После этого Езекия послал по всей Иудее и царству Израильскому гонцов звать в Иерусалим как иудеев, так и израильтян, праздновать Пасху. На праздник Пасхи собралось в Иерусалим множество народа, не только иудеев, но и израильтян. Пасху отпраздновали самым торжественным образом. Возвратившись из Иерусалима домой, народ истребил идолов и разрушил жертвенники их. За благочестие Езекия Господь был с ним. Езекия отложился от царя ассирийского и не стал служить ему. Когда царь израильский Осия так же поступил, царь ассирийский Салманассар (в 4-й год царствования Езекии) взял Осию в плен и заключил в темницу, а потом ассирийцы разрушили и само царство Израильское; но Езекию и его царство Бог спас в это время от нашествия ассирийцев. После этого (в 14-й год царствования Езекии) царь ассирийский Сеннахирим, совершая поход в Египет, прошел с огромным войском по Иудейскому царству, опустошил его, овладел многими иудейскими городами, но оставил в стороне Иерусалим, в котором укрепился Езекия 452 , и потребовал от него дань. Чтобы избавиться от Сеннахирима, Езекия послал ему дань 453 . Сеннахирим взял присланные ему сокровища, но послал своих военачальников с войском к Иерусалиму овладеть им. Тогда Езекия отправил к пророку Исаие посольство – просить его помолиться Богу о народе своем. Исаия сказал посланным: «Так говорит Господь: Я пошлю в царя ассирийского дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его». Действительно, вскоре Сеннахирим услышал, что царь египетский, эфиоп Тиргака, вышел сразиться с ним и направился в Ассирию 454 . Сеннахирим двинулся от Египта обратно домой, чтобы защитить свои владения, послал Езекие письмо 455 , в котором говорил, что Езекия напрасно надеется на своего Бога, и требовал, чтобы он сдал ему город Иерусалим. Езекия принес это письмо в храм, развернул перед лицом Господа и стал молиться, чтобы Он спас Свой народ. В следующую ночь Ангел Господень поразил смертью в войске ассирийском 185000 воинов 456 . Сеннахирим должен был вернуться в Ниневию. Через некоторое время он был убит своими сыновьями, когда поклонялся в храме своему богу 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Пятый век мира начался с разрушения Иудейского царства, которое, согласно пророчеству Иеремии оставалось в таком положении 70 лет. 3377 г. (­ 574 г. до Р.Х.) В 14-й год после того как был поражён город, то есть в 25-й год переселения царя Иоакима, вместе с которым в плен увели также Иезекииля, этот Иезекииль был приведён в видении Божьем в землю Израиля и увидел восстановление города и Храма и церемонии в нём. Сервий, 6-й римский царь, правил 34 года. Он включил в состав города три холма – Квиринал, Эсквилин и Виминал, провёл вокруг стен ров и учредил первый среди римских граждан ценз. 3389 г. (­ 562 г. до Р.Х.) В 26-й год после разрушения Иерусалима, то есть в 37-й год переселения царя Иоакима, Евилмеродах, царь Вавилонский, как только начал править, вывел Иоакима, царя Иудейского, из темницы и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Пророк Иеремия, вспоминая о будущем его времени, пишет следующее: «Вот, пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу моему, и приведу их на землю сию и на жителей её и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И все эти народы будут служить царю Вавилонскому 70 лет. Когда же исполнятся 70 лет, я накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю её вечной пустыней». А в другом месте Иеремия написал о переселении, которое провёл Навуходоносор, переселив из Иерусалима в Вавилонию иудеев вместе с царём Иехонией: «Когда исполнится вам 70 лет в Вавилоне, тогда я посещу вас и исполню доброе слово моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие, говорит Господь». И уже предыдущие слова дней его времени вновь вспоминаются таким образом: «Тот, кто избежал меча, был уведён в Вавилон и служил царю и его сыновьям, пока не воцарился царь Персидский и не исполнилось слово Господне, сказанное устами Иеремии, и не отпраздновала земля суббот своих. Ибо во все дни запустения она субботствовала, пока не исполнилось 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Разделы портала «Азбука веры» святитель Афанасий Великий : Когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых, и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословие) их, говоря грешнику: «Что ты проповедуешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: «Неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Похвально удерживаться от лукавства и беззаконных деяний для того, чтобы возможно было отпраздновать Пасху приличествующим образом; ибо тот, кто оскверняет себя мерзостями безбожных, тот не может принести пасхальную жертву Господу Богу нашему. …Что иное (представляет) пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? Если мы, возлюбленные, будем питаться этою спасительною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совершать истинную Пасху. Наш долг – не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе. Наше же звание (которым принадлежит и Пасха) свыше, и жительство наше на небесах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и туда направляя взоры наши, мы совершаем празднество надлежащим образом. святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. До Воскресения Христова многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему, как Богочеловеку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество. преподобный Симеон Новый Богослов : Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-pashe

С восшествием на престол преемника Ахаза, Езекии, положение дел изменилось, он поступал праведно пред очами Иеговы, точно так, как поступал отец его Давид. Писатели книг Царств и Паралип. с отрадою останавливаются на подвигах благочестия Езекии и подробно описывают его дела и внутренние, и внешние. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил изображение Астарты ( 4Цар. 18:3–6 ). В самом начале царствования, он отворил двери дома Иеговы и починил их; торжественно восстановил нарушенный завет с Иеговою, все очистили, все освятили, и всенародно принесли всесожжение Богу за грехи Израиля, и – примирились с Богом, при чем народ покаялся и ликовал после примирения ( 2Пар. 29 ). В тоже время торжественно отпраздновали праздник Пасхи, народ ликовал ( 2Пар. 30 ), после чего снова разбиты были все оставшиеся статуи и изображения и уничтожены жертвенники по всей земле ( 2Пар.31,1 ). Народ, вслед за царем, обратился к Иегове – Богу своему, и Бог видимо помогал царю и против внешних врагов – особенно Сеннахирима. И много сделал Иезекия для народа своего, он делал, по замечанию книги Паралип., все доброе, справедливое и истинное, во всех делах своих, какие он ни начинал, он действовал от всего сердца своего и имея успех ( 2Пар. 31:20–21 ). Народ благоденствовал. После него уже, замечает писатель книги Царств ( 4Цар.18, 5–7 ), не было такого, как он из всех царей Иудейских и из тех, которые были прежде него. Он прилепился к Иегове и не отклонялся от него, и хранил заповеди его; за то и Иегова был с ним. Это время было лучшим временем Иудейского царства в течение всего этого периода и в политическом, и в религиозно нравственном отношениях. Быстрый переворот произошел в Еврейском обществе со вступлением на престол Манассии. Это был один из нечестивейших царей Иудейских; он разрушил дела Иезекии и восстановил дела Ахаза; идолопоклонство развилось в высшей степени. К довершению всего он воздвиг гонение на истинных почитателей Бога Иеговы и разумеется прежде всего на пророков. Много невинной крови пролил в Иерусалиме Манассия, говорит писатель книги Цар. ( 4Цар.21,16 ), так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он соблазнил Иуду делать неприятное для очей Иеговы. В это время, как мы видели, претерпел мученическую смерть пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

С праздником Рождества Христова приветствую всех Вас, дорогие мои. Епископ Александр Почему Господь пришел не сразу, 2002 “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” ( Гал. 4:4 ). Приветствую Вас, дорогие мои, с радостным праздником Рождества Христова! Мы только готовимся встретить наше Рождество, а инославный мир уже отпраздновал его – шумно, со всяким излишеством и в большой суете. Эти две недели, на которые как бы “опаздывает” наш праздник дают нам возможность глубже задуматься о значении величайшего события— пришествия в мир Сына Божия. Размышляя об этом, недоумеваешь только, почему Он так долго медлил прийти в мир, и как бы не спешил исправить ужасные последствия грехопадения Адама. Думается, что причина этому та, что пока человек на личном горьком опыте не осознал всю глубину своей духовной катастрофы, пока он не убедился, что без помощи Божией он не сможет побороть грех в себе, он не был готов со всем усердием откликнуться на зов Спасителя и принять Его всем своим сердцем. Действительно, когда апостол Петр отрекся от Христа во дворе первосвященника, то он тотчас же сознал весь ужас своего падения, и, как сказано в Евангелии, “выйдя вон, плакася горько.” Адам же и его жена Ева, напротив, будучи обличены Богом в нарушении заповеди, не обнаружили никаких признаков покаяния, но, покинув рай, занялись устройством своей жизни. Нужно было пройти тысячелетиям, чтобы созрела нужда в Искупителе; духовно одряхлеть потомкам Адама, чтобы ощутилась нужда в новом Адаме-Христе. Нужно было людям изнемочь во взаимной вражде, чтобы почувствовать необходимость в Примирителе; нужно было им устать от постоянной лжи и лицемерия, чтобы возжелать пришествия Правды Божией! Одним словом, людям следовало сначала полностью осознать свою греховность и бессилие, чтобы стать восприимчивыми к спасительной Евангельской проповеди. И в самом деле, из Евангельской истории и других книг Нового Завета, из истории Церкви и житий святых явствует, что в истории человечества не было другого исторического периода, более благоприятного для принятия “благой вести,” чем начало христианской эры. Ко времени пришествия Христа в мире созрела готовность покаянного обращения к Богу и многие с радостью принимали христианскую веру. “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? – говорит Спаситель Своим ученикам. – А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.” Здесь Он подразумевает, конечно, наступление духовной жатвы (Иоанн 4:35).

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Содержание указа имеет прямое отношение к концу 44-й и 1-й половине 45-й главы; пророчества Исаии; между тем священные писатели видят в этом указе «исполнение слова Господня из уст Иеремии», как значится почти во всех переводах указанных мест. В книге Иеремии есть пророчества о падении Вавилона, но пророчества о Кире, будущем восстановлении им храма нет. Поэтому, принимая во внимание свидетельство Флавия, всем указанным местам дают такое объяснение: во исполнение пророчества Иеремии, который предсказал прекращение плена по истечении 70-ти лет и разрушение Вавилона Мидянами, восстал Кир, царь персидский, завоевал Вавилон и освободил народ еврейский; затем, пораженный пророчеством Исаии, которое было ему, вероятно, прочитано Даниилом, издал приведенный указ. Если признать правильным общепринятый перевод этих мест, по которому указ Кира издан во исполнение пророчества Иеремии, то подобное объяснение является в высшей степени искусственным. В книге Паралипоменон пророчество Иеремии об освобождении евреев от плена Вавилонского, по-видимому, прямо различается от другого его пророчества, во исполнение которого Кир издал указ о восстановлении храма. В 20 стихе 36-й главы Паралипоменон сказано: «и переселил царь вавилонский оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала 70 лет». ЗА сим начинается речь об указе: «а в первый год Кира, царя Персидского во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира» и пр. При таком положении дела не только свидетельство Флавия теряет свою ценность, но возникает вопрос, почему св. писатели ссылаются не на Исаию, а на Иеремию, у которого нет ничего подходящего к содержанию Кирова указа. «Легко возможно сделать такие предположения: или пророчества Исаии о Кире совсем не было во время написания Паралипоменон, Ездры и Неемии, или оно существовало, но принадлежало не Исаии, а Иеремии, на которого и сделана ссылка: но в таком случае, как оно попало в книгу Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Так, больше всех повезло хоббитам победнее, особенно тем, что жили в Отвальном Ряду . С христианской точки зрения щедрость — несомненная добродетель. Она противостоит эгоизму, вызывающему скупость, направлена на благо других, — а потому происходит от любви. Щедрость щедрого указывает на то, что он не полагается лишь на земное богатство. Христианские авторы древности и средневековья особенно призывали к щедрости богатых, считая, что щедрость для них не просто добродетель — но и обязанность. Уже апостол Павел советует в послании Тимофею увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6, 18). Ветхозаветная книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, наставляет: «Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его — верно» (Сир. 31, 27). Великолепие Прощальный пир Бильбо напоминает и о еще одной, связанной со щедростью, малой добродетелью, о которой упоминает св. Фома Аквинский. Эту добродетель он называет великолепием. Этьен Жильсон пишет: Ибо великолепие — добродетель. А почему бы и нет? Всякая человеческая добродетель представляет собой причастность добродетели божественной. Бог же творит все сущее великолепно: «Великолепие Его и могущество Его в облаках» (Пс. 67, 35). . [Великолепие] состоит прежде всего в умении расставаться с деньгами. Не все богачи способны на это; многие, наоборот пряв–ляют мелочность, желая построить роскошный дом или хорошо угостить друзей ценой малых расходов. К несчастью, это невозможно, ибо для того, чтобы делать такие вещи хорошо, нужны деньги. Великолепие — свойство именно такого человека, который не отступает перед затратами ради действительно великих замыслов. Для великолепия находится место и в самом простом течении жизни, соразмерно средствам, которыми располагает человек, — например, когда речь идет о том, чтобы отпраздновать свадьбу. Однако по преимуществу эта добродетель подобает богачам и правителям . Гостеприимство и странноприимства Еще одна добродетель, о которой напоминает Пир — добродетель гостеприимства. С ней связана и другая, также присущая толкиновской истории добродетель — странноприимства, то есть гостеприимного отношения к путникам. Странноприимство не раз встречается на страницах толкиновских книг. В «Хоббите» мы сначала видим гостеприимство Бильбо, выбивавшегося из сил, чтобы угостить Гэндальфа и гномов. Пусть он делал это и не такуж охотно, все равно, этот эпизод — учитывая все, что мы знаем о Гэндальфе — напомнит христианину слова ап. Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Ев. 13, 2). Гостеприимство оказывает странникам и Беорн. Во «Властелине Колец» мы также нередко встречаем эту добродетель — достаточно вспомнить фермера Мэггота и его хозяйку, а также дом Тома Бомбадила. Об удовольствиях, хорошей компании и умении слушать советы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Так не много ли чести змеюке подколодной? Для христианина нет ничего плохого в том, чтобы отпраздновать наступление Нового года от Рождества Христова. Но прославлять в этот день надо не безликий календарный факт и тем более не присвоенный ему образ змея, то есть икону диавола, а нужно прославлять Владыку времени и пространства – вот Кто виновник торжества! А как прославлять? Как праздновать? Как можно прославить Того, Кто ни в чем не нуждается, Кто самодостаточен, Кто имеет полноту жизни в Себе? Прославить Его можно и порадовать Его можно своей верой, своей жизнью по вере, своей молитвой, и Он, как любящий Отец наш небесный, дарует нам в Новом году радость и мир. Но нелегко в этот день сосредоточиться на молитве. В пьяном угаре, размахивая надувными резиновыми змеями, за столом или под столом, прославляя змея в союзе с «зеленым змием», люди не только губят себя, но и стремятся вовлечь в это христиан. Вот описание пьянства, изреченное Духом Святым устами премудрого Соломона три тысячелетия назад: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”» (Притч. 23: 29–35). Не правда ли, картина до боли знакомая, особенно 1 января? Словно сочинение «Как я встретил Новый год». Тем более странно, что многие поступающие подобным образом полагают, что «как встретишь год, так и проведешь его». Как сбежать христианину из этого мира? Как не пойти на совет нечестивых? Как не стать на путь грешных? Как не сесть на седалище губителей? Как укоренить свою волю в законе Господнем, и в законе Его поучаться день и ночь во время этого пьяного безумия?

http://pravoslavie.ru/58473.html

Также они заявили, что « в течение Страстной седмицы и в день Воскресения Христова всех нас, членов Церкви, попросят пережить неведомые доселе, беспрецедентные ситуации, когда нам придется воздержаться от священных богослужений, Божественной Литургии, а также от Таинства Причастия». И — вы только послушайте! — они неверно истолковывают и искажают слова св. Иоанна Златоуста, чтобы у читающих сложилось впечатление, будто он согласен с их нечестивыми решениями. Они пишут: «Молимся… чтобы мы удостоились отпраздновать Светлое Воскресение Христово, отслужив праздничное Пасхальное богослужение во время отдания великого праздника Пасхи, а именно в ночь со вторника 26 мая на среду 27 мая». Нас призывают довериться оценке и решениям Священного Синода, проявив «доверие принципу соборности». При этом «не разрешается совершенно никому, будь то архиерей, иерей, диакон, монах или иной служитель Церкви, делать публично какие-либо заявления или публикации в СМИ или в интернете. Всем необходимо успокоиться, упражняться в молчании и усилить молитвы». Такое абсолютное безмолвие, могильная тишина — «не разрешается совершенно никому» — такой категоричный запрет на свободу слова не осмеливались выражать открыто даже при фашистском режиме или при диктатуре (несмотря на то, что это подразумевалось). «Единственным уполномоченным лицом», которое ведает истину и которому разрешено давать ответы по церковным вопросам, является митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос). Его непререкаемый авторитет, навязываемый верующим, чем-то напоминает «непогрешимость» Папы… 3. « Отойди от Меня, сатана! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое » 2 Вступая в период Святой и Великой Страстной седмицы и приближаясь к светлейшему празднику Воскресения Христова, который есть «праздников праздник и торжество из торжеств», мы научаемся от Самого Господа, как следует правильно относиться к вопросам жизни и смерти, имеющим непреходящее значение. Мы должны следовать за Господом и в этом тоже, потому что одна из главных целей взятого Им на Себя дела спасения — показать нам, как жил Он Сам, чтобы и мы тоже жили таким же образом; стать для нас примером, чтобы и мы следовали по Его пути: « Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » 3 .

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/21/...

Тогда Господь навел на Египет последнюю, десятую, и самую гибельную казнь — умерщвление всех египетских первенцев. Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном ). « И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года » (Исх.12:2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно былосжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой , что значит «проходить мимо». « А Я в сию самую ночь , – говорит Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши… » (Исх.12:12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 дня месяца) евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010