Collatio catholicorum cum Severianis, habita Constantinopoli anno Domini DXXXI tempore Justinianis imperatoris, Mansi VIII, 821D. Следы существования Ареопагитик по древней литературе критически изучил Stiglmayr, Das Aufkommen der Pseudo-Dionysischen Schriften und ihr Eindrmgen in die christliche Literatur bis zum Laterankonzil 649. Feldkirch, 1895. 86 Проф. А. И. Бриллиантов, с.144. 87 Dionysius Areop., Myst. theol. III, PG.3, 1032D; 1,2, 1000B; Div. nom. II,3. V,8. XI,6, PG.3, 640В,824В,953С. Изложению катафатического богословия посвящено сочинение Ареопагита De divinis nominibuS. Здесь утверждается о Причине все то, что созерцается в происшедшем от Причины (αιτιατοις), и воспеваются божественные совершенства — благость, бытие, жизнь, мудрость, сила, величие и т. д., кончая свойствами: τλειος и ν (το πντων ατιον, гл. XIII). 88 Div. nom. XIII,3, PG.3, 981А; II, 8, 645С; I,1, 588В. 89 Div. nom. VII,2, PG.3, 869А; Ер. IX, 3, 1109С. 90 Myst. theol. V, PG.3, 1045D-1048A; II, 1025А–В; I,2, 1000B; Div. hom. I,5, PG.3, 593C. Эти отрицания более подходят к божественному бытию, более истинны, чем утверждения: Coel. kier. II,3, PG.3, 141А. — Апофатическое богословие составляет предмет другого сочинения Ареопагита De mystica theologia. 91 Myst. theol. I,3, PG.3, 1001A. Это таинственное познание невыразимо в формах нашего ведения. Оно есть мрак (Myst. Th. I,3,1001A; II,1025B), не–ведение (αγνωσα, Div. nom. VII,3, 872A-B; Ер. I, PG.3, 1065A; V, 1073A), без–мыслие (ανοησα, Div. nom. I,1, PG.3,588B; Myst. theol. III, 1033B-C), исступление (κοτασις, Myst. theol. I,1, PG.3, 1000A). 92 Myst. theol. III, PG.3, 1033C. 93 EccleS. hierarchia I,3, PG.3, 376A. 94 Div. nom. I,5, PG.3, 593D. 95 Div. nom. XIII,1, PG.3, 977B; Coel. hier. III,2, PG.3, 165B. 96 Div. nom. I,5, PG.3, 593D; IV, 5,700B. 97 Div. nom. II,7, PG.3, 645А–В. 98 Div. nom. IV,33, PG.3, 733В–С. 99 Coel. hier. I,3, PG.3, 121C; Eccles. hier. I,4, 377A. Здесь основа символизма. 100 Myst. theol. I,2. PG.3, 1000A; Coel. hier. IV,3,4, PG.3,181A. B; V, 196C. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

theol. I 38b). Само Божественное знание (Dei cognitio) представляет собой единую и простую интуицию всех вещей и таково, что все в нем содержится как в действующей, формальной и целевой причине (Sum. theol. I 336b). Бог также есть абсолютная Воля, т. е. свободная движущая сила Разума, а также высшее Благо (bonum), существующее Само через Себя (per se) и превосходящее все остальные блага (Sum. theol. I 132a). Учение о творении. Бог, как Первопричина, свободно сотворил мир ex nihilo (из ничего). С помощью понятия творения, отличающегося от понятия естественного возникновения, А. В. опровергает аристотелевское положение о вечности и безначальности мира во времени. Время было сотворено одновременно с материей, первым небом и ангелами (quattuor coaequaeva - Sum. de creatur. XIX 7b). Но если относительно материи до сотворения мир был ничем, то относительно формы он всегда существовал в Разуме Божием (in mente Dei), или в Премудрости Божией (in Dei sapientia) (Sum. theol. I 317a; 335b). А. В. полагает, что Бог есть формальная и «образцовая» Причина всех тварей, поскольку Он причинно и идеально от века заключал в Себе формы всего, что Он сотворил (Sum. theol. I 316b). А. В. говорит даже, что эти виды и рациональные основы всего творения, составляющие мир невидимый, суть сам Божественный Разум (ipsa mens divina) (Sum. theol. I 316b - 317a). Все разнообразие, иерархичность и множественность тварей не есть отступление от Божественного единства, ибо имеет свои основания в творческой Премудрости Божией. В творении мира Бог сознательно проявил Свое всемогущество, мудрость и благость. Всякое тварное бытие (omne creatum) состоит из «того, что есть» (id quod est, или suppositum - «подлежащее») и «того, благодаря чему есть» (quo est, или «бытие» - esse), к-рые реально отличаются друг от друга, причем первое изначально есть ничто и чистая потенциальность (potentiale est), а второе есть актуализация первого и происходит от Бога как от своей Первопричины (Sum. theol. I 46b). В духовных тварях «подлежащее» не отличается от самой их природы, или формы (forma, species).

http://pravenc.ru/text/115902.html

Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818 Eth 1.10.129—132. 819 Hymn 41.188—189. 820 Eth 7.311—333. 821 Eth 7.342—346. 822 Hymn 47.1—29. 823 Cat 9.1—25. 824 Eth 4.388—390. 825 Eth 3.43—45, 56—59. 826 Eth 9.448—461. 827 Euch 1.223—237. 828 Eth 5.407—409. 829 Eth 10.481—490. 830 Eth 8.202—207. 831 Eth 8.207—216. 832 Eth 11.700—722. 833 Eth 12.184—188. 834 Hymn 52.1—6. 835 Eth 14.194—197. 836 Eth 9.351—355. 837 Hymn 47—17. 838 Eth 7.509—537. 839 Eth 3.104—112. 840 Eth 3.115—122. 841 Eth 3.361—374. 842 Eth 3.558—560. 843 Hymn 1.132—147 844 Hymn 13.32—36. 845 Eth 10.606—611. 846 Eth 2.7.205—208. 847 Theol 1.404—407. 848 Eth 5.418—424. 849 Eth 5.442—460. 850 См. примечание 2 к настоящей главе. 851 Eth 7.377—383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852 Cat 6.198—201. 853 Eth 7.568—585. 854 Hymn 51.88—104. 855 Hymn 34.83—97. 856 Eth 5.379—384. 857 Theol 3.47—69. 858 Hymn phoem 1—23. 859 Theol 1.156—161. 860 Theol 2.196—218. 861 Theol 2.238—246. См.: Часть III. Бог непознаваемый и явленный. Примечание 31. 862 Theol 3.77—85. 863 Eth 9.24—46. См.: Часть III. Бог непознаваемый и явленный. Примечание 5. 864 Eth 10.466—470. 865 Eth 9.80—103. 866 Eth 4.605—607. 867 Eth 10.891—894. 868 Eth 8.99—123. 869 Eth 8.124. 870 Таково, во всяком случае, мнение о. Даррузеса, который думает, что видение пр. Симеона, подлинность которого он не оспаривает, могло быть окрашено «d " elements diffus de la speculation philosophique et theologique». Мы только скажем, что поскольку речь идет о видении, трудно различать в нем составные части тому, кто такого видения не имел. См.: Ethique Т. II, р. 210 п. 2. 871 Cat 27.142—151. 872 Сар 1.7. 873 Hymn 11.35—54. 874 Hymn 2.75—85. 875 Hymn 12.14—18. 876 Hymn 12.19—27. 877 Hymn 12.28—34. 878 Hymn 21.491—499. 879 Hymn 24.248—254. 880 Hymn 29.150—153. 881 Hymn 45.7—21. 882 Hymn 44.1—17. 883 Cat 33.177—192. 884 Cat 33.193—202. 885 Theol 3.8—29. 886 Сар 3.2. 887 Hymn 30.169—187. 888 Hymn 44.35—54. 889 Hymn 44.63—78. 890 Hymn 44.79—95. 891 Hymn 44.96—105. 892 Hymn 44.106—112.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Hymn 44.378–393. 772. Hymn 47.69–81. 773. Hymn 51.143–153. 774. Hymn 52.142–148. 775. Hymn 52.149–152. 776. Cat 18.288–290. 777. Cat 19.151–160. 778. Eth 1.3.52–64. 779. Eth 1.5.120–124. 780. Eth 2.7.57–64. 781. Eth 4.260–269. 782. Eth 4.269–279. 783. Eth 5.412–417. 784. Eth 7.356–369. 785. Eth 7.371–383. 786. Eth 10.751–753. 787. Eth 7.425–429. 788. Eth 7.453–457. 789. Eth 9.463–482. 790. Eth 10.873–888. 791. Eth 14.285–290. 792. Hymn 11.1–4. 793. Hymn 11.17–19. 794. Hymn 11.35–38. 795. Hymn 11.44–49. 796. Hymn 11.54–58. 797. Hymn 11.75–79. 798. Hymn 11.66–71. 799. Hymn 15.44–50. 800. Hymn 15.52–59. 801. Hymn 20.13–16. 802. Hymn 20.32–44. 803. Hymn 20.181–184. 804. Hymn 24.1–10. 805. Hymn 27.96–106. 806. Hymn 29.103–104. 807. Hymn 42.48–55. 808. Hymn 42.74–78. 809. Hymn 41.19–30. 810. Hymn 58.5–12. 811. Theol 1.124–126. 812. Theol 2.202–204. 813. Theol 2.83–84. 814. Theol 2.108–111. 815. Theol 3.47–48. 816. Theol 3.101–105. 817. Я имею в виду замечание о. Даррузеса: Lorsque (Symeon) emploie la formule δι το Υο, il s " agit de la mission ad extra: ce qui reviendrait equivalement, pour la procession ad intra, a la formule photienne, non au diagramme: du Pere par le Fils. Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818. Eth 1.10.129–132. 819. Hymn 41.188–189. 820. Eth 7.311–333. 821. Eth 7.342–346. 822. Hymn 47.1–29. 823. Cat 9.1–25. 824. Eth 4.388–390. 825. Eth 3.43–45, 56–59. 826. Eth 9.448–461. 827. Euch 1.223–237. 828. Eth 5.407–409. 829. Eth 10.481–490. 830. Eth 8.202–207. 831. Eth 8.207–216. 832. Eth 11.700–722. 833. Eth 12.184–188. 834. Hymn 52.1–6. 835. Eth 14.194–197. 836. Eth 9.351–355. 837. Hymn 47–17. 838. Eth 7.509–537. 839. Eth 3.104–112. 840. Eth 3.115–122. 841. Eth 3.361–374. 842. Eth 3.558–560. 843. Hymn 1.132–147 844. Hymn 13.32–36. 845. Eth 10.606–611. 846. Eth 2.7.205–208. 847. Theol 1.404–407. 848. Eth 5.418–424. 849. Eth 5.442–460. 850. См. примечание 2 к настоящей главе. 851. Eth 7.377–383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852. Cat 6.198–201. 853.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

В основании здесь лежат побуждения, данные de Rossi. La Roma sotterranea Christiana. Vol. I. 1864. P. 101 ss.; Vol. III. P. 507 ss.; затем Renan E. Les apotres. 1866. P. 351 ss., и в особенности Foucart. Des associations religieuses chez les Grecs. 1873. В Германии с этим воззрением, хотя и с разными отклонениями, впервые выступил Heinrici в Zeitschr. f. wiss. Theol. 1876. S. 465 ff.; 1877. S. 89 If.; Theol. Studien und Kritiken. 1881. S. 505 ff. Сюда же надо присоединить Heinrici. Das erste Sendschreiben des Apostels Paulus an die Korinthier. 1880. S. 21 ff., 343 ff. За ним следует в существенном Weingarten Н. в Sybels histor. Zeftschrift. Bd. 45. 1881. § 452 ff. – Против соображений Heinrici высказывались Weizsäcker в Jahrb. f. deutsche Theol. 1876. SJ605; Schtirer в Theol. LZ. 1879. S. 546; Wieseler. Zur Gesch. der Neutestamentl. Schrift (1880). S. 186; Holsten. Das Evangelium des Paulus. Bd. I. Abt. 1. 1880. S. 237, 243, 244. – С большим успехом выступил представителем этого же воззрения о преобразовательности языческих союзов. англичанин Hatch – в своей переведенной Harnfrck " ом и обогащенной им дополнениями работе об общественном устройстве христианской Церкви в древности (1883; первое издание английского оригинала – 1881), – работе настолько же блестящей и будящей мысль, насколько богатой произвольностями, внутренними противоречиями и неясностями; ср. разборы этого сочинения Harnack «ом в Theol. LZ. 1881. S. 519 ff. и в особенности Weizsäcker »ом, там же. 1883. S. 435 ff.; Kaufmann " ом в Gottinger Gel. Anz. 1884. S. 313 ff. – Что язычникам, смотревшим на христианскую общину извне, она казалась просто новым тайным обществом, однородным с прочими союзами (thiasa), покрывавшими почву римского государства, это может считаться достоверным. Лукиан (Peregr., cap. II) обозначает предстоятеля христианской общины, как thiasarches; Цельс (Origenes contra Celsum. III. С. 22) называет Иисусовых учеников thiasotai Jesou. ( Ориген приводит это выражение, как употребленное Цельсом, также в III, cap. 23, но сам им не пользуется). Ср.: Neumann В. J. в Jahrb. f. protest. Theol. 1885. S. 123–125. Известно, что языческий союз всегда обладал также и религиозным средоточием и, таким образом, всегда был одновременно и религиозным союзом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

п. I, 176]. Quaest. ad Tahl. XLVIII, PG 90, 441C, p.115 [р. п. II, 150]; schol.21, 445C, p.116 [р. п. II, 275] (cap. quing. II,37) cp. LXIV, 709D, p.261 (cap. quing. V, 4). Cap. theol. I,39 [р. п. I, 221]. Св. Григорий Нисский, и Дионисий Ареопагит, см. выше, гл.«Мистика…», прим. 10, гл.«Ареопагитики», прим. 8; Евагрий, выше, гл.«Мистика…», прим. 33. 776 Ambigua, PG.91, 1149В, f.155b; 1117В, f.141a. Cap. theol. I,83 [р. п. I, 230]. Св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 376D-377A; р. п. I, 316; In Cant. Cant, horn. XL 1000D-1001A; р. п. III, 279. Св. Григорий Богослов, Or.37, n.3, PG.36, 285В; р. п. III, 178. Дионисий Ареопагит, Myst. theol. I. 3, PG.3, 1000C-1001A. 777 Ambigua, PG.91, 1168A. 1156В. 1128А. 1160C, f.163b. 158a. 145a. 160a. Cap. theol. II,15 [р. п. I, 236]. Дионисий Ареопагит, Div. nom. I,4, PG.3, 592C. Св. Григорий Богослов, Or.40. n.6, PG.36, 365A; р. п. III3, 227. 778 Ambigua, PG.91, 1240B, f.194b. Дионисий Ареопагит, Ер.5, PG.3, 1073A-1076A; ср. св. Григорий Богослов, Or.28, n.20, PG.36, 52С; р. п. III,28; 32, n.15, 192В; р. п. III, 121; св. Григорий Нисский, De virginitate 12, PG.46, 376С; р. n. VII,348–349. 779 Ambigua, PG.91, 124IB, f.196a (cap. quing. V,93). Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396B, p.88 [р. п. II, 123]; LXIII,673C, p.240 (cap. quing. IV,79). Mystagogia 23, PG.91, 701B-C, p.517 [р. п. I, 176–177]. 780 Cap. de charitate III,45 [р. п. I,126]. Cp. Quaest. ad Tahl. XXX, PG.90, 369A, p.74 [р. п. II, 105] (cap. quing. II,1). Ср. Евагрия, Cap. pract.21, PG.40, 1228A; р. п., с.574 [с.101, гл.32]. 781 Ambigua, PG.91, 1124B,1220B–C,1361D, f.143b.186b,244b. Cap. theol. II.6 [р. п. I, 235]. Преп. Марк, De his qui putant 137 (149), PG.65, 952A; р. п., с.69–70; De baptizmo, 1009В, с.155. Св. Григорий Богослов, Or.2, n.7, PG.35, 416А; р. п.13,15–16. 782 См. выше, с.101. 783 Cp. Ambigua, PG.91, 1305D-1308B. 1309C-D, f.222a-b. 223b. 784 Cap. quing. I,8. Cap. theol. II,27 [р. п. I,239]. 785 Mystagogia 24, PG.91, 713B, p.524 [р. п. I,182]. 786 Ambigua, PG.91, 1285A, f.213b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

754 Cap.de charitate IV, 79,80 [p.n.I,143]. Ep.20, PG.91, 601B-C, p.349. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681A, p.244 (cap.quing.IV,89); schol.32, 689D-692A, p.249 (IV,88). Cap.theol. I,22 [p.n.I, 218–219]. Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a ( γνωσις εμπρακτος). Ср., впрочем, Ambigua, PG.91, 1108C-D, f.136b; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 [p.n.I,192] (на высших ступенях мистического озарения πραξις не является безусловно необходимым). – Ведение без делания нетвердо и не приносит пользы: преп. Марк, De his qui putant 12,13.7, PG.65, 932C. A; р.п., с.44,43; De lege spirit. 87,88(85,86), ibid. 916C; с.23. 755 Cap.de charitate II,5 [p.n.I, 107]. Cap.theol.I,50 [p.n.I,223]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 300C, p.34 [p.n.II,60]; LXV, 753A, p.284 (cap.quing.V,38) – Созерцание отрывает от чувств (св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. horn. X, PG.44, 993CD; p.n.III,271) и приводит к бесстрастию (Евагрий, Сар. pract. 38, PG.40, 1232В; р.п.,с.577 [с.107,гл.66]). 756 Cap.theol. I,64 [p.n.I,102]. Mystagogia 24. PG.91, 709А, p.522 [p.n.I,180] ( λγοι αρετων); см. выше, с.118,прим.8. 758 Cap.de charitate IV,44,64; III,44 [p.n.I,138–139,141,126]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581C, p.188 (cap.quing.III,70). – Евагрий, Cap.pract. 6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99,гл.15]. Преп. Марк, De lege spirit. 5(7), PG.65, 905В; р.п., с.10. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,68, PG.93, 1501D; р.п., с.173(- Cap.de charitate IV,64 [p.n.I,141]). Блаж. Диадох, гл.68, с.376. Св. Григорий Нисский , De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; p.n.VII,265. 759 Cap.de charitate I,97–99 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5–6 [p.n.II,25]. Ambigua, PG.91, 1216B, f.184b. 761 Cap.de charitate I,94 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]. Expos, in psalm. LIX, PG.90, 869B, p.342 [p.n.I,213]. Cap.theol. I,60 [p.n.I,225]. Содержание φυσικη θεωρα составляет онтология преп. Максима, изложенная выше, гл. «Божественный Логос», прим. 13–21. 762 Сар. de charitate I,94,97 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]; cp.XV, 297D, p.33 [p.n.II,59]; Prol. ad Tahl. I,252C, p.6 [p.n.II,25] ( υλος γνωσις, термин ареопагитский: см. выше, гл. «Ареопагитики», прим. 44; см. также у преп. Нила (Евагрия), De oratione 132,142, PG.79, 1196D. 1197А; p.n.I,196,198). Cap.theol.I,59,60 [p.n.I,224–225].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

105 Вот некоторые опровержения учения Флация, взятые иъ Формулы Согласия: «если грех стал субстанцией человека и отожествился с его природой, то необходимо следует, что Бог творец человеч. природы – виновник самаго греха. Сын Божий, воспринявший на себя человеческую природу, Сам превратился бы в грех, а утверждать это – нелепо. Мы веруем, что тело наше восстанет прославленным, но если оно превратилось в грех, то и во всеобщее воскресение будет другое новое, а не наше, превратившееся в грех, тело и др. (Form. Concord. 648–650 р.). 107 Цвингли о сущности первородного греха выражается с заметным колебанием и двусмысленно, так что его последователи не согласны в определении что именно он разумел под сущностью греха. Так Целлер думаетъ, что Цвингли полагал грех по плоти. Шенкель – в чувственности, влекущей человека ко греху. Зигворт – в естественном безблагодатном состоянии, в уклонении от безконечного Духа Божия. Швейцер и другие – в гордости. Последнее мнение более других согласно с выше приведенным местом из сочинений Цвингли. 108 «Nec absurdum, quod dico Deum поп modo primi hominis casum ei in ео posterorum ruinam praevidisset, sed arbitrio quoque suo dispensasso " . (Instit. theol. 356 p.) 111 Вот как умствует Кальвин: «Quod Deus facit, поп est peccatum, quia поп est contra legem. Unum igitur atque idem facinus, puta adulterium, aut homicidium, quantum Dei avtoris, motoris ас impulsors opus est, crimen поп est: quantum autem hominis est, crimen ас scelus: ille enim lege поп tenetur hic avtem lege etiam damnatur». (Inst. theol). 114 «Unde sequitur, ita exulare а regno Dei, ut quaecumque ad beatam animae vitam Spectant in ео extincta sint». (Calv. Inst. theol. I, II. с. 2). 115 Ап пе glorietur, quod vocanti et ultro se oferenti responderif, nullas ad avdiendum esse avres, nulios ad videndum oculos affirmat Dens, nisi quos ipse facerit». (Calv. Inst. theol. I. I. сар. 15. 353 p.). 116 «Quemvis enim in homine externo refulgeat Dei gloria, propriam tamen imaginis sedem in animam esse dubium поп est... Quare etsi demus поп prorsns exanimamam ас deletam ia ео fuisse Dei imaginem sie. tameu corrupta fuit, ut qnidquid superest, horrenda sit deformitas». Calv, Inst. theol. I. I. сар. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

208 Cap. theol. I,8 [р. п. I, 216]. 209 Ambigua, PG.91, 1220BC, f.1186a; см. с.549. 210 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.6 [р. п. II,25]. 211 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 333C-D, p.54 [р. п. II,85-86]; Cap. theol. I,83 [р. п. I,230]. Везде, где тварное соприкасается с Божественным, преп. Максим вместо объяснений говорит, что Бог все совершает, " как знает Сам " (καθως οιδεν αυτς): Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 272A, p.16; XIII,296A, p.30; XXII,317B, p.45 и др. [р. п. II,35,55,75]; Ambigua, PG.91, 1088C,1156B,1172C,1220C,1249D,1324C, f.27a. 158a,165B,186B,199B,229B. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b; Ep.7, PG.91, 440A, p.247; Ep.12, 509A, p.291. Cap. qumg. I,7. Orat. Dom. expos., PG.90, 897A, p.358 [р. п. I, 196]. 212 Cap. quing. I,1. 213 См. гл. " Богословие свв. Григория Богослова… " и гл. " Ареопагитики " . 214 Ambigua, PG.91, 1176D, f.167b; 1216C, f.184b. 215 Ambigua, PG.91, 1133С,1165С,1188В,1216В,1229С (с ссылкой на Григория Богослова). 1233А,1257В,1288В, f.148b. 163а,172в,184в,190в,192а,203а,214а. Cap. theol. I,1. 9 [р. п. I,215. 216]; Cap. quing. I,1. св. Григорий Богослов, см. в гл.«Богословие свв. Григория Богослова…«прим. 3. 216 Mystagogia, prooem., PG.91, 664В, p.492 [р. п. I,156]; Ambigua, PG.91, 1409C, f.261b-262a. 217 Cap. de charitate I,100 [р. п. I,107]. Ambigua, PG.91, 1232C, f.191B. Дионисий Ареопагит, см. выше, с.355. 218 Ambigua, PG.91, 1221D, f.187b. 219 Ambigua, PG.91, 1232BC, f.191a-b; ср. 1072ВС.1184В, f.120a,170b. 220 Cap. theol. I,82. 83 [р. п. I,230]. Cap. de charitate IV, 9 [р. п. I,135]. Ambigua, PG.91, 1185D, f.172a. 221 Ambigua, PG.91, 1081B, f.124a-B. Cap. gnostica 4, Прилож., с.34. 222 Cap. theol. I,2 [р. п. I,215]. Cap. quing. I,2. Ambigua, PG.91, 1257D, f.203a. Cap. gnostica 1, Прилож., с.33. 223 Ambigua, PG.91, 1081B,1165B,1168A,1240D, f.124B,162B,163B,195a. Mystagogia, prooem., PG.91, 664A-B, p.492 [р. п. I,156]. 224 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 624A, p.210 (cap. quing. IV,31). Ambigua, PG.91, 1196В (в этом единении ум касается самого единства, мыслимого во св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

1515 Facsimile представлено Тишендорфом в Theol. St 1847 H. I. S. 129 ff. Издание Ang. Mai Rom. 1857 . S. Voll. 4 (из них H. 3. Lond. и Lps. 1859. 8. и A. Kuenen и С. G. Cobet. Lugd. B. 1868; дипломатически точное – Тишендорфа Lips. 1867. 4). 1517 Сходно с высказанным в настоящем месте мнением Гута известие Тишендорфа о Ватиканском кодексе Библии. Theol. Stud. 1847. H. S. 129. См также I. Ruckersfelder De Cod. N. Т. Vatican. в Sylloge Velthusen., Ph. Buttmann в Theol. Stud. I860. H. 2 и др. 1519 Первоначальный текст Нового Завета изглажен и на его месте написан отрывок из творений Ефрема. 1520 Facsilime его (новозаветных отрывков) представил у Tauchnitz. в Лейпциг К. Тишендорф (Cod. Ephraemi Syri rescriptus sive fragmenta N. T. e[ex] codice graeco Paris. celeberrimo V. ut vid. p. Chr. seculi. 1843. 4. (18 Thlr.; срав. с отзывом об этом издании FIek в Allg. Literatur-Zeitung. 1844. April. Nr. 97, 98. Facsimile ветхозаветных отрывков представил Тишендорф 1845 См. об этом кодексе исследование Fleck в Theol. Stud. 1841. Hett. 1. 1526 Факсимиле сделан Thom. Kipling Cantabr. 1793. 2. voll. fol. – Ср. D. Schulz De codice D. Cantabrig. Vrat 1827. 4; также R. Simon Hist. crit. 1. p. 360. 1528 Послание к Евреям представляется здесь отделенным от Павловых посланий находящимся пред ним реестром книг для церковного чтения: послания Варнавы, Пастыря и т. д. 1538 Он был издан Ch. F. Matthaei Misn. 1791. 4. – Составную часть этого Boernerianus (оба как две половины происшедшие из одной и той же рукописи) образует собою Cod. Sangallensis Евангелия с параллельным переводом; он принадлежит 9-му веку. (Cod. Δ); факсимиле с автографа издано Н. С. М. Rettig Tur. 1836. 4. (Cod. Sangallensis [W evv. canonic.] graecolat, interlinearis, nunquam adhuc collatus). Ср. его же исследование в Theol. Studd. 1836. S. 465 ff. и Delitzsch а. а. О. S. 208. ff. 1546 Cod. Boreelianus в отрывках, давно испорченный кодекс Евангелии, 9 века, с недавнего времени в Утрехте (ср. 1. Heringa De cod. Bor. Tpaj. 1803) и Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010