Собор св. Григория Просветителя в Ереване. Архит. С. Кюркчян. 2001 г. Собор св. Григория Просветителя в Ереване. Архит. С. Кюркчян. 2001 г. Как и др. советские республики, А. утратила ряд функций суверенного гос-ва: не имела самостоятельных дипломатических отношений, не располагала национальными вооруженными силами, не вела внешнеторговой деятельности. Пережив гражданскую войну, коллективизацию, А. за советский период добилась значительных успехов в хозяйственном и культурном развитии, превратившись из аграрной страны в индустриальную. В годы Великой Отечественной войны арм. народ внес свой вклад в победу над фашизмом. После войны началась массовая репатриация зарубежных армян в республику. За 1946-1948 гг. в А. переехали 89,7 тыс. армян из Сирии, Греции, Болгарии, Румынии, Ливана, Ирана, Ирака, Франции, США (часть их в 1949 была выслана в Алтайский край), а за период 1962-1973 гг.- еще свыше 26 тыс. Правда, впосл. многие из них вновь уехали за рубеж; эмиграция части населения А. стала заметным явлением с 70-х гг. XX в. 7 дек. 1988 г. на севере А. произошло катастрофическое землетрясение. Число погибших превысило 25 тыс. чел., 530 тыс. чел. лишились крова. Были разрушены города Ленинакан, Спитак, Кировакан, Степанаван, свыше 100 сел. C сер. 80-х гг., в период начавшегося кризиса в СССР, вопрос о Нагорном Карабахе стал одним из наиболее сложных в отношениях А. с соседними союзными республиками, а впосл.- суверенными странами. После столкновений на национальной почве в Азербайджане - в Сумгаите (февр. 1988), Кировабаде (нояб. 1988), Баку (янв. 1990) - началась длительная кровопролитная карабахская война 1990-1994 гг., стоившая арм. и азерб. народам огромных жертв. С мая 1994 г. военные действия фактически прекратились, и в наст. время в обстановке «ни войны, ни мира» продолжается миротворческая деятельность международных орг-ций. 23 авг. 1990 г. Верховный Совет Армянской ССР принял «Декларацию о независимости Армении», согласно к-рой была провозглашена Республика Армения. В дек. 1991 г. А. в числе 11 бывш. союзных республик подписала декларацию об образовании СНГ. В А. восстановлена частная собственность, начата приватизация земли, установлена многопартийная система; осуществлена деидеологизация гос. учреждений, учебных заведений, воинских подразделений; ликвидирована цензура, созданы условия для беспрепятственной деятельности Армянской Апостольской Церкви. В марте 1992 г. А. стала членом ООН, в 1992-1994 гг. была принята в ряд международных орг-ций (ЮНЕСКО, ОБСЕ, Межпарламентский союз и др.). А. является членом всех межгос. структур СНГ. В 1995 г. была принята Конституция. В 2001 г. А. отметила 1700-летний юбилей принятия христианства как офиц. религии.

http://pravenc.ru/text/76104.html

И хотя заключение Апостола в темницу, описанное в Деяниях 16, 12–40, было до основания Коринфской Церкви, но на основании 2Кор. 11, 22 сл. (cp. 1 Посл. св. Климента к Коринфянам, V. 6. Funk, р. 68) легко было придумать другия узы Апостола в тех же Филиппах 33 . Сделанный Канайянцем немецкий перевод толкования св. Ефрема на апокриф Цан издал в „Истории новозаветного канона“, по местам сравнив этот перевод с армяно-библейским текстом по переводам Вистона и Аухера-Ринка и разными шрифтами отличив буквальный текст апокрифа от толкования или свободного перифраза св. Ефрема 34 . Благодаря незнанию латинского текста апокрифа, Цан иногда принимает за перифраз такие слова, кои представляют более древний текст, чем армяно-библейския рукописи, – и наоборот, перифраз св. Ефрема считает за текст апокрифа 35 . Изследование Цана всецело покоится на труде Аухера-Ринка. Самостоятельный и научно-ценный труд представляет небольшая статья молодого ученого Феттера (Vetter) в католическом журнале Theologische Quartalschrift за 1890-й год 36 . Приводимым у Ринка-Аухера свидетельствам Нерсена Лампронского (XII ст.), Феодора Кертенавора (VII ст.) и св. Григория Просветителя (IV ст.) автор не придает никакого значения – первым двум по их сравнительной недревности, а цитат из апокрифа у св. Григория он не нашел в приписываемых Просветителю Армении речах. Однакож последния два свидетельства зачеркнуты Феттером слишком поспешно. Феодор, как мы знаем, ссылается на св. Григория, как на древне-церковный авторитет, каковый для VII-ro века могли иметь только творения глубокой христианской древности. А цитат св. Григория Феттер, как оказывается из сообщения Каррьера, не нашел потому, что искал не там, где надо, именно у Агафангела (V в.), представляющего очень древний авторитет 37 . Впрочем эти суждения о приведенных Рннком-Аухером свидетельствах не воспрепятствовали Феттеру признать апокриф произведением глубокой христианской древности. Подобно Цану, изследователь со всею справедливостию придает существенно-важное значение комментарию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Весьма возможно, что в этом рассказе мы имеем уже позднейшую приписку, сделанную именно сирским переводчиком апокрифа и отсутствовавшую в греческом тексте. Самая мысль о составлении апокрифа в виде именно переписки Ап. Павла с Коринфянами, по Цану, могла возникнуть из 1Кор.7:1 по сравнению с 5:9. Город Филиппы, как место написания 3-го послания к Коринфянам, мог быть избран потому, что Апостол был в нём несколько раз ( Деян.16:12–40 ; – 18:5; – 20:1–6), – из Македонии писал Апостол к Коринфянам ( 2Кор.7:5–9:5 ) а из Коринфа в Македонию (1 и 2 к Фессалоникийцам). И хотя заключение Апостола в темницу, описанное в Деяниях 16:12–40, было до основания Коринфской Церкви, но на основании 2Кор.11:22 сл. (cp. 1 Посл. св. Климента к Коринфянам, V. 6. Funk, р. 68) легко было придумать другие узы Апостола в тех же Филиппах. 1393 Сделанный Канайянцем немецкий перевод толкования св. Ефрема на апокриф Цан издал в «Истории новозаветного канона», по местам сравнив этот перевод с армяно-библейским текстом по переводам Вистона и Аухера-Ринка и разными шрифтами отличив буквальный текст апокрифа от толкования или свободного перифраза св. Ефрема. 1394 Благодаря незнанию латинского текста апокрифа, Цан иногда принимает за перифраз такие слова, кои представляют более древний текст, чем —11— армяно-библейские рукописи, – и наоборот, перифраз св. Ефрема считает за текст апокрифа. 1395 Исследование Цана всецело покоится на труде Аухера-Ринка. Самостоятельный и научно-ценный труд представляет небольшая статья молодого ученого Феттера (Vetter) в католическом журнале Theologische Quartalschrift за 1890-й год. 1396 Приводимым у Ринка-Аухера свидетельствам Нерсена Лампронского (XII ст.), Феодора Кертенавора (VII ст.) и св. Григория Просветителя (IV ст.) автор не придает никакого значения – первым двум по их сравнительной недревности, а цитат из апокрифа у св. Григория он не нашел в приписываемых Просветителю Армении речах. Однако ж последние два свидетельства зачеркнуты Феттером слишком поспешно. Феодор, как мы знаем, ссылается на св. Григория, как на древне-церковный авторитет, каковой для VII-ro века могли иметь только творения глубокой христианской древности. А цитат св. Григория Феттер, как оказывается из сообщения Каррьера, не нашел потому, что искал не там, где надо, именно у Агафангела (V в.), представляющего очень древний авторитет. 1397 Впрочем эти суждения о приведенных Ринком-Аухером свидетельствах не воспрепятствовали Феттеру признать апокриф произведением глубокой христианской древности. Подобно Цану, исследователь со всею справедливостью придает существенно-важное значение комментарию св. Ефрема Сирина на этот апокриф. Комментарий представляет древне-армянский перевод с Сирского, – издан он по рукописи 999-го года, – сомневаться в его подлинности нет оснований. 1398 Во всяком случае свойства толкования дают видеть в нём произведение V-ro века и перевод с сирского. 1399 О происхождении апокрифа Феттер высказы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8. Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали. Известен случай, как императору Константину Великому явился во сне святой Николай Угодник и сказал, чтобы тот приостановил исполнение приговора одному осужденному на смерть вельможе, потому что тот не виновен. И император освободил придворного. 9. Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны. Мать святого Григория, просветителя Армении, бывшая долгое время бездетной, видела чудесный сон, будто из ее тела поднялась высокая лоза виноградная, покрывшая собой всю землю армянскую. Сразу после этого она зачала и родила славного Григория. 10. Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка. Так было, например, в древние времена с преподобным Дием (празднование 19 июля). Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни. Кто имеет уши, чтобы слушать, да слышит! Кто имеет духовный разум, чтобы понимать, да уразумеет! О снах-сигналах, явленных в наши дни, можно написать множество томов. Глава 11. Случаи и события как сигналы 1. Во времена земной жизни Спасителя произошло два события, приведших к гибели людей, которые Сам Спаситель истолковал как сигналы. Когда Пилат расправился с несколькими жителями Галилеи и их кровь смешал с их жертвами, Иисус сказал на это: думаете ли вы, что эти Галиеляне были грешнее всех Галиелян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк.13:2-3). То есть, они были грешны, потому и понесли наказание. Однако они были не грешнее вас. Значит, их смерть - это знак от Господа Бога, что вам надо как можно скорее покаяться. Если вы не примете этот сигнал и не поймете его значение, то все так же погибнете. 2. В другом случае гибель людей произошла не от руки человека, а от падения башни Силоамской. Башня обрушилась, и под ее обломками погибло восемнадцать жителей Иерусалима. Неправильно было бы думать, что они были виновнее всех живущих в Иерусалиме. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк.13:5). Значит, это опять был сигнал людям. По словам Феофилакта Болгарского, они " были наказаны для того, чтобы мы стали лучше, но если мы не станем лучше, нас постигнут гораздо худшие наказания " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Григорий Григорьевич Сизов Дарья Сергеевна Катюрина Передача на тему здоровый образ жизни. О действующих проектах ЗОЖ рассказывают: участник проекта «ЗОЖ через молодежь», начальник информационно-аналитического отдела поликлиники член Молодежного совета врачей ДЗ Григорий Григорьевич Сизов и медицинский психолог МНПЦ наркологии ДЗМ, член Молодежного совета МНПЦ Дарья Сергеевна Катюрина. 12 ноября в Москве состоялось вручение крупнейшей в Восточной Европе и Средней Азии премии в сфере коммуникаций Eventiada IPRA Golden World Awards 2019, глобального конкурса, проводимого с 1990 года Международной Ассоциацией по связям с общественностью (IPRA). Заявки на участие и право бороться за победу поступили из 13 стран мира: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Казахстана, Польши, России, Сербии, Таджикистана, Украины, Хорватии и Эстонии. Лучшим проектом в области продвижения здорового образа жизни стал проект «ЗОЖ через молодежь» Департамента здравоохранения г. Москвы. Цикл передач «Уберечь детей от зависимости». Это совместный просветительский проект Радио Радонеж, Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы и редакции журнала «Независимость личности» в котором обсуждаются темы: здорового образа жизни, правового воспитания, популяризации физической культуры и спорта, патриотического, духовно-нравственного и культурно-исторического воспитания молодежи. Код передачи (РИЛ-28/164 П-180). Можно задавать свои вопросы по электронной почте radril@yandex.ru или на короткий SMS номер 55 22 в начале сообщения не забудьте написать слово ВЕРА (русскими либо латинскими буквами) и через пробел текст вашего вопроса.

http://radonezh.ru/radio/2019/12/05/23-0...

Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, св. Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Восточный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Кафоликон XI в.- это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и др.- облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети. Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани В главной церкви И. устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в к-рых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В вост. стене, соединившей их, сделано 3 окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало вост. фасаду вид 2-этажного строения. На верхнем этаже с юж. и сев. сторон вост. стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на к-рые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

287 Mosis Choren. Hist. armen. lib. II, c. 30, pag. 135; cap. 31, p. 142; cf. Asseman. Biblioth. Oriental. Tom. II. Pars. 2. pag. 4 sq. 15 sq. 289 См. собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. Отд. И. Литургия св. Григория, просветителя Армении. Предисловие, стр. 137 291 Moses Choren. lib. III. cap. 47: Beatus autem Mesrobes non parvammolestiam inter docendum ex со cepit, quod ipse cum lector tum interpres erat, neque a populo intelligi potuit, si quis forte eo absente legisset, quoniam quidem non aderat interpres, etc. Есть известие (Anonym. Vita Chrisostom. c. 113), что к этому делу, т.е. к переводу Св.Писания на армянский язык, побуждал также армян и св. Иоанн Златоуст во время своего пребывания в Кукуле; насколько достоверно это известно – сказать трудно. 292 Полагают, что и теперь из Александрии принесен был греческий экземпляр Библии, послуживший также основанием для перевода. См. N. T.graece. С. Tischendorf. Ed. VII, р. CCXXXIX. 295 Неизвестно, впрочем, с точностью, входили ли в состав этих частей и некоторые книги Н. Завета или же первый опыт перевода с еврейского текста ограничился лишь несколькими книгами В. Завета. 297 Renaudot Liturg. oriental, collect. I. p. 207: Antiquum morem fuisse, ut sectiones ex scripturis legerentur graece, sequereturque coptica interpretatio, idque factum, antequam ulla omnino apud Christianos foret arabicae linguae cognitio. Sed per universam Aegyptum antiquitus Christiani legebant sectionem graece, eamque coptice explicabant, et postea aliam, sicut nunc, legunt sectionem copticam, et eum arabice interpretantut. – Когда и где явились вообще первые арабские переводы – неизвестно; все существующие переводы, как полагают, суть дела частных лиц, одного какого-либо общепризнанного церковного перевода не существовало (N. Testamentum graece. С. Tischendorf. Ed. VII. р. CCXXXVII). 299 Ibidem; cf. Hug – Einleitung in die Schriften d. X. Testainentes, S. 421; de – Wette – Lehrbuch der historisch – kritissh. Einleitung in die kanonischen Bucher d. N. T. S. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Значит, пост ниневитян был благоугоден Богу, потому что они соблюдали его со святостью, что он был постом истинного, сердечного покаяния, и тем самым отличался от поста Израильтян, обагренного кровью, беззаконно пролитою. 5. Во всех постах, возлюбленный, воздержание от хлеба и воды не принесет пользы, если не будет сопутствуемо воздержанием от грехов: потому-что Бог так говорит иудеям устами Исаии: «аще в судех и сварех поститеся, и биете пястьми смиреннаго, вскую Мне поститеся, якоже днесь, еже услышану быти с воплем гласу вашему? Не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою. Ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя в свободу и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой» (Ис.58:4—7). Кто постится только телесно, без соблюдения вместе с тем внутреннего поста, — без воздержания от грехов, тот постится подобно лицемерам, которые, постясь только внешне, любили принимать на себя унылый вид и делать свои лица мрачными, дабы все видели, что они постятся (Мф.6:16). 6. Вот таким постом, — постом лицемеров, постятся ересеначальники, лукавые изобретатели зол; потому что, соблюдая посты, они не оставляют своих грехов. Да впрочем, это так и должно быть, потому что у них нет Бога мздовоздаятеля. Так, кто будет вознаграждать последователей еретика Маркиона, когда они, в след за своим главою, не признают всеблагого нашего Творца? Кого будет иметь своим мздовоздаятелем секта Валентиниан, когда основатель их секты утверждает, что душа его одолжена своим бытием многим творцам, что Бог всесовершенный никогда ничьими устами не говорил, и что никто и никогда не возвышался до Него своими мыслями? Также, кого будет иметь своим вознаградителем рабская секта Манихеев, которые, подобно ехиднам и василискам, любят быт во мраке и служат Халдейской астрологии и магии, — этим бредням земли Вавилонской? После этого могут ли их посты быть угодными Богу? 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

Закон также говорит: «всякой, кто дерзает хулить имя Господне, смертию да умрет» (Лев. 21:15—16). Посему и Иезавель приказала обвинить Навуфея в хуле на Бога, и вместе на Царя. Таким образом, приказав выставить Навуфея богохульником и оскорбителем царского величия, Иезавель хотела тем показать, по крайней мере людям, не знавшим дела, что она осудила его на смерть по ревности к славе Божией и к соблюдению закона. С этим-то намерением заповедала она и пост. Установлением поста она какбы говорила: «надобно умилостивить Бога, прогневаннаго дерзким нечестием Навуфеевым». В самом же деле, кровь Навуфеева была пролита Иезавелью за то, что он, дорожа своим виноградником, как наследием своих предков, не хотел уступить его Ахаву, потому-что Ахав, забыв заповедь Божию: «не пожелай... елика суть ближняго твоего» (Исх. 20:17), слишком горячо желал присвоить себе этот виноградник (3 Цар.21:1—6); и следовательно кровь Навуфеева была пролита Иезавелью в угоду любостяжанию Ахавову. А слава имени Божия и закон — это на языке Иезавели были одни только слова, которыми она старалась прикрыть черноту своих намерений, беззаконность своего поступка в отношении к Навуфею. Да и могла ли она, служительница Ваала, ревновать о славе Господа Вседержителя? Разве не засвидетельствовала она этой ревности, разрушив алтари Божии и избив Его Пророков? О, лукавая законница! ты гораздо лучше сделала бы, если бы вместо того, чтоб подчинять закон своим страстям и делать его орудием для приведения в исполнение самых беззаконных желаний, подчинила свои страсти закону, сделала себя его орудием и научила другах не нарушать его, а исполнять. Слушаясь закона, ты не преклоняла бы своих колен пред Ваалом; потому-что самая первая заповедь закона говорить: «да не будут тебе бози инии» (Исх.20:3), т. е. не служи чужим, языческим богам. Подчиняясь власти закона, уважая его постановления, ты удержалась бы от написания смертного приговора Навуфею; потому-что закон запрещает проливать невинную кровь. «Да не пролиется кровь , — говорит он, — кровь безвинна в земли твоей, юже Господь Бог твой даст тебе» (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

1. Хлебы в камни (всегда люди искушались хлебами). Господь не удовлетворил его, а ответил: “Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Втор. 8, 3), т. е. религиозным мipoboззpehueм, или еще глубже: “Словом Божиим”, т. е. Сыном Божиим, Христом... Тогда и на хлеб иначе (спокойнее) посмотрит человек. Иначе “одним” хлебом не насытит душу свою... Почему “всяким” словом Божиим? Не ясно мне еще. 2. Другое искушение - славы: “если, падши, поклонишься мне”. “Отойди от Меня, сатана”, - с властью сказал Господь. - Одному Богу нужно покланяться (Втор. 6, 13)... И когда я читал сии громогласные слова, слезы веры остановили мое чтение. Да! Единому Богу подобает поклоняться! 3. Третье (а в порядке второе) искушение - желание чуда (поразить авторитетом, силою). Не искушай Господа Бога твоего (Втор. 6, 16). Не должно требовать знамений и чудес! А положиться на волю Божию. И успокоиться в сей вере в Промысл. Другое Св. Евангелие обычное преподобническое (в память преп. Киприана Отшельника... Житие его позабыл... Пустынник. А имя означает “Послушник Божий”). На сердце остановились слова: “Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах” (Лк. 6, 22-23). † Прощались с монахинями весьма хорошо... Редко бывало так... Просили еще приезжать... Это отрадно, хоть они знают, что я выразил послушание Митрополиту Сергию. † Болящая София, прощаясь, сказала: “Бог поможет Вам!”   30 сентября/13 октября ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ   Ожидаемый собеседник не приехал, вчера ему послал еще телеграмму, что жду его в Шабаце три дня. На Литургии Апостол был о повиновении господам (Еф. 6, 5) не по человекородию, а в Господе. † Божие Евангелие благовествовало (святому Григорию, просветителю Армении) о необходимости бодрствовать, ибо не знаем, когда Сын Человеческий придет. Господин, поставивший слугу управлять другими, приходит проверять неожиданно, и если застанет его на деле и бодрствующим, то над всем домом поставит его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010