Исполняя свое намерение, в 1851 году будущий святитель «написал распятие для Екатерининской обители, в которой пребывают русские поклонницы» . В начале 1852 года иеромонах Феофан сообщал главе миссии об обучении живописи у опытного художника из паломников . В этом же году он завершил поправку 26 икон (годом ранее написанных по его заказу местными иконописцами), которые были отправлены в православный храм в Назарете . Еще одним занятием, которое было установлено главой миссии для всех ее членов, было изучение иностранных языков: как восточных, так и западных. В «Отчете об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1849 год» архимандрит Порфирий высказал пожелание, чтобы научной работой в миссии занимались знатоки языков всех дохалкидонских христианских церквей Востока: армянского, халдейского, сирийского, арабского, персидского, коптского, эфиопского и аксумитского, который используется в эфиопских церковных текстах. Докладывая о начале обучения членов миссии арабскому, греческому и нескольким европейским языкам, как в непосредственном общении, так и у наемных учителей, глава миссии, предвкушая осуществления своих планов, заключал: «Дай Бог, чтобы наша Миссия в Иерусалиме была живая Пятидесятница» . Как его ближайший помощник, иеромонах Феофан с первых месяцев пребывания за границей приступил к исполнению поставленных главой миссии задач. В отчете от 1 июля 1848 года архимандрит Порфирий сообщал, что иеромонах Феофан «прилежно занимался изучением новогреческого языка, как книжного, так и разговорного, и навык читать и понимать тот и другой язык довольно свободно, но вести разговор еще не в состоянии. Кроме сего он начал учиться по-французски» . Впоследствии будущий святитель обучался разговорному греческому у проживавшего с 1849 года при миссии иеродиакона Мелхиседека (Попова), который по приглашению архимандрита Порфирия прибыл в Иерусалим с Афона. Примерно в это же время он начал учить арабский язык при содействии переводчика миссии Фадлаллы Сарруфа. Только в последний, шестой год пребывания на Святой Земле иеромонах Феофан оставил изучение арабского языка, потому что другой член миссии настолько овладел этим языком, что смог читать и переводить арабские тексты .

http://bogoslov.ru/article/5558528

На основании ходатайства митрополита Антония [viii] иеромонах Феофан был зачислен в состав миссии вместе с двумя выпускниками Санкт-Петербургской духовной семинарии [ix] . Помимо оплаты проезда до Иерусалима, а также расходов на питание и проживание ему было назначено ежегодное жалованье в 1000 серебряных рублей [x] . Незадолго до отправки, 29 октября 1847 года, к этой сумме были добавлены еще 429 рублей серебром — годовой оклад бакалаврского жалованья, которым Святейший Синод счел нужным наградить иеромонаха Феофана за «постоянную исправность и отличное усердие» в исполнении должностных обязанностей [xi] . При отправлении из столицы статус всех членов миссии, согласно п. 2 инструкции для ее главы, был неофициальным — все они направлялись на Святую Землю в качестве паломников [xii] . Миссия имела секретное поручение изучить всю ситуацию и по возможности там закрепиться. Вместе с тем архимандрит Порфирий был снабжен официальным письмом от митрополита Антония к Иерусалимскому Патриарху с просьбой об «облегчении их временного жительства во Святом Граде» и «о допущении их к совершению в оном богослужения» [xiii] , что, в свою очередь, придавало миссии статус официального представительства. Получив разрешение от Иерусалимского патриарха, священники в миссии должны были совершать богослужения на церковнославянском языке и принимать участие в совместных с местным духовенством богослужениях по-гречески. 14 октября 1847 года миссия выехала из Санкт-Петербурга в Одессу. По пути святитель Феофан посетил дорогие его сердцу святыни Киева и в Одессу прибыл на 4 дня позже остальных членов миссии — 6 ноября. Из Одессы под впечатлением от поездки через российскую глубинку святитель написал письмо Бурачку. Вдали от столицы ему открылось то, что прежде он не замечал: насколько далеким было духовное состояние народа от идеалов Святой Руси. Более всего его огорчило увиденное разобщение пастырей и паствы, причиной которого была «полицейская и приказническая форма в делах церковных»: «у нас нет отцев в Церкви, а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцев не течет к детям свет и тепло — и дети спиною к отцам: а окаянный душит тех и других» [xiv] . Изменить же положение сами сельские священники были не в силах из-за своего зависимого положения: «Священницы Божии могли бы говорить правду и иметь силу; но у меня кровью обливается сердце, когда подумаю об их стеснительном и крайне скудном положении» [xv] .

http://bogoslov.ru/article/5552309

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье. Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители. Храмы [ править править код ] Собор свв.кн. Бориса и Глеба [ править править код ] Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили. Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца [ править править код ] Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г. Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим. Часовня Сошествия Святого Духа [ править править код ] Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова. Святыни [ править править код ] Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Однажды вместе с паломниками в Эммануиловку приехала женщина, у которой была межпозвоночная грыжа и которой вот-вот должны были оформить вторую группу инвалидности. Искупавшись в Феофановском источнике, она вдруг перестала ощущать боли в спине. Вернувшись домой и сделав томографию, она услышала от врача: «У вас никакой грыжи нет». В другой раз сюда приехал военный летчик из Волгограда, страдавший хроническим радикулитом. Он потратил много денег на лечение, но ничего не помогало. Искупавшись в источнике, мужчина ощутил, что боль полностью прошла. Через год он приехал, чтобы поблагодарить святителя за исцеление. Необыкновенный случай заступничества святителя Феофана произошел и в жизни его праправнучатой племянницы Ирины Владимировны Даниловой (Сильвестровой): «Во время ее большой скорби, когда муж после автомобильной катастрофы находился в тяжелом состоянии, а Ирина ждала третьего ребенка, ей во сне явился святитель в белом облачении и успокоил словами, что всё будет благополучно; предсказал он и рождение сына». В 1990-м году соборы разоренной Вышенской пустыни были возвращены Русской Православной Церкви, но прошло еще 12 лет, прежде чем Затворник Вышенский возвратился своими святыми мощами в возлюбленную им обитель, которую он называл «Раем». Торжества перенесения мощей из Сергиевского храма села Эммануиловка на Вышу, состоявшиеся в канун дня Всех Святых, возглавил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. От святых мощей великого учителя Церкви Русской подается благодатная помощь. От святых мощей великого учителя Церкви Русской подается благодатная помощь «Принято думать, что святитель Феофан не был чудотворцем. На самом деле он исцелял, исцеления идут и сейчас, – рассказала в интервью журналу «Русский Инок» монахиня Варвара (Знаменская). – Есть одна женщина, она работала в библиотеке, а сейчас трудится в краеведческом музее. Она просила нас привезти в библиотеку духовные брошюры для детского чтения. Вместе с книгами ей привезли и маслица от святителя Феофана. У нее была экзема на руках. Она помазала их маслом. Через некоторое время болезнь прошла».

http://pravoslavie.ru/140316.html

Потом, на второй год, я решил поэкспериментировать… Но у меня лишь разболелась голова, и в первые два дня я не о молитве думал, а о еде. То есть, лично для меня этот переход, физический, не был простым. Позже я размышлял: все же, почему так? Ведь даже некоторые миряне в пост строже подвизались. Наверное, благословение «на обед!..» было дано, чтобы даже эти два дня не дали ни малейшего повода к тщеславию или гордости. Никогда отец Кирилл не благословлял какие-то «неспания», «неедения», поклоны, подвиги чисто внешние. Как у отцов заповедано: «Дай телу по силе, всю же свою брань обрати на внутреннего человека». Мы, как говорит Василий Великий, не телоубийцы, а страстоубийцы. Поразительно было еще одно качество Батюшки. Будучи семинаристом, я застал такой период, когда каждый будний день с 21 часа до 22-х отец Кирилл читал Библию в келье, в которой собирались монашествующие и студенты. По окончании чтения находились братия, которые злоупотребляли его временем и любовью. Они говорили: «Батюшка, а можно поисповедоваться?» Старцу надо было готовиться к службе, в течение дня, как я говорил, у него не было возможности отдыха… Но что интересно, я это наблюдал из года в год: он даже ради одного человека, ради вот такого «ревнителя», полностью читал чинопоследование исповеди (не несколько молитв, а именно все чинопоследование!) за исключением перечисления грехов. Вот таким было его отношение к ближнему и своему послушанию. Оставалось только удивляться этому бесконечному великодушию. Я ни разу не слышал отказа. Был, кстати, один монах тот и вечером, и утром исповедовался. И Батюшка терпеливо нес свой крест духовника. Еще Батюшка категорически не благословлял, находясь вне монастыря, ходить без подрясника, в мирской одежде. Такой была Лаврская традиция никогда не снимать подрясник. Даже летом, когда кто-то отправлялся в паломническую поездку или по делам в город, он говорил: «Ничего, надень легонький плащик, и под плащик, в крайнем случае, можно подобрать подрясник». Помню, как однажды я прочувствовал духовную пользу этой традиции. В 86-м году я был в Рязанской области и жил рядом с Вышенской обителью, где в свое время подвизался святитель Феофан Затворник. А ночью рядом с домом, где я остановился, загорелся сарай, в котором находилась корова и другая живность. Это случилось около пяти часов утра, и мне пришлось спешно подниматься с постели, чтобы тушить пожар. В тот момент дорога была каждая минута, и я понял тогда, насколько важно для инока всегда быть в монашеской одежде (поистине, как сказал Господь, «в чем застану, в том и сужу»).

http://patriarchia.ru/db/text/4846369.ht...

Сохранились рукописи и печатные книги с владельческими записями царского духовника. В «Описи книгам в степенных монастырях» среди книг Иосифо-Волоколамского мон-ря указаны «два Торжественника во весь год писменые, в десть. Отданы благовещенскому протопопу Стефану» (ЧОИДР. 1848. Кн. 6. С. 38). В 1650 г. В. купил Евангелие Толковое повседневное (Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в./Публ. док-тов и исслед. С. П. Луппова. Л., 1983. С. 111). Известен рукописный сборник, содержащий «Большой Катехизис» Лаврентия Зизания , с владельческой записью В., ему также принадлежал «келейный» сб. Златоуст, содержавший, в частности, сочинения Ермолая-Еразма, прп. Максима Грека и др. древнерус. писателей. В. делал многочисленные вклады в Соловецкий мон-рь (ГММК. Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. 1238. Л. 260-261), в Опекалову пуст. в Старицком у. Как вкладчик он записан в синодики мон-рей Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы , Борисоглебского на Устье ростовского , Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Т. 1. С. 170; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). С. 80), вязниковского в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Вязниковский ист.-худ. музей. Собр. рукописей. 22302/1022. Л. 111). Вкладом В. в храм в Благовещенской вотчине в Касимовском у. стала богослужебная Минея на октябрь (М., 1609). При помощи В. вязниковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский мон-рь получил из Посольского приказа 50 р. на строительство каменного храма. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства/Изд. Археогр. комис. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388; МДИР. 1875. Т. 1. С. 70-78, 84-119; Белокуров С. А. Деяния моск. церк. Собора 1649 г.//ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29-52; Буганов В. И. Записки современника//ИА. 1957. 4. С. 229; Поздеева И. В. , Ерофеева В. И. , Шитова Г. М. Кириллические издания, XVI в.- 1641 г.: Находки археогр. экспедиций 1971-1993 гг., поступившие в НБ МГУ. М., 2000. С. 94. 88.

http://pravenc.ru/text/155232.html

Хотя предстоящие торжества были несколько омрачены известием о начале войны с Германией, тем не менее для Тамбовской епархии лето 1914 года выдалось богатым и на радостные события. Так, 19 июня в Шацке состоялась торжественная закладка нового здания епархиального женского училища. Своим участием это торжество освятил и владыка Кирилл. Стоит ли говорить, какое значение имело это событие для приходского духовенства. Само прославление святителя Питирима состоялось 28 июля 1914 года, в понедельник. Сохранились воспоминания одного из очевидцев этого события, – события знаменательного не для одной только Тамбовской епархии, но и для всей Русской Церкви 166 . Вот что пишет упомянутый очевидец: «К совершению незабвенного торжества предстояли большие подготовительные работы. На средства А. Н. Нарышкиной Спасо-Преображенский кафедральный собор был капитально отремонтирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор, так что в вечернее время зажженные свечи и лампады красиво отражались. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница. Для предстоящих торжеств заготовлено роскошное парчовое облачение: розово-голубое, с золотистым отливом, архиепископом Кириллом были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века – времен святителя Питирима и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии, в его составе было более 200 человек. Хор размещался в духовной семинарии, где проводились спевки в течение всего лета. На торжества прибыли следующие архипастыри, уроженцы Тамбовской епархии: высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; преосвященные: Василий, епископ Черниговский и Нежинский; Тихон, епископ Уральский; Амвросий, епископ Михайловский, викарий Пензенской епархии; Варлаам, епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии 167 , а также настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря (основанного святителем Питиримом) архимандрит Иринарх и многие другие настоятели монастырей Тамбовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шестилетнее пребывание святителя Феофана в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме было временем его духовного возрастания через постижение и применение на практике опыта святых подвижников Древнего Востока. На Святой Земле святитель Феофан долгое время имел возможность не только проникаться духом священных мест библейской истории, посещать древние монастыри и знаменитые места древнехристианского подвижничества, изучать древние восточные и современные европейские языки, исследовать малоизвестные рукописи из сокровищницы святоотеческой литературы, но и деятельно помогать нуждавшимся в помощи собратьям по вере, а также учиться послушанию и великодушному перенесению скорбей и нелегких условий жизни. Все это в итоге вызывало к нему искреннее расположение и уважение начальства, местных жителей и паломников. Труды Первой русской духовной миссии в Палестине нередко были сопряжены для ее членов с нахождением во враждебной среде, с иными религиозными и культурными обычаями, а в последние полгода – на территории военного противника России. Но иеромонах Феофан проявлял себя как настоящий монах-подвижник, служил добрым примером православным христианам из разных стран, а перед инославным окружением самой своей жизнью свидетельствовал об истинности православной веры и жизненности восточных аскетических традиций. Подробно см. Зайончковский А.М. Восточная война 1853–1856. СПб.: Полигон, 2002. С. 348–382. Об этом упоминал еще А.Н. Муравьев (Письма с Востока в 1849–50 годах. Ч. II. Спб., 1851.. С. 293). [iv] Об этом подробно говорилось в «Записке о гареме у купола храма Воскресения», представленная архимандритом Порфирием генеральному консулу в Сирии и Палестине К.М. Базили 31 октября 1850 года (Материалы для биографии еп. Порфирия. С. 338–349). [v] Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к К.М. Базили от 11 марта 1853 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 15. Л. 275об. [vi] См. Письмо генерального консула России в Сирии и Палестине К.М. Базили к исполняющему обязанности посланника в Константинополе П.Н. Пизани от 9 июля 1853 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 746. Л. 125, 127–127об.

http://bogoslov.ru/article/5558536

После основания Миссии трудами таких ее начальников и членов, как епископ Порфирий (Успенский), иеромонах Феофан (Говоров) – будущий святитель и затворник Вышенский, епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Кавелин) и Антонин (Капустин) в течение нескольких десятилетий были построены странноприимные дома для русских паломников и созданы необходимые условия для их пребывания в Святой Земле. В собственности Миссии оказались многие земельные участки, имеющие библейское значение, развернулись значительные по своим масштабам археологические исследования, сыгравшие важную роль в развитии церковной археологии и заложившие основу для будущих научных открытий. Трудами Миссии была налажена научно-исследовательская и издательская работа по изучению истории и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, распространению знаний о Святой Земле в российском обществе. Со временем появился проект создания в Иерусалиме Русского археологического института. Какие задачи ставились перед Миссией, кроме окормления паломников, и на какие средства она их осуществляла? Одной из приоритетных задач деятельности Миссии явилось развитие связей Русской Православной Церкви с древними Восточными Патриархатами, оказание гуманитарной поддержки местным православным. Миссия оказывала финансовую помощь в сохранении и благоукрашении Гроба Господня и других великих христианских святынь. Ее трудами было налажено печатание православной литературы на арабском языке и основаны многочисленные школы для местного населения. Одно время начальник Миссии (архимандрит Порфирий) был даже назначен эфором — попечителем всех патриарших учебных заведений Иерусалимской Церкви. Просветительская работа Миссии доныне памятна среди арабской интеллигенции Ближнего Востока. Благодаря этой работе местное население не только имело возможность приобретать знания на родном языке, но и, изучая русский язык, с его помощью получило доступ ко всему пространству мировой культуры.

http://pravmir.ru/palestinskoe-monashest...

4. Ковчег с частями святых мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского. Пострадал в 1918 г. 5. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев; князей Василия и Константина Ярославских; князя Романа Угличского; святителя Димитрия Ростовского ; святителя Игнатия Ростовского; святителя Игнатия Брянчанинова; святителя Феофана, затворника Вышенского; святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского; священномученика Николая Любомудрова; священноисповедника Георгия Даниловского; праведного Иоанна Русского, исповедника; праведного воина Феодора Ушакова; блаженной Матроны Московской; преподобного Никиты, столпника Переславского; преподобного Давида Серпуховского. Ковчег с частью святых мощей Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Дальнего Востока (Благовещенский собор) 6. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих - Святителя Иннокентия Иркутского; муч. младенцев Вифлеемских; прпмч. отцев Хозевитских; преп. Саввы Сторожевского; преп. Саввы Стромынского; преп. Илариона Троекуровского; преп. отцов и старцев Оптинских: Амвросия , Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Анатолия Старшего, Анатолия Младшего, Варсонофия , Исаакия, Нектария, Иллариона (в нижнем храме). 7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010