Ю. А. Бирюкова. Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 г. Одним из главных и судьбоносных событий истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны стал Юго-Восточный Русский Церковный Собор (далее – ЮВРЦС), прошедший в г. Ставрополе Кавказском с 19 по 24 мая 1919 г. Собор состоялся спустя восемь месяцев после завершения третьей сессии прерванного революционными событиями Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. и, в определенной мере, воспринимался его участниками, организаторами и общественностью как преемник незавершенного московского Собора. Важнейшим поводом его созыва стала потребность в организации высшей церковной власти – Временного высшего церковного управления (далее – ВВЦУ) – на территории Юга России, контролируемой Вооруженными силами армии генерала А. И. Деникина, Всевеликим войском Донским и Кубанским войском и изолированной от Патриарха линией фронта Гражданской войны 1 . Кроме этого важнейшего деяния, Собор рассмотрел назревшие церковные проблемы: оживление прихода, духовных учебных заведений, укрепление церковной дисциплины, решение которых связывалось с необходимостью рецепции в новых условиях постановлений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В Соборе в качестве его членов приняли участие правящие и викарные архиереи, духовенство и миряне шести крупнейших епархий Юга России, члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на данной территории, представители военного духовенства, командования Добровольческой армии, Войскового круга Всевеликого войска Донского, Донского атамана, Кубанского казачьего войска и Кубанского краевого правительства. В числе участников были также многие известные церковные и общественные деятели, представители общественно-политических движений – Союза русских национальных общин, Совета государственного объединения России, участвовавшего и в подготовке Собора, Донского и Кубанского казачьих войск. Выступили генерал А. И. Деникин и В. М. Пуришкевич 2 . Круг работ, в которых история и документы Юго-Восточного Русского Церковного Собора получили хотя бы общее рассмотрение, оказывается довольно узким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

4 апреля 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии.  Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; архиепископ Венский и Будапештский Антоний; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Сочинский и Туапсинский Герман. ЖУРНАЛ 21 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ситуации на Украине. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 22 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, о тематике предстоящего форума. Справка: На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 2019 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было решено XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения провести с 26 по 29 января 2020 года, а тему утвердить на следующем заседании Священного Синода — после предварительного обсуждения на Высшем Церковном Совете (журнал 3, п.4). На заседании Высшего Церковного Совета 1 марта 2019 года предложена тема «Великая Победа: наследие и наследники». ПОСТАНОВИЛИ: XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения провести на тему «Великая Победа: наследие и наследники».

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

     О «Бессмертном полке» Это еще раз свидетельствует о том, какое огромное значение имеет семья. Это фундаментальная нравственная ценность, которая не может быть разрушена ни при каких обстоятельствах. У этой ценности может быть очень мощная социальная, общественная и даже политическая реализация. Но, с другой стороны, это свидетельствует об отношении, которое народ наш испытывает к людям, погибшим за свое Отечество. Взирая на «Бессмертный полк», понимаешь, что политическая мотивация, которая иногда выводит людей на улицы (не имеет значения – «за» или «против»), ничто по сравнению с этой глубинной нравственной мотивацией. В безрелигиозном обществе такая мотивация не работает. Поэтому в каком-то смысле, вне зависимости от отношения людей к вере, феномен «Бессмертного полка» имеет ярко выраженное религиозное и нравственное измерение. Из слова на заседании Высшего Церковного Совета, Москва, 11 мая 2017 года Изучение церковнославянского языка – важная общецерковная задача Почитая славянских первоучителей, Русская Церковь всегда считала изучение кирилло-мефодиевского наследия важным и ответственным делом, необходимым для сохранения национальной исторической памяти. И сегодня мы призваны бережно относиться к плодам трудов равноапостольных братьев и стремиться быть достойными продолжателями их миссии. Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку – важная общецерковная задача. Следует признать, что современный уровень владения богослужебным языком Русской Православной Церкви оставляет желать лучшего. В связи с этим появление «Большого церковнославянского словаря» будет, вне всякого сомнения, весьма полезно как для преподавателей и воспитанников духовных школ, так и для многих наших современников. Уверен, что данное издание, продолжающее лучшие традиции отечественной лексикографии, станет важным образовательным ресурсом для семинарий, духовных училищ, светских высших учебных заведений и общеобразовательных школ – там, где уделяется внимание в том числе славянскому языку.

http://pravoslavie.ru/103444.html

Архив Пн В день своего 76-летия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2022 г. 13:51 20 ноября 2022 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которому в этот день исполнилось 76 лет, совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.   Его Святейшеству сослужили: постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин ; члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета , сонм архиереев Русской Православной Церкви. В богослужении участвовали представители Поместных Православных Церквей: архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; протоиерей Даниил Андреюк , представитель Православной Церкви в Америке . Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Николай Балашов , советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени равноапостольных Кирилла и Мефодия; наместники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы и Московской митрополии.  Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д.Ф. Мезенцев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А.

http://patriarchia.ru/db/text/5978654.ht...

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции Описание: Архиепископия сформировалась на основе приходов, организованных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 г. Временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета в марте 1921 г. было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В силу исторических обстоятельств в 1931 г. приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с этим решением и заявила о своей верности Московскому Патриархату, основав в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились другие; позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия . В послании к пастве в феврале 1931 г. митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы... не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений». 29 августа 1945 г. митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом, в котором излагалась просьба об объединении с Русской Православной Церковью. В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев». 7 сентября 1945 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской Патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5510399...

Бесконтрольно отдавать детей-сирот за рубеж неправильно, однако полностью запрещать усыновление российских детей американцами неверно, пока в России много социальных сирот и для их воспитания не созданы необходимые условия, заявил РИА Новости глава синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, член Высшего церковного совета епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Госдума в среду приняла во втором чтении " закон Димы Яковлева " с существенными поправками, которые, в частности, предполагают запрет на усыновление российских детей американцами и расширяют действие документа на все страны, нарушающие права россиян. " В принципе, бесконтрольно отдавать наших детей на чужбину, отрывать их от национальных и религиозных корней — неправильно, но пока у нас не созданы все условия для достойного воспитания детей в замещающих семьях, и пока у нас много социальных сирот, полностью запретить усыновление в США тоже неверно " , — заявил епископ РИА Новости. Он считает, что нужен закон, который позволит в каждом конкретном случае решать, что важнее для ребенка, и предостерегает от принятия решений, касающихся детей, " исходя из политической конъюнктуры " . " При принятии такого закона нужно исходить не из каких-то скандальных историй, не из правил дипломатии, симметричных или асимметричных ответов, а из интересов детей. Конечно, есть известные всем опасности при усыновлении за рубеж, есть определенные проблемы, но их нужно решать в нормальном режиме, а не принимать скоропалительные решения " , — добавил Пантелеимон. Он считает, что все принимаемые в государстве законы " должны исходить из интересов людей " , и ради этого " можно жертвовать даже престижем государства " . Епископ убежден, что " дети — это самое ценное, что есть в государстве " , и возлагает ответственность за судьбу сирот не только на родителей, но и на власти, которые не создали условий для воспитания этих детей в семье, и на Церковь, которая должна была донести до народа, что " отказываться от детей — это грех " .

http://pravoslavie.ru/58256.html

В день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, съехавшихся на похороны почившего первосвятителя. Здесь же было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего, по которому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности для него вступить в должность – митрополиту Агафангелу (Преображенскому), и, наконец, митрополиту Петру (Полянскому) , если и митрополит Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности патриаршего Местоблюстителя. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, на совещании решено было во исполнение воли почившего первосвятителя признать патриаршим Местоблюстителем митрополита Крутицкого Петра, о чем и составлен был акт, удостоверенный 58 архиереями, на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия. Сюда же включили и волеизъявление митрополита Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего первосвятителя в отправление обязанности патриаршего Местоблюстителя» 199 . 76 апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников. Этот запрет распространяется и на первосвятительскую кафедру поместной Церкви, но Русская Церковь уже в течение восьми лет жила в небывалых условиях, которые не могли быть предусмотрены в древних церковных законоположениях и правилах. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было совершенно невозможно, православная Церковь существовала в стране на полулегальном положении, а Советская власть в качестве православной Церкви России признавала обновленческую группировку с ее синодом. Всероссийский Поместный Собор, проходивший в то время, когда уже начались гонения, предусмотрел возможность самого тяжкого давления на православную Церковь и определил, что в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего церковного совета Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника – Местоблюстителя патриаршего престола. Уже тогда Патриарх назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании. Подписи почти всех находившихся тогда на воле российских архиереев под актом о назначении патриаршего Местоблюстителя придают назначению митрополита Петра характер избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Виступ митрополита Волоколамського на з викладачами та студентами 31 березня 2015 р. 12:00 Вечером 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , посетивший Казань для участия в торжествах 1000-летия преставления святого князя Владимира, совершил всенощное бдение в храме Казанской православной духовной семинарии. После службы состоялась встреча митрополита Илариона с воспитанниками и преподавателями семинарии. Его выступление было посвящено образовательным стандартам современных духовных школ. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Анастасий ! Ваше Преосвященство, владыка Мефодий ! Всечестной отец ректор игумен Евфимий ! Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад возможности вновь посетить Казанскую духовную семинарию, славную своими традициями, совершить всенощное бдение в семинарском храме и побеседовать с вами. Отец Евфимий перечислил некоторую часть послушаний, которые возложены на меня Священноначалием, и я хотел бы рассказать вам об одной работе, которую мы сейчас начинаем по решению Высшего Церковного Совета под непосредственным начальственным наблюдением Святейшего Патриарха. Вы знаете, что в течение многих лет проводится реформа духовных школ. Она двигалась не всегда в одном направлении: иногда делались какие-то шаги вперед, а потом — назад, потом — шаг вправо, затем — шаг влево. И только после того, как Святейший Патриарх Кирилл по восшествии на Патриарший престол задал определенный вектор реформе духовных школ, началось ее поступательное движение, которое мы сейчас имеем возможность наблюдать на примере целого ряда наших духовных учебных заведений. Тем не менее, по-прежнему существует много проблем, и уровень преподавания в семинариях некоторых регионов оставляет желать лучшего, как и уровень знаний выпускников. Один из вопросов реформы касается качества учебных пособий. Мы приняли решение сделать ревизию тех пособий, которые используются в наших духовных школах. По благословению Святейшего Патриарха было проведено анкетирование: каждая духовная школа прислала список используемых учебников по каждому предмету, причем они были выстроены в порядке рейтинга востребованности и популярности. Что же мы увидели, ознакомившись с этими списками? Преимущественно издания XIX – начала XX вв., то есть дореволюционную богословскую, церковную, историческую литературу. Так, среди учебных пособий фигурировали «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), которому через два года исполнится 200 лет, «Толковая Библия» Лопухина, которой уже более ста лет, и многие другие учебные пособия и книги того времени, а также некоторое количество литературы, изданной в Зарубежной Церкви в 30-40-е годы, и отдельные книги авторов, относящихся к называемой парижской школе русского богословия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211168...

Дамир Мухетдинов о диалоге Русской Православной Церкви с исламским миром. Насколько верны его оценки? 30 апреля 2021 г. 12:44 Материал подготовлен редакцией портала Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 30 марта 2021 года на официальном портале централизованной мусульманской организации — Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) — было опубликовано интервью первого заместителя председателя этой структуры Дамира Мухетдинова, данное сотруднику ДУМ РФ Ильгизару Давлетшину. Оно касалось перспектив диалога Православия и ислама¹. В связи с тем, что в данном материале допущено немало фактологических ошибок и искажений, считаем важным ознакомить всех заинтересованных лиц с достоверными данными о диалоге Русской Православной Церкви с мусульманским сообществом. Поводом для интервью стало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед началом заседания Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года². Начал Д. Мухетдинов оценивать отношение Церкви к исламу издалека. Он заявил в контексте «провозглашения автокефальной Православной церкви Украины», что «круг важных и весомых союзников Русской Православной Церкви среди религиозных институций по ключевым, проблемным вопросам жизнеустройства значительно сузился и продолжает сужаться»³. Автор высказывания не обосновал реальными данными это свое суждение — наверное, ему лучше известно, кто является «важным и весомым союзником» Русской Церкви, чем ей самой. Однако любой из читателей может открыть официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, чтобы оценить масштабы сотрудничества Русской Православной Церкви с международными, религиозными и общественными организациями в России и за ее пределами, ознакомиться с совместными гуманитарными и просветительскими инициативами в разных странах и сделать вывод о том, что суждение Д. Мухетдинова о значительном и продолжающемся сужении круга партнеров, как минимум, спорно. Далее первый зампредседателя ДУМ РФ рассуждает о многолетнем диалоге Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана, пытаясь показать, что Московский Патриархат, в отличие от Ватикана, предпочитает вести диалог с «миноритариями» исламского мира. В данном контексте важно обратить внимание на то, что Московский Патриархат ведет диалог с исламским миром во всем его многообразии, включая как суннитов, так и шиитов. Среди мусульман-шиитов находится немало проживающих в России национальных общин, в том числе многочисленная азербайджанская диаспора. С Управлением мусульман Кавказа Русская Православная Церковь поддерживает братские взаимоотношения еще с советских времен. В те же времена началось активное взаимодействие Московского Патриархата с суннитскими мусульманскими общинами как в СССР, так и за его пределами.

http://patriarchia.ru/db/text/5804076.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010