Госпожа Премудрость сама говорит в ст. 4–36, сосредоточивая внимание слушателей на трех важных моментах. Во–первых, все ее изречения истинны и справедливы (4–11). Высказанная еще в 1:1–7 мысль о неразрывной связи мудрости и нравственности представлена здесь более развернуто, используется целый арсенал понятий, представляющих истину и заблуждение, здравый смысл и глупость. Все это подчеркивает важность поучения (10–11). Высказывания Премудрости составляют разительный контраст с ложными посулами нечестивых мужчин и распутных женщин. Второй важный момент – практическая ценность ее изречений (12–21). Именно мудрость позволяет обрести силу и оценить вкус благополучия. Здесь (13) отмечается также, как и в 1:1–7, связь между мудростью и верой, хотя главный акцент по–прежнему ставится на связь мудрости и истины. Предполагается, что сила даруется для осуществления правильных решений (см.: ст. 13, 15), а богатство обретают те, кто стремится к праведности и справедливости (18–21). Госпожа Премудрость выступает как главный советник царя. Здесь в самой яркой форме показано, что мудрость предназначена для царя, как это видно на примере царя Соломона. Третий момент совершенно иного плана: Госпожа Премудрость участвовала вместе с Богом в сотворении мира (22–31). Могут ли быть более весомые аргументы для того, чтобы поставить мудрость в центр внимания? Госпожа Премудрость продолжает ожидать нас у своих дверей (32–36). И она делает это с радостью (30–31). Итак, мудрость сопровождала Бога изначально еще до сотворения мира (22–26). Бог использовал мудрость: разум, интеллект, здравый смысл – в процессе творения (27–31). Чем больше мы узнаем о сотворении, тем более впечатляющей предстает перед нами премудрость Божья. Персонификация мудрости была свойственна религиям, исповедующим многобожие, и в притчах используется этот прием с целью «демифологизации». Кроме того, это должно было побудить израильтян отказаться от одновременного поклонения языческим богиням и Яхве (ср.: Ис. 44:17 ): реальный объект поклонения (конечно, в сугубо метафорическом смысле) – это мудрость. В христианскую эпоху люди, рассуждая о мудрости как о реальной самостоятельной Личности, получили возможность проникнуть в существо взаимоотношений между Христом и Богом. Об этом говорится в Ин. 1:1–4 и Кол. 1:15–17 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

22 Внезапное, как озарение, осознание, что Бог ответил, полно драматического накала. Страдалец произносит слова молитвы, прося избавления «от пасти льва и от рогов единорогов», и ответ приходит. Молитва услышана. 23–32 Обращение к Богу всех народов земли. Внезапно наступает время славословий, праздничное время для Израиля (23–27) и для всего мира (28–32): ответ на молитву получен (25), бедные приглашены на пир (27), все позваны (30) и слово Его будет возвещаться будущим поколениям (31, 32). В Евр. 2:12 ст. 23 цитируется как мессианский, и действительно, что, кроме смерти Иисуса, может привести к таким результатам? Израиль и весь мир приглашаются к «трапезе» Мессии ( Ис. 25:6 – 10а; Отк. 19:9 ), Иисусу дана власть над всей Вселенной ( Мф. 28:18 ; Флп. 2:9–11 ), Его правда будет возвещена всему миру (32; Рим. 1:16–17 ). 26–29 О Тебе – Господь есть источник и объект прославления. Обеты… пред боящимися – исполнение обета сопровождалось принесением мирных жертв и праздничным обедом, на который приглашались бедные ( Лев. 7:11, 16 ; Втор. 16:10–12 ). 30 Смысл стиха заключается в том, что все равны перед Богом, как бы ни разнились между собой богатые (тучные земли) и неимущие. Возникает вопрос, что отражает метафора персть (т. е. прах). Относится ли она к бедности ( Пс. 112:7 ; ср.: 1Цар. 2:8 ) или к смерти ( Пс. 29:10 ; ср.: Иов. 7:21 )? Логика стиха позволяет высказаться в пользу первого предположения; упоминание персти смертной (16) говорит в пользу второго. 31–32 Что сотворил Господь – и в конце ст. 22 говорится о том, что Господь – избавитель. Именно поэтому звучит хвала Давида в ст. 26. И именно поэтому звучит обращенная к потомкам весть «о великих делах Божиих»( Деян.2:11 ). Псалом 22. Пастырь, спутник и хозяин В псалме звучит тройное свидетельство: Я ни в чем не буду нуждаться (1), не убоюсь зла (4) и я пребуду в доме Господнем (6). Соответственно этому псалом делится на три части, где сначала пасомый обращается к Пастырю (1–3), потом путник к своему Спутнику (4), затем гость к Хозяину (5, 6), и наше внимание переводится с провидения Божьего, которое обеспечивает все наши нужды, на покровительство и защиту Господа на нашем жизненном пути и на Его постоянную милость в настоящей и грядущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Стандарты мер и весов в торговле устанавливались царем. В ст. 11, таким образом, подчеркивается, что царь несет ответственность перед Богом и за эту сферу жизни. Это очень важная мысль для Израиля эпохи первого Храма, когда он имел своих царей. Царь призван осуществлять свое правление как представитель Бога, являя собой нравственный эталон Его верховного владычества. Хорошо, если бы этот призыв был услышан политическими лидерами современного мира. Это весьма важная весть и для Израиля периода второго Храма, когда там правили чужеземные цари, к которым тоже обращены эти призывы руководствоваться принципами Божественного управления. Это внушает надежду и народам, которые ныне контролируются чужеземными силами. Примечания. 6 Зло здесь, по–видимому, означает бедствие. Возвращение на путь праведный и к Богу позволяет избежать несчастий, которые являются следствием греха. 10 Это изречение находит свою смысловую параллель в ст. 12–13. 12–15 То, что для царей мерзость или, напротив, – приятно им, сопоставимо с перечнем дел, которые отвратительны Богу и которые Ему благоугодны (см.: 15:8). 17 Слово зло здесь употребляется в смысле «бедствия, несчастья»; см.: ст. 6. 16:20 – 22:16 Жизнь, праведность, мудрость и Бог Во второй части собрания «притчей Соломона», которая включает тексты 10:1–22:16, находят свое дальнейшее развитие темы, неоднократно повторяющиеся в других разделах, причем многие афоризмы обнаруживают в этом контексте вербальную связь с другими изречениями. В целом, однако, эта часть не так легко поддается членению, как первая, и ее структура не столь отчетливо выражена по сравнению с первой частью притчей Соломоновых. Можно выделить три группы изречений о мудрости, собрание изречений о праведности и греховности в конце раздела и небольшие группы изречений о пути, ведущем к Богу. Преобладают же здесь притчи, трактующие проблемы повседневной жизни. 16:20–30 Благословения мудрости. В ст. 20–23 говорится о благословениях, которые приносит мудрость, а также о значении формы, в которой преподается учение (21). Ст. 24–30 обнаруживают вербальную связь со ст. 20–23, создавая своеобразную «цепочечную» структуру всего отрывка ст. 20–30. Примерами такой вербальной связи могут служить слова язык и рот (23 и 26), уста, речь и губы (23, 24, 27, 30) и др. Все притчи в этом отрывке показывают, с одной стороны, что мудрость (сопряженная со страхом Божьим, благоговением перед Ним) дарует благоденствие, хорошую репутацию, влиятельное положение в обществе, удовлетворение материальных и духовных нужд, здоровье и полноту жизни, а с другой – они предостерегают против глупости, которая ведет к раздорам, наказанию, бедствиям и смерти. В ст. 26 указан побудительный мотив к труду: аппетит понуждает человека трудиться. В ст. 216 и 236 подчеркивается влияние человеческой речи на умножение познания (см. также: 1:7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом был написан в условиях тяжелого кризиса (30). А 1 (2–4) Молитва в крайне бедственном положении Б 1 (6–13) Те, кто нуждается в защите А 2 (14–19) В молитве открывается характер Бога Б 2 (20–30) Те, кто заслуживает воздаяния за свои дела А 3 (31–37) Молитва переходит в славословие Псалом не вызывает прямых ассоциаций с какими–то конкретными событиями в жизни Давида, однако хорошо вписывается в историю его жизни, а потому нет оснований сочинять какой–то новый сценарий. Давид был серьезно озабочен планами ( 1Пар. 28:11–21 ) и финансовым обеспечением строительства Храма ( 1Пар. 29:2–5 ). Богатство вызывает зависть, и, вероятно, в стране было немало людей, которые считали, что поглощенность царя идеей Храма приносит в жертву нужды бедных и другие национальные интересы. Необоснованные обвинения обычно гораздо легче выдвинуть, чем опровергнуть, и часто они носят убийственный характер, что и подразумевается в псалме. Это один из наиболее часто цитируемых в Новом Завете псалмов, особенно часто его упоминает Иисус: ст. 5 ( Ин. 15:25 ); ст. 10 ( Ин. 2:17 ; Рим. 15:3 ); ст. 22 ( Ин. 19:28 ; ср.: Мф. 27:34,48 ); ст. 23 ( Рим. 11:9 ); ст. 26 ( Деян. 1:20 ). Другие стихи псалма (13, 21) тоже прекрасно отражают дикую ненависть врагов, которую испытывал Господь ( Мф. 27:27–31,39–44 ; Мк. 14:50 ). 2–5 Молитва в крайне бедственном положении. Весь ужас положения Давида передается яркими метафорами: «погряз в… болоте» (ср.: Пс. 39:3 ), опустился «во глубину вод» (3). Он так долго не получал ответа на молитву, что «изнемог от вопля» и выплакал глаза (4), в то время как множество его недоброжелателей и врагов несправедливо преследуют его за проступки, которых он не совершал (5). 6–13 Нуждающиеся в защите. Грехи здесь упоминаются в связи с обстоятельствами, которые требовали принесения жертвы повинности ( Лев. 5 ). Тем самым ст. 6 возвращает нас к ситуации, описанной в ст. 5. Когда Господь исследует сердце Давида, Он обнаруживает безумие (т. е. глупость), что он поддается давлению со стороны других, но не находит в нем вины (греха).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

16:31 – 18:1 Динамика взаимоотношений. В данном разделе особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри семьи и в обществе. В двух притчах (16:31 и 17:6) подчеркивается почетное положение стариков, которыми гордится вся семья, состоящая из трех поколений: самих стариков, их взрослых детей и внуков. Старшее поколение пользуется заслуженным уважением и в обществе. Вопрос о статусе и взаимоотношениях этих трех поколений актуален и для современного мира. Проблема отношений между братьями и сестрами и между друзьями в повседневной жизни и особенно в дни испытаний (друг познается в беде) отражена в ст. 17. Кроме того, здесь подчеркивается и необходимость проявления благоразумия: не давать необдуманного поручительства за ближнего (18). Но эгоистичный человек исполняет лишь свои прихоти (18:1). В ряде притчей гл. 17 затронута тема гармонии и раздоров в семье и в обществе. В ст. 1 утверждается, что мир в семье превыше всего. Именно поэтому в ст. 2 звучит предостережение от распрей, особенно споров о наследстве, а в ст. 21 и 25 говорится о горе для родителей – неразумном поведении их детей. В ст. 4 сказано о вреде лживых и злых высказываний (ср.: 16:28; 17:27–28). В ст. 9 нас призывают укреплять любовь и дружбу, прощать обиды, не проявлять злопамятности, хотя это вовсе не означает, что мы не должны говорить людям суровой правды (10). Развивая эту мысль, в ст. 14 и 19 нам советуют не начинать ссор и избегать раздоров (ср.: 16:32; 17:11–13), вместе с тем ст. 15 и 20 предостерегают от лжесвидетельства и компромиссов. Проблема распрей и раздоров – тема, которая часто повторяется в притчах. В церкви и в обществе всегда есть люди, которые любят раздувать ссоры, доставлять неприятности. Причиной могут служить насмешки (22:10), гнев (15:18; 29:22), неумеренное употребление алкоголя (23:29–35), сплетни (26:20), высокомерие (28:25) или коварство (16:28). В результате возникает незатухающий конфликт (26:21), длительный разрыв или общая сумятица отношений (17:14). Самое лучшее решение – либо предотвратить ссору (17:14), либо положить конец конфликту путем использования жребия (18:19). Другими словами, упорное нежелание примириться приносит больше вреда, чем согласие на компромисс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

А в книге Бытия выражение elle toledot имеет при том же значении особенный характеристический оттенок. Это выражение указывает, на различные отделы книги и взаимную их связь – внешнюю и внутреннюю. По употреблению этого выражения ясно представляется цель и план Моисеева сказания. Книга Бытия делится следующим образом: 1-я глава есть как бы введение ко всему последующему сказанию (без toledot); 1-й toledot II:4 по IV главу – история вселенной в связи с первыми моментами жизни человека на земле; V-VI:8 – (2-й toledot) история Адама и его потомства чрез Сифа: VI:9-IX – история Ноя; X-XI:9 – история детей Ноя; XI:10–26 – история Сима; XI:27-XXV:10 – история Сарры; XXV:10–18 – история Измаила; XXV:19-XXXV – история Исаака; XXXVI – история Исава; XXXVII-L – история Иакова. Эти отделы, таким образом, указывают основную мысль писателя книги Бытия: представить историю сохранения Церкви Божьей на земле с сотворения человека до образования иудейского народа и переход ее к последнему. В них действительно проводится последовательная нить сохранения веры и церкви в период патриархальный: основание церкви в раю, сохранение ее у потомков Сифа, Ноя, Сима, Сарры... Внешнее построение начала каждого toledot указывает на такое же единство и связь их в одном писателе. Начало каждого отдела (toledot) всегда содержит указание на предыдущий отдел, служащий для него исходною точкою, затем несколько предварительных сведений взятых также из предыдущих отделов и необходимых для ведения дальнейшего рассказа и наконец, ведется сам рассказ. Для примера (опустив рассмотрение следующего отдела, потому что о нем будем еще говорить) разберем начало нескольких отделов. VI:9 – Вот житие Ноя (elle toledot Noah): Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Ной человек праведный, совершенный, Богу угодивший в роде своем... Но о рождении Ноем сыновей говорилось в предыдущей V гл. 32; о его праведности также говорилось ( Быm. VI:7–8 ). Здесь, таким образом, писатель обращается несколько назад, берет буквально несколько сведений из предыдущего отдела и ведет затем свой рассказ о потопе, причем сведения из предыдущего отдела служат для него основною мыслью (благочестие Ноя). X:1 – бытие сынов Ноевых – Сима, Хама и Иафета и родивших им сынов после потопа и об разделении их... Но о сыновьях Ноевых и их потомстве говорилось в IX:17; основная мысль – расселение народов взята буквально из предыдущего отдела IX:19. Еще более такой порядок заметен в истории Сима XI:10: бытие Симово... Это и следующее перечисление его потомства в большей части служит повторением предыдущего отдела ( Быт. Х: 21–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Далее речь идет о практическом аспекте: в ст. 10 говорится о том, что может произойти и как надлежит реагировать на это, а в ст. 11 – 14 и 15 более конкретно рассматривается то, о чем только что было сказано обобщенно: неокрепшую юношескую душу могут манить неизведанные приключения, насилие, деньги, сила и чувство товарищества. В ст. 16–19 приводится обоснование данного юноше совета. Приводимые доводы сопровождаются яркими образными примерами: стиль аргументации авторитетный, но не авторитарный. Грабеж – дело, достойное глупости. Пролитие крови, убийство (11) ведет к тому, что преступник сам губит свою душу (18). Глупость застилает глаза их, и они не видят беды, грозящей им (17). Та же мысль высказывается и в ст. 16. Здесь для обозначения греха используется слово «зло», оно встречается и в ст. 33, и в других местах книги и подчеркивает неизбежность зла, настигающего тех, кто причиняет его другим: они скоры на пролитие крови – своей собственной. Они насмехались над доверчивостью и наивностью своих жертв; теперь же наставник высмеивает их самих. Примечания. 12 Преисподняя (шеол) и могила: (ср.: 27:20; 30:15–16; Пс. 48 ; Екк. 9 ; Ис. 5:14 ). После смерти тело человека хоронят в семейном склепе. Шеол не является физическим эквивалентом могилы или гробницы, в этом загробном мире человек находится в состоянии небытия. Образ шеола, ненасытной пропасти, широко распространился в мифах соседних с Израилем народов как образ бога Смерти, яростно поглощающего людей. В качестве синонимов шеола используются слова «могила» или «смерть». 1:20–33 Призыв к простаку, глупцу и самонадеянному человеку не пренебрегать мудростью во избежание несчастья В ст. 20–21 премудрость представлена как женщина–пророк, которая провозглашает свою весть в местах собраний народа – «на улице, на площадях», – как это было принято в Израиле. В ст. 22–33 приводятся ее речи и возникает образ пророка, весть которого не востребована (ср.: Ис. 65 ), а позднее, когда народ захочет испросить ее совета, он уже не найдет ее (см.: ст. 23– 24,28). Такое персонифицированное изображение премудрости в образе пророка помогает передать напряженность ситуации, которая требует неотложного обращения к мудрости. Премудрость изрекает истины в особой манере: будто уже поздно что–либо изменить – обычный для пророков прием, призванный встряхнуть людей, побудить их к немедленному действию, чтобы действительно не было слишком поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

11:9–14 Роль человеческого слова. Сила слова в том, что оно может давать жизнь или вести к смерти; это повторение уже сказанного в 10:9–14, но здесь подчеркивается важность слова в обществе – при общении с ближними, в городе, в народе. Особо говорится о шумном общении (веселье, торжество, 10) и об умении держать язык за зубами (13). Примечания. 9 Спасаются – возврат к ст. 8, где употреблен тот же глагол. 11 Благословением – здесь скорее речь идет об ожидании, чем о реальности, что подтверждается и параллельным изречением в ст. 11б. 11:15–31 Процветание, богатство. Обычно в притчах одно меткое лаконичное изречение сопровождается другим – параллельным изречением, которое дополняет и раскрывает первое. Никакое процветание не дается человеку без усилий с его стороны (16). Но одних усилий недостаточно, и в других местах (24–26) говорится о пользе щедрости, о том, что реальное благополучие человека связано с его праведностью (18–19, 21, 23, 27,29, 30–31). А гарантию успеха дает Господь (20). Умелое пользование богатством требует здравого смысла, чтобы распоряжаться им как надлежит, не растерять в необдуманных поручительствах и кредитах ненадежным, малознакомым людям (15). При этом нельзя забывать о щедрости и милосердии, которые благотворно влияют и на душу самого человека (17). Однако полагаться на одно богатство неразумно (28). Высказанные мысли приводят к выводу, что жизнь не однозначна, в ней много аспектов. Примечания. 16 Союз а в данном случае не отражает противопоставления: понятия слава и богатство не противоречат одно другому (см.: 3:16; 8:18). Речь идет о том, что к богатству и славе могут вести два пути: один через благонравие (что характерно для женщин), а другой – через агрессивность. 20 О том, что есть мерзость перед Богом и что Ему благоугодно, см. в комментарии к 15:8. Стих 22 возвращает нас к рассуждению о приоритете ценностей. 25 Благотворительная душа бывает у «благословенного человека» (ср.: 26б). 29 Фраза расстроивающий дом может означать расточительность и беспутство, которые ведут к разорению, бедности и даже рабству. 30 Праведный оказывает благотворное воздействие на окружающих, а мудрый питает других своей мудростью. 12:1–28 Еще раз о словах и делах

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Совершенно очевидно, что глупый не способен использовать полученные им знания. А что можно сказать о мудром? Он констатирует, что воздавать глупому честь просто смехотворно (1, 8, т. е. воздавать честь не по назначению все равно, что вложить драгоценный камень в пращу). Мудрые должны применять соответствующие методы для обучения глупцов (3). Они не должны пользоваться услугами глупцов, если хотят чего–либо достичь (6). Мудрым не следует быть слишком самонадеянными и высокомерными при общении с глупцами, так как ситуация может оказаться непредсказуемой (12). Ст. 4–5 предлагают, на первый взгляд, совершенно противоположные советы по поводу того, какой ответ следует давать глупцу на его глупые вопросы. Все зависит от того, воспринимает ли разумный человек его вопросы всерьез или не позволяет себе опускаться до уровня глупца. Жизнь настолько сложна, что невозможно найти ответ, одинаково подходящий для всех ситуаций. Мудрый человек способен найти соответствующее решение в любой ситуации. Примечания. 2 Этот стих помещен здесь не как продолжение темы, но по структурной его связи со ст. 1: оба используют сравнения из мира природы, в обоих встречаются слова «как» и «так», что не характерно для сравнений в этих главах. Поскольку слово обладает мощной действенной силой, особенно в молитве, в формулах благословения или проклятия, которое неизбежно должно свершиться, то для успокоения читателя здесь разъясняется, что «незаслуженное проклятие» бессильно. 26:17 – 27:22 О дружбе. И снова (см.: 17, 20–21) речь идет о конфликтных ситуациях. Они могут возникнуть из–за плохого характера, предрасположенности к ссорам (21), а также из–за глупой шутки, которая может зайти слишком далеко (18–19). Верный способ избежать раздоров – заставить «наушников» прекратить сплетни (20), хотя это легче сказать, чем сделать (22). Лучше не вмешиваться в чужую ссору (17). В 26:23–28 рассматривается тема лицемерия в отношениях между людьми (см.: 24, 26, 28). Звучит призыв к осторожности: за дружественными словами могут скрываться неблаговидные мысли. Благоразумный человек должен анализировать происходящее, чтобы распознать обман (23–26а). Тайная ненависть неизбежно откроется, и обманщик будет публично осужден; его ожидает много неприятностей (26б–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

И напротив, Бог не только посылает Моисея говорить, но Он Сам говорит в первом лице на протяжении этого раздела, особенно в 20:22–26 и 22:20–23.19: «Я с неба говорил вам» (20:22); «Сделай Мне жертвенник из земли» (20:24). (Слова «мне» или «Я» встречаются семь раз в кратком разделе 20:22– 26.) Также «Я назначу у тебя место» (21:13); «Я услышу вопль их» (22:23); «убью вас» (22:24); «Я услышу» (22:27); «Я не оправдаю» (23:7); «Я сказал» (23:13); «Я повелел тебе» (23:15); «Вот, Я посылаю» (23:20). Даже произнося законы, Моисей, посредник закона, подчиняется Богу, Который дает закон. Бог не говорит, затем исчезает, а затем на короткое время вновь появляется перед концом. Если мы хотим подчеркнуть, что Израиль, как отражено в этих сводах законов, достиг более высокой моральной чуткости, чем его соседи, то даже в Книге Завета, на первый взгляд, остается некоторая несправедливость. Ведь, несмотря на все дарованные рабу права, он все равно считался ниже свободного человека. Убийство считается караемым смертью преступлением ( Исх.21:12 ). Если жертвой стал раб, владелец раба должен «быть наказан» ( Исх.21:20 ). Шаблон «да будет предан смерти» не применяется. Закон возмездия и его выражение правосудия для всех не включает рабов ( Исх.21:26:27 ). Мужчина раб может выйти на волю через шесть лет ( Исх.21:2 ). Очевидно, что такое право не распространялось на рабыню, за исключением случаев физического избиения, которому она подвергалась ( Исх.21:27 ). Только мужчины могли совершать паломничество для участия в отмечаемых три раза в году религиозных праздниках (23:17). Женщины исключались. И если Книга Завета возвышается над законами Хаммурапи, мы должны также прийти к заключению, что первая Нагорная проповедь предвкушает более полное слово второй Нагорной проповеди. Церемония ратификации завета (24:1–18) Недостаточно слышать слово от Господа, быть просто «слышателями», а не «исполнителями». Также неприемлемо кивание головой, равнодушное, символическое послушание. Вероятно, поспешно сказал народ, подойдя к Синаю: «Все, что сказал Господь, исполним» ( Исх.19:8 ). Они думали, что были готовы ответить на брошенный им Богом вызов, который записан в Книге Исход (19:5:6): «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего...».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010