Рассматриваемый памятник «Об арменской ереси» является достаточно большим произведением, содержащим много положений армянского вероучения, как упомянутых уже в Никоновской летописи «О епископе Иларионе Меглинском», так и новых, требующих отдельного исследования (в рамках другой работы). 7. Армяне во Владимиро-Суздальской Руси (конец XII–XIV вв.) В начале мы уже говорили о ранних контактах армян-христиан не только с юго-западной Русью – через Константинополь и города крымского причерноморья, но и с северо-восточной Русью – через Грузию, Северный Кавказ и по водному пути через Волгу . Известны армянские колонии в разных поволжских городах: в Казани существовала «армянская слобода», в районе Сызрани на правом берегу Волги – «армянская гора» , армянское поселение в Великих Болгарах и др. Во Владимиро-Суздальской Руси, вероятно, армянские поселения состояли не только из купцов и торговцев, но и из строителей и различных мастеров, свидетельством чего, согласно многим исследователям, может быть сходство с армянскими аналогами художественного убранства некоторых белокаменных архитектурных памятников, воздвигнутых при князьях Юрии Долгоруком и особенно при его сыне Андрее Боголюбском . По мнению О. Х. Халпахчьяна, в изображениях на Золотых воротах во Владимире (1158–1164 гг.) присутствуют знаки, представляющие собой армянские топонимические слова и буквы . Он также отмечает некоторые черты сходства Дмитриевского собора с армянскими церквами Аруча (VII в.), Ани (1036 г.), Санаина и Ахпата (X–XIII вв.) и др. В диаконнике Нередицкой церкви представлена прославившаяся мученическим подвигов в Армении (нач. IV в.) св. Рипсимия . К. В. Айвазян считает, что «прибывшие и обосновавшиеся во Владимиро-Суздальской Руси армяне были халкидониты, т. е. единоверцы с русскими, иначе их не допустили бы к строительству православных храмов» . Имеется и обратный пример: согласно Н. Я. Марру, непосредственное участие в воздвижении православным армянином Тиграном Оненцем анийской церкви Григория Просветителя (1215 г.) принимал русский художник Флор .

http://bogoslov.ru/article/6192720

После сего, кстати замечу, что определение воли Божией, относительно истребления Амалика рукою сынов Рахили, исполнилось. Иисус Навин, потомок Иосифа, первый сражался с Амаликом и победил его; потом поразил его Саул, потомок сынов Вениаминовых; наконец остатки его уничтожил своим постом Мардохей, тоже потомок Вениаминов. И вот, наконец, мы опять пришли к главному своему предмету. Итак, заметь, возлюбленный, что пост Мардохея и Есфири низверг Амана с высоты его славы и могущества, истребил и уничтожил остатки амалекитян, славу и почести Амана передал Мардохею, и, наконец, на главу Есфири положил царский венец, отдав ей место Астини, прежней супруги Артаксерксовой. 10. Обратим еще внимание на Даниилов пост, продолжавшийся ровно три седьмицы (Дан.10:2—3). Пророк Даниил постился, и во время поста своего молился за народ свой, чтобы Бог не продолжил рабства иудеев в земле Вавилонской долее семидесяти лет. Ибо Бог иногда уменьшает, а иногда увеличивает предопределенные времена. Так, время, предназначенное допотопным современникам Ноевым, для истребления их, было уменьшено (Быт.5:32, 6:3, 7:6); напротив, время, предопределенное на пребывание Израильтян в земле Египетской, было распространено, увеличено (Быт.15:13, Исх.12:41). Посему Даниил опасался, как бы и время плена Вавилонского не было, за грехи иудеев, продолжено далее срока, предвозвещенного Пророком Иеремиею. К тому-же заключению ведет и то обстоятельство, что Даниил постился столь продолжительным постом в семьдесятый год по разрушении Иерусалима, и что история молчит о том, постился ли он когда-нибудь подобным образом прежде этого времени. Итак надобно полагать, что Даниил, постясь в продолжение трех седьмиц, просил Бога именно о том, чтобы иудеи не были оставлены в плену Вавилонском на время, больше семидесяти лет. Но здесь вот что замечательно: по прошествии трех седьмиц, проведенных Даниилом в посте и молитве, явился к нему небесный вестник, который, укрепляя и ободряя его, сказал ему: «не бойся, Данииле, яко от перваго дне, в оньже подал еси сердце твое, еже разумети, и трудитися пред Господем Богом твоим, услышана быша словеса твоя, аз же приидох в словесех твоих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

1. Святые посты приятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небе сокрытому, и составляют оружие против лукавого и щит против острых, раскаленных стрел врага. Говоря так о постах, говорю не от себя самого, но с наставнического голоса Св. Писания, которое свидетельствует, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся. Но, возлюбленный мой, посты не состоят в одном только употреблении хлеба и воды, даже в той мере, сколько нужно это для поддержания нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причине и постники различны. Так, иной ограничивает свой пост воздержанием от хлеба и воды только до тех пор, пока не почувствует голода и жажды, а другой доводит свой пост до полной, совершенной чистоты, и хоть алчет, но не ест, жаждет, но не пьет; а потому последний несравненно выше первого. У некоторых пост состоит в воздержании от мяса, вина, вообще от различных родов пищи, а у других в воздержании от слов, — в запечатлении своих уст молчанием, чтобы они не произносили вредных слов. Нельзя также отказать в имени постников тем, которые воздерживаются или от сообщения с людьми порочными, опасаясь заразиться от них; или от обладания имуществом, с тою целию, чтобы самим не оставаться праздными, не испортиться от лености, не впасть в пороки, свойственные богачам; или от спанья на мягкой постели, с тем намерением, чтобы скорее и охотнее вставать на молитву и быть бодрее при самом ее совершении; или от мирских радостей, заменяя их слезами, чтобы подвигом самоотречения угодить Господу. И уже, безспорно, именем постника должен быть почтен тот, кто совмещает все эти виды поста и делает из них один пост. Впрочем, кто постится до возчувствования позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежит только до тех пор, пока воздерживается он от пищи и питья; потому-что, как скоро он хоть немного чего-нибудь съест и выпьет, в таком случае уже нарушает свой пост. Но никак не должно называть постником того, кто каким бы то ни было образом снова начинает употреблять то, от чего он дал зарок воздерживаться. Сверх того, постящийся без зарока воздерживаться от тех или других вещей не делает большого греха, нарушая свой пост, по причине голода; напротив, давший зарок воздерживаться от известных вещей, впадает в большой и тяжкий грех, когда нарушает свой пост; потому-что он изменяет тогда обещанию, которое дал Богу, а потому удаляется от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

Но лучше, возлюбленный, я еще покажу тебе пост, который был благоугоден Богу, — пост Мардохея и Есфири. Пост Мардохея и Есфири был щитом спасения всего иудейского народа. Их постом стерта надменная гордость притеснителя Амана, беззаконные замыслы Амановы обратились на собственную его голову, — ему отмерено тою же мерою, какою он хотел мерить; его хитрость не спасла его; не смотря на его ловкость и искусство во зле, он пойман в нем; он пал, разбился, потерял всю свою славу и лишился всех почестей в то время, как в безмерной гордости своей считал себя непоколебимым и всесильным; он поражен теми же ударами, какими хотел поражать, — ему нанесены те же раны, какие он готовился наносить. Он хотел истребить всех иудеев; но пост Мардохея и Есфири сделал то, что собственный его меч вошел в его сердце, и лук, который он натягивал с беззаконным намерением, сокрушился в его руках. Здесь невольно приходят на память слова Псалмопевца: «меч нечестивых да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся» (Пс.36:15). Все это исполнилось на Амане, когда он приготовил виселицу для Мардохея и детей его. На виселице этой он сам повис с детьми своими, — он попал в яму, которую сам же вырыл, — его собственные ноги завязли в капкане, который он сам же тайно поставил, — в петлю, им приготовленную, попала его же собственная шея, — он наказан орудием, им же самим вымышленным, и погибель его есть погибель вечная (см. кн. «Есфирь»). 8. Почему же, возлюбленный, Аман просил у Царя Артаксеркса, как милости, дозволения погубить всех иудеев, находившихся в его царстве? Чтобы дать надлежащий ответ на этот вопрос, надобно, по моему мнению, принять во внимание вот какие обстоятельства: 1) Известно, что Саул, по повелению Божию, ополчившийся против амалекитян, разбил, истребил, уничтожил их, и, взяв в плен Царя их, Агага, отдал его Самуилу, а Самуил принес его в жертву Богу (1 Цар. 15). 2) Аман был амалекитянин; отец его, Амадафуй (Эсф.3:1), происходил из рода Агагова; а Мардохей, напротив, состоял в родственной связи с родом Саула: оба они происходили из одного колена Вениаминова, от общего родоначальника Киса (Есф.2:5, 1 Цар.9:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

Но, чтобы надлежащим образом объяснить причину гнева Божия и на Амалика и на Саула за оказанную им пощаду Амалику, а вместе с тем и причину неуважения Мардохеева к Аману, для этого надобно, возлюбленный, обратиться к Истории. Еще Ной, огорченный Хамом, произнес проклятие на сына его Ханаана: «проклят , — сказал Ной, — проклят [буди] Ханаан отрок: раб будет братиям своим» (Быт. 9:25). Поэтому Авраам и Исаак не брали жен ни себе, ни детям своим из племени Ханаанова, опасаясь смешать таким образом благословенное Ноем семя Симово (Быт.9:26), с проклятым от него семенем Ханаановым. Но Исав, не смотря на то, взял за себя жен из дочерей Ханаанских (Быт.36:2), и за это именно лишился прав первородства, отдан в рабство меньшему своему брату Иакову. «Мечем твоим , — сказал Исаак, благословляя Исава, — мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши: будет же [время], егда низложиши и отрешиши ярем его от выи твоея» (Быт.27:40), т. е. когда обратишься к Богу. В лице же Исава этим приговором была решена и участь Амалика; потому-что Амалик был внуком Исава: он рожден наложницею Елифаза, сына Исавова (Быт. 36:10—12). Посему-то, когда Израиль шел из Египта, Амалик, прежде всех других народов, встретил его с вооруженною рукою, имея твердое намерение вступить с ним в войну и в конец истребить его: истребив детей Иакова, Амалик хотел вместе с тем уничтожить проклятия Ноевы и благословения Исааковы, и следовательно избежать того ярма, которое имели возложить на него, по благословению Исаакову, дети Иакова. По этой же причине и в последствии времени Амалик, преимущественно пред всеми детьми Исава, ополчался против Израиля. Но дерзкие замыслы Амалика, истребить Израиля, явно были противны и планам и обетованиям Божиим относительно избранного Богом народа. Итак, вот причина, почему Бог положил истребить Амалика, и притом рукою сынов Рахили, и почему Саул, пощадивший амалекитян, лишен за то царства! Отсюда же видно и то, почему Мардохей не должен был кланяться Аману: Аман, по силе благословения Исаакова, был его рабом; а как нечестивый потомок нечествого племени, всегда враждебного Израилю, явно шедшего против намерений Божественного Промысла, был также врагом Бога Израилева; и потому действительно, изъявлением уважения Аману, Мардохей навлек бы на себя гнев Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

Чернигов, 1864 2 . С. 146). Наконец, считаем нужным ввести в «Собрание Литургий» литургию св. Григория, Просветителя Армении, по ее близости к литургии Златоустовой. Из различных списков греческих константинопольских литургий берем один только список Барберинов, как древнейший из всех до сих пор известных. Для ознакомления с древним видом литургий западных греческого типа берем палимпсесты Нибура и Моне, опять как самые древнейшие из всех известных памятников галликано-испанской литургии, представляющие ее без всяких вставок из римской литургии и в таком виде, который как нельзя более напоминает восточные литургии. А для того, чтобы видеть, какой вид имела сама римская литургия в самый древнейший ее период, приводим канон миссы по древнейшим и наиболее неповрежденным позднейшими вставками спискам Рейнегаускому и Отобонианскому. Наконец, приводим литургии галликанскую, испанскую и медиоланскую в списках относительно позднейших, безотносительно же всё-таки древних и представляющих, несмотря на многочисленные вставки из римской литургии, немало остатков из древнего их состава. Римскую литургию в нынешнем ее виде приводим для сравнения ее с древними. Текст каждой литургии будет сопровождаться частным предисловием и по местам подстрочными примечаниями, которые будут заимствованы преимущественно из трудов Даниеля, Ренодота и Бунзена, с некоторыми необходимыми в них опущениями и изменениями. Не претендуя на безупречность ни относительно выбора литургических памятников, ни относительно плана и расположения их, издатели будут рады, если своим примером вызовут другие, быть может, более совершенные труды в этом роде. 7 Иосиф Алоис Ассемани (Joseph Aloysius Assemani, 1710–1782)- профессор сирийского языка в Collegium Sapientiae в Риме, затем профессор литургики в Папской Академии. Основные труды: Codex liturgicus ecclesiae universae, 13 vol ( Rom 1749–1766 , затем переиздана – Paris-Leipzig, 1902); Dissertatio de sacris ritibus (1757); Commentarius criticus de ecclesiis (1766); Dissertatio de unione et communione ecclesiastica (1770); Dissertatio de canonibus poenitentialibus (1770); De Catholicis seu Patriarchis Chaldaeorum et Nestorianorum commentarius historico-chronologicus (1775).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Моисей Хоренский пишет, что Св. Нина, именуемая у него Нуния, уверившись в совершенной готовности Царя к принятию христианской веры, отправила к Св. Григорию просветителю Армении верных мужей с известием о совершившемся, и между тем просила наставления, что ей делать чтоб утвердить христианство в Иверии. Св. Григорий приказал идолов ниспровергнуть, так как и сам тоже сделал, и воздвигнуть достопоклоняемое знамение креста, доколе Господь не даст им пастыря и вождя. Вслед за тем Нуния низринула идола гремящего Арамазда, который и брошен был в быструю реку. Он стоял за городом в особенном месте, и жители поклонялись ему каждое утро с собственных своих кровлей, так как стоял он прямо против домов их. А кто хотел принести ему жертву, тот закалал ее пред капищем, переехав чрез реку. Старейшины же градские произведя возмущение говорили: кому мы будем поклоняться вместо идолов? На это им ответствовало было, что должно покланяться знамению креста: и как скоро они согласились на это то воздвигнул и знамение на одном приятном холме, лежащем на Востоке в отделяющемся от города небольшою рекою, и поклонялись ему все в утреннее время всяк с своей кровли. А когда взошел на верх холма нашли то дерево не обделанным, так как произведете простого человека, то многие из них возгнушались им; поскольку целая роща наполнена была такими древами, и потому возвратясь назад оставили его без уважения. Но милосердный Бог , взирая на поругание их, послал им с небес облачный столп и наполнил оный холм приятным благовонием, при чем слышен быль сладостный глас сладкопесненного хора и воссиял свет, представляющий начертание и образ древесного оного креста, который остановился над ним с двенадцатью звездами. Пораженные этим видением Иберы, все единодушно поклонились ему, и потом были от него исцелены. Блаженная же Нуния отправилась оттоль для просвещения других Иберских провинций, имея языке простой и сильный, но чуждый всякого излишнего красноречия; быв удалена от Мира и мирских вещей, или справедливее сказать, будучи пригвождена смертью ко кресту, посвятила себя проповеди слова Божия .... Я осмеливаюсь сравнивать ее с Апостолом, потому что она проповедовала Евангелие, начав от Кляргов, (?) что при Аланских и Каспийских рубежах, так как повествует о том Агафангел (современный писатель Армянский). Моис. Хор. кн. II, гл. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Григорий, просветитель Армении Православие. Согласно древним преданиям, христианство на территорию Армении начало проникать уже в I веке по Р.Х., в частности считается, что после посещения Эдессы сюда с проповедью направился апостол Фаддей. Ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт, но за исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими христианами был казнен в Шаваршаване. Имеются сведения о существовании армянской христианской общины в II веке. В конце II – начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники. Евсевий Кесарийский упоминает о письме святителя Дионисия Александрийского «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251–255 годами. Таким образом, в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община. В 301 году святому Григорию Просветителю удалось исцелить, а затем и обратить в христианство армянского царя Трдата. Святой после этого в Кесарии Каппадокийской был рукоположен во епископа, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Так Армения стала второй после Эдессы страной, где христианство утвердилось как официальная религия. В IV веке Евсевий Кесарийский пишет об армянах как о «ревностных христианах». Однако еще долгое время Церкви приходилось преодолевать давление зороастрийцев, которые нередко покушались на жизнь иерархов. В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, который осудил арианство и подтвердил приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, стала автокефальной. В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии, после чего Сасаниды неоднократно здесь пытались навязать зороастризм.

http://pravoslavie.ru/3508.html

После землетрясения на том месте саркофаг был вскрыт, и десница (святого) была отнята с мощей. В тот день произошло множество исцелений. Некто из братии тайком взал к себе один из зубов (святого), но, тотчас став одержим бесом, начал изрыгать пену и, закричав о краже, еле исцелился. Десницу же святого отдали в святую обитель Айриванк . Десницу мученика отдали в святую обитель Айриванк Мы, однако, не узнали ни имен тех, кои перенесли (мощи в Армению), ни времени (перенесения) . Остается же сей (святой Мамас) в похвалу и в заступление области сей, каждодневно творя великие чудеса над всеми страждущими, недугующими и бесноватыми . Его же заступничеством Христос Бог да пощадит мир сей, Церковь и меня, многогрешного должника. Христу же слава во веки. Аминь. Рейтинг: 9.8 Голосов: 418 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Царская династия Аршакидов правила в Великой Армении с 66 по 428 г. по Р. Х.   Сисакан , или Сюник ,  – одна из 15 провинций Великой Армении, частично совпадает с одноименной областью Республики Армения.   С вященномученик Григорий  – просветитель и первый католикос Армении (303–325).   Святитель Нерсес Великий , католикос Армении (353–373).   «Мартиролог»  – агиологический памятник, повествующий о страданиях и мученической кончине мученика.   Мартирий  – часовня, построенная на гробнице мученика.  Часовня св. Маманта находится вблизи деревни Геховит области Гегаркуник Республики Армении.   Иванэ Захарян  (†1227/1234) – «атабек» (регент) Грузинского престолонаследника и фактический царь Армении в начале XIII в.  Армянское летоисчисление начинается с 551 г. по Р. Х. В тексте Орбеляна пассаж о дате открытия мощей св. мученика Мамаса поврежден.   Айриванк , или Гегардаванк ,  – один из наиболее известных монастырей Армении, где раньше хранилось Копье (по-армянски Гегард) св. Лонгина Сотника.  Имея в виду то, что в тексте Сюник упоминатеся как «царский престол», перенесение мощей произошло не ранее 70-х гг. Х в., когда Сюник был провозглашен царством.  Часовня св. Маманта и сейчас славится как место чудотворения святого. Чаще всего сюда прибегают для разрешения бесплодия. Кроме того, святыня находится вблизи опасного ущелья Сулема, где часто случаются автомобильные аварии, однако по молитвам святого Маманта они обходятся без человеческих жертв.

http://pravoslavie.ru/115711.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010