11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет ( Аввак.2:4 ). 12. Закон же несть от веры: но сотворивый та человек жив будет в них. 13. Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе: 13. Христос искупил вас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою; (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) ( Втор.21:23 ). 14. Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою. 14. Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:2, 9 ). В вредыдущей речи к ап. Петру, которую ап. Павел нашел нужным привести читателям данного послания, было с очевидною ясностью доказано, что жизнь по вере исключает жизнь по закону и что смешивать эти два принципа жизни, веру и закон, так, чтобы находит возможным и даже необходимым жить по вере и по закону, – совершенно неразумно. Нужно что-нибудь одно: или вера, дающая жизнь духовную, или закон, производящий жизнь плотскую, жизнь по букве. Опыт доказал, что закон ровно ничего не давал своим последователям, кроме проклятия. Стало быть, необходимо жить по вере во Христа и по одной только вере. Между тем галатийские христиане обнаружили именно такое непостоянство: они находили возможным с верой совместить и закон. Такое неразумное поведение галат с первых слов обращения к ним вызвало ап. Павла на обличение. «О, безумные галаты!» Такими словами возбужденный апостол начинает свое обращение к жителям Галатии. Он не мог подыскать более подходящего эпитета для характеристики людей, поведение которых представлялось ему чистейшим абсурдом. Напрасно блаж. Иероним, в объяснение резкости апостола, утверждает, что галатийский народ от природы отличался слабоумием. Характер галатийцев действительно выдавался непостоянством, но об уме его свидетельствуют совершенно обратное: «Галаты, говорит Фемистокл, отличаются природной понятливостью и остроумием» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

11. Здесь чрез вторичное освобождение Иеговою народа своего из рабства делается применение к освобождению Израильтян из Египта. Это освобождение выражается словом приобретение ( Исх.15:16 ; Пс.73:2 ), каковое бывает ценою и платою, оружием и победою, освобождением из рабства и изведением из плена. Благодатное освобождение Спасителем людей своих совершено всеми этими способами, совершено ценою Божественной крови, совершено победою над духовными врагами, совершено освобождением из плена греховного и власти темной. Под образом общего собрания Иудеев в Иерусалим из всех народов, куда были рассеяны разными пленениями, далее из островов моря, чем вообще означаются отдаленные страны, лежащие к Западу Палестины, особенно острова Архипелага и области Греческие ( Ис.24:15 ), нельзя разуметь возвращение Иудеев из плена Вавилонского, которое, не заключало в себе собрания иудеев из такого множества стран и народов, а надлежит разуметь обращение проповедью Евангелия ко Христу, как самих Иудеев, тысячами принимавших веру во всех местах, где ни проповедовали Апостолы ( Деян.21:20 ), так особенно язычников, которые действительно во всех народах и концах вселенной обращались к вере во Христа, а первее и более всего в тех народах и местах, которые здесь исчисляются у Пророка. Можно разуметь это место, как и разумеют, и об общем обращении Иудеев ( Рим. 11:26 ). Но время этого обращения неопределенное (равно и способ для нас недоведомый), без сомнения имеет быть в конце веков. 12. Знамением, каковое имел воздвигнуть и воздвиг Мессия – Христос посреди и на высоте земли, в Иерусалиме, как царь для собрания отвсюду своих воинов, были: собственная Его проповедь Евангелия в Иудее, вознесение Его на крест за спасение мира, и отселе сила крестная ( Мф.16:4 ; Ин.12:32 ; 1Кор.1:18,24 ), наконец вознесение на небо и излияние Духа Святаго для всемирной проповеди ( Деян.2:23 ). 13. Чрез прекращение ревности между Иудою и Ефремом, в применении к обращению разных народов в Христианство , надлежит разуметь единомыслие уверовавших в вере, общение в Церкви, единообразие в самих нравах и жительстве ( Еф.2:13–18,4:45 ; Гал.3:38 ) 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

икон. Ссылаясь на изречения Св. Писания ( Ин.4:20–24 ; Деян.7:49–50; 17:24–25 ; 1Пет.2:5 ; 2Кор.6:16 ), сектанты говорят, что православные храмы не нужны. Они глумятся над ними, называя их еврейскими синогогами, идольскими капищами, храмами Артемиды Ефесской 451 , кумирами 452 , хлевом, свиною берлогою 453 и проч. Относительно непочитания сектантами креста Господня один сектант говорил нам, что «Господь совершил спасение людей не крестом, а на кресте, – что крест тут не причем». Чепурной сообщает по этому вопросу такого рода мудрствования сектантов: «14 ст. 2 гл. Посл. к Колоссянам сектанты толкуют так: Христос пригвоздил ко кресту всего мира проклятие, которое на кресте и осталось навсегда. Священники и начальники, носящие на себе кресты, являются, по их мнению, вторичными распинателями Христа ( Евр.6:6 ). Эти вторичные распинатели Христа заставляют и других кланяться этому проклятию, обманывают других. Крест, по мнению сектантов, шибеница (виселица) ( Втор.21:23 ). Посудите, говорит они, если бы вашего отца или мать повесили на шибенице, разве вы стали бы поклоняться ей и целовать ее? Вы скорее начали бы плевать на нее и проклинать ее 454 ? Г. Емельянов указывает другие места, на основании которых сектанты отвергают поклонение кресту Господню – именно: Прем.14:8 и Гал.3:13 » 455 . На крест Господень сектанты смотрят поэтому с большим неуважением: они не соглашаются ни под каким условием лобызать его 456 . Они называют его различными поносными именами: дьявольским знаком 457 , печатью Ирода, начертанием антихриста 458 . Крестное знамение сектанты называют печатью антихриста, ссылаясь на 13 гл. Откр. 459 . Совершающие на себя крестное знамение, по мнению их, гонятся за пылью; они обманутые сердцем ( Ис.44:20 ) 460 . Почитание св. икон сектанты отвергают. «Ни Спаситель, ни апостолы, говорил Балабан на суде, не сказали нам, чтобы непременно верить в иконы. В Евангелии это нигде не написано, а это есть, конечно, предание церковное, и мы поэтому не принимаем икон и не признаем их за святость» 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

По прочтении в Прокимне ( Пс.42 ): Спасение лица моего и Бог мой, от подзаконной церкви, пламенно ожидающей Спасителя, и имеющего быть чрез его спасения, выражается чувство, какого она ожидает Спасителя, – ожидает Спасителя, Который есть спасение лица Ее, спасение существа и бытия ее, и всего того, что дает бытию ее истинную честь и достоинство, благодатную доброту и правоту. В стихе: Суди меня, Боже, и разсуди суд мой, – дело мое, – правоту мою (от языка не преподобна), церковь обращается к Богу спасения своего, к Богу, избавителю и Искупителю, каковым Он изображен в конце Паремьи, чтобы Он судом правды, мира, милости, и всемогущества своего защитил ее от притеснений народов нечестивых и неправедных, показал терпение ее по истине, извел в явление правдою своею правоту и невинность ее. 143 Сыновья Исаии, старший Шеар-Иашув ( Ис.7:3 ) (остаток спасется), и младший Магер-Шалал-Хаш-Баз ( Ис.8:3 ) (спешить на добычу, бежит на разграбление), знаменательными своими именами, данными им по изволению Божию, предъявляли благоприятную надежду; первое наименование предзнаменовало то, что остаток народа Иудейского спасется, возвратится, а другое то, что Иудея в скором времени избавится от двух сильных неприятелей. Чрез сынов или детей Пророки, на основании выражений Писания ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3,5,7,15 ), разумеют учеников Пророка. Так Бл. Иероним объясняет: «Я буду уповать на Господа, и не только я, но и дети, которых дал мне Господь», т. е. другие Пророки, и сыны пророческие, которые не от похоти плоти и крови, но от Бога родились ( Гал.4:9 ). А Пророки служили чудом для Израиля ( Иез.24:24 ) и называются дивозрителями ( Зах. 3:8 ), поскольку предсказания их служили чудесным предзнаменованием будущих событий. При сем и по мысли и по выражению, подобозначащие места ясно показывают путь к таинственному смыслу о Христе Спасителе, и о верных, приобретенных кровью, и заслугами Его во спасение ( Пс.21:23 ; Евр.2:12,13 ). 144 Вызыватели мертвых теней в славянском переводе называются чревоволшебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Троицы, благоволил взять на Себя ответственность за людей пред бесконечным правосудием. И вот, когда наступило предопределенное для сего время, Он соделался человеком, и в человеческом естестве принял на Себя ту клятву, под которой были люди. Как же Он принял? Принял, претерпев за нас крестные страдания и смерть, ибо сказано: «проклят всяк висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Но каким образом это могло быть для людей спасительно? Каким образом, приняв клятву на Себя, Господь Иисус мог отвести ее от них, и искупить их от клятвы законной? Это было бы непонятно, если бы принял на себя ответственность за нас грешник, который сам за себя должен отвечать пред Богом. Но принявший за нас на Себя клятву Сын Божий не только безгрешен, но вместе Сам есть Бог по существу. Потому принятая Им ответственность за нас имеет бесконечную цену в очах Божиих и с преизбытком достаточна к умилостивлению правды Божией за грешников. – Так потребися клятва законная. Собственно и ближайшим образом участие в свободе от клятвы законной, по учению апостола Павла, принадлежит тем из верующих во Христа, которые были под игом закона; по не на одних подзаконных лежала клятва. Пред правдой Божией безответны были и язычники, не знавшие закона писанного, зато имевшие закон начертанный в сердцах, в совести ( Рим.2:14–15 ). Посему на всех язычниках тяготело осуждение: все они не только по самому естеству были чадами гнева ( Еф.2:3 ), вследствие наследованной ими от Адама греховной порчи, но по личным грехам против закона совести. Но теперь это осуждение, как и законная клятва, снято со всех верующих во Христа Иисуса ( Рим.8:1 ). От клятвы Адама, перешедшей на всех его потомков, освободились все не только подзаконные, но и жившие вне закона 10 . – Но сделано ли что-нибудь Христом для потребления той клятвы, которая за грех человека произнесена на обитаемую им землю? «Проклята земля за тебя, – сказал Бог Адаму; – терние и волчцы возрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ). Проклятие это, или отнятие от земли благословения плодородия, должно было отозваться и в животных, ибо животные, питаясь отселе плодами проклятой земли, не столь обильными и менее годными для поддержания сил и здоровья, по необходимости должны были утратить часть своих совершенств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Аминь. Оглашение 73. О страдании Господа нашего и Владыки Иисуса Христа 201 Страдания Господа Иисуса Христа. Братия и отцы. И всегда воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа имеет свойство приводить душу в умиление, но особенно – в настоящие дни, в которые каждое из них и совершалось. Какие же это [страдания]? Убийственный против Него совет, взятие [Его] иудеями, ведение на смерть, предстояние пред судилищем Пилата, допрос, выспрашивание, заушения, оплевания, поношения, осмеяния, поднятие на крест, пригвождение рук и ног, вкушение желчи, прободение ребра и все прочее, случившееся вместе с этим, чего ни мир не может вместить, ни достойно изобразить не в силах не только человеческий язык, но и все вместе ангельские языки. Ибо представим себе, братия, это великое и неизъяснимое таинство. Господь, открывающий советы сердечные ( 1Кор.4:5 ) и знающий всякое помышление человеческое, ведется на совет, [присуждающий Его к] смерти; носящий всяческая глаголом силы Своея ( Евр.1:3 ) предается в руки грешных людей; связуяй воду на облацех ( Иов.26:8 ) и благовременно и одинаково повсюду рассевающий [ее] по земле ведется узником; измеривший небо пядию и землю горстию и поставивший горы в мериле ( Ис.40:12 ) ударяется рукою раба; украсивший поверхность земли разнообразными цветами увенчивается венцом из терний для обесчещения; насадивший древо жизни в раю пригвождается на древе проклятом (см. Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Великие и сверхъестественные видения! Увидело это солнце – и померкло; увидела луна – и затмилась; почувствовала земля – и сотряслась; почувствовали камни – и распались; вся тварь содрогнулась [при виде] поношений Господа. Так стихии бездушные и бесчувственные, как бы одушевленные и чувствующие, от страха Господня и от созерцания видений [этих] выступили [из своих пределов] и изменились; мы ли, разумом почтенные, за которых Христос умер, останемся в эти дни без сокрушения и слез? И разве мы не оказались бы бессловеснее бессловесных и бесчувственнее камней? Увещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Андрея Первозванного; под сению этого Креста русским Императором были одержаны многие блистательные победы. Если Крест служит пособием против внешних врагов, то тем более он имеет силу на врагов невидимых, с которыми должен вести брань всякий христианин (229 б –230 б ). (Гл. I). Вторая полемическая часть трактата о св. Кресте направлена против иудеев, еретиков и раскольников. Первые делают такое возражение против почитания св. Креста: «аще всяк висяй на древе проклят есть ( Втор.21:23 ). Колми паче проклято есть самое древо». На это «Камень веры» отвечает: а) тем, что в означенных местах св. Писание говорит о преступниках, справедливо приговоренных к повешению на Кресте за свои беззакония, тогда как Господь наш страдал на нем не за Свои грехи и не по нужде, но добровольно избрал Крест, как орудие нашего спасения ( Гал.3:13 ; Ин.10:18, 18:6 ; Мф.26:53 ). (232 аб ); в) приводит слова св. Иоанна Златоуста , сказанные по поводу того же возражения иудеев (233 а –234 а ). (Гл. II). «Еретики» (протестанты) возражают против почитания св. Креста следующим образом. 1) По мнению протестантов, Крест есть виселица, орудие позорной казни и потому не достоин почитания (234 б ). В ответ на это возражение «Камень веры» говорит, во-первых, что протестанты, отказываясь от почитания Креста Христова, переходят на сторону врагов его иудеев и еллинов; и во-вторых, назидательною притчею об Агафоклии, царе сиракузском и замечанием о глубокой перемене, произведенной в св. Апостолах благодатию Божиею по обращении их ко Христу, доказывает мысль, что должно смотреть не на то, чем был Крест прежде, до Христа, а на то, чем он стал в христианстве, после искупительных страданий Спасителя (234 а –236 а ). 2) Крест, по словам протестантов, причинил бесчестие, болезнь и смерть Христу, а потому должен быть предметом не любви, а ненависти со стороны христиан. В опровержение этого возражения «Камень веры» кратко замечает, что Крест принес Христу не только болезнь и страдание, но несравненно более послужил к Его славе и радости ради победы над грехом и диаволом (236 а –237 а ). 3) Протестанты говорят: безумным и достойным осуждения явился бы тот сын, который стал бы почитать виселицу, на которой казнен его отец. Но мы делаемся причастными этому безумию и осуждению, почитая Крест ХрисТов.На эти слова протестантов «Камень веры» отвечает, что на Кресте Господь вкусил смерть не по нужде и не за Свои грехи, а добровольно и за грехи всего мира; Своею крестною смертию Он оказал бесчисленные благодеяния людям и чудотворною силою прославил самое орудие страданий: а потому мы были бы безумны и не благодарны, не воздавая почести и славы Кресту Христову (237 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

е. уничтожил рукописание или список грехов. Но если принятием на Себя людских грехов пречистое тело Господа не осквернилось ( 1Иоан. 3:5 ), если истреблением рукописаний не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, посредством которого уничтожено рукописание и убита вражда. Ибо святость тела Христова уничтожила все нечистое на кресте, и грехи, и рукописания ( Евр. 2:16 ), а честная кровь Господня освятила крест, «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное» ( Колос. 1:20 ). 3) Крест есть позорная виселица, плаха, придуманная для казни злодеев, на которой враги Спасителя бесчестно убили Господа нашего Иисуса Христа. Можно ли чествовать плаху, на которой злодеи убили моего отца или благодетеля? Если нельзя, то нельзя чествовать и креста, на котором враги убили Господа Иисуса Христа. И слово Божие говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Гал. 3:13 ); тело Его не должно ночевать на древе, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, ине оскверняй земли, твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел». ( Втор.21:23 ) 3) Приравнивать Крест Христов, как орудие страданий и смерти Спасителя, к орудию страданий обыкновенного человека – значит извращать значение искупительных страданий Богочеловека. Обыкновенный человек принимает смерть не добровольно. А Крест Христов был орудием, чрез которое Иисус Христос избавил весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Для блага человеческого Премудрость Божия избрала крест для святых дел искупления, как, например, медный змей ( Числ. 28:8 ), крайняя плоть ( Быт. 17:11 ) – были избраны знаками Божественной милости Господа к людям. Значит, крест есть орудие не позора, не зла, но – орудие чести и величайших благ для всего человечества; «И в одном теле примирит обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем» ( Ефес. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

За такую свободу сильнее всех стоит Ап. Павел, от злоупотребления ею, но не от употребления, предостерегал Ап. Пётр ( 1Пет.2:16 ), законом свободы называл закон христианский и в этом полагал его характерное отличие от иного закона Ап. Иаков. Потому-то же «дела закона», как точно указанное-предписанное проявление религиозного принципа-веры, но предписанное лишь за определённое время, до времени Пророка-Мессии (( Втор.5:2–3, 18:18–19 и пр., ср. Гал.3:21 и далее), и называются у Павла «делом плоти, плотяным»; а «дела веры» как в очах Павла, так и Иакова такой плотяности не имеют. Особенно ясно это различение Ап. Павлом результатов и плодов внутренне переживаемых и пережитых процессов («дел веры») от результатов и плодов без переживания этих процессов («дел закона») представляется в его рассуждении о родах пищи, о праздниках и т. п., в послании к Римлянам и в его изречении-обобщении ( Рим.14:23 ): «Все, еже не от веры, грех есть» ср. ( Евр.11:6 ): «без веры невозможно угодити Богу». Здесь Апостол богоугодность дела вполне отрешает от такой или иной его формы: она в счету только в том случае и с тех пор, как ей сопутствует дух, как есть благодарные и подобные чувствования к Богу, с тех пор, как она выливается из разумного принципа, совершается в силу его и во внимание к нему («Верою Авель, Енох, Авраам и т. д. ( Евр.11 гл.»), а не во внимание к самой лишь себе. И «дела» у Ап. Иакова, как видели, представляют из себя тоже вполне точное выражение живущей в нас веры, или «твёрдой» и устойчивой против всяких инородных мыслей мысли. Что же касается до форм, в которых выразится эта устойчивость или неустойчивость, то для христианина, как «не раба, а сына закона свободы», и вопроса не должно быть об этом, о тех или иных подразделениях закона, ибо закон христианский, «закон свободы», считает «преступным и нарушающим гармонию целого и повреждение и одной какой-либо части, даже неделание только того, что считаешь и знаешь за добро» ( Иак.2:8–13, 4:17 ). Так живая вера, и по тому и по другому Апостолу, совершает свой жизненный путь, пользуясь для этого всеми находящимися в её распоряжении, не противоречащими её содержанию, средствами, всеми формами, определяя собой всецело их достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Так и с Писанием: если мы неправильно понимаем его, Писание сохраняет свою силу, но нам не будет на пользу. Как и теперь некоторые, прочтя божественные слова святых апостолов (которые они написали Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа, явившегося в последние времена) и ложно поняв написанное, говорят: “Второго пришествия Христова долго нет, а уже пора ему быть”. О бесовское прельщение и дерзость нечеловеческая! Ведь об этом и невещественные и присносущные небесные силы не смеют вопрошать, но во всем повинуются и без вопрошания славят! И пророк Моисей восклицает: “Не искушай Господа Бога твоего”(Ср.: Втор. 6, 16. Цитата приводится по: Мф. 4, 7; Лк. 4, 12.). И Господь возвещает своим ученикам: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти”(Деян. 1, 7.). И Премудрость говорит: “Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй”(Сир. 3, 21–22.). И еще говорит: не противься промыслу Божию, “и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем”(Сир. 1, 28.), “и не будь как человек, искушающий Господа”(Сир. 18, 23.). И апостол Павел пишет: “Итак, неизвинителен ты, всякий человек… Неужели думаешь ты… что избежишь суда Божия?.. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его”(Рим. 2, 1, 3–6.). И еще: “Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас… Будьте, как я”(Гал. 4, 10–12.). Почему премудрый Павел говорит: “Будьте, как я”? Потому что он, не в силах постичь безмерную пучину премудрости Божией и видя глубину ее, восклицал: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”(Рим. 11, 33–34.) Мы же — персть и прах, плоть и кровь, трава и цвет травный, тень и дым и суета, и даже хуже того, — мы хотим знать непознаваемое, чего Бог не велел. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Не знают ни Ангелы небесные… но только Отец”(Ср.: Мк. 13, 32.), — а ты говоришь: “Долго нет второго пришествия, уже пора ему быть”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010