1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

223. Иоанно – Предтечев , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Туле, на берегу р. Уны, к вост. от Тайницкой башни, которая по м-рю называлась Ивановскою. Основан в 1552 г. тульскими гражданами в память славной обороны гор. Тулы, наместником царя Иоанна Грозного, князем Темкиным-Ростовским, против Крымского хана Девлет-Гирея. По писцов. книгам 1587 г. в м-ре были церкви Третье обретение главы Иоанна Предтечи и теплая Похвалы Богородицы с приделом св. Николая, да „келья – игумен Ефрем да 2 священника да дьякон черных, да 13 келей, а в них 13 братов, около м-ря огорода, замет да ворота светые створчатые, а в них деисус на бели, а другие воротцы маленкие. Да у м-ря же слободка, а в ней живут м-ря крестьяне пашенные». При издании штатов в 1764 г. положен в 3-й класс; в 1799 г. при переводе коломенских епископ. в Тулу обращен в архиерейский дом и назван церковью Похвалы Богородицы. “Ист. Росс. Иер.”, V, 621; VI, 1040; Ратшин, 527; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 1, 178; “Опис. монаст.”, 1817 г., 90; Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.”, 46, 67, 68, 75, 137, 142, 148, 151; “Памят. кн. Тульск. губ. на 1871 г.”, Отд. III, 124; “Полн. собр. Закон.”, штаты, 19156; Бакмейстер, “Топогр. извест.”, 219; “Матер. для ист-статист. опис. Тулы”, вып. I, св. храмы, 1, 23, 50–56, 58; “Тульск. губ. в.”, 1864 г., 45 (кратк. опис. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 792, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел крест. 64 двор.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановление 1681 г. о содержании архиереев), Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1073, 1087, 1208; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 148 (в 1744 г. имел 81 душ. крест.); 1874 г. I, смесь, 181 (архим. Иосиф, с 1758 г. настоят. в Высокопетров. Моск. м-ре); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VI, 1726 г., 337 (доношение о нестроении на землях м-ря штабных дворов; архим. Дионисий); VII, 1727 г., прилож., CXV, VIII (при м-ре была школа); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 626 (межевая книга 1692 г. вотчинной земли м-ря села Ярославы), 632 (межев. кн. 1700 г. вотчин. земли м-ря в диком поле у Татинской дороги, по Красному Околку); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г., V, 31 (пустырь Тульского м-ря подворье, Барашской слоб. земля по Узской улице); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1886 г., XI, исследов., 1–38 (церковно-археол. памятники, хранящ. в ризнице Тульск. архиер. дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Принципиально важным для иконопочитания является 82-е правило Пято-Шестого Константинопольского собора 692 г., повелевающее изображать Христа не аллегорически, а в человеческой плоти: «…Повелеваем, чтобы отныне на иконах на месте ветхозаветного Агнца изображались человеческие черты (τ χαρακτρα) Христа Бога нашего, Агнца, взявшего на себя грехи мира» . Здесь слово χαρακτρ, как и у свт. Германа, имеет двойной смысл: «икона» и «представленный на иконе образ», считает К. Шёнборн . Далее перейдем к рассмотрению собственно учения об иконе святых отцов-иконопочитателей.   Немыченков В.И. Иконопочитание и икононебрежение в СМИ//Вера и слово: Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16–18 ноября 2004 года. – М.: Изд. совет РПЦ, 2005; Его же . Яйца с образами: о новом виде иконоборчества [Электронный ресурс]//Православие.ру. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61136.htm (29.04.2013); Его же . Церковные каноны и гражданские законы о Священном [Электронный ресурс]//Православие.ру. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/67821.htm (24.01.2014); Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте [Электронный ресурс]//Православие.ру. 16 июля 2019. URL: http://pravoslavie.ru/122306.html Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 1–6. Часть 1. В чем мы прегрешаем против догмата об иконопочитании [Электронный ресурс]//Православие.ру. 15 марта 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/119929.html Часть 2. Икононебрежение в печатной продукции [Электронный ресурс]//Православие.ру. 1 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120255.html Часть 3. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность [Электронный ресурс]//Православие.ру. 18 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120684.html Часть 4. Принципы благочестия [Электронный ресурс]//Православие.ру. 31 мая 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/121531.html Часть 5. Просфоры, артосы и… торты для батюшек [Электронный ресурс]//Православие.ру. 6 марта 2020 г. URL: http://pravoslavie.ru/129071.html

http://bogoslov.ru/article/6192346

Часть 6 (окончание). Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями [Электронный ресурс]//Православие.ру. 5 августа 2020. URL: http://pravoslavie.ru/133133.html#_edn25 Немыченков В.И. Может ли репродукция быть святыней церкви? Часть 1. Постановка проблемы [Электронный ресурс]//Православие.ру. 03.06.2022. URL: http://pravoslavie.ru/146532.html Часть 2. Святоотеческий ответ [Электронный ресурс]//Православие.ру. 07.06.2022. URL: http://pravoslavie.ru/146576.html Его же. Чудотворные репродукции икон: Как Церковь относится к техническим копиям священных изображений [Электронный ресурс]//Православие.ру. 27.07.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147408.html Его же. Христианские образы на монетах Византии: благочестие или утилитарность? [Электронный ресурс]//Православие.ру. 02.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147477.html Его же. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии. Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон [Электронный ресурс]//Православие.ру. 10.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147643.html Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия [Электронный ресурс]//Православие.ру. 11.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147662.html Например, см.: Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Париж, 1931; Успенский Л.А. Богословие иконы. – Б.м.: Изд-во Западно-европейского экзархата, Моск. патриархат, б.г. Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с.; Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. – 207 с.; Гаврюшин Н.К. Вехи русской иконологии//Русское богословие. Очерки и портреты. – Ниж. Новгород, 2011. – 672 с. – С. 42–73; Лепахин В. Икона и иконичность/Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2002; Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство/Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Ладомир, 2009. – 635 с. Рафаил (Карелин), архим. О языке православной иконы. – СПб.: Сатисъ, 1997. – 67 с. С. 6. Цитируется по электронному изданию с сайта автора: URL: http://karelin-r.ru/nuke/books/11.pdf

http://bogoslov.ru/article/6192346

Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита Протоиерей Максим Козлов, интервью Стране.Ру от 21 июня 2001 года Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Фото Православие.Ру Кандидат богословия, специалист по инославным конфессиям, настоятель университетской церкви святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов дал интервью Стране.Ru, где высказался о православно-католических отношениях в свете папского визита на Украину: - О.Максим, аргументы которые выдвигает Русская Православная Церковь против визита Папы в Украину, в настоящее время подвергаются критике в прессе, как вы считаете, может быть, некоторые из них стоит уточнить или пересмотреть? - Мне представляется, что нуждается в уточнении - по крайней мере, а может, и в богословском и в каноническом осмыслении - введение понятия " каноническая территория " , которое последние несколько лет стала активно употребляться сначала сотрудниками Отдела внешних церковных связей, а потом и православными публицистами, пишущими на тему отношений к инословным конфессиям: от Римско-Католической Церкви до тоталитарных сект. Действительно, понятие канонической территории в полном смысле корректно употреблять по отношению к межправославным связям и статусам Поместных Церквей. К тому древнему церковному принципу, который, к сожалению, ныне так часто не соблюдается: когда в одном городе должен быть один епископ, а в одной стране - одна юрисдикция. А не пять православных епископов - как в Нью-Йорке, двое или трое - как в Париже и т.д. Что же касается понятия " каноническая территория " по отношению к инословному миру, мне представляется даже и богословски, она, по крайней мере, двусмысленной.

http://zavet.ru/kozlov.htm

Очень часто звонят, как в справочное бюро – «потому что «Радонеж» всё знает». И вот начинаешь копаться в какой-то литературе, в Интернете и выискивать нужную информацию. Иногда бывает загрузка такая, что просишь людей перезвонить позднее или на следующий день. Бывают и смешные звонки. Звонит как-то мужчина из Краснодарского края и говорит: «Я хочу найти православную жену!... Ну, а куда же мне обратиться? У вас же есть, наверно, женщины?» Я ему отвечаю, что у них в храме тоже, наверное, есть молодые женщины и девушки и советую обратиться к батюшке. Он отвечает: «Есть, но это всё не то, что мне надо». Иногда бывает даже интересно разговор поддержать, выяснить: так что же человеку надо, если он звонит в «Радонеж» по такому вопросу? Здесь интересно работать даже потому, что всегда знаешь, что, где происходит в Русской Православной Церкви. Все новости проходят через «Радонеж», ничего не упускается. И круг общения здесь очень широкий – это радио, это газета, это фестиваль, это, конечно, и православный мир: священники, владыки, учёные и просто интересные люди. Причем, это люди всё верующие, и понимаешь, как нас много. И много нас в любой сфере, не только работающих в религиозных организациях. Это литераторы, историки, художники, артисты. Когда попадаешь в обычный мир и начинаешь общаться с обычными людьми, вдруг выясняется, что ты знаешь много важного. Но в нашей повседневности этого не заметно: живёшь в этом и живёшь, кажется, что и весь мир в этом живёт. А мир-то живёт совсем по-другому, оказывается. И я замечаю это только раз в году, когда выезжаю куда-нибудь отдохнуть за стены нашего «Радонежского монастыря». Версия для печати Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Адрес: город Одесса. Город Тула 1. Турбин Петр Александрович, год рождения 1886, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель Всехсвятской церкви г. Тулы. Во время обстрела Тулы, при подходе врага, не прекращал богослужений, вел непрерывные патриотические беседы, призывал к мужеству, неоднократно лично подвергаясь опасностям при обстреле и бомбежке. Организовал среди верующих дружины на строительство оборонительных сооружений. Производил сборы в храме на оборону. Адрес: город Тула, ул. Свердлова, дом 76. 2. Понятский Михаил Димитриевич, год рождения 1886, национальность: русский. Протоиерей. Благочинный Тульской области. Настоятель церкви 12 апостолов г. Тулы. Совместно с П. Турбиным (см. 1) совершал в храме патриотические богослужения. Организовывал сборы в храме и по домам верующих на оборону страны. Проявлял личное мужество при обстреле г. Тулы и вдохновлял к мужеству верующих. Адрес: город Тула, ул. Свердлова, д. 76. Николай Митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией 137 . ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 194–198. 57. Письмо патриарха Алексия (Симанского) И. В. Сталину о внесении Патриархией 1 млн. руб. в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии 10 октября 1944 г. Москва. Патриархия Дорогой Иосиф Виссарионович! В порыве патриотического воодушевления, по призыву покойного Патриарха Сергия, клир и верующие Русской Православной Церкви в течение всего военного периода собирали средства и жертвовали их на военные нужды, в частности на танковую колонну имени Димитрия Донского, внося этим свою долю участия в великое дело борьбы, которую, под Вашим верховным водительством, так победоносно ведет весь русский народ. Ваши сердечные ответы на наши сообщения об этих патриотических взносах вдохновляли жертвователей, и их число умножалось. К настоящему времени общая цифра этих взносов доходит до 150 миллионов рублей, не считая пожертвований ценными вещами всякого рода. Несомненно, близкий конец войны уже виден; блестящие победы и стремительное продвижение нашей победоносной Красной Армии громко свидетельствуют о скором разгроме германского фашизма и на этом последнем этапе войны новые задачи встают перед нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Считалось, что И. Т. покровительствует борющимся с пороком пьянства; именно при Николо-Часовенской ц. было учреждено Тульское всегородское об-во трезвости. В 1935 г. Никольский храм был закрыт и вскоре разрушен. Верующие перезахоронили останки И. Т. на Всехсвятском кладбище, недалеко от кафедрального собора. Почитание блаженного не прекращалось, на могиле служили панихиды, горожане просили его заступничества, в т. ч. в годы Великой Отечественной войны. В 1988 г. И. Т. был причислен к лику местночтимых святых Тульской епархии. Мощи подвижника, обретенные 3 авг. 1990 г., почивали в нижней церкви кафедрального Всехсвятского собора. С 2007 г. рака с мощами И. Т. находится в Успенском кафедральном соборе, в нижнем храме Всех Тульских святых. На могиле И. Т. на Всехсвятском кладбище установлен памятный деревянный крест с лампадой. Во имя И. Т. освящен левый придел Покровско-Феодосиевского храма Тулы. Частицы мощей И. Т. хранятся во Всехсвятском соборе, в Успенском соборе г. Богородицка Тульской обл., в Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре , в Александро-Невском Покровском монастыре пос. Колывань Новосибирской обл., в Благовещенском соборе г. Павлодара, в Никольском храме с. Междуреченского Алматинской обл. и в др. Первая икона И. Т., написанная тулячкой Н. С. Смирновой с литографии прижизненного портрета подвижника, хранится во Всехсвятском соборе Тулы. Иконы и настенные изображения подвижника имеются во мн. храмах Тульской епархии. В честь И. Т. названо Об-во православных врачей, учрежденное в 2002 г. (г. Тула, ул. Льва Толстого, 76). Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2138. Л. 40. Лит.: Мат-лы для ист.-стат. описания Тульской губ. Тула, 1888. Вып. 1: Святые храмы г. Тулы; Любомудров А. А. Древняя Тула. Тула, 1908. С. 3-4; Архангельский С. М., свящ. Юродивый старец Иван Степанович Котельников//Тульские ЕВ. 1912. Ч. неофиц. 5, 1 февр. С. 92-98; Архангельский С. М., свящ., Суриков И. М. Юродивый старец Иван Степанович Котельников. Тула, 1912; Белоус А. Его степенство купец Котельников, Христа ради юродивый...//Тула вечерняя. 1994. 14 сент.; Лозинский Р. Р., прот. Страницы минувшего: (История г. Тулы и его храмов). Тула, 2000. С. 43; Акафист и житие блж. Иоанна Христа ради юродивого, Тульского чудотворца. Тула, 2001; Любимый храм Иоанна Тульского//Слобода. 2008. 39; Паромонова И. Ю. Тула. ХХ в.: Подробности. Тула, 2008. С. 95-96; Кириленко Н. Николочасовенская ц.//Приокские зори: Лит.-худож. и публицистический журнал. Тула, 2009. 2. С. 212-214; она же. Храмы г. Тулы. Тула, 2010; Тульский синодик, 1558-2009. Тула, 2009. С. 135, 304, 372, 373, 407, 428.

http://pravenc.ru/text/471517.html

Председатель Правления Кассы – священник Покровской г. Тулы церкви Михаил Зверев. Казначей – священник Христоождественской, что в Чулков, г. Тулы церкви Николай Чернавкин. Делопроизводитель – священник Всесвятсткой г. Тулы церкви Василий Сильвестров. 12. Редакция Тульских Епахиальных Ведомостей Редакторы: оффиц. Ч. – Секретарь Консиитории кол. сов. Иван Осипович Савич, неоффиц. Ч. – преподаватель Семинарии кол. сов. Алексей Ильич Краснопевцев, цензор «Ведомостей» – законоучитель мужской гимназии священник Александр Моисеев. 13. Епархиальная Миссия Исп. Об. Епархиального миссионера – преподаватель Семинарии ст. сов. Димитрий иванович Скворцов. Уездные миссионеры: по Алексинскому у. – священник с. Афанасьева Митрофан Пашковский; по Богородицкому у. – священник Соборной Троицкой г. Богородицка церкви Михаил Щеглов; по Белевскому у. – священник с. Алтухова Димитрий Семенов; по Веневскому у. – священник с. Студенца Василий Якшинский; по Епифанскому у. – священник с. Карачева Александр Протасов; по Ефремовскому у. – священник Николаевской г. Ефремова церкви Николай Гедеонов; по Каширскому у. – священник с. Липиц Иоанн Щеглов; по Крапивенскому у. – священник Соборной г. Крапивны церкви Григорий Зеленецкий; по Новосильскому у. – протоиерей Соборной ц. г. Новосиля Иоанн Боженов; по Одоевскому у. – священник Соборной г. Одоева церкви Николай Бурцев; по г. Тула – протоиерей Спасопреображенской г. Тулы цекви Димитрий Троицкий; по Тульскому у. – вакансия; по Чернскому уезду – священник Успенской г. Черни церкви Феодор Никольский. 14. Духовно-училищные округа Белевский: благочиннические округа: г. Белев, Белевский у.: 1, 2, 3 и 4; Одоевский у.: 1, 2-го села: Вялино, Лужное, Мантырьево, Никольское на Уне Радугоще, Скоморошки, Супруты и Шатово, 3 и 4; Чернский у.: 1, 2, 3, 4 и 5-го села: Богородицкое – Бабурино, Волчья Дубрава, Жадом, Знаменское на Зуше, Неплюевка, Липицы, Ольховец, Покровское на Плаве, Раево и Спаское на Зуше; Новосильский у.: 2, 3 и 4-го села: Галичье, Покровское на Гадинке и Средне-Михайловское и 5-го села: Кириллово, Ломиполозово и Субочево; Крапивинский у.: 3 и 4 и Богородицкий у.: 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Так как история Хотькова монастыря соприкасается с историей Радонежа, то скажем нечто и о сем городке, которого имя слилось с именами Кирилла и Марии и Святого их сына. Радонеж (от Радуница?) при Калите называется весью и селом. В 1328 году, по завещанию Калиты, село Радонежское назначено великой княгине с малыми детьми, и досталось меньшему сыну Великого Князя, Андрею 5 . Так как наместник княжеский, Терентий Ртищь, обещал особенные льготы переселенцам, то в Радонеж скоро собралось довольное число жителей из Ростова: вместе с семейством Св. Сергия переселились в Радонеж еще пять семейств 6 . Князь Андрей подарил Преподобному Сергию землю, которую сей избрал для построения монастыря. При сыне Андрея, Владимире, Радонеж является уже городом «с тамгою и с мыты, » и поступает в 1410 году, как удельный город, в ведение сына Владимирова Андрея, который в нем основал свое местопребывание, и по смерти (1426) погребен в Троицком монастыре. В это время шла чрез Радонеж дорога в обитель Преподобного Сергия 7 . В военное время Радонеж наравне с другими городами отправлял своих ратников в полки Великого Князя. Так в походе Uoahha III на Новгород участвовали и Радонежцы. При Иоанне III в 1491 году в Радонеж переведена из Троицкой обители ярмарка, происходившая 25 Сентября на Сергиеву память, и это сделано по приказанию самого Великого Князя 8 . Древняя церковь Радонежская была построена в честь Рождества Христова, и близ неё жили родители Преподобного Сергия; она в том же виде существовала и в первой четверти XV века, как свидетельствует Епифаний. Судьба её до нашествия Литвы в начале XVII века неизвестна; но в это время Радонеж опустошен и церковь разрушена. В 1617 году Царь Михаил Фёдорович указом велел приписать Радонеж к Троицкому монастырю в вотчину «с пустошами, и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьями». В грамоте замечательно известие, что «до Московского разоренья был ям на городке Радонеже, а охотников (ямщиков) на нем устроено было сорок человек 9 ». Новое доказательство, что через Радонеж шла из Москвы большая дорога в Троицкий монастырь и далее в Ростов и Ярославль. Приняв Радонеж во владение, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын били челом Государю, что «на том городке (Радонеже) храм поставить и монастырский двор устроить нечем, хоромного лесу близко нет», и просили дать им на храм из села Воздвиженского с царского двора «повалушу» или избу. Царь согласился исполнить их просьбу и повалушу с своего двора на храм им отдал 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010