и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Симбирск.(69) Помимо прочего, во время их пребывания в г. Казани царю поднесли: «воспитанник 2 Казанск[ой] гимназии 12-летний Виктор Шидловский - сочинённый им марш на тему " Боже Царя храни и фотограф Локке - альбом с видами г. Казани и типами инородческого населения Казанской губернии». При этом: «Его Императорское Величество соизволил подарить Шидловскому золотые часы, а Локке 400 р[ублей] сер[ебром]». Кроме того, Император Александр II «Всемилостивейше изволил отпустить 1.500 рублей на бедных города Казани».(70) Он также подарил Казанскому полицмейстеру Х.Н. Мосолову «драгоценный перстень», городовому врачу В.И. Колонтаеву - «золотые часы с цепочкой», а нижним полицейским чинам было пожаловано по пятьдесят копеек на человека.(71) Были отмечены и некоторые духовные лица, получившие: «регент архиерейского хора священник Пётр Миловидов - 50 рублей, протодиакон здешнего кафедрального собора Пешехонов - 50 рублей, и архиерейские певчие - 75 рублей».(72) «Невозможно выразить тот восторг народа, - отмечалось в " Казанских губернских ведомостях " , - который огромными массами повсюду встречал и сопровождал своего монарха, бежал за коляскою и везде раздавались восторженные громкие крики " ура. Все здания в городе украшены были флагами, гирляндами, коврами. Все жители улиц, где предполагали, что Государь Император изволит проехать, осчастливленные посещением Августейшего Гостя, украсили свои дома».(73) По случаю Высочайшего визита вечером «город был великолепно иллюминован». «Так совершилось это событие, - заключал " Н.Р. " , - признательная память о котором будет переходить между жителями Казани из рода в род».(74) Как сообщали месяц спустя - 29 сентября 1871 г. - «Казанские губернские ведомости»: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во время Своего пребывания в Казани, заметив в сём городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, Высочайше повелеть соизволил объявить за это Монаршее благоволение Казанскому Губернатору, действительному статскому советнику Скарятину и всем тем лицам, которые принимали участие в наблюдении за порядком во время Высочайшего пребывания в г. Казани».(75) Доски и памятники Через несколько месяцев после посещения Императором Александром II ККТШ - 12 декабря 1871 г. - в ней была освящена домовая церковь во имя святителя Гурия, первого архиепископа и просветителя Казани,(76) приготовления к созданию которой, как отмечал П.В. Знаменский, начались ещё в 1869 г.(77) Дабы увековечить знаменательное событие посещения Императором Александром II ККТШ, Н.И. Ильминский выступил с инициативой изготовления и установки в школе памятной доски. На ней он предложил разместить сказанные родителям учащихся «драгоценные слова» царя: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь и уверен, что они выдут отсюда хорошими христианами».(78) В данной связи «было исходатайствовано Высочайшее соизволение на то, чтобы слова Его Величества с объяснением случая, по коему они высказаны, были начертаны по-русски и по-татарски на мраморной доске и поставлены в школе».(79)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

31 Надобно заметять, что прежний иконостас в этом храме, по преданию, пожертвованный бывшим обер прокурором Свят. Синода, Кн. А. Н. Голицыным, был устроен из одного сияния, или золотых лучей, исходящих от иконы Воскресения Христова, помещавшейся в верхней чати иконостаса. Очень жаль, что этот иконостас, производивший сильное впечатление на молящихся, изменен в своем рисунке. 33 Когда подлинныя иконы оберутся в крестные ходы, тогда эти списки вставляются в места, где стоят чудотворныя иконы. 34 Когда подлинныя иконы оберутся в крестные ходы, тогда эти списки вставляются в места, где стоят чудотворныя иконы. 36 Цировать – значит на металле, камне, дереве и проч. резцем начертывать какия нибудь фигуры для изображения. 39 См. копия главной описи 1853 г. стр. 5–9. С вероятностию можно предположить, что в числе упомянутых сокровищ не мало таких, кои были присланы для Казанской чудотворной иконы Божией матери царем Феодором Иоановичем. 40 Во Временнике 1853 г. кн. 17. в Нов. Летописце, гл. 158 и 163, прямо сказано об иконе, бывшей у Пожарского: списанная с той, яже тамо явися. 41 Дни Богослужения прав. каф. церкви, протоиер. Гр. Дебольского, кн. 1, стр. 153. Спб. 1858 г. Древн Вивлиоф. VIII, стр. 148 ид. Акты археогр. эkcneдuц.IV, 61. 42 Рыбушкин, Краткая История г. Казани ч. 1, стр. 99; Заволжский Муравей 1832 г. 16 стр. 904–905. 53 См. Правосл. Собеседник 1858 г. III. стр. 391–412. Краткое историч. сказание о чудотворн. иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Ранеской и Мироносицкой. Москва 1849 г. стр. 3–15. 55 Сравн. Настольный Словарь Толля 1863 г. т. II. стр. 334. Журнал «Нива» 1877 г. 44. «Казанский Собор в С.-Петербурге» и за 1878 г. 40. «Город Казань». 56 Капитан Джон Перри, составитель соченения о состоянии России при Петре I, поступил на русскую службу в 1688 г. 58 Чтения в Имп. 06. ист. и древностей российоких при Моск. Унив. 1871 г. апрель-июнь кн. Москва, стр. 113–114. 59 Прав. Собес. 1866 г. ч. I, стр. 233–235. Казанск. история, соч. Баженова, Казань, 1847 г. ч. II стр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

(65) См., например: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани. - Казань: «В университетской типографии», 1871. - 23, (1) с. (66) Так в оригинале. В издании 1871 г. - «их императорское высочества», с дальнейшим указанием, что в последнем слове допущена опечатка, и его следует читать не «высочества», а «высочество». (См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани. - Казань: «В университетской типографии», 1871. - С. 21.) (67) Так в оригинале. - И.А. (68) Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. 463. (69) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 13. (70) Так в оригинале. - И.А. (71) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 213. (72) Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (73) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г.//Русская Старина. - 1892. - Том LXXVI. - С. 31. (74) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 43. (75) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (76) См.: История Российской иерархии... - С. 384. (77) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (78) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 43. (79) См., например: Путеводитель по Казани (с 12 рисунками и 5 портретами)//Составил для членов VII съезда Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, по поручению Организационного Комитета съезда, М.В. Казанский. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1899. - С. 78.; Елдашев А.М. О пребывании членов дома Романовых и высоких духовных лиц в Казанском Богородицком женском монастыре//Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 19 - 21 июля 2016 г./Сост.: иерей Сергий (Фуфаев), М.Ю. Ефлова, О.А. Хабриева, А.А. Калина; науч. ред. М.В. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С. 27.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Заметим к тому же, что копия Казанской иконы была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая следственно поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которую оно не могло не желать удержать у себя. Но удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли было нижегородское ополчение позаботиться об украшении последней, что бы этим, по крайней мере, вознаградить то, чем воспользовалось от Казани? Двукратное спасение Казани во время смертоносной язвы, в половине XVII и около конца XVIII века, помощию чудотворной иконы седмиозерной, прславившейся вскоре после воцарения Михаила Феодоровича и чествуемой в Казани в память этого спасения торжественным принесением ее из пустыни в город, не указывает ли на отсутсвие из Казани чудотворной иконы Богородицы, явившейся в 1579 году? Нисколько не указывает. Во время первого и второго морового поветрия были в Казани мощи св. Гурия и св. Варсонофия, были в городах и окрестностях каранских – чудотворная икона преподобного Сергия в Свияжске, чудотворная явленная икона в пустыне Муроносицкой. Почему же, спрашивается, ни к одной из этих святынь хотя все они благоговейно чтутся в Казани, не обратились казанцы с прошением о помощи противу постигшего их бедствия? Потому, что в народных бедствиях народ прибегает с мольбою к известным святым, известным иконам не самопроизвольно, а по указанию вышнему. В Москве много было чудотворных и мощей и икон в смутное время, – но Москва обратилась с мольбою о помощи к Казанской иконе Божлией Матери. Почему? потому что не только эту икону завещал нижегородцам взять в полки свои патриарх Гермоген, а в этом завещании патрирха видели волю Божию, но и было о ней особое свидетельство на тот раз свыше. Так точно и в Казани во время бывшей смертоносной язвы обратились с мольбою о помощи к иконе Божией Матери смоленской, находящейся в Седмиозерной пустыне, потому что эта икона указана была свыше особенным таинственным видением 52 . Московской иконе издревле присвоено название Казанской, что на пожаре как именуется она и в выходах царей. Казалось бы вероятным, что такое название дано ей по первоначальному явлению на пожарище казанском. Но такого названия явленной иконе в самой Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; поэтому вероятнее предполагать, что московская икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в Москве. Притом можно еще сомневаться самой ли иконе усвояется это название? Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, кажется, и вероятнее, потому что если бы самая икона Божией Матери отличалась этим названием, то такое название постоянно придавалось бы ей; между тем в выходах парней название «что на пожаре» придано московской иконе только три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

(49) Там же. - С. 374. (50) Так, например, С.П. Саначин в статье «Вехи иллюстрированной архитектурно-строительной истории Казанского Богородицкого девичьего монастыря» (2016 г.) сообщает, что «торжество закладки обширного нового собора в присутствии императора Павла I с сыновьями» последовало 30 мая 1799 г. (См.: Саначин С.П. Указ. соч. - С. 114.) (51) Л.Н. Энгельгардт ошибочно указывал в качестве времени пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани 3 - 9 июня 1798 г. (См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 207, 213.) (52) Всего в пределах Казанской губернии Самодержец Всероссийский находился с 22 мая по 1 июня 1798 г., посетив, помимо прочего, перед своим приездом в г. Казань города Козьмодемьянск, Чебоксары и Свияжск. (См.: Император Павел Первый в Казани/1798-ой год/. - С. 14, 44.; «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 174, 177.) (53) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 22. (54) См.: Там же. - С. (7). (55) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (56) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (57) См.: Там же (58) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 42.; Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (59) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 41. (60) Н.П. Загоскин уточнял: «Проснувшись в это утро в обыкновенное время, т.е. в 6 часов, Государь пил кофе и принимал доклады». (См.: Там же.) (61) Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (62) См.: «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 175. (63) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 213. (64) В сноске к данному материалу сообщалось следующее: «Первое повествование о явлении чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани составлено Ермогеном, митрополитом казанским, впоследствии вторым патриархом всероссийским. Евген[ий] [(Е.А. Болховитинов)]. Словар[ь] историч[еский]. т. I. стр. 186. Спб. 1827. Но повествование это, собственноручно писанное Ермогеном, доселе хранится между рукописями московской синодальной библиотеки под 982 (лист[ы] 1 - 36); почему мы и не могли воспользоваться им, как должно. Знаем, что наше " сказание " отлично от Ермогенова, по местам, большими или меньшими отменами, прибавлениями и опущениями, и потому представляет собою позднюю редакцию. Несмотря однако на это, мы решились издать это сказание; ибо оно есть памятник, весьма важный, особенно для казанской епархии. При самом издании его мы имели под руками два списка его собственной библиотеки, весьма сходные между собою, и старались пополнить один из них другим. А. И.». (См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С./449/.)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Это есть живое изображение той чудовищной и страшной силы, которой постоянно угрожали России казанские Татары. К величественному храму – памятнику ведет 20 широких каменных ступеней. Со всех четырех сторон памятника устроены фронтоны на колоннах. С северной стороны его представляется великолепный вид на Казань. Храм увенчан позлащенным крестом. Внутри храма у дверей налево находится изображение покорителя Казани царя Иоанна Васильевича Грозного, а направо – другого избавителя России от врагов, императора Александра I-ro, почтившего убиенных при взятии Казани величественным памятником бессмертной их славы. Храм посвящен Нерукотворному образу Спасителя, в память о царском знамени, бывшем при взятии Казани 53 . На левой стороне храма находится чудное изображение Господа Спасителя, вручающего Свой образ юному царю (Авгарю), под коим можно подразумевать и юного царя – завоевателя Казани, шедшего сюда под покровом Нерукотворного образа Спасителя, находящегося теперь в Кремлевской Спасской церкви, в которой имеется снимок и с царского знамени 54 . Доблестные останки убиенных при взятии Казани почивают глубоко под храмом – памятником и часть их находится в склепах, а также в одной прекрасной гробнице, на которой написано, что как они неразлучны были при жизни, так совокупны и по смерти. Пробитые черепа и раздробленные кости наглядно говорят о том, как почивающие здесь положили жизнь свою под стенами Казани. Впереди гробницы находится икона распятия Спасителя с неугасимой лампадой. В храме сем совершается служба Божия иноками Зилантова монастыря по субботам и воскресеньям. Особенно же торжественное служение, в присутствии множества войска и горожан, бывает 2-го октября, в день взятия Казани. Тогда пред литургией в самом склепе служится панихида по Благочестивом царе Иоанне Васильевиче и воинах, здесь живот свой положивших 55 . После литургии и молебна возглашается многолетие Благочестивому Государю Императору нашему и всему победоносному Русскому воинству. Да будет сей день днем вечной памяти о завоевателях Казани, особенно же о Благочестивом царе Иоанне IV Васильевиче и о всех здесь убиенных за веру, царя и отчество! Да молятся о них вековечно все пользующиеся плодами их великой и славной победы, сломившей страшный притон, врагов нашей милой отчизны и открывшей путь христианской вере и мирной жизни во всем низовье Волги и в далекой Сибири, куда доныне свет христианского просвещения и гражданского процветания жизни идет через Казань, которая под властью Татар была темной, а с покорением ее России стала светлой и просвещенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Защищая покоренных им соседей, Казанцы вели частые войны с Русскими. Но в начале у них у самих происходили междоусобия из-за власти. Так, в одной летописи за 6954 (1446) год рассказывается следующее: «Тоя осени царь Мамотяк взял Казань, вотчина Казанского князя Либея (Али-Бека) убил, а сам сел в Казани царствовать». В другой летописи говорится: «Царь Мамотяк взял Казань, Казанского князя Алея убил, а сам воцарился на Казани и оттоле нача быти царство Казанское». Мамотяк пришел из Золотой Орды. И вот с этих пор г. Казань совершенно отделилась от Булгарского царства. Около этого времени был взят в плен в Казань Великий князь Московский Василий, но вскоре был освобожден. О 104 годах царствования в Ст. Казани и 150 годах новой Казани – известно весьма мало. Одни войны и междоусобия служат фактами этого печального времени 42 . Рассказывают, что при завоевании Казани с Махмутеком был отец Улу-Мухаммед, но первый побуждаемый честолюбием, решился убить отца и выполнил этот замысел незадолго до взятия Казани или немного спустя, так что может быть несколько дней царствовал Улу Мухаммед. Религиозное влияние Казани через перемену правления не ослабело, потому что новые правители были магометане же. В Казани по-прежнему учились все окрестные учителя мухаммеданской веры. Часто делались знаменитостями личности, вышедшие из инородцев, напр. Сули-Улчал, Темир-Пулат – сын Надер-Шахов, могилы которых находятся в селе Ширдан; Гадал – сын Шах-Селимов, могила которого находится в Тетюшах. Он был из Мещеряков, которые вместе с Мордвой были финского происхождения, но смешались до того с Татарами, что иных теперь нельзя узнать. Русские летописи говорят о походе Русских на Казань в 1469 году: «и вышед из суд, поидоша на посад к Татарам Казанским всем еще спящим и повелеша трубити, а Татар начаша сечи и грабити, и в плен имати, а что полон был тут на посаде христиан Московской, Рязанской, Литовской, Вятской и Пермской и прочих городов, тех всех отполонища, а посады их все со всех сторон зажогша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК АТССР просит привлечь к ответственности бывш[его] настоятеля Тихвинской г. Ивановского за неведение приходо-расходной книги с целью скрытия присвоенных и расхищенных предметов, принадлежащих госфонду. Секретарь ЦИК АТССР, Председатель Комиссии по вопросам культов/Аюпов/ Ответ[ственный] секретарь К. Мустафин/Мустафин/. 27/65   24   14 ноября 1935 г. – Список служителей культа Тихвинского кафедрального собора Казани   1. Колокольников Михаил Николаевич, сын священника, 60 лет, священник, адрес: Федосеевская ул., д. 63, кв. 6. 2. Троицкий Александр Иванович, сын псаломщика, 45 лет, священник, адрес: Ягодная слобода, Вторая Ямка, д. 3. Пономарев Александр Андреевич, сын крестьянина, 51 год, диакон, адрес: Советская ул., д. 43. Примечание: Колокольников и Троицкий состоят служителями культа в Пятницкой церкви гор[ода] Казани, а Тихвинский собор обслуживают по назначению духовного начальства в порядке дисциплины впредь до назначения соответствующего постоянного служителя культа. Председатель А. Емельянов. Секретарь Н. Садов. 20   25   15 октября 1937 г. – Прошение членов исполнительного органа Тихвинской церкви о передаче архиерейских облачений, хранящихся в кладбищенской церкви Чистополя   В Культкомиссию при ТЦИК от исполнительного органа Тихвинского кафедрального собора гор[ода] Казани Заявление. В 1925 году в г. Чистополе была открыта обновленческая архиерейская кафедра и туда в Чистопольский собор были даны архиерейские облачения с необходимами принадлежностями, ранее находившиеся в пользовании при служениях в г. Казани Казанского обновленческого митрополита. После отъезда последнего обновленческого архиерея из г. Чистополя эти облачения и к ним архиерейские принадлежности остались в г. Чистополи при соборе, а по закрытии собора в г. Чистополи эти облачения с них принадлежностями были взяты на всякий случай кладбищенской обновленческой общины в г. Чистополи и занесены там в опись церковного имущества. Там нужды в них нет по сих пор понапрасно дают пищу ненужным вещам некоторых чистопольцев о восстановлении там архиерейской кафедры или возможности архиерейских поездок для совершения богослужения. В Тихвинском кафедральном соборе гор[ода] Казани архиерейская ризница весьма недостаточна, так что в некоторые праздники нет возможности совершат богослужения во облачениях положенных церковном ритуалом. По этому исполнительный орган Тихвинского кафедрального собора гор[ода] Казани по согласованности с Казанским митрополитом обращается в Культкомиссию с просьбой дать разрешение на передачу в Тихвинский кафедральный собор г. Казани из кладбищенской церкви г. Чистополя архиерейские облачения с их принадлежностями, которые по изношенности непредставляют собою почти никакой материальной ценности, а для Тихвинского кафедрального собора г. Казани они крайне необходимы.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

В 1555 г. митрополит Макарий созвал очередной собор, на котором был поставлен вопрос об учреждении епископской кафедры в недавно завоеванной русскими Казани. Казанское ханство пало со взятием Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 году. Это была выдающаяся победа христианского оружия, которая пришлась на период наибольшего противоборства между исламом и христианским миром. Турецкая угроза висела над Европой. Турки вплотную приблизились к стенам столицы императора Священной Римской империи – Вены. На Средиземном море господствовали турецкие корсары, сея страх в прибрежных землях Испании, Франции, Италии. Поэтому падение Казани, символизировавшее победу креста над полумесяцем, было знаменательным свидетельством силы молодого Московского царства – «Третьего Рима». Особенно это впечатляло в связи с воспоминаниями о том, что еще совсем недавно Русь стонала под игом монголо-татар, а Второй Рим – Константинополь – пал под натиском исламского турецкого войска. Победа над зловещим осколком Золотой Орды – Казанью – предвещала будущее освобождение православных народов Балкан от мусульманского ига и укрепляла авторитет царя Иоанна как государя всего православного мира. Отвоевание Казанских земель началось с построения города Свияжска к северу от Казани. Он должен был стать форпостом Москвы на подступах к ханской столице и одновременно центром распространения Православия среди татар и иных поволжских народностей. В таком же ключе мыслилось и покорение Казани в 1552 г. – важно было не только уничтожить разбойничье исламское государство, терзавшее Русь своими набегами, но впоследствии обратить покоренные земли ко Христу. Впечатление от победы православного оружия усиливалось также и тем обстоятельством, что последний штурм Казани, который привел к падению ханской столицы, проходил 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. После взятия Казани Иоанн собственноручно заложил обыденный храм Спаса Нерукотворного на месте, где была его ставка и стояло царское знамя. А на месте ханской крепости был заложен Благовещенский собор. По стенам и улицам покоренной Казани прошел крестный ход, а сам город был посвящен Пресвятой Троице. В честь этого события в Москве, на Красной площади, был воздвигнут Покровский собор на Рву, более известный всему миру как собор Василия Блаженного (этот святой был погребен у стен Покровского храма). Девять приделов собора были посвящены Пресвятой Троице и тем праздникам, на дни которых пришлись важнейшие вехи Казанского похода. Необычный по своему облику храм, с некоторой долей восточных мотивов, был создан зодчими Постником Яковлевым и Бармой (некоторые, правда, считают, что все это – прозвания одного и того же архитектора). Он стал не только памятником победе над Казанью, но и символом Горнего Иерусалима, иконой которого здесь, на земле, призвано стать православное Московское царство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436293/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010