сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Образование и служение Автономной Православной Церкви в Эстонии Первый Собор Эстонской Православной Церкви состоялся 21 марта 1919 г. и занимался упорядочением жизни Церкви в новых условиях. 19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 2 февраля 1920 г. РСФСР и Эстонская Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским монастырем. Это решение советского правительства было продиктовано многими интересами, в том числе и желанием поставить заслон религиозному влиянию на население России одной из древнейших и глубоко почитаемых обителей. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в соединенном присутствии обсудили каноническое положение частей бывшей Псковской епархии и Ревельского викариатства, оказавшихся в пределах новообразованного Эстонского государства, и приняли постановление, которое вместе с разъяснениями Священного Синода было передано специально приехавшему в июне в Москву представителю Православной Церкви в Эстонии П. И. Сеппу. В постановлении было сказано, что «ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 г. за 183, признать Эстонскую Православную Церковь автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Эффект присутствия. О «церковном парламенте» рассказал секретарь комиссии Межсоборного присутствия Аркадий Малер марта 2011 Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви. 27-28 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве прошло первое пленарное заседание Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Что это было: обычная рабочая встреча или начало новой эпохи в жизни русского православия? Об этом мы беседуем с секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия Аркадием Малером . -Межсоборное присутствие уже получило славу " церковного парламента " или " православной общественной палаты " . Насколько это верные сравнения?   -Это сравнение не точно, потому что участниками Межсоборного присутствия являются также представители высших органов церковной власти, включая Патриарха, всех членов Священного Синода и руководителей синодальных отделов и комиссий. Таким образом, Межсоборное присутствие оказывается представительным органом церковной власти, объединяющим все слои церковного мира от мирян до архиереев. -Существовал ли институт Межсоборного присутствия ранее в истории нашей Церкви? -Историческими прототипами этого органа можно считать Предсоборное присутствие 1906-1907 годов и Высший Церковный совет, созданный на Поместном Соборе 1917-1918 годов и просуществовавший по известным причинам до 1924 года. В своей вступительной речи на пленуме Межсоборного присутствия Патриарх Кирилл специально заметил, что оно создано " во исполнение определения постановления Собора 1917-18 годов " и, следовательно, остается прямым преемником Высшего Церковного совета.И все же отличие этого нового соборного органа от предыдущего бросается в глаза. Если в Высшем Церковном совете было всего 15 членов, то в Межсоборном присутствии - 144 участника, причем это число будет увеличиваться, поскольку решением Священного Синода в состав присутствия уже вводились новые участники.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Болгарская Православная Церковь. Часть 1. (версия для печати)/Православие.Ru Болгарская Православная Церковь. Часть 1. Православие.Ru , 17 октября 2008 г. Современное положение В настоящее время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Западной Европы, Северной и Южной Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Священному Синоду, в который входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода, постоянно работающий, входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами которого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и административная власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении которого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 год в БПЦ действовали по официальным данным, около 3800 храмов, в которых служили более 1300 священнослужителей; более 160 монастырей, где подвизались около 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в государственных учебных заведениях (богословский факультет Софийского университета «Св. Климента Охридского»; богословский факультет и факультет церковного искусства Велико-Тырновского университета; кафедра богословия Шуменского университета).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В тюрьме воцерковленных людей больше, чем на воле» Протоиерей Игорь Александров об участии Церкви в деле ресоциализации лиц, выходящих из мест лишения свободы 20.04.2016 1210 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 13 апреля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета. Выступая на открытии заседания, Патриарх отметил, что за прошедшие годы «создана служба пастырского попечения о заключенных в нашей Церкви». В то же время Первосвятитель указал на узкие места в системе окормления лиц, оказавшихся в местах лишения свободы: «Отдельный непростой вопрос — ресоциализация лиц, выходящих из мест лишения свободы. Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных. И Церковь должна прийти им на помощь. Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев». Мы попросили настоятеля храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7 протоиерея Игоря Александрова прокомментировать слова Святейшего Патриарха Кирилла. Нельзя не согласиться со словами нашего Первосвятителя о том, что служба пастырского попечения о лицах, временно находящихся в местах лишения свободы, действительно, существует. И хотя тюремный священник бывает в своем храме не ежедневно, в целом у человека по ту сторону решётки даже больше возможностей для воцерковления, чем на воле. И храм – у порога жилища, и никто не осудит за незнание каких-то правил поведения, церковного этикета. Приведу несколько фактов, свидетельствующих о том, что к священнику в тюрьме, по меньшей мере, привыкли. Так, при разделении Санкт-Петербургской епархии оказалось, что некоторые священнослужители стали для своих колоний «чужими», т.е. клириками других епархий, и, формально, подлежали замене, сотрудники соответствующих учреждений обратились к епархиальному руководству с просьбами сохранить им «своих» батюшек, что и было сделано. По своему опыту могу сказать, что сейчас в храм в колонии люди подчас заходят просто «излить душу». Это нельзя назвать воцерковлением, но это тоже свидетельство преодоления каких-то подозрений, многолетнего недоверия. В 90-е годы такого не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/20/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долгожданное воссоединение Священный Синод принял в состав Русской Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним 16.09.2019 549 Время на чтение 3 минуты В субботу, 14 сентября, Священный Синод рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами, сообщает Патриархия.ru. Также архиепископ Иоанн сообщил, что в ближайшее время состоится собрание представителей этих приходов, которые направят Святейшему Патриарху и Священному Синоду свои предложения относительно канонической формы их организации. Члены Священного Синода, обсудив это обращение посредством способов удаленной связи, постановили (журнал 122): Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами. По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была основана в 1921 году, когда временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому) определением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/16/do...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей . Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит. Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский 29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате , в подворье рус.

http://pravenc.ru/text/114840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХХ в.), назван по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя т. н. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Второе, менее распространенное название раскола - «борисовщина» - происходит от имени др. организатора ВВЦС - Можайского еп. Бориса (Рукина) . Так же как и обновленчество , Г. р. был инициирован ОГПУ, к-рое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий Патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Патриарху свт. Тихону . После кончины свт. Тихона в соответствии с оставленным им завещанием Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. признало Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 10 дек. того же года митр. Петр был арестован. Согласно его завещательному распоряжению, патриаршие полномочия по управлению Церковью перешли к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх). Из-за запрета на выезд из Н. Новгорода митр. Сергий не имел возможности прибыть в Москву и сообщил о принятии на себя функций временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя письмом, отправленным управляющему Московской епархией. Еще до ареста митр. Петра представители ОГПУ вели переговоры об условиях легализации церковного управления с архиеп. Григорием (Яцковским) и др. архиереями, недовольными твердой позицией Местоблюстителя в отношениях с гос. властями. 11 нояб. 1925 г. Комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от гос-ва (Антицерковная комиссия) ЦК РКП(б) поручила начальнику 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев» ( Цыпин. История РЦ. С. 137). 22 дек. с согласия ОГПУ в Донском иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание 10 архиереев. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Свящ. Синоду, в к-рый входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода (постоянно работающий) входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами к-рого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и адм. власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении к-рого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по офиц. данным, ок. 3800 храмов, в к-рых служили более 1300 священнослужителей; более 160 мон-рей, где подвизались ок. 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в гос. учебных заведениях (богословский фак-т Софийского ун-та им. св. Климента Охридского; богословский фак-т и фак-т церковного искусства Велико-Тырновского ун-та; кафедра богословия Шуменского ун-та).

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010