Смогири. Церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Николо-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Георгиевская церковь построена в 1894 г. на средства генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева (похоронен в церкви). Верхний престол в честь святителя Николая, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца. Действует. Кладка кирпичных стен лицевая. Бесстолпный одноглавый храм типичен для русского стиля, композиция двухэтажного здания очень живописна и во многом следует зодчеству 17 в. Высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте (глава не сохр.). Алтарь трехапсидный, крупная полукруглая средняя апсида завершена главкой на глухой шее. Короткие прямоугольные пристройки по бокам четверика и удлиненная трапезная (все с крутыми двускатными кровлями по фронтонам) придают композиции крестообразность. Асимметрию вносят трехъярусная четырехгранная колокольня и выдвинутое к северу крыльцо с открытыми арками на четырех столбах (прежде завершалось шатром). Лестница на ползучих арках соединяет его с тамбуром перед верхним входом в трапезную. Декор здания включает пучки полуколонок и лопатки с ширинками. Основной объем завершен аркатурно-колончатым фризом, поясом поребрика и ширинок, зубчатым карнизом. Широко использованы также полукруглые и килевидные кокошники, двойные арочки и треугольные фронтоны. Помещения храма в обоих этажах перекрыты коробовыми сводами с конхами в апсидах, а крыльцо с лестницей и яруса колокольни - крестовыми. Лишь над центральной частью во втором этаже поднимается сомкнутый свод со срезанными углами, опирающийся на мощные угловые пилоны и увенчанный барабаном главы. В лотках сделаны по два арочных оконных проема, выходящих в наружную аркатуру вверху четверика. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Смогири – дер., Присельское муниципальное образование, Кардымовский район, православная церковь – памятник архитектуры XIX в. Согласно списку населенных мест Смоленской губернии (1859 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00852

Супонево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в центре села Супонево над обрывом высокого берега Десны. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее — это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. Что касается современного храма в поселке Супонево, то его здание было построено вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан в 1828-1831 гг., но внутреннее благоустройство храма затянулось. Лишь в 1847 году был освящен придельный Алтарь во имя Святого Георгия Победоносца, а в 1852 году — главный алтарь во имя Спаса Нерукотворного. Храм не закрывался, за исключением 1941-43 гг., когда фашистские оккупанты устроили в нем конюшню. Из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге " Брянский Свенский монастырь " , изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году. Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее - это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. В 1790 году священником супоневской церкви был назначен уроженец села Толмачёво Евсей Петров. Благодаря его стараниям в Супоневе началось строительство каменного храма. В 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила сельская деревянная церковь за ветхостью была опечатана, а для совершения церковных нужд супоневцы должны были ездить за 10 вёрст в Тешеничи и Толмачёво. Тогда прихожане начали собирать деньги на строительство нового храма и здесь же соорудили печь для обжига кирпича. Для строительства потребовалось 30 тысяч штук кирпича. Был составлен план строительства будущего храма, подобралась команда строителей-каменщиков и работа закипела. Закладка фундамента состоялась в том же 1828 году, а само здание церкви было выстроено в 1831 году. Однако работы по внутреннему благоустройству затянулись, и только в 1847 году был освящён придельный холодный алтарь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1852-м - главный тёплый алтарь во имя Георгия Победоносца. С этого времени храм стал называться Спасо-Георгиевским.

http://sobory.ru/article/?object=05016

Тотьма. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1763. Перестраивалась в 1840-х и в 1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, г. Тотьма, парк им. Ленина Координаты: 59.97237, 42.76109 Проезд:Пешком от Торговой площади по Белоусовской улице метров 20, дойдете до парка им. Ленина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Георгиевская церковь находится на площади между улицами Торговой, Малой Садовой и Георгиевской и окружена бульваром, который по имени церкви и называется Георгиевским. Эта церковь существовала уже в XVI веке. В числе городских священников, которым был заказан сорокоуст в 1568 году после смерти преподобного Феодосия, упоминается и священник Георгиевской церкви Степан. Затем, последующие известия о ней находим в дозорной книге г. Тотьмы и его уезда 1620 года. Здесь сказано: " ...храм теплой - Егорей страстотерпец, а в нем деисусы и образа местные, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да место церковное Николы чудотворца Великорецково; храм сожгли литовские люди во 121 году (1613) " . Из этой выписки видно, что до 1613 года рядом с Георгиевской церковью существовала еще Никольская церковь, которую поляки при нападении на Тотьму в 1613 году и сожгли. Когда Никольская церковь была построена, неизвестно. Нет никаких сведений в дозорной книге и о том, была ли сожжена Георгиевская церковь поляками вместе с Никольскою или она осталась целою, или была вновь построена после нашествия поляков. В течение последующих пяти лет, с 1620 по 1625 гг., Никольский храм снова был построен и в писцовых книгах 1623-1625 годов уже описан вместе с Георгиевским: " От торгу идучи, меж Пробойные Большие улицы и Егорьевской - церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, а в церкви образов местных: образ Николы чудотворца на золоте, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрия; деисус с праздники и с пророки, двери царския и северныя на празелени; паникадило медное, крест воздвизальный, евангелие напрестольное - печать литовская, евангелисты серебряные; сосуды церковные древяные, ризы безинные (?), стихарь полотняной, патрахиль и поручи крашениннея; псалтырь, часовник, апостол, евангелие толковое - печать все литовская; два охтоя на восмь гласов, две треоди: постная да цветная, две минеи: декабрь да февраль, минея общая - печати все московския; златоуст, сборник, два трефолоя, ермолой, святцы с тропари и с кондаки - все письменные; две свечи поставных, вощаные, тощие, навощены красками.

http://sobory.ru/article/?object=50419

Федоровщина (Погост Камно). Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца , Никандра Псковского Год постройки:приблизительно 1600 - 1700. Адрес: Псковская область, Псковский район, Погост Камно, у деревни Федоровщина Координаты: 57.803864, 28.209543 Проезд: Можно доехать на машине, двигаясь из Пскова по рижской трассе А-212 (Псков-Изборск-Печоры). Не доезжая пятидесяти метров до указателя пос. Неёлово, (в летнее время - перед продавцом арбузов) поворачивайте направо и едьте в сторону больших антенн. Примерно через полкилометра указатель " Камно " и покло ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Можно доехать на машине, двигаясь из Пскова по рижской трассе А-212 (Псков-Изборск-Печоры). Не доезжая пятидесяти метров до указателя пос. Неёлово, (в летнее время - перед продавцом арбузов) поворачивайте направо и едьте в сторону больших антенн. Примерно через полкилометра указатель " Камно " и поклонный крест слева - на этой развилке поворачивайте налево на грунтовку. Доезжаете до ворот погоста и оставляете машину в на парковке слева. Для пеших паломников Погоста Камно: Проезд: Авт. от Пскова NoNo 7, 15, 115, 122, 126, 129, 130. По Рижскому шоссе до ост " д. Подосье " . Поворот направо до знака " Камно " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Название погоста происходит от слова «камень», ибо по этой местности много лет назад прошел большой Валдайский ледник. В связи с этим образовалась река Каменка, у истоков которой и выстроено в древние времена городище. Оно находилось между двух русел, как бы на полуострове, высота склонов которого достигала более 10 метров. Река была полноводной, и по ней ходили суда. Период расцвета городища приходится на VIII - X век. До упоминания Пскова в летописи жизнь здесь буквально «била ключом». Сохранилось предание, что недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Первые упоминания о Камно в летописи связаны со сражением в 1239 г., когда псковичи крепко «избили Литву на Камне». Спустя год немецкие рыцари с помощью предательства завладели Псковом, но уже в 1242 году потерпели сокрушительное поражение на льду Чудского озера от дружин Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Веретьево. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь " Большой Егорий " представляет собой рубленое в 1778 году и обшитое тесом здание клетского типа с шатровым завершением. Имевшиеся ранее галереи не сохранились. Храм - памятник архитектуры. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. - М., 1999 Из писцовых книг Дмитровского уезда начала XVIII в. известно, что «в Повельском стане вотчине Борисоглебского монастыря, что в Дмитрове на посаде, погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус». В Московском областном архиве есть запись Дмитровского Духовного правления от 1778 года: «Дело о разрешении Переславской духовной консисторией освятить на прежнем антиминсе вновь построенную деревянную церковь великомученика Георгия в с. Веретие Дмитровского уезда 16 (29) ноября 1778 года». Однако в последующем церковь, видимо, функционировала с перерывами. Во всяком случае, в некоторых изданиях (например, книга Огородникова, Веретьево указано как деревня. Не упомянута эта церковь и в списке церквей Московской епархии Благовещенского. Однако в церкви служили и после революции, а закрыта она была только в 30-х годах XX века. Во время войны галерея, опоясывающая церковь, была вырублена на дрова (показания местных жителей). В настоящее время памятник бесхозен, в него легко проникнуть и существует опасность как его преднамеренной пор-чи, так и пожара. Церковь включена в каталог «Памятники архитектуры Московской области» и описана в книге Б. Зайцева и П. Пинчукова «Солнечные узоры». В конце XIX века здание обшито тесом, шатер и крыши здания покрыты железом. В 1942–1943 годах уничтожена открытая галерея вокруг церкви. В последнее время поврежден пол. Здание оставлено открытым и без какой бы то ни было охраны. Специалисты дают высокую оценку общественной, на-учно-исторической и художественной значимости памятника – это выдающийся памятник деревянной архитектуры XVIII века, сохранивший в красоте общей пространственной композиции, в мастерстве строительных приемов, в умении выявить красоту материала высокие традиции древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=03837

Лысково. Храмовый комплекс. Собор Вознесения Господня и церковь Георгия Победоносца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1814 и 1838. Адрес: Нижегородская область, г. Лысково, переулок Шапошникова, д. 7. Координаты: 56.042118, 45.044074 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Лысково, одно из старейших поселений Нижегородской области, в 2020 г. отметило свой 610-летний юбилей. Основной достопримечательностью города по праву считается комплекс кафедрального собора Вознесения Господня, памятника градостроительства и архитектуры XIX в. регионального значения. Данный комплекс является центральной составляющей одного из немногих архитектурных ансамблей торговых площадей эпохи классицизма начала XIX в., сохранившихся на территории Нижегородской области. Из 5-ти существующих объектов комплекса действующим является Георгиевская церковь, остальные требуют восстановления. Кафедральный собор Вознесения построен в 1814-1838 гг. как летний на средства князя Г.А. Грузинского, звонница была сооружена над одним из окружающих храм Г-образных торговых корпусов. Закрыт в 1933 г., использовался как склад, водонапорная башня. Реставрируется с 1980-х годов. Церковь Георгия Великомученика - утепленный храм Вознесенского прихода, устроенный в 1814 - 1815 годах. Построен на средства князя Г.А. Грузинского. Закрыт в 1930 году. Несколько лет в помещениях храма располагался местный краеведческий музей. Церковь возвращена верующим лишь в 1992-м, в этом же году храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским и тогда здесь возобновились богослужения. По материалам: Ансамбль Вознесенской церкви играет главную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города Лыскова, прежде являвшегося владельческим селом. Его возведение связано с именем князя Георгия (Егора) Александровича Грузинского, которому в конце XVIII века – первой половине XIX века принадлежала большая часть этого крупного торгового поселения, расположенного на волжском пути. В 1808 году в Лыскове насчитывалось 514 дворов, и проживало около 5 тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=60421

Муром. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Находилась на северо-восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая, одноапсидная с трапезой и колокольней. Закрыта в 30-е г.г., снесена в 1936 г. Георгиевская церковь находится на северо-восточной окраине города Мурома на берегу р. Оки, " в Кожевниках " , как значится в старинных актах. Упоминается в первый раз эта церковь в сотной выписи г. Мурома 1574 г. Описание этой церкви находим в описи Бартенева 1637 г. " За осыпью в Кожевниках на берегу под горою церковь великого страстотерпца Георгия с приделом св. страстотерпцев Бориса и Глеба древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великомученника Христова Георгия на празелени, венец и гривна серебреные, басменные, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии, да образ великого чудотворца Николы - оба на празелени. У них венцы и гривны серебреные, оба на басменые, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Крест Воздвизальный обложен серебром. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус да девять образов - все писаны на празелени. Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в приделе Божия милосердия образ местный великих страстотерпцев Бориса и Глеба. Да на той же доске писан благоверный князь Владимир. А был тот образ обложен серебром и тот ободрали литовские люди как приходил Лисовский. А у святых страстотерпцев Бориса и Глеба венцы и гривны серебреные позолочены, басменые. Да образ местный же Покров св. Богородицы на празелени, да образ преподобных отцов Сергия и Никона радонежских чюдотворцев на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да в церкве книг: Евангелие напрестольное письменное, а евангелисты медные, Триодь цветная, другая Триодь постная обе письменные. Шестодневник да охтай письменные же. Два Пролога да сборник да Апостол, да Трифоль письменная ж. Евангелие толковое печатное, Псалтырь печатный же, печать московская, служебник печатный ж. Да в церкви кадило медное да на колокольнице четыре колокола, а в них весу пуд с полтритьяцать.

http://sobory.ru/article/?object=47143

Придворные Места (Пермогорье). Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Прямоугольный в плане сруб несет на себе еще один — крещатый, завершенный крещатой же бочкой. Но вместо обычных в таком случае одной или пяти глав сооружение увенчано только тремя. С 1665 г. — с момента постройки и до 1875 г. она стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво». из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. Церковь святого Георгия в Пермогорье Село Пермогорье расположено немного к северу от города Красноборска Архангельской области, «на высоком левом берегу Северной Двины, может быть, самом высоком и живописном на всем ее протяжении» Первые упоминания о нем относятся к 1379 году. Примерно в это время здесь появилась и первая деревянная церковь. Сведений о ней почти не сохранилось. Местность издревле славилась необыкновенной красотой северной природы и местными росписями разнообразных предметов крестьянского быта. С 1657 по 1788 годы село относилось к Вологодской и Белозерской епархии. В дальнейшем название епархии не раз менялось, но географически село продолжало принадлежать к Сольвычегодскому уезду Архангельской губернии. В наши дни от центра многих ремесел и промыслов осталось лишь заброшенное село, главным украшением которого путешественники называют два старинных храма: каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 годы) и деревянный – Георгиевский (1665 год). В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах: «По Пермогорской Воскресенской церкви: деревянная холодная церковь построена 1665 г., а освящена 1666 года. Вид оной шатровый, о трех главах на церкви. Внутри оной два придела отделенные один от другого переборкой. По правую сторону придел во имя великомученика Георгия, а по левую святых мученик Флора и Лавра. Иконостас самый простый о двух ставах, а все иконы в оной древние, писанные к освящению сего храма - к 1666-му году, но кем именно неизвестно». Согласно представленному описанию, можно заключить, что первоначально Воскресенской называлась деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, это название утвердилось уже в XVIII веке, после возведения каменного храма. О нем приведены лишь краткие сведения: «Главная каменная двухэтажная - теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет»

http://sobory.ru/article/?object=05077

Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца при Георгиевской общине сестер милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Конец 60-х и начало 70-х годов XIX в. ознаменованы самыми полезными и капитальными благотворительными учреждениями со стороны Всероссийского общества Красного Креста, руководимого его покровительницей Государыней Марией Александровной. В промежуток этого же времени были открыты обществом Красного Креста фельдшерские женские курсы в 1870 году, а II и V комитетами общества, по соизволению государыни Марии Александровны и под покровительством императрицы Марии Федоровны, была осуществлена заветная идея графини Е.Н. Гейден, одной из главных представительниц помянутых комитетов, т.е. было положено начало общины св. Георгия сестер милосердия, имеющей целью безвозмездное пользование больных и раненых в военное и мирное время. Первоначальное, весьма скромное по размерам учреждение это, по желанию великой княгини Елены Павловны, приютилось при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, отчасти потому, что средства нового учреждения еще не позволяли приобрести собственного помещения, а главное для того, чтобы впервые набранный контингент сестер мог приглядеться и приучиться к уходу за больными под руководством опытных уже сестер Крестовоздвиженской общины... В 1871 г. община перешла в приобретенный в собственность дом от лейб-медика Нароновича, на Петербургской стороне, по набережной реки Большой Невки. Тут почва для благотворительной деятельности общины оказалось наиболее пригодной: берега реки Большой Невки застроены множеством разнообразных фабрик и заводов, привлекающих десятки тысяч рабочего люда, для которых община явилась ключем живой воды для исцеления их болезней и неизбежных увечий при фабричной работе. Теперь община св. Георгия, из первоначальной маленькой больнички на 8 кроватей, выросла в обширное с вполне правильной организацией, занимающей целый большой четырехэтажный каменный дом, и где увеличение числа больных и сестер вызвало потребность в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=24687

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века… И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи. О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.      — Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками? — Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов … Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром…), и даже не единственным святым воином — вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата… Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно — настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси. Древнерусская икона святого Георгия. Чудо Георгия о змие. XVI в. Собрание Государственного Русского музея (ранее – собрание Чириковых)      Святой Георгий. Около 1486 г.

http://pravoslavie.ru/93135.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010