Образ же Христа – не кумир, изображающий несуществующего бога, а икона Бога истинного, так же как и в Ветхом Завете были Херувимы. И пророк Моисей, получивший запрещение создавать кумиров, также получил повеление создать Херувимов, причём, поставить их в самом священном месте. Это во-первых. Во-вторых, заповедь запрещает делать кумиры с целью именно боготворения – запрещается перед ними служебное поклонение (латриа), подобающее Единому Богу. Но православный христианин поклоняется иконам не служебным поклонением, а почтительным, подобающим святыне, и молится перед иконой, не обоготворяя её, а Самому Богу приносит сердце сокрушенное и смиренное. О почитании Креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошёл на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за всё человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки святого апостола Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось Тело Господа, но на котором совершилось избавление. Святой апостол Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Было бы неверным думать, что святой апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает её через страдания Спасителя. И потому для святого апостола Павла Крест Господень то, перед чем надо благоговеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Пастыри и пастырское попечение     Апостолы призывали всех христиан наблюдать друг за другом с любовной заботой и молитвой (1 Ин 3:16—18, 1 Ин 5:16, Гал 6:1—2, Евр 12:15—16), но они также назначали в каждой общине старших, называвшихся «пресвитерами» (Деян 14:23, Титу 1:5), которым вменялось блюсти членов общины, как пастухи блюдут овец (Деян 20:28—31, 1 Пет 5:1—4), научая их собственным примером (1 Пет 5:3) избегать всего вредоносного и тяготеть ко всему доброму. В силу своих обязанностей пресвитеров называли также «пастухами» (греч. «пойменес»), или «пастырями» (Еф 4:11), и «блюстителями» (епископами, от греч. «епископой» «надзиратель», «блюститель», Деян 20:28 ср. Деян 20:17, Титу 1:5 ср. Титу 1:7, 1 Пет 5:1—2), а также и другими словами, отражавшими их руководящую роль (1 Фес 5:12, Евр 13:7,17,24). Община, со своей стороны, должна была признавать авторитет поставленных ей Богом руководителей и следовать их указаниям (Евр 13:17).    Подобный образец присутствует уже в Ветхом Завете, где Бог является Пастырем Израиля (Пс 79:2), а цари, пророки, священники и старейшины (местные руководители) призваны быть Его помощниками, т.е. исполнять роль «подпасков» (Чис 11:24—30, Втор 27:1, Езд 5:5, Езд 6:14, Езд 10:8, Пс 76:21, Иер 23:1—4, Иез 34, Зах 11:16—17). В Новом Завете Иисус Пастырь добрый (Ин 10:11—30) и Пастыреначальник (1 Пет 5:4), а пресвитеры Его подчиненные. Апостол Петр называет себя «со-пастырем» Христу (1 Пет 5:1), напоминая, вероятно, о том, что духовное пастырство было особой задачей, которую Иисус поставил перед ним, восстанавливая его на служение (Ин 21:15—17).    Некоторые пресвитеры были и учителями (1 Тим 5:17, Титу 1:9, Евр 13:7), а в Еф 4:11—16 сказано, что Христос дал церкви пастырей и учителей, чтобы те сделали каждого члена церкви пригодным для служения, обнаружив и развив в нем духовные дары. Среди руководителей общин во времена апостолов могли быть учителя, которые не являлись пресвитерами (2 Тим 2:2), и пресвитеры, которые не занимались учительством, а также те, кто и руководил, и учил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Напрасно посему говорят о неестественности любви к господам строптивым и жестоким. В том-то и заключается высота христианской жизни, что она возвышается над естественными склонностями! 671 Видя многие черты в страданиях Христа весьма поучительными для невинных страдальцев, Апостол раскрывает их с особенной подробностью и, наконец, объясняет цель сих страданий, что также может быть утешением для грешников обидимых. Чтобы показать невинность страданий Христовых, Апостол говорит о полнейшей безгрешности Иисуса Христа, как в деле, так и в слове; он говорит пророчественным словом Исаии (53:9), и потом указывает, что Иисус Христос не противился всем страданиям, предавая все на суд пославшего Его – Отца, Который не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:21 ). По библейскому словоупотреблению «нести грехи» значит нести наказание за грехи ( Лев.19:17 ); ( Иез.18:19 ). Не без цели Апостол употребил вместо «на крест» – «на древо», чтобы указать на определение Божие, что проклят всяк висяй на древе ( Втор.21:23 ), и следовательно на то, что мы смертью Христовою избавлены от греха ( Гал.3:13 ), проклятия и смерти, так как раною Христовою ( Ис.53:5 ), т. е. страданиями и смертью Его человечество исцелилось от смертельной раны греха. 672 Образ невинно страждущего Мессии был изображен со всей ясностью в Евангелиях, но Апостол, для большей убедительности христиан, особенно из Евреев, как о самых страданиях, так и о благих последствиях их, говорит словами ветхозаветного Евангелиста, пророка Исаии, который с особенною живостью представлял уклонение людей от истинного пути жизни и блаженства. По его выражению, люди были заблудшими овцами, не имеющими пастыря. Но явился в мир Пастырь, и послушные овцы окружили Его. Однако вскоре пришел час Его, и Он сказал им: «все вы соблазнитесь о Мне в сию ночь; ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» ( Зах.13:7 ). Апостол Петр сказал на сие, что он никогда не соблазнится; но мы знаем, как горько оплакивал он правду слов Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 5–6. Эти стихи перекликаются с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:10, 15 ). Образ дымящейся горы см.: Исх. 19:18 . Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. Ст. 10. ...от меча лютою – намек на победу Давида над Голиафом.   Псалом 144 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. Ст. 8. См. примеч. к пс. 32:5. Ср.: Пс. 85:15 . Ст. 9. Ср.: Пс. 72:1 . Ст. 15–16. Из этих стихов составлена православная молитва перед принятием пищи. Ст. 17. Праведен... во всех путях – справедлив во всех повелениях. Ст. 21. ...все живое – букв. «всякая плоть».   Псалом 145 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. Ст. 1. Ср.: Пс. 102:1 . Ст. 3. Ср.: Пс. 117:9 . Ст. 4. ...в землю он – букв. «в землю свою» (ср.: Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...Бог Иаковлев – Бог древнееврейского народа. Ср.: Пс. 33:9 . Ст. 6. См.: Быт. 1 . Ст. 7. См. примеч. к пс. 139:13. Ст. 9. ...хранит пришельцев – бережное отношение к пришельцам было требованием Моисеева Закона (см.: Исх. 23:9 ); ...сироту и вдову принимает – похожий мотив см.: Пс. 67:6 . Господь спасает беззащитных, ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства (свт. Иоанн Златоуст ). Ст. 10. Ср.: Исх. 15:18 .   Псалом 146 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104, 112 и 145. Ст. 1. Ср.: Пс.91:2 . Ст. 2. Речь идет о восстановлении разрушенного Иерусалима после возвращения древних евреев из вавилонского плена (см.: Неем. 2–6 ). Ст. 3. Ср.: Ис. 61:1 . Ст. 4. Ср.: Ис. 40:26 . Ст. 6. ...кротких – кротость в Священном Писании считается высочайшей добродетелью (см.: Чис. 12:3 ; Пс. 36:11 ; Мф. 5:5; 11:29 ; Иак. 1:21 ; Гал. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9. περειμι – буквально: " быть в остатке " , " быть лишним " , также " происходить " и " оставаться целым, невредимым " , но и " доходить " , " доставаться " (ср. также περιουσα – " имущество " , " состояние " ). Т.е. бытие подается от Первопричины бытия не уменьшаясь при этом в Ней Самой, как бы переливается через край полного сосуда. 10. Быт.3:22. 11. Втор.12:9. 12. Пс.16:7. 13. Пс.41:2. 14. Фил.3:11. 15. Евр.4:10. 16. Ср. Евр.11:13;39. 17. Мф.11:28. 18. εξ αυτου γρ κα τ απλως κινεισθαι ημας, ως αρχης, κα τ πως κινεισθαι πρς αυτν ως τλος εστν – т.е. от Бога и самое бытие наше, которое в качестве естественного своего свойства имеет движение, не обусловленное нашим свободным выбором и потому " простое " , и даруемое Им благобытие окачествует наше движение, когда мы направляем его к Нему. 19. Ср. 1Кор.2:9. 20. 1Кор.15:26. 21. Мф.26:30. 22. Гал.10:20. 23. ως ολον ολοις τοις αξοις αγαθοπρεπως περιχωρσαντος – трудное с богословской точки зрения место, т.к., с одной стороны, " περιχωρω " означает " обходить кругом " и может быть понимаемо в смысле " облекать " , а с другой, - " περιχρησις " является устоявшимся богословским термином обыкновенно применяемым для выражения взаимоединения Лиц Пресвятой Троицы или соединения естеств во Христе, означая, таким образом, полное взаимопроникновение. Так что, образ соединения обоженных с Богом может здесь пониматься двояко. 24. Слово 28, PG, 36, (р.п., стр.394). 25. Слово 21, 1 PG, 35, 1084В (р.п., стр.306) 26. Слово 28, 17 PG, 36, 48С (р.п., стр.394). 27. Кол.1:16. 28. Т.е. здесь имеется в виду, что способность творения мыслить, говорить, чувствовать, вообще жить и двигаться является причастием соответствующим свойствам Божиим; и даже лишенные этих качеств творения, поскольку наделены Им именно такой, а не иной сущностью и свойствами, делающими их пригодными для исполнения определенных аспектов Божьего плана о мipe, причаствуют божественным свойствам самой этой пригодностью, каковая определяется логосом, по которому они сотворены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

Говоря о врагах креста Христова, Апостол имеет в виду преимущественно иудеев и еллинов. По его словам, проповедь о Христе распятом «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Иудеи соблазнялись этой проповедью потому, что она не соответствовала их мечтам и ожиданиям относительно Христа. Они ожидали, что Христос будет земным царем, откроет земное царство, в которое войдут все народы и в котором они будут иметь преобладающее значение. Иисус Христос не удовлетворил их ожиданий. Он сказал, что царство Его не от мира сего. Цель его пришествия на землю состояла в том, чтобы разрушить дела диавола, сокрушить царство его, царство лжи, суеверий, нечестия и разврата, чтобы примирить людей с Богом и избавить их от вечной погибели. Для сего надлежало просветить их светом истины, смирить себя до рабского зрака и до крестной смерти. Иудеи никак не могли примириться с мыслью о Мессии Крестоносце, ибо в законе их написано: «проклят всяк, висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Всего менее крестная смерть Христова могла быть удобовместима для ума еллина или язычника. Крест был у римлян орудием позорной казни, на которую осуждаемы были величайшие злодеи. К числу их, по суду еллина, принадлежал распятый Христос. Еллин видел христиан, покланяющихся распятому Христу, воздающих Ему Божеское поклонение. Что удивительного, если еллин смотрел на это, как на безумие? Надобно быть сумасшедшим, по его мнению, чтобы сделать предметом обожания человека, который мог быть осужден на крестную казнь только за уголовное преступление. Таким образом, иудеи и еллины поистине были врагами креста Христова. Но это потому, что ни иудеи, ни еллины не признавали искупительного значения креста Христова, не понимали, что крестная смерть Христова есть искупительная жертва. Христос, если бы восхотел, легко мог бы избежать крестной смерти; Он Сам сказал: «область имам положити душу мою и область имам паки прияти ю ( Ин.10:18 ). Враги Его, осудившие Его на крест, не подозревали, что были орудиями в руках Его для спасения людей крестной жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На наш взгляд, само по себе это явление только печально и в 101-й раз показывает безнадёжность новозаветной западной критики. Она поставила скорбный крест над всею апостольскою и древне-патристическою письменностию 53 , и историю христианской церкви ей приходится построить по теории generatio spontanea, – ex nihilo. Неизбежно, что она хватается за каждый апокрифический отрывок, как некогда галлы цеплялись за плащ всякого заезжего философа и приставали к нему, точно железо к магниту. Но оставим мёртвых хоронить своих мертвецов и обратимся к нашему предмету. В «Евангелии Петровом» находим такое известие 54 . Ирод, давший приказ о распятии Господа, говорит потом игемону (ст.5): «брат Пилат! если никто не выпросит его (тела Иисусова), мы погребём Его (потому что наступает – πιφσκει: ср. Лк.23:54 – суббота, между тем написано: солнце да не зайдёт над убиенным –  Еф.4:26 ; Втор.21:23 ; Гал.3:13 ; Нав.10:27 ? –) пред первым днём опресноков, праздника их» (πρ μις τν ζμων, τς ορτς ατν). Показание совершенно тожественное с свидетельством Иоанна, но усвояется оно Ап. Петру. Это весьма характерно, потому что твёрдое церковное предание возводит второе каноническое Евангелие к авторитету именно этого ученика Христова. При таких условиях самым естественным было бы поправить у Марка указанным образом, а не изменять его по искажённому тексту Матфея. В тоже время мы видим, что и традиция насчёт еврейских пасхальных законов была уже не столь неведома древним христианам, как это предполагает про. Хвольсон. Это ещё не аргумент, что Ириней, Златоуст, Григорий Богослов , Тертуллиан , Лактанций и Амвросий производили слово πσχα от глагола πσχειν: они выясняли смысл христианской пасхи страданий Господа, а затем от post к ante заключать не всегда удобно. Забыли после, но могли знать раньше, чтó и находим касательно счисления дней опресночных. Начало их было достаточно известно. Если же тексты Марка и Луки всё-таки не были поправлены, то, следовательно, древняя Церковь не находила этого ни нужным, ни дозволительным, поскольку признавала их в этом месте аутентичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таким образом, Крестной смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу, отсюда – и полнота единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству. X. Яннарас пишет: «Христос предает Себя смерти, одновременно отказываясь от всякого стремления к автономному существованию по образу твари. Для Него жизнь и бытие неразрывно связаны с Отцом и возможны лишь при условии безоговорочного предания Себя воле Отца» 1099 . Полнота этого предания воле Отца, а значит, и единения с Отцом выражается в словах, произнесенных Спасителем на Кресте: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Всецелым послушанием Богу в течение всей Своей земной жизни, послушанием вплоть до смерти, Господь явил нетление Своей человеческой воли, что, согласно преп. Максиму Исповеднику , имеет своим следствием нетление естества 1100 , его исцеление, восстановление и прославление. Это нетление становится, посредством искупительного подвига Христа, достоянием всего человеческого рода и может быть усвоено каждым человеком при условии его «соработничества» с Богом, жизни во Христе. Таким образом, если воплощение есть победа Спасителя над грехом в Его воспринятом от Пресвятой Девы человечестве и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то Крестная смерть есть освобождение всех людей от грехов и проклятия как следствия греха: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). При этом апостол ссылается на Втор.21:23 : проклят всяк, висящий на древе. Проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим» 1101 . Осуждение выражается прежде всего в отлученности человека от Бога, в том, что Бог лишает грешного человека возможности непосредственного общения с Собой. Крестная смерть снимает проклятие и возвращает эту возможность, что и означает примирение человека с Богом. По словам ап. Павла, Бог во Христе примирил с Собою мир... ( 2Кор.5:19 ). X. Яннарас объясняет это следующим образом: «Преобразовать навязанную человеческой природе грехом всеобщую неизбежность смерти в столь же всеобщую возможность причастия к нетленному и бессмертному образу бытия. Ради этой цели Христос по доброй воле принимает смерть, чтобы претворить последнее следствие человеческого бунта в свободу любви и послушания воле Отчей» 1102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Втретьих, восприятию креста Христова мешает в исламе концепция пророка. Пророк — абсолютно праведная личность; безгрешность — одно из обязательных качеств пророка 75 . Если у него нет никаких грехов, то ему и не за что страдать. Если все же он страдает — то непонятно, почему? Это несправедливо, а в Божьем мире все подчинено строгой справедливости. Максимум — пророк может переносить некоторые лишения ради Бога, но никак не ужасную, позорную, мучительную смерть, являющуюся к тому же проклятием (Втор 21:23; Гал 3:13) — подобное просто немыслимо, для мусульманина это богохульство. В Кораническом изложении все истории с пророками заканчиваются своеобразным “хэппи-эндом” — Адам помилован (2.38), женщина, соблазнявшая Иосифа, раскаялась, признала свой грех перед царем и оправдала Иосифа (12.51), Салих 76 с последователями спасен от землетрясения (7.79; 27.54), Христос в самый последний момент унесен к Богу (4.158). Погибшие в джихаде освобождаются от всех своих грехов и беспрепятственно попадают в рай. Мусульманское мировоззрение по сути своей линейно — распинаемый Вседержитель и разбойник, “во едином часе раеви сподобивыйся”, не умещаются в него. Таким образом, не просто Христос, но  Христос распятый  (см. 1 Кор 1:23) является краеугольным камнем во всем диалоге с исламом,  и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит  (Мф 21:44). Мусульманское мировоззрение не способно объективно принять факт Распятия, оставаясь мусульманским. Мусульмане говорят: что касается распятия, то полностью этот стих Корана звучит так: “а они не убили его, и не распяли, но  это только представилось им  (4.157)”; Христос и не был распят на самом деле, но иудеям, римлянам и Его ученикам  представилось , то есть  показалось , что Его распяли. Отсюда и все последующие свидетельства. Отвечая, нужно отметить тот факт, что ни одно из произведений первых двух веков существования христианства не ставит под сомнение распятие Христа. С этим нельзя не считаться. Сравнив между собой сведения об этом Событии, которые доносят до нас памятники, разные по типу (археологические и письменные), написанные разными людьми (философами, историками, проповедниками, юристами, политическими деятелями), с разным личным отношением к описываемому (еретиками, язычниками, иудеями и христианами), в разных жанрах (письма, хроники, стихи, проповеди, апологии, философские трактаты и даже комедии), с разными целями (свидетельствование, назидание, опровержение) и в разном контексте, мы увидим, что они совпадают самым поразительным образом. Совершенно точно говорится, что казнен был именно Иисус Христос. При этом сообщаются следующие подробности:

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

Пророку открывается еще одна будущая сторона нравственного развития, принадлежащая исключительно Христианскому обществу; это равнодушие к наживе и богатству, любовь к которым составляла язву и Иудейского общества (ср. I, главу), как и всех языческих культурных стран; он видит еще презрение к той науке,-которая так ценилась в Риме,-это делать белое черным и на оборот, к той язве софизма, которая способствовала извращению правильного мышления в древних обществах. Очевидно, что очам его открывается мир, которого он в свои времена видеть не мог, мир любви, презрения к богатству, отвращения от лжи и тяжеб. (Ср. Иак. 3:6,8–12, 4:1–3 ; 1Кор. 6:6 ; и см. заповедь Господа о любостяжании Лк. 12:13–15 и притчу Лк. 12:16–21 ). 22 . Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 23 . Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. 24 . Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. Три последние стиха этой главы дополняют и заканчивают главную мысль, высказанную в стихе 17, о превращении пустыни в сад Божий, или другими словами об устроении на земле церкви Божией, в которую открыт доступ всем народам, не только избранному остатку Израиля 1057 , но и тем народам и племенам, которые обозначались названиями пустыни и Ливана. Упоминание в стихе 22 Авраама несомненно должно было напоминать о том обетовании, в котором „все верующие благословляются с верным Авраамом“, как говорил Апостол ( Гал. 3:9 ), ибо ему было сказано от Господа: „благословятся в семени твоем все народы земли“. ( Быт. 22:18 ). Посреди всего этого, наполняющего весь мир, разноплеменного потомства Авраама по вере, выделяются верующие из народа обетования под именем детей Иакова. Долго они были уверены в том, что они одни суть наследники обетования; некоторые пророческие указания Моисея, как напр. Втор. 32:43 были забыты ими; забыты или непоняты ими многие из Псалмов 1058 ; непоняты ими были: чудо очищения от проказы Неемана Сириянина Елисеем и проповедь Ионы в Ниневии, которая покаялась 1059 . Наконец пророк Исаия ясно высказывает Израилю, что только „остаток“ спасется и „к Сиону притекут все народы“ ( Ис. 2:2 ). В его пророчествах неизменно указывается, что „когда Иаков даст отпрыск и расцветет Израиль“.... то „наполнится плодами вселенная“ ( Ис. 27:6 ). И здесь: „Господь искупил Авраама“, означает, что не один Иаков искуплен Господом, а все народы, о которых Господь сказал Аврааму: „благословятся в семени твоем все народы земли“. Иаков не побледнеет, потому что он восполняется всеми верующими. „Спасение от Иудеев“, сказал Господь ( Ин. 4:22 ), ибо Он родился среди них, но „всякий, кто призовет имя Господне, спасется“. ( Деян. 2:21 ; Иоил. 2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010