Статья Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, известен в христианском мире прежде всего как духовный писатель и публицист, переводчик святоотеческого учения и толкователь Священного Писания . В его учении о спасении самое пристальное внимание уделяется обращению от жизни по стихиям мира к духовной жизни по Христу (Кол. 2, 8). Эпистолярное наследие двух десятилетий, проведённых святителем в полном затворе, характеризует его и как наставника в Иисусовой молитве. Тонкий знаток святоотеческого учения об умном делании, исполнявший его на практике, святитель Феофан не мог оставить без наставлений тех, кто проходил подвиг православной исихии. По этому критерию из десятков адресатов святителя можно выделить восемь человек. К моменту начала переписки с Вышенским затворником семеро из них уже выбрали монашеский путь, однако в творении Иисусовой молитвы достигли разной степени опытности. Одним из них был игумен Тихон (Ципляковский, 1841–1896) , которого многое связывало с епископом Феофаном. Как и последний, Иаков Ципляковский был сыном священника, особо почитал святителя Тихона Задонского, в честь которого получил имя при монашеском постриге. Также отец Тихон совершил паломничество на Святую Землю и был автором книг и журнальных публикаций. Детство и юность игумена Тихона прошли вблизи Вышенской пустыни, в которую он поступил в возрасте двадцати трёх лет, после обучения в семинарии. Летом 1866 г. он был рукоположен во иеродиакона, а святитель Феофан навсегда поселился в Вышенской пустыни. Через два года отец Тихон был переведен на другое место служения и стал иеромонахом. В течение последующих восемнадцати лет он посетил Афон и Святую Землю, был настоятелем в двух монастырях. Все эти годы иеромонах поддерживал переписку с епископом Феофаном: одно из писем святителя, от 29 сентября 1874 г., полностью посвящено Иисусовой молитве. После увольнения на покой в 1886 г. игумен Тихон поселился в родной обители и вёл уединенный образ жизни. Святитель Феофан избрал игумена Тихона своим духовником.

http://bogoslov.ru/article/6177494

Целью образовательного процесса гимназии является осуществление полного среднего образования и содействие воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье, нравственность, ответственность перед Богом и миром, осознанный выбор своего места в жизни для служения Отечеству. Гимназия обеспечивает государственный базовый уровень образования. Все учебные программы имеют в своей основе православную духовность, национальный компонент. В основе системы образования и воспитания, сложившейся в этом учебном заведении, - богатство педагогических идей религиозных мыслителей и педагогов, таких, как Авва Дорофей, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник Вышенский, святой праведный Иоанн Кронштадский, К.Д. Ушинский. Кроме основных предметов, учащиеся гимназии с первого класса изучают Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, православную этику, в старших классах - древнегреческий язык. При построении учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся. Этому способствует обучение в одну смену, продуманный режим дня, бесплатное горячее питание, небольшое количество детей в классах (около 16 человек), спортивные кружки, оздоровление детей за городом в профилактории гимназии в течение года, летний православный лагерь и др. С начала существования гимназии ежегодно в июне гимназисты отдыхают в профильном православном летнем лагере, работающем по программе «Святая Русь: история и святыни». Цель программы - сформировать у детей благоговейное и уважительное отношение к земле, на которой они живут, к её истории. В рамках этой программы дети совершают многочисленные паломничества к святыням Рязанского края, участвуют в их восстановлении. Значительное место в воспитательном процессе гимназии уделяется дополнительному образованию. В гимназии работает православная школа искусств «Лествица», организован детский хор «Кораблик», выступающий с концертами в различных городах России и Рязанской области. Также функционирую многочисленные кружки: выпиливания, «Златошвейка», «Сударушка», радиокружок, различные спортивные секции, детский театр «Перезвон», школьный краеведческий музей и др. На базе гимназии открыт Центр развития для детей 4-7-ми летнего возраста «Зёрнышко». В Центре один раз в неделю, по субботам, проводятся занятия по основам грамоты, письма и математики, устраиваются беседы со священником.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

В 1989-90 годах архимандрит Макарий являлся ректором Тобольской Духовной семинарии, в 1990-91 — ректором Ставропольской Духовной семинарии, затем переведен насельником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, членом Духовного Собора которой он стал. В течение нескольких лет занимал должность казначея лавры, вернулся к преподавательской и активной научной деятельности: в 1994 г. был назначен на должность первого проректора МДА, 14 марта 1996 года ему была присвоена степень магистра богословия за работу над темой, посвящённой жизни и трудам свт. Макария, митрополита Московского, «Жизнь и труды свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси». В июне 2001 года назначен заведующим Регентской школой при МДА, в 2004 утверждён в звании профессора. За время руководства Регентской школой отец Макарий сумел собрать сильный преподавательский коллектив, привить учащимся любовь к церковно-певческому труду. Его усердию принадлежит издание «Молебного пения с акафистом преподобному Сергию Радонежскому» - диск, записанный хором Регентской школы при непосредственном участии архимандрита Макария. В этот период архимандрит Макарий сотрудничает с рядом церковных издательств. Участвовал в переиздании многотомной «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), дополняя издание комментариями по наиболее интересному его исследованиям периоду – XV – XVI вв. Кроме того, отец Макарий является членом редсовета и постоянным автором журналов «Альфа и Омега», «Вышенский паломник» и «Вестник церковной истории», ЦНЦ «Православная энциклопедия». Круг научных тем, отраженных в работах отца Макария, весьма широк. Кроме вопросов церковной истории, архимандрит Макарий успешно занимается проблемами литургики, церковного права, богословия, церковного искусства – пения и иконографии и многими другими. Постоянные публикации отца Макария, посвященные церковно-богослужебному уставу, церковной истории и певческому искусству можно встретить в известном духовно – музыкальном журнале «Регентское дело», издаваемом на Украине. На сегодняшний день «Регентское дело», это одно из немногих изданий, посвященных труду церковного певчего, регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В критическом разд. давалось обозрение духовных журналов, а также нек-рых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863. 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863. 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864. 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского . Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Зап. Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, СПбДС и епархиальную консисторию. Из-за этого митр. Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Д. х.» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиеп. Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865. 6). «Д. х.» заметно отличался от совр. ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов». Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861; опубл. анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862) и др. Через редакцию распространялись и др. книги Гумилевского и Беллюстина. В 1863-1864 гг. из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Д. х.» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сент. по дек. 1864 г. журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С янв. 1865 г. «Д. х.» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - 9 за 1865) не были объяснены издателями. Лит.: Рункевич С. Г. «Дух христианина»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 82-84; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 94-95. 184. М. П. Лепёхин Рубрики: Ключевые слова: «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г.

http://pravenc.ru/text/180698.html

В этом году мы празднуем 625-летие победы русского воинства в Куликовской битве. И в этой связи следует упомянуть о той роли, которую сыграло монашество в искоренении братоубийственных распрей и собирании русских земель вокруг Москвы. Велика в этом заслуга игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, который в истории нашей Церкви занимает особое место. Он благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и своими молитвенными подвигами содействовал единению Святой Руси. Особая роль принадлежит монашеству в развитии и духовном становлении Тамбовского края. Именно на этой земле родились такие светильники русского Православия, как преподобные Амвросий Оптинский, Силуан Афонский, Назарий Валаамский, прославились преподобный Серафим Саровский и святитель Феофан Затворник. Строгостью уставов и святостью жизни своих насельников Саровский и Вышенский монастыри Тамбовской епархии приобрели всероссийскую известность и стали духовными центрами и местами паломничеств. К сожалению, трагические события минувшего столетия, которые принесли неисчислимые беды всей Русской Православной Церкви и российскому народу, не обошли стороной и Тамбовскую епархию. После раздела Тамбовской губернии Саровская, Санаксарская и Вышенская обители оказались за пределами Тамбовской епархии, но общеизвестно, что исторические и духовные корни этих известных монастырей, находятся в Тамбовской земле. Хорошо понимая, сколь нелегок путь духовного возрождения, мы молимся о том, чтобы в наше время возродилась славная история Тамбовских монастырей. Отрадно видеть, что начало этому благому делу уже положено: открыты мужской Казанский и женский Вознесенский монастыри в городе Тамбове, восстанавливаются Никольская Мамонтова женская пустынь в Сосновском районе, Богородицкий Знаменский женский монастырь в Знаменском районе, Троицкий Козловский мужской монастырь в г. Мичуринске. Совсем недавно по Нашему благословению в городе Тамбове были обретены останки известной Тамбовской подвижницы благочестия преподобной Марфы (Апариной), которые будут пребывать в Тамбовском Вознесенском женском монастыре. Верим, что Милосердный Господь предстательством преподобной Марфы, будет являть духовное утешение многим жителям земли Тамбовской, посылая им здравие душевное и телесное, помогая идти по пути спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/54751.html

После того как 27 мая 1997 года старейший из храмов разоренной пустыни — Успенский, был передан государством Церкви, службы в Феофановском храме стали совершаться всё реже, но нередко проходили торжественные мероприятия. Так, в 2007 году под председательством архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева) (ныне – Патриаршего экзарха всея Беларуси) здесь состоялись первые Юношеские Феофановские чтения. http://theophanica.ru/221014/22_plevo.php Быкова Гора, бывшая усадьба Э. Д. Нарышкина, отстоит на несколько километров от Вышенской обители. С 70-х годов XIX века здесь был уникальный усадебный комплекс с добротным барским домом, замечательным парком, библиотекой, мастерскими и небольшой деревянной церковью во имя святой великомученицы Екатерины. После революции 1917 года на Быковой Горе размещался пионерский лагерь, затем туберкулёзный диспансер. В конце концов, разрушенное поместье было заброшено. В начале 1990-х годов в нём поселились сёстры обители, а в 2004 году на этом месте устроили подворье Вышенского монастыря. Сейчас на Быковой Горе имеются подсобное хозяйство и гостиница для паломников, ведутся работы по ремонту жилых зданий и хозяйственных построек. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 83, ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский. Скопинской

http://sobory.ru/article/?object=06941

С появлением отца Алексия жизнь прихода забила ключом. 24 сентября 2001 возложен закладной камень и установлен Крест на месте строительства храма. Начали оборудовать молебную комнату. Была организована детская воскресная школа. Силами прихода строился алтарь, изготавливались аналои, скамейки, шили облачение на Престол. После того, как выделенное здание было разобрано, а площадь очищена от строительного мусора прихожане вышли на очистку котлована под храм, а уже к 25 мая 2002 г. была завершена связка арматуры. 12 июня начался монтаж здания. 26 июня проведен первый престольный праздник. Всего 180 человек из городов Анапы, Новороссийска, Темрюка и близлежащих населенных пунктов. 5 сентября 2002 года первый этаж был готов. В начале 2004 года началась кладка стен второго этажа. Все виды работ велись непосредственно под авторским контролем архитектора Субботина Ю.С. Во время строительства храма каждую пятницу в 17:00 часов в помещении первого этажа по благословению отца Алексия читался акафист Всем Святым, Пресвятой Богородице… В январе 2005 были начаты монтаж барабана и подготовка стакана для установки купола. Весной 2005 купола были привезены и установлены. Все дела общины были пронизаны предчуствием грядущей радости освящение храма. Современное состояние [ править править код ] Сейчас при храме работает большая православная библиотека. Есть и детская библиотека, и читальный зал. Работает воскресная школа для детей, катехизические курсы для взрослых. Святыни [ править править код ] В храме находятся частицы мощей святых: ап. Андрея Первозванного , вмч. Пантелеимона , свт. Тихона, патриарха Московского , свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, архиеп. Новгородского, свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского , свт. Митрофана, еп. Воронежского , свт. Тихона еп. Воронежского, Задонского чудотворца , свт. Феофана, затворника Вышенского , свщмч. Харалампия, еп. Магнезийского , свщмч. Александра Красноуфимского, свщмч. Алексия Красноуфимского, мчч. 20 ООО Никомидийских,

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всех_Свят...

     – В своем докладе на VIII ежегодных Феофановских чтениях Вы назвали основные вехи на этом пути, в их числе и создание музея святителя Феофана, позволяющего рассказать о сокровенном подвиге затвора паломникам... – В нашей беседе хочу обратить внимание и на другую сторону, не менее важную: на крестные ходы с Вышенскими святынями: чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана Затворника. Такие крестные ходы прошли в Тамбовской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Элистинской и Калмыцкой, Ханты-Мансийской епархиях, а также по многих епархиях Украины, что помогло людям больше узнать о святителе, дало им возможность помолиться у святынь, испросить небесного предстательства и покровительства в различных нуждах и обстояниях. – Сегодня уже много сделано для подготовки 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана Затворника. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла юбилей будет отмечаться в следующем году на общецерковном уровне. Вы, как настоятельница обители, находитесь в самой гуще событий. Нам рассказывали, что для Вас стали привычными маршрут Выша – Рязань – Москва и участие в разных мероприятиях, связанных с предстоящим празднованием. Благодаря этому множество людей знакомится с духовным наследием епископа-затворника. Матушка, как давно сами Вы узнали о святителе? – К своему стыду, узнала я достаточно поздно. Предыстория такова: я жила и работала в Москве. Работа была, можно сказать, публичная, насыщенная делами, встречами, – постоянно в движении. Но когда у меня появился духовник в Почаевской лавре, вся эта публичность попросту стала неинтересна. Моя жизнь тогда начала кардинально меняться. Пришло решение купить дом рядом с Почаевской лаврой, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Однако он не благословил, сказал: «Ищи в своих местах». Сначала я в Оптину пустынь поехала, затем мои знакомые предложили поискать дом в Тверской области рядом с Нило-Столобенской пустынью. Но вдруг позвонил один из водителей, который возил меня, и предложил: «Мы собираемся с супругой в Вышу. Не хотите ли с нами поехать?» Я спросила: «А где это?» Он ответил: «В четырехстах километрах от Москвы». Честно говоря, так далеко ехать не хотелось: ведь уже решила подыскивать себе дом возле Нило-Столобенской пустыни! Водитель стал уговаривать, и вот тогда-то я впервые услышала имя святителя Феофана Затворника. Может, какие-то его изречения и читала раньше, но не вникла, кому они принадлежали. В общем, меня уговорили. Мы приехали в Вышу в половине десятого вечера. Темень была непроглядная! Но, как только мы въехали в поселок, я вдруг почувствовала, что у меня сильно забилось сердце. А в машине был включен радиоприемничек, и оттуда неслись слова песни: «Здесь воздух святостью наполнен...» Могло ли это быть случайностью?

http://pravoslavie.ru/75021.html

Бронницы – старинный русский городок, лет на 200 младше Москвы, – встретил чистотой аккуратных улиц. Ехать через город было легко и приятно, неспешный ритм движения, прерываемого нечастыми светофорами и пешеходными переходами, по которым шли люди, явно привыкшие к вежливости водителей, позволял рассмотреть спокойную архитектуру центра, дома с палисадниками на окраинах, храмы, которых, к радости и удивлению, оказалось немало – старых, восстановленных и новопостроенных. И – вот еще радость – один из них я узнал: в советские, лихие для Церкви времена в нем был знаменитый на всю Московскую область магазин строительных товаров. Проезжая по делам службы в наш подмосковный филиал, мы с сотрудниками останавливались здесь и заходили в этот магазин. Помнится, меня тогда удивило: зачем в обычном, хотя и большом хозмаге такие высоченные потолки? На которых к тому же, как и на стенах, под обшарпанной штукатуркой кое-где виднелись остатки полустертой росписи. Кто-то полушепотом выдохнул: «Была церковь…» В храмы нам в те годы заходить категорически не рекомендовалось. Стало очень неуютно: несмотря на атеистическое воспитание и образование, я с детства испытывал благоговейное почтение ко всему церковному и Божественному. Наверное, это передалось мне от моей доброй мамы. У нас в доме не было икон, никто не молился видимым образом, но по весне, один раз в году мама всегда красила яйца и пекла дивно вкусные куличи и никогда не делала этого в другое время, как я ее ни просил. Отвечала: «В следующем году снова испечем». Как она радовалась, когда я сам крестился, уже будучи совершенно взрослым и самостоятельным человеком… Царство ей Небесное! Слава Богу, тогда в том магазине никто из нас ничего не купил. Христорождественский собор Вышенской пустыни      После Бронниц мое паломничество пошло веселее: машин стало меньше, дорога – свободнее, а на подъезде к Коломне и вовсе превратилась в роскошную магистраль, катить по которой было сплошным удовольствием. Опять вспомнил Пушкина, подумал с надеждой: может быть, он всё-таки немного ошибся, не 500 лет было до нашего дорожного благополучия, хотя бы 200? Коломну миновал с ветерком по объездной дороге, город остался где-то справа и ниже, в дымке виднелись дома, какие-то строения, блики на церковных куполах. На несколько мгновений вдалеке, в просветах между деревьями показался древний Богородице-Рождественский Бобренев монастырь.

http://pravoslavie.ru/76710.html

Как бы в ответ на эту мольбу, я услышала от иконы тихий голос, словно полушепотом: Надо отслужить панихиду на могиле епископа-затворника”. Я вспомнила о владыке Феофане, и едва лишь промелькнула в уме мысль: О нем ли?” – как я услышала голос, уже над самым ухом твердо, с особым ударением произнесший слово: Да!” Решив исполнить повеление Господне при первой возможности, я стала чувствовать себя гораздо лучше. Приехав в Вышенскую пустынь, я с великой радостью сделала указанное мне, и с тех пор ни разу не нападала на меня тоска. Теперь я нахожу великое утешение в молитве». Мощи святителя Феофана В мае 1904 года иеромонах Вышенской пустыни Н-р, исполнявший послушание летописца, стал свидетелем чудесного исцеления от глазной болезни на месте погребения свт. Феофана Затворника. Вот его рассказ. «На Вышу пришла крестьянка из села Салтыковы Буты Спасского уезда, с больными глазами, почти слепая, и после обедни пожелала заказать панихиду у могилы Преосвященного Феофана. Как чередной иеромонах, я совершил заказную заупокойную службу. Заинтересованный этим случаем, я спросил женщину, откуда она знает имя Преосвященного Феофана и по какому поводу заказала панихиду. Крестьянка ответила, что уже давно страдает тяжкой болезнью глаз, лечилась у доктора, но не получила помощи. Часто и подолгу молилась она по ночам, прося у Господа исцеления. Во время одной из таких ночных молитв ей явился инок и сказал, чтобы она пошла в Успенскую Вышенскую пустынь и помолилась за панихидой у могилы епископа Феофана. Видение повторилось еще дважды, и она прибыла на Вышу. После нескольких дней в горячих молитвах за богослужением крестьянка вернулась домой, получив исцеление». А в июне того же года Вышенскую пустынь посетила настоятельница одного из Костромских монастырей Ф-та. Иеромонах Н-р, разговорившись с паломницей, узнал, что она великая почитательница памяти свт. Феофана. При жизни подвижника она получила от него несколько писем с разрешением сомнительных и недоуменных вопросов и после его смерти во всех затруднениях молитвенно обращалась к нему за помощью и советом. Незадолго до ее приезда святитель явился ей и велел усердно молиться на Выше.

http://pravoslavie.ru/140316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010