На берегу никого не было, и мальчик в слезах воскликнул: «Маменька! Помолись хоть ты за меня!» И вдруг льдину повернуло к берегу и притянуло к мысу. Дмитрий успел выскочить на берег. Мальчик так и не открыл родителям этот случай, но до конца жизни твердо знал, что был спасен по молитвам своей матери. Образование и воспитание (1812–1830) Священник Григорий большое внимание уделял воспитанию детей. Он каждый вечер собирал семью за столом и читал вслух из Пролога или из Житий святителя Димитрия Ростовского . Отец Дмитрия сам много времени посвящал занятиям с сыном. Уже будучи учеником Шацкого училища, Дмитрий на каникулах много времени про-водил в занятиях с отцом. С 7 лет (1812) отец отправил его в Вышинскую пустынь к ученому монаху иеродиакону Никону, бывшему префекту Рязанской семинарии. За два года мальчик ознакомился со всеми предметами училищного курса. Иеродиакон Никон (впоследствии архимандрит) рассказывал, что он вместе с Дмитрием шел по лесу. Мальчик наступил ногой на большую змею. Змея обвилась вокруг ноги. Отрок небоязненно стряхнул башмак с ноги, а с башмаком свалилась и змея. Затем, взяв палку, он погнался за змеей и, догнав ее в кустах, сказал, обратясь к ней: «Ты меня не уязвила, ибо Ангел-Хранитель мой не допустил тебя уязвить меня». Монахи Вышенской обители, узнав об этом случае, отслужили благодарственный молебен Божией Матери за чудесное спасение. В 1816 году из Вышенской обители Дмитрий поступил в Шацкое духовное училище. Во время каникул Дмитрий со своей благочестивой матерью и теткой посетил Саровский монастырь. (Еще прежде преподобный Серафим сказал пришедшему к нему за благословением Никите, что его двоюродный брат «будет солить, солить на всю Россию») Они отправились в Саров пешком и, отстояв Литургию, пошли в лес, где была келья преподобного Серафима. На лесной дороге им встретился преподобный, который, казалось, ожидал их. Блаженный провидец, благословив паломников, внимательно посмотрел на Дмитрия и сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому не случайно, что в этом году во время своего визита в Валаамский монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также является священноигуменом Валаамской обители, сравнивая Валаам и Афон, выразил желание, чтобы на отдаленных островах были построены скиты и пустыньки. Впоследствии монастырь получил благословение святейшего патриарха на проведение программы развития скитской и пустыннической жизни. Еще в середине XVIII века при преподобном игумене Назарии (Кондратьеве) существовало три вида монашеского жительства: общежительное, скитское и пустынническое. Сейчас на Валааме существует два вида жительства: общежительное на центральной усадьбе монастыря и скитское. Для монастыря важно то, что сейчас постепенно будем восстанавливать пустынножительство. Но из-за того, что летом остров посещает большое количество туристов, в том числе так называемых диких, представляется целесообразным пустынножительство возрождать на уединенных островах или в уединенных уголках острова, где раньше такие пустыньки были. Так, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла намечено восстановление пустыньки преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове Валаамского архипелага со строительством храма в честь преподобного. В начале XX века на этом острове подвизался подвижник благочестия схиигумен Феодор (Пошехов). В этом году приступили к восстановлению утраченных построек скита преподобного Авраамия Ростовского на Авраамиевском острове. — Не мешает ли монастырской, духовной жизни большое число паломников и туристов на Валааме? В чем заключается миссионерская, просветительская деятельность монастыря? — Монашество, как и семейная жизнь, благословленная церковью, — путь ко Христу, обретение в Нем вечной жизни. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос», что значит «один». Следовательно, монах — это тот, кто живет в одиночестве, по-русски — инок, то есть «иной» человек, живущий «иным» образом жизни, чем остальные люди. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, в одном из своих писем определил сущность монашества: «Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог да он, изчезающий в Боге». Конечно, большое число туристов и паломников привносят некоторые трудности в монашескую жизнь в летнее время, однако это длится всего три месяца с небольшим. Зато зимой наступает настоящее уединение, когда монахи могут больше времени уделять молитве. К тому же часть монастырской братии проживают в скитах, куда доступ паломников строго ограничен.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882874...

1 Василик В. В. Происхождение канона (Богословие, история, поэтика). СПб., 2006. С. 64–65. 2 Архимандрит Макарий. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7). С. 97. 3 “Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает Таинство Крещения. Но одни после креще­ния забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5:48). И Господь даёт таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подаёт через неё Свою богатую милость. Икона — это окно в иной, небесный мир. Так вот намоленная икона — это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия”. — Архимандрит Макарий. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях. С. 96–97. 6 Таким образом апостол Фома строил в Небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства. — Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 112–115. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/printsip-evharistii/

238. Он же . Духовная школа и образ христианина//Воскресная школа. 1997. 1–23: Сборник материалов, опубликованных в газете “Воскресная школа” в 1996 году. 8–14. — С. 32. 239. Он же. Чудов монастырь в середине XVI века//Церковь в истории России. Сб. 1. М., 1997. — С. 135–139. 1998 240. Он же. Несохранившееся наследие Митрополита Макария//Русь. Литературно-исторический журнал. 1998. 1. — С. 29–37. 241. Он же. Иконы святителя Филиппа//Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 2. М., 1998. — С. 42–48. 242. Он же. Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 1(15). — С. 203–207. 243. Он же. Епископ Вологодский Киприан. Из истории епархии//Благовестник. Вологодская епархиальная газета. 1998. 1–2 (33–34). — С. 8. 244. Он же. Духовный подвиг. Канонизация святых в Русской Церкви при Митрополите Макарии//Православная беседа. Журнал для семейного чтения. 1998. 2. — С. 16–20. 245. Он же. Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 2(16). — С. 141–145. 246. Он же. Свидетельства источников о Ростовском архиепископе Никандре (1549–1566)//Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. — С. 66–81. 247. Он же. Поминальные Синодики//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 1(6). — С. 76–81. 248. Он же. “Духовная” грамота//Там же. — С. 104–105. 249. Он же. Канонизация святых в Русской Церкви при Митрополите Макарии//Там же. — С. 106–114. 250. Он же. Древняя Москва — церковная столица//Там же. — С. 115–122. 251. Он же. Макариевские чтения: Лики на иконах. Иконография Митрополита Макария//Новая жизнь. Можайск, 1998 апреля 25. — С. 2. 252. Он же. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. — 124 с. Примите наши поздравления! О русских святых//Новая жизнь. Можайск, 1998 августа 19. — С. 1, 3. 253. Как защититься от чародейства. Изд. 3/Сост. архим. Макарий . Б. м. — 93 с.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

28 Схимонах Никита пришёл на Валаам 42 лет от роду. Исполнял послушание коридорного в монастырской гостинице, трудился на огороде, около пяти лет был гостиничником. Братия любила его за ласковый характер, приветливость и заботы обо всех. Подвизаясь в Коневском скиту, отец Никита проходил науку умного делания у схимонаха Агапита-слепца, состоявшего в переписке со святителем Феофаном, Затворником Вышенским (†1894). Духовным другом схимонаха Никиты был старец Иоанн Молчальник. Шестидесяти лет от роду отец Никита принял схиму. В монашестве подвизался 33 года. О нем см.: Жизнеописание валаамского подвижника схимонаха о.Никиты. Спб.,1911; Янсон М. Валаамские старцы. М., 1994. Валаам Христовой Руси. М., 2000 С.220—232. 29 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834—1912) — выдающийся историк Церкви, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной академии, академик, автор многочисленных работ по церковной истории, фундаментального труда «История Русской Церкви». 30 Немирович-Данченко Василий Иванович (1844 45—1936) — русский писатель, брат известного драматурга и театрального деятеля, автор популярных в свое время очерков в жанре путевых заметок, книг и рассказов для детей Во время Освободительной войны 1877—1878 годов, Русско-японской и Первой мировой войн был военным корреспондентом. Автор ряда «бытовых» романов и повестей. С 1921 года в эмиграции. Умер в Праге. Книга о поездке на Валаам вышла в свет под названием «Крестьянское царство» (1 издание — 1882, 2-е — 1889 год). Затем была включена автором в сборник «Наши монастыри. Очерки и рассказы» (Спб.,1904) под названием «Валаам» и под названием «Крестьянское царство». Воспоминания и рассказы из поездок с богомольцами — во 2-й том «Сочинений» (Спб.,1904). Сокращенный вариант книги — «Мужицкая обитель» вышел в свет в Петербурге в 1911 году в серии «Для юношества, семьи и школы» (Издательство «Просвещение»). 31 Скит во имя Всех Святых, основанный при игумене Назарии и построенный при игумене Дамаскине, который управлял им в течение пяти лет до своего настоятельства. Расположен на главном острове, к северо-западу от монастыря. Скитская церковь построена в 1849 году по проекту архитектора А.М.Горностаева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

4. Иисусова молитва. Отдельно стоит вспомнить о молитве Иисусовой. К непрестанной молитве призывает нас Апостол (1 Сол. 5, 17). Хотя и вне поста труды по стяжанию Иисусовой молитвы должны занимать немало времени в жизни христианина, пост – лучшее время для трудов на этом поприще. Уделяя все свободное время Иисусовой молитве, мы обязательно приобретем от поста пользу своей душе. 5. Духовное чтение. Глава Евангелия и две главы из прочих книг Нового Завета должно составлять обязательное чтение постника. Библия – неисчерпаемый источник божественной мудрости и никогда не стоит пренебрегать этим Божиим даром. Новоначальным обязательно надо однажды прочитать толкования, и вновь обращаться к ним по мере возникновения недоумений. Сложно давать общие советы по поводу прочей духовной литературы, но общим правилом можно считать чтение патериков, трудов оптинских старцев, святителей Игнатия Кавказского и Феофана Вышенского. Впрочем, здесь список книг сложно составить один для всех. Важно, чтобы духовная литература назидала, приводила в состояние духовной бодрости, а не развлекала. 6. Паломничество. Об этому уже было сказано ранее, но стоит добавить, что к этому средству стоит прибегать душе унывающей, нуждающейся в утешении и укреплении. 7. Сон. Большое дело – часть времени ночи проводить в молитве. Но не для каждого это по силам. Однако стоит отметить, что ночная молитва гармонизирует состояние души, низводит в душу умиротворение и покой, укрепляет в борьбе с искушениями. 8. Смирение. Не забудем, что смирение это не «смиренничанье». Осознание своей духовной немощи, неспособности ничего сделать без Божией помощи и, как следствие, испрашивание Божия благословения на каждое дело и молитва во время этого дела должны быть нормой для христианина. Подобное состояние легче всего стяжать именно в пост. 9. Любовь. Мы живем в те времена, когда почти совсем оскудела любовь. А без любви мир погибнет. Поэтому будем испрашивать у Господа любовь ко всем без исключения. Конечно, Господь нам пошлет эту любовь, только нам надо научиться ее принять. Соблюдая вышеизложенные правила, особенно осознавая свое недостоинство, мы постепенно станем теми сосудами, которые смогут сохранить вино Божией любви. А без любви все – ничто. Без любви пост послужит для нас исключительно во вред.

http://pravmir.ru/post-10-poleznyx-i-10-...

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась И. и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский мон-рь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению И. и Е. как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение «прославить в лике общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви» И. и Е., установив днем их памяти 3(16) мая. На заседании Свящ. Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба И. и Е. Арх.: ГИМ. Увар. 880. Л. 105; ГИМ. Щук. 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. 96. Л. 40; Ф. 178. 9255. Л. 19. Ист.: Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1. С. 80, 81; Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии//ЖМП. 2001. 7. С. 44-47; ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198; Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 225; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 542-543. С. 138-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1; Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404. А. В. Кузьмин Иконография Изображения И. и Е. существовали до церковного прославления святых. В XIX в. их надгробные плиты покрывали 2 рамы, где «на полотне» были написаны изображения предполагаемых основательниц (Метрика для имп. АХ. 1887 г.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145; ПЭ. Т. 19. С. 721). В нач. XX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря в приделе Казанской иконы Божией Матери на гробнице И. и Е. находились их ростовые образы без нимбов (известны по фотографии нач. XX в., см.: Первый на Москве. 2010. С. 29; в наст. время репродукция с фотографии помещена над ракой с мощами святых).

http://pravenc.ru/text/1237863.html

В Одессе архимандрит Порфирий обучал своих спутников современному греческому языку. 21 ноября на пароходе «Херсонес» они выплыли в Константинополь, куда они прибыли 23 ноября. Находясь 2 месяца в Константинополе, иеромонах Феофан впервые оказался в сфере внешних церковных связей: встречался с Вселенским патриархом Анфимом и с митрополитом Фаворским Иерофеем, а также познакомился с русским посланником В.П. Титовым. Здесь же святитель приступил к ученым трудам, которые со временем заняли главное место в его служении на Святой Земле. Имея доступ к библиотеке Святогробского подворья в Иерусалиме, иеромонах Феофан под руководством главы миссии перевел с греческого языка несколько рукописей XVIII века [xvi] . Пребывание на Святой Земле для святителя началось с Бейрута, куда члены миссии прибыли 2 февраля 1848 года. На следующий день они посетили село Шуэфат, где в Успенском приходе участвовали в проведении местного церковного праздника и были на обеде вместе с архиепископом Бейрутским Вениамином. Трапеза проходила необычно, в ней участвовал весь приход. Вначале архиепископ Вениамин сказал поучение, затем начался обед, и владыка сам раздавал еду, причем подзывал каждого по имени, а те благоговейно принимали пищу, «как будто причащались». Это умилило всех членов миссии. Архимандрит Порфирий свои впечатления записал в дневнике: «Столовая горница показалась мне гнездом, в котором орел питает птенцов своих… Вот так надлежало бы и нашим епископам посещать своих чад и бывать у них в домах; но у нас это невозможно по причине великой многочисленности семейств в каждой епархии» [xvii] . Из Бейрута миссия направилась в Иерусалим. По пути они посещали монастыри и храмы, осматривали древние развалины и местности, упоминаемые в Библии, знакомились с монастырскими библиотеками, просматривали древние рукописи. Путешествие мало походило на паломничество, скорее это была научная экспедиция, насколько это позволяли обстоятельства. Но главной их целью было достичь Святого Града. 17 февраля 1848 года члены миссии благополучно прибыли в Иерусалим [xviii] . На следующий день они были приняты Иерусалимским патриархом Кириллом, который заранее получил уведомление о цели прибытия архимандрита Порфирия и его спутников от российского генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили [xix] .

http://bogoslov.ru/article/5552309

Долгое время Манявский скит находился в руинах. Первые реставрационные работы здесь начались в 1970-1980 гг., когда скит стал историко-архитектурным заповедником. А восстановление именно монастыря началась после обретения Украиной независимости. В 1998 г. скит был возвращен монахам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. От того времени полустертая мраморная надгробная доска первых игуменов монастыря со старославянскими письменами замироточила… Монахи считают такое явление свидетельством наличия в этом месте благодати Божией. Манява - большое село в Богородчанском районе, расположенное на берегах речки Манявки, известно благодаря одной из наиболее прославленных христианских обителей Украины - Манявскому скиту. Скит расположен возле села в лесу над речкой. Следует немного подняться вверх по крутой дороге, как из лесной гущи вдруг появляются крепостные башни и церковные купола монастыря. Официальной датой основания монастыря (скита) считают 1611 год. В тот год здесь была срублена первая келья, а на следующий год здесь уже была возведена деревянная церковь. Основал сию обитель выходец из Афона монах Иов Княгинецкий из Тисменицы. Вместе с известным писателем-полемистом, родом из Судовой Вишни, Иваном Вышенским, он в своё время находился на греческом Афоне, поэтому основанный им скит называли " Руським Афоном " . Впрочем, предание свидетельствует, что Иов не первый пришёл в Манявский скит. В народе живёт память о двух монахах Киево-Печёрской лавры, которые в начале XIII столетия, спасаясь от татарского нашествия, пришли в это урочище с далёких днепровских берегов. Окончательно монахи утвердились в своём выборе, когда им явилась Матерь Божья - на камне, который с того времени называется " Блаженным " . Такое же явление произошло через 400 лет, после прихода на это благословенное место Иова Княгинецкого. Ныне к этому камню осуществляются постоянные паломнические поездки, к святыне и днём и ночью приходят и приезжают паломники, которые захотели побывать в этом святом уголке Украины. Воде, вытекающей тоненькой струйкой из-под камня, приписывают целебные свойства, ею лечат физические недуги, а также избавляются от злых духов и тёмных сил. Особый расцвет монастыря связан с предоставлением Манявскому скиту в 1620 году Константинопольским патриархом права ставропигии, т. е. самоуправления и независимости от местной церковной иерархии. Скиту в это время подчинялось более пятисот православных монастырей в Речи Посполитой, Молдавском княжестве и Румынии. Он имел статус трибунала при выборе львовских православных епископов и в издании церковных книг.

http://sobory.ru/article/?object=18208

Еще во время обучения в Киевской духовной академии святитель обращался к творениям святых отцов, цитируя их в студенческих проповедях. После принятия монашества для разрешения возникавших у него вопросов в духовной жизни наряду с советом опытных наставников и подвижников Киево-Печерской Лавры он прибегал к чтению святоотеческих писаний. По словам И. А. Крутикова, племянника святителя, «он изучал их и практически, и научно, причем до того проникся духом их, что речь его, о чем бы ни была, носила явные следы аскетических творений» с. 269]. Результатом глубокого осмысления и усвоения на личном опыте святоотеческой мыс-ли стало сочинение святителя Феофана «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» составленного перед его оправкой на Ближний Восток в составе Первой русской духовной миссии. Следующим, качественно иным этапом знакомства со святоотеческой мудростью и приложения ее применительно к собственной жизни для святителя стала командировка на Святую Землю. Здесь, вдали от духовных единомышленников и наставников, особенно проявилась его жажда к постижению наставлений древних подвижников. Находясь вблизи первых центров монашества, он совершал паломничества по обителям Палестины, Фиваиды и Синая, работал в их библиотеках, собирал и копировал уникальные рукописи, занимался расшифровкой памятников аскетической письменности. Для более полного понимания этих текстов он изучал древние и новые языки, общался с насельниками посещаемых обителей – духовно опытными монахами, сохранявшими многовековые традиции подвижничества. По возвращении в Россию всю оставшуюся жизнь святитель Феофан занимался переводом и переложением святоотеческих писаний. В период затвора в Вышенской пустыни поиск рукописей древних подвижников проводился главным образом на Афоне иноками Русского Пантелеимонова монастыря. Так, в 1882 году в одном из затворнических писем он сообщал: «В начале нынешнего года пришло мне в голову спросить их, нет ли там, на Афоне Аввы Исаии в подлиннике, – и они охотно прислали мне его, для перевода» 179]. Эта деятельность святителя Феофана была направлена на адаптацию для современников святоотеческой письменности, что требовало нередко отказываться от дословного перевода древних рукописей в пользу их интерпретации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010