При участии Патриаршего совета по культуре в Казани состоится международная конференция, посвященная Казанскому образу Богородицы 15 апреля 2016 г. 12:35 13 апреля 2016 года в здании Аппарата Президента Республики Татарстан прошло очередное организационное совещание по подготовке международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», которая состоится 19-20 июля с.г. Научное мероприятие будет посвящено воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Поддержку в организации форума оказывают Патриарший совет по культуре , Татарстанская митрополия , республиканское Министерство культуры, мэрия Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанская духовная семинария. Участниками совещания под председательством заместителя руководителя Государственного совета РТ Ю.З. Камалтынова и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана стали священнослужители Казанской епархии , представители республиканских министерств культуры, спорта и туризма, Казанского федерального университета, Казанской духовной семинарии, Государственного музея изобразительных искусств РТ, сотрудники Аппарата Президента и мэрии Казани. Заместитель председателя Госсовета Республики Татарстан Юрий Зимелевич, открывая заседание, отметил, что конференцию необходимо организовать с наибольшей отдачей. «Хотелось бы, чтобы результаты конференции имели долгосрочные последствия и для светской власти, и для Татарстанской митрополии. Учитывая, что форум будет посвящен такому серьезному мероприятию как закладка камня в основание Казанского собора, отношение к его организации должно быть максимально ответственное и эффективное, строго соответствовать духу и задаче, которые мы обсуждали на предыдущих заседаниях», — подчеркнул Ю. Зимелевич. «Статус предстоящей конференции очень высок, — сказал, в свою очередь, митрополит Феофан. — В Казани в это время будет находиться митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион с большой делегацией Русской Зарубежной Церкви . Пригласим архиепископа Берлинского Марка , представителей Великобритании, Франции и Бельгии. Международное участие в торжествах носит позитивный характер».

http://patriarchia.ru/db/text/4430873.ht...

На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня, 2016. Новостная служба На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века 29 июня. ПРАВМИР. Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре, сообщает «Православие в Татарстане». Мероприятие будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века. Горожане и гости Казани смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI – начала XVII вв. Впервые будут показаны иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://pravmir.ru/na-vyistavke-v-kazani-...

Не думаю, чтобы такое сближение было игрою случайности, a вероятнее всего можно полагать, что Бог хотел удивить, в скромных судьбах вашей обители, Свою силу, Свой державный Промысл и таким образом, мир сделать безответственным, отнять y него все извинения в невозможности строго следовать уставам церкви, среди жизненного шума и суетных движений. И если так полагать и так разгадывать тайные цели и предначертания о вашей обители со стороны Промысла, то нельзя не сознаться, что и сатана не воздремлет, в лице своих неистовых клевретов, и злые люди, его наперстники, не престанут ратовать на смиренный сан агниц Христовых. Чем же вашей скромной и беззащитной обители противостать волку? Чем отразить наветы людей и y их злоречивых уст отнять язвительное дыхание и уничтожить демонский яд необузданного языка? Вместо ответа я расскажу вам историю об иконе Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение... Чудотворная икона Божией матери – Отрада и Утешение существует на Святой горе в монастыре Ватопедском. Там в параклисе, посвященном имени обрадованной Девы, Она находится при правом клиросе, в стенном нише. Лице Богоматери выражает сострадательную любовь: взор Ее дышет кротостью и милосердием. Лице младенствующего Бога не таково: Оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах, взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе вот что рассказывают: 807 года, января 21, шайка разбойников подступила к св. горе Афонской, с намерением на рассвете дня, как только растворится порта монастыря Ватопедского, ворваться внутрь, избить монашествующих и разграбить богатство монастырское. Разбойники, выступив к вечеру на берег, скрылись по утру, в прилежащих монастырю, кустарниках. Но Надзирательница всей святой горы, Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться варварскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда все братья разошлись по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего правила: только вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разжените разбойников».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее выступил помощник председателя Издательского Совета доктор исторических наук Д.М. Володихин. В докладе на тему «Роль Церкви в судьбах русского просвещения» он высказался в пользу как можно более широкого присутствия Церкви во всех аспектах жизни общества, относящихся к культуре и просвещению. В частности, Д.М. Володихин напомнил собравшимся о том, что изначально на Руси именно Церковь стояла у истоков просвещения. Старший научный сотрудник Томского областного художественного музея И.А. Евтихиева рассказала о чудотворных томских иконах — церковных святынях дореволюционной России, оказавших заметное влияние на жизнь сибирского общества. И.А. Евтихиева также с сожалением отметила, что в советское время было сделано все возможное, чтобы стереть память о православных традициях в исторической памяти русского народа. Конференция прошла в рамках темы «Церковь и культура», разрабатываемой комиссией Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Плодотворным было обращение к опыту Церкви, накопленному в сфере культуры, просвещения, образования как в старину, так и за последние десятилетия. 16 мая губернатор Томской области С.А. Жвачкин провел рабочую встречу с митрополитом Калужским и Боровским Климентом и митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом . Председатель Издательского Совета прибыл в регион для участия в Днях славянской письменности и культуры и XXIX Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В рамках чтений в Томске впервые проходит книжная выставка-форум «Радость Слова». Митрополит Климент рассказал главе региона, что на форум привезены не только богословские, но и художественные произведения, а также фотовыставки «Церковь и общество» (на тему общественного служения Церкви) и «Афон. К 1000-летию русского присутствия на Святой Горе». В тот же день в Томске впервые состоялся показ театрализованной литературно-музыкальной постановки «Взбранной Воеводе» (режиссер — Александр Поляков), созданной в рамках проекта развития книжной культуры и патриотического воспитания «Слово о самом главном» Ассоциацией «Православная книга» по мотивам книги «Живый в помощи» Виктора Николаева. В постановке заняты артисты ведущих российских и зарубежных мюзиклов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5436780...

(65) См., например: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани. - Казань: «В университетской типографии», 1871. - 23, (1) с. (66) Так в оригинале. В издании 1871 г. - «их императорское высочества», с дальнейшим указанием, что в последнем слове допущена опечатка, и его следует читать не «высочества», а «высочество». (См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани. - Казань: «В университетской типографии», 1871. - С. 21.) (67) Так в оригинале. - И.А. (68) Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. 463. (69) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 13. (70) Так в оригинале. - И.А. (71) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 213. (72) Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (73) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г.//Русская Старина. - 1892. - Том LXXVI. - С. 31. (74) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 43. (75) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (76) См.: История Российской иерархии... - С. 384. (77) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (78) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 43. (79) См., например: Путеводитель по Казани (с 12 рисунками и 5 портретами)//Составил для членов VII съезда Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, по поручению Организационного Комитета съезда, М.В. Казанский. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1899. - С. 78.; Елдашев А.М. О пребывании членов дома Романовых и высоких духовных лиц в Казанском Богородицком женском монастыре//Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 19 - 21 июля 2016 г./Сост.: иерей Сергий (Фуфаев), М.Ю. Ефлова, О.А. Хабриева, А.А. Калина; науч. ред. М.В. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С. 27.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

«По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-­реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно не­обыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-bepcuя.     14 февраля 2024 г. 14:00 Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 6 сентября 2021 г. 13:45 Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 января 2021 г. 15:40 В Переславской епархии в селе Годеново освятили крестильный храм в честь святого благоверного императора Юстиниана. Чин освящения, а затем Божественную литургию возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении духовенства Переславской епархии.   Алексей Реутский 9 октября 2020 г. 15:12 Вблизи села Новосёлово Киржачского района, где 50 лет назад 27 марта 1968 года разбился самолёт космонавта Юрия Гагарина и летчика- испытателя Владимира Серёгина, состоялось освящение здания часовни в честь вмч. Георгия Победоносца. Чин освящения возглавил архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий в сослужении духовенства епархии.  Алексей Реутский 27 марта 2018 г. 20:05 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/osvyashchenie_4...

Казани 19 - 21 июля 2016 г. Организаторами чтений выступили Министерство культуры РТ, Казанская епархия РПЦ, Мэрия г. Казани и Казанский (Приволжский) федеральный университет (К/П/ФУ). Был сформирован организационный комитет по их подготовке (в составе двадцати человек), сопредседателями которого стали заместитель Председателя ГС РТ Ю.З. Камалтынов и митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков). Всего - в АП РТ - были проведены четыре заседания организационного комитета (24 мая, 27 июня, 10 сентября и 19 октября), которым подготовлены и утверждены программа, символика и медиаплан по освещению чтений, смета расходов на их проведение, принято решение об организации фотовыставки, посвящённой истории Казанской иконы Божией Матери и КБМ, об издании книг и раздаточного материала, и т.д. При личном участии Президента РТ Р.Н. Минниханова на организацию чтений были привлечены спонсорские средства в размере 3,8 миллиона рублей. Научно-просветительских чтения «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» прошли 3 ноября 2018 г. в г. Казани, собрав около двухсот участников (религиозных деятелей, представителей науки и искусства, православной общественности) из гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Одессы, Самары, Сергиева Посада и др. Программа чтений включала в себя работу трёх секций: «Духовные аспекты явления и почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери во граде Казани» (место проведения - Казанская православная духовная семинария/КазПДС/), «Культурно-историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» (место проведения - К/П/ФУ) и «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» (место проведения - Национальная художественная галерея «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств/ГМИИ/РТ), а также пленарного заседания (место проведения - КазПДС). В пленарном заседании чтений приняли участие митрополит КиТ Феофан (И.А.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Таким образом, вместе с игуменией Паисией, монахиня Мариамия и все прочие монахини и послушницы, находившиеся в настоятельской келлии и проходившие разные послушания, вдруг были удалены от всякого участия в дальнейших судьбах воспитавшей их обители. После уже Епархиальное начальство, по рассмотрении всех обстоятельств, облегчило эту внезапную скорбь, и добродетельной игумении Паисии за долговременную и беспорочную службу была выражена признательность Святейшего Синода, и назначена из государственных сумм пожизненная пенсия в сто рублей ежегодно, которой она пользовалась до самой своей кончины. И другие все, находившиеся при ней, монахини и послушницы были также оставлены при занимаемых ими послушаниях. Но такие дни и недели потрясений равняются многим годам. Заштатная игумения-подвижница жила тихой, скорбной жизнью. Она жила в бедности. Одна заячья шубка, надетая в один рукав, служила ей день и ночь, зимою и летом, потому что и кровь не грела ее, и жесткая постель не успокаивала многолетней труженицы. Иногда, забытая всеми, она подолгу проливала слезы и глубокими воздыханиями облегчала свое сердце, приучая его смотреть в будущность с беспристрастным самоосуждением, и нередко, в полночь, по обычаю своему, уходила в церковь на молитвенное свое правило. Там, во святом алтаре, полагая бесчисленные поклоны, утешала душу свою неземной отрадой; недавнее, прекрасное и достохвальное, как будто давно прошло и забылось; не находилось даже случаев приятно вспомнить сорокалетнее безукоризненное управление монастырем и множество заслуг блаженной игумении Паисии. Напротив, все спешили все преобразовать, как отсталое и ни к чему не годное... Это тайна Креста! Понимала это великодушная старица Паисия и мужественно пила ежедневно чашу незаслуженных порицаний то за одно, то за другое, и претерпевала еще множество поношений за свою бедную Мариамию, которая в это время подпала гнету уныния, но в молчании день от дня углублялась все более и более сама в себя и навыкала в смирении духа умной и сердечной молитве. Наконец, по воле Божией, постигло ее новое, тяжкое испытание: от многих и непрестанных слез темная вода приступила к светлым очам ее: зрение ее померкло. И ночь, и день сделались для нее равно темны и продолжительны. В это скорбное время некоторые начали приходить к блаженной игумении Паисии и находили ее столько покойной, что и сами заимствовали от нее успокоение своим взволнованным мыслям. Она обращала внимание в скорби их на чудотворную Молченскую икону Божией Матери и советовала прибегать к Ней. Никакие перемены в монастыре уже не волновали ее окрепшую душу. В 1837 году, проездом из Петербурга, посетил Севский монастырь Киевский митрополит Филарет и выразил глубокое уважение свое к игумении Паисии. Вспоминал много прежнего и с сердечным участием обласкал болящую монахиню Мариамию, чего она не могла забыть до самой кончины своей и, поминая это, глубоко задумывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нетление тела св. угодников не есть такая награда от Бога за богоугодную жизнь, или святость человека, которая обещана Богом каждому праведнику. За богоугодную жизнь праведникам обещано вечное блаженство ( Откр.22:14 ). Причина нетления тел св. угодников заключается в Боге, Который, сохраняя тела святых, делает их орудиями обнаружения своей благодатной силы, своих благодеяний. А если нетление св. мощей зависит от Бога, Который избирает их в орудия проявления Его особых благодатных действий в нашем мipe: то спрашивать, почему тела одних святых нетленны и чрез них Бог проявляет свою чудотворную силу, а тела других святых тленны, значит спрашивать о неисповедимых судьбах Божиих, то есть делать дерзкий и богопротивный вопрос. Этот вопрос мнимо-духовных христиан подобен следующим: почему Энох и Илия, а не другие праведники сподобились живыми отойти от земли на небо? Почему Моисей, а не другой кто-либо сподобился получить от Бога десять заповедей? Почему царю Соломону дана великая премудрость, а судье Сампсону необычайная сила? и проч. Различные дары благодати Божией подаются людям по благоизволению Божию: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания… иному вера, иному дары исцелений ( 1Кор.12:8–11 ). А почему так, а не иначе распределяются Богом благодатные дары между людьми, о том мы не можем знать, а должны только вместе с Апостолом смиренно исповедовать бессилие своего познания: о бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим.11:33–34 ). 2) Мнимо-духовные христиане говорят: нетление известных тел зависит от свойств почвы, или от грунта, где зарываются тела умерших, от сухости самых тел, истощенных воздержанием, от искусственного бальзамирования тел, а не от святости известных людей. Подтверждение этой мысли видят на телах многих праведников, который истлели, как, например, тела пророка Давида, Лазаря, воскрешенного Христом, и других. Чаще всего указывают на почву киевских пещер, что она обладает свойствами сухости, при которых тела могут оставаться нетленными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Православная церковь наша, как основанная на Востоке самим Господом Иисусом Христом, как Церковь имеющая апостольское происхождение и неизменно сохранившая учение веры, благочестия и преемство иерархическое, имеет и благодать Св. Духа, которая проявляется в разных местах на её пространстве многообразными духовными дарованиями. Мы видели явления сей благодати в самых исторических судьбах Валаамской обители и в житиях её подвижников. Но Валаам есть место особенное. Там издревле обитало и процветало православие и благочестие в правоте и непорочности. Там до сих пор почивают св. мощи Первооснователей обители – преподобных отец наших Сергия и Германа и многих других подвижников, Богу угождавших. Конечно это обстоятельство соделало Валаам мостом и источником особенной благодати Божией. Со дня обретения мощей св. Сергия и Германа сия благодать проявлялась в многоразличных чудотворениях. Старцы прежнего времени сохраняли дела милосердия Божиего, по своей простоте и смирению, только в памяти своей и путем предания передавали о них своим ученикам. Без всякого сомнения, многие из них были преданы и письмени. Предки наши любили записывать и в книги повествования о делах Божиих. Но опустошения и разорения, каким подвергался монастырь в лице своих старцев, в своих памятниках и достоянии, все уничтожили. Впрочем, благодать и сила Божии несокрушимы... С восстановлением обители и доселе не престает действовать в ней чудодейственная сила Божия, обнаруживавшаяся и во дни запустения Валаамского монастыря. Мы уже видели опыты благодати Божией явленной в чудотворениях прошлого периода. В последнее время, удостоивавшиеся чудотворных действий стали чаще и откровеннее заявлять о сем инокам Богоспасаемой Валаамской обители. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящей от места, в котором почивают св. мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всей России чудотворцев. Из записи этих чудотворений со слов достоверных повествователей составлена целая книга, существующая на Валааме. Выпишем из неё замечательнейшие из чудотворений для прославления имени Божия и Валаамских Угодников, чрез Которых действует благодать Божия. I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны. Так: было весьма много случаев, что путники, подвергавшиеся на Ладожском озере опасности жизни, в разныя времена года, были чудесно спасены по своему молитвенному обращению к Валаамским чудотворцам. В доказательство сего приведем из многих событий некоторыя замечательнейшия:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010