Стариков Николай Николаевич (протоиерей Николай) Старков (епископ Софроний) Старновский Анатолий Васильевич (р. Б. Анатолий) Старцев Анатолий Николаевич (р. Б. Анатолий) Стемпковский Григорий Иванович (р. Б. Григорий) Степанцов Михаил Тимофеевич (р. Б. Михаил) Стефан, архидиакон (Панюшин) Стефанида, монахиня (фамилия не установлена) Сторожев Иоанн Владимирович (протоиерей Иоанн) Стрелков Феодор Порфирьевич (протоиерей Феодор) Стрельников Димитрий Григорьевич (иерей Димитрий) Стрельников Павел Димитриевич (протоиерей Павел) Стуков Иоанн Васильевич (иерей Иоанн) Субботин (монах Гавриил) Судаков Иоанн Степанович (протоиерей Иоанн) Судакова Матрона Стефановна (р. Б. Матрона) Судзуки Сергий (протоиерей Сергий) Сумароков Евгений Николаевич (р. Б. Евгений) Сумневич Виталий Иулианович (р. Б, Виталий) Сумневич Иулиан (иерей Иулиан) Суремов Василий Силович (протоиерей Василий) Суремов Георгий Васильевич (протодиакон Георгий) Сурмели Аристарх Иоаннович (протодиакон Аристарх) Суханов Димитрий (протодиакон Димитрий) Суханов Прокопий (архимандрит Варсонофий) Сухоруков Сергей Фомич (р. Б. Сергий) Сушко Сергий Феодорович (р. Б. Сергий) Сченснович Стефан Григорьевич (протоиерей Стефан) Сян (монах Иннокентий) Т Тан Гермоген (иерей Гермоген) Тан Михаил (иерей Михаил) Танаева Ольга Ивановна (р. Б. Ольга) Тарновский Самуил Исаакович (р. Б. Самуил) Татаринов Сергей Петрович (р. Б. Сергий) Татауров Георгий Феодосьевич (р. Б. Георгий) Татиана, святая мученица (Ли Татиана) Таут Мария Владимировна (послушница Мария) Телятьев Иоанн Григорьевич (иерей Иоанн) Телятьев Симеон Гавриилович (протоиерей Симеон) Теренина Антонина Феодоровна (игуменья Ангелина) Терещенко Илья Наумович (диакон Илия) Тимбо Иоанн Александрович (иерей Иоанн) Титов Георгий Димитриевич (р. Б. Георгий) Титов Парфений Петрович (иерей Парфений) Тиунов Михаил Петрович (р. Б. Михаил) Тихон, иеромонах (фамилия не установлена) Тихомиров Сергий Алексеевич (митрополит Сергий) Токарев Георгий Алексеевич (р. Б. Георгий) Топорков Михаил Ксенофонтович (протоиерей Михаил)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгии, которое часто встречается в древнерусской письменности. По этому сказанию дело представляется таким образом. В восточной стране был языческий город Лаосия. Около Лаосии было озеро чрезвычайно широкое и глубокое. И в том озере уродился змей, «ему же величества и образа несть изобрести». Змей с яростию и свистанием великим выходил из озера и пожирал людей. Царю и вельможам пришла мысль, что не помилует ли жителей змей, если ему отдавать детей. Очередь падает на царскую дочь. Одев девицу в багряницу царскую и «всяцем украшением украсив» её, царь велит отвести дочь к змею. В это время из Перской земли возвращались греческие воины. Среди воинов был св. Георгий. «Наставленный Господнею десницею», св. Георгий отклонился от воинов к озеру и встретил там плачущую девицу. Девица, увидав Георгия, просит его скрыться, но Георгий, убедив девицу креститься, решается победить змея и просит у Бога помощи. И вот из воды появляется змей, подобно буре колебля воду, и, свистнув ужасно, хочет пожрать святого. Но св. Георгий, «оградив себя знамением крестным яко бронями», не смущается змия, именем Бога велит ему лечь у ног своих. И чудно было, замечает сказание, видеть змея, «под ногами лежаща преблаженного Георгия и стопы его облобызающа языком своим». Св. Георгий велит девице снять пояс, связать змея и вести его в город. Люди, увидав змея, ужаснулись и, увидев чудо, уверовали в истинного Бога 500 . Народный стих о Георгии сравнительно с рукописным сказанием содержит ту особенность, что, во-первых, девица увозится к змею обманом, как к жениху, тогда как в рукописи она знает заранее о своей участи, во-вторых, по народному стиху, Георгий засыпает и девица будит его слезою, а в рукописи Георгий молится Богу; далее, в стихе Георгий побеждает змея копьём, а в рукописи именем Божиим. Духовный стих о Георгии напоминает другой стих – о Феодоре Тироне. В стихе о Феодоре Тироне рассказывается между прочим, как святой спас мать свою от змея 501 . После того, как Феодор воротился с подвигов – поразил силу жидовскую, его матушка, добра коня жалеючи, повела его поить на сине море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проходя вместе с Христом его земными дорогами, преподобный Серафим за неделю совершал весь путь от Благовещенья в Назарете, через Вифлеем и Голгофу, Гроб Воскресения и Сионскую горницу Пятидесятницы до начала апостольского служения Церкви. И в седьмой день своего духовного паломничества Серафим встречал Господа в Евхаристической Трапезе. Георгий Затворник (1789–1835) Аскет и созерцатель Георгий Алексеевич Машурин в 1818 г. после одиннадцатилетней военной службы поселился в Задонском Богородицком монастыре, где в предыдущем столетии жил на покое святитель Тихон. Вскоре Георгий Алексеевич ушел в затвор, посвятив себя аскетическим подвигам, непрестанной молитве, чтению Библии и отцов Церкви. Со временем у Георгия установилась обширная переписка с мирянами, а также с монахинями и подвижницами в миру. В этих письмах мы найдем множество упоминаний о Слове Божием. Вся жизнь христианина должна строиться по Писанию, которое освещает путь человека, так что с Библией он уже никогда не заблудится. Слово Божие прогоняет уныние, очищает чувства, открывает нам волю Христа Спасителя, показывает, как поступать в конкретных житейских положениях, озаряет сердце и соединяет человека с Богом. Георгий рекомендует ежедневно читать по одной главе из Евангелия и из Апостола, прибавляя столько псалмов, сколько позволяют обстоятельства. Чтение должна предварять молитва кроткого сердца. Георгий внимателен к проблеме разноголосицы всевозможных толкований: грешно принимать те из них, которые противоречат толкованиям Церкви. За всеми советами подвижника стоит глубоко индивидуальное мистическое созерцание. Взволнованно говоря о Слове Божием, Георгий называет его водой для стада Христова, руководством христианина не только в этой жизни, но и в будущей. Подобно преподобному Серафиму, Георгий очень высоко ценит чтение Библии в сочетании с молитвой — все монастыри мира, по Георгию, были созданы именно ради этого занятия. Одной из своих духовных дочерей, подвижнице Марье Петровне Колычевой, Георгий писал: «Благонамеренные Ваши посещения св. храмов московских временноприятны! Но уединенное занятие в размышлении и поучении Св. Писания с тайною молитвою может Вас соделать вечным храмом предвечного Зиждителя, Которым назидаемые, христиане в Нем соединяются, любят друг друга и делаются одной душой в Душе Христовой» 24 .

http://azbyka.ru/chtenie-svyashhennogo-p...

По совету схимника, Георгий остался в Задонске. Вскоре он заболел; недуг длился полгода. Придя после болезни в церковь, он опять был повергнут в великую скорбь неблагоговением предстоявших. Приблизительно через год по вступлении в монастырь, Георгий затворился в тесной, самой худшей келий. Она была каменная, закрыта со всех сторон и в летнее время в ней был очень тяжелый воздух. Зимой же она промерзала. Терпя в этом жилье тесноту, холод и удушливость, испытывая недоброжелательство приставленных к нему келейных, которых обязанность состояла лишь в подаче пищи, что они исполняли нерадиво, — Георгий начал жестокую жизнь. Вот дневное правило его: —ночью  полунощница, помянник, поклоны с молитвой Иисусовой, поклоны Богородице и Ангелу Хранителю, канон всем Святым, чтение трех кафизм, чтение жития дневных Святых, с выписками, — утренник молитвы — утреня, часы, послед, изобразительных, акафист Иисусу Христу, Апостол и Евангелие по главе, книги — Благовестник, Камень веры, Толкование Деяний Апостолов по 10 листов, акафист Богородице, канон Предтече и св. великомученику Георгию, чтение Духовного Сокровища творений Тихона Задонского , канон покаянный Иисусу Христу, канон молебный Божией Матери, канон Небесным Силам Бесплотным, чтение творений Василия Великого и Григория Богослова , — вечерние— 12 псалмов, молитвы на сон грядущий, поклоны. Ложился Георгий очень редко, несколько суток проводил без сна, а, изнемогши, отдыхал недолго, сидя на стуле, до утреннего благовеста; одежду он носил до обветшания ее, пищу принимал не ежедневно, и вечером. Мера была — на два дня пятикопеечная булка и две кружки воды с уксусом. Иконы были единственным украшением келий. Умножая свои труды, Георгий выкопал под полом глубокую пещеру, и в ней уединялся на день, так как тогда мимо келий ходили и нарушали тишину. В келию Георгия никто не входил; на записочке, которую он клал в небольшом окошке, он означал, что ему требуется. После пятилетнего пребывания в этой келии, по убеждению настоятеля, он перешел в деревянную, более просторную. В это время Георгий походил лишь на тень живого человека. Покинутую им келию Георгий всегда вспоминал с сожалением.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Отец Георгий и его матушка были полной противоположностью друг другу и внешне, и по нраву. Отец Георгий был высокий, полный, по-южному темпераментный, с громким голосом. А худощавенькая матушка Капитолина росточком едва доходила до груди своему супругу и была тиха и немногословна. Отец Георгий был человеком очень смелым. А Капанька боялась темноты, мышей, грозы, резких звуков — в общем, едва ли не всего на свете. Возможно, причиной столь невероятной робости маленькой матушки были либо ранняя смерть ее матери, либо суровый нрав отца. А может, она просто была такой от природы. Впрочем, несмотря на все различия в характерах отца Георгия и матушки Капитолины, оба они были незлобивые и горячо и беззаветно любили друг друга. Об отце Георгии матушка заботилась как о дитяти. Поскольку он был не прочь вкусно поесть, она готовила ему его любимые кушанья, среди которых, разумеется, были украинские галушки и вареники. Матушка следила за тем, чтобы одежда отца Георгия все гда была чистой и аккуратной. Когда он отправлялся в храм, она, привстав на цыпочки, поправляла на его спине сбившуюся набок цепочку от наперсного креста. Капанька сопровождала отца Георгия, когда он шел в гости. И когда по одной ей известным признакам замечала, что батюшка выпил лишнего, незаметно и тихо теребила его за рукав рясы. Отец Георгий, как бы ни хотелось ему еще повеселиться, учтиво прощался с хозяевами и вместе со своей матушкой отправлялся домой. В домике у них царили удивительные мир и покой. Хранительницей этого мира и покоя была матушка Капитолина. Отец Георгий знал, что, придя домой, он всегда найдет там любовь, утешение и радость, которыми щедро одарит его ласковая Капанька. Детей им Бог не дал. Всю свою любовь отец Георгий и его матушка дарили друг другу и своему бедному храму, который был для них лучшим храмом на свете. Отец Георгий почти ежедневно совершал богослужения и требы. Причем плату за требы брал самую скромную, а с бедняков и вовсе не взимал ничего. Половину доходов он тратил на милостыню бедным и на украшение храма. На свои средства он позолотил иконостас и заказал на икону Казанской Божией Матери, считавшуюся чудотворной, серебряный венец с красивыми вставками-капельками из цветного хрусталя. Кроме того, умея неплохо рисовать, отец Георгий поновил поврежденные образа и даже сам написал для храма несколько икон. А маленькая матушка вышивала для храма покровы, покровцы, воздухи, подзоры и полотенца. Благодаря заботам отца Георгия и его матушки маленький и бедный Казанский храм внутри выглядел очень уютно, почти по-домашнему. Многочисленные большие и маленькие иконы были убраны вышитыми полотенцами, на амвоне — цветная домотканая дорожка, от печки в углу веяло теплом и уютом. Вся жизнь отца Георгия и матушки Капитолины была связана с их любимым Казанским храмом. Служение в нем было их жизнью.

http://pravoslavie.ru/38983.html

Однако, прийдя к нему, турки надели на голову святого тафью, - круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома, - но Георгий сбросил её на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к судья. Георгий понял, зачем его зовут, но не хотел уклоняться от свидетельствования о Христовой истине. Судья был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима. Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Присутствующие мусульмане стали требовать расправы и Георгий был заточен. Священник Петр смог убедить начальника тюрьмы отпустить Георгия на короткий срок и убеждал юношу держаться твердо до конца и принять мученичество. Затем Георгий снова был возвращен в тюрьму, и снова угрозами был склоняем к исламу. Отказавшись отрекаться от Веры, он был брошен закованным в темницу. Через неделю Георгий снова предстал перед судом, где снова обличил ошибки ислама и исповедовал Христа. После этого судья отдал мученика на растерзание толпы. Это случилось 11 февраля 1515 года, в мясопустую неделю. Над святым издевались, а затем повели по городу под барабанный бой с криками: «Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман». Когда мученик проходил мимо церкви святой Софии, священник Петр ободрил его, а Георгий попросил его молитв. Стражники отогнали священника, но он поднял христиан на молитву об укреплении Георгия в исповедническом подвиге. Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Вновь отказавшись отречься от Христовой веры, он был брошен в огонь. Пребывая в молитве и укрепляемый Божией благодатью, святой держался твердо. Когда перегорели веревки, которыми были связаны его руки, он перекрестился и громко сказал: - Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух свой! Тогда один из присутствовавших схватил полено и ударил им мученика по голове, после чего Георгий испустил дух. Сразу за этим, не смотря на то, что сияло солнце, на небе появилось облако, и хлынул дождь. Христиане прославили Бога и просили отдать им тело мученика, но мусульмане желали лишить их и святых мощей. Набросав на костер трупы животных, они намерились сжечь все без остатка. Хотя в костер подкладывали много дров, чудесным образом только тело мученика осталось несгоревшим.

http://pravicon.com/info-2047

По окончании войны о. Георгий продолжил служение в Суворовской церкви, в 1910 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1911 г. был назначен Протопресвитером военного и морского духовенства. Свою задачу протопресвитер видел в искоренении накопившихся в ведомстве недостатков, старался привлечь к служению в военно-духовном ведомстве наиболее талантливых священников. В планах протопресвитера было создание собственного издательства, строительство поселка и санатория для священников-инвалидов. В этот период протопресвитер объехал почти всю страну, знакомясь с жизнью армии и военных священников. В 1914 г. перед самым началом Первой мировой войны по инициативе о. Георгия состоялся первый Съезд военного и морского духовенства. В годы войны о. Георгий находился в Ставке, откуда руководил пятитысячной армией военных священников. При этом о. Георгий неоднократно выезжал на фронт, бывал на передовых позициях, где выступал перед солдатами. После революции о. Георгий неоднократно оказывался под угрозой гибели. Такой случай произошел, например, в 1917 г., когда протопресвитер пытался вразумить солдат, которые под воздействием коммунистической пропаганды не хотели идти в бой. О. Георгий не стал жертвой самосуда благодаря старым унтер-офицерам, оттеснившим его от обезумевшей толпы 2 . В 1918 г., когда о. Георгий проживал в с. Шеметове Витебской губернии, он еще раз избежал гибели. В начале сентября Витебский совет рабочих депутатов приговорил его к смертной казни. Расстрел был назначен на 9 сентября. Предупрежденный об этом знакомыми, о. Георгий был вынужден бежать. Протопресвитеру пришлось пробираться на юг России, к генералу А.И. Деникину в одежде крестьянина с чужим паспортом 3 . Затем до 1920 г. о. Георгий возглавлял военное духовенство вооруженных сил Юга России. Здесь он стал инициатором создания Высшего Церковного управления на Юге России, которое стало основой для Зарубежного Церковного управления. Рассказывать об о. Георгии можно долго. Каждый период деятельности протопресвитера заслуживает отдельных статей и исследований. Причина тому –неравнодушное отношение о. Георгия к проблемам церковной и государственной жизни России, а также его завидная работоспособность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Скачать epub pdf Протоиерей Георгий Флоровский Отец Георгий Флоровский родился в 1893 году в семье ректора Одесской духовной семинарии и настоятеля Преображенского собора Василия Антоновича Флоровского. Будущий о. Георгий окончил историко-филологический факультет Одесского университета. В 1920 году семья Флоровских покинула Россию и поселилась в Софии. В 1921 году Георгий был приглашен преподавать философию права в Прагу. Он был одним из организаторов Православного Богословского Института преподобного Сергия в Париже, где преподавал патристику. В 1932 Георгий Флоровский принял священнический сан и был направлен приходским священником в Константинополь. В 1948 году о. Георгий переехал в Америку и служил профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1950 году он стал деканом семинарии. В 1954–1965 годах он был профессором Истории Православной церкви в Гарвардской духовной школе и преподавал на Славянской кафедре в Богословской школе Св. Креста. С 1965 года и до самой своей смерти в 1979 году о. Георгий преподавал в Принстонском университете на кафедре Славянских исследований. На русском языке вышли в свет ставшие классическими книги о. Георгия «Пути русского богословия», «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII веков», «Догмат и история». – Я познакомился с отцом Георгием Флоровским очень поверхностно и одновременно глубоко, когда мне было лет семнадцать-восемнадцать. Я пришел в Введенскую церковь , которая тогда была на бульваре Montparnasse 10, когда он служил. Я его до этого не встречал, вовсе не знал. То, что меня поразило, мою мать это тоже поразило – она была тогда с нами – это то, как он служит. Речь здесь идет не об эстетике, а о том, что когда он молился, было ясное чувство, что он лично говорит с Богом. Он говорит с Богом от себя, и поэтому каждое его слово – правда. Но, с другой стороны, он говорит, как член Церкви, и это голос всей Церкви, которая проходит через него. Второе, что нас поразило в тот день – это то, как он ходил по церкви и кадил.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

До последнего времени в Илорской церкви хранились чудотворные атрибуты и реликвии святого Георгия: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, которые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Западной Грузии. Одним из крупных центров почитания великомученика Георгия в Восточной Грузии считалось село Ацкури. Праздник Ацкурского Георгия – Тетри Гиоргоба – отмечается 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, что отражает их совместное почитание. Образ святого Георгия в грузинском фольклоре В хевсурской мифологии Георгий спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения грузинской богини плодородия трехликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный грузинский инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в том числе и золотую чашу Таси (некоторые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневековой Европе), Георгий отдает хевсурским святилищам. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (Джеге Мисарони, Джеге Моисари – Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (Джеге Хангарами – Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (Обладатель белого коня). В то же время Георгий считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (быкокрад). В мифах Георгий выступает как божественный солярный герой, который крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей. По народным поверьям, широко распространенным в Западной Грузии, Георгий во время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (место, где упал крест). Считалось, что таким образом святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви святого Георгия по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание святого Георгия за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же святой Георгий карал его другим способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через три, семь, и девять лет, в противном случае считалось, что святой Георгий покарает всю семью. Великомученику Георгию также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки. Грузинская иконография

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Часто они беседовали на непонятном для посторонних приточном языке. Никифорушка предсказал многие события, произошедшие вскоре. Взаимную любовь исповедник Христов Георгий и блаженный Никифорушка пронесли через всю жизнь. С благословения старца Никифорушка подолгу жил у его духовных детей в Москве и в доме батюшки в Загорске. Иеромонаху Георгию часто приходилось ездить в Калугу по монастырским делам. Однажды с ним произошел случай, вскоре забытый им. На одной из калужских улиц к нему подошла женщина и попросила напутствовать ее умирающего мужа, купца, Святыми Таинами. Отец Георгий причастил больного, и тот рассказал ему свое горе: он умирает, а семье грозит полное разорение, так как дом пришлось заложить и уже через два дня должны состояться торги. С помощью Божией и своих духовных чад отцу Георгию удалось предотвратить несчастье. Революция принесла гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Бывали дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С послушниками шил мешочки, насыпали в них муку, затем запрягали лошадку и отвозили эти мешочки бедным крестьянам. Подъедут ко двору, положат мешочек и направляются дальше. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень. 9 декабря 1918 года в Мещовский монастырь ворвались большевики, обыскали все помещения, произвели разгром обители, не остановились и перед осквернением святынь. Иеромонах Георгий был арестован. Эти события предсказывал блаженный Никифорушка. Незадолго до случившегося он гостил в монастыре и однажды ранним утром всюду расстелил дорогие, лучшие ковры, разбросал облачения, на себя надел что-то из ризницы, препоясался дорогим орарем и в таком виде важно разгуливал по комнатам настоятеля. Отец Георгий, увидев его «работу», удивленно спросил: «Никифорушка, что это ты наделал?» Блаженный в ответ только рассмеялся. Первое время иеромонах Георгий содержался под арестом в городе Мещовске; 13 марта 1919 года помещен в Калужскую губернскую тюрьму; 30 мая был вновь переведен в Мещовск, где состоялся суд. Настоятеля обвинили в хранении оружия, в принадлежности к «тайному заговору», и 4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу. На суде выступали лжесвидетели. Находился в зале и блаженный из тех мест, Андрей. Он курил и время от времени выпускал дым в окно. Отец Георгий это заметил, и у него явилась надежда, что, подобно дыму, рассеется страшный приговор, и он останется жив.

http://pravmir.ru/prepodobnoispovednik-g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010