33:13–23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) – на вечерне Великой Пятницы и 6 августа (с добавлением 34:4–8); 34:1–5, 9, 10, 16, 34, 35 (о Богоявлении Моисею) – на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из Книги Левит: 12:1–8 (об очищении матери после рождения ребенка) используется в качестве паремии в день Сретения Господня; 26:3–12, 14–17, 19–23 (обетования за исполнение и угрозы за нарушение законов Божиих) – в день церковного новолетия (1 сентября). Из Книги Числа употребляются следующие фрагменты: 11:16–17, 24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин и освящении их действием Духа Божия) – в день Пятидесятницы; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) – на вечерне Рождества Христова. В качестве паремийных чтений из Книги Второзаконие берутся следующие отрывки: 1:8–17; 10:1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в Неделю святых отец и 1 января (святителя Василия Великого ); 4:6–7, 9–15; 5:1–6, 10–23, 25, 26 и 6:3–5, 13, 18 (Синайский завет и необходимость его соблюдения) – 16 августа; 10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в Неделю святых отец и 30 января (Трех святителей). Песнь Моисея (32:1–43) является основой 2-й песни канона на утрене и поется только в Великий пост . Глава 1. Книга Бытие 1. Разделение Книги Бытие на части Содержание Книги Бытие четко разделяется на две части: I часть: Быт.1–11:26 . Творение мира и человека, грехопадение и история первобытного человечества до призвания Авраама. II часть: Быт.11:27–50 . История патриархов: Авраама (12–25), Исаака и Иакова (25–36), Иосифа (37–50). Если в I части говорится об истории всего человечества, то тема II части гораздо более узкая – история одной благочестивой семьи. Кроме этого очевидного тематического разделения, Книга Бытие имеет деление, введенное самим ее автором: разделение на толедоты. Сам термин «толедот» в русской Библии переводится словами «родословие» или «происхождение». Каждый толедот начинает новую часть книги, так что родословия Книги Бытие составляют как бы каркас всего повествования, раскрывая в то же время план, по которому строится книга. По мере постепенного перечисления генеалогических ветвей рода человеческого историческое повествование все более сужается, так что перед читателем раскрывается Божественный замысел выделения Израиля из всех земных наций для превращения его в народ истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Особый интерес вызывают книги, которые есть только в каноне эфиопской церкви: 4 книга пророка Варуха, книга Юбилеев, книга Еноха, три книги Meqabyan и «Книга Иосифа, сына Корьона» (бен Гуриона) 9 . «Узкий канон» Нового Завета – 27 книг всех христиан. «Широкий канон» из 35 книг добавляет еще Sirate Tsion (книга Порядка, или «Порядок Сиона»), Tizaz (книга Вестника или «Заповеди»), Gitsew, Abtilis, 1 и 2 Mäshafä Kidan («Книга Завета» или «Завет [Завещание] Господа нашего Иисуса Христа»), Qälëmentos (Климент), Didesqelya (Дидаскалия). Книги Sirate Tsion, Tizaz, Gitsew и Abtilis объединяют в «Синодос» 10 . Книга Юбилеев вошла в канон достаточно давно. Книга Еноха, «Книга Завета» и Дидаскалия были включены в список позже других, только в XV в., в период реформ императора Зары Якоба 11 . Так как эти книги известны только специалистам, имеет смысл рассмотреть их содержание. Книга Юбилеев или Малое Бытие. Книга Юбилеев является вольным пересказом событий от сотворения мира до дарования скрижалей завета Моисею на горе Синай. Рассказ украшен различными деталями, которые датированы по юбилеям, годам, неделям и дням. Это разделение было открыто Моисею на горе Синай. Число 7 в книге играет определяющую роль. Например «змей соблазняет Еву через семь лет (...) во втором месяце семнадцатого дня». Страна, в которой поселяется Адам после изгнания из рая, называется Елдад (3:38). Из детей Адама и Евы упомянуты также дочери Аван (4:3) и Азура. Ковчег Ноя остановился на горе Лубар. Автор старается изложить библейские события в строго последовательном порядке и указать точно год совершения их от сотворения мира. Он определяет период времени от сотворения мира или от Адама до вступления евреев в Землю обетованную ровно в 50 юбилеев, считая при этом в каждом юбилее, вопреки закону Моисея, не 50 лет как принято, а только 49 лет, то есть ровно семь раз по семь. По этими юбилеями он и распределяет все описываемые в книге события. Важную роль в Книге Юбилеев играют ангелы. Упомянуто 4 группы ангелов: «Ангелы природы», «Ангелы-хранители», «Ангелы освящения», «Ангелы лика». Книга рассказывает о создании ангелов первого дня творения, их греховной связи с человеческими дочерьми, и уничтожение нефилимов. В эфиопской редакции книги объяснено, что «Ангелы» были потомством Сифа, а «Люди» – потомство Каина. По описанию Книги Юбилеев, еврейский язык была первым языком всех людей и зверей, однако после разрушения Вавилонской башни был забыт до того времени когда Авраам познал его от ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Они доверены Церкви: ХВ 149, 204, 248; которой одной надлежит хранить текст и толковать его: ХВ 43, 133, 153–154, 157, 160–161, 197, 268. Толкование Писания исходит из Предания: ХВ 43, 133, 154, 157, 160–161, Оно должно всегда признавать Писание как Слово Божие: ХВ но использовать достижения современных наук: ХВ 163, 198–200, 201–202, 203, 205, 205/1–205/5, 205/9, 205/10–205/11. Смысл Писания не может находиться в противоречии ни с естественными науками: ХВ 164, 170, 191, 268–269; ни с историей: ХВ 165, 170, 191, 203, 205. «Декрет Дамаса» Ветхий и Новый Заветы по-разному обрели окончательную форму в Греческой и Латинской Церквях. Ветхий Завет был сформулирован довольно рано, хотя, чтобы включить в него все 45 Книг, пришлось дожидаться Флорентийского Собора [ХВ 147/1]. Что касается Нового Завета, то на Востоке он принял окончательную форму при папе Афанасии Александрийском , который в своем Пасхальном послании от 367 г. составил список из 27 Книг. На Западе декрет, приписываемый папе Дамасу, приводит список, найденный в африканских синодальных текстах в Гиппоне (393 г.) и Карфагене (397 г.), а также в Послании, адресованном в 405 г. папой Иннокентием I Экзюперию, епископу Тулузскому. Во всех этих документах содержатся, в частности, Послания Петра, Иакова, 3-е Послание Иоанна и Послание к Евреям, то есть ставившиеся под сомнение тексты раннего Предания. (143/9, 179) Теперь нам должно говорить о Божественном Писании, о том, что получает кафолическая Церковь и чего ей следует избегать. Мы начнем по порядку самого Ветхого Завета. Бытие, одна Книга; Исход, одна Книга; Левит, одна Книга; Числа, одна Книга; Второзаконие, одна Книга, Иисус Навин, Книга Судей, одна Книга; Руфь, одна Книга; Царства, четыре Книги; Паралипоменон, две Книги; сто пятьдесят Псалмов, одна Книга; Соломон, три Книги; Притчи, одна Книга; Екклезиаст, одна Книга; Песнь Песней; Премудрости Соломона, одна Книга; Иисус, сын Сираха, одна Книга. Далее по порядку пророков: Исаия, одна Книга; Иеремия с «Кинот», то есть с Плачем его, одна Книга; Иезекииль, одна Книга; Даниил, одна Книга; Осия, одна Книга; Амос, одна Книга; Михей, одна Книга; Иоиль, одна Книга; Авдий, одна Книга; Иона, одна Книга; Наум, одна Книга; Аввакум, одна Книга; Софония, одна Книга; Аггей, одна Книга; Захария, одна Книга; Малахия, одна Книга.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

1 . Открытие у свящ. писателей толкований на другие места Писания, напр. Ап. Петр во 2-ой гл. Деяний 25–36 ст., толкует псалом 15-й 8–11 ст. 2 . Отнесение параллельных или сходственных мест писания, в которых писатели поясняют друг друга, – напр. Ин.6:56 1Кор.11:27 . 3 . Исследование состава речи в связи с предыдущими мыслями, имеющими отношение к объясняемому месту. 4 . Изучение исторических сведений о возникновении той или другой книги. 5 . Знание языков, на которых написаны оригиналы книг (Еврейского и Греческого). 6 . Сличение разных переводов Св. Писания. 7 .Знание древней географии и хронологии. При всем этом должно руководиться свящ. преданием и творениями св. отцов и учителей церкви, «якоже они достигоша» (19 прав. 1 вс. соб.). Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг. В ветхом завете книг законоположительных пять: Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги известны под одним общим названием «Пятикнижия». Написаны они вождем народа Еврейского Моисеем, почему известны под именем книг Моисеевых или закона Моисеева. Писал он их постепенно, по мере сообщаемых ему откровений, которые Господь повелевал ему записывать вместе с повествованиями о народе Божием. Первоначально они составляли одну книгу, известную под именем Тора, т. е. Закон. Что писатель Пятикнижия есть именно Моисей, на это в разных местах Св. Писания находится множество указаний (Иис. Нав. 1, 7, 8 ; 1Езд.3:2 ; Мк.12:26, Деян.15:21 .). Книга Бытия В Еврейской Библии книга называется начальным словом ее «берешитъ», т. е. в начале; в Греческой – называется «Бытие», что указывает на содержащееся в ней повествование о происхождении мира и людей. Главный предмет книги – повествование о начале мира и человеческого общества и краткая история веры в избранном народе, в продолжение патриархальных времен. Время, место и цель написания книги Бытия. Некоторые (Филон и Иосиф Флавий) думают, что эта книга написана в бытность Моисея в земле Мадиамской, но скорее всего, она написана в странствование Аравийское, когда Моисей был уже богодухновенным пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

(это делается в «Точном изложении православной веры»). Таким образом, тесное взаимоотношение данных трех творений и стоящая в связи с ними общая и главная цель написания всех их и последнего из них в особенности вполне ясно видны из сказанного. В частности, в «Диалектике» (1–68 гл.) дается «понятие о философии», говорится об «ее делении на теоретическую и практическую, изъясняются основные философские понятия, напр., бытие, субстанция и акциденция, род и вид, принцип, форма, количество»... Автор «черпал преимущественно из Аристотеля и Порфирия, поправляя их, где этого требовало его христианское мировоззрение, и в таких пунктах внешним философам противопоставляя святых отцов»... Философия здесь рассматривается, как ancilla theologiae (служанка богословия). Творение это весьма полезно для богословов и проч. «Книга об ересях» имеет в виду «20 ересей дохристианских и 83 – христианской эпохи. Представляя собой «сборник из творений Епифания, Феодорита и других греческих историков», при чем заимствования из источников «часто» делаются «буквально», «Книга об ересях» самостоятельна «только в последнем своем отделе», где речь идет «о магометанстве, иконоборцах и о доксариях». В «заключении» излагается «православное вероисповедание». «Точное изложение православной веры», ныне разделяемое на четыре книги (следы такого разделения заметны уже в XIII в. – в сочинениях Фомы Аквината), самим св. Иоанном Дамаскиным было подразделено лишь на главы, числом сто (это количество имеется и ныне во всем данном творении, именно 1–4 гл. в 1-й кн., 30-во 2-й, 29-в 3-й и 27-в 4-й) или 52 и проч. В первой книге говорится о Боге, Его непостижимости, бытии, троичности лиц в Боге, Его свойствах...; во второй – о творении мира (как видимого, так и духовного), об Ангелах, диаволе и демонах, о стихиях, рае, человеке и его первоначальной жизни..., его свойствах, состояниях и страстях, каким он подвержен..., о божественном примышлении. В третьей книге речь идет о божественном домостроительстве, касающемся спасения нас, воплощении Бога – Слова, о двух естествах Иисуса Христа и единстве Его ипостаси..., равно и об иных пунктах относительно Богочеловека; o трисвятой песни; о Богородице, как Святой Деве...; о Господней молитве...; о сошествии Спасителя во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Бытие ее среди мира служит для него источником благословения и милосердия Божия, и просвещения. Некогда пришествием Иакова Господь благословил Лавана ( Быт.30:30 ), ради Иосифа – благословил дом Египтянина ( Быт.29:5 ), и ради Кивота Божия благословила дом Аведдара и все, что было у него ( 2Цар.6:12 ): так изливая свои благодеяния на Церковь , Господь ради нее изливает вкупе и на весь мир. Ради десяти праведников милосердный Господь щадит целый град ( Быт.18:32 ); ради пшеницы Он не исторгает плевел на селе своем до жатвы ( Мф.13:29–30 ): так ради Церкви своей Господь милует мир, как иногда милуют недостойных детей ради заслуг их родителей. С благословением сообщается миру бытием Церкви среди его и просвещение. В Ветхом Завете, очищая ее от диких ветвей язычества ( Рим.11:17 ) и многократно пересаждая, как виноград ( Пс.79:9–13 ), Господь часто давал разуметь язычникам, яко с ней Бог , да возвестится имя Его по всей землеи ( Ис.8:9–10 ; Исх.14:4 ; Иез.28:22 ; Рим.9:17 ). Он дал разуметь о Себе Авимелеху, царю Герарскому ( Быт.20:3–4 ), Египтянам ( Исх.18:19; 9:27–28 ), жителям земли Ханаанской ( Нав.2:9–13 ), Вавилонянам и Ассириянам ( Дан.3:96–100; 6:25–27 ; 2Мак.8:36 ), Персам ( 1Ездр.1 ), Грекам и другим народам, находившимся в близких сношениях с народом Божиим ( 3Мак.6:17; 7–5 ; Иос. Флав. Древн. кн.11. гл.8). Кроме сего непосредственного явления Бога неищущим Его ( Ис.65:1 ), ведение о Нем было частью заимствовано от Церкви самим миром. Происходя от одного Отца небесного и земного, все люди были в начале одного языка и одного наречия ( Быт.11:1 ), говорили одним языком и имели одну веру, началом коей было Божественное Откровение, данное Адаму, Ною, Аврааму и другим Патриархам. С рассеянными по лицу земли потомками Ноя были разнесены первоначальные предания одной веры и сохранились в некоторых из них в чистоте, например: в Мелхиседеке, в Лаване и Вафуиле Халдеянах, в Иове Аравитянине, в Валааме до его падения, в волхвах, приходивших на поклонение Иисусу Христу, и проч.; но по большей части обезображены прибавлениями язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не потерять имя, придя в Египет, означало остаться верным Святой Земле Не потерять имя, придя в Египет, означало остаться верным Святой Земле. И поэтому словами: «имена… которые вошли в Египет», – Пятикнижие подчеркивает, что хотя сыны Иакова и сошли, спустились в Египет, они остались на том высоком духовном уровне, которое занимает Святая Земля по отношению ко всем другим, только географическим высотам и низинам на нашей планете. Слова: «вошли в Египет с Иаковом», свидетельствуют о том, что одних сил Иосифа и его братьев не хватало, чтобы противостоять оккультной цивилизации Египта, и требовалось, чтобы такая высокая душа, как душа Иакова (Израиля), сошла в Египет. «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте» ( Исх. 1: 2 –5). Имена детей Иакова перечислялись еще и ранее, при жизни их в Святой Земле, в предыдущей Книге Бытие (см.: Быт. 46: 8 –27), теперь они перечисляются при переходе в Египет. Этим слово Божие подчеркивает неизменную последовательность их душ в деле их духовного роста, которое продолжается и в Египте. Сказано: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис. 40: 26 ). Слова: «Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять]», – создают для нас некоторую переводческую проблему. В Масоретском переводе указывается число «семьдесят», но в Септуагинте мы видим именно число «семьдесят [пять]» (в Синодальном переводе тексты, взятые только по Септуагинте, заключены в квадратные скобки: «[…]»). В Новом Завете ссылка на данный фрагмент из Книги Исход исходит из уст архидиакона Стефана: «Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять» ( Деян. 7: 14 ). Здесь, несомненно, Книга Исход цитируется более чем по древнему списку, в отличие от Масоретского текста, оформление которого окончилось только к X–XI веку от Р.Х.

http://pravoslavie.ru/97571.html

А в книге Бытия выражение elle toledot имеет при том же значении особенный характеристический оттенок. Это выражение указывает, на различные отделы книги и взаимную их связь – внешнюю и внутреннюю. По употреблению этого выражения ясно представляется цель и план Моисеева сказания. Книга Бытия делится следующим образом: 1-я глава есть как бы введение ко всему последующему сказанию (без toledot); 1-й toledot II:4 по IV главу – история вселенной в связи с первыми моментами жизни человека на земле; V-VI:8 – (2-й toledot) история Адама и его потомства чрез Сифа: VI:9-IX – история Ноя; X-XI:9 – история детей Ноя; XI:10–26 – история Сима; XI:27-XXV:10 – история Сарры; XXV:10–18 – история Измаила; XXV:19-XXXV – история Исаака; XXXVI – история Исава; XXXVII-L – история Иакова. Эти отделы, таким образом, указывают основную мысль писателя книги Бытия: представить историю сохранения Церкви Божьей на земле с сотворения человека до образования иудейского народа и переход ее к последнему. В них действительно проводится последовательная нить сохранения веры и церкви в период патриархальный: основание церкви в раю, сохранение ее у потомков Сифа, Ноя, Сима, Сарры... Внешнее построение начала каждого toledot указывает на такое же единство и связь их в одном писателе. Начало каждого отдела (toledot) всегда содержит указание на предыдущий отдел, служащий для него исходною точкою, затем несколько предварительных сведений взятых также из предыдущих отделов и необходимых для ведения дальнейшего рассказа и наконец, ведется сам рассказ. Для примера (опустив рассмотрение следующего отдела, потому что о нем будем еще говорить) разберем начало нескольких отделов. VI:9 – Вот житие Ноя (elle toledot Noah): Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Ной человек праведный, совершенный, Богу угодивший в роде своем... Но о рождении Ноем сыновей говорилось в предыдущей V гл. 32; о его праведности также говорилось ( Быm. VI:7–8 ). Здесь, таким образом, писатель обращается несколько назад, берет буквально несколько сведений из предыдущего отдела и ведет затем свой рассказ о потопе, причем сведения из предыдущего отдела служат для него основною мыслью (благочестие Ноя). X:1 – бытие сынов Ноевых – Сима, Хама и Иафета и родивших им сынов после потопа и об разделении их... Но о сыновьях Ноевых и их потомстве говорилось в IX:17; основная мысль – расселение народов взята буквально из предыдущего отдела IX:19. Еще более такой порядок заметен в истории Сима XI:10: бытие Симово... Это и следующее перечисление его потомства в большей части служит повторением предыдущего отдела ( Быт. Х: 21–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В ранних источниках нет четких аргументов о месте книги в Библии, но оба варианта - в начале или в конце разд. «Писания» - можно легко обосновать. Поскольку книга содержит описание полной истории израильского народа, начиная с Адама , она является логическим завершением канона ВЗ. В то же время помещение книги после разд. «Пророки» и перед Псалтирью основано на жанровом сходстве П. с книгами ранних пророков, и т. о., историческая летопись, в к-рой дается подробное объяснение муз. традиций Иерусалимского храма, помещается непосредственно перед Псалтирью. В Септуагинте 1-я и 2-я книги П. находятся среди исторических книг сразу после Книг Царств, и данный порядок расположения книг, принятый также в Вульгате, оказал влияние на место П. во многих совр. переводах. Две книги П. изначально были одной книгой. Согласно сделанному на полях примечанию (см. Масора ) к 1 Пар 27. 25, этот стих был ее серединой. В конце 2-й П. содержатся завершающие ее масоретские комментарии. Разделение на 2 книги ввели переводчики Септуагинты. Подобно Книгам Самуила (24 302 слов) и Царей (25 424 слов), каждая из к-рых была поделена на 2 части, П. (24 058 слов) является одной из самых длинных книг в Библии. Вероятно, из-за увеличения количества букв (в греч. переводе за счет использования гласных) и слов (для передачи смысла евр. выражений) понадобилось разделить эти объемные произведения ( Knoppers. 2003. P. 51). Переводчики учитывали содержание и композицию текста. Так, 1-я часть книги заканчивается итоговыми замечаниями о правлении Давида (1 Пар 29. 26-30), а 2-я часть начинается с описания времени Соломона, сына Давида (2 Пар 1). Такое разделение было принято более поздними переводчиками, в XV в. оно стало вводиться в европ. издания евр. Библии. Основная структура и содержание В книгах П. описана вся история Израиля, от первого человека Адама до гибели 1-го гос-ва во времена царя Седекии и до появления эдикта персид. царя Кира. Т. о. история Летописца параллельна ранней библейской историографии от кн. Бытие до 4-й Книги Царств и оканчивается отсылкой к новой эпохе. Это обширное произведение состоит из 3 разделов, различающихся по содержанию, лит. особенностям, а также основным историческим и богословским акцентам: введение (1 Пар 1-9); история Израиля при правлении Давида и Соломона (1 Пар 10-2 Пар 9); история Иудейского царства после отступничества сев. колен (2 Пар 10-36). Введение (1 Пар 1-9)

http://pravenc.ru/text/2578974.html

3 июля 1867 г. ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ К ЧТЕНИЮ КНИГИ БЫТИЯ I. HAЗBAHUE КНИГИ БЫТИЯ Название книги Бытия не всегда было ее названием. Священные писатели сию и прочии книги Моисеевы приводят под одним наименованием Закона Моисеева или Моисея (Лк. XXIV. 27.44). Ныне евреи каждую из пяти книг Моисеевых называют тем словом, которым начинается ее текст: почему книга Бытия у них надписывается TPVDNH Берешиф, что значит В начале. Греческое имя ее γενεσ9, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из нее самой (II. 4. V. 1) и приличествует ее содержанию. II. EE ПИСАТЕЛЬ О Моисее, как писателе книги Бытия и вместе с нею четырех следующих книг Священного Писания, составляющих в сем отношении одно с нею в течение трех тысяч лет от времен Моисея, не изъявляли сомнения даже и такие люди, как Цельс, Порфирий и Иулиан. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют у него его писания, или мнят видеть их поврежденными, уже довольно слабое по своей новости, опровергается рассматриванием самых сих писаний и непререкаемым о них свидетельством последующих писателей священных и Самого Иисуса Христа. Три рода предметов находятся в пятикнижии: а) то, что было до Моисея. И сие, без прекословия, могло быть описано Моисеем; б) то, что происходило в его время и пред его глазами. Что сие действительно писано Моисеем, то ясно видеть можно из многих мест пятикнижия. Он написал заповеди, полученные от Бога на горе (Hex. XXIV. 4), и читал сию книгу Завета пред народом (7). Беседуя с народом пред вступлением его в землю обетованную, он указывал уже на существующую книгу Закона (Втор. XXVIII. 58.61, XXIX. 20. 27) и потом, дополнив ее, отдал для хранения при ковчеге Завета (XXXI. 9. 24 — 26). Бог в особенности повелел ему написать свой суд на Амалика (Hex. XVII. 14), обличительную и пророчественную песнь о судьбе народа израильского (Втор. XXXI. 19), и даже порядок станов, или мест, где останавливался он во время путешествия (Числ. XXXIII. 2). Из сего нетрудно сделать заключение о писателе всего пятикнижия, в котором современные Моисею происшествия описываются таким образом, что показывают писателя самовидца. Все же вообще находятся в столь тесной взаимной связи, что показывают одного писателя, например. Быт. 11.3. Исх. XVI. 23. Быт. VII. 2. 3. Лев. I. 2. 14. XI;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010