«Хризограф»: Вып. 2/Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; ФАКК; ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря — М.: изд-во «Сканрус», 2005. — 336 с. 7 сентября 2005 г. 17:58 В очередном выпуске «Хризографа» рассматриваются проблемы изучения древнерусских, греческих и латинских рукописей, в том числе палеографии, кодикологии, текстологии и истории искусства. Уделено внимание технико-технологическим аспектам древнерусской живописи, методам работы средневековых мастеров. Ряд памятников публикуется впервые.   Содержание сборника Быкова Г. З. Пергамен как основа средневековых рукописей Фонкич Б. Л. Греческие рукописи собрания М. П. Погодина Bruni A. M. Sulla datazione del codice Vat. gr. 460 delle Orazioni di Gregorio di Nazianzo ( Бруни А. М. О датировке кодекса Слов Григория Назианзина Vat. gr. 460) Добрынина Э. Н. О датировке миниатюр греческого Евангелия 999 г. ГИМ. Муз. 3644 Смирнова Э. С. Русский лицевой Служебник XIV в. в Нью-Йорке Парпулов Г. Р. Художественное оформление Четвероевангелия болгарского царя Георгия II Тертера (Афон, Хиландар, 18) Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея Игошев B. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплете Евангелия ГИМ. Син. 742 Жемайтис C. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397–1518 гг.) Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV–XVI bb. Moussakova E. Pimen of Zograph " s Manuscripts as an Example of Collaboration among Scribes ( Мусакова Е. Рукописи Пимена Зографского как пример сотрудничества писцов) Афанасьева Т. И. Некоторые особенности состава славянских Служебников XI–XV вв. в сравнении с греческими Евхологиями этого периода Уханова E. В. Новые данные о переводах Студийского устава в 1-й пол. XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого Мошкова Л. В. Западнорусская Кормчая особого состава Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1) Иванова Ж. Н. Уникальный экземпляр киевских гравированных «Святцев» 1-й трети XVII в. в составе сборника ГИМ. Муз. 293 Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский — неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в. Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения русской книжной миниатюры и иконописи (о некоторых лицевых рукописях из коллекции Н. П. Лихачева) Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39056.html

ч. мон. Корнилия от зубной боли и Мокия, у к-рого отнялась нога. Преобладают исцеления душевнобольных, трактуемые как изгнание бесов, причем покидающие человека злые духи изображены нередко даже в случаях болезни иного характера (напр., в 37-м клейме с исцелением кн. С. И. Гагарина). К. показан в клеймах с учетом его возраста, в нек-рых сценах в клобуке, но в основном его образ соотносится с иконографией средника. Фрагмент иконы «Прп. Корнилий Комельский, с житием». Кон. XVIII в. (?) (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Фрагмент иконы «Прп. Корнилий Комельский, с житием». Кон. XVIII в. (?) (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Сюжеты из Жития К. проиллюстрированы на миниатюрах лицевых рукописей, в частности в Сборнике житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 224 об.- 225; см.: Шульгина Э. В. Лицевой сб. Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-261. Ил. 10, 11). На 2 миниатюрах, разделенных на 3 регистра, представлены основание обители и постройка кельи, мон-рь К. с церковью, труды по устроению обители и прижизненные чудеса К.- с разбойниками, с мон. Ананией, с 2 монахами, покушавшимися на К. возле моста, а также чудо в лесу во время сбора хвороста. Изображения К. можно обнаружить и в клеймах житийных икон его учеников - преподобных Геннадия Костромского, Кирилла Новоезерского и Филиппа Ирапского: напр., на иконах «Прп. Геннадий Костромской, с 20 клеймами жития» 80-х гг. XVII в. (частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 44, 167-168. Кат. 28), где К. написан в клобуке; «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ); «Прп. Филипп Ирапский, с 14 клеймами жития» кон. XVIII в. (ЧерМО; см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 192-193, 237. Кат. 99. Ил. 100-101). Известны довольно ранние изображения К.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

И. и прп. Димитрий представлены с обителью на храмовой иконе 1995 г. ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса. В традиц. композиции «Спас Всемилостивый» И. представлен справа перед Спасителем: на большой пяднице 1998 г.- без схимы, седовласым, коленопреклоненным; на фреске фронтона крыльца собора - припадающим, в молении (1998 - ок. 2000, А. В. Алёшин). В 2001 г. для гробницы И. написана 1-я икона-пядница с поясным изображением святого (фигура вполоборота, в руке развернутый свиток). В наст. время на гробнице пребывает большой ростовой образ И. (без куколя, десницей касается свитка в левой руке) со Св. Троицей Ветхозаветной на верхнем поле, созданный в традициях иконописи XVI в. (2007, Т. В. Смирнова). На эмалевых иконах 2007-2008 гг. вологодского мастера И. В. Ганичевой - поясной образ И. в схиме, со свитком в руке. В росписи ц. Покрова Богородицы на Козлене, созданной в 1998-2000 гг. А. М. Демидовым, И. изображен на сев. стене теплого храма. В приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского Вологды на Вологодской иконе Божией Матери (ок. 2002, А. М. Зубов) святой включен в число приписных святых вместе с прп. Димитрием Прилуцким и др. Вологодскими чудотворцами (под Деисусом, в 1-м ряду на правом поле). Арх.: ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1, 16, 22; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21, 44, 49; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1719; ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113; ГИМ. Увар. 107. Лит.: Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914. С. 21, 29, 30, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 116, 126-127; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Суров М. В. Вологодчина: Неиссякаемая дивность. Вологда, 2003. С. 359; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 150, 230. Кат. 108; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 79, 86-89, 91-100, 103, 105-107, 114; Самойлова Т.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Память святителя отмечена в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 34). В некоторых рукописных месяцесловах память И. отмечена не 7 сент., а 4 окт., 25 авг., 1 дек. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), в Служебнике 1656 г.- 6 сент. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 238). В XIX - нач. XX в. день обретения мощей святителя отмечался в новгородских Софийском и Знаменском соборах в 1-е воскресенье после праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение» (10 дек.). В 1824 г. во имя И. была освящена церковь в Грановитой палате Новгородского кремля, «близ келий оного святителя» ( Макарий (Миролюбов). 2003. С. 106). 3 апр. 1919 г. гробницу И. вскрыли; по-видимому, мощи остались в Софийском соборе, в 1929 г. превращенном в антирелиг. музей. 15 авг. 1991 г. собор был возвращен Церкви. Мощи И. почивают на прежнем месте в сев.-зап. части собора. Ковчег с частицами мощей Новгородских святых, в т. ч. И., хранится в Донской иконы Божией Матери московском монастыре . Имя И. входит в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Служба Собору была составлена ок. 1831 г., И. прославляется во 2-м тропаре 1-й песни канона (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 447). Соч.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. С. 219-224; Павлов А. С. Неизданный памятник рус. церк. права XII в.//ЖМНП. 1890. Окт. Ч. 271. С. 285-300; Памятники древнерусской церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 240-250, 321-322; ПДРКП. Стб. 57-62, 75-78; Прил. Стб. 347-376; Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины//ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 107-109, 375-380. Ист.: ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 321-322, 327-348; Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи). СПб., 1879; НПЛ (То же: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); Державина О. А. Лит. сборник XVII в. «Пролог». М., 1978. С. 196-197; Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе. Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 454-463; То же//БЛДР. Т. 6. С. 444-462; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114 [Летописец еп. Павла]; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 330-334 [«Слово о знамении Пресв. Богородицы» по Прологу 1-й трети XV в. ГИМ. Увар. 325].

http://pravenc.ru/text/468947.html

Среди святынь в обители хранятся глава прп. Макария, иконы с частицами мощей преподобных Макария, Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского, святителей Николая Чудотворца, Феофана Затворника, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона и др. Арх.: РНБ. Ф. 775. Тит. 2978; Синодик Макариева-Желтоводского мон-ря сер. XVII в.//НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042); Синодик литийный Макарьева-Желтоводского мон-ря 1716 г.//НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748); ГАНО. Ф. 998 (Макарьев Желтоводский мон-рь); «Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнаго отца нашего Макария, игумена желтоводскаго и унжескаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех, паки на том же месте о устроении»//ГИМ. Увар. 1197.398.105. Л. 69 об.; РГБ. Пискар. 119. Л. 140; Межевая книга вотчины Макарьевского Желтоводского мон-ря с. Керженец с селами и деревнями Закудемского стана Нижегородского у. межевщика Дмитрия Плещеева//РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 299. Л. 1-58. Ист.: И. М. Духовная изустная память строителя Макарьево-Желтоводского мон-ря Авраамия (1640 года 5 апреля)//ВОИДР. 1850. Кн. 8. Смесь. С. 43-50; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унжеского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Акты Макарьевского Желтоводского мон-ря//Нижегородские ГВ. Ч. неофиц. 1861. 38-41; Стафилевский И.Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария. СПб., 1891; Ерофеев Д. Р. «Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского»//Опыты по источниковедению. СПб., 1997. Вып. 1: Сб. в честь В. К. Зиборова. С. 14-19; Кат. рукописных книг из собр. Нижегородской гос. обл. универсальной науч. б-ки (НГОУНБ)/Сост.: И. В. Нестеров. Н. Новг., 1999. Ч. 1: XV-XVII вв.; Житие Макария Желтоводского и Унженского/Подгот. текста, пер. и коммент. И. М. Грицевской//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 262-303, 782-784. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 107-116; Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского второкл.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

В описи имущества Иннокентиева Комельского мон-ря 1701 г. отмечено, что в ц. Преображения Господня «по левую сторону северных дверей» находился написанный на золоте образ И. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33 Л. 32). Др. икона помещалась в часовне над ракой святого: «Над гробницей образ преподобнаго Инокентия писан на золоте. Венец, и гривна, и по полям оклад золочен, серебряное» (Там же. Л. 37). В монастырской описи 1723 г. приводятся сведения об иконе И. в ц. Благовещения Пресв. Богородицы, заменившей часовню на месте погребения святого: «Над гробом преподобного чудотворца Инокентия образ его, венец, и цата, и по полям оклад серебряное, чеканное. Покров на том образе бархат черной травчатой, ветхий» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6 об.). Поясной образ И. XVII-XVIII вв. в позолоченном окладе XIX в. находится в алтаре придела свт. Николая Чудотворца ц. Воздвижения Креста Господня в г. Грязовце. Правая рука святого в жесте благословения, в левой - раскрытый свиток с текстом. По сведениям жителей дер. Б. Дворища Грязовецкого р-на Вологодской обл., эта икона была перенесена в Грязовец из Благовещенской ц. Иннокентиева Комельского мон-ря, но достоверных данных о ее происхождении нет. И. представлен на 2 миниатюрах из сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ ОР. Увар. 107. Л. 63 об.- 64). В 1-й композиции он изображен коленопреклоненным перед прп. Нилом Сорским в стенах Ниловой Сорской пуст., во 2-й - стоящим внутри ограды основанного им мон-ря (с деревянной шатровой церковью и колокольней) на берегу р. Еды. И. показан в рост вполоборота влево в молении образу Спасителя в облачном сегменте, десница поднята для крестного знамения, в левой руке четки ( Шульгина. 2005. С. 251-252). И. традиционно включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Отмеченные в подлинниках основные особенности иконографии И. сохраняются на всех вологодских иконах, варьируются лишь длина волос и степень их седины. Во всех случаях святой изображен в молении, в монашеском одеянии, куколь на плечах. Как правило, рядом с ним или напротив помещены преподобные Корнилий, Арсений и Стефан Комельские, Сергий Нуромский. Встречается неск. вариантов надписи: «прп. Иннокентий Вологодский», «прп. Иннокентий Комельский», «прп. Иннокентий».

http://pravenc.ru/text/389625.html

2009. С. 96-97). Иконографический тип с изображением Н. на фоне его пустыни появился довольно рано - в 90-х гг. XVII в. На упоминавшейся миниатюре из сборника Житий святых (ГИМ. Увар. 107-1°. Л. 63 об.) изображен приход боярского сына Ивана Охлябинина (впосл. прп. Иннокентий Комельский) к Н. Внутри стен обители Иван, одетый в богатые одежды, коленопреклоненно склонился перед благословляющим старцем. Преподобный в рясе цвета желтой охры, в зеленой епитрахили и бордовой мантии, куколь лежит на плечах. Миниатюра достоверно передает архитектуру и планировку пустыни: изображены отдельно стоящие в лесу по обе стороны мон-ря деревянные кельи на высоких подклетах. В центре монастырской территории находятся бревенчатая шатровая церковь, увенчанная луковичной главкой, и шатровая колокольня. Художник допустил единственную неточность: он изобразил несуществовавшую деревянную ограду со св. воротами и с надвратной церковью. Миниатюра из рукописи Нововалаамского мон-ря XII.100. Л. 1 об.; 1-я пол. XVIII в.) имеет название «Святой Нил Скитский приемлет от учеников рукоделие» и предваряет «Предание» Н. Она является иллюстрацией завета преподобного, изложенного в его уставе: «Сие же от святых отец опасне предано есть нам, яко да от праведных трудов своего рукоделиа и работы дневную пищу и прочаа нужныа потребы Господь и Пречистаа Его Мати яже о нас устраяет. «Не делаяй,- бо рече апостол,- да не ясть». Пребывание бо и потреба наша от сих хощет строитися» ( Прохоров. 2005. С. 86). Художник изобразил Н. и его учеников: монаха и послушника. Все одеты в соответствии с обычаем XVIII в., преподобный - в светлую рясу, подпоясан ремнем, на голове клобук с воскрилиями, в левой руке - посох настоятеля. Послушник держит в руках свое рукоделие - лапти, а монах - некие деревянные предметы (вероятно, ложки). Архитектура скита изображена условно, миниатюрист внимательно читал сочинения Н., однако сам в его обители не был. Кельи стоят в лесу на удалении друг от друга, но напоминают большие каменные палаты, украшенные архитектурным декором.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54; Иоанн (Калинин). Описание Нило-Сорской муж. общежит. пуст. Новгородской епархии. М., 1913; Чугреева Н. Н. «Собор Белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51; Романенко Е. В. Первый скит России: страницы истории XV-XX вв.//К свету: Край Кирилла Белозерского. 1996. 15. С. 62-92; она же. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003; она же. Древнее житие прп. Нила Сорского//ВЦИ. 2009. 3-4(15-16). С. 93-106; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 189, 227; Т. 2. С. 184-185; Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999; Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 249, 258. Ил. 5; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006; Казакевич Т. Е. Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 2006. Вып. 7. С. 79-115; Творения прп. Нила Сорского: 500-летию со дня преставления посвящается. Кириллов, 2008; Прп. Нил Сорский и основанная им пуст. (к 500-летию со дня преставления святого): Кат. выст./КБМЗ. Кириллов, 2008; Шевченко Е. Э. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед. Публикации. Полемика. СПб., 2008. С. 744-760; Армеева Л. А. Часовня прп. Филиппа Ирапского в г. Череповце//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 123-131; Басова М. В. «Благословение Нило-Сорской пустыни наследнику цесаревичу» (об одной иконе из собр. ГМИР)//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 14-18; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 168-169, 230-231. Ил. 101, 143; Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 267-269, 357-359. Кат. 233, 234, 311, 312; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания. СПб., 2011; Алёхина Л. И., Башлыкова М. Е. Собрание рукописей//Сокровища Валаамского мон-ря/Сост. архим. Сергий (Раяполви). [Хельсинки,] 2013. С. 70; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 86, 89, 259. Кат. 51, 52; Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 208-213. Кат. 37; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. Кириллов, 2017. С. 272-278, 282-283. Кат. 94, 97.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Однако и жизнь этих святых имела сходные черты, оба избрали уединенное подвижничество: один - на острове, другой - в лесной пустыни, окруженной непроходимыми болотами. Образ прп. Нила Столобенского был не единственной отправной точкой в создании иконографии Н. В поздних иконописных подлинниках под 7 или 8 мая подчеркивается «подобие» Н. прп. Кириллу Белозерскому: «Сед, брада аки Кирила Белозерскаго, но у сего курчевата, ризы преподобническия, в руках свиток» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 27; сер. XIX в.), «Сед, брада Кирилы Белозерскаго, курчевата, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 157 об.; 30-е гг. XIX в.). В Атласе изображений святых, изданном Г. В. Маркеловым, находится прорись кон. XVIII - нач. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 381. 189), сделанная, по мнению исследователя, с иконы Н. XVI в. Однако в каталоге прорисей, составленном М. В. Федосеевой, этот образ значится как «неизвестный преподобный - с иконы XVIII в.» (Там же. С. 632. 58). В правом верхнем углу листа карандашом надписано: «Препод. [Нил Сорский?]». Атрибуция принадлежит известному собирателю, знатоку и реставратору древнерус. живописи Ф. А. Каликину ( Басова. 2010. С. 15). На рисунке у Н. слегка раздвоенная борода с «курчеватыми» прядями на конце; образ поясной, прямоличный, куколь преподобного лежит на плечах, видны шнуры от аналава, крестообразно стягивающие подрясник. В руках преподобный держит развернутый свиток. Изображений Н., в к-рых узнаются черты прп. Кирилла Белозерского, известно немного. Напр., на миниатюре из сборника 90-х гг. XVII в. (из собрания А. С. Уварова, ГИМ. Увар. 107-1°. Л. 63 об.) святой представлен в монашеской мантии и схиме, с непокрытой головой. У него округлая борода, волнистые волосы, высокий лоб с характерными залысинами, как у прп. Кирилла Белозерского. В одном из иконописных подлинников под 2 авг. подчеркнуто сходство Н. со сщмч. Власием Севастийским: «Сед, власы густы, брада до пояса, доле Власиевы, раздвоилась, риза преподобническая, в руке свиток, в нем писано: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни»» (РНБ. Погод. 1931. Л. 198 об., 20-е гг. XIX в.), но подобные изображения святого с длинной бородой не обнаружены.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI века. Максим Грек как публицист. — ТОДРЛ. Т. I. Л., 1934. 103.  Posoe Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. — Slavia,  moH. XXXII, ses. 2. Praha, 1963. 104.  Семенов В. Древняя русская Пчела по пергаменному списку. СПб., 1893. 105.  Синайский А. Краткое описание жизни и деятельности преподобного Максима Грека. Изд. 2–е. СПб., 1902. 106.  Сишцына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. 107.  Синицына Н. В. Максим Грек и Савонарола. (О первом рукописном собрании сочинений Максима Грека). — Феодальная Россия во всемирно–историческом процессе. М., 1972. Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (1518 — 1519 гг.). — ВВ. Т. 26. М., 1965. 109.  Синицына Н. В.. Рукописная традиция XVI — XVIII вв. собраний сочинений Максима Грека. — ТОДРЛ. Т. XXVI. Л., 1971. Смотрицкий  М.   Грамматика. М., 1648. 111.  Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков. СПб., 1903. 112. Соколов  В. В. Средневековая философия.  М., 1979. 113.  Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. I — III. CNб., 1893 — 1903. (Терещенко Г.) О трудах Максима Грека. — Журнал Министерства народного просвещения, 1834, ч. III, 8. 115.  Тихомиров М. Н. Русская культура Х — XVIII вв. М., 1968. Толковая Псалтырь Афанасия Александрийского (с др. сочинениями). Рукопись XVII — XVIII вв. ГИМ, Синод. 70/238. 117.  Толстой Л. Н. В чем моя вера? — Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 23. М., 1957. 118.  Трахтенберг О. В. Общественно–политическая мысль в России в XV — XVII вв. — Из истории русской философии. М., 1951. Тропник (с др. сочинениями). Рукопись XVII в. ГИМ, Увар. 1916/180. Филарет (Гчмилевский). Максим Грек. — Москвитянин, 1842, ч. VI, 11. 121. Философская энциклопедия. Т. 1 — 5. М., 1960 — 1970. 122. Философский словарь. Сост. Г. Шмидт. Пер. с нем. М., 1961. 123.  Флетчер Д. О государстве Русском,  или  Образ правления русского царя. Пер. с англ. СПб., 1906.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010