1927–: Иоасаф Боголюбовская см. вик-во Переславль-Залесское Богородская 13(26).09.1929–19.09(02.10).1932: Александр Похвалинский 19 .09(02.10).1932–07(20).10.1932: Памфил Лясковский 07(20).10.1932–11(24).07.1937: Александр Похвалинский, паки Богородская (Москов. внк.) см. Ногинская Богуславская (укр.) Кокон Бей Богуславская и Липовецкая 26 .12(08.01).1921–: Георгий Делиев Богучарская 05 .1921–1921: Серафим Соболев Варлаам Лазаренко –1927: 05(18).09.1927–06(19).03.1928: Владимир Горьковский 6(19).03.1928–1928: Памфил Лясковский Болховская 1922–1924: Даниил Троицкий 10 .1924–09(22).12.1925: Митрофан Русинов 1925–1931: 18(31).12.1931–14(27).07.1932: Александр Щукин Болховская (обн.) 19 .09(02.10).1933–03.1934: Андрей Аретинский Борзенская Григорий Вербицкий Борисовская (обн.) 03 .(?).1923–: Филарет Раменский Борисоглебская (обн.) 1923–1923: Димитрий Рождественский 28 .04(11.05).1923–23.03(10.04).1925: Пётр Рождественский 1925–1928: 09 .1928–01.1929: Павел Масленников 02 .1929–15(28).01.1931: Сергий Шубин 20 .12(02.01).1930–1931: Александр Филипов 1931–05.1932: Пётр Горбатов 1932–1932: Пётр Рождественский 11 .1932–03.1933: Гавриил Ольховик, в. у. 03 .1933–16(29).06.1934: Алексий Щербаков 1934–09.1935: Мелхиседек Николев 1935–1936: Александр Сахаров Боровичская 1922–1922: Серафим Велицкий 06(19).12.1923–06(19).08.1936: Никита Стягов Боровичская (обн.) 08(21).03.1924–10(23).10.1925: Александр Лебедев 19 .12(01.01).1924–06(19).04.1926: Николай Гиляровский 06(19).04.1926–1929: Николай Гиляровский, паки 1929–1930: Александр Щербаков 1930–1931: Капитон Лавров 16(29).08.1931–27.07(09.08).1933: Аристарх Николаевский 1933–1933: Геронтий Шевлягин Боровская 01(14).12.1919–17(30).10.1924: Алексий Житецкий 1922–1930: 19 .11(02.12).1930–17(30).09.1931: Павлин Крошечкин Бостонская (заруб.) 1932–: Макарии Ильинский Бостонская и Ньюингландская (заруб.) Брестская 17(30).03.1941–04.1942: Венедикт Бобковский 13(26).08.1944–1944: Паисий Образцов 14(27).02.1945–09.1945: Онисифор Пономарев 1946–1946: Василий Ратмиров, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

28.04(11.05)1923 11(24)09.1923 10(23)11.1923 30.01(12.02)1924 29.06(12.07)1924 19.06(02.07)1924 27.09(10.10)1925 Николай Чижов 03(16)01.1926 09.1928 29.09(12.10)1929 09.1930 12.1932 11.1933 08.1934 09(22)08.1935 23.07(05.08)1936 Николай IV Чудновцев 23.07(05.08)1936 08(21)04.1937 Тапаская Основана 06(19)02.1990 (местопребывание – в г. Тапа, Эстония). Таллиннское викариатство. Существовала только в 1990 г. 06(19)02.1990 12(25)03.1990 12(25)03.1990 07(20)07.1990 Виктор Пьянков Таращанская Основана после 02.1926. Именование – по г. Таращанск 4544 (Киевская область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1928 г. После 02. 1926 Георгий Делиев Ташкентская Основана 16.12.1916 как первенствующая кафедра в Туркестане (Средней Азии), в связи с чем Верненская кафедра с этого же времени обращается в викарную (см. Астанайская). Именовалась: Туркестанская и Ташкентская; Ташкентская и Туркестанская; Ташкентская и Среднеазиатская. Викарные кафедры: Алма-Атинская, Кокандская, Самаркандская. 16.12.1916 18(31)05.1923 22.09(05.10)1927 12(25)01.1925 24.01(06.02)1927 18.02(03.03)1933 10(23)03.1933 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 10(23)02.1936 15(28)02.1936 07(20)06.1946 12(25)08.1946 13(26)01.1953 16.02(01.03)1953 02(15)09.1960 02(15)09.1960 15(28)02.1971 11(24)02.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 28.09(11.10)1972 Платон Лобанков 28.09(11.10)1972 28.08(10.09)1987 28.08(10.09)1987 19.10(01.11)1987 19.10(01.11)1987 07(20)07.1990 Лев Церпицкий 07(20)07.1990 Ташкентская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1944 г. Викарная кафедра: Полторацкая. 16(29)05.1923 9.1924 07(20)03.1924 Николай II Федотов 29.09(12.10)1927 16(29)04.1939 22.04(05.05)1943 14(27)12.1943 Тверская Основана в 1271 г. ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73), ок. 1272 г. (Строев. С. 441); «между 1274 и 1285 годами» (Голубинский E. Е. Ук. соч. Т. 2. 2-ая пол. С. 28). Выделена из Полоцкой епархии. «...Тверь, пришедшая в известность с 1182 года, принадлежала к области Кривичей. Следственно, и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии, учрежденной в Полоцке...» (Чередеев Κ., прот. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в городе Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В1937 году при массовых арестах духовенства, он арестован не был. Тогда были заключены в тюрьму Днепропетровский епископ Георгий (Делиев) и основная часть священнослужителей епархии. Для их осуждения было сфабриковано дело о возглавлявшейся епархиальным епископом «фашистско- повстанческой организации» из своих подчиненных. Но имя отца Димитрия среди «членов» этой «организации» было названо лишь одним заключенным и так вскользь, что даже в 1937 году это не послужило основанием для ареста. В 1939 году, чтобы прокормить семью и помогать ближним, батюшка устроился через знакомых ночным сторожем на железнодорожном топливном складе в Днепропетровске. «Жил он, – вспоминает духовная дочь батюшки схимонахиня Ермогена (Денисенко) , – у моей бабушки Пелагеи (она родная сестра Мавры) в селе Карнауховке, Днепропетровского района. Помню, батюшка молится и бабушка Мавра говорит: «Батюшка, скоро поезд», а он не торопится, все молится, перекрестится и идет на остановку, я не знаю, как он не опаздывал на пригородный поезд. На угольном складе отец Димитрий проработал год. Ночью в сторонке продолжал тайно совершать службы с преданными ему людьми. В это время жил он у нас на квартире в поселке Таромске, где и был арестован». Из воспоминаний Марии Петриченко. «Когда нашу семью раскулачили и выгнали из хаты, мы пошли кто куда. Я с отцом после стольких скитаний попала в Новые Кайдаки (сейчас район Днепропетровска). Помог случай, и отец устроился сторожем в детский сад. В Кайдаках на угольном складе в 1937–38 годах работал отец Димитрий. Откуда я знаю? Так говорил отец, я помню 1937–38-е годы. Кем работал? Сторожем. Подводы уголь получали, а он стоял на воротах за охранника. Подметал двор. Мой батько – Петриченко Трофим Филиппович чем мог поддерживал батюшку (ведь копе¬ечки свои все деткам батюшка отдавал), покормит там, троячку даст. И мы довольны, что Бог не оставил нас без духовного покрова. На работе быстро узнали, что он священник, он на дому причащал. Коммунисты его быстро выследили и забрали... После лагерей он при¬ходил к нам домой, они много с отцом говорили. Когда отец спросил: «Отец Димитрий, за что Вас посадили?» – он ответил: «За то, шо Богу молился». Перед смертью он причащал моего отца и хоронил его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

возглавлял общину лавринских монахов при Ольгинской церкви. Много лет провел в лагерях и ссылках; служил в Астрахани, Самарканде; с 1953 г. епископ Ташкентский и Среднеазиатский, затем архиепископ Омский и Тюменский, Калужский и Боровский; с 1965 г. на покое. 70 Димитрий (Вербицкий Максим Андреевич; 1869–1932), архиепископ – выпускник КДА (1899); в 1926 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 1926 г. архиепископ; с 1930 г. архиепископ Киевский при экзархе Украины архиепископе Харьковском Константине (Дьякове). 71 Георгий (Делиев Спиридон Георгиевич; 1878–1937), архиепископ – выпускник КДА (1919); с 1925 по 1928 г. временно управлял Киевской епархией в сане епископа Таращанского. 72 Видимо, намек на епископов Украинской Церкви, пребывавших в Киеве, двое из которых были отправлены в ссылку. 73 Шевелев Федор – выпускник КДА 1893 г., 2-й кандидат-магистрант курса; писал кандидатское сочинение А. А. Дмитриевскому на тему: «Чинопоследование освящения храмов (историко-археологическое исследование)». Отзыв А. А. Дмитриевского : ИПЗС КДА за 1892/93 уч. г. Киев, 1894. С. 290–291. См. также отзыв А.А. Дмитриевского об отчете Феодора Шевелева как профессорского стипендиата: То же за 1893/94 уч. г. Киев, 1895. С. 330–331. 74 Неточная передача начала ирмоса 5-й песни канона на повечерии 4 (17) января: «Союзом боязни содержим, ныне Предтеча отрицается крестити, благоговейно Христа видев, нага стояща на воде, водою покрывающа превыспренняя». Аллюзия на канон Великого Четвертка, написанный св. Космой Маюмским (VIII в.); ирмос 5-й песни: «Союзом любве связуеми апостоли, владычествущему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир». 75 Кудрявцев Петр Павлович (1868–1940) – выпускник КДА (1892); и. д. доцента по кафедре истории философии; с 1908 г. магистр богословия и экстраординарный профессор. После революции был профессором философии Таврического университета (1919–1921), работал в Византологической комиссии Всеукраинской академии наук, был уволен во время «чисток» в 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Михаилу, Экзарху Украины Настоящим честь имеем почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что мы, нижеподписавшиеся, вполне разделяем мнение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Вашей Святыни по вопросу о епископах, дерзнувших в декабре 1925 г. нарушить мир церковный и вновь поднявших смуту в январе 1926 г., – узурпаторов власти Патриаршего Местоблюстителя и его канонических преемников. Находим необходимым против нарушителей церковного правопорядка немедленное принятие самых решительных мер. г. Киев. 1926 г., 27 февраля ст. ст. Святая София, митрополия Киевская. Архиепископ Василий [Богдашевский], Каневский. Смиренный Георгий [Делиев], епископ Богуславский и Липовецкий. Смиренный Афанасий [Молчановский], епископ Сквирский и Бердичевский. Смиренный Сергий [Куминский], епископ Радомышльский и Чернобыльский. Смиренный Филарет [Линчевский], епископ Черкасский и Чигиринский. Епископ Димитрий [Галицкий] Белоцерковский. Архив составителя Обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС 169 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому, Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Ваше Высокопреосвященство! Милостивый Архипастырь и Отец! В чрезвычайно трудное для Церкви Божией время Промыслом Божиим вручено Вашему Высокопреосвященству духовное окормление всей Поместной Российской Православной Церкви, на правах Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, вследствие заключения в узы Патриаршего Местоблюстителя, Высокопреосвященнейшего Петра, митрополита Крутицкого. От всей души молим Господа Пастыреначальника, да укрепит Он Вас и даст силы многие для плодотворного служения Церкви Божией! С великой скорбью узнали мы о появлении нового церковного раскола ВВЦС, который, по нашему мнению, является одним из средств разрушения устоев нашей Святой Православной Церкви. Познакомившись с каноническими мероприятиями Вашего Высокопреосвященства, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Поместной Всероссийской Православной Церкви в отношении к раскольническому ВВЦС, мы считаем эти мероприятия вполне правильными и вместе с Вами: "

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епископ Велериан, викарный Подольский. Очень рано его выслали и больше ничего никогда о нем не было слышно. Архиепископ Киевский Сергий (Гришин), бывший Полтавским, убежденный сергианец, очень хорошо служил, искал популярности – и пользовался ею. Затем впал в немилость, был назначен во Владимир на Клязьме, пробыл короткое время, был арестован и выслан куда-то недалеко, в Новгородскую или Псковскую область, где очень топкая грязь. Там был в каком-то лагере конюхом. Сначала его друзья ездили к нему из Киева, но потом перестали пускать, а пробраться через грязь тайком было невозможно. Потом перестали доходить вообще всякие сведения о нем. В 1937 г. были в тюрьмах замучены последние иерархи на Украине (из подчинившихся декларации м. Сергия, так наз. легализованной церкви): Архиепископ Георгий (Делиев), Екатеринославский, Архиепископ Александр (Петровский), управляющий Харьковской епархией. Архиепископ Филарет (Линчевский), Житомирский и Волынский. По последним данным умер 21 ноября 1941 г., где и какой смертью не сообщалось. Архиепископ Дамаскин (Малюта), Каменец-Подольский, бывший наместник Почаевской Лавры, при отступлении немцев и своем выезде из города, попал к большевикам и исчез бесследно в 1944 г. Таким образом, в 1928 г. не оставалось ни одного епископа, действующего на всей Украине. Раздел Московская Патриархия и обличающие документы Последние мученики. Михаил, Епископ Дрогобычский, и с ним Протоиерей Владимир Куновский Методы беспощадной расправы коммунистов с духовенством в самое последнее время как будто терпимых отношений к Церкви характеризуется историей этих последних, нам известных, мучеников. При массовом воссоединении униатов с Православием после войны, в 1946 г., римо-католический священник Михаил Мельник был возведен в архимандриты, затем хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборгскаго. Он родился 21 октября 1903 г., кончил семинарию в Перемышле и Богословский факультет в Инсбруке в 1931 г. со степенью доктора богословия и перед приходом советских войск был в 1944 г. из преподавателей Перемышльской семинарии назначен генеральным викарием Перемышльской епархии на Дрогобычскую область, где два года спустя стал православным епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Иоаким (Благовидов), еп. (закл.) Авраамий (Чурилин), еп. УФИМСКАЯ и Мензелинская Викариатства: Байкинское Белебеевское Бирское Давлекановское Златоустовское Саткинское Стерлитамакское Борис (Шипулин), архиеп. (ссылк. или удалён из еп.) Вдовствующая Вдовствующая Серафим (Трофимов), еп. Иоанн (Поярков), еп. (неопред.) Николай (Ипатов), еп. Руфим (Троицкий), еп. (неопред.) Марк (Боголюбов), еп. (ссылк.) ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Миасская Викариатство: Троицкое Сергий (Васильков), еп. (закл.) Антоний (Миловидов), еп. ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская Викариатство: Нерчинское Евсевий (Рождественский), еп. Софроний (Старков), еп. (закл.) ЯКУТСКАЯ и Ленская (и Вилюйская) Викариатство: Колымское Синезий (Зарубин), еп. Серафим (Виноградов), еп. (неопред. ) ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская Викариатства: Любимское Ростовское Тутаевское (Романо­во-Борисоглебское) Рыбинское Угличское Агафангел (Преображенский), митр. Сергий (Мельников), еп. (ссылк.) Вдовствующая Вениамин (Воскресенский), еп. (закл., под следств.) Вдовствующая Серафим (Самойлович), еп. Ялуторовская (Тюменская обл.) Димитрий (Локотко), еп. или Серафим (Коровин), еп. Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года 60 Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ Викариатства: Владимиро-Волынское Коростенское Кременецкое Луцкое Острожское Полонское Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Леонтий (Матусевич), еп. Амвросий (Казанский), еп. (неопред.) Вдовствующая Вдовствующая(?) Максим (Руберовский), еп. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская Викариатства: Александровское и Пе­т­­ропавловское Мариупольское Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.) Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.) Антоний (Панкеев), еп. (закл.) КИЕВСКАЯ и Галицкая Викариатства: Бершадское Каневское Радомышльское и Чер­нобыльское Таращанское Уманское Черкасское и Чигирин­ское Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.) Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.) Василий (Богдашевский), архиеп. Сергий (Куминский), еп. (закл.) Георгий (Делиев), еп. Димитрий (Вербицкий), еп. Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

К 1922 г. архиеп. Агапит вернулся в Екатеринослав (к 1921 на территории Екатеринославской губ. установилась советская власть), в сент. этого года он направил в епархиальный комитет «Живой церкви» письмо с просьбой о присоединении к обновленчеству . В нояб. того же года архиерей был арестован, скончался в тюрьме ок. 1926 г. В 1922-1938 гг. существовала обновленческая Екатеринославская (Днепропетровская) кафедра с Мариупольским и Луганским (Ворошиловградским) викариатствами. В 1919 г. правосл. Екатеринославской епархией управлял, возможно, еп. Димитрий (Вербицкий) , затем еп. Ермоген (Максимов) , эмигрировавший вместе с армией ген. П. Н. Врангеля. В 1922-1924 гг. епархией управлял архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , поставленный в 1921 г., в 1924 г. высланный из Екатеринослава в Москву и вскоре арестованный. В янв. 1926 г. архиерей присоединился к григорианскому Высшему временному церковному совету , был назначен на Екатеринославскую кафедру, в июне того же года принес покаяние, после чего был уволен на покой и жил в Москве. Особое значение для сохранения канонического Православия на Украине в кон. 20-х гг. имела деятельность Днепропетровского еп. сщмч. Макария (Кармазина) , назначенного на кафедру в 1925 г. В дек. того же года архиерей был выслан из Екатеринослава, в кон. 1927 г. арестован. В 1928-1937 гг. епархией управлял еп. Георгий (Делиев) , в 1932/33 г. присутствовавший в Москве на зимней сессии Свящ. Синода. В эти годы совершались массовые закрытия храмов, в 1930 г. прекратились богослужения в днепропетровском Преображенском соборе, в 1934 г.- в Свято-Троицкой ц. В 1917-1937 гг. существовали вик-ства Екатеринославской (Днепропетровской) епархии: Приазовское и Таганрогское (1911-1919), Александровское и Павлоградское (1917-1933), Бахмутское (Артёмовское) (1921-1924), Криворожское (1923-1924, 1928-1930), Мариупольское (1917-1926). Церковная жизнь возродилась на Днепропетровщине во время оккупации ее нем. войсками. В авг. 1942 г. Днепропетровским епископом канонической Украинской автономной Церкви был назначен Димитрий (Маган) . В 1942 г. в епархии открылись 318 приходов, из них 10 в Днепропетровске, возобновилось богослужение в днепропетровских Преображенском соборе и Троицкой ц., Тихвинском и Свято-Иосифовском мон-рях. В янв.-сент. 1943 г. еп. Димитрий управлял Донецкой епархией, при приближении советских войск уехал на Запад. В мае 1942 г. Днепропетровским и Запорожским епископом Украинской автокефальной православной церкви был поставлен поддержанный оккупационными властями Геннадий (Шиприкевич), сторонник Поликарпа (Сикорского) , возглавлявшего автокефалистов. Геннадий противодействовал еп. Димитрию, в 1943 г. эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Непонятно, почему отказано в праве называться украинцами православным епископам, управлявшим Киевской кафедрой в это время. Имена их известны: волынянин священномученик архиепископ Александр (Петровский), убитый в Харьковской тюрьме в 1940 году; харьковчанин священномученик митрополит Киевский и Галицкий Константин  (Дьяков); убитый на допросе в Лукьяновской тюрьме в 1937 году; полтавчанин архиепископ Киевский Димитрий (Вербицкий), прошедший тюрьмы и лагеря и скончавшийся в Киеве в 1930 году; волынянин архиепископ Василий (Богдашевский), лагерник и ссыльник, умерший от голода на улице Киева в 1933 году, мариуполец архиепископ Георгий (Делиев), расстрелянный в тюрьме Днепропетровска; виннитчанин священномученик архиепископ Макарий (Кармазин), казненный в Алма-Ате; рязанец священномученик Сергий (Куминский), казненный в Ачинске; чигиринец архиепископ Филарет (Линчевский), казненный 27 ноября 1937 года по приговору Тройки НКВД Киевской области (однако место расстрела и погребения до сих пор не установлены); белоцерковец архиепископ Афанасий (Молчановский), расстрелянный в урочище Сандармах (Карелия). К «присланным Москвой» Киевским митрополитам надо отнести архиереев времен революции и гражданской войны (1917-1921гг.): священномученика Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), расстрелянного у стен Киево-Печерской Лавры в 1918 году; Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), умершего в изгнании в Белграде; священномученика архиепископа Никодима (Кротова), лагерника, погибшего в Ярославской тюрьме; архиепископа Назария (Блинова), лагерника и ссыльника, умершего в Тобольске. Заметим, что Православная Церковь времен революции и гражданской войны не памятники Владимиру Ленину разрушала, как сегодня делает наша власть, а противостояла реальной, мощной революционной тоталитарной силе, осуществлявшей «красный террор» и братоубийство, которые Церковь пыталась остановить. 19 января 1918 года Святейший Патриарх Московский Тихон предал анафеме большевистскую власть: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви православной». Патриарх-мученик был объявлен «врагом советской власти и умер под арестом. А вся Церковь пошла в лагеря. Киевские митрополиты вместе со своим народом шли на плаху, защищая храмы и тысячелетнюю православную веру своего народа.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

После ареста митрополита Михаила в феврале 1923 г. православную иерархию на Украине фактически возглавил его викарий епископ Уманский Макарий (Кармазин). В январе 1925 г. епископ Макарий был арестован и роль негласного координатора православных украинских епископов попытался играть другой Киевский викарий – епископ Таращанский Георгий (Делиев). Высокий авторитет среди архиереев Украины имел особо упомянутый Кариным епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик). Несколько украинских епископов находились в Москве (не по собственной воле). Несмотря на такую высылку они, как могли, продолжали принимать участие в церковных делах Украины. Связь между епископами осуществлялась, в значительной степени, посредством специальных посыльных и не без конспирации, поскольку действовать приходилось в условиях нелегальности. Одним из таких посыльных был киевлянин Г. А. Косткевич. В 1931 г. им были даны весьма подробные следственные показания о нелегальной деятельности украинского епископата в 1920-е гг. 679 , а годом раньше он составил для передачи за границу еще более информативный очерк «Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней», в котором, как можно понять из названия, описание далеко не ограничивалось украинской тематикой 680 . Свидетельства Косткевича, при всей своей ангажированности (особенно это касается его показаний на следствии), являются очень ценным источником, и к ним еще не раз придется обратиться. Одной из мер, направленных на укрепление Православной Церкви на Украине, было совершение значительного числа новых нелегальных епископских хиротоний. При этом рукоположения совершались не самостийно, а с благословения священноначалия Патриаршей Церкви: до апреля 1925 г. – Патриарха Тихона, после – митрополита Петра. В своих показаниях 1931 г. Г. А. Косткевич достаточно подробно описал, как на практике с помощью посыльных (его самого, в частности) достигалась согласованность действий православных украинских архиереев между собой и с московской церковной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010