3 . Нижегородская учреждена в 1672 году Митрополией и продолжалась так по 1719 год. Ныне Епископы оной именуются Нижегородскими и Арзамаскими. 4 . Курская учреждена в половине XVII века под именем Белогородской и Обоянской, и с начала учреждения ее до 1720 года были в ней Митрополиты. С 1799 года доныне Епископы оной именуются Курскими и Белогороскими. 5 . Владимирская первоначально основана 1215 году Великим Князем Владимирским Георгием Всеволодовичем под именем Суздальской и Владимирской, но в конце XIII века была уничтожена; потом в половине XIV века, хотя и возобновлена, но не надолго. С 1346 года Суздальская Епархия отделена от Владимирской, и сия последняя была упразднена до 1748 года, в котором восстановлена опять Императрицей Елисаветой Петровной, а потом в 1789 году соединена с Суздальской. С 1800 года Епископы оной именуются Владимирскими и Суздальскими. 6 . Вологодская основана в 1503 году Великим Князем Иоанном Васильевичем по переведении в оную Епископства из Перми, и Архиереи оной именовались прежде Вологодскими и Великопермскими, а с 1788 года доныне именуются Вологодскими и Великоустюжскими. 7 . Тульская первоначально учреждена в половине XIV века под именем Коломенской, и продолжалась так до 1799 года; а с сего времени переведена из Коломны в Тулу, и Епископы оной именуются ныне Тульскими и Белевскими. 8 . Вятская основана в половине XVII века Царем Алексеем Михайловичем под именем Вятской и Велико-Пермской. с 1799 года Епископы оной именуются Вятскими и Слободскими. 9 . Архангельская учреждена в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем под именем Холмогорской и Важской. С 1799 года Епископы оной стали именоваться Архангельскими и Холмогорскими. 10 . Воронежская учреждена в том же 1682 году Царем Феодором Алексеевичем, под именем Воронежской и Елецкой. Ныне с 1795 года Епископы оной именуются Воронежскими и Черкаскими. 11 .  Иркутская учреждена в 1707 году Государем Петром I, которая по 1714 год была Викарной Тобольского Митрополита, а с 1721 года учинена местной. Ныне Епископы оной именуются Иркутскими и Нерчинскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из состава Вятской епархии были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. Правящими архиереями новых епархий избраны клирики Вятской епархии: игумен Даниил (Кузнецов) — с титулом Уржумский и Омутнинский; игумен Паисий (Кузнецов) — с титулом Яранскиий и Лузский. В пределах Кировской области образована Вятская митрополия , включающую в себя Вятскую, Уржумскую и Яранскую епархии. Главой Вятской митрополии назначен преосвященный Вятский и Слободской Марк (Тужиков) . Решением Синода были изменены титулы правящих архиереев Уральской, Нефтекамской и Бишкекской епархий. Священный Синод напомнил архипастырям, пастырям, монашествующим и сотрудникам общецерковных учреждений о необходимости повсеместного исполнения решений Архиерейских Соборов и Священного Синода, согласно которым иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней, а также состоять в политических партиях или занимать любые партийные должности и посты. Исключения возможны лишь в случаях «крайней церковной необходимости, когда нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью» и только по благословению Священного Синода или Синода самоуправляемой Церкви. Синод рассмотрел также ряд вопросов внешнецерковной деятельности, утвердил тексты службы священноисповеднику Афанасию, епископу Ковровскому , и чина поставления звонаря, принял ряд кадровых решений, касающихся епархиальных монастырей и заграничных учреждений.

http://drevo-info.ru/news/13950.html

В Обнинске пройдет III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» 15 февраля 2008 г. 15:05 С 17 по 22 февраля  в Обнинске состоится III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», который проводится по благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , при поддержке губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Девиз кинофестиваля «Мир вашему дому» приобретает в этом году, объявленном в России Годом семьи, особое звучание. Тематика представленных работ созвучна не только христианскому миропониманию, но и новому государственному подходу к решению проблемы возрождения традиционных семейных ценностей. Минувший 2007 год навсегда войдет в церковную историю как год воссоединения Русской Православной Церкви. В программе фестиваля будет представлено несколько лент, посвященных этому событию. Открытие форума пройдет в Обнинске. Программа конкурсных и внеконкурсных показов в этом году расширит свою географию и перенесется также в города Боровск и Малоярославец. Таким образом, в дни выездной работы все участники кинофестиваля будут иметь возможность паломнического посещения Свято-Пафнутьева мужского и Свято-Никольского Черноостровского женского монастырей. Призы фестиваля по традиции будут вручаться по 4 основным номинациям: за лучший игровой, документальный, анимационный и научно-популярный фильм. Кроме того, учитывая высокий уровень представленных на конкурс телевизионных фильмов и рекламных роликов социальной направленности, было принято решение отметить лучшие работы и в этих категориях. Также планируется  вручение нескольких специальных призов. В состав жюри конкурса войдут руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский , режиссер-документалист Олег Ракутько, священник Алексей Дорошевич, протоиерей Игорь Собко, журналист Тамара Вятская, писатель Максим Яковлев, режиссер Татьяна Карпова, директор Греческого Культурного Центра Теодора Яници, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, социолог Наталья Маркова. Председателем жюри в этом году станет заслуженная артистка России режиссер Елена Цыплакова.

http://patriarchia.ru/db/text/364162.htm...

«10 февраля 1908 г. священник Павел Пивоваров прислал мне письмо с просьбой повенчать крестьянина Никиту Крестьянинова с крестьянкой Анной Зыряновой с сообщением, что он внесёт этот брак к себе в обыскную книгу и что все документы, относящиеся к этому браку, находятся у священника Пивоварова. Такие просьбы в духовном мире практикуются очень часто. 10 февраля 1908 года я совершил таинство брака, а священник Пивоваров этот брак внёс в свою обыскную книгу. Между тем впоследствии оказалось, что Никита Крестьянинов разведён по постановлению консистории, утверждённому епархиальным начальством, и обе стороны остались этим решением довольны, – но решение консистории в момент совершения бракосочетания Святейшим правительствующим синодом ещё не было утверждено, а утверждение это последовало спустя лишь несколько дней после совершения мною таинства брака. Вятская духовная консистория признала этот брак законным, так как брак согласно ст. 256 Уст. Дух. конс. считается расторгнутым после заявления согласия сторон при объявлении им утверждённого решения консистории. Оценка дела в Синоде имеет ревизионный характер, и оно в присутствии Синода не рассматривается. Между тем, С.-Петербургская духовная консистория, решением своим, состоявшимся 25 января 1910 года, за это повенчание постановила лишить меня сана, исключить из духовного ведомства и отдать в распоряжение губернского правления, то есть выслать с семьёй этапным порядком на поселение с воспрещением навсегда явки в столичные и губернские города...» В сопроводительном письме ко мне о. Соколин пишет: «Не найдёте ли вы возможным помочь в моём деле о восстановлении меня в сане. Страдаю ведь 8-й год, неужели за всё это время, если бы я даже был виновен, то не искупил своей вины?» И спрашивает: куда обратиться? Вот, в самом деле, вопрос: куда обратиться в официальной Церкви за правдой?! И приходится указывать лицо. Я советую многострадальному батюшке обратиться в Духовный совет. Кроме того – сходить и рассказать о своём деле епископу Андрею Уфимскому, единственному кандидату в петроградские митрополиты. И к только что назначенному товарищем обер-прокурора председателю Религиозно-философского общества проф. Карташёву.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Имя В. связывают с особым типом монастырского пения, т. н. «умилительных» песнопений, «дышащих самою задушевною искренностью и религиозным одушевлением» (Смоленский); в них преобладает минор, выразительная мелодия, тихая динамика. Среди самых известных сочинений В.- неск. «Херувимских», «Милость мира» симоновского напева и т. п. По мнению свящ. А. Митропольского, В. в своих песнопениях удалось сгладить «суровость знаменного и нецерковность итальянского пения». Прот. Д. В. Разумовский считает симоновский напев разновидностью киевского распева, отмечая его характерный хоровой состав (альт, два тенора, бас) и тихое исполнение («с сурдиной»). Возникновение напева исследователь относит приблизительно к 1825 г., но не связывает его с именем В. Эти певч. традиции поддерживались в Симоновом мон-ре до 70-х гг. учеником В. иером. Венедиктом, а также на клиросе Данилова мон-ря. Песнопения В. просты по гармоническому складу и фактуре, доступны для исполнения даже небольшими хорами, поэтому они пользовались особенной популярностью в сельских хорах, духовных учебных заведениях. Песнопения В. были известны по всей России, но при жизни автора не были опубликованы; существовали во множестве рукописных списков, поэтому невозможно точно установить авторство нек-рых сочинений, приписываемых В. (к ним относятся: «Моление теплое», «Помысли, душе моя», «Глаголи Симеоне», «Помышляю день страшный», «Егда преставление», «Плачу и рыдаю», «Волею щедре крест», «Вскую мя отринул», «Милосердия двери», Херувимская «вятская» и др.). В кон. XIX - нач. ХХ в. сочинения В. публиковались Придворной певческой капеллой, издательствами Юргенсона, Селиверстова, Киреева и др., включались в Церковно-певческий сборник, помещались в качестве приложения к ж. «Народное образование». Большинство изданных сочинений В. в хранящихся в ОПИ ГИМ автографах отсутствуют; возможно, они были написаны после 1843 г. Муз. соч.: 57 песнопений [в т. ч. «Херувимская» 1, 2, 3), «Милость мира» 1, 2), «Утоли болезни», «Апостоли от конец», «Тока слез моих», «Аз, Дево святая Богородице», «Завещание» («Духовные мои братие»)]//ОПИ ГИМ.

http://pravenc.ru/text/158542.html

Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского 23 декабря 2012 г. 15:06 22 декабря 2012 года, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского ( Вятская митрополия ). Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского» Фотоальбом «Первосвятительская поездка в Калининградскую епархию. Литургия в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Хиротония архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского»

http://patriarchia.ru/db/text/2667777.ht...

К этому времени повсеместно в Союзе обсуждалась и резко более или менее критиковалась декларация м[итрополита] Сергия, и создавалось, развиваясь все более и более, протестующее против него течение, доходившее до того, что целые епархии в полном составе, во главе со своими управляющими архиереями, отлагались от He­ro и начинали управляться самостоятельно (Вятская 59 , Великоустюжская 60 и др[угие]). Сравнительно позднее других сюда присоединилась и Ярославская. Мне известны следующие обстоятельства, сопровождавшие отложение Ярославля от Сергия. Вызвав однажды меня в Ярославль, митр[ополит] Агафангел сообщил мне, что деяния митр[ополита] Сергия и его произвол в управлении вызывают настолько серьезное против него возбуждение, что он (Агаф[ангел]) завален и телеграфными и письменными просьбами и требованиями взять бразды правления в свои руки и избавить их, таким образом, от всякой зависимости от Сергия, каждому начавшего угрожать запрещениями и др[угими] репрессиями. Далее, м[итрополит] Агафангел сообщил, что у него имеется также проект собственной декларации, которым он предполагает выступить против Сергия, что эта декларация одобряется всеми Ярославскими архиереями и что и я приглашаюсь присоединиться к ней, как проживающий в пределах Ярославской епархии и обязанный этим самым к единомыслию с местными иерархами, среди коих я нашел убежище в своем изгнании. Я попросил разрешения ознакомиться с текстом этой декларации и м[итрополит] Агафангел обещал мне прислать ее с нарочным сразу, как только ее подпишет архиеп[ископ] Варлаам 61 , который был в отлучке и к которому она была послана для подписи также с нарочным. Вернувшись в Ростов после этой беседы, я через несколько дней получил эту декларацию, уже подписанную тремя архиереями, и, найдя ее соответствующей требованию момента, также подписал ее. Затем подписал ее и Ростовский епископ Евгений 62 . Всего было 5 подписей проживавших в епархии архиереев. Кем составлена эта декларация, с кем она обсуждалась у м[итрополита] Агафангела, были ли у него какие собрания, я не знаю в составлении ее я не принимал ни малейшего участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Различными потребностями снабдили новую кафедру митрополии новгородская и московская. Для избрания на неё архиерея со стороны св. синода не было представлено, как это всегда делается, трех кандидатов, ибо он был назначен непосредственно от Государя. «По утверждении Нами, сказано было в Высочайшем указе, поднесенного от св. синода доклада об учреждении в Симбирске особой епархии, повелеваем на архиерейскую кафедру сей новоучреждаемой епархии перевести минского архиепископа Анатолия, с сохранением между преосвященными архиереями того самого старшинства, которое имеет уже по степени носимого им сана и управляемой им епархии». Причина такого отступления от принятых правил объясняется особенным значением, которое в это время приобрели в глазах правительства так называемые западные епархии, где оно было особенно озабочено сближением униатской церкви с православною и постепенным приготовлением общего их воссоединения. Естественно, что в таком деле первыми и главными пособниками правительства долженствовали быть тамошние архиереи, но, к несчастью, они не отличались особенными способностями, необходимыми для столь важного дела, и правительство нашлось вынужденным заменить их пастырями более деятельными и искусными. Вследствие этого и Анатолия, минского архиепископа, который был признан неспособным долее там оставаться, предполагали перевести из Минска в Вятку; но как вятская кафедра была епископией, а минская архиепископией, то и нельзя было перевода из высшей епархии в низшую произвести обыкновенным порядком. Синод, как докладывал Государю князь Мещерский, «не имея в виду примеров избрания архиепископа на кафедру епископскую и не находя по делам церковного управления, чтобы преосвященный Анатолий заслуживал столь явное свидетельство неблаговоления св. синода, не мог его поместить в число представляемых кандидатов на вятскую кафедру, а избрал трех архимандритов». Но чтобы устранить это затруднение при переводе Анатолия из Минска в Вятку, Мещерский полагал дать о переводе его именной указ синоду, подобно тому, как епархиальные начальники производятся в члены синода и митрополиты, без избрания синода, а Высочайшими указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 92 епархиях и 95 викариатствах в ведении Священного Синода находится 167 епископов, состоящих на службе, один митрополит – апологет – благовестник Александр (Введенский) и 8 епископов заштатных. В ведении Свящ. Синода в России (с Сев. Кавказской областью) и Собора находится церквей – 10 049 (Россия – 8 389, Сибирь – 1650), монастырей – 19, священников – 9 378 и диаконов – 187. По епархиям: Церкви Епископы Свящ-ки Диаконы Америка Астраханская Архангельская Брянская Бакинская Вологодская Воронежская Владимирская Вятская Велико-Устюжская Владикавказская Донская Джентсуйская Екатеринбургская Иваново-Вознес. Кубано-Черноморс. Калужская Курская Казанская Костромская Курганская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская сведений Орловская Ленинградская Пензенская Псковская сведений Ростов-на-Дону Рязанская Саратовская Смоленская Ставропольская Ульяновская Самарская Таврическая сведений Тульская Тверская Туркестан Тифлисская Таганрогская Уральская Уфимская Царицынская Череповецкая Ярославская Ирбитская Чувашская Итого: Сибирь: Алтайская Бийская и Ойратская   Иркутская Ишимская Каменская Курган- Камская Красноярская Новониколаевская Омская Семипалатинская Тобольская Томская Тюменская Челябинская Петропавловская Итого: Что из себя представляла эта многочисленная армия обновленческих священнослужителей ? Мы знаем, что среди обновленцев было много недобросовестных людей – карьеристов, стяжателей, агентов ОГПУ. Глубокой ошибкой было бы, однако, считать, что таких было большинство. Большинство обновленческих священников были честными верующими людьми. Среди них были люди, попавшие в обновленчество случайно – было, однако, и немало идейных обновленцев. Как признают все, без исключения, беспристрастные наблюдатели, материальное положение низшего духовенства в обновленческой церкви было в большинстве случаев совершенно невыносимым: бойкотируемое местным населением, обложенное налогами, превосходящими заработок, обновленческое духовенство вело жалкое, полуголодное существование, служило в холодных, полуразвалившихся церквах, непрестанно подвергалось оскорблениям со стороны фанатиков староцерковного и антирелиги-”зного лагеря. На этом жалком фоне особенно выделялись откормленные, Упитанные фигуры священников-богатеев, обычно связанных с ОГПУ. Однако, подчеркиваем, их было ничтожное меньшинство, и нельзя по ним судить обо всем многочисленном обновленческом духовенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15(28)02.1971 Гавриил Ольховик НОВОТОРЖСКАЯ, обн. 09.1931 09. 1931 АЛЕКСИНСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 28.10(10.11).1932 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 28.10(10.11).1932 03.1933 СТАРООСКОЛЬСКАЯ, обн. 03.1933 01(14)02.1934 Гавриил Петров ТВЕРСКАЯ 06.10.1763 22.09.1770 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 22.09.1770 16.10.1799 НОВГОРОДСКАЯ 01.01.1775 19.12.1800 Гавриил Рогут БАРСКАЯ, обн. 30.06(13.07)1925 1930(?) в/у МОЛДАВСКАЯ, обн.. МОЛДАВСКАЯ, обн. 03(16)02.1938 Гавриил Розанов ОРЛОВСКАЯ 18.09.1821 22.05.1828 ОДЕССКАЯ 09.05.1837 01.03.1848 ТВЕРСКАЯ 01.03.1848 15.02.1857 Гавриил Русской (Русский) ВЛАДИМИРСКАЯ 24.11.1731 17.09.1735 КАЗАНСКАЯ 17.09.1735 09.03.1738 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09.03.1738 28.02.1748 Гавриил Свидерский ВИТЕБСКАЯ, обн. 01(14)01.1923 07(20)10.1926 в/у БЕЛЫНИЧСКАЯ, обн. в/у КЛИНЦОВСКАЯ, обн. 01.1926 МСТИСЛАВСКАЯ, обн. 12(25)05.1926 01.1927 Гавриил Стеблюченко в/у ХАБАРОВСКАЯ 14(27)05.1988 10(23)07.1988 ХАБАРОВСКАЯ 10(23)07.1988 09(22)11.1990 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 08(21)04.1994 Гавриил Тусския ГУРИЙСКАЯ 25.03.1859 01.08.1881 Гавриил Чепура ИЗМАИЛЬСКАЯ 17.01.1910 22.11.1911 в/у КИШИНЕВСКАЯ БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 22.11.1911 ЧЕЛЯБИНСКАЯ Гаий Токаов МОЗДОКСКАЯ 29.05.1793 16.10.1799 ПЕНЗЕНСКАЯ 16.10.1799 10.01.1808 АСТРАХАНСКАЯ 10.01.1808 20.02.1821 Галактион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Галактион КРУТИЦКАЯ 08.04.1565 30.08.1568 Галактион ЛЬВОВСКАЯ (1203) Гедеон (Григорий) Балабан ЛЬВОВСКАЯ 10.1576 10.07.1607 в/у ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ 10.07.1607 Гедеон Вишневский I СМОЛЕНСКАЯ 19.06.1728 02.02.1761 Гедеон Вишневский II ПОЛТАВСКАЯ 29.07.1834 11.10.1849 Гедеон Докукин СМОЛЕНСКАЯ 09(22)10.1967 20.01(02.02)1972 НОВОСИБИРСКАЯ 20.01(02.02)1972 12(25)01.1990 в/у ОМСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 13(26)01.1990 08(21)03.2003 Гедеон Ильин-Замоцкий ВЯТСКАЯ 20.08.1805 03.05.1817 Гедеон Криневский (Криновский) ПСКОВСКАЯ 07.10.1761 22.06.1763 ЛЮБЛИНСКАЯ 12.01.1892 22.12.1896 ПРИЛУКСКАЯ 06.11.1899 12.08.1904 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 12.08.1904 16.09.1908 Гедеон Святополк, кн. Четвертинский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010