла на армянский язык — «Свобода и ответственность, в поисках гармонии», «Слово пастыря». Ереванский государственный университет вручил Патриарху Кириллу звание почетного доктора ЕГУ.

http://pravmir.ru/sovmestnaya-deklaraciy...

Прежде всего совершилась сия важнейшая для того края перемена в царстве Армянском. Главными действователями при этом, по воле Промысла, были царь армянский Тиридат, которого признательные соотечественники почтили именем Великого, и святой Григорий, бывший потом первым архипастырем Армянской Церкви, известный под именем Просветителя своего отечества. Сначала, по восшествии своем на престол (в 286 г.) Тиридат явился было самым жестоким гонителем христиан и преимущественно излил свою ярость на будущего сподвижника своего в великом деле святого Григория, который потерпел от него до четырнадцати разных мучений. Но изумительная твердость сего великомученика, потом чудесное исцеление им самого гонителя и многие другие чудеса победили, наконец, сердце упорного царя-язычника. В 301 г. Тиридат со всем домом своим принял крещение от святого Григория, которого сам же отправил вскоре с просьбою к Кесарийскому архиепископу Леонтию для рукоположения во епископа. Едва крестился царь, как последовало крещение и его царства. Сердце сего венценосца до того подвиглось ревностию к принятой им вере, что он обнародовал указ, повелевавший всем принимать христианство, и покорные подданные тысячами спешили на берега Евфрата, где святой Григорий со множеством приведенных им из Кесарии пресвитеров в продолжение семи дней просветил проповедию и крещением до четырех миллионов язычников . Немедленно древние истуканы были повсюду ниспровержены и на местах их воздвигнуты храмы Богу истинному. Мудрый царь вызвал из Греции многих ученых мужей, завел училища и для содержания их, равно как и для содержания духовенства, не щадил никаких издержек . А благочестивый и ревностнейший первосвятитель путешествовал из страны в страну со словом Евангелия, возвестил его не только в Албании и других самых крайних пределах отечества, но и соседственным народам — персам, ассириянам, мидийцам — и в продолжение тридцатилетнего управления устроенною им Церковию поставил в ней около четырехсот епископов . В то же время усердием царя и других верующих основано в Армении несколько монастырей, из коих знаменитейший, доныне существующий, воздвигнут самим святым Григорием Просветителем в тогдашней столице Великой Армении Вагаршапате под именем Эчмиадзинского. Здесь-то, в двадцати верстах к западу от Эривани и, следовательно, на нынешней земле Русской, утверждена была тогда же первосвященническая кафедра Армянских патриархов .

http://sedmitza.ru/lib/text/435774/

ред. С. Аревшатян Мученичества Мученичество Воскянов Мученичества Воскянов и Сукиасянцев принадлежат к наиболее древним памятникам армянской агиографии. Согласно оценке большинства исследователей этих двух мученичеств, они написаны в V в. и по своим стилистическим особенностям и языку относятся к классическому периоду древнеармянской литературы. В основе этих мученичеств лежат предания, восходящие к первым векам нашей эры. Они как бы являются предысторией распространения христианства в Армении, которая, с точки зрения создателей этих мученичеств, была привержена к христианской вере еще до ее крещения Григорием Просветителем. Авторы этих мученичеств, несомненно, имели целью дать ответ на вопрос о месте армянской церкви среди других церквей соседних стран и государств. После создания национальной письменности, в условиях политического кризиса, армянская церковь взяла на себя и некоторые функции светской власти, заняв в то же время господствующее положение в идеологической жизни страны. Находясь в контакте с соседними церквами (сирийской, греческой и др.), она нуждалась в памятниках, удостоверяющих ее давность, ее апостольское происхождение. Тем самым она желала укрепить свой авторитет как в глазах собственной многочисленной паствы, так и соседей-соперников. К этому времени, как известно, относится появление наиболее важного с этой точки зрения памятника, каким является «История» Агатангехоса, посвященная истории крещения Армении в начале IV в. Если «История» Агатангехоса основана по преимуществу на исторических данных, письменных и устных источниках, удостоверяющих, что армянская церковь действительно является одной из древнейших, то целью публикуемых агиографических памятников было не столько точное воспроизведение исторической действительности, сколько утверждение армянской церкви в правах апостольской, т. е. передвижение времени ее возникновения к I веку. В то время, как известно, между различными церквами продолжались споры из-за чести считаться первопрестольной, за верховенство и старшинство. Эти споры шли между Римом, Константинополем, Иерусалимом, Антиохией и др. Каждая из этих церквей претендовала на роль древнейшего центра христианства, основанного учениками самого Христа. Армянская церковь включилась в этот спор и призвала на помощь предание об апостолах Варфоломее и Фаддее, проповедовавших христианство в Армении и основавших ее церковь уже в I в. Согласно другому преданию, современный им армянский царь Абгар находился в переписке с самим Христом. Здесь важна была не историческая достоверность этих преданий, а необходимость противопоставить греческой, римской и сирийской церквам свою тенденцию и обосновать свои права на равность и автокефалию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

     В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и апостоличность - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни. Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповеданиянашего, Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос, что в других местах Писания переводится на русский как апостол. Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного] (Гал.4,4).Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол. Таким образом, Христос является, если можно так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите, научите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19). Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/101878.html

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

Закрыть Армянское Косово О прошлом, настоящем и будущем Арцаха Елена Мкртчян   09:00 16.10.2023 501 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины (И.С. Тургенев) Все исторические источники, начиная с VII века до Рождества Христова вплоть до XX века по РХ, свидетельствуют об этнической однородности духовного центра Армении – Нагорного Карабаха (древнее название Арцах – Хачен). Общее число памятников народной культуры армянского народа на территории Нагорного Карабаха насчитывает более 1700 из которых 500 церквей и 60 монастырей. Держа в руках карту Карабаха позволим себе перечислить лишь несколько из них – в Мардакертском районе 520, Гадрутск – 410, Мартунинском – 327, Аскеранском – 251, Шушинском – 103, Монастырский комплекс Амарас (ныне Мартунинский район) один из крупнейших, основан в начале IV века святым Григорием Просветителем! Дадиванк в V веке, Акубаванк в VIII веке, Апостольский в V, монастырь Охтэ Дрни и церковь Вачагана в VI-м, грандиозные монастырские и дворцовые ансамбли Гтчаванка, Хатраванка и Гандзасара – в XIII-м, Майраберд – в XVII-м, дворцовые ансамбли Хачена и Дизана в XVII-м, церковь Казанчецоц в Шуше в XIX-м. Об их армянской этнокультурной принадлежности свидетельствуют не только письменные источники разных эпох, хранящиеся в Эчмиадзине и Матенадаране, но и высеченные на их стенах армянские надписи. Вот как описывал освящение главного Храма Гандзасарского монастыря выдающийся армянский историк XIII века Кирокос Гандзакетци: «Небоподобный Храм Славы Божией! Его освящало невиданное множество священников, около семисот иереев» (Гандзакеци К. «История Армении». М., 1976). Не говоря уже о безчисленных неизреченной красоты Хачкарах (каменный армянский крест с филигранно высеченными надписями и орнаментами). Такой плотности воздуха земного Рая не было нигде на планете, кроме Косово и Метохии. Да, у турок и принадлежащих им азербайджанцев нет урана, но где теперь Косово, Югославия и сами сербы у которых тоже не было урана в отличие от армян?..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/ar...

Отступления от учения вселенской Церкви некоторых Церквей и вероисповеданий христианских Изложив положительное догматическое учение вселенской Церкви, считаем нужным указать на отступления от ее учения некоторых Церквей и вероисповеданий христианских, именно церквей Армянской (Григорианской) и Латинской, и вероисповеданий западных Протестантского (оно же называется Евангелическим и Лютеранским), Англиканского, Реформатского и русских главных раскольнических толков. Армянская Церковь К Армянской Церкви принадлежат исключительно Армяне (Гайканский народ), живущие в Турции, Персии, России и в некоторых других государствах. Число Армян простирается до семи миллионов. В части Армении, принадлежащей России, находится Армянский монастырь Эчмиадзин, где пребывает Патриарх Армянский (или Католикос) с синодом своим. Утверждение Армянского Католикоса зависит ныне от Российского Государя Императора. Армянская Церковь называется обыкновенно Армяно-Григорианской, по имени просветителя Армении святого Григория, и сим наименованием отличается от Армяно-католической, находящейся в соединении с Римско-католической и разделяющей заблуждения сей последней (число сих до пятидесяти тысяч человек). Армяно-Григорианская Церковь отступила от вселенской Церкви в 491 году. В настоящее время некоторые писатели усиливаются доказать, что Армянская Церковь учит согласно со вселенской Церковью. Но то самое, что Армяне доселе не соединились с православной Церковью и упорно держатся изложения догматов, которое осуждено вселенской Церковью, ясно показывает, что Армянская Церковь отступает в своем учении от учения вселенской Церкви. Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской суть следующие: 1) Армяне учат, что хотя Сын Божий есть совершенный Бог, но Он соделался и совершенным человеком с духом, душою и телом, единое лицо, единое свойство и единое общее естество. Бог стал человеком без преложения или изменения. 2) Отвергают вселенский четвертый собор Халкидонский и все последующие вселенские соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010