В Петербурге отпраздновали 750-летие преставления св. Александра Невского Санкт-Петербург, 7 декабря 2013 г.      Торжества юбилейного года Александро-Невской лавры завершились в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. 750 лет назад святой преставился ко Господу, приняв схиму с именем Алексий в Феодоровской обители Городца. Современники называли его Солнцем земли Русской, а сегодня св. блгв. кн. Александр Невский олицетворяет собой Имя России. 6 декабря праздничную Литургию в Свято-Троицком соборе лавры возглавили наместник лавры, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Петергофский Амвросий и епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, сообщает ИА " Вода живая " .    Память святого Александра Невского жива и будет жить в веках. В самые лютые для Руси годы именно он сохранил страну После богослужения архиереи прошли по монастырю во главе крестного хода, во время которого была освящена недавно завершенная мозаичная икона Святой Троицы на внешней стене алтарной апсиды Свято-Троицкого собора. Иконография образа восходит к иконе Св.Троицы письма Андрея Рублева, под иконой мозаикой же выложены слова тропаря. Был освящен и памятный знак в честь 300-летия Лавры на стене Просфорного корпуса монастыря. Это работа скульптора Эвелины Соловьевой. В центре бронзовой памятной доски — образ святого Александра Невского на фоне лавры, над святым изображена Святая Троица. На знаке воспроизведен текст царского указа об основании лавры.      Сам Бог вразумил императора Петра I вручить наш город небесному покровительству святого князя Во время крестного хода был отслужен молебен перед Благовещенской церковью, о котором владыка Назарий сказал: «Может быть, наши молебные стояния помогут ускорить передачу церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, верхний придел которой освящен в честь святого Александра Невского. Процесс передачи, к сожалению, встретил много различных препятствий». По завершении крестного хода Владыка Амвросий зачитал поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира со словами обращения к пастве: «Отрадно видеть нашу лавру в эти дни благоукрашенной и благоухающей молитвами, одухотворенной иноческой любовью и наполненной сотнями богомольцев. Наши труды не были бы столь успешны, если б нам не помогал святой благоверный князь Александр Невский. Современники называли его Солнцем земли Русской, а сегодня он олицетворяет собой Имя России. Воплотив в своей жизни идеал любви к Богу, он положил душу свою за свой народ. Сам Бог вразумил императора Петра I вручить наш город небесному покровительству святого князя».

http://pravoslavie.ru/66495.html

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Особенно резко выделилось чудесное исцеление одного расслабленного крестьянина, который не вставал со своего ложа 15 лет; он принесен был на руках к св. мощам и здесь стал на ноги и всенародно воздал хвалу Богу. Не менее этого поразительны были и следующие случаи: один глухонемой мальчик, 12 л., заговорил и начал слышать, а другой, 6 л., лишенный зрения, прозрел. Благодатные исцеления у целебоносных мощей угодника Божия не перестают проявляться и до настоящего времени. В день открытия святых мощей преосвященным митрополитом Киевским, вместе с прочими лицами, послана была Вашему Императорскому Величеству телеграмма, на которую Ваше Величество соизволили ответить: «Сердечно благодарю всех собравшихся на открытие мощей святителя Феодосия за молитвы. Благодать Господа Бога да пребудет над нашей дорогой Россией». Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц В период отчетного времени праздновались следующие юбилейные торжества: в 1896 году: 500-летие блаженной кончины святителя Стефана Пермского, 100-летие обретения святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, 300-летие со дня рождения царя Михаила Феодоровича, 100-летие со дня рождения императора Николая I и 100-летие кончины императрицы Екатерины II; в 1897 году: 400-летие кончины священномученика Макария, митрополита Киевского, 400-летие существования Корнилиево-Комельского монастыря, Вологодской епархии, 300-летие открытия святых мощей преподобного Антония Римлянина, 300-летие пребывания в Почаевской лавре чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, 300-летие Свято-Духовской церкви в г. Вильне, 150-летие основания Костромской духовной семинарии и 100-летие со дня рождения Московского митрополита Иннокентия. 26 апреля 1896 г. исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины святого Стефана, епископа Пермского, просветителя зырянского края. Празднование этого дня с особенной торжественностью совершалось в Вологодской и Пермской епархиях, где по преимуществу сосредоточена была миссионерская деятельность святителя Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь. Сент. 1917 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 191. Ходатайство архиепископа Таврического Димитрия об удалении из Таврической губернии архимандрита Адриана. 1917 г.//РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 768. О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в число братии Глинской пустыни. 1917 г.//РГИА, ф. 796, оп. 204, отд. 1, ст. 5, д. 156. О назначении архимандрита Глинской пустыни Адриана в действующую армию. Дек. 1917 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 192. Рапорт игумена Нектария о пострижении в схиму иеромонаха Климента и монаха Аркадия. Дек. 1917 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 601. Список церковных служителей, представленных к наградам за 1917–1918 гг.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 499. Документы, связанные с жизнью и деятельностью Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1917–1919 гг.//РГБ, ф. 213, к. 4, ед. хр. 4. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3. Протоколы сельских сходов (Шалыгинский волисполком). 1919 г.//ГАСО, ф. Р3041, оп. 1, д. 3. Рапорт настоятеля Глинской пустыни о переводе временных послушников в число постоянных. Ноябрь 1919 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 143. Донесение Преосвященного Орловского в Курский Епархиальный Совет о монахе Глинской пустыни. 1919 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 2 л, д. 150. Послужные и формулярные списки монахов Курской епархии за 1914–1920 гг.//ГАКО, ф. 750, оп. 2 л, д. 6. Дело о посвящении послушников Глинской пустыни в монашеский сан//ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 144. Дело о пострижении в схиму иеромонаха Глинской пустыни Акакия и диакона Петра Дюмина. 1920 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 2 л, д. 615. Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни. 1921 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266. Рапорт архимандрита Нектария об умерших в Глинской пустыни. 1921 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 2 л, д. 34, л. 3. Рапорт настоятеля Глинской пустыни о совершении иеромонахами религиозных обрядов в приходах. 1921 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 283.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В первом счислении дело зависит от определения года смерти Ирода. Он ясно указан в истории Иосифа Флавия; но это должно будет отнести нас на несколько лет от принятого счисления; Флавий, как сам он говорит, писал историю Ирода, руководствуясь записками Николая Дамасского, сотрудника и современника Иродова, и следуя им утверждает, что Ирод объявлен царем иудейским в 714 г., но вступил в действительное владение спустя 3 года, в 717 г. После того Ирод царствовал 34 г., а всего 37 лет. Итак полагая, что Иосиф следует счислению Иудейскому, т. е. начинает, год с месяца Низана, мы найдем, что Ирод скончался в 750 году, после месяца Низана. Это подтверждается бывшим незадолго до смерти Ирода перед пасхой затмением солнца, о котором упоминает Флавий и которое по вычислению новейших астрономов долженствовало быть в 750 году. С этим счислением времени соглашаются и другие хронологические замечания о правлении сынов Ирода. Иосиф Флавий говорит, что Архелай правил Иудеей 9 лет, потом был сослан, как говорит Дион, в 759 году от создания Рима. Если Архелай правил 9 лет, то Ирод умер в 750 году. Филипп, по сказанию того же Иосифа Флавия, умер на 37 г. своего правления на 20 г. Тиверия, а это есть 786 год, следует опять тоже, что Ирод умер в 750 году, притом это должно было быть весной. Если же Ирод скончался в 750 году, то значит, Спаситель родился в 749 г., если не ранее, но ранее нет нужды предполагать, потому что события младенчества Иисуса Христа могли совершиться и в это время. Если же Спаситель родился около 750 года, то когда Ев. Лука замечает, что Иоанн вступил в свое служение в 15 год Тиверия, а это будет 781-й от создания Рима, то отчисляя отсюда 30 лет, мы получим число близкое к 750. Время рождения Иисуса Христа определяется указаниями ближайших отцев церкви. Но их счисление приходится на 751-й год, или близко к сему, и само по себе видно, основывается не на исторических документах, но на герменевтических началах. Ириней, писатель II века, полагал рождение Иисуса Христа в 751 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Священные облачения хотя находятся в достаточном количестве, но к сожалению сделаны только на одного священника и диакона. Полное соборное облачение на 3 священников и двух диаконов только одно, да и то перенесено из надворотней церкви, вместе с другими вещами и утварью по указу консистории от 10 мая 1882 года, за 1353. Метрические и исповедные книги, брачные обыски и приходорасходные, частью перенесены из надворотней церкви (с 1809 года), частью составляют собственность настоящего храма. Все же документы и планы относящиеся к устройству церкви еще доселе не сданы комитетом в церковное книгохранилище, так как комитет еще не считается закрытым. По указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, причт церковный должен состоять из двух священников, диакона и двух причетников и просвирни. Первым священником-настоятелем был, переведенный с остальным причтом, из упраздненной Невско-приходской Скорбященской церкви, протоиерей П. А. Горизонтов, кандидат С.-Петербургской духовной академии, прослуживший в сем приходе 40 лет. За свою ревностную службу по приходу и церкви он имел ордена: св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3 ст., а от прихожан золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Умер 1884 года апреля 26 дня. На место его по резолюции его высокопреосвященства от 4 мая 1884 г. переведен Спасобочаринской церкви, что на Выборгской стороне, священник Иоанн Полканов, магистр С.-Петербургской духовной академии. Священник Павел Космодемьянский, кандидат С.-Петербургской духовной академии, рукоположен к сей церкви его высокопреосвященством 13 февраля 1882 года. Диакон Афанасий Попов, переведен из Невско-приходской Скорбященской церкви по указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, к Борисоглебской церкви, – из окончивших курс Воронежской духовной семинарии. На вакансии псаломщика состоит Иван Певцов, из среднего отделения Спб. дух. семинарии, возведенный, в 1883 году, по просьбе прихожан за 25 летнюю отлично-усердную службу, в сан диакона на дьяче- ской вакансии. Дьячком служит Николай Фиделин, из высшего отделения Новгородского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Евангелии мы имеем два главных пункта для определения года Рождества Иисуса Христа: 1) Время царствования Ирода, отца Архелая. У евангелиста Матфея 2:1 и далее, и евангелиста Луки 1:5 . Из этих двух мест несомненно ясно то, что Христос родился еще во время царствования этого Ирода. Ирод же, названный «Великим», по свидетельству Иосифа Флавия, царствовал 37 лет именно от 714 до 750 от основания Рима. В последнем году он умер за восемь дней пред Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но так как это лунное затмение по астрономическому вычислению происходило ночью с 13 на 14 марта 750 года от основания Рима и иудейская Пасха в этом году приходилась 12 апреля, то следовательно, и царь Ирод умер в начале апреля 750 года от основания Рима, следовательно, по крайней мере, четырьмя годами раньше нашей эры. 2) Второй главный пункт для определения года Рождества Иисуса Христа представляет нам евангелист Лука ( Лк.2:1–7 ) в повествовании о предписанной Августом Цезарем народной переписи, вследствие которой Мария и Иосиф из Назарета прибыли в Вифлеем, где в то время и родился Иисус Христос. Эта перепись, вызванная эдиктом Августа в 746 году от основания Рима, началась для Иудеи в последние годы царствования Ирода, потом она была приостановлена вследствие смерти Ирода и окончилась в то время, когда Сирией управлял Квирин. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание, и во главе недовольных стал известный Февда, или Матфей. Ирод схватил его и сжег живым 12 марта 750 рода от основания Рима. Но так как эта перепись началась несколько раньше этого времени, то Христос, следовательно, родился зимою 749–750 г. от основания Рима и по крайней мере раньше 12 марта 750 г., и никаким образом не в 754 г., как полагал Дионисий Малый (Из «Воскресное чтение» за 1872г. 50, с.379–380). В Евангелии от Луки ( Лк.3:1, 23 ) ученые хронологи находят и еще основания, дающие возможность определить отношение событий евангельской истории к общей хронологии всемирной истории. «Иоанн Креститель выступил со своею проповедью на Иордане в 15 год правления Тиверия кесаря. Спрашивается: какому именно году соответствует этот 15 год, если считать от основания Рима?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

По ошибочному вычислению самого автора статьи выходит, что год смерти Ирода должен падать на 751-й. Но он не довольствуется в своем вычислении и этою прибавкой. Он прибавляет к своему собственному вычислению еще год и говорит: «точнее (смерть Ирода должна была последовать) в апреле 752 года». Для чего же понадобилось это автору? Да для того, чтобы как-нибудь выйти из роковой неизбежности противоречия себе самому. По дальнейшему его вычислению, Господь наш Иисус Христос родился в том же 751 году, но в декабре. Без прибавления года (итого всего – 1 год и 10½ месяцев прибавки) выходило бы, что поклонение Господу волхвов, прибывших в Иерусалим при жизни Ирода, происходило еще до рождества Христова, так как Ирод умер в апреле, а Спаситель родился в декабре. Таким образом, на основании неопровержимых данных о. Иоанна Якубовского неопровержимо вытекает, что год смерти Ирода падает на 750-й год от основания Рима. Так как автор разбираемой нами статьи вслед за определением года смерти Ирода прямо переходит к определению года рождества Христова: то мы и обращаемся теперь к рассмотрению тех данных, на основании которых он определяет этот последний год. 1) «Время рождения Иисуса Христа, пишет автор, в конце царствования Ирода, по свидетельству историка Евсевия, падает на 42-й год правления Октавия Августа (710 + 41=751), 28-й год от покорения Египта римской власти и смерти Антония и Клеопатры (724 + 27=751), следовательно на 751 год от основания Рима». – Но если исправить вышеуказанную ошибку в вычислении; то, на основании этого свидетельства Евсевия, год рождества Христова падет (709 + 41=750 или 723 + 27=750) на 750-й год от основания Рима. Если бы о. Иоанн верно сделал вычитание именованных чисел, то увидел бы, что, по указываемым им неопровержимым данным, смерть Ирода и рождество Христово падают на один и тот же год (что решительно невозможно, потому что тогда вышло бы, что Иисус Христос родился после уже смерти Ирода, кому же покланялись волхвы?) и, конечно, отнесся бы к этому свидетельству с большею осторожностью. Свидетельство это не обставлено решительно никакими другими указаниями и, как нельзя более вероятно, само, вследствие неточного понимания второй главы евангелия от Матфея, будто поклонение волхвов последовало вслед за рождением Спасителя, обосновывалось на годе смерти Ирода. Ирод умер в 750 году: следовательно и Иисус Христос, место рождения которого отыскивали не задолго до смерти Ирода волхвы, родился также в 750 году, или в 42-м году правления Октавия Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-нравственный путь развития России Часть I 30.08.2012 1639 Время на чтение 41 минут 1. Сквозные линии и связующие скрепы исторической поступи России 2012 год с полным основанием назван годом российской истории. Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г.) он объявлен годом празднования 1150-летия российской государственности. Со времен предыдущего общегосударственного празднования 1000-летия Руси минуло полтора века, наполненных поворотными социально созидательными и драматическими событиями. 2012 год не только назван, но он поистине является годом Всероссийской истории. Вообще же каждый год и даже день, канувший в Лету, принадлежит истории. Не случайно классики считали историю единственной наукой. Поэтому так важно формирование исторического сознания и самосознания народа, особенно, вступающих в жизнь новых поколений. Историческое сознание сегодня зыбко, шатко, рыхло, путано, разорвано. Все временно, условно, когда оно не вечно, безосновно! Особая значимость предстоящего юбилея - в необходимости приобщения к подлинной истории нашего государства, его духовно-нравственным корням и культуре, историческому опыту самостояния, государственного и социального устроения, национального своеобразия народа и исторического призвания России. Главное заключается в том, чтобы понять себя, нынешних и консолидироваться для достойного будущего народа, родной страны и нашего государства. Юбилей государства — это воспоминание не только о 862 годе. К 1150-летию государственности можно уверенно прибавить 1130-летие провозглашения Киева столицей Руси; 630-летие успения игумена земли русской прп. Сергия Радонежского; 400-летие народного единения и изгнания польских интервентов; 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова; 200-летие Отечественной войны 1812 года; 150-летие со дня рождения П.А.Столыпина; 90-летие со дня образования Союза ССР; 70-летие Сталинградской битвы и ряд других знаменательных дат. Все этапы государственного строительства, созидания и труда, героического и одновременно драматического исторического пути Руси – от языческой и до современной постсоветской - должны быть поняты, оценены и осмыслены.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/31/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010