Гадания в Православной традиции прямо воспрещаются церковными канонами. В соответствии с правилом 61 VI Вселенского Собора , обращающиеся к волшебникам и другим подобным, «дабы узнать от них, что восхотят им открыть», подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии, согласно этому правилу, «надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков… «Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов», следует «совсем извергать из Церкви». Согласно 24 правилу Анкирского собора , на гадающих налагается пятилетняя епитимия (3 года пребывания в чине припадающих и ещё 2 года без права причащения). 36е правило Лаодикийского собора запрещает быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами «освященным или причетникам». 83е правило свт. Василия Великого за гадание или обращение к гадателям назначает шестилетнюю епитимию (1 год в числе плачущих, 1 год – слушающих, 3 года – припадающих, 1 год – стоящих с верными). Согласно 13 правилу Номоканона при Большом Требнике, волхвы, чародеи и прорицатели подлежат отлучению от причастия на 20 лет. Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать от причастия, гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет ( 16 правило ). Как относиться к гадателям заповедовал Бог во времена Ветхого Завета? Гаданием занимался нечестивейший иудейский царь Манассия ( 4Цар.21:6 ), греховные действия которого стали причиной вавилонского плена иудеев. Гадание рассматривалось Творцом в единстве с такими явлениями, как колдовство, чародейство, волхвование, магия и т. п. ( Исх.22:18 ; Лев.19:26, 31, 20:6, 27 ; Втор.18:9-12 ). Гадание воспринималось как измена Богу Единому, которая должна была караться смертью ( Исх.22:18 ; Лев.20:6, 27 ). Богоизбранный народ впадал в заблуждения в силу того, что жил в окружении языческих народов, обычаи которых он нередко перенимал. Это был длинный и трудный путь воспитания преданности истинному Богу.

http://azbyka.ru/gadanie

Святитель Кирилл Иерусалимский, экзегезис которого отличается евангельской простотой, рассуждает о прообразовательном значении имени Иисуса Навина, объединяя его с таковым же значением имени Аарон 21 . “Имя Иисуса доставило блуднице (Раав — и. А.) спасение и прощение грехов Спасший ее Иисус Навин был образом истинного Иисуса”, — поучает святитель Иоанн Златоуст в проповеди “О блуднице и фарисее” 22 . Блаженный Иероним утверждает 23 , что Иисус Навин — это образ (typus) Господа не только в действиях, но и в имени Типология Иисус Навин — Иисус Христос имеет корни еще в той раннехристианской среде, которая формировалась под воздействием иудейства, более александрийской его ветви, нежели палестинской. Как мы видим на примере традиционного истолкования имени Иисус, эта типология была воспринята церковным богословием как на Востоке, так и на Западе. В дальнейшем в рассмотрении сквозь призму традиционного толкования основных сюжетов книги Иисуса Навина мы увидим, что главные линии интерпретации, будучи сформированными в очень ранний период христианства, остаются по существу неизменными на протяжение всей истории традиционного экзегезиса. Смерть Моисея (Нав 1:1–2а) По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер… (1:1–2). Книга Иисуса Навина начинается с упоминания о смерти Моисея. Первые стихи новой книги как бы естественно продолжают Пятикнижие, заканчивающееся описанием смерти и погребения Моисея. Тесная связь преемника Моисеева с великим законодателем не раз подчеркивалась в Пятикнижии. В Исх 17:8–14, где мы впервые встречаемся с Иисусом, Моисей назначает его командовать экспедицией против амаликитян. Он был рядом с законодателем на Синае (Исх 24:13; 32:17). Во время сорокалетнего странствия народа по пустыне сын Навин неизменно поддерживал “человека Божия” в тяжелые моменты испытаний (Исх 33:11; Чис 11:26–30; 14:6–10). Ему назначает Господь быть преемником Моисея и ввести народ в землю обетованную (Втор 31:23).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Сия есть истинная и спасительная мудрость, деятельное познание Божеской воли, которое доставляет вечное блаженство. « Блажен раб той », рек Господь о мудром рабе, « егоже пришед господин его обрящет тако творяща » ( Мф.24:46 ). Еф.5:18 . И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом. Почему завещав быть смысленными, тотчас завещевает удаляться пьянства? Потом что пьянство выводит человека из ума и делает его глупым и несмысленным. Хотя же многие роды питий производят пьянство, но Апостол упомянул о вине, производящем оное, поколику первый в мире Ной упился вином. А говорит, « в немже », то есть, в вине, « есть блуд », потому что пьяные делают всякого рода распутство, всякое непотребство и срамоту. Виждь потом, как исполнение одним противопоставляет исполнению другим: « но исполняйтеся », говорит, « духом ». Исполнение дарами Святого Духа полагает вместо исполнения вином, то есть полезное и спасительное вместо вредного и пагубного. Еф.5:19 . Глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. Вот способ, каким исполняемся мы благодати Всесвятого Духа. Псалмы зовет Царе-Пророка Давида: пения же провозглашенные святыми мужами по различным обстоятельствам. О сих пениях Давид произрек: « посреде церкви воспою Тя » ( Пс.21:23 ): Матфей, говоря об Апостолах, по принятии ими таинственного Божественного причащения: « воспевше изыдоша в гору Елеонску » ( Мф.26:30 ): Лука о Павле и Силе, когда находились они в темнице: « в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога » ( Деян.16:25 ). А песньми напоминает две песни Моисеевы, песнь Девворы и Варака, и песнь Давидову ( Исх.15:1 ; Втор.31:22 ; 2Цар.22:1 ). Добре же рек « в песнех духовных »: ибо есть песни и светские, кои возбуждают срамные плотские похотения. И так сие « глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных », означает то, что уча и наставляя себя словами, содержащимися во Псалмах и в пениях, и в песнях духовных, как то и к Колоссаям писал, говоря: « учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных » ( Кол.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Поэтому Моисей в прощальных своих наставлениях, изложенных во Второзаконии, нередко ссылается на писанные законы – Книгу закона, – как общеизвестный письменный памятник, и ставит в зависимость от исполнения их будущее благополучие иудейского народа. Так, будущий еврейский царь должен сделать для себя выписку из этой книги закона и руководиться ею, чтобы благополучно царствовать ( Втор.17:18 ). Всех евреев Моисей увещевает: если не будете исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей, то пошлет Господь на вас язвы великия и сильныя (28:58). Каждого израильтянина, за нарушение Божиих законов, постигнут клятвы завета сего, писанные в книге сей (29:20, 27). В этой книге закона и завета, ко времени изречения Второзакония, находились не одни законы, но, как и выше замечалось, тесно связанная с ними и со всем заветом теократическая история еврейского народа. Так, например, в книге закона находилось описание египетских язв, т.е. казней ( Втор.28:60–61 ), которые могли повториться над непокорным Израилем. К этой-то книге закона Моисей присоединил и повторение древних законов, произнесенное на моавитских полях: и вписал Моисей слова закона сего в книгу до конца, все вписал и велел положить ее одесную ковчега и читать еврейскому народу преимущественно в праздник Кущей юбилейных годов ( Втор.31:9–13:24–26 ). Начало Второзакония указывает, с одной стороны, начальный предел этого писания Моисеева: начал Моисей изъяснять закон сей ( Втор.1:5 ), а с другой – предполагает существование предыдущих частей Пятикнижия: в 40-й год, в 11-й месяц, в первый день месяца начал Моисей говорить (1:2). Такой точный счет возможен только в том случае, если писателю и читателям было известно, откуда он ведется и что было ранее записано, т.е. книги Исход и Числ. Стало быть несомненно, что Второзаконие с 1 по 31:24 написано Моисеем и предполагает существование ко времени его записи других частей Пятикнижия. Согласно всем доселе приведенным свидетельствам, иудеи разумели под упомянутой Моисеем ( Втор.31:9 ) «книгой закона» все Пятикнижие и, согласно его повелению, читали Пятикнижие в праздник Кущей еще при Иосифе Флавии и ранее его (Древ.4:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И. присутствовал при смерти отца (Быт 50. 1; ср.: 46. 4). Он забальзамировал тело и похоронил его в Ханаане (Быт 50. 1-14). С этого момента братья, видимо, стали бояться мести, однако И. простил их, напоминая, что Бог обратил в добро его продажу в егип. рабство (Быт 50. 15-21; ср.: Быт 45. 5-8). И. прожил еще 54 года после смерти отца и увидел правнуков от обоих сыновей. Он умер, когда ему было 110 лет (этот возраст считался идеальным по древнеегип. представлениям - Janssen M. A. On the Ideal Lifetime of the Egyptians//Oudheidkundige mededeelingen/Rijksmuseum van Oudhen. Leiden, 1950. Vol. 31. P. 33-43). В последних словах И. исповедал веру в обетования, данные Богом патриархам, и заклинал братьев во время переселения в землю обетованную взять с собой его останки (Быт 50. 24-25), что и было впосл. исполнено (Исх 13. 19; Нав 24. 32). Тело И. было забальзамировано по местным обычаям и похоронено в Египте (Быт 50. 26). Мысль о благородстве И. и о его спасении через страдания - основная тема повествования о жизни ветхозаветного патриарха. Благодаря мудрости и заботе И. о родственниках раскрывается обетование, данное Аврааму (Быт 12. 1-3): «...Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50. 20; ср.: Быт 45. 5-8). Своей мудростью И. удалось спасти от бедствий не только свою семью, но и Египет и Ханаан. Бог обратил все трудности и бедствия, вызванные человеческими непониманием и слабостями, в торжество братской любви и всепрощения. История переезда семьи И. получила продолжение в исходе избранного народа Божия из Египта и возвращение его в страну Ханаанскую (Быт 46. 3-4). Колено И. Хотя И. не упоминался вместе с др. ветхозаветными патриархами (Исх 2. 24; 3. 6, 15; 4. 5 и т. д.), он считался одним из отцов израильских северных колен (Нав 18. 11; Суд 1. 22; 1 Цар 11. 28). Колено И. было разделено на 2 по именам его сыновей Ефрема и Манассии (Быт 48). Впервые в Быт 48. 1-20 упоминается о делении колена И. Возможно, это было сделано для того, чтобы сохранить символическое число - 12 колен в период, когда колено Левия приняло на себя исключительно религ. функции ( Coams. 1992. P. 978). Это разделение отражено в Нав 14. 4; 16. 4; 17. 17 и во Втор 33. 13-17. Моисей благословил колено И., однако в стихе 17b содержится упоминание о разделении колена И. между Ефремом и Манассией. Территория колена И. благословляется различными дарами земли (Втор 33. 13-16), «крепость» родоначальника колена сравнивается с мощью первородного тельца и с рогами буйвола (Втор 33. 17), т. е. создается образ многодетного сильного правителя. Выражение «дом Иосифа» («жезл Иосифов» - Иез 37. 19) впосл. становится символом Северного царства - народа Израиля в противоположность Южному царству - народу Иуды (Ам 5. 6; Авд 1. 18; Зах 10. 6). Нек-рые исследователи видят в этом повествовании традицию Северного царства считать И. родоначальником народа Израиля ( Sarna. 2007. P. 409). И. в других книгах Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/578394.html

1:20. Комментаторы справедливо отмечают, что Павел опирается здесь на такие тексты, как Ис. 19:12 ; 33и Иов. 12 (ср. также: Прит. 21:30 ; Ис.29:14;44:25;47:10 ; Иер. 8:8,9; 9:12,23 ). «Совопросник века сего» – вероятно, профессиональный ритор, которого философы презирали за пустословие и отсутствие мысли. Но Павел бросает вызов и самим философам («мудрецам»). 1:21. В греческой комедии герой притворялся простаком, но в конце его мудрость становилась очевидной для всех; в отличие от этого героя, глупцом был тот, кто заявлял о своей мудрости и, предвкушая грядущийтриумф, неожиданно для себя терпел неудачу. Платон говорил, что человеческая мудрость ничтожна и что люди должны искать божественную мудрость. 1:22,23. Греки были известны своей любовью к познанию. И греки, и иудеи одинаково жаждали чудес, но Павел отделяет здесь греков от иудеев ради риторического эффекта. О «безумии» креста для тех и других см. в коммент. к 1:18. 1:24,25. В древности божественная сила обычно связывалась с чудотворцами. Павел использует выражения «немудрое Божие» и «немощное Божие» в ироническом смысле: самая малая крупица Божественной мудрости превосходит наивысшую человеческую мудрость. Ирония была характерным риторическим приемом. 1:26–31 Изменение статуса 1:26–29. У римлян социальное положение определялось происхождением («благородством»), а не богатством; но большинство коринфских христиан происходили из низших слоев общества, которые составляли его костяк. Тем не менее из осторожно сказанного Павлом «не много» можно предположить, что были среди них и люди более высокого положения, в том числе владельцы Домов, в которых проводились церковные собрания. Этот отрывок, отражая мысль Иеремии (9:23), дает Павлу возможность процитировать текст из Иер. 9в ст. 31. 1:30. В еврейской и греческой литературе мудрость иногда персонифицировалась. Христос, будучи воплощением Божьей премудрости (8:6; ср.: Ин. 1:1 – 18 ), воздействует на человека как праведность, освящение и искупление, полностью преобразуя его для Бога. 3акон рассматривался одновременно и как мудрость ( Втор. 4:6 ), и как праведность ( Втор. 6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Исх.23:24 .  то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: Исх.23:25 .  служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Исх.23:26 .  Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Исх.23:27 .  Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; Исх.23:28 .  пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев; Исх.23:29 .  не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: Исх.23:30 .  мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Исх.23:31 .  Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; Исх.23:32 .  [не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их; Исх.23:33 .  не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью. Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела, хранителя на пути ( Исх.23:20 ), сообщении новых откровений ( Исх.23:21 ), основанных на повиновении Богу непреоборимости и благополучии народа ( Исх.23:22–26 , Лев.26:9 , Втор. 7:13, 28:11 ; греко-славянский текст в Исх.23 имеет вставку, заимствованную из Исх. 19:5–6 ), в завоевании земли Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи ( Исх.23:27–28, 15:14–16 , Втор. 2:25, 7:19 , Нав. 2:9, 24:13 ), в постепенном подчинении хананеев ( Исх.23:29–30 ), как средстве к обеспечению развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям пришлось бы страдать от диких зверей ( 4Цар. 17:25 и др.), и, наконец в даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вторая часть заключает также много подобных свидетельств и заканчивается так: «таким образом Господь отдал Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие. Всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (21:43–45). А последняя часть, можно сказать, наполнена подобными указаниями на такое «исполнение всех добрых слов Господних», требовавшее и от народа такой же точности в исполнении заповедей Господних (23:3–6:14–16; 24:2–13:16–25) и заканчивается заключением завета с народом и вписанием Иисусом Навином этого завета в книгу с обязательством для народа «исполнять» заповеди Господни, как Господь «исполнил» все Свои обетования (24:26–27:31–33). – Справедливо богословы видели между книгой Иисуса Навина и Пятикнижием такое же взаимное отношение, какое существует между Деяниями апостольскими и Евангелием: как в Деяниях апостольских описывается исполнение обетования Господа Иисуса Христа о Церкви и основание ее апостолами, так и в книге Иисуса Навина описывается исполнение обетовании Господних патриархам и основание ветхозаветной церкви в обетованной земле. Все отмеченные особенности могут быть объяснены единственно лишь при признании исторической систематичности книги и единства ее писателя. Очевидно, это не «куча» фрагментов, а идейное историческое писание. Что касается критической гипотезы, распространенной в новой литературе, о единстве книги Иисуса Навина с Пятикнижием и термина «Шестикнижие», основанного на этой гипотезе, то все это неправильно придумано. Из вышеизложенного ясно, что книга И. Навина имеет свой особый план, свои «начало и конец», и свое определенное отношение к Пятикнижию, как исполнение к пророчеству. Эти писания различаются и по языку, причем одни и те же слова различно пишутся и употребляются в них. Так: ( Числ.22:17 ) и (Иерихон – Нав.2:2 ); ( Числ.32:33 ; Втор.3:4, 10, 13 ) и (войско – Нав.13:12, 21, 27, 30, 31 ); ( Исх.20:5 ; Втор.4:24; 5:9 ) и (ревнитель – Нав.24:20 ) и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При этих-то всенародных праздничных собраниях священники должны были «читать закон перед всем Израилем вслух его ( Втор.31:11 ), чтобы они слушали... и боялись Господа... и старались исполнять все слова закона» (ст. 12). Но и независимо от всенародных торжественных собраний, мысль о единстве богоуправляемого народа и особой, требуемой от него чистоты и святости, настойчиво внушалась чрез все остальные религиозные установления – жертвы и разные другие обряды. При всех этих действиях, священство являлось посредником между Богом и народом, стражем в исполнении Божиих повелений и воспитателем народа в духе национально-теократических идеалов, не говоря уже о случаях добровольного желания кого-либо из народа принести жертву Богу, когда законом предписывалось являться к законно-постановленному священству ( Лев.17:1–9 ; Втор.12:10–14 ). Было много случаев, когда обязательно нужно было являться к священству и пользоваться его авторитетом, как посредника между Богом и народом. Согрешит ли все общество, или начальник, или отдельный человек – нужно идти к священнику и просить очищения ( Лев.4:13–35 ); допустит ли кто какой грех при заклятиях или прикосновении к нечистоте или безрассудной клятве – нужно идти «исповедоваться» к священнику ( Лев.5:1–5 ). Святотатство, грехи неведения, запирательство и т.п. обязывают являться к священнику для очищения ( Лев.5:15–17:21–26 ). Рождение каждого человека требовало явки родителей к священнику для исполнения священных обрядов, которые от видимо гигиеничного значения должны были возводить мысль к невидимому – к завету Божию с народом ( Лев.12:1–8 , ср. Быт.17:7–14 ): различение родов, болезни кожи, признание нечистоты, очищение – сопровождались религиозными обрядами, выставлявшими священников хранителями Божиих повелений о чистоте и святости избранного народа ( Лев.13–15 ). Оценка того, на что дан обет посвящения Богу, производилась священниками ( Лев.27:8, 11:14 ). Разбирательство при подозрениях ревности мужа и жены, при нарушениях обетов, и в особенности назорейства – все это было в ведении священников ( Числ.5:13–31, 6:10 ) и, наконец, наказание смертью за разные, более важные, против теократического начала, преступления не могло обойтись без указания священников ( Числ.15:32–36 ; Лев.24:10–23 ; Числ.25:1–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010