Пот и труды братий принесли плоды. «Уютная двухэтажная калива была воздвигнута с келлиями, приемной, иконописной мастерской, величественной галереей с видом на море и с прекрасным храмом на нижнем этаже в честь преподобных отцов, на Афоне просиявших, – радость и украшение этой каменистой, бесплодной горы, подобно белоснежной лилии, произросшей на камне и источающей святость и мир» (Мораитидис). Необходимо заметить, что во время строительных работ не прекращались всевозможные препятствия и искушения. Враг не хотел устроения обители. Помимо всего прочего, Великая Лавра, которой подчинялась калива, обвинила отца Даниила в том, что это строительство служит пропагандистским планам русских! В какой-то момент, когда искушения достигли крайнего предела, братия даже хотели покинуть Катунаки. «Горести и скорби окружали нас, – писал первый ученик старца Даниила, – нигде не могли найти мы прибежища и поддержки. Всюду тьма, везде безнадежность». Но все же искуситель был постыжен. Многие препятствия благополучно разрешились чудесным образом, о чем мы расскажем ниже. В 1904 году было решено построить большое здание. Архитектор Георгий, албанец по происхождению, начал закладку фундамента. Но из-за обвинений и клеветы Лавра отменила разрешение на строительство, и работы прекратились на шесть месяцев. Когда же вновь было получено разрешение, Георгий был уже занят где-то в другом месте, и работы поручили мастеру Василию, также албанцу, который до этого работал на русском подворье в Карее. Это был замечательный мастер и отличный инженер. Он тщательно изучил грунт, где предыдущий мастер положил фундамент, и нашел его непрочным. Мастер стал копать дальше и только на глубине 2,5 метра обнаружил твердый камень. Таким образом, большое здание было заложено на твердом и прочном основании, и, кроме того, образовалось пространство для обширного погреба, который как раз был необходим для устройства складского помещения. В этом видится чудо Промысла Божия. Неблагоприятное Он обратил в противоположное. Неисповедимы суды Господни!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспоминается прекрасный ответ преподобного Серафима Саровского . Он жил в уединении. А многие тогда уже предпринимали паломничества в Святую Землю и пешком ходили в Иерусалим, на Афон. Так вот, паломники приходили к нему и его увлекали – с собой звали. Что ты, мол, тут сидишь, когда вон там такое!!! А батюшка Серафим отвечал: «Чада, поверьте, у меня и Иерусалим здесь, и Афон». Он жил этим, душа его была обогащена переживанием, которое он получил путем вживания в наследие афонское или наследие Иерусалима, где Гроб Господень. Потому он и говорил, что у него все есть и не надо ничего еще искать где-то. В этом, собственно, и состоит духовное богатство, которое ничто не может отнять у человека – ни расстояние, ни какие-то трудности. И это сокровище, обретенное трудами подвига человека, всегда с ним. Это то богатство, которое никогда не теряется. И еще: есть у старца Паисия Святогорца такое высказывание: «Современный человек должен быть фабрикой добрых мыслей». Какое слово, Боже мой! Да, где-то мелькнет в нас добрая мысль – на полчасика, потом опять мрачные тучи поползли. А человек ведь должен быть фабрикой добра. Фабрика не останавливается, она производит продукцию постоянно. Это указание на тот источник, который постоянно действует в человеке: мысль, направленная на добро, вера в добро, вера в то, что человек преобразится в своей жизни. Этот источник – мысль, которая совершенно преодолевает в нас много ветхого, похотного, нечистого. Добрая фабрика! Она, работая, принесет нам много радости. Протоиерей Георгий Бреев. Фото: В. Ходаков/Патриархия.Ru – А сегодня вовсю работает иная фабрика – индустрия радости, индустрия успеха. Рекламные баннеры, с которых широко улыбаются счастливые люди, приглашают на всевозможные тренинги, где обещают научить успеху, процветанию, радости. В чем опасность такого подхода к радости? – Если в человеке нет какой-то глубины духовной жизни, то ему нужно найти ее во внешнем мире, во внешних проявлениях. В тех обстоятельствах, которые воссоздают или открывают картины, никогда, может быть, не виденные. Но надо понимать, что эта индустрия не дает ничего подлинного. Человеческий разум – это испытующий инструмент, он может понять и само явление, и положительные его стороны, и относительность его. Вот минута сейчас прошла, я что-то увидел, получил какие-то впечатления, но отошел – и впечатления стерлись, не остались со мной. Возможно, они на какое-то время даже увлекли меня, но я теперь о них и не вспоминаю, потому что они внешние, они иллюзорные. А внешняя жизнь и бьет именно какими-то эффектами, разрабатывает эти эффекты. Хочет сказать: вот здесь глубина и подлинность, – а на самом деле там подлинности нет. Вот иллюзорность мира, иллюзорность временного.

http://pravoslavie.ru/91708.html

Все остальное в феврале – все детали его демократических программ, вся его полу-якобинская, полу-марксистская фразеология, неуверенная тактика – будут забыты и получат историческую амнистию. Но как забыть, что на рубеже новой исторической эпохи, на рубеже нового «тоталитарного» деспотизма, нависшего над миром, февраль в последний раз развернул знамя свободы? Настанет время – мы не знаем, близко ли оно, когда растоптанный, униженный человек (ведь, он, в конце концов, не термит, а бессмертный дух!) взбунтуется и потребует своих прав: уже не на пищу, не на спорт, не на зрелища, а на мысль, на свободу, на нравственную ответственность. Это первое пробуждение человека и будет воскресением февраля – в России. Вероятно, немало времени пройдет, пока духовные принципы свободы найдут свое выражение и в общественной жизни. Для этого и февралю придется повозиться, как Николаю-угоднику, над завязшей в грязи телегой русского мужика 2 . Придется сделать выводы политического реализма из горького опыта поражений. Новый февраль будет тверже, суровее. Никто не может упрекнуть его в толстовском непротивленчестве. Но, обнажая меч власти для обуздания зла, он не забудет, что этот меч поднят, в конечном счете, для защиты человека и стоящей над ним правды. В этом различие между духом февраля и духом всех октябрей, абсолютизирующих чисто социальные ценности. Для кого нет ничего выше рабочего класса или Великой России, те не остановятся ни перед чем ради своего идола. Насилие не только не отвратительно для них, но даже является настоящим источником злой радости. Ведь в основе всякого социального коллектива – класса или государства – живет пафос силы, а сила любит ощущать себя в насилии. Вот почему мы видим сейчас, как дух ленинского имморализма оживает в стане реакции. Точно старый большевизм, издыхающий в России Сталина, нашел для себя новую телесную оболочку. Так умирающий Святогор вливает, вместе с могильным дыханием, чудовищную силу свою Илье. В стане контрреволюции происходит настоящий процесс обольшевичения. Мало сказать: все средства хороши. Люди убеждены, что низость или жестокость средств является прямой гарантией успеха. Чем гнуснее, тем надежнее. «Мы не слюнтяи. Для нас перевешать 2–3–5 миллионов – плевое дело». Так растут у пня поваленного белого движения ядовитые грибы новой всероссийской чеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

– Помню тоже этот момент в беседе со старицей-схимонахиней. Она была немногословная и четкими, почти рубленными фразами говорила: «Внешняя неприметность – духовная красота». И понимаешь, что ресурс-то твоего времени жизни, внимания ограничен – на что ты его потратишь? – Аскеза созидательна – отсекает второстепенное ради существенного. – Вы же, кстати, этот момент точь-в-точь в одной из своих книг описали. Будто в каком-то смысле книги написаны в соавторстве с батюшкой? – Отец Георгий меня и как журналистку курировал. Всё, что писала, показывала ему, он читал, делал замечания. А на какую-то круглую дату святителя Феофана Затворника он мне сказал: «Давайте разделимся: вы будете в светских изданиях писать о святителе, а я в церковных, чтобы нам как-то пополнее осветить юбилей». Я ему показывала, что писала, – мы обсуждали. Он мне и свои книги о святителе Феофане давал на редактуру. Батюшка все-таки не писатель, у него могли быть какие-то повторы и т.д. Тут уже я ему осторожно помогала. – С тех пор и полюбили святителя Феофана Затворника ? – Да, я практически всего его прочла. У него потрясающий слог без всякой зауми. – Святитель Феофан говорил: всякая наука есть холодило, в том числе и богословская. А сам старался потеплее, от сердца писать. – Его сочинения – просто кладезь. Читаешь – и настолько очевидны параллели с современностью. Вот он, например, писал про то, что на Россию было попущено нашествие Наполеона за то, что русская знать слишком увлеклась на тот момент уже секулярной французской культурой, в салонах исключительно на французском изъяснялись так, что и знали его иногда даже лучше родного. – Клин клином вышибают. А в наше время после засилья американского масскульта тоже ведь конфронтация в острую фазу зашла! – Всё не случайно. – А у вас есть еще любимые святые? – Вообще, любимые святые – это те, с кем ты связан. Я еще преподобного Паисия Святогорца очень люблю. В свое время мне предложили быть главным редактором издательства «Святая гора». Мы тогда стали публиковать его труды – эти известные «Слова» в белых обложках. Причем начали со второго тома «Духовное пробуждение». Был и первый том, но второй по содержанию казался нам ближе. А потом мне даже захотелось о нем детям рассказать – написала для них книжечку «Депутат от Бога».

http://pravoslavie.ru/152845.html

На основании доклада В.Сергиенко, С.Карин 9 апреля 1943 г. подготовил в Старобельске развернутую записку об опыте работы резидентур Харькова для НКГБ Общественные настроения меняются, писал ветеран «тайного фронта». Сказываются победы Красной Армии, «колониальная политика» врага, и то, что немцы нередко бросают при отступлении своих пособников. Поэтому последние могут охотно пойти на вербовку чекистами в целях личного же спасения. Одной из основных стала рекомендация провести вербовки националистов в Киеве, Ровно, Львове. Тут полковнику и дали «карты в руки»... «Успех достижим только через доброжелательность...» В 1944 г. С.Карин продолжил работу в центральном аппарате Наркомата госбезопасности (НКГБ) Украины на должности заместителя начальника того же 4-го Управления. Само это подразделение ликвидировали приказом НКГБ СССР от 6 июля 1945 г. Его оперативный состав обратили на укомплектование 1-го (разведывательного) Управления, а также 2-го (контрразведывательного) Управления НКГБ Среди будущих ответственных работников внешней разведки, служивщих ранее в 4-м Управлении, назовем Д., будущего «куратора» ликвидатора С.Бандеры - спецагента Богдана Сташинского, молодых офицеров, отличившихся в разведоперациях по освобождении стран Восточной Европы - А.Радула, А.Святогорова, П.Черняка и Разумеется, спецслужба в полной мере продолжала заниматься религиозной сферой, полковник (с 1945 - генерал-майор) НКГБ СССР Георгий Карпов возглавил Совет по делам РПЦ при Совнаркоме (СНК) СССР, бывший начальник антирелигиозного отдела ОГПУ-НКВД СССР (в 1929-1935 гг.) полковник Иван Полянский став во главе Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. В Украинской ССР этим «участком» ведал тогда 4-й отдел 2-го Управления. В 1944 г. замначальника этого отдела назначили подполковника Виктора Сухонина (работавшего ранее по линии защиты экномики в УНКГБ по Горьковской области, и в 1950-1960 гг. возглавившего «религиозное» подразделение МГБ-КГБ УССР). Сам С.Карин во 2-е Управление (заместителем его начальника) перешел только в 1945 году. Наверняка, «знания и умения» ветерана «церковной линии» способствовали освоению В.Сухониным нового участка оперативной деятельности. К слову отметим, что режим работы аппарата госбезопасности даже в «тылу» был весьма напряженным. 19 мая 1944 г. приказом по Наркомату госбезопасности УССР установили такой распорядок работы оперативного состава: рабочее время с 10 до 17.00, и с 20 до 01.00. Вечер субботы отводился для «повышения общего и политического уровня».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/10/hoc...

Любительскую критику TextusReceptus – мол, неправильный текст, искаженный в Византии – легко пресечь. Для этого нужно предложить публике вопрос: «... несомненно, что все древние рукописи не содержат историю о взятой в прелюбодеянии – Ин 7:53–8:11 (только не надо спорить, это и без NA27 очевидно). И стиль ее – не иоаннов. Кто согласен предложить выкинуть этот отрывок из Нового Завета?». И воцаряется сконфуженная тишина. Действительно, перикопу эту сохранили в своем «переводе нового мира» даже Свидетели Иеговы. В результате такой работы выигрывают все. Харизматы (относительно пассивное большинство, «хозяева» сообщества) задумаются о проблемах библеистики и роли традиции в становлении текста и канона Библии. СИ (или мусульмане или иные представители активных «меньшинств», с которыми велась целенаправленная работа) получат интересный материал для размышлений и возражений. Возросшая православная активность сообщества привлечет к сообществу внимание православных, которые ранее группу игнорировали. А после появления единомышленников работа сообщества перейдет на качественно иной уровень и по активности, и по разрабатываемым темам (то есть дойдет и до крещения младенцев, и «поклонения костям», и проч. того же типа) – и создателям группы придется утешаться испанской поговоркой «когда идешь за шерстью, гляди, как бы самого не обстригли». Околоправославная тематика Суеверия: изничтожение путем визуализации их нецерковных корней. Противодействие их продвижению со стороны околоправославной публики. О «последних временах»: исторические примеры эсхатологических истерик при обязательно указании, что «времена всегда последние ( 1Ин 2:18 ), – ну и что с того?». «Сетевое младостарчество» (поскольку здесь помогут рассуждения о старцах как несвященнической категории, напр. о Паисии Святогорце , неплохо провести также и разбор понятия «царственное священство», 1Пет 2:9 ). «Ряженые» монахи и т.п. (активный сетевой мошенник-младостарец, «настоятель семи монастырей» архимандрит Илья Вашакидзе был разоблачен лишь после обращения православных сетевых деятелей с запросом к митрополиту Батумскому Димитрию Шиолашвили).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

3 . Пятидесятники иногда заявляют, что они говорят на «ангельских языках», поэтому, мол, их никто из людей и не понимает. Однако любой язык – это средство коммуникации, он нужен для передачи информации и для этого должен обладать определенной структурой. Наличие этой структуры легко определить даже не зная языка. Глоссолалии пятидесятников много раз записывали, расшифровывали и изучали лингвисты. Вердикт был неутешителен: произносимое ими вообще не имеет структуры языка. 4 . Многие пятидесятники, впавшие в тяжкие грехи, например, наркоманию, блуд и т.п., продолжают «говорить на языках» как прежде. Где же тут Дух Святой? Действительно ли это в таком случае Его дар? 5 . Явление, аналогичное пятидесятнической глоссолалии, встречается в нехристанских религиях и в шаманских практиках. «Ф.Д. Гудман принимала участие в углубленных исследованиях глоссолалии. Она сообщает, что глоссолалия наблюдается у «эскимосов, саами, чукчей, остяков и эвенков, которые в своих ритуалах пользуются тайным языком, представляющим собой смесь бессмысленных слогов». Существует множество примеров глоссолалии, на всех континентах в рамках национальных религий... Л.К. Мэй отмечает, что глоссолалия в нехристианских религиях встречается в «Малайзии, Индонезии, Сибири, Китае, Японии, Корее, Бирме и в других местах». Также активно она присутствует в африканских племенных религиях» 6 . Таким образом, глоссолалия пятидесятников это не тот дар языков, который имели апостолы, это не дар Святого Духа, это вообще не дар и это вообще не языки. При этом в Православии настоящий дар языков, как было у апостолов, сохранился, хотя и проявляется очень редко. Например, в ХХ веке у преподобного Паисия Святогорца был этот дар. Известно о случае, когда он говорил по-французски с французами. И еще о двух, когда он говорил по-английски с паломниками из англоязычных стран. Во всех случаях не было переводчика, но у людей была нужда в разговоре, и Дух Святой дал старцу дар совершенно говорить на их языке, хотя сам по себе он говорил только по-гречески и никогда других языков не учил. А в XIX веке такой же дар языков был отмечен очевидцами у другого афонского подвижника – схимонаха Мартиниана. “Будучи греком, русского языка он не знал, но часто нас русских обличал, и давал душеполезные наставления. Иногда по-русски говорил так, что и русскому так не сказать, а после опять ничего не понимал по-русски, так что мы очень удивлялись” 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Скачать epub pdf Часть 1 5 декабря 2013 «Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса. Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы. Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon 1 , который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом. Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст , и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками 2 . Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран. Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Скачать epub pdf 13 декабря 2013 С начала 1970-х годов в Афонской Республике наблюдается не только рост населения, но и наличие признаков, свидетельствующих о ее возрождении. Разумеется, своеобразие этого общества не позволяет оценивать его только на основании стандартных статистических показателей, которые применяются по отношению к мирским сообществам. Глубина внутренней жизни человека, и в особенности монаха, находится за рамками социологических исследований. Тем не менее, и статистические данные имеют определенное значение. После катастрофического уменьшения числа святогорских монахов, которое началось главным образом в период между двумя мировыми войнами и достигло апогея в первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны, в 1972 году в первый раз это число не уменьшилось, а увеличилось на одного человека по сравнению с предыдущим годом. Так, в 1971 году на Святой Горе насчитывалось 1 145 монахов, а в1972 годуих стало 1 146. Численно незначительное, но важнейшее по сути своей это увеличение числа афонских монахов непрерывно продолжается до сих пор. Спады, которые были отмечены в течение этого периода роста, были следствием высокого показателя смертности, который был неизбежен для состарившегося к тому времени населения Афонской Республики. Таким образом, с 1972 по 1992 год, когда производилась последняя перепись, на Святую Гору пришло 935 новых монахов. Другими словами, в этот период на Афон приходило в среднем по 47 новых монахов в год, то есть 3,5% от общего числа насельников. Если учесть, что рождение новых граждан Греции, соответствующее приходу новых монахов на Святую Гору, составляет порядка 1%, становится ясно, что процент роста афонского населения является весьма высоким. Кроме того, образовательный уровень монахов значительно превышает средний уровень образованности населения Греции. Сегодня на Святую Гору, для того чтобы принять монашество, приходит множество выпускников, окончивших высшие учебные заведения по разным научным направлениям. Для сравнения отметим, что если за пять лет с 1960 по 1964 год на Святую Гору пришло всего три выпускника высших учебных заведений (2,8%), то сегодня число дипломированных специалистов на всей Святой Горе достигает 20%. Из них примерно половина имеет дипломы богословских факультетов, а прочие – дипломы по другим специальностям. Число монахов с незаконченным общим средним образованием не превышает 2%.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

4 . Наконец, само существование святогорского монашества имеет огромную важность для пребывания в церковном предании. Из истории Церкви известно, что монашество во многих случаях осуществляло критический контроль и брало на себя сохранение церковного предания в случаях его нарушения или искажения. В частности, в истории афонского монашества может быть отмечено движение исихастов XIV века и движение колливадов XVIII-XIX веков, которые обновили опытное богословие и литургическую жизнь Церкви. С другой стороны, и само монашество постоянно подвержено риску закоснеть в непреклонном консерватизме, который мешает естественному развитию церковной жизни. Отсутствие живой духовной жизни непременно ведет к обрядоверию или духовному ожесточению. Поэтому настоящее монашество всегда ценно для церковной жизни. Оно может предупредить отступничество и сохранить хрупкое равновесие. Характерным примером является позиция Святой Горы в отношении календарного вопроса (старый и новый стиль), который вызвал раскол в Элладской Церкви. За исключением так называемых зилотов, которые вследствие смены календаря откололись от Вселенского Патриархата и Элладской Церкви, Афонская Республика оставила для себя старый стиль, но сохранила общение со Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью , которые приняли григорианский календарь, поскольку считали этот вопрос вторичным и не догматическим. Однако наряду с практическим существует и не менее важное символическое влияние Святой Горы. Относительно него мы можем отметить следующее: 1 . Монашеская республика на Святой Горе является древнейшим из существующих ныне демократических образований. В ней воплощается весь христианский мир и собраны все формы, которые принимало православное монашество за историю своего существования. Благодаря своей долговечности и вселенскому составу братии Святая Гора является символом единства и многообразия Православной Церкви. В то же время она – живая культура, которая сформировалась под влиянием христианства в ходе истории. Святую Гору можно назвать живой Византией наших дней. И это позволяет посмотреть на современную культуру с абсолютно иной точки зрения. В частности, общежительный образ жизни монахов являлся и продолжает являться для православия идеалом не только церковной, но и общественной жизни. Именно поэтому дух общежития характерен не только для монашеской, но и для общественной жизни православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010