В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

По сведениям 80-х гг. XIX в., М. оставался единственным действующим жен. мон-рем в Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ ( Церетели И., свящ. 1886. С. 4-5; Беридзе. 2014. С. 90). К западу от старой часовни была построена 2-этажная часовня. По сведениям «управлявшего делами женского монастыря Мгвимеви благочинного священника» Авессалома Чачанидзе, в обители в тот период подвизались 30 монахинь и послушниц, в монастырском дворе были возведены неск. деревянных домов для монахинь ( Чачанидзе. 1894. С. 3). Эти постройки сфотографировал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили в 1919 г. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 495). Благочиние, в к-рое входил М., окормлял прот. Иоанн Абашидзе (Иверия. 1889. 170. С. 2-3). В тот же период в обители настоятельницей мон-ря (до 1895 или 1898) игум. Еленой было основано 3-летнее учебное заведение, просуществовавшее 4 года ( Вашадзе. 1898. С. 12-14). Кроме духовных и общеобразовательных предметов здесь преподавали также вышивание, шитье и т. п. В кон. XIX в. в регионе были обнаружены залежи руды, что благотворно сказалось на развитии мон-ря (Внешняя хроника. 1885. С. 2; Церетели С. Н. 1894. С. 3-4; Иверия. 1897. 196. С. 2). Последней настоятельницей мон-ря до его закрытия была мон. Христина ( Гуния. Груз. мон-ри. 2005. С. 152). М. опустел предположительно в 1921 г., когда в Грузии была установлена власть большевиков, и вскоре упразднен ( Гордеев. 1927. С. 197). В 1923/24 г. все святыни обители, имевшие ценность как предметы искусства, были перенесены в ГМИГ. Монастырская жизнь в М. была восстановлена в 1992 г. по благословению митр. Маргветского Константина (Меликидзе). Настоятельницей монастыря назначили мон. Прасковию (Пачуашвили). М. был заново обустроен: очищен двор, отремонтированы и выстроены новые бытовые здания. Позже проложили новую дорогу к М., серым камнем были облицованы двор, пещера и тоннель. В пещере была возведена солея, камень, по к-рому течет родник, был окружен стеклянной перегородкой. В пещере совершаются богослужения. В 2009-2010 гг. и в последующие годы восстановительные работы проводили сотрудники фак-та реставрации, истории и теории искусства Тбилисской академии художеств (руководитель проекта Н. Купрашвили, реставраторы О. Хачидзе, Н. Китовани, Г. Чеишвили). Были перекрыты кафоликон и малая церковь, очищены и укреплены фрески в интерьере кафоликона и на фасаде малой церкви, проведена консервация икон иконостаса. В 2013-2016 гг. во дворе М. были построены 2-этажная церковь, трапезная и жилой корпус для монахинь. Ремонтные работы продолжаются.

http://pravenc.ru/text/2562748.html

В 1848-1855 гг. жил в Тифлисе, принимал активное участие в культурной жизни Грузии. Г. реставрировал фрески собора в Мцхете, в 1853-1854 гг. укреплял старую живопись и выполнил новые росписи в визант. стиле в соборе Сиони (Успения Пресв. Богородицы) в Тифлисе, впервые в России применив энкаустический способ живописи (росписи утрачены в 1992-1993). Занимался реставрацией, в т. ч. Анчийского Спаса . По свидетельству П. Иоселиани, Г. реставрировал миниатюру с портретом Шота Руставели (XV в. (?), ГМИГ) из рукописи «Витязь в тигровой шкуре» (т. н. список Зазасеули - Кекел. Q-1082, XVII в.). Исследовал процесс влияния визант. искусства на груз. и арм. архитектуру. Его теоретические разработки нашли воплощение в архитектурных проектах, к-рые были использованы при сооружении военного собора и гимназической церкви в Тифлисе, церквей в Дербенте, Кутаиси, Шуше, Екатеринодаре, Алагире, оперного театра в Тифлисе (совместно с архит. Скудьери). Он создал графические портреты представителей груз. аристократии (М. К. Орбелиани, Д. А. Чавчавадзе, 40-е гг. XIX в., ГРМ), виды старого Тифлиса, пейзажи, картины на сюжеты из повседневного городского быта, серию этнографических зарисовок, живописные полотна («Сражение при Ахатли», 1841, ГРМ; «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем», 1849, ГТГ, и др.). За труды по художественной и строительной части Г. был награжден орденом св. Анны 2-й степени с имп. короной (1853). Проект росписи Сионского собора в Тифлисе, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. Разрез (ГРМ) Проект росписи Сионского собора в Тифлисе, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. Разрез (ГРМ) С 1852 г. Г. состоял при президенте АХ вел. кнг. Марии Феодоровне. В 1859-1872 гг. вице-президент, с 1860 г. почетный член АХ. Участвовал в разработке нового устава АХ; проводил реформы в сфере образования (ввел курс истории изящных искусств); был инициатором создания класса правосл. иконописания, костюмного класса. По предложению Г. при АХ был создан музей визант. и рус. древностей, основу к-рого составили иконы и церковная утварь, конфискованные у старообрядцев и хранившиеся в Мин-ве внутренних дел, коллекция П. И. Севастьянова , собранная во время экспедиции на Афон, и коллекция Г., включавшая произведения раннего итал. Возрождения, копии с икон, фресок, памятников древности, сделанные Г. во Владимире, в Ярославле, в Ростове, в Суздале, в Костроме.

http://pravenc.ru/text/161389.html

Наиболее характерным является почти полное отсутствие широких и ярких высветлений и теней, наложенных на основной тон (Там же. С. 183). Живопись характеризуют монументальность и отточенность фигур, подчеркнутая декоративность, динамичность композиций, объемность изображения. Это пример монументального стиля, в к-ром проявляются признаки нового, декоративного направления. Роспись М. занимает особое место в груз. настенной живописи кон. XI - нач. XIII в. В отличие от царского худож. Тевдоре Микаел Маглакели, с одной стороны, отдалился от утвержденных предшественниками принципов, с другой - остался последователем художественных традиций, на что указывают общая трактовка фигур и особенности манеры письма ( Kenia. 2010. Р. 6-7). Святыни Примечательна резная дверь юж. входа церкви (сосна, X-XI вв.), покрытая орнаментом и фигуративным декором. На ней сохранилась надпись, выполненная груз. письмом нусхури, в к-рой упомянут резчик, местный мастер-самоучка Агидулиани Квирике. Дверь состоит из 8 филенок, резьба неглубокая, в нек-рых местах сохранился след краски красно-кирпичного цвета. Интересной является сцена, где изображена женщина с ребенком на коленях (предположительно Пресв. Богородица с Младенцем) и с книгой в руке с надписью: «Христос, помилуй...» Декор выполнен в народной технике резьбы по дереву с использованием инструментов для создания орнамента - линейки, циркуля и угольника ( Чубинашвили. 1958. С. 88, 92; Шмерлинг. 1962. С. 281). В М. также хранятся несколько живописных икон: «Христос на престоле» (154×104 см, XIII в.), «Божия Матерь «Одигитрия» с Младенцем» (XII в.), «Распятие» (XII-XIII), «Св. Иоанн Предтеча» с надписью асомтаврули (52×41 см, кон. XII - нач. XIII в.), «Арх. Гавриил» (101×69 см, кон. XIII в.), а также визант. выносной крест, выполненный в технике чернения и украшенный перегородчатой эмалью ( Сакварелидзе, Алибегашвили. 1994. С. 155-156). Лит.: Отчет экспедиции В. Сванети//Моамбе (Бюллетень)/ГМИГ. Тифлис, 1931/1932. Вып. 7. С. 344-350 (на груз. яз.); Такаишвили Е.

http://pravenc.ru/text/2562732.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Обнаруженные фрагменты живописи (остатки полос черного, красного и белого цветов) во 2-м слое можно считать фрагментами фрескового изображения Давида над ракой. Раку украшала мраморная плита с надписью, исполненной гражданским письмом мхедрули. Прп. Давид Гареджийский. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. Прп. Давид Гареджийский. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. К сер. XIX в. рака была оштукатурена известью и покрыта расшитым канителью покровом ( Алекси-Месхишвили. 1864. 8. С. 41). К этому же времени относится, по-видимому, и сводчатая ниша в нижней части вост. стены юж. рукава для иконы над ракой. Не исключено, что здесь нек-рое время хранился скрытый под спудом во время нашествий лезгин и турок Камень благодати, обнаруженный в 1811 г. при обновлении церкви. Во 2-й пол. XIX в. камень видели А. Н. Муравьёв ( Муравьёв. 1848. С. 106) и еп. Кирион ( Садзаглишвили ; впосл. Католикос-Патриарх) ( Кирион (Садзаглишвили), еп. 1901. С. 26-27). У алтарной преграды стояла большая икона Давида, епископ упоминает также о серебряном паникадиле, к-рое висело над ракой (Там же. С. 40). 1 окт. 1857 г. усыпальница была разрушена лезгинами ( Грдзелишвили. 1868. С. 81). В 60-х гг. XIX в. было решено обновить раку Давида. В рапорте, посланном настоятелем мон-ря Иоанном экзарху Грузии Евсевию (Ильинскому) , наряду с др. сведениями содержатся данные о форме и строении раки (285×132×36 см). Могила была обложена кирпичом на известковом растворе, имела сводчатое перекрытие и небольшое отверстие «для доставления священного праха» (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). В 80-х гг. XIX в. стараниями М. П. Сабинина рака была обновлена: на могилу возложена мраморная плита, обведенная по периметру надписью, на вост. стене рукава была установлена большая живописная икона Спасителя (ГМИГ. Негатив Д. Ермакова 571, XIX в.). Приблизительно к этому же периоду относится свидетельство иером. Каллистрата, сообщившего, что на раке «стоит новый позолоченный гроб из ореха, а на нем - изображение святого Давида, покрытое парчой, расшитой канителью» ( Кирион (Садзаглишвили), еп.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Базилика католикоса Климента широкая и короткая, ее план близок к квадрату (13,7×13,3 кв. м; сев. стена длиннее южной); она имеет 2 входа - с юга и запада (зап. врата пробиты, по-видимому, в позднесредневек. период). Нефы разделены между собой 2 парами массивных столпов, со стороны среднего нефа украшенных прямоугольными уступчатыми пилястрами. Главный неф заметно выше боковых, с востока в него через виму открывается полукружие апсиды с каменным синтроном в центре. Подпорки, декоративные арки вдоль стен и разделительные арки между нефами сделаны из кирпича, своды выполнены с помощью забутовки. Проем в вост. стене юж. нефа ведет в пастофорий. Фасад строения возведен из булыжника и рваного камня, отделан равноугольными квадрами. Три асимметричных окна алтаря украшены небольшими полуциркульными бровками. Над окном центральной апсиды высечено изображение креста. С юга к храму пристроен открытый притвор с восьмериковой колокольней (XVI-XVIII вв.). В 1-й пол. XI в. в 3-нефной базилике был возведен каменный иконостас. В 1927-1928 гг. его фрагменты были перенесены в Тифлис (хранятся в ГМИГ). На одной из плит изображен прп. Симеон Столпник, на другой - 2 фигуры царей, один из них - царь Кахети Квирике III (1010-1029). Там же сохранилась высеченная надпись асомтаврули : «Руками смиренного Закарии» - редкий образец подписи мастера по камню. Храм был полностью расписан. Сохранившиеся фрагменты фресок частично позволяют судить о программе росписи, большая часть которой относится к XVII в. В конхе алтаря находился Деисус. В верхнем регистре алтаря с трудом различимы голова св. Иоанна Предтечи, часть трона Спасителя и опора для Его ног, в нижнем регистре - фигуры отцов Церкви красновато-кирпичного цвета. Фрагменты фигур святых сохранились также на косяках окон, на юж. стене юж. нефа и на зап. стене главного нефа. В вост. части сев. нефа находилось конное изображение вмч. Георгия, пронзающего дракона. К юго-востоку от храма сохранились 2 кельи, высеченные в отвесной скале. Юж. стена большей, прямоугольной (4×4,4 кв. м) возведена из камня и кирпича; в ней имеются кирпичный камин и каменный стол. Малая келья расположена западнее большой.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Кацхский чеканный предалтарный крест (213×106,6 см; негной, оклад - позолоченное серебро; XI в.; ГМИГ) имеет рельефное Распятие в перекрестье и 14 медальонов с изображением Страстей Господних и святых. На златочеканном выносном кресте (XI-XII вв.) с медальоном Пресв. Богородицы на обратной стороне вычеканена надпись: «Крест сей Кацхской церкви во имя Св. Троицы украсила я, дочь Арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе, Тинатин, в иночестве Феона... 1709». От др. креста ко времени Кондакова сохранился только чеканный киот, в надписи на лицевой стороне к-рого упомянута «дочь Елена». На обратной стороне вычеканена обширная надпись, принадлежавшая «невестке дома атабегов» Дедис-имеди. В тексте упомянуты дед жертвовательницы царь Картли Константин II (1478-1505), ее отец царь Имерети Баграт III (1510-1565) и его супруга Елена, супруг Дедис-имеди атабег Кайхосро II († 1575), их дети Кваркваре, Мзечабук, Твалшвениери, Иване и Тамар, а также ее братья Ерекле, Шота, Иотам, Ионатан и Тевдоре. По мнению Кондакова и Бакрадзе, то, что в надписи не упомянуты еще двое детей Дедис-имеди - близнецы Басили и Бека, позволяет датировать оклад периодом до их рождения (1564). Моление Дедис-имеди об освобождении братьев «от рук агарян» дает возможность предположить, что речь идет о взятом в плен персами в 1560 г. в Ширазе брате Дедис-имеди с семейством (Там же. С. 141-142). Рукописи В К. хранились пергаменное Четвероевангелие, переписанное в 1059 г. и содержащее перевод сочинения прп. Евфимия Святогорца , и Евангелие от Матфея, пожертвованное Липаритом Багваши. Кондаков описывает еще 3 наиболее значимые рукописи, находившиеся в К. в сер. XIX в. Миниатюрное Четвероевангелие (45×33 мм) было написано нусхури на бумаге. В конце Евангелия от Луки указано имя писца: прот. царского дома Иоаким, сын Давида. Четвероевангелие в «сребропозлащенном» окладе с рельефными ликами было создано в нач. 20-х гг. XVIII в. В записи в конце книги, сделанной письмом мхедрули, говорится о том, что царь Картли Вахтанг VI, 10 окт. 1723 г. потерявший в сражении с турками и лезгинами Свимона Абашидзе, «за брата нашего нами признаваемого... убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе», пожертвовал К., родовой церкви Абашидзе, «сие святое, нами украшенное Евангелие». Запись была скреплена собственноручной подписью царя. Также Кондаков упоминает литургический сборник гулани , переписанный по приказу царя Георгия VI Абашидзе, и приводит нек-рые приписки исторического характера, сделанные в рукописи (Там же. С. 142-144).

http://pravenc.ru/text/1683961.html

В К. украшены резьбой фасады, внешние порталы и внутренние входы в храм, окна, карнизы галереи. В XIX в., после реставрации К., часть рельефов была утрачена. Особенно следует отметить рельефы «Вознесение Креста ангелами» на тимпане юж. входа и в юж. части галереи, значительные образцы груз. средневек. пластики. Святыни К. Наиболее известны Кацхская икона Спасителя (сер. XI в.) и Кацхский выносной предалтарный крест (XI в.), хранящиеся в Гос. музее искусства Грузии. Остальные святыни К. описаны в кон. XIX в. Кондаковым и Бакрадзе. Иконы Живописная икона Спасителя (93,4×71 см; ГМИГ) в златочеканном окладе с 3 сапфирами по нимбу признана памятником древнегруз. искусства. На иконе имеется надпись, в к-рой упоминается «эристав эриставов Ках...». Кондаков, осуществивший палеографический анализ надписи на этой иконе и надписи на аналогичной иконе Спасителя из монастыря Никорцминда , пришел к мнению об их идентичности, речь идет о сыне эристава эриставов Рати (очевидно, Багваши) Кахабере (в монашестве Кирилл), что позволяет датировать икону приблизительно сер. XI в. К иконе был прикреплен небольшой эмалевый крест (ок. 11×6,6 см) - с т. зр. Кондакова, визант. работы. От Распятия уцелела кисть правой руки Спасителя. На концах креста 3 медальона с поясным изображением святых (4-й утрачен). Н. П. Кондаков описывает также 2 иконы Пресв. Богородицы из К., связанные с родом князей Абашидзе. Одна, «небольшая», с поясным изображением Пресв. Богородицы, имела «сребропозлащенный» оклад со вставками из драгоценных камней и жемчуга, а также с рельефными медальонами святых. На окладе была выгравирована надпись, в которой упоминались Давид Абашидзе и его супруга Нестан-Дареджан. По мнению Кондакова, вероятно, имелся в виду Давид Абашидзе (XVIII в.), сын Зураба, что позволило бы в таком случае датировать икону временем его жизнедеятельности. Однако ученый не исключает, что икона была создана ранее и как родовая реликвия помещена в церковь после того, как К. стал владением рода Абашидзе. На окладе 2-й иконы, «малого объема и довольно грубой работы», была выгравирована надпись, в к-рой упоминалась заказчица оклада Марех Мхецидзе, ходатайствующая о «долгоденствии Георгия Абашидзе» ( Кондаков. 1890. С. 140-141). В К. хранилась также позолоченная икона вмч. Георгия, пожертвованная сыном Липарита Багваши Иване. Кресты

http://pravenc.ru/text/1683961.html

В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

   001    002    003    004    005    006   007     008