Соглашение архиепископа с синайской братией, составленное в 1859 г., предусматривало его постоянное проживание на Джуванийском подворье при условии посещения Е. в. м. раз в год ( Воронов. 1872. 2. С. 288). Начавшееся с давних пор «принижение Синая пред Джуваниею» достигло пика в сер. XIX в.: «Джувания стала Синаем, митрополиею, а священный и царский монастырь стал метохом последнего разряда; на Синае не было даже достаточного количества иеромонахов и иеродиаконов для достоприличного отправления священнослужений» (Там же. С. 301). Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) С 1804 по 1859 г. архиепископом Синайским был Константий II, племянник архиеп. Кирилла I, получивший образование в КДА и затем неск. лет бывший настоятелем принадлежавшего Е. в. м. киевского Екатерининского мон-ря. Посетив Синай в 1805 г. после своего рукоположения, Константий II 6 лет прожил на Кипре, а затем до конца жизни в К-поле, устроив резиденцию на одном из Принцевых о-вов - Антигоне (Бургазада) - и посвятив себя ученым занятиям. По избрании на Патриаршую К-польскую кафедру (1830- 1834) он продолжал оставаться архиепископом Синайским. Константий II, имевший репутацию историка и богослова, издал неск. археологических описаний Египта и К-поля. Несмотря на пребывание в К-поле, Константий II всячески заботился о благосостоянии обители, «оказав монастырю большие услуги упорядочением его внутреннего быта и благоустройством его хозяйственно-экономических дел» (История Христианской Церкви. 1901. С. 332). Его стараниями в Александрии, на участке, приобретенном у архиепископа Кентерберийского, был построен 3-этажный дом для сдачи в аренду ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 198). В 1811 г. в Киеве сгорел до основания Петропавловский второклассный мон-рь, приписанный к Е. в. м. Его предполагалось восстановить за счет казны, но не было изыскано необходимой суммы. Труды по возобновлению мон-ря легли на плечи насельников и их добровольных жертвователей. В 1826 г. мон-рь был восстановлен. В сер. XIX в. на территории Российской империи синаиты имели «два подворья: одно в Тифлисе с торговой лавкой, а другое в Киеве с неск. домами, мельницей, с жалованьем из казны наравне с нашими второклассными монастырями» ( Он же. Первое путешествие. 1856. С. 250). Еще одно владение синаитов находилось в Бессарабии, присоединенной к России по Бухарестскому трактату 1812 г.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Псалтири кон. XVII в. (ГМИГ. Cod. I-182) свидетельствуют тем не менее о существовании связей грузин с Е. в. м. ( Skhirtladze. 2006. Р. 429-461). Высокая Порта активно содействовала Е. в. м. в сборе пожертвований и доходов в метохах Грузии, Египта, Сирии и Молдавии. Документ султана Мехмеда IV, выданный в 1667 г. синайским тур. сановникам, запрещает чинить какие-либо препятствия монахам Е. в. м. при выполнении ими «законных обязанностей» в Грузии ( Абуладзе. 1987. С. 93-96). В 1665 г. Грузию посетили Александрийский патриарх Паисий и архиеп. Синайский Анания. По просьбе последнего груз. царь Вахтанг V Шахнаваз выкупил и вернул Е. в. м. сел. Мегврекиси; в ответ архиеп. Анания обязался ежедневно возжигать 2 свечи на раке вмц. Екатерины и каждую Великую Субботу служить панихиду по родителям царя (Канчаетский жамгулани//НЦРГ. H 1755. Л. 119 - Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 482, 483). В XVIII в. Е. в. м. посетили архиеп. Руисский Христофор (Туманишвили в 1747) и настоятель придворной церкви царя Ираклия II Кристофор (Кежерашвили в 1780) (Памятники Синая. 1925. C. XXXI, 43-44). В Е. в. м. хранятся груз. документы этого периода: среди них - 2 (1772 и 1780), принадлежавшие царевичам Ираклию и Георгию (Sinai. 1990. Р. 361). Свт. Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий. 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 339. Fol. 4) Свт. Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий. 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 339. Fol. 4) В 80-х гг. XVIII в. на Синае 4 месяца пробыл митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), путешествовавший по Востоку. В сделанных им записях он ничего не упоминает о груз. древностях Синая, хотя подробно описывает синайскую монастырскую жизнь. Подворье Е. в. м. в Грузии в это время все еще продолжало действовать: митрополит, на обратном пути остановившийся в Каире, на подворье Е. в. м. в Джувании, посвятил в сан архимандрита некоего Неофита Грека и взял его с собой на подворье Е. в. м. в Грузии ( Иона (Гедеванов) . 1852. В 1845 г. архим. Порфирий (Успенский) привез с Синая в С.-Петербург 2 листа папирусной груз.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

P. 222-229; она же. К-польские чудотворные образы и груз. живописные иконы XI-XIV вв.//Груз. древности. 2003. 4/5. С. 50-62 (на груз. яз.); eadem. Passion Cycle Triptych//Byz. 2003. Vol. 73. Fasc. 2. P. 339-359; она же. К изучению икон средневек. Грузии: (По мат-лам письменных источников)//ВВ. 2005. T. 64(89). С. 232-244; Velmans T. Une icone au Musee de Mestia et le theme des 40 Martyrs en Georgie// Eadem. L " Art medieval de l " orient chremien. Sofia, 20022. P. 301-317; eadem. Un triptyque avec l " arbre de Jesse et deux autres images mobiles conserve a Tbilisi//Ibid. P. 325-333. Н. Чичинадзе Чеканное искусство В результате археологических раскопок выявлен огромный материал, свидетельствующий о высоком уровне чеканного дела в Грузии с кон. III тыс. до Р. Х. Средневек. груз. чеканное искусство возродилось в лоне христ. культуры на основе этой традиции, но уже с новыми темами и задачами. История груз. скульптуры фактически представляет собой историю рельефной скульптуры (в правосл. среде круглая скульптура не получила распространения), полное и яркое воссоздание общей картины развития к-рой возможно благодаря искусству чеканки. Несмотря на бесконечные войны, разорения страны, сохранилось неск. тысяч чеканных произведений. Это церковные предметы разного назначения: изготовленные из серебра или золота иконы, процессионные и предалтарные кресты, рипиды, потиры и т. д., многие, согласно сопровождающим надписям, заказаны царями, членами их семей, высшими представителями духовенства, крупными феодалами. Они датируются с VIII-IX до XIX в., что позволяет представить целостную картину развития чеканного искусства и его самобытные черты. Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Самой активной и плодотворной эпохой груз. чеканки являлись X-XI века. Главной задачей, стоящей перед мастерами этого времени, было скульптурное воплощение христ. тематики, того или иного святого или всей сюжетной композиции. Ранним значительным памятником, относящимся к времени становления груз. чеканки, является живописная икона «Преображение» из мон-ря Зарзма (не сохр.), украшенная чеканным окладом (886, ГМИГ). На Зарзмской иконе фигуры уплощены, почти все изображение носит графический характер. Памятники этого круга создали твердую основу для дальнейшего развития груз. чеканного искусства. По мнению Г. Н. Чубинашвили, «…на этой почве, расчищенной от подражательного повторения чуждых скульптурных композиций… в Грузии Х в. зачинается процесс искания действительно скульптурных решений».

http://pravenc.ru/text/168199.html

В этих последних изданиях корпус подразделяется на 2 книги: в 1-й содержатся «Богословские стихотворения» (Carmina theologica), разделенные в свою очередь на 38 догматических (Carmina dogmatica) и 40 нравственных (Carmina moralia). Среди догматических стихотворений выделяется цикл «Песнопения таинственные» (Carm. dogm. 1-5, 7-9) - своего рода краткий курс догматики, изложенный в поэтической форме и включающий стихотворения об основах богословия, о Сыне, о Св. Духе, о мире, о Промысле Божием, об ангелах, о душе, о пришествии Христа, о человеке и др. Отдельные стихотворения посвящены притчам и чудесам Иисуса Христа, числу канонических книг Свящ. Писания («О подлинных книгах богодухновенного Писания» - Carm. dogm. 12). Нравственные стихотворения раскрывают аскетическую проблематику, в них рассматриваются вопросы целомудрия, добровольной нищеты, борьбы со страстями, духовной и мирской жизни и т. д. Свт. Григорий Богослов. Эмалевая пластина из Хахульского триптиха. XI в. (ГМИГ) Свт. Григорий Богослов. Эмалевая пластина из Хахульского триптиха. XI в. (ГМИГ) 2-я книга содержит исторические стихотворения (Carmina historica) и разделена на 2 части: «Стихи о себе самом» (Carmina de se ipso) и «Стихи к другим» (Carmina quae spectant ad alios). Из автобиографических наиболее монументальная - поэма «О своей жизни» (De vita sua (Carm. de se ipso 11)), состоящая из 1949 стихов. Она является основным источником сведений о жизни Г. Б. от его рождения до удаления из К-поля и лучшей автобиографией, написанной в Византии в эту эпоху. К ней примыкает (в издании Миня) поэма «О себе самом и о епископах» (Carm. de se ipso 12). Традиц. взгляд на нее как на дополнение к поэме «О своей жизни» ( Gregorio Nazianzeno. Fuga e autobiografia/Trad., introd., note a cura di L.Viscanti. R., 1987. (Testi patristici; 62)) в последнее время оспаривается: на основании того, что Г. Б. не упоминает имени своего преемника, свт. Нектария, делается вывод о том, что произведение написано не позднее 9 июля 381 г.- дня последнего заседания, на к-ром председательствовал Г.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Об-во по распространению грамотности среди грузин открывало школы и б-ки. Члены движения основали в Тифлисе и Кутаисе дворянские банки, прибыль от к-рых шла на нужды национального строительства и возрождения. Произведения Илии Чавчавадзе и его соратников положили начало новому этапу в развитии груз. лит-ры (проза, поэзия, журналистика, публицистика, лит. критика), заложили основы политической мысли социально-национального направления, сыграли исключительную роль в культурном, духовном и социальном развитии груз. народа. Революция 1905-1907 гг. носила в Г. характер национально-освободительного движения, во главе к-рого стояли социал-демократические, прежде всего меньшевистские орг-ции. Большинство груз. депутатов Гос. думы всех 4 созывов были социал-демократы, возглавлявшие думские социал-демократические фракции (Н. Жордания, И. Церетели, Н. Чхеидзе). Активностью отличалось крестьянское движение в Гурии, где власть перешла к крестьянским комитетам. Первомайская демонстрация в Тифлисе. 1901 г. Худож. У. М. Джапаридзе. 1939–1941 гг. (ГМИГ) Первомайская демонстрация в Тифлисе. 1901 г. Худож. У. М. Джапаридзе. 1939–1941 гг. (ГМИГ) Восстановление груз. государственности планировалось в форме национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. В 1907 г. Международному трибуналу в Гааге был передан «Меморандум грузинского народа» с требованием автономии. Составной частью национального движения являлась борьба за восстановление автокефалии ГПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). После роспуска II Гос. думы (3 июня 1907) начался период реакции. Репрессиям подверглись мн. лидеры и активисты движения, из Г. было выслано неск. тыс. человек. 30 авг. 1907 г. был убит св. Илия Чавчавадзе. Во 2-й пол. 1900-х гг. значительно улучшилось экономическое положение Г.: начали работать заводы и фабрики в Тифлисе и Батуме, увеличилось производство ферромарганцевого завода в Чиатуре и угольной шахты в Тквибули (Ткибули). В 10-х гг. ХХ в. национальное движение усилилось.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Сложная иконографическая программа представлена на рельефах столбика каменного креста из Брдадзори (высота 190 см, сторона столбика внизу 27 см, капители 29 см; кон. VI в., ГМИГ). 2 грани столбика (зап. и юж.) покрыты фигурными рельефами, 3-я (сев.) - лиственным орнаментом, 4-я (вост.) - гладкая. Главная зап. сторона заполнена вертикально расположенными отдельными рельефными композициями, обрамленными гладкими валиками: в нижней части - равноконечный крест на орнаментальной дуге (возможно, вариация процветшего креста или мотив «сасанидских лент»); над ним - 2-фигурная композиция «Крещение» т. н. сир. типа с крупным изображением голубя - символа Св. Духа; выше - одно из чудес прор. Елисея (исцеление Наамана) как предвосхищение Крещения Христа и 2 сцены чудес Христа (исцеление расслабленного и исцеление слепого). Завершает эту грань изображение Богоматери с Христом Отроком на коленях, с одной стороны от Нее мужчина в светском одеянии, в правой руке к-рого цветок (символ высокого социального статуса), левой - касается головы Богоматери, с др.- женщина, фигура к-рой с головы до пят скрыта покрывалом. Уникальная рельефная сцена предстояния донаторов Богоматери является древнейшим примером т. н. помянной иконы ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 182-184). Смежная (юж.) сторона столбика также разделена на 6 полей, в нижней части - орнаментальный мотив в виде арочек, выше - 5 фигурных композиций: 2 нижние повреждены (возможно, располагались фигуры донаторов), выше - 2 идентичные 3-фигурные композиции - мужчина, женщина и мальчик в светских одеждах («семья феодала»), наверху - 2 фронтально стоящие фигуры с крупной кадильницей между ними. Завершает построение капитель, на фасадной стороне к-рой - «Вознесение Христа» с 4 парящими ангелами, на боковой - уникальная редакция сюжета «Вознесение души Богоматери». 4 стороны массивного столбика каменного креста из Усанети (высота 100 см, сторона столбика внизу 26 см, наверху 23,5×25,5 см; VIII-IX вв., ГМИГ) сплошь покрыты ковровым графическим узором.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Большая часть членов правительства и парламента демократической Г. (Н. Жордания, И. Церетели, Н. Чхеидзе) эмигрировала в Зап. Европу. В 1923 г. были ликвидированы все политические партии, их члены физически уничтожались. Жертвами репрессий 30-х гг. стали тысячи большевиков (М. Орахелашвили, Л. Гогоберидзе, С. Мамулия, Б. Мдивани, М. Окуджава). Не избежали репрессий и представители груз. культуры, лит-ры и искусства: писатель М. Джавахишвили, дирижер Е. Микеладзе, режиссер С. Ахметели, поэт Т. Табидзе, литератор В. Котетишвили и др. После заключения в 1924 г. торгового договора между Великобританией и Россией груз. правительство в изгнании оказалось в международной изоляции. Тем не менее в 1926 г. члены Конгресса США выдвинули законодательное предложение, осуждавшее факт ликвидации Грузинской Демократической Республики. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, деятельность груз. эмиграции по восстановлению независимости Г. утратила для мирового сообщества актуальность. По Конституции 1936 г. Г. стала Советской Социалистической Республикой. Началось развитие промышленности и др. областей народного хозяйства. Активно шли процессы индустриализации и коллективизации. В Г. были построены и введены в строй крупные производственные объекты: Зестафонский завод ферросплавов, Земо-Авчальская ГЭС, Рионская ГЭС. Увеличилась добыча угля и марганца. В сельском хозяйстве наряду с традиц. отраслями (виноградарство, выращивание фруктов и овощей, животноводство) развивались новые направления - производство цитрусовых и чая. Г. в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Старый Тбилиси. Худож. Е. Ахвеледиани. 60-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Старый Тбилиси. Худож. Е. Ахвеледиани. 60-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Военные действия на территории Г. не велись, однако груз. народ понес в войне большие потери. На фронт были призваны свыше 600 тыс. чел., более половины из них погибли. Созданные во время войны груз. дивизии (392, 414, 242-я и др.) участвовали в боях за оборону Кавказа. На различных фронтах воевали груз. генералы К. Леселидзе, В. Нанейшвили, П. Чанчибадзе, Е. Коберидзе и др. В партизанской войне и движении Сопротивления на территории СССР и европ. стран отличились мн. груз. воины - Д. Бакрадзе (Украина), В. Дзнеладзе (Польша), О. Ишхнели (Франция), Ф. Мосулишвили (Италия) и др. Значительная часть груз. политической эмиграции была на стороне союзников, др. часть грузин воевала под знаменами Германии. Из попавших в плен грузин было создано неск. соединений, часть к-рых принимала участие в боях за Кавказ, рассчитывая с помощью Германии вернуть Г. независимость. После войны народное хозяйство было восстановлено, введены в эксплуатацию новые заводы и фабрики: металлургический завод в Рустави, автомобильный завод в Кутаиси и т. д. Несмотря на технологическое отставание, в Г., как и во всем СССР, наблюдался высокий темп производственного развития.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В тех редких случаях, когда каменные кресты сохранились на своем первоначальном месте, а их 4-гранные столбики ориентированы на восток, фасадной стороной является зап. грань, на к-рой помещена ключевая композиция рельефной программы. Так, на фасадной стороне Хандисского каменного столбика (высота 78 см, столбик 16,5×17 см; кон. VI в., Ин-т истории груз. искусства им. Г. Н. Чубинашвили) размещены 2 иконных образа в орнаментальных обрамлениях, наверху - Иисус Христос на троне, с кодексом в левой руке, правой благословляет (по сторонам головы - изображения солнца и луны), внизу - Богоматерь с Младенцем на лоне. Эти самостоятельные каменные иконы являются центральной частью сложной иконографической схемы, включающей остальные грани столбика. Фигура летящего ангела на смежной боковой грани - часть композиций «Вознесение Христа» (в сокр. редакции) и «Прославление Богоматери» (такое же сочетание сюжетов представлено на столбике каменного креста из Брдадзори). На сев. грани столбика - изображения святых Кирика и Иулитты, на юж.- вмч. Георгий в патрицианском облачении, с посохом, увенчанным крестом. Сев. сторона покрыта рельефом с изображением виноградной лозы, семантически связанной с древнейшей темой древа жизни, получившей новое звучание в христ. искусстве. Этот мотив встречается на большинстве груз. каменных крестов (напр., Натлисмцемели, Катаула, Мамула). Вознесение души Богоматери. Рельеф капители столбика каменного креста из Брдадзори. Кон. VI в. (ГМИГ) Вознесение души Богоматери. Рельеф капители столбика каменного креста из Брдадзори. Кон. VI в. (ГМИГ) Мастера груз. каменных крестов рассматривали стороны 4-гранных столбиков (4-я сторона покрывалась растительным орнаментом символического характера) как единое пространство, в к-ром, как и на триптихах, распределялись рельефные композиции, связанные одной теологической программой. В рельефах раннехрист. груз. каменных крестов отразилась описанная в «Ареопагитиках» иерархия духовного мира, согласно к-рой небесные чины располагаются в соответствии со своим положением в «ангельском соборе». Т. о., рельефы свидетельствуют о близком знакомстве груз. мастеров как с богословскими, так и с эстетическими воззрениями ранневизант. эпохи, а также о прекрасном владении символико-аллегорическим языком раннего христианства.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. образовалось гос-во Картли (Иверия) с центром в г. Мцхете, к-рое, согласно древнегруз. летописям, включало территорию Колхиды и охватывало бассейны среднего и верхнего течения рек Кура и Чорохи, а также Зап. Грузию. Это подтверждается характерными для Вост. Грузии изменениями в колхидской культуре: появляются деревянные саркофаги с черепичными перекрытиями, каменные гробницы; в вост. районах - кувшинные погребения; расписная керамика (Сачхере, Итхвиси, Вани); черепичные перекрытия строений (Вани) и каменная архитектура. Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Археологический материал Вост. Грузии V-IV вв. до Р. Х. (ахалгорийские и канчаетские погребения, Ксанское ущелье; цинцкаройское погребение, Алгетское ущелье, ховлегорийское цитадельное городище, ущелье Хевхмела; культовое строение Цихиа-гора; погребение Кавтисхеви) позволяет восстановить картину имущественной и социальной дифференциации населения. Груз. летопись Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, VII в.) описывает города и крепости Картли 2-й пол. IV в. до Р. Х.: Саркине, Каспи, Самадло, Настакиси, Одзрхе, Урбниси, Цихедиди, Уплисцихе, являвшиеся, вероятно, раннегос. образованиями. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. Парнаваз (Фарнаваз), преемник мцхетского мамасахлиси (старейшины, родоначальника), объединил их в единое гос-во и стал т. о. первым царем объединенной Вост. и Зап. Грузии, а правитель Колхиды Куджи был подчинен ему. Парнаваз разделил царство на 9 военно-адм. единиц - эриставств, поставив во главе их эриставов. С именем Парнаваза груз. летопись связывает возникновение первого груз. алфавита. В III в. до Р. Х. Картли уже представляла собой экономически сильное государство. Владение Дарьяльским ущельем («воротами Кавказа»), через к-рое осуществлялись связи Ближ. Востока со степными кочевыми скотоводческими племенами, имело для Картли огромное стратегическое значение. В нач. II в. до Р. Х. под натиском самостоятельных арм. гос-в ослабевшая Картли потеряла юж. области Квемо-Картли (Гогарена), Спери и Тао (верховья р. Чорохи) и восточную пров. Камбисена (Камбечоани). Колхида, обретшая независимость, присоединила земли к югу от Чорохи (Кларджети, Шавшети, Аджария).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Царская династия Колхиды вела происхождение от легендарного Ээта (Айэта); царство делилось на 3 скептухии (военно-адм. единицы), управляемые скептухами (держателями скипетра). Резиденция царя находилась в г. Кутая (совр. Кутаиси) на р. Фасис (совр. Риони). В «Аргонавтике» Аполлония Родосского (III в. до Р. Х.) сохранились сведения о социальном строе Колхиды: высшее сословие представляли царь и служилая знать, основную часть населения составляли свободные общинники (земледельцы, металлурги, ремесленники), из них же рекрутировались воины в царское войско, рабы были заняты на домашних работах. В силу климатических условий в Колхиде уже с эпохи бронзы преобладали «хуторские» поселения. Ритуал погребения подтверждает наличие в обществе имущественного расслоения: встречаются как обычные ямные захоронения со скудным инвентарем (дешевые бронзовые украшения, неск. образцов глиняной посуды), так и большие деревянные саркофаги с золотыми и серебряными украшениями (диадемы, височные кольца, ожерелья, браслеты, серьги и т. п.), золотой и серебряной посудой, стеклянными флаконами со снадобьями, большими бронзовыми котлами; в богатых захоронениях присутствовали также останки рабов и слуг, конские скелеты. В коллективных захоронениях общинников в большом количестве обнаружены железные орудия труда. Были развиты хлебопашество, виноградарство, садоводство, скотоводство, ремесла. Колхская глиняная посуда VIII-IV вв. до Р. Х. отличается многообразием форм и орнамента, находки ее в горных районах (Рача, Сванети), где керамического производства не было, свидетельствуют об экономических связях между регионами. В VI-IV вв. до Р. Х. на всей территории Колхиды, включая горные местности, в обороте была серебряная монета, т. н. колхский тетри (от груз. тетри - белый). Золотые изделия (Вани и др.) свидетельствуют о существовании оригинальной и высокохудожественной школы златокузнечества. Золотая пектораль. V в. до Р. Х. Вани (ГМИГ) Золотая пектораль. V в. до Р. Х. Вани (ГМИГ) Колхида через основанные греками в Причерноморье колонии Фасис (ныне Поти), Гиен (ныне Очамчира), Диоскуриада (ныне Сухуми) и др. поддерживала интенсивные торгово-экономические связи с внешним миром, что подтверждают находки на территории Зап. Грузии греч. керамики, а также сиракузских, афинских, македон., понтийских, каппадокийских, пантикапейских, ольвийских, парфянских и др. золотых и серебряных монет. В эллинистическую эпоху от Каспийского до Чёрного м. через все Закавказье проходил один из великих торгово-транзитных путей, связывавший Восток с Западом.

http://pravenc.ru/text/168205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010