14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В ранних источниках нет четких аргументов о месте книги в Библии, но оба варианта - в начале или в конце разд. «Писания» - можно легко обосновать. Поскольку книга содержит описание полной истории израильского народа, начиная с Адама , она является логическим завершением канона ВЗ. В то же время помещение книги после разд. «Пророки» и перед Псалтирью основано на жанровом сходстве П. с книгами ранних пророков, и т. о., историческая летопись, в к-рой дается подробное объяснение муз. традиций Иерусалимского храма, помещается непосредственно перед Псалтирью. В Септуагинте 1-я и 2-я книги П. находятся среди исторических книг сразу после Книг Царств, и данный порядок расположения книг, принятый также в Вульгате, оказал влияние на место П. во многих совр. переводах. Две книги П. изначально были одной книгой. Согласно сделанному на полях примечанию (см. Масора ) к 1 Пар 27. 25, этот стих был ее серединой. В конце 2-й П. содержатся завершающие ее масоретские комментарии. Разделение на 2 книги ввели переводчики Септуагинты. Подобно Книгам Самуила (24 302 слов) и Царей (25 424 слов), каждая из к-рых была поделена на 2 части, П. (24 058 слов) является одной из самых длинных книг в Библии. Вероятно, из-за увеличения количества букв (в греч. переводе за счет использования гласных) и слов (для передачи смысла евр. выражений) понадобилось разделить эти объемные произведения ( Knoppers. 2003. P. 51). Переводчики учитывали содержание и композицию текста. Так, 1-я часть книги заканчивается итоговыми замечаниями о правлении Давида (1 Пар 29. 26-30), а 2-я часть начинается с описания времени Соломона, сына Давида (2 Пар 1). Такое разделение было принято более поздними переводчиками, в XV в. оно стало вводиться в европ. издания евр. Библии. Основная структура и содержание В книгах П. описана вся история Израиля, от первого человека Адама до гибели 1-го гос-ва во времена царя Седекии и до появления эдикта персид. царя Кира. Т. о. история Летописца параллельна ранней библейской историографии от кн. Бытие до 4-й Книги Царств и оканчивается отсылкой к новой эпохе. Это обширное произведение состоит из 3 разделов, различающихся по содержанию, лит. особенностям, а также основным историческим и богословским акцентам: введение (1 Пар 1-9); история Израиля при правлении Давида и Соломона (1 Пар 10-2 Пар 9); история Иудейского царства после отступничества сев. колен (2 Пар 10-36). Введение (1 Пар 1-9)

http://pravenc.ru/text/2578974.html

26 Плиний Максиму 935 привет. (1) Недавно недомогание одного друга 936 показало мне, что мы бываем лучше всего тогда, когда хвораем. Обуревает ли больного алчность или сладострастие? (2) Он не раб любви, не домогается почестей, пренебрегает богатством и как человек, готовящийся покинуть все, удовлетворен очень малым. Тогда он вспоминает, что есть боги, что он – человек, никому не завидует, никому не дивится, ни на кого не смотрит с презрением, не внимает недоброжелательным толкам и не живет ими; он мечтает о банях и источниках 937 . (3) В этом – верх его забот, верх желаний, и на будущее, если суждено ему избежать смерти, он намечает жизнь тихую и спокойную, то есть безобидную и блаженную. (4) То, чему философы пытаются научить во многих речах и даже во многих книгах, это я могу кратко преподать тебе и себе: будем в здоровом состоянии постоянно такими, какими мы обещаем быть, болея. Будь здоров. 27 Плиний Суре 938 привет. (1) Досуг доставляет возможность и мне учиться и тебе учить. Итак, я очень хотел бы узнать, считаешь ли ты, что привидения существуют и имеют собственную фигуру и какое-то бытие, или же это нечто мнимое и пустое, что получает образ вследствие нашего страха 939 . (2) Верить в их существование меня, прежде всего, побуждает то, что, по слухам, приключилось с Курцием Руфом 940 . Когда он был еще незначительным и неизвестным человеком 941 , он присоединился к свите африканского наместника. Как-то на склоне дня 942 он прогуливался в портике: перед ним возникает фигура женщины выше и прекраснее обычной человеческой; он испугался, а она назвала себя Африкой, вещательницей будущего; он отправится, сказала она, в Рим, будет выполнять почетные магистратуры, опять вернется в эту провинцию с высшей властью 943 и здесь же умрет. (3) Все так и сбылось. Кроме того, говорят, когда он пристал к Карфагену и сходил с корабля, та же фигура встретилась ему на берегу. Сам он, когда заболел, гадая о будущем по прошлому, о несчастье по удаче, отказался от всякой надежды на выздоровление, хотя никто из его близких не отчаивался в его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В этой молитве (это действительно молитва: все отдается на откуп Богу без всяких помышлений о личном отмщении) их судьба предается суду Божьему. Они действовали злонамеренно: «дали мне в пищу желчь» (22), и их трапеза обернется для них западнею (23, сетью); их преследования изнуряли физически (4) – они сами будут испытывать телесные страдания (24); они возбуждали чувство богооставленности (18) – сами испытают его во всей полноте (25); семья Давида отстранилась от него (9) – и их жилище опустеет (26); они незаслуженно оклеветали его (5–6), но их беззаконие повлечет за собой неотвратимое наказание (28); они противопоставили себя Богу (10) – и Бог навечно лишит их возможности пребывания с Собой (29). Такова повергающая в трепет логика Божьего Суда. Прежде чем критиковать подобного рода молитву, необходимо удостовериться в том, прошли ли мы сами через горнило таких страданий. Мы должны также спросить себя, вправе ли мы судить, как правильно и как неправильно молиться. Мы также должны задаться вопросом, гармонирует ли такая молитва с мыслями Христа, поскольку многое в этом псалме служит прямым указанием на Его страдания, а Его молитва была о прощении Его мучителей. Разумеется, что ныне это единственно возможный путь. Но при всем этом следует отметить и такой момент: Господь Иисус произносил и проклятия: «горе вам» ( Мф. 23:13–36 ); Он предрекал их судьбу: «Идите от Меня, проклятые» ( Мф. 25:41 ); наступит день, когда все будут пытаться скрыться от гнева Агнца ( Отк. 6:15–17 ); Он будет там, когда раскроются книги ( Отк. 20:12 ), и в этот день уже не будет молитвы о прощении, но восторжествует логика Божественной справедливости. Существует такая вещь, как праведный гнев, и здесь для тех, кто жаждет справедливости, Ветхий Завет ясно указывает на этот аспект характера Христа. 29 Ср.: Исх. 32:32 ; Дан. 12:1 ; Лк. 10:20 ; Флп. 4:3 ; Отк. 3:5; 13:8; 21:27 . 30–37 Молитва переходит в славословие. Хотя страдания не оставляют Давида, сам он не оставляет молитвы, восхваляющей Бога, превознося Его славу и вселяя уверенность в страждущих, твердо веря, что Господь ответит на молитву и что все сущее будет славословить Его, потому что все страдания прейдут и на земле обетованной установится мир (36) и поселятся там любящие имя Его (37).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Присутствует тематическая контрастность: утверждениям о Божественной верховной власти (10–15) противостоят слова о действии карающей силы Божьей (39–46). Завет был отринут, и национальная безопасность поколеблена (39–42); враги возвышены, а престол повержен (43–46); где прежние милости Божьи, которые были заповеданы (47–50)? Господи, вспомни рабов Твоих и помазанника Твоего (51, 52). Что делать, когда великие обетования превращаются в великие разочарования? Обетования, данные Давиду, были простыми и ясными. Был заключен завет (4), завет вечный, нерушимый (29, 35), которым Бог вдруг «пренебрег» (40). Но еще важнее милость Господа, которая по определению вечная, неизменная; в ст. 2, 3, 15, 25, 29, 34, 50 это слово означает милость посвящения, милость, заключенную в воле Божьей, обетованную. Псалом как бы заключен в объятия (2 и 50) этих милостей (именно во множественном числе). Употребление этого слова во множественном числе для Ветхого Завета весьма необычно, оно встречается всего десять раз, тогда как в единственном числе – более двухсот раз. Таким образом подчеркиваются (2, 50) две стороны обетования, данного Давиду: 1) распространение его владычества по всему миру (23–26) по милости Божьей (25) и 2) сохранение вовек непрерывной царской линии (27–30, 31–34) по милости Божьей (29, 34). И вот данные милостью Божьей обетования не исполняются. Представим себе псалмопевца живущим после падения Иерусалима (597, 586 г. до н. э.) и пленения последних царей ( 4Цар. 24:8–12; 25:6–7 ), который размышляет в Вавилоне о значении этих событий, искренне недоумевая, почему царский престол занят врагами, а не возвышается над всем миром, и о царской династии, которая будто канула в небытие, и задает вопрос Валаама: «Он ли скажет, и не сделает?» ( Чис. 23:19 ). Ответ псалмопевца исчерпывающий: когда обетования Божьи кажутся невыполненными, тогда подтверди их в славословии (2, 3) и принеси Господу в молитве все свои сомнения и горести по поводу несбывшихся обетовании (47–50, 51–52). Мы должны помнить, что псалмопевец начинает воспевать обетования (2, 3), когда уже знает, что будет далее печалиться об их утрате (39–46), и что он молится в горести, когда, казалось, не видно никакой надежды на их исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Вероятно, самые важные пещеры – это Пещера один (1Q) и Пещера четыре (4Q), содержавшая ок. 40000 фрагментов 400 различных рукописей, 100 из которых – библейские. Были найдены фрагменты всех книг, кроме Есфири. Книга же Исайи (1QIs a ) в одной из рукописей представлена полностью. Самый древний из текстов – это фрагмент Исхода (4QpaleoExod m ), датируемый примерно 250 г. до Р.Х. Свиток Исайи относится примерно к 100 г. до Р.Х. Чаще всего среди свитков Мертвого моря представлены такие книги, как Псалтирь (34 копии), Второзаконие (27 копий), Исайя (24 копии) и Бытие (20 копий). Интересно, что именно эти книги (и почти в такой же приоритетности) чаще всего цитируются в Новом Завете. Очевидно, это отражает общую тенденцию иудаизма того времени 228 . Кроме библейских рукописей была найдена и другая литература. Имеются еврейские и арамейские фрагменты почти всех неканонических книг, а также апокрифов таких, как 1 Еноха, Книга Юбилеев и Завет Левин. Один из свитков содержит фрагмент еврейского оригинала Книги Иисуса, сына Сирахова, прежде известной только в греческом переводе и в более поздних фрагментах, найденных в Каирской генизе. Было также обнаружено много сектантских свитков, которые позволяют глубже понять духовные процессы, происходившие в еврейском обществе той эпохи. Например, основная часть «Храмового свитка» (11Q19) посвящена проблемам статуса царей и вопросам обороны. Там также описываются праздничные жертвоприношения и ритуальные очищения. Почти половину свитка занимают подробные инструкции по поводу строительства будущего Храма. Во фрагментах «Война сынов света с сынами тьмы» (1QM) содержатся предписания относительно грядущей эсхатологической войны длительностью в 40 лет, которая закончится победой праведности, воплощенной в сынах света, над пороком, носителями которого являются сыны тьмы. Обнаружено также много комментариев на разные книги. «Комментарий к Аввакуму» содержит много подробностей об апокалиптической фигуре, называемой «Учителем Праведности», которого преследует злой священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

78 См.: Книга Бытие: Генесис и Берешит. Раздел Экклесиология, II, 1: Книга жизни – сыны Божии. См. также: Гуманизм//Тема «Каин» в современном мире. 84 «Крепнут (пути)» – глагол редкий (см. Иов.20:21 ). Переводят: «успешны» пути (Раши), «наводят ужас» (Ибн-Эзра), «оскверняются» (LXX). Однако, существительное того же корня означает: сила, богатство, способность. 85 Раши видит не мистическую, а материальную подоплеку львиной охоты: «это спекулянты, те, кто взвинчивает на продукты. Разве бандиты поджидают в засаде бедных? Они же богатых поджидают. Значит, речь идет о спекулянтах, которые действуют именно против бедных». 90 «Пригибается, сидит согнувшись, и благодаря козням его попадает к нему имущество несчастных» (МЛ) – так понимает смысл стиха Раши: это картина ловли и маскировки («козни – неверная интерпретация ацумим – «сильные»). ТМс тоже видит львиную охоту: «сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его». LXX: «поклонится и будет падать, когда он возобладает убогими» – смысл соответствует еврейскому оригиналу, но в греческом переводе смысл понятен, только если знать, о чем идет речь. 93 В мире христианских культур «запад» и «восток» суть два направления исторического развития. Поскольку в современном мире «запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако, в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина. 97 См.: Сыны Божии и дочери человеческие. См. также: Революционная интеллигенция//Тема «Каин» в современном мире. 98 Нет автономной от религии нравственности – убеждение Достоевского (если Бога нет, то все позволено). 100 «Порхай по горе вашей» означает, что Давиду «говорят нечестивые» бегать по своей стране. – В ТМ нет предлога перед словом «гора», поэтому понимают и так: «лети мимо гор ваших " … ведь всякий скитающийся человек подобен птице, согнанной со своего гнезда» (Раши со ссылкой на Притч.27:8 ). «Израилю так говорят народы», считает Раши, то есть в рассеянии Израиль живет вынужденно, не по своей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

829 Виссон (βσσον ), др.-рус. всъ, всъ, вссъ, вссонъ – ‘тонкий лен’, ‘дparoцehhaz мzrkaz льhzhaz ткань’ (Фасмер–1986. 1. С. 320; Дьzчehko–1993. С. 78). Виссоном haзыbaлcz материал длz uзromobлehuz тонких драгоценных тканей, не строго белого, как следует из термина, а желтоватого или пурпурного цвета. Из ткани uзromobлzлacь завеса Скинии, oдezhue длz торжественных случаев, bkлючaz жepmbonpuhoшehuz, одежда nepbocbzщehhukob ( Исх. 25:4; 28:3 ; Иез. 16:10; 27:7 ; Лк. 16:19 ). виссон – облачение Богоматери (ср. данные апокрифа «Евангелие Иакова»: Апокрифы–1999. С. 755). 831 ...от них произойдёт агнец Божий, спасая все народы Израиля, и царство его – царство вечное… – здесь в «Завете» сохранились следы мессианских национально-эгоистических представлений иудеев, увязывающих первое пришествие Христа (агнца Божия) с кончиной мира и установлением вечного царства, в котором предусмотрено спасение только народов Израиля (см. об этом: Смирнов–1911. С. 41–45). 832 Этих слов выше, когда Иосиф рассказывал свой сон, не было. Составитель Палеи в данном случае комментирует пассаж, содержавшийся в полном варианте «Заветов» и исключенный при выборке из него в Толковую Палею. Ср. по списку полной Палеи 1477 г.: ... изыде агнець непороченъ и лев ко левъ. и вси стрмлхс нань (Тихонравов–1863. С. 223). Эту особенность можно оценить дbozko: либо Составитель настолько хорошо владел содержанием сокращаемых им в повествовательной части «Заветов», что по naмzmu толковал текст как существующий, либо выборка из полного варианта «Заветов» в Палею подверглась повторному сокращению, при котором редактор (или переписчик) не сокращение с толкованием. 833 Значение и смысл символики дат не вполне ясны. Возможно, датировка каких-то событий из жизни Иакова восходит к хронологии апокрифической «Книги Юбилеев» (иначе называемой «Малое Бытие»), в которой священная история излагается по еврейскому летосчислению. В ней семь лет составляют седмину, а семь седмин – юбилей. В таком случае могут подразумеваться важные прообразовательные события из жизни Иакова: в третий год седмины он поселился со своим домом в земле Авраама, а в седьмой год купил первородство и потерял любимого сына Иосифа (см.: Книга Юбилеев/Апокрифы–2000. С. 158–160, 176–177). Рождение Иисуса Христа, согласно одной из версий христианской эры, произошло через 5508 лет от сотворения мира, то есть на девятый год после пяти с половиной тысячелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

О «скандале в философии» Кант пишет в Предисловии ко 2-му изданию «Критики чистого разума», но связывает его не непосредственно с Беркли, а с тем, что убедительного и сокрушающего всякий скепсис доказательства «присутствия вещей вне нас» все еще нет. Подробно этот «скандал» разбирает М. Хайдеггер в своей книге «Бытие и время» (М., 1997, с. 203-208). 20 «Критика чистого разума», по мнению Канта, должна была произвести «изменение в способе мышления», «аналогичное гипотезе Коперника» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 20). 21 Это утверждение содержится в книге Отто Либмана «Кант и эпигоны» (1865), которую условно можно считать началом неокантианского движения в Германии. В отличие от Канта, сосредоточенного на проблемах гносеологии, Либман путем критики его учения о «вещи в себе» стремился построить на началах априоризма и феноменализма также и онтологию. 22 Имеется в виду знаменитый афоризм Ф. Якоби о кантовской «вещи в себе»: «...без такой предпосылки я не могу войти в систему, а с такой предпосылкой не могу в ней оставаться» (Якоби Ф.Г. О трансцендентальном идеализме//Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. 12, с. 9. См. также: Дич С. Кантовский парадокс Якоби//Кантовский сборник. Калининград. 1982. Вып. 7). 23 Надпись на вратах ада в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь третья). 24 Все подвергай сомнению (лат.) — основной принцип философии Р. Декарта. 25 Феноменологическая редукция — главная «установка» феноменологии Гуссерля, заключающаяся в том, чтобы, исключив все мыслительные формы, приобретшие социально-идеологический статус, возвратиться к изначальному опыту. См.: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга I. Общее введение в чистую феноменологию. М, 1999, с. 72-75. 26 См.: Платон. Сочинения. В 4-х т. М., 1990, т. 1, с. 74 («Апология Сократа», 21а). 27 «Вывести мир за скобки» — то же самое, что осуществить «феноменологическую редукцию». «Выведение за скобки» — выражение, встречающееся в подзаголовке 31-го параграфа указанного сочинения Э. Гуссерля (см. прим. 25). 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

924 Единоверцы с православными венчаются или в греко-российской, или в старообрядческой церкви, смотря по общему соглашению брачущихся (Высоч. утв. 27 окт. 1800 г. прав. о единовер. 14 п.). Дети, рождённые от таковых браков, смотря по общему желанию их родителей, крестятся в православной или единоверческой церкви (Высоч. утв. 4 июл. 1881 г. Опр. Св. Син. п. 1 Ук. 19 авг. 1881 г.). 925 К присоединившимся из раскола, в случае вступления их в брак, следует применять существующие в Православной Церкви правила о родстве плотском, духовном и свойстве (Ц.Вед. 1896, 12–13), а равно, конечно, и все другие правила, определённые законами и делающие брак законным. 926 Если старообрядец (хотя бы и беспоповщинской секты) состоит в браке, заключённом по старообрядческому обряду и записанном в надлежащую метрическую книгу, то он не имеет права и по принятии православия вступать в новый брак (с лицом православным), доколе прежний его брак не прекратится; в противном случае он является виновным в нарушении 20 ст. 1 ч. X т. Св. Зак., возбраняющей вступление в новый брак при существовании прежнего (реш. Уг. Кассац. Деп., 11 окт. 1894 г.); самый же брак его должен быть, за силой 3 п. 37 ст. 1 ч. X т., признан незаконным и недействительным. Следует ли прежний брак раскольника, заключённый по раскольническому обряду, но не записанный в надлежащую метрическую книгу, признавать препятствием для вступления такового раскольника, по принятии им православия, в новый брак (с лицом православным), указаний по сему предмету нет ни в церковных, ни в гражданских законах, как нет и определённого, точного ответа и по вопросу о том, какое вообще влияние имеет принятие одним из супругов-раскольников православия на бытие их раскольнического брака: может ли последний по указанной лишь причине быть расторгнут, или остаётся в силе и при каких в том и другом случае условиях. В виду такого умолчания в законах, Консистория должна в потребных случаях испрашивать по сим вопросам, в каждом отдельном случае, указаний Св. Синода, отнюдь не приступая сама к решению возникших у неё подобного рода дел (Сбор. цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 81–82 стр.); тем более, конечно, подобного рода дела не должны быть самостоятельно решаемы священниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010