В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Законом Божиим называется тот закон, который дан Самим Господом сынам израилевым, когда Бог говорил им собственно Своим голосом. Затем, Господь написал этот закон на двух каменных скрижалях Своим перстом и назвал их десятословием. Больше десяти слов, или заповедей, Господь не говорил. Эти заповеди, или две скрижали каменные, по повелению Господа, были положены на хранение в ковчег (см. Исх.20:1, 18–21, 24:12, 31:18, 32:16, 34:1, 28 ; Втор.4:11–13, 5:4–5, 22, 9:9–10, 10:1–5 ). Когда же израильтяне стали нарушать закон Божий, то Моисей от себя дал им законы, в которых указывал, какая казнь полагается за нарушение заповедей Господних и как им очистить себя от греха или преступления против заповедей. Все свои постановления Моисей после записал в особую книгу, которую и назвал «Второзаконием», т. е. вторым законом. Эта книга, по повелению Моисея, должна была лежать одесную ковчега завета и свидетельствовать против Израильтян ( Втор.31:24–26 ). Так что, когда израильтянин сделает преступление против какой-либо заповеди, хранящейся в ковчеге, то книга Второзакония свидетельствует всем об его грехе и указывает, как должен быть смыт грех против заповеди. Нам теперь закон Моисея не нужен: во-первых, потому что им никто не оправдался пред заповедями Божьими и никто при его помощи не достиг совершенства; напротив, израильтяне, не будучи в силах исполнить постановления Моисеева закона, навлекли еще на себя проклятье этого закона ( Гал.3 гл.); во-вторых, потому что мы, христиане, уже не под законом, а под благодатью Христовой ( Рим.6:14 ), и Христос не только искупил нас от клятвы Моисеева закона ( Гал.3:13 ), но и освободил нас Своею смертью от самого закона ( Рим.7:6 ). Если мы теперь согрешим против закона Божьего, т. е. десятословия, то уже будем оправдываться пред ним не законом Моисея, а ходатайством за нас Христа. Вот почему мы не принимаем из Ветхого Завета другого закона, или закона Моисеева, в состав которого входят все заповеди, все постановления и все заветы, кроме десятословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр. 7:5 ). В рождении близнецов Фареса и Зары выражается тот же закон предызбрания от чрева матери достойнейшего по своим нравственным качествам ( Быт. 38:27–30 ) – закон, осуществленный особенным чудесным образом во время самого рождения близнецов, так что Фарес родился прежде Зары, хотя по естественно-плотскому закону Зара должен бы быть первенцем и, следовательно, праотцем Давида и Мессии. Тот же нравственный закон правды ( Быт. 38:26 ) прообразуется в истории Фамари ( Быт. 38:6–26 ), которая по закону плоти должна бы подвергнуться сожжению, а не быть великой праматерью Давида и Мессии (ст. 24). И если фарисеи, кичась своей внешней праведностью, глубоко презирали мытарей, грешников и блудниц, то тем поучительнее для них была история Рахавы, в лице которой вера препобеждает происхождение плоти и греховную немощь души; этой язычницы и блудницы, содействующей устроению ветхозаветного царства Божия, верующей в Господа Бога Израилева, как Бога на небе вверху и на земле внизу, живущей среди Израиля до сего дня ( Нав. 2:1, 11, 6:24 ; ср. Иак. 2:25 ; Евр. 11:31 ). Типом той же веры, препобеждающей происхождение плоти ( Втор. 23:23 ), является Руфь моавитянка, признающая народ израильский своим народом и Бога Израилева своим Богом, т.е. отрекающаяся от нравственно-религиозной лжи и национализма ( Руф. 1:16 ), и за то от нее родился Овид, он – отец Иессея, отца Давидова ( Руф. 4:17 ). Эти две язычницы, силой своей веры становящиеся великими праматерями Давида и Мессии, предобразуют, что не плоть и кровь открывают тайну истинного Мессии, но возбуждаемая Отцом Небесным в богоподобном духе человеческом вера, прозревающая Спасителя во Христе ( Мф. 16:17 ); что Бог может и из камней воздвигнуть плотских чад Аврааму, если бы это надо было; что дела Авраамовы усыновляют ему людей – и обрезание духа, а не плоти, знаменует истинного сына Авраамова; что поэтому многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму вон ( Мф. 8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

931 г. до Р. Х.). Далее, достаточно скромное содержание благословения, данного Иуде, и отсутствие в этом благословении свидетельств о царственном положении колена Иуды предполагает дату до воцарения Давида (конец XI – начало X в. до Р. Х.). Более того, упоминание в ст. 5 о «царе Йешуруна», под которым подразумевается или Моисей, или Господь, относит время написания произведения к домонархическому периоду (эпохе судей) 24 . Впрочем, в последнем аргументе не учитывается, что содержание стт. 4–5 относится к прошлому, к эпохе, отличной от времени составителя, так что и поздний автор, живший во время монархии, мог сказать о том, что в ранний период истории Израиля его царем был Господь (или Моисей). Наконец, самый весомый аргумент в пользу происхождения «Благословения» в эпоху судей приводит И. Р. Тантлевский. Он указывает на то, что, с одной стороны, колену Иосифа «отдается первенство среди других колен». С другой стороны, «представители колена Левия восхваляются как хранители Завета ГОСПОДА, обучающие Израиль законам и Учению Бога». Но такая позитивная характеристика левитов вряд могла иметь место в Северном царстве, где они были отстранены от служения и заменены священниками из народа ( 3Цар.12:31 ). В то же время в Южном царстве после разделения, да и в период единой монархии неуместно было бы восхваление Иосифа и принижение роли Иуды 25 . Следовательно, монархическую эпоху следует исключить, и тогда получается, что в наилучшей степени обеим названным особенностям удовлетворяет период судей, когда в правление Гедеона колено Манассии возглавляло союз северных колен, духовными центрами Израиля были города Сихем и Силом, находившиеся в уделе Ефрема, но в то же время службы совершали только левиты. Данный вывод подкрепляется характером благословения Иосифа, в котором подчеркивается военная мощь и богатство колена, но на его царскую власть нет никаких намеков 26 . Наряду со всем сказанным нельзя не учитывать и данные лингвистического анализа «Благословения», которые свидетельствуют о его относительной древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Первым творческим действием Божиим в произведении вселенной было сотворение неба и земли. Но что должно разуметь под небом и землею в бытописании? Словами небо и земля, вместе взятыми, обыкновенно обозначается в ветхозаветном Писании понятие о мире, вселенной, т. е. земля и воздушные пространства со всеми видимыми и невидимыми небесными телами (напр. Быт.2:1 ; Втор.4:19, 30 ; Неем.9:6 ; Пс.101:26–27 и др.), для которого в еврейском языке не существует особого слова. Но так как видимое небо и все украшение его, равно и земля со всеми населяющими ее существами, по указанию бытописания, произошли позднее, то, следовательно, под небом и землею – начальными произведениями Творца, нельзя разуметь ни надземный, – звездный мир, ни земной шар, нашу планету. Дальнейшее описание первоначального состояние земли показывает, что под «землею» бытописатель разумел не землю в собственном смысле, а находившееся первоначально в состоянии смешанности и неустроенности вещество, из которого последовало дальнейшее мирообразование. Но что должно разуметь под небом? Слова «небо, небеса», кроме значение космического – (т. е. употребление оных в Писании для обозначения неба атмосферического и астрономического), имеют в ветхом завете еще значение символическое, переносное. Под небом нередко разумеется в Писании мир горний, вышечувственный ( 2Кор.12:2 ), место пребывания Бога ( Пс.67:34; 113:24 : 3Цар.8:27, 30 ; Мф.6:9 ; Ин.6:38 ; Деян.1:11 ; Евр.8:1 ; Откр.4:2 и др.), ангелов ( Пс.148:1–2 ; Мф.18:10; 24:36 ; Еф.1:20 и др.), называемых воинством небесным ( 3Цар.22:19–21 ; Пс.148:2 ; Иов.25:3; 15:15 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 и др.) и святых Божиих ( 4Цар.2:11 ; Мф.6:20; 19:21 , Евр.10:31 ; Флп.3:20 ; 1Пет.1:4 и др.). Есть мнение, что в переносном смысле употреблено слово «небо» и в начал кн. Бытия, именно, под небом разумеют здесь небо небес ( 3Цар.8:27, 30, 39 ), или мир невидимый, ангельский, созданный прежде мира видимого. При этом предполагается, что из безвидной и неустроенной земли, вследствие творческого действия Божия, произошла не только наша планета, со всеми своими существами, но и все прочие мировые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом, собственно-религиозная деятельность священства, обнимавшая все важнейшие моменты в жизни каждого народа, так и отдельного человека, представляла собою прочную школу держания народа в заботе о чистоте и святости и об образовании из себя особого, приближенного к Богу народа: каждый религиозный обряд являлся поучением, а священство – учительством, и насколько была прочна эта школа, видно из того, что во все последующие времена истории евреев, во всех почти речах, произнесенных разными лицами всегда слышится один мотив – о «Боге Авраама, Исаака, Иакова», сделавшем для Израиля то-то и то-то, и в данный момент приведшем его к тому-то и тому-то: так крепко в сознании всех еврейских деятелей была привита мысль об особой миссии народа, принадлежащего исключительно Иегове, но на священстве и прямо лежала учительная миссия. Объявивши народу столько разных законов и постановлений, и гражданского и религиозно-нравственного характера, Моисей должен был, конечно, позаботиться и о том, чтобы все эти уставы и законы Иеговы не были забыты и искажены народом, а напротив, чтобы всегда были в сознании народа и осуществлялись в жизни. Отсюда «учить народ законам и уставам Иеговы» – стало второй и важнейшей задачей священства после религиозно-церковных отправлений; вот почему мы видим постоянные и настойчивые завещания священству «учить» народ ( Лев.10:10–11 ; Втор.31:9–13 ; ср. Исх.24:4–7 ; 2Пар. 15:3, 17:7–9 ; Мал.2:7 ; Иез.13:23–44 и др.) И эта задача учительства так тесно в сознании самого народа связывалась с миссией священства, что и в последующие за Моисеем времена считалось народным бедствием отсутствие «священника, учащего» ( 2Пар.15:3 ), а самым тяжким обвинением против священства – неисполнение им своей учительской миссии или холодное, продажное исполнение ее ( Мих.3:11 ; Иез.12:26 ; Мал.2:8 ). И вполне понятна такая строгость взгляда на учительский долг священства: учить оно должно было ни чему иному, как исполнению Божьих повелений, определявших собою всю народную жизнь, с прекращением священнического учительства должны были, поэтому, затемняться и искажаться в народном сознании все те «уставы Иеговы», через исполнение которых Израиль именно и мог стать сплоченным народом, способным противостоять всем иноземным влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

рил ангелов, архангелов, престолы, господства и кроме того еще серафимов 8, 28. д. 297, – есть хлеб (духовный) и для самих святых ангелов 6, 48–50, – в двух ангелах ( Ин.20:12–13 ) говорящим был Сам Христос 20, 15. 240, – не зная великой тайны воплощения Сына Божия, ангелы удивились Его восшествию на небо с плотью и были смущены этим странным и необычайным явлением, но Дух научил их 14, 2–4, – при Своем вознесении на небо, Христос показал ангелам знаки Своих страданий на теле – язвы, для удостоверения ангелов в том, что Он был истинным человеком, действительно претерпел за нас распятие и смерть и воскрес из мертвых 20, 26–27, – Христос дает Духа Своего и небожителям 17, 18–19. 99, – обладая славою Бога и Отца и величием божеской власти, Он владычествует над всякою властью и над вышними силами, выше коих нет ничего среди тварей, занимающими место слуг и восхваляющими Его своими славословиями 12, 41. 97–98. Христос и Ветхий Завет . Безмерное превосходство Христа над Моисеем, как Бога-Творца над человеком и тварью 5, 46. б. 406–410, –6, 35, –7, 15. 126, – тело Христа называется истинным храмом божества, чего не говорится ни об одном из святых, даже о Крестителе 2, 21–22. 218–219, – в лице Христа Слово не «в плоть пришло», как это в пророках и других святых, но «плотью стало», соединив божество и человечество в одну нераздельную ипостась 1, 14. а. 144, –закон Моисеев был дан Богом Отцом чрез Христа 8, 38, – Он говорил и чрез святых пророков 8, 31, – Он дал силу Илии пророку соделать сосуд вдовы неоскудевающим носителем масла и водонос обратил в неистощимый источник пищи 6. 10. 430–431, – пророк Исаия созерцал Его в славе Бога и Отца, облеченным божеским величием и владычеством над всем 12, 41. 97, – весь Ветхий Завет в своих прообразах сеновно предвозвещал Его, как совершеннейшую истину 5, 39–40, –6, 68. 86, –6, 27. б. 469–470, –7, 37. 210–211, –8, 31, –20, 22–23. 210 др. см. «прообразы». Христос есть исполнение закона, как приведший в истину подзаконные образы и тени 14, 24, –14, 31, – несмотря на постановление закона – ничего в нём не прибавлять и не убавлять ( Втор.4:2 ), Христос и прибавил и убавил в нём, превратив образы в истину 17, 14–15, –20, 22–23. 260, – не причинял закону вреда, но преобразовывал и прикровенно сказанное некогда древним из грубой буквы превращал в духовное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010