От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11: 24-25). Много сил требовала и борьба с теми, кого апостол Павел называл  лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11: 13). С этой проблемой он по-настоящему столкнулся, когда вернулся из второго путешествия обратно в Сирию. Но на обратном пути он с учениками еще отпраздновал Пасху в Иерусалиме, наверняка обратив внимание на изменившиеся в общине настроения. Многие иерусалимские братья уже открыто высказывали недовольство по поводу обращения язычников, не соблюдавших в полной мере закона Моиссева, и говорили, что решения Апостольского собора следует пересмотреть. Главой Иерусалимской Церкви в то время был Иаков, брат Господень, — строжайший аскет и молитвенник. Про него говорили, что он никогда не пил вина, не ел мяса, не носил шерстяной одежды и столько времени проводил на молитве в храме, что на коленях у него были верблюжьи мозоли. Апостол Иаков строго соблюдал Моисеевы законы и даже носил на себе петалон — золотую дощечку, которую имели право надевать только первосвященники. Примерно такого же склада были и люди из его ближайшего окружения — с той только разницей, что религиозный пыл они направляли еще и на активную борьбу с инакомыслием. Они были убеждены, что каждый иноплеменник, принимающий христианство, сначала должен стать иудеем — то есть совершить обрезание и в строгости соблюдать все предписанные Моисеем законы. Сейчас такая постановка вопроса кажется даже странной, но тогда она удивляла в основном апостола Павла и его сторонников. Большинство в Иерусалиме разделяли мнение тех, кого теперь принято называть «иудеохристианами», или «иудействующими», — а в те времена это были просто иерусалимские христиане, убежденные в своем превосходстве над остальными. Можно представить, как раздражал их апостол Павел, который свободно признавался: ...для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых  (1 Кор. 9: 20-22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

От сего перешел я к другому зачалу: вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию? ( 1Кор 11:20–22 ). Прочитав это, я еще более настойчиво показал, что даже скромные и трезвые пиры не должны происходить в церкви, потому что Апостол не сказал: “Разве нет у вас домов, чтобы упиваться?” (как если бы упиваться нельзя было только в церкви), но сказал: “чтобы есть и пить” – это ведь не зазорно делать, только вне церкви, тем, у кого есть дом, где они могут подкреплять силы необходимой пищей. И однако же мы дошли до такого измельчания растленных времен и разлагающихся нравов, что не требуем уже скромных пиршеств, но надеемся хотя бы ограничить царство пьянства домом. Припомнил я также и Евангельское зачало, которое толковал накануне, где о лжепророках сказано: По плодам их узнаете их( Мф 7:16 ). Затем напомнил, что плодами в этом месте названо не что иное, как дела. Тогда я спросил: к каким плодам причислить пьянство, и прочел из Послания к Галатам: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют ( Гал 5:19–21 ). После всех этих слов я вопросил их: каким это образом по пьянству можно узнать христиан, которых Господь велел распознавать по плодам? К тому присоединил и следующее чтение: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание( Гал 5:22–23 ), – и призвал поразмыслить, сколь стыдно и прискорбно то, что они желают своими “плодами” не только “украсить” свою частную жизнь, но и “почтить” Церковь , а дай им волю, все пространство церковного здания они бы наполнили толпами пирующих и пьяных; а от духовных плодов, к которым призывает их и власть Священного Писания , и наши вопли, не хотят они принести Богу дары и не желают отпраздновать этими плодами торжество святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. Ибо и Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы дней хлеба лакомого не ел, и мяса и вина не принимал в уста свои. И блаженная Анна, испрашивая себе Самуила, говорит: «вина и сикера я не пила, а изливаю сердце свое пред ЯХВЕ». И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали угрожающего гнева. Постом и Есфирь и Мардохей и Иудифь избежали возстания нечестивых Олоферна и Амана. И Давид говорит: «колени мои изнемогли от поста, и плоть моя изменилась из–за елея». И вы, когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами. После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим. Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать. Книга шестая 1 . Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию. Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: «Моисей взял себе в жену хушитянку», выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, – поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Очищает себя при помощи Божией всякая добрая душа христианская – постоянно и непрерывно – в своих мыслях, чувствах, намерениях, словах и во всех своих поступках – помыслами благими, благоразумною осмотрительностию, словом Божиим, молитвою и наипаче любвеобильным призыванием спасительного имени Иисуса Христа с благоговением и страхом Божиим. Итак, возлюбленные, – заключает св. апостол Павел, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, который и сотворил сие. Возлюбленные! Молитесь о нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:23–25, 28 ). Обновление Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц 15-е декабря 1868 года вписано неизгладимыми чертами в летописи Императорского Воспитательного общества благородных девиц. В этот день совершилось здесь достопамятное торжество обновления церкви св. благоверного великого князя Александра Невского, которое ознаменовали своим священнослужением три первосвятителя всероссийской Церкви. В этот же день Воспитательное общество и обновлённая его церковь удостоились всемилостивейшего посещения его величества государя императора в сопровождении августейшей его дщери. Пятый уже год проходил после того, как Воспитательное общество благородный девиц отпраздновало (5 мая 1864 г.) столетний юбилей своей деятельной жизни, столь благотворной для распространения истинного просвещения в семействах высших слоёв русского общества. Означенное заведение учреждено в С.-Петербургском Новодевичьем (Смольном) монастыре 5 мая 1764 года. Но обновлённая в 1868 году церковь Воспитательного общества была устроена лишь 60 лет тому назад. Первое освящение её последовало 18 августа 1808 года – вместе с освящением вновь тогда воздвигнутого блаженной памяти императрицею Мариею Феодоровною здания, в котором и поныне помещается Воспитательное общество. Прежнее же помещение этого заведения в окружающем нынешний Воскресенский собор всех учебных заведений монастырском строении с Екатерининскою в нём церковью тогда же отдано Вдовьему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Павла. Когда, продолжают далее адвентисты, ап. Павел и Варнава пришли в город Антиохию, то и здесь они проповедовали в синагоге в день субботний ( Деян. 13:14 ). И замечательно, говорят они, что в конце проповеди язычники обратились к ап. Павлу с просьбою проповедовать о тех же предметах в следующий субботний день (ст. 42). Для ап. Павла, по мнению адвентистов, это могло бы послужить самым удобным случаем сообщить обращенным из язычников, что празднование субботы отменено, если бы это действительно произошло. Из того же, что об этом им не было сказано ничего и что богослужение повторилось не раньше следующей субботы, ясно видно, что суббота еще не была заменена воскресеньем 13 . Точно также ап. Павел участвовал в молитвенном собрании в день субботний и в Филиппах ( Деян. 16:18 ) и там проповедовал. Наконец, адвентисты обращают внимание на то, что ап. Павел жил в Коринфе в течении целого года и шести месяцев. Доставляя себе пропитание деланием палаток в течении недели, ап. Павел, говорят адвентисты, по субботам отправлялся в синагогу и там проповедовал о Иисусе Христе. «И по одинаковости ремесла остался у них и работал, ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудее и эллинов. И он остался там год и шесть месяцев, поучая их Слову Божию» ( Деян. 18:34, 11 ). Переводя все случаи, где говорится о посещении ап. Павлом еврейской синагоги и проповеди в ней по субботам, на цифры, адвентисты утверждают, что всего ап. Павел отпраздновал 83 субботы 14 . Между тем кн. Деяний Апостольских, говорят они, была написана спустя тридцать восемь лет после Воскресения Иисуса Христа. Следовательно, еще в это время днём празднования и покоя был не первый день недели, а суббота. Задаваясь вопросом, когда произошла замена празднования субботы воскресением, адвентисты утверждают, что во всяком случае ни во времена Иисуса Христа, ни Его апостолов. Везде, говорят они, где не встречается ссылка на субботний день в Новом Завете, день седьмой означает субботу, а не воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Паралипоменон в прямой и неразрывной связи с предыдущими, образуя здесь второй член фразы, между тем как в начале Ездры они стоят отрывочно. Первый стих первой главы кн. Ездры читается так: – «а в первый год Кира, царя персидского, исполнение слова Господня из уст Иремии и т. д.» – vav adversamivum в начале книги, которым не начинается ни одна из остальных книг Ветхого Завета 90 , словорасположение, с пред verbum ссылка на не упоминаемое далее пророчество Иеремии, которое теперь только исполнилось вполне, – что означается, именно, словом Ср. Дан. 12:17 – всё это указывает на предыдущую и, очевиднейшим образом, здесь опущенную фразу. Напротив, 2Пар. 36:22–23 кн. Паралипоменон тесно примыкают к 2Пар. 36:21 и через него к 2Пар. 36:18–20 . Прежде писатель рассказывал ( 2Пар. 36:18–20 ) о том, как священный город был разрушен, жители частью умерщвлены, частью отведены в плен и обращены в рабство. Это напоминает ему то пророчество Иеремии об опустошении страны и семидесятилетнем рабстве в Вавилоне, по истечении которого Иегова должен был посетить свой народ и возвратить его на родину ( Иер. 25:11–12; 29:10 ). Поэтому то он и говорит в 2Пар. 36:21 «всё это случилось «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии ( ) доколе земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет». А в первый год Кира, царя персидского, в совершенное исполнение слова Господня ( )... возбудил Господь и т. д.» ( 2Пар. 36:22 ). Оба эти стиха стоят, таким образом, в самой тесной связи друг с другом: 2Пар. 36:21 содержит указание на исполнение пророчества Иеремии по первой его части – об опустошении страны и времени продолжения плена, – 2Пар. 36:22 даёт комментарий на вторую часть этого пророчества, на обещанное возвращение из плена. Слова в начале 2Пар. 36:22 образуют лёгкое противоположение предыдущим последним словам 2Пар. 36:21 и переход к последней части этой фразы: семьдесят лет, хочет сказать писатель, продолжалось запустение страны, но по истечении их, в первый год Кира, чтобы исполнить пророчество Иеремии возбудил Господь дух Кира и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Писатель книги, носящей имя Неемии, есть сам Неемия, как видно из начальных слов его книги: « Слова Неемии, сына Ахалиина » 899 . По словопроизводству, с еврейского языка имя Неемии означает – утешителя, – что весьма соответствует общему характеру деятельности этого великого мужа 900 , бывшего, по учению отцов церкви, прообразом Иисуса Христа и Его утешительной и просветительной деятельности в недрах церкви Божией. Кроме этого, Неемия имел халдейское название Тиршафа, т. е. правитель или вождь 901 , каковым названием почтен был, некогда, и Зоровавель 902 . По общепринятому мнению, Неемия происходил из колена Иудина и был даже царственного рода, – что, отчасти, подтверждается его должностью виночерпия при персидском дворе, каковые должности, обыкновенно, поручались людям знатного происхождения 903 . До вышеозначенной должности виночерпия, Неемия возвысился при Артаксерксе Долгоруком. В 20-й год этого царя (454 до Р. X.), он отправился в Иудею, узнав от соотечественников о печальном состоянии города Иерусалима. Вооруженный полномочиями от царя персидского, Неемия успел обстроить столицу иудейскую и возобновить ее стены, несмотря на все препятствия и опасности со стороны ненавистников иудейских, Самарян. Устроивши город и освятивши его стены, Неемия вместе с свящ. Ездрой занялся нравственным устроением народа. Прочитан был и истолкован народу закон Моисеев; отпразднован великолепно праздник кущей; богатые убеждены были возвратить долги, а равно, и заложенные имущества бедным. Возобновлен был завет с Богом и отобраны собственноручные подписи с народных представителей – насчет соблюдения заповедей Божиих. Совершивши, по возможности, предначертанные реформы в Иерусалиме, Неемия возвратился к Артаксерксу, согласно обещанию, которое взял с него сей царь. По вторичном прибытии в Иерусалим, Неемия с новой энергией занялся искоренением беспорядков, вкравшихся в народную жизнь в его отсутствие, и среди плодотворной деятельности мирно кончил свою жизнь в Иерусалиме в глубокой старости, после почти 80-летнего правления народом. Сирах, восхваляя подвиги Неемии, выражается о нем так: « велика память о Неемии, который воздвиг нам павшие стены, поставил ворота и запоры и возобновил разрушенные домы наши » 904 . А в книгах Маккавейских, есть известие, что Неемия, « составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях » 905 . Цель написания книги Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По раввинам, Иаков, как бы предчувствуя обман со стороны Лавана, с особою точностью называет именно Рахиль, младшую дочь Лавана; высказывал этим и то, что, как младший сын Ревекки, он должен жениться на младшей дочери Лавана. Лаван охотно соглашается на предложение Иакова, обеспечивавшее ему семилетнюю даровую работу его; но согласие свое Лаван мотивирует и более благовидным основанием – требованием обычая Востока (доселе там имеющего силу) предпочитать браки в близком родстве бракам с посторонними лицами. Быт.29:20 . И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Пример любви Иакова показывает, что древним семитам не чужда была самая возвышенная любовь между полами. Некоторые толкователи полагали, что брачное сожитие Иакова с дочерьми Лавана началось уже при начале первой седьмины лет службы первого, так как иначе трудно понять, как в течение следующих семи лет у Иакова родилось 12 детей, причем у Лии был еще более или менее значительный промежуток между рождением Иуды ( Быт. 29:35 ) и Иссахара ( Быт. 30:17–18 ). Но в объяснение последнего затруднения следует помнить, что и некоторые дети у Иакова родились – от разных жен и наложниц – одновременно. Самое же предположение прямо опровергается ст. 21, где говорится, что Иаков требует брака только по прошествии 7 лет службы. Быт.29:21 . И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Мидраш дает следующий перифраз: «Господь обещал мне, что от меня произойдет 12 колен; но мне уже 84 г. от роду, когда же я стану родоначальником тех колен?» (Beresch. r., s. 345). Женитьба Иакова на Лии Быт.29:22 . Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Несмотря на свою расчетливость, Лаван собирает много гостей на пиршество: может быть, с целью иметь свидетелей на случай энергичных возражений Иакова по поводу предстоящего обмана или сделать (через попойку) более легким последний, или же, наконец, имея в виду разом отпраздновать обе свадьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему пора сейчас тем, кто не смеет отречься от имени христианина, начать жить согласно воле Христа и, став христианами, отвергнуть то, что им позволено было для того, чтобы они стали христианами. 10 . Затем призвал я к подражанию заморским Церквам, в которых эти обычаи частью никогда не допускались, а частью были уже исправлены добрыми правителями при подчинении народа. И так как в качестве обратного примера выдвигался обычай каждодневного винопития в базилике блаженного Петра, я на это сказал, что, во-первых, я слышал, это часто запрещалось, но из-за удаленности этого места от епископского надзора и множества плотских людей в столь большом городе, особенно же из-за того, что постоянно прибывающие паломники удерживают этот обычай с ревностью, соразмерной их невежеству, эту столь огромную пагубу еще невозможно унять. При всем же том, если мы почитаем апостола Петра, должно слушать его наставления и гораздо более уделять ревностного внимания его Посланиям, из которых явствует его воля, нежели базилике, из которой она не явствует. И тотчас взяв книгу, я прочел то место, где Апостол говорит: Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению ( 1Пет 4:1–3 ). По совершении всего этого, так как я видел уже, что все единодушно обращались к доброй воле, презрев дурной обычай, я призвал их присутствовать на полуденных Божественных чтениях и псалмопении: таким образом (сказал я) нам угодно было отпраздновать этот день в большей чистоте и пристойности, и по множеству собравшихся легко будет понять, кто идет вслед за духом, а кто вслед за брюхом. И так, прочитав все, я завершил свою речь. 11 . Пополудни собралось еще большее количество, чем до полудня, и до самого того времени, когда мы вышли с епископом, звучало попеременное чтение и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

После смерти Ахаза иудейский престол занял его сын Езекия. Во время его правления пала Самария. Это произвело в Иудее потрясающее впечатление. Пророк Исаия, живший в это время, призывал жителей Иудеи покаяться и отказаться от ложных богов, чтобы их не постигла та же участь, какая постигла Израиль. Под влиянием пророка Исаии Езекия развернул большую деятельность по возрождению истинной религии. Он боролся со всеми проявлениями идолопоклонства, разрушал капища, разбивал идолов и срезал деревья, которым народ поклонялся на холмах. Но прежде всего он возобновил богослужение в Иерусалимском храме. При его отце храм был в запустении, богослужение не совершалось, и ворота храма были закрыты. По приказанию Езекии храм был открыт и освящен. При Езекии после долгого перерыва, с особой торжественностью, была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим пришли не только иудеи, но и израильтяне. Но мирная жизнь Иудеи вскоре была нарушена. Езекия отказался платить дань царю Ассирийскому и заключил военный союз с Египтом против Ассирии. В этот союз вступили также Финикия и Вавилон. Союзники возлагали главные надежды на Египет. Пророк Исаия советовал Езекии не вступать в этот союз, но отступать уже было поздно. Вскоре вспыхнуло пламя восстания среди государств — вассалов Ассирии. Ассирийский царь Сеннахирим мгновенно захватил Вавилон, подавив восстание в Финикии, а затем разгромил египетскую армию, спешившую на помощь союзникам. Грозный каратель подступил к стенам Иерусалима и осадил его. Езекия был в отчаянии, но пророк Исаия успокоил его и предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так как город находится под защитой Самого Господа. Предсказание пророка сбылось: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:85). После этого Сеннахирим прекратил осаду города и вернулся в Ниневию. Иерусалим остался свободным. Езекия царствовал еще несколько лет и успел поднять Иудею из руин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010