Поместный Собор 1917–1918 гг. ЖМП 11 ноябрь 2022 /  18 ноября 2022 г. 13:00 Келейный труд и разочарование общественности К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАБОТЫ ПРЕДСОБОРНОГО СОВЕЩАНИЯ В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв.  PDF-bepcuя. Учреждение Предсоборного Совещания В декабре 1906 года Предсоборное Присутствие торопливо завершило свою работу с надеждой получить соизволение императора Николая II на созыв Поместного Собора. Присутствие, учрежденное императором, работало почти год — с 3 марта по 15 декабря 1906 года. За это время была проделана важная богословская и каноническая работа по организации Собора: подготовлены проекты основных документов, регулирующие созыв и порядок деятельности Собора, функционирование высшего церковного управления. Однако шло время, и каждый следующий год не приносил ничего нового в вопросе созыва Собора: сдержанная позиция государя видимым образом не менялась. Документы и материалы Предсоборного Присутствия, как невостребованные, были сданы в архив. Пресса тех лет писала об обманутых ожиданиях, бесконечно повторяемых словах о необходимости Собора, в то время как дело не двигалось с мертвой точки 1 . Однако активные члены Церкви возвышали свой решительный голос в защиту назревших церковных преобразований. Так, Л. А. Тихомиров подал докладную записку на имя председателя Совета министров П. А. Столыпина, в которой доказывал вред дальнейшего затягивания созыва Всероссийского Поместного Собора в условиях изменившихся общественно-политических отношений 2 .

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

В Москве прошла презентация монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века» 13 ноября 2023 г. 11:20 10 ноября 2023 года в Культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» в Москве состоялась презентация монографии секретаря Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарева «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». Данный научный труд вышел в 2023 году в издательстве Московской духовной академии . Мероприятие открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония . Отметив, что в основе представленного ныне церковным академическим кругам, церковным практикам и широкой публике научного труда лежит кандидатская диссертация, которую автор защитил в 2007 году в Московской духовной академии, будучи сотрудником Отдела внешних церковных связей под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Патриарха Московского и всея Руси), митрополит Антоний сказал: «Эта работа является попыткой комплексного исследования института высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX — начале XXI столетия». Архиерей констатировал: «Церковное общество начала XX века находилось в поиске путей обновления принципов управления Церковью. Активные дискуссии, которые велись, в первую очередь, в Предсоборном Присутствии, выявили глубокую неудовлетворенность синодальным устроением церковной жизни, засильем в ней чиновничьего духа. Цветом тогдашней академической мысли была предложена форма высшего церковного управления, которая могла бы гармонично сочетать в себе Патриаршее и соборное начала. Тогда многое было сделано для конструирования церковно-государственных отношений, при которых отводилось особое место автономии Церкви, но под высшим патронатом православного государя, а также проектирования митрополичьих округов, призванных децентрализовать церковное управление и создать благоприятные условия для развития местной специфики церковной жизни. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов благодаря огромной работе, проделанной в предсоборных органах, напряженной дискуссии в отделах и на пленарных заседаниях, не только восстановил институт Патриаршества, но и создал целую систему высшей церковной власти и управления, которая состояла из Поместного Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/6076415.ht...

Положення про курсах для Церкви 13 липня 2015 р. 21:49 Документ принят на заседании Высшего Церковного Совета 29 апреля 2015 года и утвержден Священным Синодом 13 июля 2015 года ( журнал ). Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» (см. пункт 26 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года). Во исполнение данного постановления Архиерейского Собора 2013 года разработано данное Положение. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о создании и организации образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви (далее — Положение) определяет порядок создания и деятельности образовательных курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной Церкви (далее — образовательные курсы). 1.2. Образовательные курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица: 1) духовных образовательных организаций (семинария, академия); 2) образовательных организаций высшего образования (Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); 3) иных образовательных организаций, учредителями которых являются централизованные религиозные организации Русской Православной Церкви. 1.3. Образовательные курсы обеспечивают процесс получения базового богословского образования послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее — учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4221697...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Христом и экуменизмом Зачем делегатам РПЦ ехать во Всемирный совет церквей? 29.03.2022 2961 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора На недавнем заседании Синода Московской Патриархии 24 марта 2022 года в одном из журналов было зафиксировано, что Русская Православная Церковь летом намеревается отправить в Германию свою делегацию на ассамблею Всемирного совета церквей. По всей видимости, при всех тенденциях и скандалах в Германии, там будут обсуждать социализм и гомосексуализм, перспективу снятия всех крестов в Европе и проблему создания универсальной антихристианской религии – ради этого, собственно говоря, и существует ВСЦ. Понятно, что данная инициатива восстановить участие в ВСЦ после длительной остановки отношений из-за деградации организации – инициатива ОВЦС, с которой вынужден был согласиться Синод. Хотя Патриархия этими деяниями и своими решениями серьёзно встревожила верующих. Патриарх Кирилл за несколько дней до Синода на заседании Высшего церковного совета 18 марта 2022 года высказался в таком смысле, что ориентир Патриархии на вступление в ВСЦ в 1960-х годах и на общение c папой Римским был правильным. У Патриархии, благодаря этому, есть каналы, через которые можно доносить свою позицию за рубеж. «Мы получили из жизни убедительное подтверждение правильности того курса на развитие отношений с православными и неправославными христианами, который наша Церковь взяла в послевоенные годы Сегодня мы убеждаемся в том, что если бы всего этого не было, то наша Церковь была бы в полной изоляции и у нас не было бы ни малейших возможностей передать наше понимание ситуации, наш взгляд на происходящее нашим партнерам», – было озвучено на заседании Совета. Такие заявления без пояснений вселяют тревогу. Неужели вновь начинается эпоха гонений на Церковь? Ведь в советское время лишь этим оправдывался экуменизм православных. Местные органы власти умеряли свой атеистический пыл лишь при угрозе огласки их деяний за рубежом, и приезды западных экуменистов из капстран в СССР иногда бывали рычагом церковного воздействия на чиновников. Известно, как насельники Свято-Успенской Почаевской лавры, которой грозило закрытие, втайне от КГБ смогли передать письмо с рассказом об истинном положении дел посещавшему их генсекретарю ВСЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/29/me...

1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство , учреждение новых викарных кафедр не планировалось ( Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин) . В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество ) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту) . В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».

http://pravenc.ru/text/2566212.html

В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю празднования 100-летия восстановления Патриаршества 5 декабря 2017 г. 20:27 5 декабря 2017 года в связи с проходящими торжествами в честь 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви в трапезных палатах Храма Христа Спасителя в Москвве состоялся прием от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мероприятие посетили председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии и общецерковных учреждений, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле, духовенство Москвы и Московской области, представители инославных и иноверных исповеданий, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, государственных корпораций и организаций федерального уровня, правительств Москвы, Московской области и регионов России, дипломатических представительств, общественных и благотворительных организаций, Всемирного русского народного собора, образования, науки, культуры, медицины, спорта, бизнес-сообщества, средств массовой информации. Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам приема: «Уважаемая Валентина Ивановна! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие высокие гости!  Хотел бы всех вас сердечно приветствовать на приеме в честь 100-летнего юбилея избрания Патриарха Московского Тихона. Его избрание восстановило после более чем 200-летнего перерыва каноническое возглавление Русской Православной Церкви. Избрание произошло под гром артиллерийских ударов по Кремлю, в самое тяжелое время нашей истории. Но оно все-таки состоялось. И, наверное, трудно себе представить, как развивалась бы история нашей страны, если б в эту годину смуты Русская Церковь не получила своего канонического возглавления. Мне уже неоднократно приходилось говорить о том, что революционные события начала XX века были порождены не 10-15 годами, предшествовавшими этим событиям.

http://patriarchia.ru/db/text/5078854.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.П.Виноградов. Фотография. 10-е гг. XX в. Василий Петрович (23.03.1885, г. Можайск Московской губ.-24.10.1968, Людвигсфельд (ныне в черте Мюнхена, Германия), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов. Из семьи священника. Окончил в 1899 г. Звенигородское ДУ, в 1905 г.- Вифанскую ДС, в 1909 г.- МДА со степенью канд. богословия, оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 16 авг. 1910 г. исполнял должность доцента кафедры гомилетики, с 1914 г. доцент. С 1914 г. ответственный редактор ж. «Христианин». 2 авг. 1914 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Уставные чтения». 30 дек. 1916 г. был уволен из МДА, 27 мая следующего года восстановлен, с 21 авг. 1917 г. экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и пастырского богословия. За период службы в МДА опубликовал более 50 работ по богословию, литургике, гомилетике, церковно-общественным и актуальным религ. проблемам. Являлся секретарем 1-го Всероссийского съезда деятелей духовной школы (май 1917). 12 июня 1918 г. В. стал помощником ректора Московской правосл. народной академии (открыта 24 июня), вел в ней курс церковной практики. С 1918 г. член Московского епархиального совета, являлся также начальником московских пастырских курсов и проректором МДА. В нач. 1921 г. В. был арестован, осужден, отбывал срок в лагере около Архангельска, в кон. 1921 г. освобожден. 3 февр. 1922 г. рукоположен во иерея Патриархом св. Тихоном в Москве с возложением золотого наперсного креста. В мае 1922 г. арестован вместе с Патриархом св. Тихоном, заключен в одну из тюрем Москвы, затем переведен во Владимир. В нач. 1923 г. освобожден, вернулся в Москву, возведен в сан протоиерея, награжден палицей и назначен настоятелем ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве. В 1923-1924 гг. являлся председателем Московского епархиального совета. 21 мая 1924 г. включен Патриархом в состав Высшего церковного совета . В 1928 г. награжден митрой.

http://pravenc.ru/text/158700.html

  разделы   рассылка  распечатать Последнее в 2017 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви прошло в Даниловом монастыре в Москве Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о решениях, принятых на последнем в уходящем году заседании Священного Синода, состоявшемся 28 декабря 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве. По словам В.Р. Легойды, заседание Священного Синода открылось сообщением Патриарха Кирилла о праздновании столетия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. " Синод отметил важность состоявшихся мероприятий, посвященных восстановлению Патриаршества и юбилею Собора 1917-18 гг. " , – сказал В.Р. Легойда. Также члены Священного Синода имели суждение о порядке исполнения решений Архиерейского Собора, прошедшего в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года. Как сообщил В.Р. Легойда, был утвержден " План исполнения синодальными учреждениями постановлений Архиерейского Собора 2017 года, а также решений, принятых органами высшей церковной власти в период до Архиерейского Собора " , ранее одобренный Высшим Церковным Советом. " Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета во второй половине 2017 года, Священный Синод постановил одобрить решения Совета, принятые во второй половине 2017 года " , – заявил В.Р. Легойда. Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в ходе заседания Священного Синода был заслушан и принят к сведению доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, секретаря Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, о работе Межсоборного Присутствия в 2017 году. На заседании также было утверждено решение о назначении викарием Московской епархии с титулом " Домодедовский " епископа Воркутинского и Усинского Иоанна. Правящим архиереем Воркутинской епархии был избран иеромонах Марк (Давлетов), клирик Шуйской епархии.

http://religare.ru/2_114698.html

В сентябре Издательский совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии нынешнего года иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову и литературоведу Борису Тарасову. В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых Золотым и Серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и её трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе. В переживаемое ныне постсоветское время так же остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы. В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Новыми её лауреатами в этом году стали писатели-прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин. Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времён Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И ещё одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

http://pravoslavie.ru/96632.html

Закладка храма в Певеке на Чукотке, 6 сентября 2016 года ЖМП 2 февраль 2024 /  1 марта 2024 г. 16:00 Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира.  PDF-bepcuя.   В УСЛОВИЯХ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО НИКОГДА Церковь выстроила рабочие отношения с государственной властью. Регулярно проходят встречи Святейшего Патриарха с министрами РФ, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, губернаторами регионов, руководителями государственных корпораций, главами иностранных государств и иностранными послами, политиками. Подчеркивая значимость православного дискурса, на пленарном заседании Всемирного русского народного собора в 2023 году выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В рамках Рождественских Парламентских встреч Святейший Патриарх регулярно поднимает общественно значимые проблемы на площадках Совета Федерации и Государственной Думы. За заслуги перед Отечеством в 2021 году Президент вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден апостола Андрея Первозванного.  

http://e-vestnik.ru/analytics/sluzhenie_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010