Вместе с паломниками сюда как-то приехала одна женщина, у нее была межпозвоночная грыжа. После того, как она искупавшись в источнике, вдруг уже не стала ощущать боли в своей спине. А перед тем она прошла томографию, и врачи оформляли ее на вторую группу инвалидности. Возвращается из паломничества, идет снова на томографию — а врачи говорят: «Никакой грыжи нет». И таких случаев очень много, люди приезжают и рассказывают свои истории. Четырнадцать лет — немалый срок. Что происходило в это время в Вышенской обители? В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь — была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы. Но и эти сложные обстоятельства уже предоставляли возможность перенести мощи святителя в монастырь, который он называл «райским уголком». 29 июня 2002 года мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм Вышенского монастыря, где их встречал Святейший Патриарх Алексий II — именно по его благословению совершалось это дивное событие. 28 лет потребовалось на то, чтобы святитель смог снова с честью вернуться под своды любимой обители. И вслед за святителем туда смогли переселиться сестры возобновленного монастыря. Игумен Марк (Лозинский) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области, в семье священника. Окончил Московскую духовную академию. Преподавал гомилетику, Священное Писание Ветхого Завета и пастырское богословие в МДА. В 1969 году защитил магистерскую диссертацию, в которой он собрал и систематизировал огромный материал из изданного и архивного наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). С 1964 года и до конца земного поприща нес послушание помощника заведующего Церковно-археологическим кабинетом МДА. Скончался 29 января 1973 года. Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил в затворе святитель Феофан

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

В. м. осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-япон. войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. орг-ции. На средства мон-ря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком ДУ, почетным блюстителем к-рого с 1877 г. был архим. Аркадий. В. м. учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно мон-рь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого у. и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. В 1865 г. В. м. владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), большая часть к-рой сдавалась в аренду. К 1905 г. у В. м. имелся неприкосновенный фонд в 265 030 р. На берегу р. Цны мон-рь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в В. м. проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архим. Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской ц.) настоятелем стал игум. Ипатий. В 1919 г. В. м. был закрыт, часть братии изгнана, территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной). По благословению игум. Августина (Щеглова) монашескую общину в В. м. с 1923 г. возглавлял иером. Дорофей (Аникин), к-рый вместе с иеромонахами Арсением (Егоровым), Иовом (Мироновым), Макарием (Шешляковым), мон. Пахомием жил в маленькой комнате на территории обители, совершал богослужения. Часть насельников жили в близлежащих селах, в т. ч. игум. Августин (Щеглов), иеромонахи Сергий (Васильев), Феофан (Яркин), Леонтий (Купряшкин), мон. Аркадий (Эктов). Ок. 1930 г. большая часть братии была арестована. Успенский и Рождественский храмы, нек-рое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты. С 1938 г. в В. м. находилась психиатрическая больница, в к-рой в 60-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1973 г. усердием неск. священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской ц. в с. Эммануиловка прот. Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. У алтаря храма были погребены и обретенные в В. м. нетленные останки архим. Аркадия (Честонова). С 1947 г. в том же храме находится сохраненная 2 монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням.

http://pravenc.ru/text/161125.html

Материалы для канонизации К. были собраны трудами архим. Георгия (Тертышникова, † 1998) и братии ТСЛ. К. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 13-16 авг. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-59458; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25235. Соч.: Кронид (Любимов), прмч. Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители Прп. Сергия. М., 1996; он же. Беседы и проповеди: В 2 т./ТСЛ. Серг. П., 1998; он же. Беседы, проповеди, рассказы/ТСЛ. Серг. П., 2001. Ист.: Акты Свт. Тихона. С. 165. Лит.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146-163; Сщмч. архим. Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры/ТСЛ. Серг. П., 2000; ЖНИР: Моск. Ноябрь. С. 274-288. Иконография К. разрабатывалась преимущественно выпускниками иконописной школы при МДА на основе его сохранившихся фотографий, где он запечатлен один (см.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1(6). С. 93) или вместе с др. подвижниками, напр. с прп. Алексием (Соловьёвым) и его келейником (фотоснимок 4/17 февр. 1925, Серг. Посад). С одной из ранних фотографий (до 1917, ГТГ; см.: Павел Корин: Реквием: К истории «Руси уходящей». М., 2013. С. 92) написан живописный поколенный портрет (2-я пол. XX в., ТСЛ), где К. представлен в рясе и клобуке с крестом и панагией на груди, в руках держит книгу (на левой - четки). Последняя фотография была сделана в московской Таганской тюрьме в 1937 г. (ГАРФ). Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Одно из первых изображений К. помещено на иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских», созданной к канонизации 2000 г. (мастерская ПСТБИ под рук. прот. Александра Салтыкова, храм Христа Спасителя). К. написан в среднике в 1-м ряду в левой части и, по-видимому, в 5-м клейме, где показано закрытие Троице-Сергиевой лавры и изъятие св. мощей прп. Сергия Радонежского (один из безымянных уходящих монахов опирается на игуменский посох). Образ К. воспроизводился на списках и творческих повторениях этой композиции. Так, на иконе 2002 г., выполненной Н. В. Масюковой в иконописной мастерской МДА (ц. свт. Тихона, патриарха Всероссийского, в поселении Московский г. Москвы), он представлен 2-м слева в 1-м ряду в мантии архимандрита, без куколя, у него окладистая борода и зачесанные назад волосы с проседью. На иконе 2013 г. (иконописец И. Е. Чанга) К.- тоже в левой группе святых, правой рукой опирается на жезл, левая в молении, голова покрыта округлым клобуком.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

Принимая во внимание ряд свидетельств, можно признать, что во время пребывания иеромонаха Феофана в составе Духовной миссии служение русского духовенства в Иерусалиме не было легким. Особенно напряженным в богослужебном году было время Великого поста, когда существенно возрастало число паломников, а богослужение в храме по иерусалимскому чину продолжалось «от 7 до 10 часов в сутки и более» . По этой причине еще в 1849 году в переписке российских дипломатов признавалось полезным и даже необходимым увеличение состава Русской миссии в Иерусалиме. В частности предлагалось, «чтобы в сотрудники к духовным лицам, оную составляющим, был назначен иеромонах из одного из общежительных наших монастырей собственно для отправления духовных треб в пособие архимандрита и иеромонаха» . Это же мнение выразил и глава миссии в «Записке о русских поклонниках», которую он представил генеральному консулу К.М. Базили . Действительно, в те годы в Иерусалиме постоянно находились всего два русских священника (архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан), а число паломников из России доходило до 450 человек в год. Для проживания русских богомольцев в Святом Граде Иерусалимская Патриархия предоставила два монастыря : Феодоровский (в честь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата) и Екатерининский (святой великомученицы Екатерины). В XIX веке это были не монашеские обители, а бюджетные гостиницы для проживания странников, путешествующих по святым местам . В начале Великого поста 1852 года будущий святитель сообщал: «У нас столько собралось теперь русских поклонников, что некуда ставить. Уже помещают в Георгиевском» , имея в виду еще один монастырь-странноприимницу, расположенный на одной улице с Архангельским монастырем, служившим резиденцией для миссии. В этом году до праздника Пасхи архимандрит Порфирий отсутствовал в Иерусалиме по состоянию здоровья. Также тяжелая болезнь вынудила покинуть миссию одного из студентов. Так что иеромонах Феофан был вынужден совершать все постовые службы с одним послушником. По его сообщению, к совершению богослужений первой седмицы приходилось привлекать паломников «полурусских», то есть из других славянских народов.

http://bogoslov.ru/article/5558528

Все, что вынесли из Казанского храма, это бесценное сокровище, святыню, мы привезли в эммануиловскую церковь. Какое-то время мощи находились там, но об этом никто, кроме нас, участников события, не знал. Затем они были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились до 1988 года, в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором. В год 1000-летия Крещения Руси святитель Феофан Затворник был канонизирован. —Известно, что мощи находились потом в Сергиевском храме села Эммануиловка. Какое это было время для Вас лично и Ваших односельчан? —Это лучшее время было! В год прославления мощи святителя Феофана перенесли из Троице-Сергиевой Лавры в наш, ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. Перенесение мощей в Эммануиловку стало для всех большим праздником. Встречать святителя пришло столько народу, что всех не вместил даже наш просторный церковный двор. Чуть позже мы построили купель в честь святителя Феофана — за храмом бил маленький источник, а когда мы решили его облагородить, то оказалось, что там три ключа… И потянулись в Сергиевский храм нашего села паломники отовсюду. Приезжали совершенно разные люди, всякого сословия. По пять-шесть больших автобусов в день приезжало. Ведь столько времени в стране был духовный голод, а тут у нас — мощи святителя Феофана, источник… Часто паломники среди ночи приезжали, в два, в три часа… Мы просыпались — матушка шла за свечной ящик, а я всю ночь служил молебны. —Тяжело, наверно, было в таком интенсивном ритме жить? —Нет, было очень хорошо! Усталости не ощущалось. Каждый день я начинал с того, что прикладывался к мощам и испрашивал благословения у святителя. Всегда чувствовалось его незримое присутствие рядом. И конечно, я немного опечалился, когда в июне 2002 года святитель Феофан покинул наш храм — его мощи были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель. Но это правильно и необходимо — все возвращается на круги своя. —Батюшка, как служилось Вам в советское время? Случались конфликты, столкновения с властями?

http://pravoslavie.ru/75075.html

15 мая 1550 г. А. О., возвращаясь из Москвы в мон-рь, был убит крестьянами с. Обжи, тело его было брошено в болото. Спустя 2 года нетленные мощи святого были обретены иноками Андрусовской пуст., 17 мая 1552 г. перенесены в обитель и положены у сев. стены Никольского храма. В 1721 г. мощи были освидетельствованы по указу имп. Петра I . С 1828 г. (либо с 1830) они находились под спудом в нише юж. стены Никольского храма между алтарем и клиросом, над мощами была устроена деревянная рака с живописными изображениями преподобного в рост, а также сцен его смерти и погребения (совр. нахождение мощей неизвестно). Те же изображения находились на столпах Св. врат Андрусовской обители. Начало местного почитания А. О. можно датировать сер. XVII в. В одном из актов 1659 г. он называется «преподобным отцем нашим и чудотворцем», его память отмечена в «Описании о российских святых», а также в месяцеслове XVII в., принадлежавшем Барсову. Архиеп. Сергий (Спасский) поместил память А. О., ошибочно назвав его Афанасием Сяндемским, в разд. святых, внесенных в святцы, но неканонизированных (Месяцеслов. Т. 3. С. 551). В 1819 г. Андрусовский мон-рь посетил имп. Александр I , осматривавший Олонецкую губ. Император молился у раки святого, впосл. прислал в мон-рь богослужебные книги и сосуды. В 1882-1883 гг. на месте убиения А. О. была построена часовня в память об избавлении по молитвам святого местных жителей от сибир. язвы в 1873 г. В честь этого же события ежегодно 14 июня совершался крестный ход из с. Обжи к часовне. Служба святому издревле совершается по Общей Минее . Существует акафист святому, но кем он составлен, неизвестно. Молитва А. О. опубликована по рукописи из Андрусовской пуст. (Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. М., 1993p. С. 218-219). Ист.: Левицкий, протодиак. Сказание о преподобном отце нашем Андриане Чудотворце. Гатчина, 1882; Описание о российских святых. С. 181. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 12-13; Даниил, игум. Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губернии: Ист.-стат. очерк. СПб., 18842; Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустынь: Ист. очерк//ЧОИДР. М., 1884. Кн. 4. С. 1-17; Филарет (Гумилевский). Жития. СПб., 18923. Август. С. 223-227; Никодим, архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики. Гл. 3: О церковном почитании прп. Адриана Ондрусовского//Олонецкие ЕВ. 1902. 22. С. 723-727; Акафист прп. Адриану Ондрусовскому//Акафисты русским святым. СПб., 1995. T. 1: А-Г. С. 90-101; Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский Митрополит Макарий и его святые современники//Вышенский паломник. Рязань, 1996. Сент.-нояб. С. 56-60.

http://pravenc.ru/text/63614.html

17 . Высокопреосвященнейший Гавриил (Петров), Митрополит Новгородский и Санкт–Петербургский. Вопреки веку Просвещения. М.: «Паломник», «Русский Двор», 1999. С. 208. 18 . Гавриил, митрополит Новгородский и С.–Петербургский. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 180–199. 19 .  Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго . Т. V. М.: Синодальная типография, 1898–1899. С. 55, 20. 20 . Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 118–119. 21 . Жизнь отца Федора, бывшаго Настоятеля Санаксарския обители, преставльшагося в 1791 году Февраля 19–го дня. М., 1847. 71 с. 22 . Житие и писания молдавскаго старца Паисия Величковскаго . Москва: В Университетской Типографии, 1847. 340 с. 23 . Житие иже во святых отца нашего Тихона, Епископа Воронежскаго и Задонскаго, всея России Чудотворца Издание XI. Одесса, 1902. С. 58–59. 24 . Житие преподобного Феодора Санаксарского . В кн. Санаксарский монастырь (Второе издание, исправленное и дополненное). Саранск, 2000. С. 36–65. 25 . Записки Ефимова. В Прибавлении к Творениям иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго . Т. V. М.: Синодальная типография, 1898–1899. С. 39. 26 . Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло–Новоезерскаго монастыря, бывшаго келейника преосвященнаго Гавриила, митрополита Новгородскаго и С.–Петербургскаго. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 199–223. 27 . Записки Чеботарева. В Прибавлении к Творениям иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго . Т. V. М.: Синодальная типография, 1898–1899. С. 4. 28 . Зноско В. Рясофорный монах (девица) Досифей, Затворник Киево–Печерской Лавры и первый руководитель–наставник пр. Серафима Саровского . Киев: Типография Киево–Печерской Лавры, 1906. С. 29. 29 . Игумен Тихон Вышенский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. Т. II. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 277–287.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

212. Он же. Не стоит город без святого. Духовные подвиги преподобного Даниила Переяславского//Православная беседа. Журнал для семейного чтения. 1997. 2. — С. 21–24. 213. Он же. Русское национальное самосознание на пути к Патриаршеству//Встреча. Ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной Академии и Семинарии. 1997. 1 (4). — С. 18–25. 214. Он же. Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (традиции и особенности)//Славянский альманах 1996. М., 1997. — С. 23–36. 215. Шумов В., свящ. Обычай молиться перед едой. М., 1997 (Преди­сло­вие архимандрита Макария (Веретенникова) : С. 3–4). 216. Макарий архим. Новооткрытый список конца XV в. Похвальное Слово на день памяти перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Пресвитер Андрей — писатель Древней Руси//Вышенский паломник. Православный журнал религиозного объединения — братства “Благотворитель” во имя святителя Феофана Затворника Вышенского. Рязань, 1997. 2. — С. 55–57. 217. Он же. Епископ Рязанский Гурий (1554–1562) (Из истории русской иерархии XVI века)//Там же. — С. 78–79. 218. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий. (Из истории русско-литовских отношений)//Там же. — С. 80–85. 219. Служба святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу//Минея месяц Декемврий. Киев. 1993 (Репринт: М., Сретенский монастырь, 1997). — С. 661–672. 220. Макарий архим. Житие Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси//Русь. 1997. 3. — C. 33–42. 221. Он же. Благодарим Тя, Христе Боже наш…//Благовестник (Во­­ло­гда). 1997. 7–8 (27–28). — С. 7. 222. Он же. Стоглавый Собор 1551 года//Смоленская “наказная” грамота Всероссийского Митрополита Макария по рукописи прот. Александра Горского из собрания МДА 108 (Из истории Стоглава)/Издание подготовлено Т. А. Исаченко . М., 1996. — С. 217–231. 223. Он же. Всероссийский Митрополит Афанасий//Историческая газета. 1997. Сентябрь. 9 (21). — C. 16; Íîÿáðü-Äåêàáðü. 10–11 (22–23). — С. 11. 224. Он же . Из истории русской церковной иерархии XVI века//Богословские труды. Сб. 33. М., 1997. — С. 63–74.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

27 . Мысли на каждый день года: по церковным чтениям из Слова Божия: крат. поучения. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 399 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Т) 28 . Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека. – Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2011. – 189 с. (Т) 29 . Наставления в духовной жизни. – 2-е изд. – Москва: Отчий дом, 1997. – 367 с. (Р) 30 . Наставления в духовной жизни: [богословская симфония по письмам свт. Феофана Затворника ]/сост. митр. Иоанн (Снычев). – Москва: Апостол Веры: Альта-Принт, 2005. – 384 с. (Е) 31 . Наставления в духовной жизни: письма/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. – Москва: Издат. отдел Московского Патриархата: Посад, 1994. – 188 с. (Е) 32 . Начертание христианского нравоучения. – Репр. изд. 1895 г. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 1998. – 519, с.: портр. (Е) 33 . О духовной жизни и молитве Иисусовой в письмах к схиигумену Герману и схимонаху Агапию: письма. – [Винница]: Винницкая епархия, 2001. – 104 с.: портр. (Е) 34 . О молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману: письма/сост. иерод. Онуфрий (Маханов). – Москва: Паломник, 2005. – 144 с. – Библиогр.: с. 9. (Е) 35 . О нашем спасении: собрание творений святителя Феофана, затворника Вышенского . – Москва: Ковчег; пос. Печенга (Мурман. обл.): Трифонов Печенгский монастырь, 2003. – 1168 с.: фот. (Е) 36 . О православии с предостережениями от погрешений против него: слова епископа Феофана. – Москва: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1991. – 109 с. (Р) 37 . О православии с предостережениями от погрешений против него. – Минск: Лучи Софии, 2003. – 272 с. – Печ. по изд.: Москва, 1900. (Е) 38 . Основы православного воспитания: по книге «Путь ко спасению». – Киев: О-во любителей православной литературы: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского , 2002. – 72 с.; То же. – 2-е изд. – 2006. (Е) 39 . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – Москва: Правило веры, 1999. – 511 с. (Т)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В декабре 1851 иеромонах Феофан сообщал, подразумевая под «нашими» представителей Иерусалимского Патриархата: «Между нашими и армянами разлад. Подрались гефсиманские канделайты (возжигатели свечей –  прим. авт.). И еще: в Вифлееме склали где-то стену наши. Армяне с католиками восстали и довели до того, что ее разорили» . За весь период отсутствия архимандрита Порфирия в Иерусалиме протестантское и католическое присутствие в Палестине заметно усилилось . Замещение главы миссии также возлагало на будущего святителя обязанности по внутреннему устроению и развитию миссии. В ноябре 1851 года иеромонах Феофан с радостью сообщал архимандриту Порфирию, что в монастыре Святой Екатерины были оборудованы палаты для оказания врачебной помощи паломникам. По тем временам это была настоящая «больница со всеми удобствами, на манер публичных. Чисто – и кровати с приборами, и пища, и лекарства» . За больными ухаживали несколько медсестер под руководством смотрительницы. Но из-за конфликтов с медиком вскоре это начинание расстроилось, и 18 декабря 1851 года иеромонах Феофан с горечью писал: «Больница, открытая было в Екатерининском, закрыта» . Одной из причин своего возвращения в Иерусалим архимандрит Порфирий считал необходимость возобновления больницы путем «сметливого уравновешения обязанностей местного врача и русских посиделок у одра болящих» . Другой важной причиной он считал продолжение устройства православного училища для арабских девушек в Иерусалиме. Эта школа была устроена по благословению Иерусалимского Патриарха, который определил наставницу для девушек, и при содействии Русской духовной миссии на пожертвования русского генерал-адъютанта Е.В. Путятина . По сообщениям иеромонаха Феофана, сначала школа не могла начать работу из-за отсутствия подготовленного помещения и болезни прибывшей в Иерусалим учительницы .  Когда же в январе 1852 года занятия начались с первыми девушками (их первоначально было примерно двенадцать человек), наставница проявила неуважение к традициям местных арабов, потребовав от учениц, «чтобы они ходили без покрывал своих обычных и в дороге, по улице» . Это нововведение отталкивало от учебы даже тех немногих, кто был настроен посещать русскую школу, и будущий святитель был вынужден прибегнуть к помощи русских дипломатов для разрешения возникшего конфликта, грозившего уничтожить благое начинание, тем более полезное «при возрастающих усилиях миссионеров католических и протестантских распространить и на девиц иерусалимских проселитическое свое воспитание» .

http://bogoslov.ru/article/5558532

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010