Закрыть itemscope itemtype="" > Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) 28.09.2012 2121 Время на чтение 21 минут Происхождение и основные события жизни К.П. Победоносцева К.П. Победоносцев родился 21 мая 1827 года в семье профессора российской словесности Московского университета, магистра философии и словесных наук. Дед его был священником в церкви святого великомученика Георгия, находившейся в Москве на Варварке. Мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. После окончания в 1846 году С.-Петербургского училища правоведения жизнь К.П. Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, которая выявила его способности как видного юриста и государственного деятеля. Ему было поручено участвовать в подготовке судебной реформы 60-х годов XIX столетия в России. В первой половине 60-х годов последовало приглашение преподавать в Московском университете. К.П. Победоносцев читал лекции по русскому гражданскому праву и гражданскому судопроизводству. В 1861 году и на протяжении ряда последующих лет он преподавал законоведение членам царской семьи, среди его учеников были будущие императоры Александр III и Николай II. Он издал много работ в области права, богословия, истории, христианского просвещения и воспитания. Его «Курс гражданского права», являясь первой самостоятельной и детальной работой такого рода в России, считался классическим исследованием действующего русского права. Им написана одна из первых монографий по истории крепостного права в России. За научные труды и общественную деятельность К.П. Победоносцева избрали в почетные члены Российской Академии наук, С.-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, С.-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и других многочисленных организаций, в том числе и заграничных. Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, он занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

6 мая 2011 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе. По окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Сердечно благодарю Вас, отец Серафим! Дорогие отцы, братия и сестры! Уважаемый Алексей Олегович! Радуюсь, что Господь привел меня в великий день празднования памяти святого великомученика и Победоносца Георгия сюда, на Поклонную гору, на святое место нашей столицы и всего Отечества. Неслучайно здесь воздвигнут храм в честь Георгия Победоносца, потому что именно в день его памяти закончилась Великая Отечественная война. Именно в день его памяти прозвучал последний выстрел, и более не было военных действий. Поэтому хронологически, исторически это и есть день Победы, и это неслучайно, потому что, несомненно, Георгий Победоносец был покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом. Как Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, Георгий был слабее змия, так и наша армия была слабее армии врага. Но победа, если Бог приклоняет милость Свою, не на той стороне, где сила, а на той, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова мы должны очень хорошо помнить и никогда не опираться на силу для злых дел. Какими бы мощными ни казались усилия людей, творящих злое, эти усилия всегда будут посрамлены, а человек, совершающий злое, будет наказан, потому что Бог присутствует в мире сем не только Своею любовью, поддерживая все творение, но и Своею справедливостью, творя Свой суд над людьми не только в день второго Его и славного пришествия, но и в каждый день человеческой истории. Вся человеческая история — это свидетельство о справедливом Божием суде. Именно такая точка зрения на историю и подобает верующему человеку, который должен быть способен видеть руку Божию в человеческой истории. Вот такой рукой Божией и был посрамлен страшный, во много крат превосходящий нас по силе противник, и подобно змию, поверженному копием святого Георгия, этот враг был распластан. Символом этого поражения был исторический парад Победы на Красной площади, когда знамена, под которыми топтали русскую землю иноземные захватчики, были повержены.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-den-pa...

В преддверии Дня Победы мы побеседовали с настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе протоиереем Серафимом Недосекиным. Протоеиерей Серафим Недосекин со скаутами      — Храм в честь Георгия Победоносца на Поклонной горе является единственным в Москве храмом-мемориалом памяти Великой Победы. — Да, он является знаковым местом памяти погибших воинов в Великой Отечественной Войне. — Как началось строительство храма? — Мой предшественник — ныне покойный протоиерей Сергий Суздальцев начал строительство по благословению Патриарха Алексия II. Решение было принято на городском уровне. В то время мэром Москвы был Юрий Михайлович Лужков. Он принял решение строить в парке Победы храм в честь Георгия Победоносца. Исторически сложилось так, что Победа во Второй мировой войне выпала на день памяти этого святого. Кроме того, 6 мая Отечество празднует день герба и флага России. И в довершение ко всему Георгий Победоносец является небесным покровителем Юрия Лужкова. Словом, все обстоятельства сошлись так, что было решено храму на этом месте быть. Строительство начиналось с трудностей.      Это было на стыке веков: семидесятилетний строй сменялся политикой новой демократической России. Люди, больше полувека жившие в безбожное время, еще не были готовы к переменам. А строительство нашего храма стало первой ласточкой из будущей России, в которой так активно вскоре начали возводить новые храмы. Но Лужков принял это решение, заложил камень, и строительство нового храма началось. Строительство храма началось в 94-м году, а уже в 95-м, к дате 50-летия Великой Победы, строительство было завершено. Лужков приезжал на стройку каждую субботу, одевал каску и проверял, как идет строительство. Ковчег с частицей мощей вмч. Георгия Победоносца 6 мая 1995 года, накануне 50-летия Великой Победы, Святейший Патриарх Алексий II освятил этот храм. А в 97-м году Юрий Лужков, чувствуя ответственность за храм, поехал с деловым визитом в Иерусалим к ныне покойному Патриарху Диодору и испросил у него для храма частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

http://pravoslavie.ru/93212.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Космос Святого Георгия Память 6 мая 05.05.2023 1431 Время на чтение 7 минут Великомученик Георгий Победоносец, память которого ежегодно празднуется 23 апреля/6 мая, по праву может быть назван наиболее титулованным и наиболее загадочным из христианских святых. Избранный небесным покровителем множества европейских государств - России, Англии, Болгарии - отпечатленный на гербах и военных регалиях, давший имя целой стране Грузии, он в своем образе всадника-змееборца далеко перешагнул границы церковной известности, широко почитается на мусульманском Востоке, оставаясь при этом окутан покровом таинственности и самыми причудливыми легендами. Собственно житие св. Георгия является кратким и во многом перекликается с теми повествованиями, которыми изобилуют раннехристианские мартирологи. Местом рождения святого чаще всего называют нынешний город Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор. С небольшими расхождениями все житийные повествования передают обстоятельства его подвига: Никомидия, 303 год, объявление римским императором Диоклетианом гонений на христиан и решительное исповедание Георгием в совете высших военных чинов своей принадлежности к преследуемой религии. Император пытается уговорить молодого военного трибуна отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают в темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам: бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят смертельным ядом, колесуют, но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей также принимают веру Христову. На восьмой день пыток Георгий объявляет, что согласен принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, " он словом Божиим низвергает их в прах " , после чего по приказу императора ему отсекают голову. Земных лет жизни Георгия было тридцать.

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/06/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Первая из чудотворных икон - святого Георгия   Первая из чудотворных икон - святого Георгия Первая из чудотворных икон, при колонне правого клироса, замечательна тем, что на ней и по сю пору остается крайняя часть пальца, которым святотатственно и грубо коснулся побе­доносного лика недоверчивый епископ, странс­твовавший по Святой Горе Афон . Слухи о чудесах этой иконы далеко разносились в первые вре­мена после явления ее здесь, так что некоторые из целительных действий и сил святого Георгия были выше понятий и вероятия человеческого.   В числе прочих и епископ какой-то соседственной епархии знал и слышал о чудесах, источавшихся от иконы святого Победоносца, и никак не мог увериться в их действительности. Он более отно­сил их к вымыслам и к корыстолюбивым видам иноков, чем к силе Божией, проявляющейся в святых. Чтоб поверить собственным опытом и видеть своими очами то, о чем слышал, внима­тельный епископ нарочно отправился на  Афонский полуостров и прибыл в Зограф.    С приличною почестью встретили его старцы и в стройном лике провели его в собор на поклонение святому великомуче­нику и Победоносцу Георгию. Вместо того чтоб в чувстве смирения, при величии своего звания и со сердечною верою в чудеса победоносного страстотерпца приступить к его божественному лику, епископ рассеянно осмотрел храм и без должной почтительности остановился пред ико­ною святого.   - Эта, что ли, у вас чудотворная-то икона? -и ронически спросил несчастный епископ братию и осмелился даже указательным своим пальцем коснуться ланиты страстотерпцевой....   Бог не потерпел такой дерзости епископа (о имени его я совершенно забыл спросить в бытность мою в Зографе), и святой Георгий покарал его на месте самого его безрассудства.   Едва только епископ коснулся пальцем велико­мученической ланиты, палец как прирос к ней…    Напрасно, пораженный страхом и удивлени­ем, епископ силился оторвать палец от иконы: палец прилип к ней и томил его мучительною болью. Невольно наконец должен был выдер­жать несчастный горькую и чувствительную операцию: палец епископа отрезали, чрез что совершенно и опытом уверился он в действи­тельности чудес святого Победоносца и велико­мученика Георгия.

http://isihazm.ru/1/?id=1229&c_pid=1

Сохранить память Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 мая. – Святой Георгий-Победоносец. – Образование и бренд. – Познакомится с Россией. – «Минимальная журналистская культурка». – Одесский детектив. – горькая свобода.  – Новый толерантный душок. – Американские глаза, уши и совесть. – Искажение памяти. – 9 мая. Молитвы о погибших. – Цена победы. На прошлой неделе, 6 мая Русская Православная Церковь отмечала праздник Великомученика и Победоносца Георгия . «Этот человек жил в конце II - начале III века в малоазиатской провинции Каппадокия Римской империи. Он родился и вырос в знатной семье, благодаря воинским умениям стал правителем Каппадокии. Приняв христианскую веру, доблестный воин навлек на себе ненависть и гнев императора Диоклетиана, по приказу которого был брошен в тюрьму. В застенке Георгия подвергли жестоким мучениям - били дубинками и кнутами, привязывали к колесу с острыми ножами, обували ему на ноги раскаленные железные сапоги и т.д. Выдержав все пытки, Св. Георгий не отрекся от своей веры. С тех пор он считается самым совершенным примером доблести и отваги», - пишет об одном из почитаемых православных святых сайт «Регионы России». Сайт «Седмица.Ru» сообщает, что в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию и молебен в храме-памятнике на Поклонной горе.  Слово предстоятеля Русской Православной Церкви после молебна в день св. Георгия Победоносца публикует «Русская линия» . В частности, предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «Святой Георгий - это не только Небесный покровитель нашего Первопрестольного града. Изображения Великомученика и Победоносца Георгия мы видим и на гербе Москвы, и на гербе государства Российского». Поэтому в этот день Патриарх Алексий сердечно поздравил «весь народ Отечества нашего с этим праздником». «Вести» в своей информации  «Православные отмечают День Георгия Победоносца» упоминают о народных приметах связанных с этим днем. О проблемах духовного образования и воспитания говорит с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко корреспондент «Учительской газеты» Виктория Молодцова.  В интервью министр еще раз отмечает, что в школе будет преподаваться не Православие, а «история религий», но, отмечает он, «в России в преподавании истории религий Православие, конечно, будет играть особую роль в соответствии с тем вкладом, который оно внесло и в создание государства, и в создание культуры».

http://pravoslavie.ru/4895.html

Данков. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен на месте прежней деревянной церкви в Казачьей слободе на средства прихожан при участии штабс-капитанши Александры Уздевской. Автор проекта не известен. Объемно-пространственная композиция памятника складывается из четверика, поддерживающего массивный восьмигранный световой барабан и примыкающих к нему: с востока — полукружия апсиды, с запада — широкой трапезной и трехъярусной колокольни с пристройками. Храм завершен тремя маковицами, увенчивающими центральный купол, колокольню и среднюю часть трапезной. При сравнительно традиционных формах Георгиевской церкви необычным и своеобразным является завершение четырехколонных портиков южного и северного фасадов аттиками, каждый из которых состоит из трех полуциркульных лепестков с люкарной в центральном. Средняя часть симметричных трехчастных фасадов трапезной акцентирована тройным арочным окном и небольшим полукруглым аттиком. Оконные проемы и открытые проемы звонов колокольни обработаны архивольтами. Углы восьмигранных ярусов колокольни и барабана выделены пилястрами. Храм оштукатурен и окрашен с выделением цветом архитектурных деталей. Информация с сайта " Храмы России " http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66949 Казачья подгородняя слобода с находившеюся в ней церковью так описывается в писцовых книгах 136, 137 г. (1628,1629 г.): «в Донкове-ж на посаде слобода полковых козаков, а в ней церковь во имя Николы Чудотворца да придел Страстотерпца Христова, Георгия». Церковь была деревянной. По окладной книге 1676 г. находивщаяся в казачьей слободе церковь именуется уже Георгиевскою. Однако эта церковь во время пожара, случившегося в Данкове в 1791 г., сгорела, а на её месте в 1863 г. была возведена каменная часовня в память о Царе Освободителе. В 1792 г. прихожане Георгиевской церкви обратились к епархиальному начальству с просьбою о дозволении купленную ими в с. Урусове церковь перенесть и поставить на ином, избранном месте. Вследствие чего, Консистория за решением вопроса о пригодности места, избранного для постройки церкви, обратилась к Наместническому Правлению, так как препятствий к построению на том месте церкви со стороны Правления не найдено, то Консисторией и разрешено было перевесть церковь и поставить на избранном ими месте, где она старанием священника Михаила Тимофеева и прихожан в том же году и была поставлена и освящена. Существующая ныне, вместо деревянной, каменная Георгиевская церковь с приделами св. муч. Александры и св. Митрофана Воронежского начата постройкою в 1857, а окончена в 1872 г. Церковь построена на средства прихожан при участии штабс-капитанши Александры Уздевской.

http://sobory.ru/article/?object=11404

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемского района Летняя (холодная) церковь святого великомученика Георгия первоначально находилась на правой стороне речки Верхней Тоймы (правый приток Северной Двины) и входила в число храмов Николаевского прихода Вершинского погоста. Сведений о времени его образования не сохранилось, так как пожар 1717 года уничтожил зимний (теплый) храм этого прихода (тоже деревянный – во имя святителя Николая) и все записи о селении. В 1777 году на месте сгоревшего храма поставили новый, поэтому наиболее древним строением стала считаться Георгиевская церковь 1672 года. «Сей и сгоревший теплый были первые храмы по открытии здесь прихода, который, вероятно, составили поселившиеся жители соседственного селения - Верхней Тоймы, стесненные нуждами жизненного продовольствия». Ансамбль из теплого и холодного храмов некогда дополняла колокольня. Находившийся на ней старинный колокол относился к несколько более раннему времени, нежели Георгиевская церковь. Такой вывод следует из текста надписи, вылитой на нем: «HENRICX TER HORST FECIT DAЛENTRIAE ANNO 1633» Надпись имеет некоторые неточности, но несомненно, что колокол отлил некий мастер Генрих … Хорст в 1633 году. Возможно, это дает основание отнести возникновение села и строительство первого Никольского храма примерно к 1630 году. Ни колокольня, ни теплый деревянный храм не сохранились до нашего времени. В 1872-1875 годы на месте теплой церкви построили каменный Никольский храм, тоже не сохранившийся Сегодня единственной уцелевшей постройкой этого комплекса остается деревянный Георгиевский храм. В 1960-е годы его перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (Приморский район Архангельской области). В 1969 году церковь была отреставрирована под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею и высокое «боярское» крыльцо с нарядным перекрытием «бочкой» и двумя лестницами-всходами по обе стороны от него

http://sobory.ru/article/?object=06047

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27 ф.), усыпанной драгоценными камнями и удивительной величины жемчужинами; и 2) Св. Мощи Святителя Феоктиста Архиепископа Новгородского, сконч. 1308 года 23 Декабря. С 1786 года почивают в Юрьевом Монастыре, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского Монастыря в богатой серебропозолоченной раке, весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол. Пришедший к началу прошлого столетия в крайнее запустение от пожаров и опустошений, монастырь богато возобновлен и украшен Архимандритом Фотием при содействии его духовной дочери графиня Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в 1822–1848 годах). Здания монастырские, особенно соборы – поражают своей массивностью и драгоценностью украшений: золотом, серебром, жемчугом и драгоценнейшими камнями. По богатству ризницы и церковной утвари, и вообще по благолепию – монастырь не уступает нашим Лаврам. Богослужение в нем отличается строгой церковностью и уставностью (с архиерейскими привилегиями настоятелей), пение столповое, редко где так исполняемое. В монастыре до 120 человек братии (с послушниками). Вид на монастырь из Новгорода и с озера – очарователен. Весьма красива колокольня монастыря, в три пролета с 32 колоколами, из коих наибольшие в 2100 пуд, 1140 пуд, 523 пуда, 267 пуд, 130 пуд и т. д. Звон их отличается редкой гармоничностью и силой. Существует несколько подробных описаний Обители, предлагаем благочестивым поклонникам наилучшее из них, по краткости, содержательности и интересности – известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева. Церкви Юрьева Монастыря: 1. Георгиевский Собор, в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца, с приделом в честь Святителя Феоклиста, Св. мощи коего в Соборе (праздники 23 Апреля, 26 Ноября, 23 Декабря и 23 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010