Ис.13–14 глл. ­­ Иез.32 гл.), а также и книга Иова ( Иез.14:14–20 ). Другой вавилонский пленник, пророк Даниил сам свидетельствует о себе, что он находил себе утешение и наставление в чтении Священных книг. Так, в первый год Дария, сына Ассуирова, он сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима ( Дан.9:1–2 ). Очевидно, под «книгами» здесь можно разуметь лишь Священные ветхозаветные книги, в числе коих была уже и книга пророка Иеремии, которую, конечно, много раз и прежде читал Даниил и занимался вычислением лет, на которые должен падать конец вавилонского пленения и запустения Иерусалима и храма ( Иер.25:11; 29:10 ). Дальнейшая (в той же 9 гл. 3–23 ст.) покаянная молитва Даниила свидетельствует, что рядом с книгой Иеремии в «книгах» находились законоположительные, исторические и пророческие книги, излагавшие историю постоянного беззакония Израиля и противления судей, царей, князей, священников, отцов и всего народа, которые не слушали рабов Господних – пророков, преступили закон Господень, и излились на них проклятие и клятва, написанная в законе Моисея» (ср. Дан.9 гл., 7:10–11, 12, 16 стт.). Произнесенная Даниилом покаянная молитва составляет, как и речи Иезекииля, воспроизведение всей истории еврейского народа в его «противлении» Богу, закону и пророкам, и изложена языком законоположительных, исторических и пророческих ветхозаветных книг. Кроме Иезекииля и Даниила, Священные списки находились и у других благочестивых пленников, рассеянных по разным областям обширного вавилонского царства. Из книги Товит видно, что израильским пленникам, жившим в Рагах, Экбатанах, Сузах и других местностях, не были неизвестны законоположительные ( Тов.1:7; 3:1–6 ), исторические и пророческие книги, напр. Ионы ( Тов.14:4,8 ), Исаии ( Тов.13:16–18 ­­ Ис.60 гл.). Псалмопевцы – пленники вавилонские также, подобно Иезекиилю и Даниилу, находили себе утешение и вразумление в чтении всех Священных книг, законоположительных, исторических, учительных и пророческих, включая и Иеремию ( Пс.104–105 ; Пс.78 ­­ Иер.10:25 ). Анания, Азария и Мисаил и вообще благочестивые люди – пленники, подобно составителям 118 псалма, дни и ночи поучались в Священных ветхозаветных книгах и услаждались их «сладостью» ( Дан.3:28–30, 33, 35–36, 40 ; Пс.118:27, 103, 127 стт.). – По свидетельству Иосифа Флавия, даже Киру и его приближенным не были неизвестны ветхозаветные книги, например, книга прор. Исаии (Древ. XI, 1–2). Это сказание принимает и бл. Феодорит (Толков, на Дан. 12 гл.). Все поименованные лица: пророки Иезекииль и Даниил, псалмопевцы и другие благочестивые пленники признавали ветхозаветные книги «словом Божиим», изреченным через богодухновенных мужей, исполнившимся в истории Израиля или имеющим неукоснительно исполниться ( Дан.9:2–19 ), – словом Божиим, которое доставляет «жизнь и спасение» искренним исполнителям его повелений ( Пс.118:9, 11, 16–17, 25, 28 ...).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2167 В Апостольских Постановлениях сказано: „Делатель кумиров, ставши христианином, пусть откажется от этой работы, или да извержется из церкви“. 2169 De idol. сарр. 10 и 15; русск. пер. ч. I стрр. 128, 136. Сн. Послание к жене, по русск. пер. ч. 2 стр. 220. 2170 Покровский А.И., Философ Аристид и его недавно открытая апология, стрр. 14–15. 18–19. 27. Сергиев Посад. 1898 г. 2171 Первой Апологии гл. 9. Памятники древней христианск. письменности в русском переводе свящ. Преображенского, т. III стр. 44–45. Москва. 1862 г. 2172 Из какого вещества и посредством какого искусства получили образ те, которых Эллины считали за богов, – об этом подробнее у автора Послания к Диогнету, гл. 2. Памяти, древн. христ. письм. т. IV. стр. 14–15. Москва. 1863. 2173 Речь против Эллинов, главы 1, 3, 4, 33–35; Памяти, древн. христ. письмен. т. IV, стр. 135–137, 139–140, 173–175. 2174 Апологии Авиногора главы 4, 6, 10, 15–18, 26; Памяти, древн. христ. письмен. т. V, стрр. 16, 10, 23, 30–34, 51. Москва. 1864. 2175 Речь Мелитона в Памятн. древн. христ. письмен., т. VII стрр. 30–31, 35–36, 39–41. Москва, 1866. 2176 Феофила к Автолику книга первая, главы 2–3, 10; кн. 2 глава 2; в Памяти, древн. христ. письмен., т. VI, стрр. 10–11,18, 24–25. Москва, 1865. 2177 Минуция Феликса Октавий, главы VII, X, XXI, ХХШ, XXIX, XXXII; в Памяти, древн. христ. письмен. т. VII, стрр. 58–59,62–63, 79–82, 85, 96, 100–101. 2179 Arnobii Disputat, adv. gent.. lib. VI c. 1. Augusti, Beitr. z. christl. Kunstgesch. I, 103–146, II. 81 и далее. 2181 Обстоятельные речи об этом в статье И.С. Бачалдина: Изобразительные искусства и святые отцы церкви IV века, помещённой в журнале Вера и Церковь за 1902 г. 2187 Увещание к Еллинам в перев. Н. Корсунского, стт. 107–114, 120–121, 123. Ярославль, 1888; Стромат кн. VII гл. 5 ст. 808. 2188 Стромат кн. VI, гл. 17, в перев. Корсунского ст. 766. Kraus, Geschichte d. christlichen Kunst, B. I s. 63. 2196 Kraus, Rea – Encyklopädie d. christl. Alterthümer, s. v. Abraxas, B. 1 ss. 6–10; Древности – труды Московск. археологич. общества, т. IV, проток. 79, стр. 25–26; сн. Древностей т. VI, проток. 99, стр. 25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Цар 8 – 12 . Реформа правления. В повествовании о реформе правления можно различить две серии рассказов, в которых изложены две версии учреждения царской власти в Израиле: антимонархическая (l Цар. 8:10, 17–24; 12) и промонархическая ( 1Цар. 9, 1 – 10, 16; 11 ). 8; 10, 17–24; 12. Антимонархическая версия изложена в трех отрывках. Начинается она рассказом гл. 8 о том, как старейшины Израилевы собрались к Самуилу в Раму, и, указывая на его старость и корыстолюбие его сыновей, сказали: «ныне поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (8, 5). Такая просьба старейшин показалась «лукавой» и оскорбительной Самуилу. Он обратился с молитвой к Богу, и Господь признал недовольство пророка на народ справедливым. «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними...» и повелел ему возвестить старейшинам «права царя». Самуил от имени Бога раскрыл перед израильтянами, что «права царя», какого они просят, по подобию языческих народов, будут основаны на насилии, тяжелых трудовых повинностях и больших налогах, которые приведут к социальному неравенству, обнищанию народа и порабощению его царем и его слугами, так что царское управление в конце концов ляжет тяжелым бременем на народ (8, 11–18). Израильтяне однако не приняли вразумлений пророка и продолжали настаивать на реформе правления. Тогда Самуил вторично обратился к Богу с молитвой и получил указание уступить ввиду упорного желания народа, возлагавшего упование на царя больше, чем на Бога, который должен будет на себе испытать всю тяжесть царской формы правления. 10, 17–25. Продолжение версии. Собрание в Массифе. Самуил собирает народ в Массифу, и здесь избирается царем вениамитянин Саул – сын Киса. 12, 1–25. Окончание версии. Прощальная речь Самуила, в которой он говорит о сложении с себя звания судьи и дает наставление израильтянам о необходимости почитания Господа и послушания Его пророку со стороны царя и народа. Самуил напомнил израильтянам, что требуя себе царя, они совершили великий грех пред Господом (стт. 17–19), но если царь и народ будут послушны Господу и удалятся от идолослужения, то Бог будет продолжать охранять свой народ (ср. Втор. 17 ) так же, как он охранял его со времени Моисея, когда он был верен Ему. Если же царь и народ будут нечестивыми, то «рука Господня будет против» них, «как была против отцов» их, когда они не были верны Господу (ст. 15). «Если же вы будете делать злое, то погибнете вы и царь ваш» (ст. 25). В этой антимонархической речи очень ясно выражено требование первенства почитания Иеговы, которое позднее будет неоднократно напоминаться пророками северного царства, Амосом и Осией ( Ам. 7, 10–13 ; Ос. 3, 4; 7, 7; 8, 4; 13, 11 ). Последующие священные писатели покажут, как исполняются пророческие предостережения Самуила в истории падения израильского и иудейского царств вместе с их царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

16 гл. Аллегория неверной «дщери Иерусалима» Подобно пророку Осии, изобразившему уклонение 10-ти колен Израиля в идолослужение под образом жены, неверной мужу ( Ос.1–3 глл.; ср. Ис.1:21–26 ; Иер.2:2; 3:6–8 ), пророк Иезекииль олицетворяет иудеев с женщиной, а идолослужение – с прелюбодеянием. Изобразив сначала попечение Божие об избранном народе под образом найденного ребёнка, который был взращён и стал царицей, пророк далее говорит, что знаменитые по нечестию сестры Иерусалима – Самария и Содом праведны по сравнению с прелюбодейной «дщерью Иерусалима»; пророк возвещает ей наказание, свойственное блуднице: крайнее унижение и смерть (ст.38), но одновременно даёт утешительное обетование о том, что Господь не уничтожит завет Свой. Со временем народ раскается, и ему будет стыдно за свои прошлые беззакония. 17 гл. Притча о двух орлах и виноградной лозе 1–10 стт. Изложение притчи. Большой орёл с большими крыльями и когтями, получив повеление взойти на Ливан, снял с кедра верхушку, сорвал верхний из молодых побегов его и принёс в землю Ханаанскую, в город, ограждённый стенами (с евр.: «в город торговцев»). Затем он взял от семени этой земли, посадил его и оно выросло и стало виноградной лозой, вначале малой и слабой, а потом большой и с широкими ветвями (1–6 стт.). Но возросшая виноградная лоза, посаженная первым орлом, потянулась корнями своими к другому большому орлу и простёрла к нему ветви свои, и это погубит её: она засохнет вместе с землёй на которой выросла, и оборвут её, вырвут корни её (7–10 стт.). 11–21 стт. Толкование притчи. Два орла, это два царя: вавилонский Навуходоносор и египетский (фараон Хофра). Виноградная лоза, выросшая из семени, посаженном в Ливане (Ливан – здесь холмистая область Иудеи) – первым большим орлом, – это Седекия, воцарённый Навуходоносором вместо Иехонии, (кедр обозначает дом Давида, а снятая верхушка кедра – это низложенный Иехония, отведённый в Вавилон). Царь Седекия обвиняется в том, что обратился к египетскому фараону за помощью против Вавилона. Напомним, что Исаия, в своё время, и Иеремия, старший современник Иезекииля, тоже усиленно предостерегали своих соотечественников против союза с фараонами, предсказывая их гибельность, и их предостережения в конце концов оправдались, хотя доводы и были различны (ср. Ис.30:1–5; 31:1–3 ; Иер.2:36 ). Вина Седекии согласно ст. 19 усугублялась ещё тем, что он нарушил клятву верности, в которой упомянул имя Иеговы, что значило обесславить и опорочить имя Божие. Другой пример нарушения клятвы Седекией записан у пророка Иеремии (34:8–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

33 гл. Обязанности пророка в условиях его служения Глава начинается выяснением характера деятельности пророка в новых условиях после разрушения Иерусалима. С этого времени обязанности пророка и тема его проповеди изменяются: он должен оставаться не только «стражем дома Израилева» и обличать за беззакония, но также утешать и подкреплять. Поэтому соответственно новым условиям вновь излагаются и обязанности пророка. 1–6 стт. Обязанности пророка в отношении к народу выясняются через сравнение их с обязанностями городского стража в отношении к жителям города, которых он охраняет. Страж города, – которого в древности обычно ставили на башне, – обязан предупреждать население города об опасности: а) страж, своевременно предупредивший жителей о нападении врагов, не отвечает за гибель тех, которые были предупреждены, но не приняли мер к своей защите и спасению и погибли; б) напротив, страж, увидевший врага, но не предупредивший жителей города, ответит за смерть погибших жителей, хотя они и умрут за свои грехи. 7–9 стт. Подобно городскому стражу, охраняющему жителей города, и пророк поставлен «стражем дома Израилева», но только духовным. Его обязанность – своевременно предостерегать народ от грехов; а) если он не объявит грешнику, что его ожидает за беззакония и грешник умрёт во грехе своём, то пророк ответит за гибель его души; б) если же пророк призовёт грешника отвратиться от злого пути его, но тот не послушает, то пророк не будет отвечать за него. Рассмотренный отрывок 33:7–9 сходен по содержанию с 3:17–19. 10–20 стт. Здесь выясняется, что должен говорить пророк пленникам, осознавшим тяжесть своих грехов и отчаявшимся в спасении: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаяваем в них: как же можем мы жить?» Пророк должен напоминать им, что Господь милостив, не хочет смерти грешнику, но чтобы он покаялся и жил, что покаявшемуся грешнику будут прощены все грехи его: «ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» (ст.16). Покаяние – главное, чего требует Господь: даже праведник согрешивший, не должен надеяться на свои прежние праведные дела, ибо если не покается, то и он погибнет. Неправы поэтому те, которые говорят: «неправ путь Господень: Господь судит каждого по путям его, дом Израилев» (ср.ст.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Кроме надписанных в еврейском тексте псалмов, в Псалтири находится много ненадписанных псалмов. О происхождении их, за неимением ясной даты, доводится уже библиологам решать вопросы по внутренним признакам или другим сторонним указаниям. Так, в еврейском тексте не имеют надписания 1 и 2 псалмы, но они надписываются именем Давида у LXX толковников, цитируется 2 псалом с именем Давида и как пророчество Давида в Новом Завете ( Деян.4:25; 13:33 ), по содержанию же и изложению 1-й псалом стоит в теснейшей связи со вторым и по древним библейским еврейским и христианским рукописям (кодекс кентерберийский), по свидетельству св. Афанасия (Предуведомление о псалмах), и по христианским памятникам, первый и второй псалмы составляли один псалом и пророчество 2-го псалма находилось в 1 псалме ( Деян.18:33 ; Иустин 2 апология; Тертуллиан . Contra Marc. lib. IV). То же подтверждает и сходство языка 1 и 2 псалмов (Baethgen. 1. с.). А потому и 1-й псалом, по указанной цитате, должен быть приписан Давиду. Согласно надписанию в переводе LXX и по тесной связи своего содержания и изложения с псалмами Давида и по месту положения своего среди псалмов Давида, Давиду же должны быть приписаны, не надписанные в еврейском тексте, псалмы 10-й (или по греко-славянскому счету вторая половина 9-го псалма, с 22–39 стт.), 32, 70 и 103. Давиду же согласно надписанию у LXX и по сходству содержания псалма с историческим обстоятельством, моровой язвой (стт. 3:6–7­­ 2Цар.24 гл.), а главное с непоколебимой верой Давида среди смертельных опасностей (90­­ 16:8; 35:8; 90­­ 3:4; 90­­ 3:6; 4:9; 90­­ 16:9; 17:19, 39, 40; 90­­ 3:7), должен быть приписан 90-й псалом. В 1Пар.16 главе приписываются Давиду, как «в первый раз " · воспетые по перенесении ковчега, псалмы: 104:1–15; 95:1–9 и 105:47–48. Можно думать, что весь 95 псалом и части 104 и 105 псалмов принадлежат Давиду. Апостол Павел приписывает Давиду 94 псалом ( Евр.8:7–11; 4 ­­ 94:7–11). В 1Пар. 16, 25 цитируется, как «воспетый Давидом» 3 стих этого псалма. У LXX он надписывается: хвалебная песнь Давида; он сходен с другими псалмами Давида (17­­ 94:7…). Итак, из ненадписанных принадлежат Давиду псалмы: 10, 32, 70, 90, 94, 95, и частью 104 и 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Действительно, имена Божий употребляются в Пятикнижии не бесцельно, потому что Сам Господь придавал им и их употреблению особое значение ( Исх.3:1–14; 6:2–3 ). Следя за употреблением их в Пятикнижии и других ветхозаветных книгах, филологи придают им следующее значение. Имя Божие Елогим употребляется в повествованиях о Боге, всемогущем Творце мира и Промыслителе о всем человеческом роде ( Быт.1 гл., 5 гл., 6–9 глл., 21 гл., 33–37 глл.; 40–48 глл., 50 гл., Исх.1–2 глл.). Имя Иегова-Елогим употребляется в повествованиях о Боге – Спасителе всех людей ( Быт.2:4–3, 24 ; Исх.3:15; 9:30 ; 2Цар.7:22 ; Пс.72 (по евр.), 18; Ион.4:6 ...). Имя Иегова употребляется в повествованиях о Боге – Спасителе еврейского народа и Промыслителе о ветхозаветной Церкви ( Быт.10–11; 12–13; 15–16; 18–19; 22; 24; 25–26; 39 глл.; Исх.36 ). Другие имена Божий: Адонаи, Ел, Елион, Ел-Шаддай – употребляются очень редко и не приводятся в критической и апологетической литературе, как аргументы по вопросу о происхождении Пятикнижия. С вышеуказанным нами значением имен Елогим, Иегова-Елогим и Иегова согласно употребление их, как в отделах значительной величины (например, Быт.1 и 2–3, 12–13 глл.), так и в небольших отделах, главах и стихах. Например, в третьей главе книги Бытия употребляется имя Божие Иегова-Елогим, но в 1–5 стихах Елогим, потому что лукавый дух, говоривший через змия, не может признать Бога-Спасителя, а лишь Бога-Творца признает... (ср. Иак.2:19 ). В пятой главе книги Бытия употребляется имя Божие Елогим, но в 29 стихе стоит Иегова, потому что здесь излагается мессианское упование Ламеха на Ноя, что через него «Господь успокоит землю от печали рук». В четырнадцатой главе Бытия в благословении Мелхиседека (18–20 ст.) употребляется имя Бог Вышний (Ел Елион), в ответе Авраама царю Содомскому – Иегова (22 ст.). В видении Иаковом лествицы употребляется имя Божие Иегова ( Быт.28:13–16 ) и в заключении к этому видению – «Иегова будет моим Богом» (28:21), а в других частях главы употребляется имя Елогим (стт. 3–4:20, 22). То же значение этих имен можно указать и в других книгах Пятикнижия, а равно и в других Священных книгах. Так, во второй книге Царств (7:24) Давид говорит: «Ты Иегова был Богом (Елогим) для евреев» (­ Быт.28:21 ). Соответственно этому значению имен Божиих, в 18 псалме, когда Давид прославляет Бога как Творца мира, называет Его Ел и Елион (2–7 ст.), а когда прославляет Его как Законодателя и Спасителя евреев, называет Иеговой (8–15 ст.). Таких примеров употребления имен Божиих можно привести бесчисленное множество. Этим внутренним смыслом и значением различных имен Божиих объясняется их употребление в Пятикнижии, а не различием писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2:1–22. С учением о мудрости здесь соединяется учение о благе. Блага, которые подаются ищущим Премудрость, исходят от Бога. В ст. 4 говорится о Премудрости как о сокровенном сокровище. Мудрость помогает человеку удаляться от нечестия. 3:1–12. Призыв к милосердию, смирению и щедрости. «Милость и истина да не оставляют тебя» (ст. 3). Понятие истины (по евр. «эмет») включает в себя не только теоретическую истину, но и моральную: устойчивость воли в добре. Истина в Библии есть морально-волевое понятие, которое находит выражение в соответствующей жизни. 11–12 стт. содержат учение о наказаниях и подчеркивает воспитательное значение испытаний, посылаемых Богом. 3:13–26. О благах, подаваемых Премудростью: это долгоденствие, богатство, счастье, избавление от бед. Награда получается человеком в этой жизни. Ст. 19 о Премудрости при творении космоса: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (подробнее об этом в гл. 8). 3:27–35. Призывы к милосердию и доброжелательности. 4:1–9. Наставления, которые премудрый получил от своего отца. 4:10–19. Призывы внимать мудрым и не следовать примеру грешников. 4:20–27. О необходимости быть правдивым и разумным в жизни. 5:2–23. Призывы к целомудрию. 6:1–19. Различные наставления остерегаться лени, лукавства, раздоров, всего того, что ненавидит Бог. 6:20–35. Обличение греха прелюбодеяния. 7:1–27. Образ неверной жены. Эта глава книги Притчей и была причиной, из-за которой раввины сомневались, можно ли включать эту книгу в священный канон. Глл. 8–9. Учение о Премудрости, изложенное в следующем плане: 8:1–21 – Предисловие; 8:22–31 – Учение о происхождении Премудрости (важное богословское место); 8:32–36 – призыв Премудрости; 9:1–6 – Пир Премудрости; 9:7–12 – отдельные афоризмы; 9:13–18 – Пир безрассудной (противоположность пиру Премудрости). 8:1–21. Предисловие. Длинная речь, которую обращает Премудрость к людям от первого лица. Здесь достойно примечания олицетворение Премудрости и любовь к ней как к некоей личности, а также учение о воздаянии в чисто земном плане (ветхозаветный автор о бессмертии и загробном воздаянии здесь не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

до башни Хананэла. После него строили Иерихонцы, а подле них Закхур, сын Имрия. Ворота рыбные строили уроженцы Сенаи: они покрыли их, вставили двери, замки их и засовы их. Подле них чинил стены Меремоф” … (1–4 ст.) и т. д. во всей третьей главе идет подобное же исчисление. Подобные же точные именные списки находятся в 7 главе (возвратившихся из плена), в 10 главе (1 –27 ст. приложивших печати), в 11 главе (1–36 ст. поселившихся в Иерусалиме), в 12 главе (1–25 ст. – священников и левитов, пришедших с Зоровавелем). При освящении стен Иерусалимских, в 12 главе, свящ. историк, как и в 3 главе, указывает всем „места”: „поставил два больших хора… за ними шел Гошаия... из сыновей священнических с трубами шли … подле ворот источника взошли по ступеням города Давидова, по лестнице … Другой хор шел насупротив, и за ним Я и половина народа на стене от печной башни до широкой стены … потом оба хора остановились …” (12, 22–23). Такая же точность в именах (напр. 7–13 ст.) и особенно в бытовых картинах поражает читателя и в 13 главе, где описываются разные беспорядки, замеченные Неемией, выговор, делавшийся им, последствия его (особ. 7–8:10. 15–16. 19. 21. 24. 28 стт.) и т. п. Можно ли сомневаться в правдивости подобного историка?… Нет. Он замечает, что у Иудеев велись точные „списки”, напр. левитов и глав поколений (12:22–23), также „записи” современных событий и обязательств (9, 38), даже с приложением именных печатей к подлинникам подобных записей и обязательств (9, 38). Очевидно, при таком строгом отношении современников Неемии к событиям и их сохранению для грядущих поколений, невозможно свободное отношение к ним и священного историка. Несомненно вышеупомянутые отделы, состоящие из точного исчисления и мен разных лиц (3. 7. 10. 11. и 12 гл.), имели в своей основе точные официальные записи и таблицы. Точность в хронологических датах, определяющих не толлько года (2:1; 13:6), но и месяцы (2:1; 8:1) и даже дни (9:1; 8:1) и части дней (9:3; 13:19), служит также доказательством историчности книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Именно в 32:1, 5, 6 мы читаем: Внимай, небо, и я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих. Они развратились пред Ним (Богом), они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. И еще Втор. 28:35, 51, 52 : Поразит тебя Господь злою проказою… от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей, народ наглый будет есть плод земли твоей, доколе не разорит Тебя. Продолжая свою вступительную, полную обличения, речь, пр. Исаия говорит: если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гомморский. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Это, только что приведенное, небольшое отделение является несомнительным свидетельством о существовании во времена пр. Исаии Пятикнижия, притом в полном настоящем его объеме, а также о том, что оно издавна было известно всему народу. Так, в стт. 9 и 10 названы Содом и Гоморра, и сделан намек на их погибель; но о городах Сиддимской долины и бедственной судьбе, постигшей их, говорится, как уже мы выше заметили, в кн. Бытия (19 гл.) и Второзакония (29 гл.); значит, пророку были известны исторические повествования названных книг. В ст. 11 речь идет о множестве жертв, о всесожжении овнов и тука откормленного скота, о крови тельцов, агнцев и козлов; значит, пророку были известны определенные постановления относительно жертвоприношений, которые были уже в его время применяемы к делу; такие постановления и законы изложены в кнн. Исход и Левит. Затем в ст. 13 пророк упоминает о том, что жители Иудеи приходят в известные времена в определенное место являться пред лицо Иеговы и топчут здесь дворы Господни, чем прямо указывает на то, что в его дни жители Иудеи, именно весь мужеский пол, в великие праздники, являлись в иерусалимский храм для принесения жертв, исполняя при этом постановления закона, изложенные в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010