Будучи студентом третьего курса академии, о. Георгий Шавельский начинает служить в церквях военно-духовного ведомства, а именно – назначается настоятелем Суворовской Ихончанской церкви при Императорской военной академии Генерального штаба. Находясь на этом служении, о. Георгий в 1902 году оканчивает Духовную академию со степенью кандидата богословия. Начальником Императорской военной академии был в ту пору генерал-лейтенант Владимир Гаврилович Глазов, который тепло принял молодого священника, ввел его в круг своих сослуживцев и по-отечески относился к нему в дальнейшем. О. Георгий остался искренне благодарным генералу Глазову и не забывал его в своих молитвах и письмах к нему, оказываясь впоследствии в различных уголках России и даже в самом пекле военных действий. В начале 1904 года священник Георгий Шавельский отправляется на фронт русско-японской воины. Вместо предполагавшегося ему местом служения Порт-Артура он, по воле Божией, попадает в форт Инкоу полковым священником и сразу же принимается за нелегкий пастырский труд. «Я приехал в свою дивизию в добрую минуту, – пишет о. Георгий в первом письме с фронта генералу Глазову. – Обрадовались мне, как самому дорогому гостю, и войска и местные жители 286 : у первых не было ни одного священника, вторые уже два года не видели священника, хоть и имеют около станции церковь . Дела для меня нашлось сразу страшно много, так как большинство не говело. Служил каждый день и каждый день исповедал и приобщал сотнями. Подаренные мне Крутовым разные церковные вещи сослужили громадную службу. Я и представить не могу, что бы я делал, если бы приехал без них. В церкви вещей никаких не оказалось...» 287 Неверным будет утверждение о том, что священник Георгий Шавельский прибыл на фронт исключительно как требоисправитель, в чьей помощи давно нуждались русские воины и поселенцы. С первых же дней пребывания в Инкоу о. Георгий проявляет себя и как стратег, умело оценивающий окружающую обстановку, – он пишет не только о недостатках церковной жизни войск (например, о том, что в полках также отсутствовали необходимые для совершения богослужения предметы), но и о царящей вокруг неустроенности частей русской армии, где встречались и случаи неукомплектования оружием, подмечая, что «японцы лишь случайно не воспользовались нашими оплошностями» 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

762 . Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник – новоявленный святой русской православной Церкви//Москва. 1991. 8. 171–175. 76З. Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни//БТ 1992. 31. 34–61. 764 . Георгий (Тертышников), архим. Учение святителя Феофана Затворника о влиянии злых духов на род человеческий//Троицкое слово. М. 1992. 7. 15–24. 765 . Георгий (Тертышников), архим. Священное Предание и творения Святых Отцов: По творениям святителя Феофана Затворника //АО 1996. 3(11). 140–146. 766 . Георгий (Чертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие//АО 1997. 2(13). 767 . Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М. 1999. 569, ил. 768 . Гумеров Ш. А. Говоров Георгий Васильевич//Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М. 1992. 1. 590–591. 769 . Депутатов Н. Ревнитель благочестия 19-го века епископ Феофан Затворник . Харбин 1938. же://Правосл. путь. Церковно-богословско-философский ежегодник. Нью-Йорк 1971. 25–61. 2 Джорданвилль 1971. 770 . Зяблицев Георгий, свящ. Молитва или медитация? Размышления о молитве в письмах святителя Феофана Затворника //Миссионерское обозрение. 1997. 10. 20–23. 771 . Иоанн (Снычев), митроп. Ключи разумения епископа Феофана. Самара 1997. 1. 309. 2.334. 772 . Клавдиан, архим. Преосвященный Феофан, Вышенский затворник//ЖМП 1953. 1. 49–54. 773 . Ключарев А. С. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность. По поводу 10-летия со дня его кончины//ПС 1904. 2. 392–406, 632–670, 816–873. 774 . Корольков И. Н. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и полковник С. А. Первушин в их взаимной переписке. К столетию со дня рождения епископа Феофана//ТКДА 1915. 56:5. 94–108. 775 . Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова). (К годовщине кончины его)//БВ 1895. 1:1. 82–111. 776 . Кротков А. Святитель Феофан Затворник и нравоучительные изречения из его творений. 2 М. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Многие посещали Георгия в темнице, подкупая для того сторожей, и просили у него наставлений. Георгий говорил им об истинном Боге, увещевал отстать от идолопоклонства, и множество язычников обратилось ко Христу, Приносили также в темницу больных, которых Георгий исцелял молитвою. Приговоренный к смертной казни, Георгий накануне кончины своей был утешен явлением Спасителя, Который ободрил его и обещал ему блага небесные. Святой упросил темничного сторожа допустить к нему одного старого слугу своего, который проводил дни и ночи у ворот темницы. Слуга со слезами припал к ногам своего господина. Георгий утешал его, просил исполнить завещание его об имуществе и простился с ним. Перед самою казнью Диоклитиан, все еще надеясь склонить Георгия к отречению от Христа, стал предлагать ему богатые дары и высокие почести, если он согласится отказаться от веры своей. Вместо ответа Георгий предложил ему идти в храм Аполлона. Диоклитиан обрадовался, думая, что мученик послушался его; но в идольском храме, среди многочисленного собрания, Георгий стал доказывать ложь и суету язычества и молитвою сокрушил идолов. Царица Александра, услышав о том, что делается в храме, не захотела далее скрывать своего обращения. Она пришла в храм и громко воскликнула: «Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты Бог истинный и всемогущий!» С этими словами она бросилась к ногам мученика. Разгневанный Диоклитиан осудил жену свою на смерть и велел вести ее вместе с Георгием к месту казни. С поднятыми к небу глазами и с молитвою на устах шла царица на казнь. Дорогою, остановившись от усталости, она попросила воинов, чтобы они позволили ей отдохнуть немного, и прислонившись к стене, предала душу Богу. Георгий, при виде такой тихой кончины, прославил Господа и, пришедши на место казни, спокойно склонил голову под секиру палача. Св. великомученик Георгий называется победоносцем, потому что дважды явился победоносцем, так как он не знал поражения во многих боях с врагами императора, наконец, победил и самого императора, – победил сперва свою признательность ему, свою привязанность, свою любовь к своему благодетелю, второму отцу, источнику необычайного счастья, свою надежду занять со временем римский трон, а с ним и единовластительство над вселенною. Это была самая тяжелая победа. А за нею перенести все адские муки – стоило уже немного. Встретить же мученическую за Иисуса Христа смерть уже было даже отрадою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный имел двух дядей по отцу, они были монахи и жили в Хахульском монастыре. Один из них, по имени Георгий, звался писателем, потому что был некогда начальником над писцами в царской книгописне. Другого, младшего, звали Саввою. Оба, будучи богатыми вельможами, были и добрыми монахами. Узнав о том, что племянник их вступает по воле Божией на стезю иноческой жизни, они попросили Иакова привезти его к ним, что тот и исполнил. Воспитывать его стал иеромонах Иларион (Туалели), который духом провидел в нем будущее украшение Иверской Церкви. У этого старца Георгий учился правильному пониманию Священного Писания , церковному уставу, пению, греческому языку, философии и риторике. Через некоторое время один из дядей, а именно Георгий, приглашен был в наставники к семье иверской царевны, которая была замужем за правителем Триалетской области Ферозом. Георгий взял с собой племянника, и они довольно долго жили здесь. Но вот случилось так, что по какому-то навету Фероз был казнен, и жена его, царевна, отослана была в Константинополь, куда она взяла с собой Георгия, к которому относилась как к сыну. Здесь Георгий продолжал учиться. Через несколько лет он возвратился в Иверию, отправился в Хахульский монастырь и был там пострижен в иноческий образ блаженным Иларионом (Туалели). Когда святому исполнилось двадцать пять лет, он задумал тайно покинуть обитель и отправиться странствовать по святым местам. Первым он решил посетить Иерусалим. Он шел пешком. Дорога была очень трудна. На пути встретился ему человек, тоже странник, но этот человек оказался одержимым нечистым духом. И вот, когда они шли лесом, началась гроза. Гром гремел так, что, казалось, рушатся горы. Ливень шел стеной. Спутник Георгия при особенно сильном ударе грома пал на землю и начал биться в судорогах и кричать. Георгий не испугался, но встал на молитву, прося Господа исцелить этого беднягу. Произошло истинное чудо: гроза кончилась, и человек встал здоровым. Дальше они шли вместе и славили Бога. Придя в Сирию, Георгий поднялся на Дивную гору, что близ Антиохии, и там обошел все обители, пребывая в посте и молясь, и при этом ища себе духовного отца, так как не мог уже своей волей предпринимать дальнейших шагов. И вот он находит своего соименника, земляка-грузина Георгия, великого старца, известного в том краю, просвещенного и благодатью Божией, и науками. Старец жил в пещере, которую иссек своими руками. Святой сделался его учеником. Старец же провидел в нем продолжателя трудов преподобного Евфимия на пользу Церкви Иверской. Он постриг Георгия в схиму и поселил его в монастыре Святого Романа Сладкопевца . Там Георгий пробыл три года. После этого старец благословил его идти в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С конца XV – начала XVI века иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу великомученика Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его святому Георгию. Встречается редкий для иконографии святого Георгия атрибут – шлем, который падает с головы святого и заменяется небесным мученическим венцом. К началу XVII века изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом; на иконе из Нижнего Новгорода (конец XVI – начало XVII века «Чудо великомученика Георгия о змии с 9 праздниками») изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу святому Георгию; на нижнем поле великомученик Георгий представлен в трех клеймах, продолжающих сюжет средника: святой Георгий пеший – пеший воин, поражает копьем змея в озере; сон святого Георгия, беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие: копье или меч), которым святой Георгий поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиционного белого встречаются варианты вороного). Изображение «Двойного чуда» встречается редко. Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от других извод: пеший великомученик Георгий передает спасенного отрока отцу-священнику. В основе этого житийного сюжета лежат два разных чуда: чудо святого Георгия на острове Лесбос (возвращение отрока в родительский дом) и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской церкви. С темой чудесной помощи святого Георгия связан еще ряд сюжетов. Великомученик Георгий несколько раз защищает преподобного Феодора Сикеота от демонов, явившихся в облике волков и других страшных животных. Неоднократно святой Георгий выступает помощником в ратных делах, например, на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где святой Георгий выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев; на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви («Благословенно воинство Небесного Царя»), святой Георгий изображен в авангарде нижнего ряда войск.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Георгий Васильевич Улле после Великой Отечественной войны много лет работал врачом-хирургом в Печорской больнице. Одновременно он помогал монастырю: лечил братию и среди них епископа Феодора и старца Симеона. За свой титанический труд он в свое время небыл награждён званием Героя Социалистического Труда, потому что не было лимита. Георгию Васильевичу в конце его врачебной деятельности присвоили звание «Заслуженный врач РСФСР». Но главной наградой доктору послужили слова старца Симеона: «Георгий Васильевич, за твою доброту тебе место в раю давно готово». Иеродиакон Анатолий под Ригой на фронте потерял руку. Его здоровье наблюдал и поддерживал Георгий Васильевич, о котором отец Анатолий отзывался так: «Это отец родной». Еще один замечательный случай, связанный со знаменитым доктором, рассказал в свое время Архимандрит Александр. Один из монахов нашей обители заболел раком. Георгий Васильевич после тщательного обследования сделал заключение: «Безнадежно. Через месяц-другой умрет». Больной монах попросил у отца Наместника благословение перед смертью съездить на родину в Крым. И оттуда он «привёз» себе еще одну болезнь – туберкулез. Отец Александр предложил ему срочно собороваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Он пособоровался и чудесно выздоровел. Георгий Васильевич по своему обычаю посещал больных в монастыре. Увидев отца Александра, поинтересовался: «Когда наш больной монах N умер?» Отец Александр ответил: «Он полностью здоров». Георгий Васильевич с удивлением осмотрел бывшего больного и сказал: «Я разуверился в своей медицине…» А монах прожил еще несколько лет в обители и скончался от старости. Георгий Васильевич всегда очень внимательно осматривал больных. Например, когда он прослушивал фонендоскопом больного, то говорил: «Дышите, пожалуйста. Не дышите, пожалуйста…» Показатель выздоровлений у Георгия Васильевича был очень высокий. Светское начальство города Печоры и района оперировались только у него. Во время хрущевских гонений некоторые работники властных структур хотели запретить монастырский звон, якобы он мешает жителям города. Пришли к Георгию Васильевичу в кабинет и попросили его подписать бумагу о том, что колокольный звон мешает вести приём больных. Георгий Васильевич отказался это сделать, заявив: «Когда я принимаю, больного, для меня ничто и никто не существует, кроме пациента…»

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Велисарий – византийский полководец 66, 76 Велосис (Бела) – венгерский бан 261 Вивиан – отец Адамантия 53 Викентий – пресвитер 18 Вильгельм – см. Гильельм Витон – пресвитер 18 Владимир I (Святой) – великий князь киевский (978–1015) 159, 182,183,186, 215, 217, 235, 236 Владимир II Мономах – великий князь киевский (1113–1125) 246, 252, 261, 270 Владимир (Владимирко) Галицкий – первый князь единого Галицкого княжества (ум. 1153) 252, 260, 261, 266, 275 Владимир Ярославин – русский князь 235 Владислав II Чешский – чешский (богемский) король (1140–1173) 265, 271, 272 Владислав – «тавроскифский династ», один из русских князей 253, 270 Волк (Вук) Неманич – сын жупана Стефана Немяни 290 Володарь Ростиславич – князь звенигородский, затем перемышльский (ум. 1124) 261, 267 Вонос – телохранитель императора Маврикия 105 Всеволод Юрьевич – русский князь (1154–1212) 270 Вусалв – приближенный Февдериха 57 Вышата – русский воевода 235 Гавриил – клирик, византийский посланник к венграм 157 Гадло А. В. 168 Гайна – византийский полководец, гот 25, 34, Галла Плацидия – дочь императора Феодосия I и сестра императоров Гонория и Аркадия 59–63 Галлиен – римский император (253–268) 22 Гарах – арабский военачальник 125 Гардизи – персидский историк 167, 257 Геза (Гейза) – см. Яза Генесий – византийский историк 216 Генрих Дандуло (Энрико Дандоло) – венецианский дож (1192–1205) 291, 303 Генрих – см. Эррик Гентзон (Гензон) – византийский полководец 102, 113 Гентон – гот 56 Георгий (Юрий Долгорукий) – князь ростово-суздальский и великий князь киевский (1190-е–1157) 252, 253, 260, 270 Георгий Акрополит – византийский чиновник, ученый, историк (ок. 1217–1282) 300–302, 304, 305 Георгий Амастридский – святой, архиепископ (род. 750–760, ум. 802–807) 129, 130, 137, 208 Георгий Кедрин – византийский хронист 216 Георгий Маниак – византийский полководец, поднявший мятеж против императора 237 Георгий Монах – византийский хронист 107, 182 Георгий Пахимер – византийский ученый, историк 314 Георгий Победоносец – святой, великомученик 227

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В шестилетнем возрасте мальчик был отдан своими благочестивыми родителями Димитрием и Саррой в учение. Георгий быстро научился грамоте и проявил большие успехи в книжных науках. Освоив их, он стал изучать ювелирное искусство. Отец его умер, когда святой Георгий был совсем юным. Он был красивый, стройный юноша. Боясь быть силой увезенным к султанскому двору, святой Георгий покинул родные места и переехал в Софию. В том городе он жил в доме священника Петра и утвердился в вере и любви к христианству. Но и здесь завистливые глаза турок обратили внимание на выдающиеся качества молодого человека. Магометане подослали к святому Георгию под видом заказчика своего книжника. На его многочисленные лукавые вопросы восемнадцатилетний юноша отвечал с поразительным умом и убежденностью в неопровержимой правде христианской веры. Посрамленный законник удалился со злобой в душе и донес своим соплеменникам, что святой Георгий не только не обратился в магометанство, но способен обратить сотни людей ко Христу и этим представляет опасность для их веры. Святой Георгий был схвачен и брошен в темницу. Когда его впервые привели на судилище, все присутствующие были поражены его необыкновенной красотой. На заданные ему вопросы юноша отвечал с тем же убеждением, что он исповедует христианство. Это вызвало озлобление турок – и его снова отвели в тюрьму. Священник, у которого жил святой Георгий, упросил начальника стражников отпустить его на недолгое время к нему в дом. «Уговори его принять магометанство», – говорили стражники. Когда же хозяин дома и святой Георгий остались одни – священник обнял юношу и воскликнул: «Ты прославил Бога, как первомученик Стефан! Оставайся твердым до конца! Мученикам слава во вселенной и на последнем суде!» «Боюсь как бы меня не стали пытать огнем», – отвечал святой Георгий. «А ты подумай о том, что страшнее огня – И что значат временные страдания перед Жизнью вечной?» Укрепив его такими словами в вере, священник обещал святому Георгию сделать для него все возможное, после чего юноша был снова возвращен в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

117 . Георгий Александрийский, архиеп. Житие св. Иоанна Златоуста . – Б. М.; Б. Г – 516 с. 118 . Георгий Гемист Плифон. О законах: Пер. И. П. Медведева//Медведев И. П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. – 163 с. 119 . Георгий Гемист Плифон. Речи о реформах: Пер., вступ. ст. Б. Т. Горянова//ВВ. – 1953. – Т 4. – С. 386–414. 120 . Георгий Кодин. Деяний церковные и гражданские от Рождества Христова до половины пятаго на десять столетия, собранных Георгием Кодином и другими, перевод с еллиногреческого на российский язык/Пер. И. Иванова . – М., 1794. – Ч. 1. – 202 с. 121 . Георгий Мерчули. Житие Георгия Хандзтийского (Отрывки): Пер. Н. Марра//Грузинская проза. Избранные романы, повести и рассказы: В 3 т. – М.: Гослитиздат, 1955. – Т. 1: V в. – первая половина XIX в. – С. 23–28. 122 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах 13 книг Книга 1. Царствование Михаила Палеолога. 1255–1282./Пер. под ред. А. Карпова – СПб.,1862. – 528 с. (ВИПДА. – Т 7). 123 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Тринадцать книг Т 1. Царствование Михаила Палеолога (1255–1282)/Подг. к изд. А. И. Цепковым; Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия/Подг к изд. А. И. Цепковым. – Рязань: Александрия, 2004. – 568 с. 124 . Георгий Сфрандзи. Хроника/Предисл., пер., и прим. Е. Д. Джагацпаняна//Кавказ и Византия. – Ереван, 1987. – Т 5. – С. 156–261. 125 . Главы из «Церковной истории» Иоанна Эфесского//Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 477–543. 126 . Гливинский В. Св. Николай Мистик . Письмо 10 Симеону, правителю Болгарии//Проблемы теологии. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 3. – Ч. 1. – С. 60–65. 127 . Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. – М.; Иерусалим, 1997. 128 . Горянов Б. Т Неизданный анонимный византийский хронограф XIV в.//ВВ. – 1949. – Т 2 (27). – С. 276–293. 129 . Греков И. А. Памятники государственности и права на территории УССР. Первое тысячелетие нашей эры. – Одесса, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010