Закрыть itemscope itemtype="" > Казанская икона Богородицы - знаменательное явление в духовной жизни России и всего мира По итогам работы Международной научно-практической конференции «Чудо-творный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» 26.07.2016 395 Время на чтение 4 минуты Как мы сообщали, в Казани 19-21 июля проходила работа Международной научно-практической конференции «Чудо-творный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» . Сегодня мы публикуем итоговый доклад модераторов 1-ой секции «ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ ЧУДОТВОРНОГО КАЗАНСКОГО ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (19 июля 2016 г., Архирейское подворье, ул. Челюскина, д.30). Ее модераторами были: игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), первый проректор Казанской духовной семинарии; Курашов Владимир Игнатьевич (заведующий кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета). ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД МОДЕРАТОРОВ Доклад представил 20 июля В.И.Курашов в Казанской Ратуше, ул.К.Маркса, 33 В работе секции приняли участие представители всех 3-х столиц России: Казани, Москвы , Санкт-Петербурга и других городов России и зарубежья. В реальном времени работы секции было заслушано 12 докладов. В целом содержание докладов складывалось из рассмотрения темы с двух точек зрения: 1) взгляда на явление Чудотворной иконы Божией Матери в Казани в различных контекстах духовной жизни церкви и общества; 2) взгляда на удуховную жизнь России и исторические события нашего государства вплоть до настоящего времени с точки зрения явления иконы в 1579 году. Докладчиками назывались многие события в жизни Русской Православной Церкви, связанные с явленной иконной и ее списками, отмечалась популярность иконы в России и других странах, анализировались проблемы взаимоотношений государства и церкви в этическом и правовом отношениях, обосновывалось значение иконы для российского самосознания, рассматривались духовные и исторические взаимосвязи иконы с другими чудотворными иконами, чтимыми в Русской Православной Церкви, анализировались также проблемы канонических оснований иконопочитания, рассматривались актуальные проблемы русской словесности в жизни церкви и в обществе в целом.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/27/...

3) Там же, Rozdzial VIII, a uroczystosciach dniaosmego pokoronacyi, стр. 137 на обор. под открытым небом. По забранным базилианами сведениям у одной исповеди и причастия было: – лиц греческого обряда 24 тысячи, а латинского 9 тысяч триста. Угощение,устроение коронационной каплицы и триумфальных арок, иллюминации, разные ракеты и вензеля и другие увеселения, как для народа, так и для сановников светских и духовных, все это было на счете Потоцкого,который готов был жертвовать всем ради достигнутой желанной цели коронования Божией Матери на горе Почаевской 3). Через год после этого, 8 Сентября 1774 г., подобное торжество повторено было на горе Почаевской в память годовщины коронации чудотворной иконы, хотя и не с прежним великолепием. Впрочем, и теперь снова служил коронатор Сильвестр Рудницкий; на поле выстроено было несколько триумфальных арок, играла музыка, стреляли из пушек, зажигали иллюминацию и т.п. В самый день праздника, по окончании обедни, иеромонах Почаевский иероним Калетинский снова раздавал народу множество медальонов, наделенных индульгенциями и т.д. 2). За то, впрочем, это было и последнее важное событие в исторических судьбах чудотворной иконы Почаевской во время господства униатов на горе Почаевской. 8 сентября 1791г. базилиане Почаевские, как мы сказали, перенесли торжественно св. икону из братской трапезной церкви новосооруженную величественную церковь Успения Божией Матери, воздвигнутую Потоцким, и здесь поставили в нарочито для нее уготовленном великолепном киоте на горнем месте, с богатым престолом для служения литургии, в каковом виде затем она возвращена была на лоно православия с упразднением унии в обители Почаевской, по возсоединении ее с православной церковью в 1831г.3). 1) О «Сказание О Почаевской Лавре», архим. Амвросия стр. 113. 2) «Преславная Гора Почаевская». Przydanie o uroczystosci, ктога sie w rok po odprawioney koronacyi w Poczajowie obchodzila, стр. 141–144. 3) «Сказание о Поч. лавре», Архим. Амвросия стр. 124. Теперь перейдем к чудесам, коими святая икона Почаевская ознаменовала себя в период латиноуниатского преобладания в обители Почаевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

Все воины, весь собравшийся народ пел тропарь. Люди повергались на колени перед чудотворной иконой, которая находилась во главе русского воинства и посредством которой Матерь Божия даровала победу над поляками и конец великого разорения и неустройства страны. Князь Пожарский построил на Сретенской улице в Москве церковь в честь Введения Божией Матери во храм и поместил туда чудотворную икону Казанскую. И от иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они описаны во многих книгах. После избрания на престол молодой царь Михаил Федорович Романов установил празднование иконы 22 октября – в память избавления России от поляков и от великого разорения, а также 8 июля – в день явления чудотворной иконы в Казани в 1579 году. 22 октября и 8 июля в Москве совершался торжественный крестный ход во Введенскую церковь на Сретенке, где находилась икона. С 1636 года, после освящения Казанского собора теремного дворца в Кремле, икону перенесли в этот храм, и Крестный ход совершался в праздник уже сюда. Так продолжалось до времен Петра I. Третий – петровский период Казанской иконы Божией Матери Дальнейшая судьба чудотворной иконы связана неразрывно с Петром I u hobым великим градом на невских берегах – градом святого Петра. Повествование об иконе Казанской Божией Матери, о судьбах России неизбежно приводит к великому святителю нашей Церкви – св. Митрофану Воронежскому . Святительство свое он начал в 1682 г. В первом послании к пастырям он писал: «Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: «Паси», как бы внушая тем, что есть три различных образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь за них, укрепляя их Святыми Тайнами, а согрешивших приводите к покаянию». Это был великий пастырь и истинный патриот родины. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвами он способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Немногие из пастырей Церкви поддерживали Петра – он был очень одинок. Но зато какие святители поддерживали его! – святой Димитрий Ростовский  и святой Митрофан Воронежский ! Их святительское благословение значило для Петра очень много. Когда узнаешь о его отношении к этим святителям, многое становится понятным в великой преобразующей деятельности Петра. У него было благословение Божие на многие дела, благословение, переданное через этих святителей, и он не останавливался перед препятствиями, часто просто сметал их с пути, ибо знал, что делает нужные, полезные для страны и будущей судьбы России дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ч. оффициальн. стр.546 – 547. Также 20, часть оффициальная стр. 572–574. Когда впервые замечен был пожар на горнем, месте в Успенской соборной церкви, и пожирающее пламя, повредив верхнюю часть царского иконостаса, начало проникать до верхнего купола храма, св. икона, по настоянию и заботливости преосвященнейшего Агафангела, немедленно была спущена с своего места, и по снятии киота с поддерживающих его лент, вместе с оным отнесена была собственными руками преосвященнейшего в архиерейский дом и здесь оставалась до самого конца пожара. 13-го сентября того же года соборная церковь снова освящена была преосвященным и с того времени святая икона опять помещена была в лавре на особом налое, на котором оставалась до окончательного возобновления иконостаса и освящения оного, вместе с новоустроенным горним местом, 13-го августа 1870 г. В это время благо- В 1866 году преосвященнейший Антоний довершил украшение чудотворной иконы, для каковой цели, по его старанию, накапана была в том же году санктпетербургскому почетному гражданину, золотых дел мастеру датная икона снова поставлена на свое место в царском киоте, и с тех пор, непрестанно остается в оном лето и зиму, – источая благодатями исцеления всем верой к ней притекающим и требующим заступления Царицы небесной. («Волынские Епархиальные Ведомости», 1869 г. часть оффициальная, стр. 572 – 574). Во время пожара св. икона спущена иеромонахом Феогностом, снята иеродиаконами Дионисием и Иассоном и передана иеромонаху Иову, который вынес ее из церкви (там же стр. 574). Так соименнику пр. Иова суждено было принимать снова непосредственное участие в судьбах св. Иконы Почаевской. – Кроме сего, с другим, соименником пр. во время самого пожара, случилось событие, записанное в летописях лавры, которого нельзя также не признать милостью Царицы Небесной. – Так как от пожара была, также опасность и нахорным приделам, которые находятся в соборной Успенской церкви, в галлерее с правой и с левой стороны, то монах Иов (простец) отправился в один из таковых, и начал снимать Икону, что в виде креста находится над решеткой, на горнем месте Николаевского придела с правой стороны. – Вдруг, не удержавшись как следует, о. Иов перевалился за решетку, и стремглав полетел вниз, на мостовую, с высоты 4 сажень. – Во время такого падения он сам чувствовал, что ему грозила неминуемая смерть... Но в то самое время, когда он уже приближался к каменному помосту, какой то неведомый старец коснулся его своей рукой, вследствие чего о. Иов не только не разбился, но стал прямо на пол, ногами, не потерпевши ни малейшего повреждения. – Опомнившись потом от ужаса, о. Иов хотел, было найти своего благодетеля, чтобы поблагодарить его за свое спасение... Но все поиски о. Иова оказались тщетными, и не только он, но и все в лавре и доселе верят, что это был сам пр. Иов, или ангел хранитель, избавивший почтенного инока от неминуемой гибели. Рассказывают также в лаврской летописи, что когда первые, увидевшие по-

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Самая же та св. икона названа тогда и поныне называется «Закланная», и существует в монастыре том, нося на себе неизгладимые следы раны и истекшей из Неё крови. Несколько лет тому назад, один священник, посетивший эту обитель, прикладываясь к этой иконе, нечаянно или намеренно (из любопытства) коснулся раны и запекшаяся в ней кровь осыпалась на него, – что имело следствием нечаянную смерть священника: ибо едва только он переступил порог церковный, как пал замертво, и предал дух свой дивному и непостижимому в судьбах своих Богу. XV. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Елееточивою, находящейся в монастыре Ватопедском 43 Икона сия названа «Елеоточивая» по следующему чудесному случаю. Однажды, во время занятия в этой обители должности дохиарской благочестивым иноком, преподобным Геннадием (память его Ноября 17), случился в обители недостаток масла, так что в запас оставался уже только один сосуд с ним. Желая охранить эти остатки для лампад церковных, преподобный не стал давать братий масла; но когда довели до сведения игумена о таком поступке преподобного Геннадия, то он, твердо уповая на помощь Богоматери, имени которой посвящена обитель, велел ему давать масла и братии. Послушный дохиар повиновался воле своего игумена. И Богоматерь не посрамила веры игумена обители. В один день, когда св. Геннадий вошел в дохиарную, ожидая найти сосуд, бывший с маслом, уже пустым, он к глубокому удивлению своему увидел его полным, – полным настолько, что масло даже переливалось чрез края сосуда и текло из дверей дохиарной наружу. Все тогда прославили Бога и Пресвятую Богородицу, так матерински заботящуюся о своих чтителях, и от души возблагодарили Ее пред находившеюся тогда в дохиарной сею Её святою иконою. С тех пор икона сия неподвижно и доныне стоит там же – В дохиарной: от Неё неистощимо исходит дивное благоухание. Иные выразительно называют икону сию еще «Келарница (Δοχιρισσα)». До сего чудесного события святая икона сия носила название «Одигитрия». XVI. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Предвозвестительницею или Живоприятною, находящейся в обители Ватопедской 44 Об иконе сей рассказывают следующее: Дочь Феодосия Великого, Плакидия, супруга царствовавшего в Риме Константина, хотела побывать в Константинополе для свидания с братом своим Аркадием, (в 382 году); одновременно она испросила соизволение у супруга своего видеть и святую гору Афонскую, и в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением её отца, Феодосия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Земная жизнь Спасителя увенчалась славным Его воскресением, и тогда разрушилась преграда, отделяющая горний мир от дольнего. Стали открываться явления на земле небожителей, и нетрудно приметить, как с судьбами Богоматери сопряжено было начало сих знаменательных явлений. Есть верное, благочестивое предание, что Сам Спаситель первым Своим явлением по воскресении почтил Пречистую Матерь Свою; почему и ублажает Ее святая церковь , песнословствуя: «Еже радуйся, первее, яко всех радости вина, восприяла еси» 198 . Потом, когда праздный гроб Пречистой Девы послужил указанием, что Она с пречистым телом Своим вознеслась к Сыну Своему и Богу, Она вскоре сама явилась вестницею Своего прославления и райского торжества, и таким образом положила начало светлым явлениям праведников. После Ее успения, апостолы, пребывая в Гефсимании, услышали однажды ангельское пение, и возведши очи горе, узрели на небе Пречистую Деву, окруженную сонмом ангелов. В избытке восторга воскликнули они: «Пресвятая Богородице, помогай нам» 199 . И неоскудевающая Ее помощь, как ключ воды живой, из горы исторгшийся, доныне изливается в знамениях и чудесах. К Ее Святому лику относится и начало христианского иконопочитания. Первые и древнейшие из чудотворных икон суть Ее изображения. О святом евангелисте Луке повествуется, что он художественным живописанием изобразил на дске лик Пречистой Девы, носящей на руках Сына Своего, Предвечного Младенца; потом написал еще две иконы, и все три представил самой Божией Матери. Взглянув на них, Она повторила Свое предсказание: отныне ублажат Мя вси роди, и присовокупила: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет» 200 . Две из сих икон в нашем отечестве под именами – Владимирской и Смоленской, ознаменовались великими чудесами. Не умолчим и мы, участники нынешнего торжества, что то же начало знамений и чудес положено и на судьбах нашего богоспасаемого града. Первое его существование ознаменовано было явлением, в окрестностях его, чудотворного образа Богоматери. Потом, восстановление нашего града, после разорения татарского, утверждено принесением сюда того же Чудотворного образа. Вскоре нашествие иных врагов грозило граду нашему новым разрушением; но великая Заступница знамениями Своими предуказывала, откуда будет нападение и какую часть города преимущественно надлежит защищать. Сами враги после говорили, что видели на стенах города жену, с шестью светлыми мужами, грозившую им. Таковы были начатки знамений Божиих граду сему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

«Отрадно отметить, - подчёркивал при этом Предстоятель РПЦ, - что сегодня Церковь и научное сообщество объединили свои усилия в изучении истории Казанской иконы и её значения в жизни многих народов. Сердечно благодарю всех организаторов и участников конференции за труды, в коих желаю вам обильной помощи Божией. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает неизменно над всеми, чтущими её чудотворный Казанский образ».(9) Приветствие в адрес участников и гостей Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» направил также Президент РТ Р.Н. Минниханов, подчеркнув в нём, что она является «первой в своём роде» и «проводится в преддверии поистине исторического события». «Чудотворный образ Богоматери, обретённый в Казани в далёком 1579 году, - отмечалось в приветствии, - является величайшей общероссийской святыней и бесценным мировым достоянием. Это один из непреходящих религиозных и культурных символов нашей тысячелетней столицы, которая исторически служит связующим мостом между Западом и Востоком, христианской и мусульманской цивилизациями».(10) 19 - 20 июля 2016 г. состоялись заседания трёх секций по темам: I секция - «Духовные аспекты явления и почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери во граде Казани» (место проведения: Архиерейское подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского), II секция - «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» (Зал заседаний Попечительского совета К/П/ФУ) и III секция - «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» (ГМИИ РТ). Помимо этого, 20 июля в КБМ, в рамках конференции, прошёл «круглый стол» на тему «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира - прошлое, настоящее, будущее», в котором приняли участие митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), известный православный публицист и литературный критик, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете (МГУ) им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, первый проректор Казанской православной духовной семинарии (КазПДС), игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), директор Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ Р.Р. Хайрутдинов, главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (г. Санкт-Петербург) А.Д. Степанов и др.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

При этом он указал на существующее, по его мнению, отличие посещения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Татарстана от его визита в Башкортостан, проходившего 4 - 5 июня 2016 г. «Если визит в Уфу при всей его важности всё-таки носил региональный характер, - сказал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), - то в Казань - всероссийский, а то и общеправославный характер, а это всё же большая разница». Предстоятель РПЦ выразил благодарность правящему архиерею за организацию его пастырской поездки в Татарстанскую митрополию. «Посещение Татарстана, - говорилось в нём, в частности, - было отмечено рядом важных событий, среди которых особое место занимают совершение Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля и закладка храма на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. С теплотой вспоминаю нашу совместную молитву при большом стечении народа. Высоко оцениваю плодотворное сотрудничество Татарстанской митрополии с государственной властью, направленное на восстановление порушенных в прошлом святынь, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание людей, на укрепление межрелигиозного и межнационального мира и гражданского согласия».(49) На заседании Священного Синода РПЦ, проходившего 21 октября 2016 г. в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было постановлено, в числе прочих, выразить признательность митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану (И.А. Ашуркову) и Президенту РТ Р.Н. Минниханову «за внимание и тёплый приём, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам».(50) Иллюстрации: 1. Выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» в день открытия (г. Казань, ГМИИ РТ, 2 июля 2016 г.). (Фото Л.И. Алексеевой). 2. Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» (г. Казань, 20 июля 2016 г.). (Фото И.Е. Алексеева). 3. Торжественная церемония открытия памятника (бюста) выдающемуся русскому поэту и государственному деятелю Г.Р. Державину в селе Каипы Лаишевского муниципального района РТ (20 июля 2016 г.). (Фото М. Фролова).(51)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

В Спасский собор Пятигорска вернулась икона Иверской Божией Матери Пятигорск, 10 марта 2014 г.      9 марта 2014, в первое воскресенье Великого поста, в Пятигорске состоялось возвращение в возрожденный Спасский собор чтимого списка Чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Образ был написан специально для Спасского собора на Святой Горе Афон и передан в Пятигорск в 1874 году, сообщает сайт Пятигорской и Черкесской епархии . Иверский образ Царицы Небесной имеет особое значение в судьбах благословенного Кавказа. Список Чудотворной иконы стал одной из главных святынь исторического храма. Когда его отобрали у верующих, а затем разрушили в середине тридцатых, пятигорчанам удалось сохранить святыню, и переместить икону в Лазаревскую церковь. Сохранялось особое почитание образа, сохранялась и память о его истории. Именно поэтому при восстановлении Спасского собора было решено учредить в нем Иверский придел. Освящение возрожденного храма совершил 14 декабря 2012 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Началась подготовка к возвращению иконы в собор, поэтому обратились в Иверский монастырь на Святой горе Афон с просьбой написать новую икону для Лазаревского храма. Дату для перенесения Святыни также избрали не случайно. Празднование Торжества Православия установлено в воспоминание об утверждении церковного учения об иконопочитании. Казаки из Пятигорска, Ессентуков, других населенных пунктов Кавказских Минеральных Вод вместе с жителями и гостями столицы Северо-Кавказского федерального округа совершили с Иверской иконой крестный ход от Лазаревского храма к Спасскому кафедральному собору. У Спасского собора икону встречали архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, духовенство и прихожане. На ступенях собора, перед чтимым образом был совершен чин Торжества Православия. Затем икона была внесена в храм на вечное пребывание. 10 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69083.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010